Проблемы современного менеджмента в россии. Доклад: Основные проблемы современного менеджмента и зарубежные модели менеджмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Омской области

БОУСПО «Омский областной колледж культуры и искусства»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ПМ.03 - Менеджмент в социально-культурной сфере

МДК 03.01.1 - «Менеджмент в социально-культурной сфере»

Тема варианта контрольной работы:

« Проблемы развития »

Выполнил (а):

студентка группы № ОЗО - 206/1

Бондарева Наталья Владимировна

Проверил (а): преподаватель

Камнев Александр Викторович

г. Омск - 2016 г

Введение

Основные проблемы развития менеджмента в современной России

Пути решения данных проблем

Заключение

Список литературы

Введение

Широкомасштабные реформы, происходящие в России и ее регионах, привели к трансформации социально-структурных отношений, перераспределению власти, возникновению многообразия форм собственности, возрождению предпринимательства, становлению институтов рыночной экономики, в том числе и менеджмента, как принципиально иного подхода к управлению, соответствующего рыночным условиям. Качественные изменения принципов управления и механизма распределения властных полномочий в свою очередь вызвали необходимость формирования социального слоя менеджеров.

Менеджмент как профессиональный вид деятельности по управлению людьми в отраслях экономики, где предполагается получение прибыли как конечного результата, подразумевает наличие субъектов управления -- менеджеров. Менеджеры в нашем понимании -- руководители рыночного типа, работа которых направлена на объект -- хозяйственную деятельность организации. Они возглавляют коммерческие организации, выполняя управленческие функции и принимая стратегические решения. Поэтому решения менеджеров, как и решения политических деятелей, могут влиять на жизнедеятельность отдельных индивидов, регионов и государств в целом. Они, как субъекты хозяйствования, обеспечивают оптимальное решение всего комплекса стоящих перед ними задач, играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества и являются движущей силой модернизационных процессов.

В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Основные проблемы развития менеджмента в современной России

1. П роблема качества . Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. Одна из основных проблем российского менеджмента качества заключается в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемых результатов. Анализ ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя.

2. К оррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менеджеров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компаний. В западных странах государственные управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

3. Избыточная численность государственных управленцев , непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России -- управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента -- большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

4. Отсутствие продуктивного взаимодействия топ-менеджера и владельца компании. Для России характерна такая особенность, как отсутствие взаимопонимания и частые конфликты между топ-менеджером и владельцем компании. В результате, управляющий оказывается уволенным, а проблема эффективности менеджмента в организации так и остается нерешенной. Более того, снижается эффективность деятельности компании, происходит потеря грамотного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и вынужден строить карьеру заново.Причина разногласий в таком случае чаще всего кроется в следующем. В то время как владелец заинтересован в максимизации прибыли на каждом этапе развития компании, топ-менеджер стремится к реализации стратегических целей, понимая, что достижение стратегических высот куда важнее сиюминутной прибыли, да и это является гораздо выгоднее в перспективе. Также, собственник не всегда до конца понимает нюансы производственного процесса, требуя прибыли на промежуточных этапах, например, и часто ставит не очень четкие цели. Управляющий, в свою очередь, имея огромную степень ответственности, наделен весьма ограниченными полномочиями. В тех случаях, когда и топ-менеджер и владелец заинтересованы в стратегическом развитии компании, организацию ждет успех, а сотрудничество окажется взаимовыгодным и плодотворным. менеджмент коррумпированность управленец качество

5. Выход в топ-менеджмент сотрудников без специального образования . В России сплошь и рядом встречаются случаи, когда к управлению компанией приходит один из сотрудников, поднявшийся по карьерной лестнице, но при этом не имеющий специального образования по управлению (менеджменту). Например, заводом может управлять бывший инженер, телекоммуникационной компанией - связист и т.п. Однако важно понимать, что менеджмент - это целая отрасль, имеющая свою специфику и особенности. Особенно если учесть, что чем выше занимаемая должность, тем меньше технических навыков требуется управленцу, но при этом возрастает необходимость в освоении специфических знаний, позволяющих эффективно управлять целой организацией. Соответственно, руководитель высшего управленческого звена переходит от выработки решений к управлению процессами принятия решений. В России же пока актуальна такая проблема - к руководству организацией приходит рабочий, который, занимая высокий управленческий пост, по стилю мышления и подходам к решению проблем остается на прежнем уровне. В итоге такой топ-менеджер нередко избегает принятия управленческих решений, занимаясь лишь технологическими проблемами. Высшее руководство должно осознавать, что его задача состоит в управлении процессами выработки и принятия решений в целом.

6. Ориентация на контроль . Автократия приводит к необходимости контроля. Все регионы должны быть организованы одинаково. Цель - получить единообразие везде, где только это возможно. Это позволяет усилить контроль, но приводит к снижению производительности: чтобы получить результат, необходимо проявлять внимание к специфике каждой местности и рынка. Единообразие отрицательно сказывается на производительности. Это еще одна причина неэффективности.

7. Ориентированность на Москву . Авторитарный стиль и необходимость контроля - это не персональные качества менеджеров. Это официально установленная практика там, где принимаются решения. Москва - центр российского мироздания. Москва часто решает, даже не выслушав регионы, что нужно делать и как. И это относится не только к правительству. Это правда и для корпораций.

Пути решения данных проблем

1. Поддержание жизнеспособности компании в условиях растущей конкуренции и при любых изменениях рынка;

2. Четкое определение цели, которые соответствуют интересам фирмы, а также отвечают на запросы ранка и потребителей;

3. Достижение максимизации прибыли и минимизации издержек;

4. Совершенствование работы компании, примение современных методов управления (для этого необходимо постоянно развиваться и приобретать новые знания и навыки);

5. Достижение эффективной работы всех сотрудников в отдельности и в целом всего коллектива;

6. Строение хорошего отношения в коллективе и разрешение конфликтов, разработка шагов развития коллектива, решение социальных проблем в команде;

7. Разработка более совершенных форм деятельности и внедрение их в практику, а также осваивание новых сфер деятельности;

8. Способным идти на риск, но в разумных пределах, а также снижение его отрицательного воздействия;

9. Внедрение эффективных теоретических разработок, как отечественной, так и зарубежной науки;

10. Подходить к управлению, учитывая особенности российских условий бизнеса, истории нашей страны и, конечно, российского менталитета.

Заключение

Несмотря на множество проблем в российском менеджменте, часть которых мы рассмотрели, стоит отметить, что при профессиональном и взвешенном подходе можно всегда найти компромиссы, подобрать оптимальное решение в ситуации, избежать многих проблем в управлении, а главное - повысить качество и результативность управления.

Возможно, что стратегический менеджмент, отличительные стороны которого пренебрежение локальными доходами по сравнению со стратегическими целями, а также подход проект-менеджмент выведет мировую экономику, а также Россию на устойчивую стратегическую траекторию социально-экономического развития.

Список литературы

1. Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. -- 2009. -- № 7, -- стр. 7--8.

2. Максимцов М.М. Менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. 2 е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, -- стр. 38.

3. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., 1972, -- стр. 456.

4. Горбунова М., Специфика системы управления бизнесом в России и за рубежом //Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 3. 4.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современные проблемы управления. Глобализация проблем менеджмента в России. Особенности и методы решения проблем в управлении. Процессы глобализации общественной жизни как определяющий фактор развития теории и практики управления в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    История возникновения и развития управления организацией от древности до наших дней. Методологические принципы формирования российского менеджмента. Значение современного менеджера в российской экономике. Основные подходы к командному управлению в России.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Типы кризис-менеджмента и их характеристика: чрезвычайный, рутинно-профилактический и провокативный. Система экспресс-диагностики банкротства, обеспечивающая раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия. Оценка проблем кризис-менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2016

    Анализ проблем женщин-руководителей, характеристика качества и стилей управления, ценностей и мотивов их действия. Гендерные различия и основные причины женской дискриминации на рынке труда. Перспективы развития женского менеджмента в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2011

    Управленческие проблемы, их суть, классификация и природа возникновения. Инструментарий, использованный для анализа и решения проблем. Анализ и решения проблем компании. Децентрализация структуры управления. Информационная система и нововведение.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Понятие и функции менеджмента, особенности его зарождения и развития. Особенности развития управленческих идей и формирования российского менеджмента. Закон взаимосвязи менталитета и менеджмента. Проблемы российских менеджеров и направления их решения.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2013

    Изучение основных проблем, связанных с использованием информационных технологий менеджмента, путей их решения. Анализ логической схемы действий, позволяющей определить пути решения вопросов о средствах достижения целей качества производства и управления.

    реферат , добавлен 21.03.2012

    Исследование особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой. Теория и методы использования менеджмента в практической деятельности вывода экономики из глобального кризиса.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2009

    Рассмотрение понятия и основных функций менеджмента. Выявление специфики российского метода управления, раскрытие его проблем в рыночной экономике. Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента Швеции, Финляндии, Франции и современной России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    История менеджмента в России, проблемы его развития. Особенности развития менеджмента в дореволюционной России и во времена СССР. Система объективных и субъективных условий, способствующая становлению менеджерской деятельности в различных направлениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы управления и менеджмента в психологической науке. Социальные ориентации современного менеджмента. Психология социально ориентированной экономики и ее проблемы. Психологические принципы цивилизованного менеджмента, социальная ориентированность.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Исследование основных составляющих современного менеджмента. Формирование миссии и целей организации. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Объекты и субъекты налогового менеджмента. Проблемы менеджмента в России и пути их решения.

    реферат , добавлен 16.10.2016

    Основные стадии развития науки управления. Анализ возникновения, формирования и содержания различных школ управления. Сравнительная характеристика японской и российской моделей менеджмента. Проблемы современного менеджмента в РФ, направления для развития.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Современные инструменты менеджмента, создание структуры в масштабах предприятия с помощью планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Анализ методологической базы, особенностей, сущности и тенденций развития современного менеджмента.

    реферат , добавлен 04.09.2011

    Сущность понятия "менеджмент". Виды менеджмента: производственный; финансовый; инновационный. Развитие менеджмента в России. Проблема соответствия между менеджментом и менталитетом. Гибкость и приспособляемость как особенности русского менеджмента.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления. Структура и функции современного менеджмента. Системная инженерия процессов управления. Практическая деятельность менеджера и ситуации управления фирмой.

    учебное пособие , добавлен 21.05.2009

  • Боровец Дарья Андреевна , бакалавр, студент
  • Поволжский Государственный Университет Сервиса
  • РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В статье рассмотрены проблемы современного российского менеджмента, особенности его реализации в инновационных условиях развития, выделены основные барьеры эффективного управления на предприятии, проведен анализ существующих проблем и предложен механизм устойчивого развития менеджмента на современном этапе.

  • Анализ японской системы управления в контексте её использования российскими компаниями
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Россия стоит на пороге больших перемен. Процесс эволюции рыночной экономики имеет огромное значение для нашей страны. В условиях постоянно меняющейся внешней среды Россия пытается самоопределиться как на национальном, так и на мировом уровне. При этом в основе экономического и социально-культурного развития лежит эффективная система управления.

Россия, в отличие от зарубежных стран, имеет небольшой опыт менеджмента в условиях рыночной экономики. Наш опыт существенно отличается от западного тем, что это не копирование в чистом виде, а переработка и синтез опыта зарубежных коллег с чисто российскими особенностями ментальности и структуры экономики. На основании того, что законы экономики зависят от непредсказуемого человеческого выбора, развития социума, можно сделать вывод, что проблемы менеджмента имеют большое значение.

Подобно тому, как железная арматура скрепляет бетонные блоки здания, делая его крепким и устойчивым, так и менеджмент скрепляет общественные институты, обеспечивая социальную устойчивость. Речь идет о менеджменте на различных уровнях: начиная от государственного регулирования общественной жизни и заканчивая управлением на отдельно взятом предприятии.

Россия – уникальная страна, с неоднозначным и богатым историческим опытом, в том числе и в сфере менеджмента. Нам знакомы и феодальная раздробленность, и монархический абсолютизм; интервенция западных концепций в нашу культуру и свои специфичные наработки в сфере научного управления; административная жесткость плановой экономики Советского Союза и хаос становления рынка в 90-е годы.

Наиболее важной проблемой современного менеджмента в нашей стране является проблема качества управленческих кадров, повышение требований к профессиональному уровню менеджеров, повышение уровня их компетенций, которые направлены на возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду. Будущие управленцы стремятся получить образование в престижных бизнес-школах, формировать управленческое искусство, посещая управленческие поединки, приглашать в особо сложных ситуациях профессионалов-консультантов по управлению. Однако многие руководители не уделяют своему профессионализму и его росту достаточно внимания, считая, что главное – обладать властью.

Не менее актуальной проблемой, с которой сталкивается современный менеджмент, является проблема коррумпированности российской экономики на всех уровнях. К сожалению, на современном этапе коррупция присутствует практически во всех структурах, включая и государственные. Наличие ее признаков является негативным фактором не только для общества, но и для страны в целом. Она усугубляет социальное неравенство, препятствует развитию бизнеса и способствует политической нестабильности государства.

Важнейшей проблемой, снижающей эффективность российского менеджмента, является проблема увеличения численности государственных чиновников при постоянном сокращении аппарата управления. При данной проблематике остро ощущается нехватка профессиональных кадров, особенно из числа топ-менеджеров. В данном случае количество никоим образом не влечет за собой качество. Ссылаясь на исторический опыт, можно сказать, что численное увеличение управленцев в России в большинстве случаев не приводит к действенным результатам.

Следующая проблема российского менеджмента порождена механизмом глобализации. В последние годы в мире произошли огромные изменения. Они касаются не только всех сторон внутренней жизни стран, но и мирового порядка в целом. При этом наблюдается нарастание темпов происходящих перемен. Еще недавно очень модная «регионализация» перерастает в «глобализацию» и становится всего лишь составной частью процесса изменений в мире. Да и сама глобализация в последнее время необычайно ускорилась и практически вышла из-под всякого контроля. Пытаясь успеть за все ускоряющимися изменениями среды, менеджеры внедряют управленческие нововведения без тщательного анализа их нужности и целесообразности, без учета влияния изменений на персонал.

Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в России, связанную с нерациональным использованием временных ресурсов. Рассматриваемая проблема возникает из-за неграмотных действий руководителя, таких как: отсутствие четкого плана работы, обратной связи между руководителем и подчиненным, недостаточно высокая мотивация труда рабочих. Без грамотного планирования времени, организация не сможет удерживать свои позиции на рынке среди конкурентов. Время - бесценный ресурс, который зачастую становится дефицитом. А управление временем – это, прежде всего управление самим собой, организацией, людьми с целью скорейшего решения возникших проблем.

Игнорирование интересов сотрудников руководителями предприятий, взгляд на них «свысока» также является большой проблемой в российском менеджменте.

Чаще всего руководители, занимая высокую должностную позицию, смотрят на линейных сотрудников «сверху вниз», не считая их вообще частью организации. Сотрудники выступают в роли «рабов», которые должны слушаться своего «хозяина» и не перечить ему. Если же сотрудник попробует поговорить об этом с руководителем, можно быть уверенным – на следующий день такой работник больше не появится в организации. Все люди, работающие в организации, особенно на низких должностях, находятся в постоянном страхе, в частности, в страхе потерять свою работу, и потерять они её могут лишь из-за одного неправильно сказанного слова. Не многие могут терпеть такое отношение к себе, ведь это просто-напросто ущемление их прав и свободы, и это также может послужить причиной для увольнения – безразличное отношение руководителя к подчинённым.

Более того, руководители не заинтересованы в том, чтобы обучать персонал, проводить различные тренинги, которые помогли бы качественно работать, не стремятся что-либо рассказать даже о самом предприятии, провести экскурсии, показать все отделы и рассказать об их деятельности. Чаще сотрудники познают всё это в процессе работы у своих коллег, но при этом часто получают неточную информацию. Из-за этого возникают проблемы в работе с клиентами, когда сотрудник не может ответить на элементарные вопросы, не обладает информацией о предприятии, продукте, правилах и нормах, принятых на данном предприятии.

Несмотря на ряд проблем, с которым сталкивается современная наука управления в России, существуют определенные перспективы развития. Формирование российского менеджмента на предприятии должно полагаться не на влиятельные знакомства и семейные связи, а на индивидуальные способности каждого человека, его профессиональную подготовку, стремление к развитию и совершенствованию своих навыков и умений. Также при формировании кадрового резерва управления следует учитывать и деловые качества личности, а именно, настойчивость, целеустремленность и способность к восприятию новой информации.

Мир не стоит на месте, он находится в постоянном изменении и, следовательно, все сложнее принимать правильные решения, а последствия неверных решений могут повлиять не только на шансы отдельных индивидов, но и на целое общество. Анализ состояния современной экономики России, а также теории и практики управления, позволяет сформировать следующие пути решения проблем:

  • Формирование нового, молодого, инициативного поколения менеджеров, посредством государственной поддержки (специальные гранты для обучения за границей, управленческие резервы и т.д.);
  • Создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний);
  • Принятие на федеральном уровне закона, запрещающего занятие в акционерных обществах постов управленцев среднего и высшего звена непрофессиональными менеджерами, создание единого реестра менеджеров с системой рейтинга;
  • Создание федерального научно-исследовательского центра, основной целью деятельности которого будет разработка отечественной научной школы менеджмента;
  • Развитие социальной сферы, как на государственном, так и на корпоративном уровне (нормативно-правовое регулирование этого вопроса, через закрепление соответствующих гарантий);
  • Реформа российского законодательства с целью защиты руководства и сотрудников предприятий от враждебных поглощений, рейдерских захватов, насильственного установления корпоративного контроля.

Таким образом, наиболее важной проблемой современного менеджмента в нашей стране является проблема качества управленческих кадров, повышение требований к профессиональному уровню специалистов, повышение уровня их компетенций, которые направлены на возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду.

Если современному поколению молодых специалистов в области менеджмента удастся решить эти проблемы, то в будущем в России наступят лучшие времена. Переход к рыночной экономике и выход России на мировую политическую арену непременно должен сопровождаться созданием крепкой отечественной школы научного управления. Полезным и нужным является перенос эффективных идей западного и восточного менеджмента на нашу российскую действительность, но не стоит забывать и о нашей истории, о наших собственных открытиях и наработках в этой области.

Будущее нашей страны зависит от того, сможем ли мы создать сильный и функциональный отечественный менеджмент, так как это - объективная необходимость. В последнее время прослеживается эволюция в понимании необходимости эффективного менеджмента как на отдельно взятом предприятии, так и в масштабах всей страны.

Список литературы

  1. Ерохина Л. И. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе: монография [Текст] /Л. И. Ерохина и др. -Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2013.
  2. Корнеева, Е.Н. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг в области управленческого консультирования [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 97-101.
  3. Мещерякова, Е.В. Стратегия экономического развития России в соответствии с принципами ВТО [Текст]: / Е.В. Мещерякова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 18-23.
  4. Корнеева, Е.Н. Оценка отношения персонала к инновациям как основа выработки мер по управлению изменениями на промышленных предприятиях [Текст] // Российское предпринимательство. 2008. № 2-2. С. 15-20.
  5. Крайнева, Р.К. Современные подходы к менеджменту организаций в условиях экономики знаний [Текст] / Р.К. Крайнева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 122-126.
  6. Менеджмент XXI века [Текст] / Под ред. С. Чоудхари // М.: Инфра-М, 2002.- 448 с.

1.Проблемы совершенствования системы управления на современном этапе. Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ правлений , интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Современный менеджмент характеризуют следующие положения. - Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации т е воздействием управления на внутренние факторы производства. - Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. - Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. - Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. В составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров ко всех уровней за успешную деятельность организации и т.д.

2.Технология подготовки и принятия управленческих решений, ее элементы. Управленческое решение - это трудоемкая и ответственная решения основывается на анализе деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия. Разработка решения основывается на анализе сложившейся ситуации, в процессе которого выделяются проблемные области. В данном процессе определяются содержание проблемы, расположение ее во времени и пространстве , ее последствия, степень важности и лица, причастные к ней. Итог анализа - формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. После этого разрабатываются критерии, на которые должно опираться решение. На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений, из которых составляется база данных. Этот процесс позволяет найти наиболее оптимальное и объективное решение. Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его выполнения. Процесс принятия решений состоит из следующих этапов : 1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение, или диагноз. Правильно сформулировать проблему – значит, наполовину решить ее. Проблема – расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом было минимальным. 2. Формирование ограничений и критерий принятия решений. Прежде, чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет произ-ся сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. 3. Определение альтернативы

4. Оценка альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. 5. Выбор альтернативы . Выбор альтернативы следует согласовать с непосредственными исполнителями и людьми, напрямую заинтересованными в успешном исходе дела. После выработки и принятия решения оно реализуется. Для этого составляется детальная программа по реализации решений, в которой определяются сроки , средства, источники этих средств, ответственные за выполнение, а также способы контроля. Контроль позволяет отслеживать процесс исполнения и вносить в него коррективы. Для максимизации его эффективности необходима четкая обратная связь между руководящим звеном и исполнителями. Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значительными, но с учетом сложившейся ситуации и конечного результата наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их. Методы принятия решений : 1. Метод анализа: - метод сравнения - позволяет оценить работу предприятия. - индексный метод – применяется при изучении сложных явлений. - балансовый метод – предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хоз. деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния. - метод цепных подстановок – в получении ряда корректируемых значений обобщающего показателя, путем последовательной замены базисных значений. 2. Метод прогнозирования: - метод экстраполяции б- по уравнению регрессии - экспертные методы

3.Исторический подход к изучению менеджмента. Истоки управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков, но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылью, трудом и управлением и, хотя во многом человеческие отношения следуют одним и тем же образцам, идеи управления не всегда были такими, как сегодня. Просто другие условия жизни: производственные силы, окружающая среда и сам человек изменяются, а значит должны изменяться подходы к управлению. Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными, но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной ситуации. Спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаруживать аналогию настоящего в прошлом. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджера чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом.
4.Сущность и методы мотивации. Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения (политика «кнута» и «пряника»). Этот метод использовался для достижения желаемых результатом и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации . В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и не материальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.
5.Школа научного управления. Управление было признано самостоятельной областью знаний только в 20 веке. Основополагающие школы управления: 1.Научная школа управления (1885-1920). Эта школа связана с Ф.У.Тейлором. Представители этойшколы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку. В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления: отчетливо поставленные цели, справедливые отношения к персоналу, диспетчирование, нормальные условия труда, вознаграждение персонала и т.д. 2. Классическая, или административная, школа (1920-1950). Это направление связано с именем А.Файоля. Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Они свели всю работу предприятия к таким вида деятельности как: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная. Итогом многих работ Файоля является создание принципов управления: первоначальная функция – разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоличие; единство направления; подчиненность личных интересов общим и т.д. 3. Школа человеческих отношений (с нач.1950 до наст. Времени). Основной целью школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческого ресурса. Они, входе проведенных исследований, сделали вывод, что система человеческих отношений влияет на результативность туда не меньше, чем рационализация труда.
6.Основные принципиальные модели организации в менеджменте.

7.Эволюция развития управленческой мысли. Практика управления и менеджмента пережила достаточно длительную эволюцию. Первая книга по управлению появилась в 1832г. «Экономика машин и производства» Чарлз Бебидж. Основоположником современного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер. В 1911 году написал свой научный трактат «Принципы научного управления». Развил учение об интенсификации трудовых производственных операций в целях повышения производительности труда. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса, расчленение его на отдельные операции и приемы , выборе наилучшего, в смысле минимального времени, способа выполнеия приема операции и всего трудового процесса. Ленин потом творчески развил его учение. Необходимо увеличивать производительность труда вместе с интересами работника. Впервые поставил вопрос о мотивации наемного труда. Управление это искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. Тейлором впервые была предложена функциональная система управления, в отличие от линейной. Лучший менеджмент – это истинная наука, базирующаяся на определенных законах. Коллега Тейлора Г. Гант ввел систему поощрительных премий для поддержки усилий предлагалось осуществлять на основе точных заданий в виде карты-графика. Подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывается с теорией Элтона Мейо . Он впервые подошел серьезно к учету интересов рабочих и доказал, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается» Принципы управления разработал Анри Файоль . «Общее и промышленное управлении» 1916. Создал теорию административного менеджмента, в управлении не только промышленными, но и государственными учреждениями. Впервые сформулировал и обосновал 14 принципов управления и назвал их функциями. Поставил задачу построения структуры управления на основании принципа единоначалия. Дальше появились работы более поздних ученых. Лауреаты нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнер Фриш. Разработали экономическую теорию ускорения экономического развития стран с рыночной экономикой. Тинберген изучал теорию циклов и пришел к выводу, что развитию любой страны свойственны циклы. Он это обосновал формулами. «Основные принципы стабилизации международных отношений стран с различным типом экономики», 1975 год. Фриш обосновал развитие эконометрики. Экономико-математический анализ и методы прогнозирования. Просчитал научные прогнозы развития стран.

8.Сущность и виды коммуникаций в системе менеджмента. Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты. Коммуникации на предприятии (внутренние) делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные , вертикальные же делятся в свою очередь на восходящие и нисходящие . Восходящие коммуникации - это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всегореализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложений. Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным (передача сотрудникам указаний). Горизонтальные коммуникации - это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые Ile подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией. Внешние коммуникации - обмен информацией, который происходит между предприятием и внешней средой, позволяет ему быть в курсе потребностей потенциальных покупателей, работы поставщиков, посредников и конкурентов , а так же отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные . Вербальные коммуникации - это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот), так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства. Невербальные коммуникации - это общение с помощью мимики, жестов, взглядов. В процессе общения вербальные и невербальные символы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Это связано с тем что невербальное общение идет на подсознательном уровне и человек редко может контролировать свои поступки. В настоящее время невербальному общению уделяется "особое внимание, так как оно более достоверно характеризует человека как личность и выявляет его истинные намерения.
9.Цель как важнейшая характеристика в менеджменте. Классификация целей. Любая система управления – целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей. Цели, стоящие перед фирмой являются отправной точкой планирования. Цель управления – относящееся к будущему, желаемые состояния объектов управления. Цель – идеальное описание результата деятельности. Планирование – разработка целей и задач фирмы нашедших конкретное выражение в текущих и перспективных планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование. Значение цели весьма велико. Во-первых, в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Без четкого формулирования целей нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценка эффективности. От того насколько правильно выбрана и насколько четко цель сформулирована, зависит успех деятельности системы. Четкое определение целей функционирования, доведенных до каждого сотрудника аппарата управления, повышает его производительность и способствует мотивации.

Цели стоящие перед фирмой делят на качественные и количественные. Под количественными , подразумевают цели, которые могут быть определены в количественном эквиваленте, например в денежном выражении, в годах и т.д. Качественные цели требуют применения метода экспертных оценок , который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и их важность. Классификация целей по уровню : народно-хоз-е, отраслевые, территориальные цели предприятия. По сроку действия: перспективные, текущие.

По охвату проблемы и масштабу действия: стратегические, тактические.

10.Принципы построения организации. Можно сформулировать след-е принципы проектирования системы организационного управления: 1. Развитие демократических основ . В соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел. 2. Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации. 3. Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4. Принцип соответствия субъекта и объекта управления . Смысл: структура управления должна формироваться исходя из особенностей объектов управления. 5. Принцип адаптации , выдвигает к проектируемой структуре требования гибкости, способности быстро реагировать на изменение внутренних и внешних экономических условий. 6. Принцип специализации . Проектирование структуры управления необходимо вести, т.о., чтобы обеспечить технологическое разделение труда. 7. Принцип централизации , означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединить управление работы с повторяющимся характером операций. 8. Принцип профессиональной регламентации . Каждое звено должно работать на достижение конкретной совокупности целей и нести полную ответственность за качество выполнения своих функций. 9. Принцип правовой регламентации . В соответствии с этим принципом проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.
11.Экономические методы управления. Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа не возможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей. Методы управления подразделяются на следующие группы: 1. Организационно-правовые ; 2. Административные; 3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников , и как следствие повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнуты результатами. 4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка. 5. Социально-психологические методы.

Одной из наиболее популярных современных системных концепций менеджмента является теория «7 S », разработанная в 80-е гг. такими исследователями как Т. Питер, Р. Уотермен, Р. Паскаль и Э. Атос.

Исследования данных специалистов в области управления приве­ли их к выводу, что эффективная система управления формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начина­ется на «S», эта концепция получила название «7S». Ключевыми со­ставляющими являются следующие:

    стратегия (strartegy) - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осу­ществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

    структура (structure) - внутренняя композиция организации, от­ражающая членение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

    системы (systems) - процедуры и рутинные процессы, протека­ющие в организации;

    штат (stuff) - ключевые группы персонала, существующие в орга­низации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

    стиль (style) ~ способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

    квалификация (skill) - отличительные возможности ключевых людей в организации (мастерство);

    разделяем ценности (separate values) - смысл и содержание ос­новных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации мо­гут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из дан­ных семи составляющих.

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил множественность возможных решений управленческих задач, порож­даемую разнообразием и неопределенностью ситуаций, нет и не может быть единого универ­сального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характе­ристики любого управления никогда не прекращались.

Идея единого для всех организаций, универсального управления в 50-60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практи­ка 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным , но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского уп­равления с японским.

Американский профессор У. Оучи разработал в 1981 г. теорию « Z », как бы дополняя тем самым идеи Д. Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» итеории «Y». У. Оучи , изучив японский опыт управления, при­шел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип япон­ского подхода к управлению. Основные положения теории У. Оучи были изложены им в книге «Теория Z ». Несмотря на то, что теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик менеджмента, ее можно рассматривать как попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» У. Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организаци­ей.

Исходным пунктом концепции У. Оучи является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зави­сит успех функционирования этой организации. У. Оучи сформулировал основ­ные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления.

Идеи теории « Z » сводятся к следующему: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.

Важным шагом в развитии методологии современной науки яви­лось формирование «теории хаоса». Изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Дж. Глика «Хаос: становление новой науки» оказала существенное влияние на развитие методологии как естествен­ных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории менедж­мента.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны и для развития теории менеджмента. особенно это касается современного состоя­ния экономики России.

Согласно Дж. Глику , основным катализатором теории хаоса были исследования ученого метеоролога Э. Лоренса. В начале 60-х гг. XX столетия Э. Лоренс разработал программу для компьютера, которая ко­пировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количе­ство раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Э. Лоренс создал в результате рисунок погоды, обнаружив, что даже незначительные изменения кардинально сказывались на картине погоды. Это первый вывод из тео­рии хаоса. То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для систем управления, как на макроуровне, так и на микроуровне.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к ради­кальным последствиям существенно изменило видение учеными управленческих проблем. На практике по­ведение даже относительно простых систем управления, в основном, трудно пред­сказать. Например, так складывалась ситуация и с реформами управления в России в 90-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого ри­сунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, опреде­ленные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь такие сис­темы не перестают существовать, а определенные пути развития этих систем возникают достаточно часто.

Приверженцы теории «хаоса» на­зывают такие пути «странными», «привлекающими». Другими словами, «странные», «при­влекающие» пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит.

Кроме того, тот способ, по которому ученые определяют предска­зываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вме­сто того чтобы пытаться разбить систему на ее составные части и про­анализировать поведение каждой этой части отдельно внимание фоку­сируется, в основном, на динамике всей системы. Вмес­то того, чтобы попытаться объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, сейчас ученые делают упор на то, как и каким образом, по­рядок является результатом взаимодействия этих частей в целом. По­этому теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они по­могают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может слу­читься, помогая тем самым принимать более правильное решение.

К современным концепциям менеджмента, безусловно, относится и новая теория мотивации, разработанная как альтернатива старой теории побуждения. Авторами данной теории, получившей название «теория экспектации и ценностей», считают К.Левина, Е.Толмена, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными элементами теории являются целеориентированное поведение и мотивация достижения.

В конце 40-х гг. XXв. Д.Макклелланд иДж.Аткинсон провелиисследование на военно-морской базе США, применив разработанную в 30-е гг. Генри Мюрреем прожективную технику (ТАТ - Тест тематическойапперцепции) к распознаванию психогенетических (небиологических) мотивов поведения. СогласноГ. Мюррею , потребность означает силу,которая организует восприятие, интеллект и действия таким образом, что трансформирует в определенном направлении ситуациинеудовлетворенности, в которых вечно оказывается человек. Среди описанных подобным образом потребностей он назвал также потребности в достижении.

Результаты проведенных исследований были опубликованы в 1953 г. Считается, что благодаря усилиям Д. Макклелланда иДж.Аткинсона разрозненные исследования о мотивации достижения превратились в научную теорию.

В 1961 г. выходит работа Д. Макклелланда «Достигающее общество». В ней рассматривается применение теории достижения к самым разным областям - теории научения и восприятия, автономному обучению, кросс-культурным исследованиям. Среди них важное место занимали вопросы предпринимательской деятельности.

Потребность в достижении, согласно Д. Макклелланду , обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их. Мотив достижения стал у него основным побудителем к занятию бизнесом, а менеджеры отличались от других людей тем, что были способны взять на себя высокую ответственность. Изучив в лабораторных экспериментах весь спектр уровней, или силы мотива достижения, ученый установил, что у предпринимателей он был самым высоким. Их деятельность связана с удачливостью и риском, протекает в рамках рационального поведения.

Д. Макклелланд определил три условия, при которых появляется мотив достижения:

    человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;

    надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу или поражение;

    успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, с некоторой неопределенностью.

Работа Д. Маклелланда вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. В частности сравнивая уровень потребности к достижению в разные исторические периодыД. Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению.

Следующий шаг в изучении мотивации сделал в 1964 г. Дж.Аткинсон . В своих экспериментах он выявил следующий факт:испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, как правило, гордились своими успехами. Напротив, люди с низким уровнем этой потребности были очень довольны тем, что им удалось избежать неудачи.

«Формула успеха» Дж.Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха перед неудачей» основную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.

Согласно гипотезе Дж.Аткинсона , неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи. Предприниматель выбирает, как правило, средний путь, где вероятность достижения успеха равняется 50%. Он стремиться достичь успеха и вместе с тем гордится своими победами, что возможно, если успех достаточно труден.Легкие победы обесценивают конечные результаты.

Формула Дж.Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру «игры ожиданий». Совершенно очевидно, что если задача слишком трудна, то ее нельзя решить, полагаясь только на свой интеллект. Необходимо определенное везение. Поэтому говорят, что случай - верный спутник предпринимателя. Но он выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать.

Таким образом, новая теория мотивации дает широкой диапазон свободы выбора, но это всегда выбор между менее и более рискованными стратегиями поведения.

К числу базовых в зарубежном менеджменте относится и теория мотивации В.Врума . Она активно используется на практике при объяснении поведения людей в организации. В последнее десятилетие теория мотивацииВ.Врума приобрела популярность и в России.

Все многообразие созданных в зарубежном менеджменте теорий мотивации можно подразделить на две большие группы - содержательные и процессуальные.

В содержательных теориях главным считается вычленение иерархической структуры потребностей, а в процессуальных основное внимание уделяется механизмам переработки внешних сигналов в решения. В основе этого класса теорий лежит понятие целесообразности, при котором человек сравнивает поставленные цели (ожидаемые результаты) с имеющимися в наличие средствами (пути достижения цели) и делает определенные выводы о том, стоит ему браться за это дело или оно не приведет к успеху. Именно к ним принадлежит теория В. Врума .

В 1964 г. вышла в свет его фундаментальная работа «Труд и мотивация» а в 1965г. книга«Мотивация в управлении» . Данные исследования сыграли исключительно важную роль в развитии теории и практики современного менеджмента.

По мнению автора, исследование мотивации становится необходимым при изучении таких проблем, как выбор сферы профессиональной занятости, трудовая мобильность, удовлетворенность трудом, обеспечение высокого уровня производительности. В основу своей теории В.Врум положил понятиевыбора.

Коренное отличие его концепции, как и вообще теорий такого класса, выражается в том, что поведение человека не детерминируется раз и навсегда жесткой схемой существующих у него потребностей. Индивид может выбирать стратегию поведения среди множества альтернативных вариантов. Вот почему феномен выбора играет решающую роль. Человек выбирает тот образ действий, который сулит ему наилучшие результаты. Мотивированное поведение рационально в том смысле, что человек находит наилучшие средства для реализации собственных целей. Большинство действий человека представляют собой сознательно сделанные выборы. На этой посылке строятся все процессуальные теории мотивации, в том числе и теория ожиданий В.Врума .

Суть теории мотивации В. Врума в том, что он показал не саму машину или ее структуру, но процесс, приводящий машину в действие, то, как в конкретной жизненной ситуации человек принимает решение, влияющие на последующее поведение. Если человек действует рационально, то он рассчитывает, что определенные действия приведут к определенным результатам. Это не означает, что цель будет непременно достигнута или что индивиды рассмотрели все альтернативы и знают весь спектр возможных последствий.

Понимания цели, или предпочтительного результата, недостаточно для объяснения действия. Для того чтобы предсказать поведение индивида, мы должны знать не только его предпочтения или мотивы, но и его убеждения относительно наилучшего пути их достижения.

Вторая посылка утверждает, что в любой момент времени из нескольких результатов, скажем Х и У, человек предпочитает либо игрек иксу, либо икс игреку, либо ему безразлично, что именно он получит.

Выбор зависит от силы желания или привлекательности цели. Если Х больше У, то выгоднее, например, изготовить Х деталей, чтобы заработная плата возросла (при сдельной оплате труда) на столько-то процентов. В другом случае трудиться усерднее невыгодно, так как вслед за рекордной производительностью последует снижение расценок. Его коллегам придется трудиться больше за те же деньги. Наилучшей целью для него будет У, а неХ.

Для описания подобных предпочтений, а также их измерения используется понятие валентноспш (субъективной ценности). Валентность базируется на субъективных оценках, а не на объективных критериях. Объективно привлекательная цель, например, повышение материального уровня жизни, для кого-то в данной ситуации может оказаться незначимой, и он предпочтет меньший заработок более интересной работе. Иметь большую валентность, значит быть субъективно более значимым.

Субъективный характер валентности означает также, что ценность результата индивидуальна. Для одних людей важно реализовать в работе свои способности, другие видят в ней средство сделать карьеру, третьи ориентируются на ценности общения и возможность приносить пользу обществу.

Чем выше полезность результата, тем в большей мере он способен служить инструментом удовлетворения потребностей. Если валентность результата велика (в интерпретации В.Врума больше нуля), то он максимально предпочтителен и работник прилагает все усилия для достижения. Если валентность низка (отрицательна), то результат нежелателен и человек предпочитает его не добиваться. Если валентность равна нулю, то человеку все равно, достигнет он эту цель или нет.

Валентность - понятие не только субъективное, но интуитивное. Ее значение зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Производя определенное количество деталей в день, работник ожидает получить за них деньги, на которые он может купить определенные товары. Чем больше денег он получит, тем больше товаров он может приобрести, следовательно, высокая заработная плата может иметь для него положительную валентность. Однако в условиях товарного дефицита деньги не имеют положительной валентности.

Таким образом, валентность выражает степень привлекательности той или иной цели, ее ценности. Вместе с тем тот факт, что человек стремится обладать чем-то, еще не значит, что он обязательно будет предпринимать, действия направленные на достижение этого результата.

Иными словами согласно В.Вруму в ситуации выбора конечное действие зависит от силы, подталкивающей индивида к этому действию. Подобная сила, называемая мотивационной, зависит не только от степени привлекательности конечного результата, но и от того, насколько человек уверен, что предпринятые им действия окажутся успешными или необходимыми. Многое зависит от неподконтрольных человеку событий, так как большинство ситуаций, требующих принятия решения, включают элемент риска.

В.Врум предположил, что позитивный результат можно предсказать лишь с определенной вероятностью, или, если говорить точнее, индивид оценивает как привлекательность результата, так и вероятность того, что предпринятые им действиям приведут к нему. Такая осознаваемая (субъективная) вероятность называетсяожиданием. К примеру, изготовив 800 Деталей, работник надеется получить прибавку к зарплате в 20%. Но он может ее и не получить либо получить в урезанном виде, если у предприятия нет необходимых средств или администрация предприятия предпочитает использовать финансы на другие цели, поставив оплату труда в конец списка своих приоритетных целей.

Предполагается, что человек определяет субъективную вероятность исходя из своего жизненного опыта. Мотивационная сила, определяющая выбор человека, выражается В.Врумом через следующее соотношение:сила ,нап равленная нато, чтобы человек совершил определенное действие, есть монотонно возрастающая функция от алгебраической суммы произведений валентностей всех результатов и силы ожидания того, что действие приведет к достижению этих результатов.

Положительная мотивация возникает тогда, когда ожидается, что действие вызовет желательные последствия, а негативная - когда ожидается, что действие вызовет неприятные результаты. Для того чтобы предсказать поведение индивида, надо знать валентность результатов для него на данный момент времени и степень его уверенности (субъективная вероятность), что определенные действия приведут к определенным результатам. Их мультипликативное соотношение составляет силу, побуждающую человека совершить (не совершить) то или иное действие.

Несмотря на ряд недостатков, имеющих, впрочем, не принципиальный характер, теория ожиданий В.Врума активно применялась в трех практических сферах: профессиональный выбор, удовлетворенность трудом и эффективность труда (производительность). Полученные здесь эмпирические данные позволили последователям В.Врума разработать частнотеоретические модели, объясняющие мотивацию и поведение людей в организации.

В частности в 1972 г., обобщив массу эмпирических данных, Б.Вейнер заключил, что:

    неудача способна, вопреки ожиданиям, усиливать мотивацию, но при условии, что речь идет не о простых людях, а об индивидах с сильно выраженным стремлением к достижению;

    напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением к достижению;

    мотивация уменьшается, когда предприимчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха;

    напротив, мотивация возрастает у людей со слабой мотивацией на достижение, если с ними происходит тоже самое, то есть если они добиваются успеха.

Построенная на такого рода положениях, имеющих солидное эмпирическое подкрепление, модель полезна и в менеджменте, и в бизнесе. На ее основе можно разработать конкретные мероприятия даже на уровне правительства.

Интеграция новых подходов к менеджменту и перспективы его развития. Ключевыми моментами современной системы взглядов на менед­жмент являются следующие принципиальные положения.

    Применение системного подхода в управлении.

    Применение ситуационного подхода в управлении.

    Новая роль управления - нововведения (инновации), интегра­ция, интернационализация. Вопросы нововведений, интеграции и ин­тернационализации являются генеральными проблемами менеджмента. Они тесно взаимосвязаны между собой.

    Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.

    Современная наука об управлении делает упор на хаос и слож­ность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегод­няшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непоня­тым и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помо­щью которых сложные системы могут эффективно справляться с нео­пределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключе­на возможность диалога между практикой управления и наукой.

В последнее время в развитии менеджмента прослеживаются три тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому опыту, что вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции с целью обретения конкурентных преимуществ предприятий.

Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.

В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.

По мнению специалистов, основополагающие положения ме­неджмента, не только будут со­хранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлени­ям:

    Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

    Широкое использование стратегического планирования и управ­ления в деятельности организаций.

    Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

    Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

    Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

    Резкое повышение уровня квалификации и искусства менедже­ров в управлении организацией.

    Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

    Совершенствование структур управления за счет большей де­ централизации функций.

    Постоянная забота о повышении квалификации работников орга­низации.

    Максимальное использование инноваций, экономико-матема­тических методов, ЭВМ.

    Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и Интранет).

    Привлечение сотрудников к управлению организацией.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления. Отечественный менеджер в своей прак­тической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся ус­ловиях особое значение приобретает получение нового знания по ис­кусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-про­фессионалов.

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт