Доклад: Посадские люди. Общественный строй: Купечество и посадские люди в России XVI-XVII вв

Посадские люди поса́дские лю́ди

в Русском государстве торгово-промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV-XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1570-80-х гг. из посадских людей выделены торговые люди, которые были объединены в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. В 1775 разделены на гильдейское купечество и мещан. По Жалованной грамоте городам 1785 посадские люди - горожане одного из 6 разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом. Постепенно слились с мещанами.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ

ПОСА́ДСКИЕ ЛЮ́ДИ, в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод). Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ) имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.
Во второй половине 15 - первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570-1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей - купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, - осталась в «черных» тяглых общинах. В 16-17 веках посадское население делились на «лучших», «середних», «молодших», а иногда и «самых молодших» людей.
Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558-1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600-1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649-1652) численность посадских людей возросла с 31,5 до 41,6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.
Во второй половине 17 - 18 веках численности посадских людей увеличивалась за счет приписки в посады бывших казенных ремесленников, служилых людей. В 1720-х годах насчитывалось около183 тысяч посадских людей мужского пола, в 1740-х - около 212 тысяч, в 1760-х - около 228 тысяч. В 1720-х годах все посадское население официально стали называть купечеством, но старое название «посадские люди» оставалось более распространенным. Во второй половине 17 века среди посадских людей усилилось имущественное и социальное расслоение. В 1775 году посадских людей разделили на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам (1785) посадскими людьми стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория посадских людей слилась с мещанами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "посадские люди" в других словарях:

    Посадские люди сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Тяглое население было разделено по чёрным… … Википедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    Торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    В Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…

Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадс­кого населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду. Растет так­же купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда по­винностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие тор­говцы.

Высшим разрядом купечества были гости. Это звание жаловали купцам за особые заслуги. Оно давало им ряд привилегий: освобожда­ло от суда местных органов и подчиняло царскому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Гости имели право вести зарубежную торговлю и выез­жать за рубеж. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, зани­мались оценкой и распределением казны, предоставляли государям займы и пр. За оскорбление гостя взыскивался наивысший штраф - 50 рублей. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, не более 30.

В XVII в. из них выделяется категория именитых людей. Помимо льгот, которыми обладали все гости, они получили право именоваться по имени и отчеству. За нанесение обиды именитому человеку пола­гался штраф в 100 рублей. В XVII в. единственной фамилией «имени­тых людей» в Русском государстве были купцы Строгановы.

Основная масса купечества была объединена в сотни. Особой из­вестностью пользовалась гостинная и суконная сотня, члены которой фигурируют в источниках уже в XIV-XV вв. Владея почти такими же правами, как и гости, они были лишены права на вотчины. За бес­честье купца суконной сотни полагалось 20 рублей штрафа.

Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших спе­циалистов одной профессии - гончаров, сапожников, бронников, зо­лотых дел мастеров и т.д.). Здесь существовали свои ремесленные орга­низации наподобие западных цехов. Люди черных сотен и слобод де­лились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. За бесчестье рядовых посадских тяглецов устанав­ливался штраф в 1 рубль, средних посадских - 5 рублей.

Кроме «черных» слобод в посадах располагались дворы крупных вотчинников и монастырей - «белые» слободы. Их владельцы не несли государева тягла (были обелены) и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей (жите­лей « белых слобод») от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, воротники и пр.), которые также за­нимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Поэтому налоговое бремя посадских людей было весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства. Городское население, пытаясь избежать чрезмерных тягот, начало покидать посады, часть переходила «в зак­лад» к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.

Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запре­щает «заклады» посадских и приобретение земель в городах беломест­цами. Соборное. Уложение 1649 г. вернуло посадам отторгнутые у них «белые слободы», принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церк­ви, а также обеленные (освобожденные от тягла) дворы поповых де-тей„дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено торговать в горо­дах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведе­ния либо продать посадским, либо самим записаться в городское тяг­ло. Служилые люди по прибору также обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти поло­жения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей (по сути, было введено монопольное право горожан на занятие предпринима­тельством).

Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу (к посадам). В 1637 г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения на посад бег­лых «тяглецов». Соборное Уложение предписало вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив «без­детно» и «бесповоротно» сыск закладчиков (крестьян, холопов, ка­бальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.). Вы­ход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Си­бирь. Тем, кто примет беглых посадских людей, грозили «великая опала от государя» и конфискация земли. Указ 1658 г. предусматри­вал жестокие наказания даже за самовольный переход из одного по­сада в другой.

Таким образом, в городах был введен специфический вариант кре­постного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский го­род на отсталость. В отличие от Запада, город не стал местом развития свободного предпринимательства и конкуренции, местом, свободным от крепостной зависимости.

Российское общество во второй половине XVII века не было одно-родным. Оно состояло из различных групп. Положение разных групп населения в обществе , их отношения друг с другом называют-ся социальными отношениями .

Все население Российского царства в то время можно условно разделить на две большие группы: одна служит государству (находится на госуда-ревой службе) и не платит налогов — служилые люди ; другая — платит налоги государ-ству. Налог назывался — тягло (подать), поэтому эта группа населе-ния называлась — тяглыми людьми .

Крестьянство

Посадские люди

Основную часть жителей русских городов в 17 веке составляло посадское населе-ние. К привилегированному посадскому населению относились «го-сти», особо почитаемые торговые люди, богатые купцы и промыш-ленники. Это были «лучшие люди». Они пользовались большим ува-жением, писались полным именем с прибавлением имени отца, например Иван Семенов сын Поликарпов. Малосостоятельные го-рожане назывались «молодшие». К ним принадлежали мелкие реме-сленники и торговцы, разнорабочие.

Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.
К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в них, по неполным данным, — более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.
Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры. Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Великий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчитывалось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволжских уездах), но и в них постепенно появились посады — предместья, населенные торгово-ремесленным людом.
Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.
Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых операций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового Дела (примерно 100 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головных уборов, много другого — всего, что нужно большому многолюдному городу.
В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.
Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит большое оживление в хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в. относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка. Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужали власти деньгами.
Богатей из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту — мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».
В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших боярам, патриарху и прочим иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и пр. Занимались они, помимо обслуживания владельцев, и торговлей, ремеслами. Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае — ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.
Посадские люди на Земских соборах, в челобитных требовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

Посадские люди

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло , то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням .

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы .

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам . Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью . В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд . В XVII веке эта система была заменена земскими избами . В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники . Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября . В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы .

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов . Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами , хотя иногда употреблялось название посадские.

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

См. также

Литература

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 146-153

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кёстендорф
  • Гран-при Италии 1997 года

Смотреть что такое "Посадские люди" в других словарях:

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    Посадские люди - ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    посадские люди - в Русском государстве торгово промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.).… … Энциклопедический словарь

    Посадские люди - черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Посадские люди - торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…
 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве