Софья, царевна – краткая биография. Имя софия

Софья Алексеевна Романова - родилась 17 сентября 1657года. Царевна, дочь царя Алексея Михайловича , в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване . Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской.

Биография
Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев, которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии, добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича . Потеряв в 14 лет мать, она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего Петра I). После смерти отца начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич, на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина , но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Личные качества
Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

Достижения
В 1682 году восставшие стрельцы хозяйничали по всей Москве и захватили Кремль. Софья своими действиями, не пролив крови, пресекла его. Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своему выступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитой палате, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будет казнен. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей» , на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии. При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников. В 1687 была образована Эллино-греческая академия — первое светское высшее учебное заведение России, из неё образовался Императорский Московский университет.

Внешнеполитические вопросы
Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям. Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Правление
Пока будущий Петр I занимался потехами, его сестра изо всех сил пыталась как можно крепче закрепиться в роли правительницы. Устранила Нарышкиных , родственников матери Петра I. Для этого она использовала вечно бунтующих мятежных стрельцов. После этого поднялось восстание раскольников, добивавшихся «старого благочестия». «Прения о вере» она перенесла во дворец, это помогло изолировать религиозных деятелей от толпы и избежать крупных беспорядков. А после по распоряжению Софьи главные зачинщики бунта были схвачены и казнены. Остальных преследовали, а самых ярых сторонников раскола публично сжигали. Вслед за раскольниками Софья усмирила и стрельцов. Их предводитель, князь Хованский, выказывавший неуважение Софье и её союзникам был казнен. Во главе стрелецкого приказа Софья поставила своего сообщника, думного дьяка Шлаковитого.К её заслугам относится и заключение крайне выгодного «вечного мира» с Польшей. По договору Россия получила Киев, Смоленск и контроль над левобережной частью Малороссии. Но когда Петру Алексеевичу исполнилось семнадцать, он решил править самостоятельно. Софью отстранили от власти. Все её союзники были казнены, а сама она заточена в Новодевичий монастырь. Во время отсутствия Петра в России, стрельцы пытались поднять восстание и вернуть Софье престол, но восстание жестоко подавили.

Культурная жизнь
Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

Пострижение в монахини
21 октября 1698 года Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны . Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Умерла 3 июля 1704 года, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Низложение Софьи Алексеевны
30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. Он женился на Евдокии Лопухиной и вступил в пору совершеннолетия. Между Кремлём и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым путём. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был напуган и верхом ускакал в Троице-Сергиев монастырь.Утром следующего дня туда же отправились царицы Наталья и Евдокия под эскортом всего потешного войска. В Москве известие о бегстве царя из Преображенсого произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтя остаться с царём. 27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь.
Софья запретила стрельцам отлучаться из Москвы, так же под страхом смерти. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин и князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву.Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр из Москвы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б.А. Голицын — главный советник Петра.
Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал.
Софья одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В.В. Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве. От царя пришёл новый указ — схватить Шакловитого и доставить в Троицу в железах для розыска по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признательные показания и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В.В. Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Каргополь. У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре она содержалась под стражей. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Интересный факт
В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей , якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят , потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева


Царевна Софья Алексеевна и Петр I Алексеевич.

В допетровскую эпоху участь девочек, рожденных в царских покоях, была незавидной. Жизнь каждой из них развивалась по одинаковому сценарию: детство, юность, монастырь. Царевен даже не обучали грамоте. С подобным положением дел наотрез отказалась мириться дочь царя Алексея Михайловича и сестра Петра I царевна Софья. Благодаря острому уму и хитрости, эта женщина стала фактической правительницей на Руси на целых семь лет.

Портрет Царя Алексея Михайловича.

Вплоть до XVIII века судьба царевен была предопределена. По статусу им запрещалось выходить замуж за придворных, а мысль о браках с европейскими монархами не допускалась, т. к. для дочерей русских правителей переход в католицизм был невозможен. Именно поэтому никто особо не обременял себя обучением царевен грамоте. В основном их образование ограничивалось основами рукоделия. После того, как девушкам исполнялось 20-25 лет, их отправляли в монастыри. Исключением стала дочь царя Алексея Михайловича Софья.

Портрет Софьи Алексеевны. Эрмитаж.

Софья Алексеевна была одной из 16 детей царя Алексея Михайловича. Маленькая царевна отличалась от своих сестер: она проявляла любознательность, отказывалась проводить время в бесконечных молитвах, не слушалась мамок-нянек. К удивлению придворных, ее отец не только не рассердился на дочь за такое неповиновение, а, напротив, нанял ей учителя.

Уже в 10-летнем возрасте царевна Софья научилась читать и писать, освоила несколько иностранных языков, интересовалась историей и науками. По мере взросления царевны слухи о ней расползались далеко за пределы страны. Прижизненных изображений царевны не сохранилось, но по мнению современников, Софью нельзя было назвать красавицей. Француз Фуа де ла Нёвилля описывал ее так: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен».

Князь Василий Васильевич Голицын.

После кончины Алексея Михайловича русский трон занял его сын Федор Алексеевич. Он был очень болезненным, поэтому царевна вызвалась присматривать за братом. В перерывах между уходом за царем, Софья заводила полезную дружбу с боярами и разбиралась в придворных интригах. Именно тогда произошло ее знакомство с князем Василием Голицыным.

Голицын имел прекрасное образование, слыл талантливым дипломатом, был хорошо воспитан. Царевна, сама того не желая, влюбилась в князя, который еще и был на 14 лет старше ее. Однако Голицын считался примерным семьянином. У царевны с князем завязались доверительные отношения.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. А. И. Корзухин, 1882. |

Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, на трон возвели малолетнего Петра, а регентом назначили его мать Наталью Нарышкину. Царевна Софья не захотела мириться с подобным положением дел, и при поддержке князя Голицына она устроила стрелецкий бунт, после которого новоиспеченного царя и его мать свергли. Буквально через пару недель на царствование посадили двух братьев Петра и Ивана, а Софью назначили регентшей.

Царевна Софья Алексеевна.

Начало правления Софьи ознаменовалось рядом положительных реформ. В Россию привлекались иностранные торговцы, учителя, мастера. Была открыта Славяно-греко-латинская академия. При царевне немного смягчили наказания. Теперь обвиненных в воровстве не казнили, а ограничивались отрубанием руки. Женщин-мужеубийц не оставляли умирать в страданиях, закопанных по грудь, а сразу отсекали им головы.

Время шло, и Петр повзрослел. Теперь он уже не во всем слушался сестру. Мать Наталья Нарышкина постоянно нашептывала юному Петру историю о том, каким образом его сестра сумела стать фактической главой государства. К тому же все знали, что регентство Софьи должно закончиться по достижению Петром совершеннолетия или же после его женитьбы. По настоянию матери царь женился в 17 лет, но Софья и не думала складывать с себя полномочия.

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина.

Ситуация обострилась в начале августа 1689 года. К Петру в село Преображенское прибыло несколько стрельцов, сообщивших ему о возможном покушении. Наследник скрылся в Троице-Сергиевой лавре. Постепенно все бояре и стрелецкие войска перешли на его сторону.

Василий Голицын предусмотрительно уехал в свое имение. Единственным, кто поддерживал Софью, был ее фаворит – начальник стрелецкого приказа Федор Шалковитый. Позже его обезглавили, и Софья Алексеевна осталась совсем одна.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Илья Репин.

Петр I сослал ее в Новодевичий монастырь и приставил охрану. Женщине продолжали оказывать почет и даже кормили с царской кухни. В 1698 году стрельцы, недовольные реформами «подмененного немцами» Петра, пребывавшего в тот момент заграницей, снова попытались возвести Софью на престол. Дело закончилось тем, что царь приказал насильно подстричь сестру в монахини.

Царевна, правительница России (1682-1689).

Царевна Софья Алексеевна родилась 17 (27) сентября 1657 года в Московском Кремле. Ее отцом был царь , матерью - царица , урожденная княжна Милославская.

Софья Алексеевна отличалась умом, энергией и честолюбием, была образованной женщиной. Ее воспитателем был известный просветитель Симеон Полоцкий.

После смерти своего брата - царя (27 апреля 1682 года), царевна активно участвовала в борьбе придворных партий, т.к. была недовольна избранием на царский престол своего сводного брата . Воспользовавшись Московским восстанием 1682 года, партия Милославских захватила власть. «Старшим царем» был провозглашен Алексеевич, а Софья Алексеевна 29 мая 1682 года была объявлена регентшей при обоих царях. Осенью 1682 года правительство Софьи Алексеевны, находившееся в , с помощью дворянского войска подавило восстание в .

Софья Алексеевна стала правительницей при обоих несовершеннолетних царях. Ее имя вошло в официальный царский титул «великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна...». В 1684 году Софья Алексеевна повелела чеканить свое изображение на монетах. С 1686 года она именовала себя самодержицей, а в январе 1687 года оформила этот титул специальным указом. Большую роль при дворе Софьи Алексеевны играл ее фаворит князь , один из самых образованных людей XVII века.

Годы правления Софьи Алексеевны отмечены стремлением к широкому обновлению русского общества. Ею были предприняты меры для развития промышленности и торговли. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Кроме того, в период ее пребывания у власти состоялась первая перепись населения, она провела реформу налоговой системы, а также изменила правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества). Софья Алексеевна начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.

В годы правления Софьи Алексеевны были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями стали заключение «Вечного мира» 1686 года с Польшей, закрепившего за Левобережную Украину, Киев и , Нерчинского договора 1689 года с Китаем (действовал до 1858 года), вступление в войну с Турцией и Крымским ханством (Крымские походы 1687 и 1689 годов под руководством ).

В 1689 году произошел разрыв между Софьей Алексеевной и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей . Партия царя одержала победу. Правительство Софьи Алексеевны пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была заточена в Новодевичий монастырь.

Во время Стрелецкого восстания 1698 года сторонники царевны намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанны.

Царевна Софья Алексеевна скончалась 3 (14) июля 1704 года в Новодевичьем монастыре. Перед смертью приняла схиму под именем Софьи. Погребена в усыпальнице Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О