Откуда берутся качества души? Рождение новых душ

Об этих двух святых пророках — Моисее и Илие, - явившихся и беседовавших со Христом во время Его Преображения, я вспомнил сегодня для того, чтобы пояснить точку зрения Православной Церкви на индуистскую теорию переселения душ, иначе — теорию реинкарнации. Необходимость в этом есть, поскольку даже в церковной среде, а теперь иной раз и на деревенских приходах, как это ни печально, встречаются случаи, когда в беседе со священником прихожанин, считающий себя православным христианином, вдруг открывает, что он (или она) верует, будто человек не один раз живёт на земле, а, как учат различные индийские религиозные системы, может возвращаться вновь и вновь в эту жизнь.

Такие люди, — которых даже назвать православными у меня язык не поворачивается, — верят, что душа человека покидает одно тело, чтобы затем войти в новое — в крошечное тельце зародыша, который находится еще в материнской утробе. Таким образом, человек как бы рождается вновь, почему-то забывая о всех предыдущих воплощениях. И так много-много раз он приходит и уходит с этой земли, якобы постоянно совершенствуясь и достигая, наконец, Нирваны, т.е. полного слияния с Абсолютом, а если точнее — полного небытия.

Безусловно, эта ложная теория, проникшая к нам из Индии, сама по себе порождает множество вопросов, например: как возникли разумные самосознающие личности (т.е. души людей), если сам бог индусов — это всего лишь некий жизненный принцип, а не разумная самосознающая личность (т.е. безличностный бог)? Кто же все-таки создал и определил количество имевшихся уже изначально душ? Откуда берутся новые души, необходимые для новых человеческих тел, появляющихся в результате демографического роста населения земли? Ведь если следовать логике этого учения, ее население должно быть постоянным: сколько душ освободилось от тел в результате смерти, столько новых тел (и не более) могут получить душу, чтобы стать человеком. Есть много и других вопросов, но самое печальное заключается в том, что псевдохристианские сторонники идеи перевоплощения ссылками на Священное писание пытаются с помощью Библии доказать объективность этой поистине дьявольской теории.

В подобных случаях обычно ссылаются на девятую главу Евангелия от Марка, где повествуется о том, как трое апостолов сразу после чуда Преображения, свидетелями которого они были, спускаясь вместе с Учителем с горы Фавор, спрашивают Христа: (Мк. 9, 11-13). Объясняя это место, лукавые «перевоплощенцы» говорят: «Вот видите! — значит, Илия-то пророк воплотился в новое тело! Это его душа переселилась в тело Иоанна Крестителя, о котором Христос говорит, что «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели»! Ведь именно Иоанн, называемый Предтечей, пришел перед Христом, проповедовал, а затем был убит».

Лукавство здесь, дорогие братья и сестры, заключается, как и всегда, в заведомо ложной трактовке цитаты, вырванной из общего контекста Священного Писания. Но св. Церковь учит, что для правильного понимания того или иного сложного или спорного отрывка необходимо рассмотреть все аналогичные места Писания, говорящие о том же самом. Только тогда станет понятно — о чем идет речь. Итак, что же говорится, например, об Иоанне Крестителе и об Илие-пророке в Евангелии от Луки? Откроем первую главу: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом <...> И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 13-17). Из прочитанного текста мы с вами узнаем, что не человек, и даже не пророк, а сам Ангел Божий (по учению Церкви это был архангел Гавриил) полностью развенчивает мифическую теорию переселения души пророка Илии в новое тело.

Из слов Архангела становится совершенно очевидным, что новый пророк, который еще только должен родиться, будет иметь такую же духовную силу, какую имел прежде пророк Божий Илия, стяжав тот же самый Дух Божий. Но помимо этого текста мы должны принять во внимание и то пророчество, которое было изречено задолго до Рождества Христова пророком Малахией о будущем служении Илии-пророка, который ко времени Малахии был давно уже взят Богом из материального мира и перемещен в мир духовный. Из пророчества Малахии становится понятно, что Илия-пророк вновь появится на земле непосредственно перед окончанием земной жизни человечества, т.е. перед концом этого мира и наступлением Страшного Суда. Именно об этом и говорит Создатель устами пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6).

Это пророчество, как уже говорилось выше, полностью сочетается с Откровением Иоанна Богослова и именно так понимается всей полнотой Церкви Божией. Итак мы видим, во-первых, что Илия-пророк сохраняется Богом ко дню Второго пришествия Христова в прежнем, хотя и измененном теле, во-вторых, что за все истекшие к тому моменту века никуда его душа не переселилась, да и не может переселиться и, в-третьих, что придет он в том же самом теле. Но ведь и Своим Преображением Христос ясно говорит о том же. Ну в кого, — скажите мне стоящие здесь «перевоплощенцы», - вселялась душа пророка Божия Илии, если он сейчас, на Фаворе, стоит рядом со Христом и говорит о предстоящих Ему крестных муках, о боли и страдании на кресте?...

Но вот вам и еще одно доказательство лживости вашей теории реинкарнации, которую вы пытаетесь оправдать с помощью Евангелия. Рядом со Христом апостолы видят на Фаворской горе еще одного пророка Божия - Моисея. Следовательно, за пятнадцать веков, прошедших со дня его смерти до Рождества Христова он так и не воплотился ни в какого другого человека!? А иначе стоял бы со Христом уже не Моисей, а совсем другой человек! Интересно только — какой по счету, начиная от Моисея? Ведь его душа за пятнадцать веков должна была бы поменять множество телесных оболочек, каждый раз не зная ничего о своем предыдущем воплощении. Однако, Моисей на Фаворе сознавал себя все-таки Моисеем! И апостолы узнали, что это - Моисей. Как они узнали? Духом Божиим, конечно. Таким образом, явление пророков Божиих Илии и Моисея во время Преображения Господа Иисуса Христа отчетливо нам показывает, что никаких перевоплощений никогда не существовало и не существует. Это абсолютно ложная теория. Но кому же она нужна?

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.

Про реинкарнацию уже ответили.В православной догматике наиболее развернутым можно считать изложение этого вопроса у о. Олега Давыденкова:"Мнение о рождении человеческих душ

Наряду с мнением о творении человеческих душ существует другое мнение - о рождении

человеческих душ. Два эти мнения появились одновременно. Если первое мнение впервые

встречается у свщмч. Иринея Лионского, то второе - у Тертуллиана. Тертуллиан учил о некотором

душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые

отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было

отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей

получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий

Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие другие. Блж. Иероним, хотя

сам придерживался креационистского взгляда, тем не менее отмечал, что мнение о рождении душ

Какие места Свщ. Писания приводятся в подтверждение этой гипотезы? Например, Быт. 5, 3.

Здесь сказано, что Адам родил Сифа "по подобию своему и по образу своему". Слова "подобие" и

"образ", вероятно, должны указывать на полноту человеческого состава, т. е. и на душу, и на тело.

Ин. 3, 6: "Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух". Но слово "плоть" -

греческое sarx - у ап. Иоанна Богослова обозначает не только тело, а живое существо во всей его

полноте. Когда ап. Иоанн Богослов говорит, что "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), он имеет в виду

восприятие Словом всего человеческого состава, т. е. тела, одухотворенного разумной душой.

Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и

религиозного опыта. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны.

Например, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения

их духовной организации. Хотя такое же несходство нередко выражается и в телесном составе.

Это мнение находится в противоречии с простотой и несложностью души. К тому же мы не можем

точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери

или от обоих родителей? Этот вопрос невозможно даже ставить, поскольку никаких оснований для его

решения нет. Законы духовного мира нам неизвестны, и образ происхождения одной души от другой

определить мы не можем. Св. прав. Иоанн Кронштадтркий пишет, что душа рождается от другой души

по образу того, как свет рождается от света и огонь рождается от огня.

После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о

творении человеческих душ из ничего, однако в более позднее время широкое распространение

получило мнение о рождении человеческих душ. Большинство современных православных богословов

придерживаются мнения о рождении человеческих душ.

В действительности две эти гипотезы не противоречат друг другу, скорее наоборот - восполняют

одна другую. Можно предположить, что душу - духовную природу - человек получает от родителей,

так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого

Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных

сил и способностей человека, ведь человек - это не просто повторение своих родителей или

механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек -

это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена

непосредственным воздействием Бога. "

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Во всех православных материалах говорится о свободной воле человека и о том, что благодаря выбору между добром и злом, осуществленному этой волей, человек получает спасение или муку вечную. Но разве направление и сила воли не зависят всего от двух факторов: 1) врожденных качеств души, 2) того, где, кем и в каком окружении человек воспитывался? Первый фактор зависит от Бога как творца души, второй так же от Бога, так как именно Он посылает душу в конкретную точку пространства-времени. Человек не может выбрать, кем ему родиться или как себя воспитывать. Чтобы осознать необходимость самоисправления и самовоспитания во взрослом возрасте, человек уже должен иметь набор необходимых для этого качеств, полученных от Бога и не убитых воспитанием.

Не получается ли так, что тех людей, которые не смогли прийти к спасению в силу врожденной или приобретенной слабости воли для преодоления страстей, или воспитанной ненависти (или безразличия) к Богу, Бог создал специально для мучения- сначала в этой жизни, а потом в жизни вечной? Это совсем не похоже даже на самую слабую любовь.

Давно пытаюсь воцерковиться, но вопросы, подобные этому, не дают поверить Богу и полюбить Его. С помощью приходского священника их не смог понять. Спасибо за ответ.

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Относительно каждого человека в святоотеческом наследии нет единого мнения. Одни отцы Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин) полагали, что Бог действительно является Творцом каждой души, другие (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Макарий Великий) – что душа ребенка, хотя и при участии творческой силы Божией, происходит от душ родителей, равно как и тело от тел родителей. Последнее мнение обосновывается утверждением, что в Адаме Господь сотворил все человечество. Как сказано в книге Деяний святых апостолов: “от одной крови Он произвел весь род человеческий” (Деян. 17, 26). То есть Бог творит души не непосредственно, а опосредованно, в соответствии с первой заповедью, данной Адаму и Еве: “плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1, 28), творит из душ родителей. Отсюда следует, что душа, хотя и возникает в результате творения, тем не менее, несет в себе тяжесть первородного греха, чего не было бы, если бы Бог творил наши души как и душу первого человека из ничего. Применительно к вашему вопросу, это означает, что врожденные качества души зависят не от Бога, а во многом определяются наследственностью.

Что касается второй части вопроса об условиях, в которых возрастает и живет человек, то похожим вопросом задавался еще Антоний Великий, который, размышляя как-то о путях Домостроительства Божия помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” И Бог ему ответил следующим образом: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это - душевредно”. По поводу же спасения, мы можем быть уверены в том, что Бог, по слову апостола Павла “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познание истины” (1 Тим. 2, 4). Каждому человеку, где бы он ни родился и в каком бы окружении ни вырос, открыт путь ко спасению и вечной жизни. И у каждого, даже самого закоренелого злодея, есть представление о том, что хорошо, а что плохо. Убийца знает, что убивать плохо. Вор - что нехорошо воровать. В каждом из нас говорит голос Божий – наша совесть. Главное – слушать его и следовать ему.

Архив всех вопросов можно найти

Про реинкарнацию уже ответили.В православной догматике наиболее развернутым можно считать изложение этого вопроса у о. Олега Давыденкова:"Мнение о рождении человеческих душ

Наряду с мнением о творении человеческих душ существует другое мнение - о рождении

человеческих душ. Два эти мнения появились одновременно. Если первое мнение впервые

встречается у свщмч. Иринея Лионского, то второе - у Тертуллиана. Тертуллиан учил о некотором

душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые

отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было

отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей

получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий

Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие другие. Блж. Иероним, хотя

сам придерживался креационистского взгляда, тем не менее отмечал, что мнение о рождении душ

Какие места Свщ. Писания приводятся в подтверждение этой гипотезы? Например, Быт. 5, 3.

Здесь сказано, что Адам родил Сифа "по подобию своему и по образу своему". Слова "подобие" и

"образ", вероятно, должны указывать на полноту человеческого состава, т. е. и на душу, и на тело.

Ин. 3, 6: "Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух". Но слово "плоть" -

греческое sarx - у ап. Иоанна Богослова обозначает не только тело, а живое существо во всей его

полноте. Когда ап. Иоанн Богослов говорит, что "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), он имеет в виду

восприятие Словом всего человеческого состава, т. е. тела, одухотворенного разумной душой.

Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и

религиозного опыта. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны.

Например, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения

их духовной организации. Хотя такое же несходство нередко выражается и в телесном составе.

Это мнение находится в противоречии с простотой и несложностью души. К тому же мы не можем

точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери

или от обоих родителей? Этот вопрос невозможно даже ставить, поскольку никаких оснований для его

решения нет. Законы духовного мира нам неизвестны, и образ происхождения одной души от другой

определить мы не можем. Св. прав. Иоанн Кронштадтркий пишет, что душа рождается от другой души

по образу того, как свет рождается от света и огонь рождается от огня.

После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о

творении человеческих душ из ничего, однако в более позднее время широкое распространение

получило мнение о рождении человеческих душ. Большинство современных православных богословов

придерживаются мнения о рождении человеческих душ.

В действительности две эти гипотезы не противоречат друг другу, скорее наоборот - восполняют

одна другую. Можно предположить, что душу - духовную природу - человек получает от родителей,

так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого

Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных

сил и способностей человека, ведь человек - это не просто повторение своих родителей или

механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек -

это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена

непосредственным воздействием Бога. "

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве