Сообщение о славянском боге перуне кратко. Славянский бог Перун. Глава пантеона и настоящий бесстрашный воин. Изображение бога Перуна

Перун Небесный Бог-Громовержец. Бог-Воин, противостоящий силам Тьмы, стоит на страже Законов Рода.
Предводитель Небесного Войска. Покровитель князей и дружин. Символ побед и ратных подвигов.
Перун Славянский Бог грозы и грома. И хочется акцентировать свое внимание, именно на этих качествах.

Бог Перун, в первую очередь, несёт мощную энергию воды жизни.

А это гроза, сопровождающаяся мощным ливнем или дождём. Другими словами, сопровождается водной стихией и тем самым несёт очистительную функцию. Дарующую свежесть… И такое очищение водой, очищение природой, является одним из самых важных свойств Бога. Мы не говорим о том, что он водный Бог. Но к нему можно и нужно обращаться через воду. И вода является очень хорошим проводником электричества. Что связывает, кажущиеся противоречивыми качества Бога.

Перун владеет небесным огнём — молнией. Которой поражает нечисть и врагов Сварги.

Он повелитель молний. Многие Боги ею владеют, но молния Перуна является самой мощной. Поэтому так и говорят, что есть молния. А есть молния Перуна. И они отличаются по Силе.
Перун очень эмоциональный Бог. В нём очень много Сил жизни. И много настолько, что они не всегда им сдерживаются. Показательным примером является рождение . По одной из легенд, молния Перуна, брошенная им в сердцах, проявила лик Дажбога на камне. А жизнь в Дажбога смог вдохнуть уже . И эта эмоциональная вспышка Перуна даровала рождение Дажбогу. Вспышка молнии — это и есть эмоциональное проявление Перуна.

Перун — могучий воин, защитник Прави.

Он боец, он хранитель Прави. Покровитель дружин. Очень могучий воин. Грозный Бог, сильный Бог. Несёт мощь небесного огня. Из-за своей силы, мощи и ярости является предводителем Небесного войска. Перун ведет его в бой при столкновении с силами Тьмы. Естественно, он является символом защитника. Он проявлен как покровитель, дружин. Князей, которые своим предназначением принимают защиту рода, народа. Так же славянский Бог Перун является символом ратных побед и подвигов. То есть его жизнь посвящена защите Рода, народа. И противостояния силам Тьмы, не важно в каких проявлениях.

Энергия Перуна по спектру — это первый нижний энергоцентр, которая захватывает и второй. Им присущи желания, стремления и их реализация. Проникая в третий центр, энергия Перуна пробуждает боевой Дух и настойчивость.

Но изначально энергия Бога — это жизненная энергия. Тугая и мощная, как сам Перун , весь в себе представляющий мощь.
Кроме того, энергия Перуна определяет жизненную силу в человеке. Жажду жизни, страсти, продолжения и сохранения рода. Энергия выживания, энергия инстинкта выживания, самосохранения.

Бог Перун может наказать молнией или очистить водными потоками, именно омовение считалось символом очищения. А капища Перуну воздвигались близ воды.


Славянский Бог Перун - грозный сын Сварога-кузнеца, могучий защитник Яви, Бог-Громовержец и Лады, Небесной Матери. Бог Перун - один из самых известных славянских Богов, его почитают как покровителя воинов, защитника Мира Яви. Передают рассказы о разных деяниях Бога Перуна, одно из самых важных - бой с порождением Хаоса, Скипер Змеем. Известно много знаков с силой этого славянского Бога, праздник Перуна сейчас отмечают как день воинской удали. Явление Перуна мы видим во время грозы - сверкающие молнии и небесный гром.
Древний славянский Бог – Перун Громовник, всегда любил, любит и будет любить людей и их мир, Мир Яви. Он давал наставления древним нашим предкам, оставив «Заповеди Перуна», постоянно стоит на страже Яви, преграждая путь сторонникам Темной Нави. Перун - Бог Покровитель всех воинов, изучающих боевое искусство, участвующих в ратном деле, выступающих в походы. Вот оттого и походят некоторые люди по своему характеру на Громовержца, Бога справедливости, а Он, в свою очередь, для них является настоящим благодетелем.


Перун – это славянский Бог Справедливости и Грома. Рождён Сварогом, Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращённых к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

Бог Перун в пантеоне славянских Богов

Перун-громовержец – это сын Отца Небесного Сварога и Небесной Матери-Богородицы, Лады. Рождён был Перун в Мир по особому замыслу Рода Творца, Прародителя всех богов и людей. Предназначение Перуна – быть защитником Мира Яви, делать слабых сильными, помогать становиться смелее и мудрее.

Бог Перун является братом:
Семаргла – Бога Огня;
Стрибога – Бог Ветра и Воздуха.
Леля и Полеля – двух Богов, отвечающих за любовь и крепкий семейный союз;
Морены – Богини Зимы и Смерти;
Лёли – Богини Весны, Любви и Красоты;
Живы – Богини Жизни и Лета.

Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

Тёмное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и её близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не всё ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея, которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:
"…а Перун же ударил копьём и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговорённым железом.
Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и чёрную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а ещё быстрее впереди них бежала молва о том, что пленён мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от чёрного колдовства, начала цвести и плодоносить.
Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес, мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мёртвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребёнка малого, как Перун, освобождённый братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху ещё камней наложили, и на них нанёс заклятье мудрый Велес.
А Стрибог, Бог ветра, призвал своих сыновей, и они, ветры буйные, со всех четырёх сторон Яви, набрали песка всякого: и крупнозёрного желтого с берегов рек, серого, мелкого с берегов озёр и со всяких ещё разных мест. Высыпали этот песок на яму, где помещён был Кара-Скипер-зверь, и образовалась гора. И опять Велес наложил заклятье и на эту гору: «Гора эта, под названием Караскиперова гора, каждой своей песчинкой будет сторожить лютого врага нашего, чтобы не мог он вырваться из позорного плена. И напоминать будет гора людям, что если они позволят злу поселиться у них в головах, то тогда Скипер-Змей может разбить оковы и выйти на свободу. И гора эта должна быть заповедной и нерушимой, чтобы зло, источаемое зверем, не просачивалось наружу в людские головы."
А что было дальше или подробнее хочется узнать, то уже непременно почитайте в книге О.Бояновой «Боги и люди».

Оберег – символ Бога Перуна

Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.
Секира Перуна – это оберег, направленный на получение твёрдости в различных делах, принятии решений, карьерной славы и успеха.
Перунов Цвет (или – Цвет Папоротника, который связан с праздником Купало) – ограждает от всего тёмного, злого и чёрного, что может помешать счастливой жизни и её расцвету. Как гром и молнии в Небесах от Перуна исходят мгновенно и так же скоро прячутся. Тот, кто носит этот символ, будет иметь удачу в делах, силу преодолеть всяческие препятствия в жизни, защиту от бедствий и неудач.
Громовник несёт мужчинам силу, умение владеть воинским мастерством. Защищает человека от зла и бедствий, от дурных намерений от чужих людей.
Щит Перуна имеет больше отражательные функции, поэтому символ больше служит в качестве защитного оберега, чем орудия для нападения. Он отражает всё плохое, за счёт этого отражения всякое зло попросту рассеивается рядом с таким щитом. Поэтому тот человек, кто носит этот оберег, может быть уверен в полной защите от всяких дурных сил.

Проявление Бога Перуна для славян

Для славян Бог Перун – это Покровитель воинов. Имя Перуна нужно для того, чтобы мальчики были сильными и крепкими. Почитают Перуна и как Бога, который научит, как быть сильнее, терпеливее, крепче духом, душой и телом.

Атрибуты Бога Перуна

Призвание – Бог войны и Справедливости.
Значение имени – «перунъ» обозначает – разить, колоть, сражать, поражать.
Покровитель – воинов и земледельцев.
Стихия – гром, молния, землетрясения.
Животное – конь боевой.
Птица – орёл.
Геральдика, предметы – щит, меч, топор, секира.
Растение (в мифологии) – Перунов цвет.
Дерево – дуб, дубравы.
Треба (подношение) – живой петух, хлеб, соль.
Места установки капищ, идолов (чуров) – верхушки холмов.

Славянская Реза Рода Перун в северном гадании

Реза Бога Перуна включается в северный оракул «Славянские Резы Рода. Предсказание. 40 шт». Реза Бога Перуна также входит в магический набор «Славянские Резы Рода. Исполнение чаяния. 21 шт».
На Резе изображён Бог Перун, восседающий на вздыбленном коне, держащий двуручное копьё наготове. Бог в самом разгаре боя, волосы взметнулись назад, взгляд устремлён вперед, прямо на врага. Глядя на картинку, можно одним словом описать Перуна Громовержца – Разящий!
Символ-оберег Бога Перуна - Громовник выступает одновременно и символом Резы. Знак располагается в серёдке яркого многолучевого Солнца. Внизу под фигурой Бога и коня находится земля Яви, которую Он всегда защищает. Еще ниже – Имя Бога и его число – 18.
Номер резы – 18.
Гадание. Вопрошание Бога. «Настала победа!» - вот весть этой Резы Спрашивающему. Именно эта реза появляется в раскладе, когда Спрашивающий ждёт окончания своей битвы. Человеку предлагается использовать свою отвагу и мужество, немедля привлечь сторонников к своему делу. Однако и сам Спрашивающий может стать поддержкой для нуждающихся в этом.

Славянский Бог Перун в северной магии


Девиз Бога Перуна: «Лови момент! Делай, что сейчас можешь, остальное отложи на время». Реза Бога Перуна используется в обрядах, когда нужен быстрый и сильный результат.
Три повода обратиться к Богу Перуну:
Снятие наговоров и уроков-призороков (порчи). Своими огненными стрелами Он отстрелит всё тёмное и недоброе!
Защита воина, идущего на войну, призвать к нему смелость и неуязвимость.
Зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Вторая сторона силы Перуна - его мужская привлекательность. Он – сын Лады, Царицы Небесной, и также умеет огонь между людьми зажигать.

Праздники, где чествуют Бога Перуна

12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
2 февраля. Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.
20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.
Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Перун - Бог-Покровитель по сходству характеров

Когда тебе покровительствует Перун, тогда ты – человек со следующими качествами:
волевой;
справедливый;
правдолюбивый;
энергичный.
Такие люди обычно искусны в боях или каком-либо военном деле, защищают обиженных, даже Природу и животных, стремятся быть всегда на стороне Правды и указывают людям на Кривду. Любимчики Перуна так же, как и Бог, «страшны в гневе», когда речь заходит о нарушении справедливости. Потому случается так, что даже «молнии сверкают из глаз» этих людей, когда стоит лишь раз пойти им наперекор.
Обычно люди соглашаются с тобой, когда видят в тебе неисчерпаемую силу – силу самого Громовника, того, кто способен мобилизовать и собрать все силы так, чтобы отыскать одно правильное решение. А если встречаешь какие препятствия на пути к цели – так они только тебя подзадоривают и увлекают еще больше проявить свою смекалку.

Мифы и легенды о славянских богах:

Книга«Боги и люди». О том, как похитил Скипер-Змей Бога Перуна и как смог молодой Бог победить страшное чудовище.
Книга «Приключение Ярого Бога». О том, как обучал Перун Бога Ярило воинскому делу.
Триста лет да ещё три года Перун спал, ждал, когда братья освободят его от земных оков Скипер-Змея. Затем встал Громовержец да и победил порождение Хаоса. Люди, схожие своими чертами характера на Перуна, тоже умеют долго ждать, но победоносный удар их будет быстр, беспощаден и точен! Коли ты таков, тогда ты знаешь, что ежели нет сейчас ни времени, ни возможностей добиться всего разом, то ты готов и подождать.
Гибкость тебе также присуща, как и Богу Грозы – ты умеешь выбирать разные пути, чтобы обойти какое-либо препятствие на пути к счастью, решению проблемы. В то же время тебя находят достаточно вспыльчивым человеком. Несмотря на это, тебе удается просчитывать несколько ходов наперед, когда бы ни играл в шахматы, либо в тавлеи – древнерусские шахматы.
Характер твой нетерпеливый, постоянное желание все получить быстро и сейчас порою доводит до некоторых ошибок в оценке будущего. Тем не менее, настоящее тобой управляемо с удивительной практичностью и точностью – всё у тебя нацелено на созидание, сотворение практичной обеспеченной богатой жизни.
Командный тон – это то, где более всего в тебе проявлена божественная сила. Приказать тебе, критиковать или подначивать тебя никто не может, но ты можешь легко повелевать другими. Тебя дипломатом не назовёшь, поэтому тех, кто делает что-то неправильно, нарушает правила, порядок, тебе приходится ставить на место. Собственных ошибок сам ты не любишь признавать. Перун однажды стал воевать с самим Велесом, так и не сумевши с ним договориться, решить спор полюбовно.
Тем не менее, покровительство Перуна приводит человека в состояние, когда он постоянно ориентируется на высшие идеалы, Коны Мироздания, стоять на стороне справедливости, Правды и добра.

Люди, находящиеся под покровительством такого Бога, имеют:
быстрый ум;
остроумие;
скорость, энергичность в действиях.
Слова, которыми можно описать твой характер, под стать Перуну: воля, гибкость и настойчивость. Ты умеешь сосредотачиваться, логически рассуждать и думать, командовать и главенствовать над людьми. Осторожно, но все же не доверяешь людям. Будущее предвидеть можешь слабо. Повседневные дела тебя зачастую утомляют, и ты теряешь к ним интерес.
Есть и такие слова, которые подходят к людям, живущим под эгидой Перуна: гневливость, вспыльчивость, критиканство, агрессивность, неуёмная энергия, безжалостность. Ты отлично обладаешь выдержкой, стойкостью, поэтому умеешь быть выносливым при длительных физических, моральных нагрузках. Отличная реакция на происходящее всегда помогает выстоять трудности в жизни, либо решать какие-то задачи.
https://славяне.сайт/slavyanskie-bogi/
https://славяне.сайт/perun-bog-pokrovitel/
https://славяне.сайт/perun/

ПЕРУН - бог Громовержец, занимавший в пантеоне богов языческой Руси, но очень непродолжительное время, место, подобное тому, которое древние греки отводили Зевсу, а поскольку это относится буквально к кануну введения на Руси христианства, имя Перуна известно больше, чем имена других богов. В этот период времени, особенно в княжеской среде, ему отводились главное место и главная роль среди всех признаваемых богов. Но не следует забывать, что превращение Перуна во владыку мира происходит (образ его был известен, конечно, значительно раньше и был, как считают некоторые исследователи славянской мифологии, заимствован, вероятно, из Скандинавии) почти одновременно со становлением Киевского государства.

Перун - бог грома, молнии и дождя. Ему подвластны все стихии природы. Он повелевает всем. У него огромная свита прислужников, исполняющих его волю. Гром и Молния, Дождь и Град, Ветры и Бури, включая Соловья-Разбойника , морозы-калинники Трескунец , Студенец , Карачун , богатыри Дубыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня , Усыня , Святогор и т. д. и т. п., змеи, водяные , лешие - все это помощники Перуна. Ему подвластны и Явь и Навь - и властелин подземного царства Вий , а следовательно, и вся его нечисть, служат Перуну. Ему посвящались реки, считавшиеся священными; ему посвящались рощи, дубравы и целые леса, рубка деревьев в которых была запрещена под страхом смертной казни.

Перун - жестокий, устрашающий бог. Ему приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Не случайно, а как средство устрашения и подчинения народа культ Перуна находит отклик и распространение прежде всего в княжеской среде. Уже изначально, когда он еще не возводился в ранг высшего божества, как считает Б. Рыбаков, Перун «был, очевидно, не столько богом оплодотворяющих туч, сколько Перуном-Грозой, грозным божеством первых племенных дружин, конных пастухов-воителей, вооруженных боевыми топорами, надолго ставшими символом бога грозы», а с началом формирования государства он становится символом княжеских дружин, символом власти - княжеской грозы.

Боги велики; но страшен Перун;

Ужас наводит великая стопа,

Как он в предшествии молний своих

Мраком одеян, вихрьми повит,

Грозные тучи ведет за собой.

Ступит на облак - огни из-под пят;

Ризой махнет - побагровеет твердь;

Взглянет на землю - встрепещет земля;

Взглянет на море - котлом закипит.

Клонятся горы былинкой пред ним.

О фициальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре.

Созижден высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростер далеко по горам:

Пред ним всегда горит неугасимый пламень,

При входе утвержден краеугольный камень,

И камнем гибели народом наречен;

Он черной кровью отовсюду омочен;

На нем несчастная та жертва трепетала,

Свирепости жрецов которая питала:

Там смертоносные оружия висят,

Сосуды кровию наполнены стоят.

«Владимириада»

Это божество явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, ему 20 июля (стиль старый) приносились «мясные» жертвы.

Тело истукана Перуна было вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши, усы и борода изготовлены из золота, ноги были выкованы из железа, в руке он держал изображение молний, составленное из драгоценных камней.

Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,

На нем златый венец, багровая порфира;

Извитые в руке перуны он держал,

Которыми разить во гневе угрожал;

Златые на челе имел огромны роги,

Серебряную грудь, имел железны ноги;

Горел рубинами его высокий трон,

И богом всех богов именовался он.

Провозвестник ужасного для человека:

Разит перунами, он молниями блещет,

Убийство на челе, смерть носит на очах.

Его венец змеи, его одежда страх.

«Владимириада»

Введение христианства на Руси в 988 г. требовало ликвидации поклонения всем языческим богам. Согласно распоряжению князя Владимира все идолы подлежали уничтожению. Ии рубили и ожигали. (Стоит ли удивляться тому, что на Руси периодически уничтожались, уничтожаются и сейчас, памятники прошлого, в том числе и церковные. Именно православная церковь ввела у нас сей обычай.)

С идолами Перуна поступили несколько иначе. В Киеве его привязали к лошадям и проволокли через город в сопровождении эскорта на двенадцати дружинников до Днепра, бросили его в воду и сплавили за днепровские пороги. Подобным образом с идолом. Перуна обошлись и в Великом Новгороде, отправив его В плавание по Волхову: река считалась дорогой в потусторонний мир, куда Перун и был отправлен.

На примере введения культа Перуна в качестве верховного божества можно видеть, как изменяется форма религии под воздействием социально-политических условий, под воздействием потребностей формировавшегося государства, как меняется ее социальная роль, как религия ставится на службу власть имущим.

Владыка сидит на престоле громов,

В руке его вихрь одичалый,

Он молнию бросил в пучину валов,

И море ударило в скалы,

И волн его песнь от начала веков

Великому не умолкала.

Владыка нисходит на землю в громах,

И дрогнуло сердце природы:

Завыли пещеры в бездонных горах,

Эфира обрушились своды,

Вселенную обвил клубящийся прах,

И ужасом смолкли народы.

А. Н. Муравьев

В менее ярко выраженной форме подобные процессы - процессы становления религии на службу господствующим социальным группам, - наблюдаются и в современной России.
Перун — один из самых главных Богов Славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога , Стрибога , Симаргла и Мокошь» . Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай». Наукой археологией было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить» . Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».


От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Во время крещения образы языческих Богов, были перенесены на образы христианских святых. Эта участь не обошла и Перуна. В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе. Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако! Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!» или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях. Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа — имя произошло от глагола или наоборот. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий. Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».

Славянский Бог Громовержец Перун


Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.


Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

Славянский Бог грома и покровитель воинов . Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan» , так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами , и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь "современные". Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

"Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец"

Еще в младенчестве вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся... Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

Имя бога Перуна происходит от праславянского "перунъ" , что означает "разить, поражать" . Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая - с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня . Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение - быть покровителем воинов . Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины . Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в "Повести временных лет" :

"И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии"

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир "Красное Солнышко" учредил в 980 г. - это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош :

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси... Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство...

Про бога Перуна и Илью Пророка

После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк , ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день . В свою очередь на "Глиняном календаре" черняховской культуры 20 июля, отмечен "громовым знаком " (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб . Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов . Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом "Дуб" книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

"Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий - зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми...".

Это место называлось "Перуня рень" . По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром . Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров - это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Перун - бог-громовержец в мифологии славян, наиболее известный и почитаемый. Какое место он занимал в пантеоне, чем знаменит и как поклонялись этому божеству?

В статье:

Перун - воин-громовержец

Перун - самый почитаемый среди славян бог, владыка грома и молний, покровитель князя и его дружины. «Разящий» был чистым воплощением мужского начала. - дуб, молот, топор, плеть, а характерными чертами облика его идола являлись серебряная голова и золотые усы. Наши предки не только сравнивали Перуна со скандинавским богом Тором, знаками которого также были молот и молнии, но и считали их одной сущностью, а отличия во внешности объясняли разным восприятием действительности у народов.

Считалось, что Перун путешествует по небу в колеснице, сжимая в руке молнию, которую также называли «чертовым пальцем». По легенде демон, которого пытался поразить Громовержец, ускользал от его гнева, прячась то в человеке, то в камне, то в жабе, то в ветвях деревьев. Поэтому молнии ударяли в возвышенности или одиноко стоящие стволы - чаще всего это был дуб, который позднее стали почитать как священное дерево Перуна. Под ним устраивали ритуальные убийства быков и петухов, призванные задобрить бога и показать ему уважение.

Дуб, в который попала молния

Знаки Перуна - цветы ириса, синие, как холодное пламя молний, символизирующее очищение духа от скверны. В «Повести временных лет » упоминаются «громовые камни», которые находили практически на всех . Особенно много их было на новгородском, которое считалось крупнейшим на территории Руси, - странные топоры, высеченные из камня. Славяне полагали, что сам бог создавал их, ударяя молнией в скалы.

Легенды свидетельствуют, что во время рождения Перуна случилось сильнейшее землетрясение. Его родителями были Сварог (бог-кузнец) и Лада, она же Слава - от этого имени и произошло название славян. Когда Перун был совсем юным, его вместе с тремя сестрами похитил получеловек-полускорпион Скипер-зверь, который погрузил бога в глубокий сон. Спасли брата Сварожичи Сирин, Стратим и Алконост, обмыв его живой водой.

Дива-Додола - верная жена Перуна

Перуница — Жена Перуна

Предки сохранили и романтичную легенду о знакомстве Перуна с его женой. Перуница, или Перына - дочь Дыя, повелителя звездного неба, и Дивии, властительницы Луны, насылавшей на людей вещие сны. Второе имя Дыя, которым нарекли его греки, - Зевс.

Молодая богиня с первого взгляда понравилась Перуну, который, не мудрствуя лукаво, предложил пожениться. Испугавшись подобного напора, Дива заплакала и бросилась бежать домой. Но упрямый Громовержец последовал за ней, не зная, что на пути его подстерегала новая беда - чудовищный трехглавый змей, живший в Черном море. Заприметив красавицу, он решил завладеть ею.

Перун отыскал дом своей возлюбленной и был приглашен побеседовать с родителями. Хотя Дый и не спешил давать согласие на брак дочери, ему понравился смельчак, не побоявшийся преодолеть огромное расстояние ради гордой Дивы. От беседы их отвлек чудовищный грохот и рев - змей, выползший со дна морского, крушил все вокруг, пытаясь похитить Додолу. Оба громовержца вступили в жестокую схватку с монстром, и, поразив его молниями, загнали обратно в пучину. После этого Дый, убедившийся в могуществе Перуна, дал согласие на свадьбу.

Дети Перуна - великие боги славян

Тарх Перунович

Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое - Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана , ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно был прообразом Будды.

Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.

Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.

Дочь Перуна — Девана

Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.

Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем - все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.

От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.

Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.

Велес и Перун - битва жизни и смерти

Перун и Велес

Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов, хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков - так называемую «бородку змея» , ибо Велес подобен змее. Из-за облика его люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.

Давняя нелюбовь к змеям - ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца - дала о себе знать, и согласился он на поединок. Перун пытался убить , но ничего не получалось - хитрый бог ускользал, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.

Разъярился Громовержец, метнул молнии - и вспыхнул лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло - бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолил о пощаде, но Громовержец был непреклонен и потребовал вернуть ему дочь и скот.

Живописание битвы Велеса и Перуна.
Жрновника, Хорватия, вероятно, 8-е столетие.

Велес признался, где держал пленницу и куда угнал похищенных животных и птиц. Но Перун не сдержал своего слова - мстя за все беды, что причинил змей ему и простым людям, он отправился спасать своего ребенка, оставив Велеса гореть заживо. Так и погиб великий змей, а после его кончины сорок дней шел дождь, пока не закопали останки божества в сырую землю.

Славяне клялись именами Перуна и Велеса, но если первым скрепляли договор воины, то вторым - купцы. Столь непохожие, но вместе с тем одинаково важные в пантеоне боги были почитаемы по всей Руси. Их битва являлась олицетворением вечной борьбы двух сторон мироздания - войны и мира, огня и воды, смерти и жизни.

Итак, Перуна, могущественного бога молний, грозовых туч и войны, можно по праву назвать важнейшим божеством в пантеоне древних русичей. Его защиты и руководства просили как славные воины, так и страждущие селяне. Даже в наши дни язычники продолжают поклоняться Перуну, уповая на его помощь.

Вконтакте

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные