Носовые звуки во французском языке происхождение. О носовых гласных в праязыке. II дистантная палатализация

Упражнение 1. Ознакомьтесь с особенностями произношения гласных.

НОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ

Во французском языке четыре носовых гласных звука: [ɑ̃], [ɔ̃], [ε̃], [œ̃]. Последний нередко заменяется звуком [ε̃]. Носовые звуки произносятся так же, как и соответствующие неносовые, с той разницей, что нёбная занавеска, продолжающая нёбо, опущена, в связи с чем выдыхаемый воздух проходит одновременно через рот и через нос. После носового гласного не следует произносить [m] или [n], пусть даже ослабленное.

Рисунок 1

На рисунке (положение Б) показано, как при произнесении носовых гласных опускается нёбная занавеска, и открывается ход в носовую полость, и выдыхаемый воздух резонирует не только в полости рта, но и в полости носа.

Упражнение 2. Гласный [ɑ˜ ]. Слушайте и повторяйте.

˜ –ɑ˜ –ɑ˜ –ɑ˜ ]

Упражнение 3. Гласный [ɔ˜ ]. Слушайте и повторяйте.

а) Произношение звука отдельно и в слогах.

Упражнение 4. Гласный [ε˜ ]. Слушайте и повторяйте.

а) Произношение звука отдельно и в слогах.

˜ –ε˜ –ε˜ –ε˜ ]

б) Произношение звука в словах.

Упражнение 5. Гласный [œ˜ ]. Слушайте и повторяйте.

В современном французском гласный [œ˜ ] замещается гласным [ε˜ ]. В данном курсе он представлен для демонстрации, однако тренировка его произношения не обязательна.

Устаревшее произношение с гласным [œ˜ ]

Упражнение 6. Слушайте и повторяйте фразы.

C’est vraiment extrêmement navrant.
Laurent ira en France pendant les vacances.
Jean marche lentement en regardant toujours de l’avant.
L’enfant de Jean aura quatre ans le trente décembre dans un an.
Les bons comptes font les bons amis.
Simon et Gaston sont en prison.
Les bonbons de tonton Simon sont très bons.
Il n’est pas la question que tu mettes ce blouson sans bouton.
Qui n’a rien ne craint rien.
Le gardien vient chez Lucien mais ne dit rien.
Mon jardin est plein de jasmins blancs ce matin.
Le parfum de menthe est commun.
Lundi quelqu’un m’a emprunté un livre.
Mon ami Humbert est brun.

‹‹ Предыдущее |Следующее ››

Артикуляция фонем

Гласный [ɑ̃]

Звук [ɑ̃]: носовой гласный заднего ряда, открытый. Положение языка и губ то же, что и для гласного [ɑ], но небная занавеска опущена, благодаря чему гласный звук приобретает носовой тембр.

Гласный [ɔ̃]

Звук [ɔ̃]: положение речевого аппарата при произнесении [ɔ̃] такое же, что при произнесении [ɔ], но губы округлены сильнее, а небная занавеска опущена, благодаря чему гласный звук приобретает носовой тембр.

Гласный [ε̃]

Звук [ε̃] - носовой звук переднего ряда. При произнесении [ε̃] положение органов речи такое же, как и при произнесении [ε], но небная занавеска опущена, благодаря чему струя выдыхаемого воздуха выходит одновременно через полость рта, и звук приобретает носовой тембр.

Гласный [œ̃]

Звук [œ̃] - носовой звук переднего ряда, округленный. Положение языка и губ то же, что и при произнесении звука [œ], но небная занавеска опущена, благодаря чему звук приобретает носовой тембр. В современном французском данный звук встречается довольно редко.

Exercises

Данный этап предназначен для работы с лексико-грамматическим материалом урока.

Translation

Данный этап предназначен для закрепления полученных знаний.

  • 10. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем.
  • 11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.
  • 12. Исторические чередования фонем.
  • 13. Падение редуцированных гласных фонем и последствия этого явления.
  • 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.
  • 15. Палатализация заднеязычных.
  • 17. Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция
  • 18. Слог. Слогораздел. Типы слогов.
  • 19. Фонетическое слово. Ударение
  • 20. Речевой такт. Интонация
  • 21. Ударение. Интонационные конструкции
  • 21. Фраза. Интонация
  • 22. Понятие об орфоэпии
  • 23. Основные правила русского литературного произношения.
  • 24. Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
  • 25. Произношение отдельных согласных звуков.
  • 26. Произношение групп согласных.
  • 27. Произношение некоторых грамматических форм.
  • 28. Произношение некоторых аббревиатур. Особенности произношения иноязычных слов.
  • 29. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.
  • 30. Развитие русского литературного произношения.
  • 31. Грамматическое кодирование
  • 32. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): причинность.
  • 33. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): следствие, результат, цель.
  • 34. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): превращение, изменение
  • 35. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): взаимодействие, группировка, общность, объединение
  • 36. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): разделение, влияние, условие, вхождение.
  • 37. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): соответствие, управление, подчинение, зависимость.
  • 38. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки):свойство, необходимость, возможность, вероятность, есть, нет.
  • 39. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки): истинность, ложность.
  • Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.
  • Предназначение семантического кода. Термин «смысл».
  • Предназначение семантического кода. Текст. Информация. Гипертекст в освоении информации.
  • 43. Грамматический и семантический анализ при семантическом кодировании.
  • 44. Русский семантический словарь сочетаемости и ассоциативный словарь при семантическом кодировании.
  • Предназначение семантического кода. Системный изоморфизм.
  • Предназначение семантического кода. Принцип необходимого и достаточного.
  • Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
  • 48. Предназначение семантического кода. Принцип иерархичности/ неиерархичности.
  • 49. Предназначение семантического кода. Системная метафоричность.
  • 50. Ситуативный (ситуационный) семантический код.
  • 51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
  • 52. Основные задачи и ключевые понятия речевого интерфейса.
  • 53. Исторический обзор проблемы распознавания и синтеза речи.
  • 54. Системы автоматического синтеза речи. Практические приложения речевого интерфейса.
  • 55. Системы автоматического распознавания речи. Практические приложения речевого интерфейса.
  • 56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.
  • 57. Структура речевого сигнала. Анализ и синтез. Спектрально-временные характеристики речевого сигнала.
  • 58. Информационная и модуляционная структура речевого сигнала.
  • 59. Методы синтеза речевого сигнала. Обобщенные математические модели описания речевых сигналов.
  • 60. Методы синтеза речевого сигнала. Геометрическая модель речевого тракта.
  • 61. Методы синтеза речевого сигнала. Формантная модель.
  • 62. Компиляционные методы синтеза речевого сигнала.
  • 63. Методы анализа речевого сигнала.
  • 64. Метод цифровой фильтрации речевого сигнала. Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф. Метод цифровой фильтрации
  • Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф
  • 65. Спектральный анализ на основе линейного предсказания. Формантно-параметрическое описание речевого сигнала. Спектральный анализ на основе линейного предсказания
  • Формантно-параметрическое описание речевого сигнала
  • 66. Метод кепстральных коэффициентов. Особенности восприятия речи. Свойства рецептивного восприятия речи человеком. Метод кепстральных коэффициентов
  • 67. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов. Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов
  • Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала
  • 68. Свойства восприятия минимальных смыслоразличительных элементов речи
  • 69. Синтез речи по тексту. Структура синтезатора речи по тексту.
  • Структура синтезатора речи по тексту Ключевые понятия:
  • 70. Лингвистический процессор. Предварительная обработка текста. Пофразовая обработка текста.
  • Предварительная обработка текста
  • Пофразовая обработка текста
  • 71. Пословная обработка теста. Пример работы лингвистического процессора. Пословная обработка текста
  • Пример работы лингвистического процессора
  • 72. Просодический процессор
  • 73.Фонетический процессор. Артикуляторно-фонетический процессор. Формантный фонетический процессор.
  • 74. Аллофонный фонетический процессор. Акустический процессор.
  • 75. Аппроксимация геометрии речевого такта. Акустический процессор, основанный на компиляционных методах синтеза речи.
  • 76. Классификация систем автоматического распознавания речи. Методы автоматического распознавания речи.
  • 77. Классификация методов распознавания речи.
  • 78. Метод динамического программирования.
  • 79. Метод скрытых марковских моделей.
  • 80. Структурно-экспертные методы распознавания речи. Экспертный подход к фонемному распознаванию речи.
  • 81. Проблемы обучения в распознавании речи и методы создания эталонных слов. Метод создания многокластерных эталонов речи.
  • 82.Проблема плотных упаковок. Формульное представление знаний как вариант плотных упаковок.
  • 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.

    Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и т. д.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим.

    Взаимозамена звуков (альтерна́ция) в одних случаях связана с определенными фонетическими условиями (ср. чередование корневых гласных в словах старый - старик - старина), в других же случаях- никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (ср. чередования согласных в словах друг - дружок). На этом основании чередования звуков делят на два типа - чередования фонетические (или фонетически обусловленные) и нефонетические (или фонетически необусловленные). Фонетические чередования звуков иногда называются позиционными, аллофонемными, живыми. Нефонетические чередования звуков чаще всего называют историческими, реже - традиционными, непозиционными, фонемными, морфологическими, грамматическими, мертвыми и т. д.

    К историческим чередованиям гласных фонем относится чередование «a» с носовыми согласными или сочетаниями «он», «ин», «ем», «им»: имя – имена, память – запоминать, жать, жну.

    Исследования связывают подобные чередования фонем с наличием в древнерусском языке носовых гласных звуков.

    Носовые гласные были унаследованы древнерусским из общеславянского. В наше время они сохранились лишь в польском языке. Но о том, что они были в древнеславянском языке свидетельствует пример: слово зуб в макдонском языке произносится как зъмб, дуб – дубъм, где на месте русского чистого неносовго звука «у» или «а» поизносится сочетание согласного с носовым согласным.

    В древнерусском языке эти носовые гласные произносились как «о» или «э» с «м» или «н».

    В старославянском для обозначения на письме носовых звуков были специальный буквы «юс малый» и «юс большой». В древнерусском письме тоже употребляли эти буквы даже тогда, когда носовых уже не было.

    В древнерусском языке они изчесли уже во второй половине 9 века и заменились чистыми гласными.

    Носовые гласные появлялись только тогда, когда сочетания чистого гласного с носовым согласным создавали закрытый слог.

    Чередование «а» «ем» «им» «йм»: снять – съемка – снимать, обнять – обнимать - обойму, взять – взимать – возьму.

    Чередование «а» «у» «он «ен»: звякать – звук – звонкий – звенеть, грязь – груз, трус – тряска.

    Чередование «у» «м»: надуть – надменный.

    15. Палатализация заднеязычных.

    Палатализа́ция (от лат. palatum - среднее нёбо) - особенность артикуляции согласного звука, связанная в общем случае с продвижением языка в более переднюю зону.

    В синхронном описании фонетической системы языка под палатализацией понимают подъём средней части языка к твёрдому нёбу, происходящий одновременно с основной артикуляцией согласного. Например, для русского [б’] основная артикуляция - смыкание губ друг с другом и последующее быстрое размыкание (взрыв), палатализация же - дополнительная артикуляция. Палатализация может сочетаться с любой артикуляцией, кроме среднеязычной; таким образом, палатализованными могут быть все согласные звуки, кроме палатальных. В Международном фонетическом алфавите палатализация обозначается знаком [j] вверху справа от знака соответствующего согласного, в русской фонетической традиции - апострофом.

    В русском литературном языке палатализованные («мягкие») согласные в большинстве случаев имеют «твёрдые» пары: так, [б] и [б’] оказываются противопоставлены по признаку дополнительной артикуляции ([б] - веляризованный, [б’] - палатализованный), все прочие признаки (место и способ образования, наличие голоса) у них одинаковы. Таким образом, для большинства русских согласных наличие/отсутствие палатализации является различительным (дифференциальным) признаком, т. е. имеет фонематическую значимость: существуют слова, различающиеся лишь твёрдостью/мягкостью согласного, например пы́[л] - пы́[л’].

    Следует заметить, что «мягкими» в русской традиции принято называть не только палатализованные согласные, но и палатальные.

    В исторических описаниях разных языков палатализацией называют разнообразные качественные (т. е. затрагивающие основную артикуляцию - место и (или) способ образования) изменения согласных под воздействием гласных переднего ряда либо [j] (начальная фаза этих изменений обычно связана с палатализацией в первом значении).

    Например, в истории праславянского языка принято говорить о трёх палатализациях заднеязычных согласных (иногда используется термин переходное смягчение):

    первая палатализация - переход [k], [g], [x] (заднеязычных ) соответственно в шипящие [č"], [ž"], [š"] перед гласными переднего ряда (кадити - чадъ, гърдло - жьрдло, ходити - шьдъ; в современном русском языке отражается в виде позиционных чередований при словообразовании: рука - ручка, ручной, вручать; друг - дружок, дружно, дружить; порох - порошок, запорошить);

    вторая палатализация - переход тех же согласных в свистящие [c], [z], [s] перед гласными переднего ряда нового происхождения (из прежних дифтонгов: цѣна - ср. лит. kainà; в виде живых чередований в русском языке уже не существует, но, например, в украинском и церковнославянском сохраняется, ср. в фразеологизмах: облакъ - темна вода во облацѣхъ, Богъ - почити въ Бозѣ, воздухъ - на воздусѣхъ);

    третья палатализация (прогрессивная; прошла непоследовательно и не во всех славянских диалектах) - переход [k], [g], [x] в [c], [z], [s] после гласных переднего ряда (пророкъ - прорицатель, льгъкъ - польsа).

    Кроме того, ещё находясь в стадии, переходной от статуса праиндоевропейского диалекта к статусу самостоятельного языка, праславянский язык пережил так называемую сатемизацию, которая также является переходной палатализацией.

    Уже в письменную эпоху русский, как и другие славянские языки, подвергся непереходной палатализации заднеязычных: кы, гы, хы> ки, ги, хи.

    Заднеязычные при палатализации обычно проходят через несколько ступеней. Например: k">t">ts">c".

    Термин палатализация используется также при описании исторических изменений согласных в романских, индийских, финно-угорских и других языках.

    16. Чередования, обусловленные сочетанием с .

    Под чередованием (морфонологическим) понимается более или менее регулярная в определенной позиции (в сочетании с определенными морфами) мена гласных или согласных фонем в пределах морфемы.

    ю=j+у; я=j+a; е=j+э; ё=j+о

    Согласный [j] занимает в этой системе особое место. Он всегда мягкий, т.к. при его обр-и есть только основная артикулярная средн. спинки языка и средн. нёба и нет добавочной.

    (Артикуляция – работа, которую соверш. органы речи, чтоб получить звук (артикуляционный/физиологический аспект звука речи))

    Поскольку j (разного происхождения) встречается в сочетании с определенными морфемами, то случаи смягчения конечных согласных корня ассоциировались с позициями перед этими морфемами

    "

    Где присутствуют четыре носовые гласные: «ɛ̃» носовое, «ɑ̃» носовое, «ɔ̃» носовое и «œ̃» носовое.

    Когда-то носовые гласные были и в славянских языках . Так, например, в старославянском языке они обозначались специальными буквами - юсами ѫ (о носовое) и ѧ (э носовое). Кроме того, носовые гласные сохранил польский язык. Отличительная особенность польской артикуляции носовых - запаздывание носового призвука относительно основного звука, в то время как во французском они произносятся одновременно.

    Список языков, в фонетической системе которых есть носовые гласные

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Скиллачи, Сальваторе
    • Гармодий и Аристогитон

    Смотреть что такое "Носовые гласные" в других словарях:

      носовые гласные - Гласные, произносимые с включением носового резонатора, т. е. с опущенным мягким нёбом, в результате чего струя воздуха выходит одновременно и через рот, и через нос, что придает гласному звуку носовой тембр и понижает высоту тона. В pyccкoм… … Словарь лингвистических терминов

      Гласные - Гласные класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса (шёпотные гласные … … Лингвистический энциклопедический словарь

      Гласные - Запрос «Гласный» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Гласные тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько нибудь существенного… … Википедия

      Гласные - звуки образуются из музыкального тона, результатадеятельности голосовых связок (так называемого голосового тона),модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет вданном случае роль надставной трубы у духовых инструментов, т. е … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Гласные звуки - ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, образуемые голосом, причем шум от сближения органов произношения настолько слаб, что не воспринимается слушающим, как характерный признак звука. Г. З. получаются, если голос, образовавшийся в гортани, на пути своем… …

      Носовые звуки - НОСОВЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, гласные и согласные, получающиеся в том случае, если нёбная занавеска, отгораживающая полость носа от полости рта, поднята, проход для воздуха через нос открыт, и выдыхаемый звучащий воздух (голос) выходит одновременно… … Литературная энциклопедия

      Носовые звуки - НОСОВЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, гласные и согласные, получающиеся в том случае, если нёбная занавеска, отгораживающая полость носа от полости рта, поднята, проход для воздуха через нос открыт, и выдыхаемый звучащий воздух (голос) выходит… … Словарь литературных терминов

      Гласные (звуки речи) - Гласные, звуки речи, противопоставленные согласным. Сочетаясь в слоге с согласными, Г. всегда образуют его вершину, т. е. выполняют функцию слогоносителя. Источником звука в Г. является голос, образуемый в гортани благодаря квазипериодическим… … Большая советская энциклопедия

      Носовые согласные - образуются при помощи опущенного мягкого нёба, при котором воздух проходит через нос. Оральная полость по прежнему служит в качестве резонансной полости для создания звука, но воздух проникает не через рот, поскольку он блокируется губами или… … Википедия

      Гласные звуки - образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в данном случае роль надставной трубы у духовых инструментов, т. е.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Одним из важнейших проявлений ЗОС было образование носовых гласных в конце слова и перед согласными: ę (носовой переднего ряда) иǫ (носовой заднего ряда). Если в состав дифтонгических сочетаний входили гласные переднего ряда (*ē, *ĕ*ī,*ĭ), то образовывался носовой переднего ряда ę . Если в состав дифтонгических сочетаний входили гласные заднего ряда (*ā,*ǎ,*ō,*ŏ,*ū,*ŭ), то образовывался гласный заднего ряда ǫ .

    Примечание. К.А. Тимофеев отмечает, что носовых гласных на определенном этапе развития праславянского языка было больше, чем два (например,ě носовой). При этом первоначально носовые гласные были позиционными вариантами соответствующих неносовых гласных.

    Также К.А. Тимофеев выделяет носовые, образованные из * ,* /* ,* .в закрытых слогах: *d ti > dŭmti > dъmti > dǫti (Д@ТИ- ДЪ М@, ДЪ МЕШИ).


    Условия образования:

    1) В конце слова дифтонгические сочетания с m и n перешли в назальный звук. (В конце носовой возникает только в сочетании m и n с а и е . В случае сочетания остальных гласных с носовыми согласными носовые гласные не образуются: *orbŏm rabъ ,*gostim gostь , padŏm padъ ).

    2) В положении перед согласным возникали ę илиǫ .

    В положении перед гласным звуком дифтонгические сочетания распадались: гласный оставался в исходном слоге, а согласный переходил к следующему слогу, открывая предыдущий.

    Изменение дифтонгических сочетаний с носовыми согласными

    В старославянском языке были известны два носовых: один заднего ряда – ǫ (о носовой ) (в кириллице - @), другой переднего ряда – ę (е носовой ) (в кириллице - #).

    Перед гласными Перед согласными, в конце слова Перед гласными Перед согласными в конце слова
    *en→e + n *on | *an→ o + n
    *em→e + m *om | *am → o + m
    *in→i + n *on | *an → a + n
    *im→i + m ę *om | *am → a + m ǫ
    *ьn→ь + n *ъn (*ŭn) → ъ + n
    *ьm→ь + m *ъm (*ŭm) →ъ + m
    *imena > imena (ИМЕНА) *imen > imę (ИМ#) *zvŏnos > zvonъ (ЗВОНЪ) *zvonkos > zvǫkъ (ЗВК@Ъ)
    *pominati > pominati (ÏÎÌÈÍÀÒÈ) *pamintь > pamętь (ПАМ#ТЬ) *opona > opona (ОПОНА) *pontŏs > pǫto (П@ТО)

    Примечание. При монофтонгизации первоначально *m→ n (С.Б. Бернштейн), но не все ученые согласны с этим положением.



    Вторичное смягчение заднеязычных согласных *k, *g, *ch:

    II палатализация

    После монофтонгизации дифтонгов происходит изменение заднеязычных согласных *k , *g , *ch перед гласными ē и i из дифтонгов в свистящие палатализованные согласные.

    *k *i *ē c’ *kaina > c’ena (ЦhНА)
    *g + (< *ai,*oi,*ei) > d’z’ > z’ *goilo > d’z’elo (Sh``ЛО)
    *ch s’ *douchoi > dus’i (ДQСИ)

    Примечание. Заднеязычный *g измененился первоначально в d’z’, но вскоре аффриката утрачивает затвор и превращается в z".

    В результате данного процесса возникло чередование k , g , ch сc ’, z ’, s ’.


    Изменение сочетаний *kv,*gv,*chv перед *ě,*i (< *ai,*oi):

    II дистантная палатализация

    Смягчению подвергались задненебные согласные в сочетаниях *kv,*gv,*chv (*kv→kv ۟۟→c’v ۟, *gv gv ۠→z’v ۟,*chv chv s’v ۟).

    Сочетания Примеры
    *kvoi > c’v۟ě *kvoitъ > c’v۟ětъ (ЦВhТЪ)
    *gvoi > z’v۟ě *gvoidda > z’v۟ězda (ЗВhЗДА)
    *chvoi > s’v۟i *vъlchvoi > vъls’v۟i (ВЛЪСВИ)

    Примечание. Существует и другое понимание данного процесса: изменение в сочетаниях согласных*kv,*gv,*chv. При этом первоначально смягчению подвергается *v перед ě и i из дифтонгов (*v→v’).

    Это смягчение произошло в диалектах, которые легли в основу южных и восточных славянских языков.

    Третье смягчение заднеязычных согласных *k, *g, *ch:

    III палатализация

    После монофтонгизации дифтонгических сочетаний нарушилась автономность слогов в слове, в результате звуки предшествующего слога стали влиять на звуки последующего стола и стали вызывать их изменения: гласные переднего ряда на заднеязычные согласные, начинающие следующий слог. Это прогрессивная (бодуэновская) ассимиляция .

    *i *i *k c" *likon > lic"o > lic"e (ЛИЦЕ)
    *in > *ę + *g > d"z" > z" *stьga > stьd"z"a (СТЬSА)
    *ir > *r *ch s" *vьcha > vьc"a (ВЬС")

    Примечание: третью палатализацию условно можно назвать законом, т.к. изменения заднеязычных происходили непоследовательно: заднеязычные не изменялись в свистящие, если после них находились ъ , y , согласный n (*dvignǫti (но*dviz"аti),*stьgna (но *stьz"a) и т.п.). Это можно обяснить двояким образом:

    1)невыявлены все условия проявления данного процесса.,2) вероятно, тенденция к передвижке артикуляции начала ослабевать (т.е. отражается постепенное затухание данной тенденции).

    Г.А. Турбин, С.Г. Шулежкова предлагают называть данный процесс тенденцией к палатализации.

    Даннаяфонетическая тенденцияпроявлялась и в заимствованных словах(*kŭning →kъnęd"z"ь→ kъnęz"ь, *pfenning→pěnęd"z"ь→ pěnęz"ь и т.п.)

    Изменение согласных под влиянием *j

    Ранний процесс

    Все твердые согласные смягчались перед *j.

    *kj*gj*chj*sj *zj *rj*lj*nj *pj*bj*mj *vj
    ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
    č" ž" š " š " ž" r" l" n" pl" bl" ml" vl"
    *sēkja > seč"a (СhЧА) *morjon > mor"e (МОР~) *pjeuati > pl"evati (ПЛЕВАТИ)
    *storgja > straž"a (СТРАЖА) *poljon > pol"e (ПОЛ~) *bjudo > bl"udo (БЛЮДО)
    *suchja > suš"a (СQША) *klonjǫ > klon"ǫ (КЛОН@) *zemja >zeml’a (ЗЕМЛ")
    *nosja > noš "a (НОША) *lovjǫ > lovl"ǫ (ЛОВЛ@)
    *rēzjǫ > rež"ǫ (РhЖ@)

    Заднеязычные согласные *k,*g,*ch изменились перед *j в шипящие č’,ž’,š’.

    Примечание: вероятно, I палатализация и изменения *kj, *gj, *chjпроисходили в одно и то же время, о чем свидетельсвует одинаковый результат. Есть предположение, что и сам процесс первого смягчения был вызван развившимся перед гласными переднего ряда йотообразным призвуком.

    К.А. Тимофеев предлагает рассматривать возникшие чередования перед *j как фонетически не обусловленные, т.к. звук j, вызвавший счягчение, ассимилировался со смягченным согласным. (*suchja→ such’ja→ suš"ja → suš"a). А первое смягчение относит к фонетически обусловленным.

    Зубные согласные *s,*ch изменились перед *j в шипящий š’, *z → в шипящий ž’. Зубные согласные *r,*l, *n изменились перед *j в r’,l’,n’, не изменяя своего основного звучания.

    В сочетаниях губных *b,*p,*m,*v с *j развивался звук l’ на месте йота. Это l-epenthetikum. (В научной литературе существует спор: это звук, возникший в результате трансформации йота или же звук, возникший в результате смягчения губных?)

    Изменение групп согласных

    Les voyelles nasales

    [ɑ̃- ɔ̃- œ̃- ɛ̃]

    Постановка носовых гласных представляет наибольшие трудности, поэтому переходить к ним нужно лишь только после того, как поставлены все не носовые, ротовые гласные.

    Назальные звуки

    Во-первых, потому что к этому времени речевой аппарат уже достаточно тренирован и приобрел необходимую гибкость. Во-вторых, потому что все носовые гласные (кроме [ɔ̃]) имеют соответствующие ротовые парные и когда уже создан их более простой стереотип, то остается лишь отработать одно быстрое движение нёбной занавески, совершенно одинаковое при всех носовых гласных. Подобная градация трудностей очень облегчает постановку носовых гласных.

    В произнесении носовых гласных можно различить три основные ошибки, связанные с тем, что произносительные навыки и особенности произношения гласных звуков в русском языке и во французском различны:

    1. Основной ошибкой следует считать чрезмерную назализацию, гнусавость носовых гласных. Это наиболее распространенный дефект,культивируемый часто самими педагогами. Когда звук не получается, а преподаватель не понимает причины, то в качестве некой панацеи он предлагает его произносить «больше в нос». Чрезмерная назализация лишает носовые гласные звучности и красоты.

    Не надо забывать, что при артикуляции носовых гласных струя воздуха должна попасть одновременно и в равной пропорции в полость рта и носа. Для большинства не представляет труда направить струю воздуха через нос, направить же ее через рот гораздо труднее. Таким образом, основная трудность заключается не в неумении владеть движениями нёбной занавески, а в неумении достаточно опустить спинку языка, открыть проход струе воздуха через рот. При владении «техникой зевка» эти трудности уменьшаются, становится гораздо легче правильно распределить струю воздуха между обоими резонаторами.

    2. Вторая ошибка связана с неумением удержать органы речи в неподвижном состоянии в течение всей второй фазы артикуляции (выдержки), в неумении сохранить однородность гласного на все время его звучания. У большинства легче получаются короткие носовые гласные, чем долгие, где нужно дольше сохранять однородность звучания, т.е. непривычно низкое расположение челюсти и спинки языка.

    а) От движения челюсти во время произнесения звука возникает дифтонгизация гласного, к носовому как бы добавляется призвук [u]:
    «an» звучит как [а u ], «оn» звучит как [о u ] и т. д.

    б) От движения спинки языка возникает согласный призвук, напоминающий английский звук [ŋ]. Он зависит от того, что спинка языка поднимается вверх, к нёбной занавеске раньше, чем заканчивается звучание гласного. Так «аn» звучит как [ɑ̃ŋ], «оn» звучит как [ɔ̃ŋ] и т. д.

    3. Третья ошибка связана с неумением быстро перемещать нёбную занавеску. Возникает она при произнесении долгих носовых гласных перед согласными [р - b | t - d] и заключается в том, что в данных сочетаниях звучит соответствующий носовой согласный:

    tomber звучит

    tampon звучит

    sonder звучит

    peinture звучит и т. д.

    Объясняется это явление тем, что артикуляции [р - b - m] и одинаковы, за исключением расположения нёбной занавески. » Произнося после носового гласного (т. е. при опущенной нёбной занавеске) согласные р - b], студенты не успевают до начала звучания согласного достаточно быстро и резко поднять нёбную занавеску и перекрыть вход в полость носа. Воздух проникает туда и тогда неизбежно звучит [m] перед согласными [р - b] и [n] перед .

    Большое значение имеет очередность введения гласных. Начинать надо с постановки задних гласных, так как при них напряжение будет в задней части языка, что облегчает удержание спинки его в низком положении. Из задних гласных лучше начинать с [ɑ̃ [, так как последним ротовым гласным был его парный [а]. Это создает стройность системы постановки гласных. Кроме того, при звуке [ɑ̃] положение языка самое низкое, а это облегчает проникновение струи воздуха в ротовую полость. Если звук [ɑ̃] встал хорошо, то обычно постановка [ɔ̃] не вызывает трудностей.

     
    Статьи по теме:
    Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
    «Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
    Презентация по теме безопасность опасные предметы
    Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
    Основные идеи философии эпикура
    15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
    Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
    Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг