«Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба. Какую роль играют в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» образы природы

Уроки развития речи в рамках изучения как литературы, так и русского языка, мне кажется, должны отличаться разнообразием приемов работы с произведением писателя и содержать алгоритм работы над текстом, создаваемый самими учениками. В процессе обучения усваивается именно этот алгоритм, различные способы чтения и анализа авторского текста помогают его лучше понять и убедительно высказать свое суждение по тому или иному вопросу.
В период подготовки старшеклассников к ЕГЭ радуешься каждой мелочи, которая может пригодиться в работе. Может быть, этот урок или сама идея урока тоже пригодится кому-нибудь.

Е.В. ЛОБКОВА,
Петропавловская средняя школа,
Челябинская обл.

Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова

Подготовка к написанию сочинения-рецензии

Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи:

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

ХОД УРОКА

1.

Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».

2.

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

Ответы учеников:

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

Ответы учеников:

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану...

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

Ответы учеников:

– В тексте много глаголов, они передают движение и помогают нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась .

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка .

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли... неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

Ответы учеников:

– Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее... и вновь в степь далее и далее .
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Учитель. В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина .
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...
Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки...
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри...

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось , вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем ...

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едеш ь-едеш ь и не разбереш ь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вд руг рв анул в етер ... Чер нота на небе р аскр ыла р от и ды хнула белым ог нем; тотчас же загр емел гр ом... Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный . А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

Ответы учеников:

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

    • Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии повествования – обычные […]
    • Произведение Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба" позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать урожай и быть независимыми. Считалось, что воевать с врагами и защищать свою семью - священный долг каждого мужчины. Поэтому уже с детства мальчиков учили быть самостоятельными, принимать решения и, конечно же, драться и обороняться. Главный герой повести, Тарас Бульба, у […]
    • Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
    • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
  • Степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

    – Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? – сказал наконец Бульба , очнувшись от своей задумчивости. – Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!

    «Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

    И козаки , принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега.

    Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

    Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию , до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

    Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра...

    (См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

    Описание степи в произведениях А.П.Чехова «Степь» и Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    Выполнил ученик 6Б класса

    Зубков Александр



    Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх казаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее .


    Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .

    «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»


    В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

    «По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

    Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.


    Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.

    «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять... Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

    Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...»


    У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.



    Русскую художественную литературу невозможно представить без одного из наиболее прекрасных поэтических произведений повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Центральной частью данной повести является героический образ народа, который всеми силами борется за собственную независимость от захватчиков и торжество справедливости. Каждый персонаж произведения своеобразен и индивидуален, что помогает читателю в полной мере оценить жизнь народа того времени.

    Но главный элемент, используемый Гоголем в повести, это образ природы. В процессе описания подвигов бесстрашных воинов на помощь автору приходят элементы пейзажа, их присутствие в повести позволяет чрезвычайно точно описать место действия, настроения главных героев и их внутренние переживания. Все характерные черты мастерства Гоголя выражены в развернутых картинах пышной природы и неповторимых пейзажных зарисовках. На страницах повести можно встретить великолепные описания: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… »

    В образе степи Н.В.Гоголь олицетворяет Родину, демонстрируя всю ее силу, могущество, красоту. По средствам описания безграничных привольных степей автор преподносит читателям характер самих запорожцев, истоки их героизма и отваги. Пейзаж в повести «Тарас Бульба» величествен и прекрасен, и мы невольно осознаем, что на такой земле могут рождаться только мужественные, гордые, сильные, смелые, доблестные люди, обладающие щедрым сердцем и открытой душой. Ведь степь является родиной героев и запорожских богатырей.

    Но в тоже время, пейзаж в произведении Гоголя отличается лиричностью и богатой цветовой насыщенностью. Описывая окружающую природу автор дает возможность читателю точнее воспринять образ, характер и настроения того или иного героя. Например, в печальный момент прощания братьев Остапа и Андрея с матерью перед их отъездом из хутора, автор не описывает угнетенное настроение героев напрямую, он просто ссылается на образ природы, говоря: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Благодаря данному приему, читателю становится понятным истинное состояние внутреннего мира и души людей, которые расстроены, и уже не в состоянии воспринимать окружающий мир как что-то неделимое и гармоничное.

    Пейзажи Гоголя живые, ведь они позволяют читателю не только наблюдать тот же пейзаж, который виден казакам: «неизмеримые волны диких растений» и «миллионы разных цветов», но и слышать все то, что происходит с героями: «крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей», куропаток, взмахи крыльев чаек. Даже элементарное восхищение Гоголя: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» относится, не просто к окружающей природе, но и к жизни и быту казачества, демонстрируя всю его мощь и единство.

    Пейзаж в повести «Тарас Бульба» действует сообща со своими героями, гармонично сосуществует с ними, деля все переживания, радости и печали. Образ природы призван усилить впечатление читателя от происходящего, отображая душевные переживания и чувства героев. Так, образ темной ночи сопутствует предательству Андрея, а бескрайние степи и широкие луга отображают безграничность переживаний Тараса Бульбы по сыну Остапу. Даже смерть главного героя символична, он как будто растворяется среди запорожских степей и уходит в природу.

     
    Статьи по теме:
    Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
    Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
    Энергообеспечение мышечной деятельности
    Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
    Кислотно-основной гомеостаз
    1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
    Святой апостол андрей первозванный (†ок
    Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с