Психология работника: типы отношения к работе. Как изменить отношение к работе, чтобы быстрее сделать карьеру

2 6 519 0

Почти каждый взрослый человек проводит на работе львиную долю своего времени. И, к сожалению, многие из нас хоть раз в жизни понимали, что возвращаться по утрам в привычный офис (на завод, торговую точку, стул натурщицы в школе живописи) нет никакого желания.

Сменить работу не всегда возможно – в городе может не быть альтернативы нашему занятию, которая соответствует специальности, на прежней работе может удерживать зарплата, симпатия к коллеге или обычный страх перемен…

Но разве продолжать мучения – это выход? Ведь иначе необходимость как минимум восемь часов в день проводить там, где не хочется, не назовешь…

Бывает и наоборот – мы относимся к работе так ответственно, что это начинает влиять на другие сферы в нашей жизни.

Проще говоря, необходимость изменить отношение к работе может постичь каждого. Как это сделать? Разберемся в статье.

Слишком хорошо – тоже не хорошо

Мечта множества отечественных работодателей – человек, который проводит на работе чуть ли не все свободное время, прерываясь только на короткий сон и еду прямо возле компьютера. И хоть таковых немного, они обитают в офисных дебрях. Работодателям такое положение вещей на руку – до поры до времени, пока у человека не заканчивается энергия и не наступает профессиональное выгорание. Которое, в свою очередь, может закончиться чем угодно, в том числе – увольнением и побегом в глухую деревню.

Для самого работника неумение правильно распределять жизненные приоритеты, посвящая все время работе, тоже могут быть подходящим вариантом. Но все-таки люди, которых кроме любимого дела ничего не волнует, – это исключение из правила. Большинство испытывает потребность иметь личные отношения, дружеские связи, заботиться о здоровье, отдыхать и заниматься хобби. Полная отдача работе – это скорее временный вариант, жизненный период, который со временем должен уравновеситься другими сферами.

Как пишет Николас Спаркс в своем романе «Чудо любви»: «Кто на смертном одре не пожалел бы о том, что слишком много работал и слишком мало времени проводил с семьей?» С этим сложно не согласиться.

Тем не менее, почему такое количество людей интересует вопрос, как относиться к работе как к работе?

Проблема трудоголизма реальна и распространена по всему миру, правда, неравномерно.

Например, знаменитые трудоголики японцы доработались до того, что в их стране даже созданы специальные клиники реабилитации для людей, страдающих зависимостью от работы, где бедолагам помогают справиться со стрессами и нервными расстройствами, которые стали последствиями переутомления.

Вспомнить о жизни

Чтобы победить в себе трудоголика, очень важно держать в фокусе правильный мотив.

Например, обратить внимание, что все ровесники вокруг уже давно стали дедушками, и самому пора бы для начала хотя бы жениться. Или осознать, что сыну, чтобы узнать отца, который наконец-то добрался до дома из бесконечных командировок, приходится сверяться со старой фотографией. Или вспомнить обеспокоенное лицо врача, когда он смотрел результаты электрокардиограммы.

Освободить время

Чтобы успеть что-то, кроме работы, – нужно время. Как его обрести, если работы столько, что нет ни одной свободной минутки? Есть множество способов.


Сделать паузу

Очень часто вопрос о том, как изменить отношение к работе, связан не с тем, что человеку не нравится его занятие, а с тем, что он банально устал. Даже обожаемое дело, призвание может надоесть, если посвящать ему все свое время. В таком случае наиболее мудрое решение – сменить вид деятельности, отвлечься, сходить хотя бы в короткий отпуск при первой же возможности (желательно, чтобы она наступила раньше пенсии). В это сложно поверить множеству работников, начальники которых так и норовят отправить их в отпуск в феврале не более чем на пять с половиной дней…

Мудрые лидеры давно осознали, что профессиональное выгорание губит эффективность работы, и если видят его симптомы, отправляют подчиненных на отдых буквально принудительно.

Полезное сравнение

А если все наоборот – кажется, что работаешь на самой скучной, тяжелой, низкооплачиваемой работе во всем мире? Например, потому, что на офисной кухне закончился малиновый чай, и начальник в позапрошлом месяце дал премию меньше обычного. Такое впечатление легко исправить, просто наведя справки, что на самом деле творится на мировом рынке труда.

Скажем, вспомнить о людях в Индии, работа которых подразумевает необходимость без оборудования и спецодежды погружаться в канализацию, чтобы прочистить засорившиеся трубы, за пару долларов в день.

Несущественные изменения

Порой мы не можем сменить работу, но понимаем, что относимся к ней неправильно – с большой долей негатива. Возможно, отрицательные эмоции вызваны не работой в целом, а какими-то ее элементами? Например:

  • Работнику не нравится выполнять отдельные функции. Скажем, напоминать клиентам о задолженности. Может, в коллективе есть кто-то, с кем можно поменяться? Например, разгрести за соседа ненавистные бумажки, пока тот запросто сделает звонки.
  • Возможно, негативный отпечаток на отношение к работе откладывают эмоции, которые человек испытывает к коллегам, всем или нескольким. Часто решить проблему может примитивный переезд в соседний кабинет.
  • Часто дискомфорт на рабочем месте вызван и более банальными причинами – например, барахлящим компьютером, плохим освещением, духотой, неудобным стулом, шатающимся столом. Причем нередко люди о таком молчат. Здесь обычно помогает обращение к начальству с просьбой помочь и ее обоснованием – вместо того, чтобы ждать, пока компьютер очнется, можно заниматься поиском новых прибыльных клиентов.

Недостижимый идеал

Нам часто кажется, что хорошо там, где нас нет. На самом деле людей, которые довольны своей работой на 101 процент, крайне мало. Даже если кто-то занимается любимым делом, все равно некоторые участки работы доставляют дискомфорт. Чем их меньше – тем счастливее профессиональная судьба.

Просидеть всю жизнь на нелюбимой работе, имея возможность ее сменить – это преступление против самого себя.

Найти позитив

Этот совет вряд ли применим к упомянутым выше ныряльщикам в канализацию, но большинство профессий мира все-таки позволяют найти хоть что-то хорошее. Это может быть:

  • Достойная, по сравнению с рынком труда, зарплата;
  • прекрасное медицинское обслуживание по страховке;
  • стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
  • близость от дома, что отменяет необходимость проводить по два-три бессмысленных часа, толкаясь в транспорте;
  • отличные отношения с коллегами – когда нет нужды каждый раз, присаживаясь, убеждаться, что на стул никто не подложил кактус, это тоже отлично;
  • гибкий график работы;
  • перспектива получить повышение (желательно, чтобы о нем сообщили, когда сотрудник находится на работе, а не больничной койке из-за нервного срыва и переутомления);
  • традиция компании организовывать веселые праздники для детей сотрудников, и т.д.

Спасибо большое тем, кто откликнулся на — высказал свое видение об этом явлении, дал обратную связь с пожеланиями и предложениями, задал вопросы. Несколько читателей обратили внимание на отношение к изменениям и его роль в сопротивлении изменениям. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос — сфотографируем отношение, понаблюдаем процесс его изменения и познакомимся с конкретными советами по управлению отношениями.

Об отношении…

В словарях под отношением чаще понимают взаимную связь между предметами или явлениями. Но в области управления изменениями речь о другом…

Если попытаться представить «отношение» к изменениям метафорично в виде какого-то физического проявления, то я бы говорил не о силе воздействия, а о поле, о магнитном поле. Когда мы рассуждали о сопротивлении изменениям, то возникал образ некой силы, которая противостоит организационным преобразованиям — подобно силе упругости, возникающий при нанесении удара. Отношение — явление другого порядка, оно притягивает или отталкивает. Когда мы к чему-то относимся хорошо, то помогаем, способствуем его существованию, стараемся притянуть в свою жизнь. Если относимся отрицательно — избегаем, отталкиваем, возможно даже уничтожаем. В последнем случае явно происходит приложении сил. Но это приложением сил скорее не отношение, а последствия нашего отношения. Кристофер Скот предлагает .

Факторы, влияющие на отношение к изменениям

Отношение влияет на то, как человек будет реагировать на изменения. , которые формируют отношения к переменам в настоящий момент: природа изменений; последствия изменений; история изменений; тип личности; индивидуальная история. Можно сказать, получилась этакая статичная фотография отношения в данный момент.

Крутейший специалист по управлению изменениями обращает внимание на отношение, как динамическое состояние. Оно непостоянно и на него можно влиять, нарушая зону комфорта. Дерил предложил шкалу измерения уровня дискомфорта, что позволяет избежать дисфункциональное влияние. Таким образом можно сформировать у сотрудника готовность к переменам, которую .

Киган и Лейхи так же обращают внимание на то, что человек — это не некая константа, а скорее сосуд борьбы и противоположностей:). Люди имеют разные мнения относительно одного явления и внутренние убеждения борются между собой. Помочь перевесить чашу весов в сторону положительного отношения к изменениям можно используя .

Причины негативного отношения

В области управления изменениями большое внимание уделяется негативному отношению сотрудников к переменам. В представлены самые разные взгляды, но в первую очередь обращаю внимание на разностороннюю модель С. Хеллер, выделяющую — рациональный, личный и эмоциональный. Автор также дает конкретные советы о том, как изменять отношения к каждом конкретном случае.

Процесс изменения отношения

Переход от негативного отношения к позитивному представляет собой процесс индивидуальных изменений, в котором разные авторы выделяют свой перечень этапов. Так Дж. Прохазка, апробировал на тысячах людей: отторжение и начало осознания; осознание; решимость; действие; поддержание действия; рецессия и начало нового цикла. Идея состоит в том, чтобы на каждом этапе дать человеку то, в чем он нуждается, а не навязывать силой.

Благодаря наглядности и простоте менеджерам нравится четырехфазная модель изменения отношения сотрудников. Согласно ей, человек вначале отрицает изменения, потом сопротивляется, но осознавая неизбежность начинает проводить разведку «боем» и найдя себя в будущей организации становится приверженцем. При этом на некоторых этапах он проявляет свою эмоциональность, а на других скрывает ее и менеджерам приходится несладко. Подробнее .

Полюса отношения

Как было упомянуто выше, отношение к изменениям может быть со знаком плюс или минус. Кругер выделяет четыре типа отношения сотрудников: сторонники; потенциальные сторонники; противники; скрытые противники. И вывести всех на чистую воду.

Изменение отношения с отрицательного на положительное превращает человека в сторонника, агента перемен. Такой сотрудник не просто становится винтиком, встроенным в новое состояние организации, а занимает активную позицию по отстаиванию интересов, притягивает новое организационное состояние. Д.Майстер для отсеивания агентов перемен от противников предлагает не ходить вокруг да около, а .

Важно отметить, что сотрудники с положительным отношением так же могут оказывать сопротивление и изменять свое отношение во время перемен. , как протекают процессы у людей с разными полюсами — у противников график предстает более кривым.

Способы формирования позитивного отношения к изменениям

Рассмотренные выше факторы, модели, процессы — это одновременно и предложения авторов относительно того, как оказывать влияние на отношение сотрудников к происходящим в организациях переменам. Но выделю еще ряд интересных способов…

С помощью убеждения… В первую очередь в том, что вы, как менеджер, сами привержены планируемым изменениям. Преодолеть неверие сотрудников в намерения руководства поможет .

С помощью повышения готовности… С.Ковалев предлагает помочь сотрудникам Руководитель тоже человек и с его отношением к переменам бывают проблемы. Как руководителю работать с .

С помощью управления установками … Приверженность человека к сильным «родным» установкам способствует необъективному взгляду. не переубеждать, а интегрировать новое к имеющемуся. По мнению Дж.Марш важно понять, об изменениях.

С помощью вовлечения… Попробуйте вовлечь сотрудника в работу по изменениям. Если его отношение негативно — пусть выступит критиком (главное конструктивным). Интересный способ вовлечения предлагает Р.Кантер — .

Не забывайте про социальный аспект — люди влияют друг на друга. И поскольку конечная цель провести не индивидуальные, а организационные изменения, то воспользуйтесь — приложив усилия к изменению отношения 5 % работников организации, добьётесь того, чтобы изменения пустили корни.

Всегда ли можно изменить отношение

Изменение отношения — это управление отношением к переменам. А управление — это всегда затраты. Иногда овчинка не стоит выделки и легче избавиться от сотрудника.

Чтобы корректировать предпочтения сотрудников, и дальше действовать в соответствии с возможностями, выяснив с какими сотрудниками не по пути. В Ситибанк для последнего .

Выводы

Отношение к изменениям является тем фактором, который отталкивает или притягивает желаемое будущее. Его можно изменять, но не всегда это является целесообразным (иногда лучше воспользоваться «непопулярными» мерами).

Организация — социальная система и в целях повышения эффективности управления изменениями усилия по управлению отношениями лучше направить на небольшое количество ключевых сотрудников.

Отношение является динамичным состоянием и даже положительно настроенные сотрудники и инициаторы перемен в определенные моменты испытывают сомнение относительно будущего.

Лидеры перемен, особенно вначале пути, оказываются в меньшинстве. И это постоянно проверяет их отношение к изменениям на прочность. В этом случае важно руководителю не оставаться наедине со своими идеями и переживаниями — существуют разные ассоциации, клубы по интересам, коучи и консультанты.

Успехов в Ваших начинаниях!!!

Инструкция

Посчитайте, сколько часов в неделю вы реально тратите на работу. Приходится ли вас задерживаться на работе и компенсируется ли это? Работаете ли вы по выходным? Сколько времени вы затрачиваете на поездки от дома до работы и обратно? Где вы обедаете? Если на рабочем месте, можно смело плюсовать эти часы к рабочему времени. Если затраченное время слишком велико, это повод задуматься... За время, потраченное на работу (задержки, внеурочные, работа в выходные дни) вы вправе требовать компенсацию – дополнительные выходные дни, отгулы, дни к отпуску или повышение зарплаты. А «пустое» время от дома до работы можно заполнить полезной деятельностью. Например, купить плеер с наушниками и слушать музыку или аудиокниги. Теперь вы не будете воспринимать потраченное на работе время как «убитое». А минус превратится в плюс.

Посчитайте реальный размер вашей зарплаты. Вычтите из него траты на обеды (если обедаете не дома) и на транспорт. Сколько денег вы приносите в семью? Если эта сумма значительно выше прожиточного минимума, может быть, не всё так плохо? Сравните свою зарплату с зарплатами коллег или работников аналогичного предприятия. Подумайте, как часто вам выплачивают премии. Каков размер больничных, отпускных. Хорошая и стабильная зарплата может быть отличной мотивацией для работы.

Разберитесь, что вам мешает в работе. Может быть, коллеги? Как у вас складываются отношения в коллективе? Если вас тошнит от окружающих, можно попробовать либо поставить психологическую стену (ограничить общение), либо реальную – перевестись в другой отдел, филиал, получить свой кабинет. А можно попробовать выстроить отношения с окружающими, хотя это не всегда получается.

Какой у вас босс? Какие у него требования к вашей работе? Если ваш босс платит зарплату вовремя, не по пустякам, может легко войти в ваше положение (например, отпустить домой пораньше по семейным обстоятельствам), позволяет творчески подходить к решению задач – задайте себе вопрос: не стоит ли такое «золотое» начальство, чтобы потерпеть остальные неудобства?

Измените свое отношение к рабочей обстановке. Обустройте свой рабочий стол так, как вам удобно. Поставьте фотографию семьи или поделку сына – какую-то деталь, которая будет напоминать о доме. В крайнем случае – замостите рабочий стол компьютера домашними фотографиями.

Найдите и другие плюсы в работе. У вас есть бесплатный интернет? Может быть, можно беспрепятственно печатать на принтере, например, полезные рецепты для дома. Есть телефон с безлимитным тарифом? А может быть, вас подвозят коллеги и не надо тратиться на транспорт? Все эти мелочи в итоге могут сложиться в один большой плюс.

Едут две женщины, и одна другой жалуется: « Как мне всё надоело! Муж у меня - неудачник, зарабатывает мало, живём мы бедно, денег вечно нет. Дети стали наглые, плохо учатся, грубят, у меня здоровье плохое, начальник меня не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

За её спиной стоит ангел с блокнотом и записывает: «Муж - неудачник, зарабатывает мало, денег нет, дети наглые, плохо учатся, грубят, здоровье плохое, начальник не любит, сослуживцы звери, зарплата маленькая…»

А потом пожимает плечами:» Не понимаю, зачем ей всё это надо. Но, раз заказывает, придётся выполнять…»

Как вы уже понимаете из приведенной метафоры, данная статья посвящена убеждениям (и связанными с ними восприятием и ожиданиями ) – одному из ключевых факторов, влияющих на качество жизни… Убеждения могут обеспечивать счастливость и эффективность человека, а могут, наоборот, блокировать и сводить на нет любые его усилия к достижению благополучия.

Сложность проблемы заключается прежде всего в том, что убеждения, как основополагающие карты жизни , формируются в детстве, и в большинстве своем они бессознательны. Они не осознаются, не замечаются человеком, хотя и определяют его поведение на уровне бессознательных программ (даже если очевидным образом затрудняют его жизнь. Лозунг «не поступлюсь принципами!!!» хорошо знаком всем и каждому) . Более того убеждения формируются в разных структурах психики, затрагивая не только поведение, но и состояния, Образы Я, определяя специфику восприятия и ожиданий. Убеждения могут возникать под воздействием среды, а могут быть продуктом собственного внутреннего опыта. На основе убеждений принимаются специфические бифуркационные (точка бифуркации – точка выбора, смена режима существования ) решения, что и определяет, в конечном счете, личную историю каждого конкретного человека…(но это уже отдельная тема). Все это – разные типы убеждений, которые требуют своего подхода и психотехнологий.

В Интегральном нейропрограммировании (ИНП) С.В. Ковалева сформулирована методология, описывающая структуру убеждений, динамику их формирования и систему воздействия на психику и жизнь человека. Смоделированы рабочие модели и психотехнологии, обеспечивающие комплексную проработку убеждений всех видов и на всех уровнях.

Коротко приведу основные значимые (с точки зрения психотерапевтического воздействия) положения методологического подхода к убеждениям, принятого в ИНП.

Убеждения это внутренние рамки и границы, определяющие наши достижения. Убирая и раздвигая которые мы открываем действительно безграничные ( ну, точнее, насколько позволит ваше конкретное бессознательное) возможности для улучшения качества жизни

В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха и благополучия – их называют Победители, или Благополучники. Также находились и те, кто при таких же условиях терпели неудачу – неудачники, проигравшие, неблагополучники. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками.

Конечно же, психологов и психотерапевтов привлек вопрос – чем же отличаются эти люди, при прочих равных условиях, материальных, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней Благополучия?

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в их восприятии (себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – другими словами субъективной картины мира и образа «Я» в нем ) и ожиданиях , реализация которых воплощается в конкретный результат. Кстати, этот феномен в психологии получил название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона»). Для иллюстрации приведу результаты одного оригинального эксперимента:

Так Розенталь и его коллега Джекобсон попросили учителей в течение года заниматься с классом, который прошел тесты на коэффициент интеллекта (IQ). Результаты тестов якобы показывали их уровень одаренности. Конечно, учителя полагали, что школьники, получившие высокий балл за тест, смогут закончить учебный год с высокими показателями. На самом деле этот тест ничего не предсказывал: учителям дали ложные списки с ложными результатами. В конце года дети снова прошли этот тест и было подсчитано изменение показателя IQ.

Дети, от которых учителя ожидали более высоко интеллектуального роста (а среди них были и дети с низким интеллектом), показали значительное повышение IQ. Выходит, что когда учителя ожидают от определенного ученика отличных знаний, то тот, скорее всего, их продемонстрирует. И наоборот.

Возник следующий вопрос – как надо смотреть на этот мир, чтобы стать Благополучным? Каков мир глазами победителей?

Ответить на этот вопрос считаю возможным следующим значимым (с точки зрения рабочей эффективности психотерапии, а не теоретических изысканий психологов ) положением методологического подхода ИНП: на восприятие и ожидания влиять никак не надо, так как они являются всего лишь отражением других внутренних структур человека – убеждений, или, как их еще называют, верований. Вот на них и стоит влиять. Так как убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности. Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Важность и сила убеждений хорошо видна в модели «Нейрологические уровни» С. В. Ковалева, принятой в качестве рабочей в ИНП. Это – своеобразные уровни, описывающие и организующие наши взаимодействия с реальностью от простого (окружение – что нас окружает) к сложному (смысл – зачем мне этот мир?). Убеждения занимают один из верхних нейрологических уровней. Любое изменение в верхних уровнях влечет изменения всех нижележащих структур.

В качестве примера небольшой экскурс по нейрологическим уровням (сверху в низ). Так, если у человека есть убеждение , что деньги – это зло, то каким образом такое убеждение будет формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать материального блага – ценность богатства будет либо отсутствовать вообще, либо находиться в самых низах ценностной иерархии.

Соответствующим образом будет формироваться мотивация и повседневный выбор человека. В намерения человека на бессознательном уровне будут входить уход, избегание денег, желание быть без денег. Если они у него появятся, он их немедленно потратит, потеряет, сделает так, чтобы их украли – все это на бессознательном уровне. Потому, что это – зло.

Способности будут направлены на избавление от денег.

Поведение будет строиться по принципу избегания возможностей обрести деньги, их игнорирования.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами, или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если войдут, долго там не продержатся. Он создаст невыносимые условия для их нахождения там.

Какой будет результат? Человек будет без денег.

Предположим, он разглядел это убеждение и поменял его на новое, например: «Деньги расширяют мои возможности». Что произойдет в этом случае?

Немедленно возникнет ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег.

Появятся цели и намерения – человек захочет обрести деньги, у него сформируется образ желаемого будущего и ресурсы бессознательного будут направлены на достижение этой цели.

Подключатся необходимые для достижения целей способности . Нахождение денег, подключение необходимых умений и компетенций для их получения.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам – он будет их везде видеть, находить, притягивать в свою жизнь.

Окружение само выстроится вокруг такого человека. Это будут люди с деньгами. Это будут люди, которые будут давать деньги этому человеку.

Результат будет совершенно другим. Человек будет с деньгами.

Правда, (здесь сразу оговорюсь, чтобы не сложилось упрощенное представление ) если сумеет обнаружить и проработать другие мешающие ему убеждения, связанные с этой темой: касательно их получения (деньги достаются с трудом), заслуженности (я не заслуживаю иметь деньги), возможности (деньги это не про меня), способностей (мне не дано иметь деньги) и так далее. Как вы можете представить, наложив любое из таких убеждений на нейрологические уровни, каждое из них будет ощутимо влиять на все стороны реальности человека, определяя его успешность, или неуспешность в этой жизненной сфере.

Это справедливо для любой сферы жизни. Если человек хочет выздороветь, ему предстоит создать убеждение, что он может это сделать. Если он хочет встретить свою вторую половинку, человеку предстоит поверить в то, что это возможно. Если он хочет найти работу своей мечты, ему также предстоит обрести соответствующие убеждения. Это актуально для всего.

И все эти умозаключения позволяют коротко ответить на поставленный вопрос: Чтобы смотреть на мир глазами победителя и стать им, нам предстоит создать убеждения победителя.

Несколько подробнее об убеждениях как о предмете данной статьи. Какие бывают убеждения? Две основные категории – это убеждения неэкологичные – ограничивающие, и убеждения экологичные – расширяющие возможности человека.

При этом важно отметить, что мы не стремимся дать оценки убеждениям, как плохие, или хорошие. Они – продукт нашей психики, а значит направлены в помощь нам. У каждого убеждения, даже самого, казалось бы, отрицательного, есть позитивное намерение. Если вы поразмышляете, то всегда найдете его. Например, убеждение, что деньги – зло, содержит в себе намерение защитить нас, а значит обеспечить выживание в этом мире.

Вместе с тем один из ключевых методологических подходов к изменениям в ИНП заключается в позиционировании перехода от выживания к Жизни: Человеку для этого предстоит принять его ограничивающие убеждения, и с благодарностью их отпустить, как один из пережитков выживания. Перестать адаптироваться к реальности, и начать самому ее формировать, взять ответственность за свою жизнь, стать хозяином своей жизни.

Для этого важно понять, откуда берутся ограничивающие убеждения. Как выяснили психологи и психотерапевты, около 80% убеждений закладываются в детстве – в период от 0 до 4 лет. Поскольку любой ребенок в раннем детстве зависим, а потому довольно уязвим психологически; склонен обобщать, делать иррациональные выводы. Именно здесь, под влиянием родителей, которые часто допускают достаточно грубые ошибки в общении с ребенком, и в его воспитании, формируются ограничивающие убеждения.

Эта карта закрепляется как способ адаптации, который, при всех его ограничениях, все же позволяет выживать в этом мире, и за неимением других альтернатив, рассматривается бессознательным, как годный.

Так, ребенок, которому уделяют внимание только тогда, когда он заболевает, вырабатывает способ адаптации к жизни через болезнь. Поскольку для ребенка главное – внимание и желанность, а получает он это только заболевая, логику бессознательного понять довольно просто. Если ребенок радуется, чем раздражает усталых родителей, его бессознательное безошибочно считает эти реакции, и сделает соответствующие выводы о том, что радоваться в этой жизни не стоит, да и нечему. Или, например, ребенку дали деньги и отправили за хлебом, а он приволок килограмм конфет. Рассерженная реакция родителей и брошенная в сердцах фраза «тебе вообще нельзя доверять деньги», вполне вероятно, сформирует соответствующее ограничивающие убеждение о деньгах. И так далее.

Проблема заключается в том, что однажды сформировавшись, убеждение, как правило, уже не меняется. И, уже взрослый мужчина, забыв о ситуации с хлебом и конфетами, все еще терпит неудачи в деньгах, саботируя собственное благосостояние всеми способами. Другая взрослая женщина, у которой возникло убеждение, что ее никто никогда не полюбит (кто знает, на основе чего она сделала такой вывод), делает невыносимым существование рядом с ней любого нормального мужчины, который обратит на нее внимание.

Став взрослыми, мы можем сами выбирать, как смотреть на мир, как на него реагировать, и какие ожидания воплощать. Чтобы разобраться в том, как менять убеждения, давайте посмотрим, как они кодируются в нашей психике.

Большинство психических процессов (около 96%) происходят бессознательно, то есть нами никак не осознаются. Здесь же, в бессознательном, закодированы все наши убеждения. Соответственно, если мы хотим что-либо поменять в структуре нашего восприятия, нам предстоит обратиться к своему бессознательному, сделав это на его языке.

В ИНП для взаимодействия с бессознательным используется 4х уровневая система кодов человеческой психики. Перечислим эти коды по мере усложнения: модальности и субмодальности (VAKD), психосемантика, пространство, символы. На использовании этих кодов базируются все психотехнологии изменения убеждений.

Чтобы выстроить последовательность работы с убеждениями, давайте посмотрим, с какими их разновидностями нам предстоит иметь дело.

Так, в модели С.В. Ковалева, которая получила название Мерседес СК представлены пять психологических компонентовповедение, состояние, убеждения, Образы «Я» и взаимодействие с окружением. Любую ситуацию нашей жизни можно разложить по этим составляющим. Мы себя как-то ведем в ней, что-то испытываем, во что-то верим, как-то себя воспринимаем, и как-то взаимодействием с окружающим миром. Это может быть экологично, то есть помогать жизни, или неэкологично, то есть мешать жизни. Если ситуация нас чем-то не устраивает, то эта, прекрасно работающая, модель помогает выявить проблемы, неудачные способы адаптации. Например, мы чувствуем, что как-то не везет в личной жизни. А куда смотреть – непонятно. Берем эту модель и смотрим каждый из компонентов:

  • Поведение. Мы себя как-то не так ведем? Волнуемся, ревнуем, психуем?
  • Состояния. Мы чувствуем какой-то страх, одиночество, неудовлетворенность?
  • Убеждения. Мы не верим в то, что все будет хорошо? Что мы сможем встретить подходящую половинку?
  • Образ Я. Мы сами себя не принимаем в этой ситуации? С нами «в общем» что-то не так?
  • Взаимодействие с окружением. Нами манипулируют, используют нас, не любят?

Под каждый компонент предусмотрены свои психотехнологии, которые помогают не только выявить проблему, а еще и быстренько ее решить.

Эта же модель поможет нам классифицировать убеждения, чтобы эффективно их проработать:

Дежурные жалобы (соответствуют состояниям)

– вечно мне не хватает денег…

То, что люди любят повторять. Это – так называемые дежурные жалобы , которые мы вольно, или невольно произносим в моменты трудностей, стресса и других негативных состояний . Дежурные жалобы не являются глубинными верованиями, но имеют все шансы для того, чтобы ими стать, создавая эффект самопрограммирования. Эта разновидность убеждений наиболее простая для выявления и проработки (отрабатывается с применением дискретного, вербального кода), однако недооценивать опасность дежурных жалоб не стоит. При проявлении должной активности, это ограничивающее послание очень скоро станет другой, более глубинной разновидностью убеждений.

Мысли-вирусы (окружение)

– у твоих родителей никогда не было денег, и у тебя не будет…

Такие идеи похожи на вирусы. Они чужеродны нашей системе убеждений, так как не формируются внутри нас самостоятельно, а как бы приходят извне, от нашего окружения . Если такая мысль-вирус попадает на благодатную почву сомнений, стресса или беспокойства, она имеет все шансы интегрироваться в вашу систему убеждений, попутно сформировав самообоснования и самоподтверждения. Это несмотря на то, что в большинстве случаев они логически несостоятельны. В результате появления соответствующих ожиданий очень скоро мысль-вирус начнет воплощаться, как бы подтверждая саму себя.

Самоопределения (соответствуют образам «Я»)

я и деньги вещи несовместимые…

Самоопределения – это идеи, которые мы связываем с собственным образом «Я» . Эта разновидность убеждений тесно связана с верованиями, которые, в отличие от мыслей-вирусов, формируются из нашего личного опыта, и тесно переплетается с нашими представлениями о самих себе. Эти две категории убеждений рекомендуется прорабатывать в связке – сначала меняем самоопределение, создавая новое представление о себе самом, а затем сюда интегрируется новое верование, которое конгруэнтно (соответствует) новым представлениям о себе. Например, самоопределение «я та, которую обманывают мужчины» и верование «мужчины обманывают». Заменой может быть связка «Я та, которая привлекает в свою жизнь честных, искренних мужчин» и «в моем окружении есть подходящие мужчины».

Верования (соответствуют убеждениям)

­ – деньги честным трудом в нашей стране не заработаешь…

­­Верования – это идеи, описывающие нашу внутреннюю и внешнюю реальность. То, во что мы верим. Верования формируются из нашего опыта, вплетаются в систему убеждений и не поддаются вербальной, логической или любой другой сознательной проработке. Помните историю про психиатра и пациента, думающего, что он труп?

Пациент отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь. «Конечно же, нет, - ответил пациент, - ведь у трупа прекращаются все физиологические функции». Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился - ведь он и без того уже был «трупом». Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: «Черт меня подери… у трупов ТОЖЕ идет кровь!»

Это – классический пример верований. Психиатр не знал, что верования достаточно просто прорабатываются на языке бессознательного. Сначала следовало убрать самоопределение «Я – труп», а затем и созвучное верование «Я – труп», составляющее как бы наполнение и содержание этого восприятия себя.

Решения (соответствуют поведению)

– у меня никогда не будет много денег…

Решения – выражение воли, формирующее определенное отношение к какой-либо сфере жизни, на котором реализуется соответствующее поведение .

Решения бывают следующих типов:

  • «Я не могу» (быть здоровым, любить, получать деньги, вступать в нормальные отношения).
  • «Я должен»/«Мне необходимо» (быть больным, проявлять агрессивность в отношениях, работать на износ, быть бедным).
  • «Это правильно, закономерно» (болеть после сорока, работать, не требуя вознаграждения).
  • «Теперь я всегда буду» (болеть, быть обманутым, несчастлив в любви и отношениях).

Бросил мужчина – теперь я всегда буду несчастлива. Сорвалась крупная сделка? Я не могу получать деньги. И так далее. Все это реализуется в дальнейшем поведении, для изменения которого человеку предстоит принять новые, экологичные решения.

  1. Сначала фиксируются и отрабатываются дежурные жалобы.
  2. Затем выявляются и прорабатываются возможные мысли-вирусы, которые могли иметь место в этой области жизни.
  3. Затем выявляются ограничивающие самоопределения – каждому из них дается новая, экологичная формулировка. Из этого списка выбираются ключевые самоопределения для проработки.
  4. Затем прорабатываются верования, которые как бы наполняли старые самоопределения. Новые верования интегрируются с использованием всех четырех кодировок работы с бесознательным и объединяются с полученными ранее экологичными самоопределениями.
  5. После чего выявляется весь ряд неэкологичных решений, принятых за всю жизнь в аспекте рассматриваемой нами жизненной сфере. С использованием специальных психотехнологий мы не просто нейтрализуем эти решения, а заменяем каждое из них на экологичное, извлекая ресурсы из каждой ситуации позитивных состояний.
  6. Пристройка к будущему.

Данная последовательность психотехнологий позволяет выявить и проработать ограничивающие убеждения на всех уровнях психики и во всех областях жизни человека, что позволяет рекомендовать ее к работе с этой важной темой. Ее простота и доступность делает возможной работу с убеждениями в автоформате для всех желающих. В качестве иллюстрации приведу пример из своей психотерапевтической практики:

Так, ко мне обратилась клиентка, которая жаловалась на одиночество. Она никак не могла встретить подходящего мужчину, а если точнее – их вокруг нее не было вообще. По ее словам, складывалось впечатление, что все достойные мужчины закончились, остались либо женатые, либо не такие, какие ей нужны.

После формулирования желаемого состояния и создания готовности к достижению цели, мы приступили к работе с убеждениями в Интегральной модели.

Выяснилось, что у клиентки имеются дежурные жалобы «Мужчин нормальных больше нет» и «Я всегда буду одна». Для проработки дежурных жалоб использовалась психотехнология «Буквальный рефрейминг в аудиальной субмодальности». Клиентке предлагалось закончить своей дежурной жалобой фразу определенного содержания. Разность контекстов каждой фразы доводило до абсурда дежурную жалобу, тем самым, как бы выводя ее из структуры состояний клиента.

Как работали и дежурной жалобой «Мужчин нормальных больше нет»:

  1. Хор ветеранов поет: Мужчин нормальных больше нет!
    2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:
    Мужчин нормальных больше нет!
    3. Сталин говорит Берии:
    Мужчин нормальных больше нет!
    4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    5. Один компьютер посылает сообщение другому:
    Мужчин нормальных больше нет!
    6. Заголовок в газете:
    Мужчин нормальных больше нет!
    7. Надпись на могильной плите:
    Мужчин нормальных больше нет!
    8. В море выловили бутылку с запиской:
    Мужчин нормальных больше нет!
    9. Вы проснулись через сто лет и сказали:
    Мужчин нормальных больше нет!
    10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:
    Мужчин нормальных больше нет!

После работы с дежурными жалобами мы перешли к работе с мыслями-вирусами. Было выявлено, что клиентка в детстве получила от мамы послания «мужчинам доверять нельзя», «мужчины несут несчастье», и другие подобного рода. Работа с убеждениями этого типа проявила психогенетическую передачу мыслей-вирусов по женской линии в трех поколениях. Каждая из мыслей-вирусов была проработана и заменена на экологичное убеждение: «мужчинам вполне можно доверять», «с мужчиной можно построить счастливые отношения» и др.

Следующим этапом работы была связка самоопределения-верования. Путем вопросов «Почему?» была выявлена структура ограничивающих самоопределений клиентки. В частности, наблюдалась такая цепочка: «Я одинока» – почему? – «Потому что у меня несчастливая судьба» – почему? – «Потому, что я не заслужила быть счастливой» – почему? – «Потому, что я недостойна любви». И другие. Фактически, у клиентки работает самоопределение и верования, что она недостойна любви, что делает невозможным построение ею каких-либо счастливых отношений. Это вполне явственно проявлялось и в ее жизни – вокруг всегда были подходящие мужчины, это она их упорно не замечала, игнорировала или отпугивала. Все убеждения были переформулированы и проработаны при помощи психотехнологии «Генеральная уборка», мы перешли к работе с верованиями. Пример «Я та, Имярек, которая достойна любви по факту своего рождения», «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу», «Я та, Имярек, которая притягивает в свою жизнь подходящих мужчин» и т.д.

Когда определена подходящая форма ­– самоопределение, мы можем заполнить ее экологичным содержанием – новым верованием. Основываясь на психотехнологии «Сомнение и вера», был осуществлен переход из точки «Я прежняя» в точку «Я обновленная» с интеграцией новых верований «Я» в символическом виде. Верования формировались на основе самоопределений, а также на основе психосемантического кода. Например, из самоопределения «Я та, Имярек, которая сама создает свое счастье и судьбу» был получен символ – многогранный светящийся алмаз, который означает «Целостность и уверенность». Работа на этом этапе предполагает включение сразу трех мощных кодов бессознательного – пространственный, символический, психосемантический, что делает изменения достаточно глубокими.

Завершением работы было выявление и проработка решений, принятых на основе ограничивающих убеждений. Работа выполнялась при помощи обобщенной линии жизни, на которой клиентка определила пять точек принятия ключевых решений, приведших ее к текущей проблемной ситуации. Ресурсирование клиентки в точке рождения и проход по линии жизни с изменением каждого решения и получением ресурса в символической форме завершило проработку убеждений в сфере «Любовь, секс». В частности, у клиентки решения выглядели следующим образом: в 1 год было принято решение «Теперь я буду одна», в 3 года было принято решение «Мне никто не нужен», в 7 лет было принято решение «Меня никто не сможет обидеть», в 12 лет было принято решение «Мальчики мне не интересны», в 17 лет было принято решение «Никого себе не буду подпускать». Ресурсирование в точке рождения позволило клиентке сформировать новые решения: в 1 год «Я открыта для мира и с интересом его изучаю», в 3 года «Это здорово, общаться с миром и людьми», в 7 лет «Я открыта для общения и познания людей», в 12 лет «Мальчики мне интересны», в 17 лет «Я буду с удовольствием строить отношения с противоположным полом». Следует отметить, что здесь нам не интересен контекст, в котором было принято ограничивающее решение. Наличие достаточно мощного ресурса, полученного в точке рождения, по определению перепрограммирует все негативные моменты, создавая условия и предпосылки для принятия экологичных решений.

Результатом нашей работы с убеждениями стало принципиальное изменение не только восприятия и поведения клиентки, но и ее реальности. Уже за следующую неделю она «внезапно» познакомилась сразу с тремя мужчинами, подходящими под ее пожелания. Еще через неделю у нее уже были цветы от двух мужчин, и с одним из которых она пошла на свидание, и осталась очень довольна. Такие изменения были удивительны для клиентки, хотя, по ее словам, «внутренне» это казалось ей вполне закономерным и естественным. По ее ощущениям, она всегда так жила. Такие эффекты – вполне типичны для описанной нами последовательности работы и расценивается нами, как успешные.

Описанная работа с клиенткой заняла 4 терапевтических часа – по два часа на одну встречу.

На первом сеансе я рассказал клиентке, чем мы будет заниматься, что такое убеждения, и почему стоит их прорабатывать. Были выявлены и проработаны дежурные жалобы и мыслительные вирусы. Также мы определили текущие ограничивающие самоопределения, вместе поменяли некоторые из них. Клиентка получила домашнее задание самостоятельно выявить и переформулировать ключевые ограничивающие самоопределения в каждой из сфер своей жизни.

На втором сеансе мы выявили список самоопределений для проработки и выполнили психотехнологию «Генеральная уборка». После чего мы трансформировали соответствующие верования, при помощи психотехнологии «Сомнение и вера», а также отработали на обобщенной линии жизни решения. Оставшаяся часть работы была посвящена проверке выполненных изменений, через пристройку к будущему и оценивание динамики ощущений до и после проработки.

Выводы

Резюмируя сказанное, отметим, что убеждения, без сомнения, являются одной из важнейших областей работы психотерапевта. Интегральное нейропрограммирование обеспечивает мощную методологическую и технологическую основу для эффективной проработки ограничивающих убеждений всех видов, на всех уровнях и во всех областях жизни человека. Интегральная модель обеспечивает комплексный подход, сочетая эффективность и простоту, что делает ее доступной даже при работе в автоформате.

  • Ковалев С.В. Введение в Нейротрансформинг / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2013
  • Ковалев С.В. Основы самоконсультирования / С.В. Ковалев. ­– «Твои книги», 2014
  • © Институт Инновационных Психотехнологий Ковалева С.В.
    Эксклюзивные права на все материалы сайта сайт принадлежат Институту Инновационных Психотехнологий. При цитировании и использовании материалов ссылка на автора и Институт Инновационных Психотехнологий обязательна.

    Отношение к работе - крайне важный параметр, определяющий уровень работоспособности и силу желания слиться с компанией/организацией, чтобы делать все для ее процветания.

    Условно, эсперты Rabotavia.ru/Minsk выделяют 3 типа отношения к работе. Классификация основывается на том, какое место в системе приоритетов человека занимает профессиональная деятельность.

    "Работающий семьянин" - это работник, главное для которого - благополучие в семье, ее благосостояние. Труд рассматривается как необходимость, позволяющая поддерживать жизненный уровень супругов и детей на должном уровне. Такой сотрудник редко остается на корпоративы, не засиживается допоздна, по звонку собирается и уходит. У него масса хлопот: заняться с детьми уроками, провести время с мужем/женой, обсудить текущие семейные дела. Работа остается в офисе: как только человек завершает рабочий день, он с головой уходит в домашний микроклимат. Его жизненный принцип: родные превыше всего!

    "Фанат" характеризуется неудержимым стремлением к профессиональным достижениям. Для него работа - это и способ самовыражения, и источник дохода, и второй дом. Такой сотрудник будет делать все наперед, не дожидаясь распоряжений и не придумывая причины, чтобы уйти от обязанностей. Для него не проблема выйти на работу в праздники, на выходных. Своим отношением он демонстрирует готовность просиживать в офисе сутками, и этим часто пользуются его менее ответственные коллеги. Работник такого типа "удобен" для работодателя, но для самого человека рвение может закончиться плачевно: развивается "синдром хронической усталости", страдает частная жизнь (на нее просто нет времени!).

    "Страдалец" - это неоднозначный тип отношения к работе. С одной стороны, такой работник выполняет все обязанности, не отказывается от дополнительной нагрузки, принимает все условия работодателя, пытается наладить контакт с коллегами. С другой стороны, он всегда ходит с таким лицом, будто ему все должны, в том числе и начальник. Страдание читается между строк в его отчете, оно дрожащей слезой просматривается в глубине его глаз. Он чувствует себя так, будто не туда попал, будто занимает не свое место, и от этого мучается. Терзаемый комплексом жертвы, он ходит на работу, как на пытку. Он уверен, что обстоятельства, трудное детство, слабые нервы и прочее - против него. Такой человек не способен отстаивать свои права как работника, редко имеет собственный взгляд на решение проблем, а в коллективе воспринимается как жалобщик и плакса. Такой же безвольный тип поведения ему свойственен и в личной жизни.

    С детских лет человеку прививают любовь к труду и вырабатывают потребность трудиться. С возрастом он сам приходит к выводу, что при отсутствии постоянного заработка в мире, построенном на денежных отношениях, выжить крайне сложно. Тип отношения к работе можно изменить в лучшую сторону. Тогда улучшаться как профессиональные показатели работника, так и его успехи в других сферах жизни.

     
    Статьи по теме:
    Основные идеи философии эпикура
    15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
    Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
    Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
    Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
    Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
    Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
    Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод