Современные концепции идеологии. Свойства идеологии и ее функции. Происхождение, понятие и значение идеологии

Для луч-ше-го по-ни-ма-ния сути и фи-зи-че-ско-го смысла за-пре-та в дей-ству-ю-щей кон-сти-ту-ции.

Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние прак-ти-ки при-ме-не-ния неко-то-ро-го тер-ми-на не га-ран-ти-ру-ет об-ще-из-вест-но-сти (од-но-знач-ной схо-ди-мо-сти и тем более — пра-виль-но-сти) его опре-де-ле-ния. По-про-бую вос-пол-нить пробел. Пер-во-на-чаль-ный ключ — в какой-то из работ то-ва-ри-ща С.Г. Кара-Мурзы, но его найти не по-лу-чи-лось, упи-рать-ся не стал. Най-ден-ный (ци-ти-ру-е-мый) текст до-ста-точ-но хорош, все необ-хо-ди-мые детали в нём есть.

Идео-ло-гия: наука об идеях

Два-дца-тый век, ко-то-рый то ли бес-по-во-рот-но за-кон-чил-ся, то ли еще про-дол-жа-ет-ся как опре-де-лен-ная ис-то-ри-че-ская эпоха, можно смело на-зы-вать веком идео-ло-гий. Три ве-ду-щие идео-ло-гии (три иде-аль-ных типа, к ко-то-рым тя-го-те-ют кон-крет-но су-ще-ству-ю-щие идео-ло-гии) - ли-бе-ра-лизм, ком-му-низм и фашизм - всту-пи-ли в ХХ веке между собой в же-сто-кую схват-ку за гос-под-ство над миром и че-ло-ве-че-ски-ми умами.

Первым с арены ис-то-рии ушел фашизм как самый агрес-сив-ный и не при-спо-соб-лен-ный ни к какому мир-но-му со-су-ще-ство-ва-нию. Потом ис-то-ри-че-ский крах, на-до-рвав-шись от внут-рен-них про-ти-во-ре-чий, по-тер-пел и ком-му-низм.

Еще совсем недав-но ка-за-лось, что без-услов-ным по-бе-ди-те-лем из схват-ки идео-ло-гий вышел ли-бе-ра-лизм. Однако ми-ро-вой эко-но-ми-че-ский кризис, ко-то-рый на-чал-ся в 2008 году, череда ко-ло-ни-аль-ных войн и цвет-ных ре-во-лю-ций, и свя-зан-ный с этим полный подрыв ав-то-ри-те-та и веса меж-ду-на-род-но-го права и т.д., воз-мож-но, яв-ля-ют-ся пред-ве-стьем каких-то гран-ди-оз-ных по-тря-се-ний, когда по-тер-пит крах и идео-ло-гия ли-бе-ра-лиз-ма. Такие пе-ре-во-ро-ты (конец века идео-ло-гий) не про-ис-хо-дят в од-но-ча-сье. Пе-ре-ме-ны на-дви-га-ют-ся до-ста-точ-но мед-лен-но по меркам от-дель-но взятой че-ло-ве-че-ской жизни, но, похоже, неот-вра-ти-мо.

В чем вообще смысл фе-но-ме-на идео-ло-гии, его суть? До-слов-но, по-гре-че-ски идео-ло-гия озна-ча-ет слово или науку об идеях, по-сколь-ку об-ра-зо-ва-но от древ-не-гре-че-ских слов ἡ ἰδέα (внеш-ний вид, на-руж-ность вид, род, образ, форма, идея, общее свой-ство, начало, ос-но-ва-ние) и ὁ λόγος (слово, речь, разум, ра-зум-ное ос-но-ва-ние, суж-де-ние, вы-ра-же-ние, до-ка-за-тель-ство, раз-го-вор, беседа, (со)от-но-ше-ние, со-от-вет-ствие, счёт, ис-чис-ле-ние, число, группа).

Что же это за идеи, наукой или из-ло-же-ни-ем ко-то-рых пре-тен-ду-ет быть любая идео-ло-гия? Вообще термин «идео-ло-гия» впер-вые в на-уч-ный оборот в конце XVIII века вводит фран-цуз-ский фи-ло-соф, по-ли-тик и эко-но-мист Антуан Дестют де Траси . По своим фи-ло-соф-ским взгля-дам он был сен-су-а-ли-стом (сто-рон-ни-ком воз-зре-ний, что все знание и все мысли воз-ни-ка-ют из ощу-ще-ний), и он по-ни-мал идео-ло-гию как науку о том, как со-зна-ние про-из-во-дит идеи из ощу-ще-ний . Основы науки об идеях Дестют де Траси из-ло-жил в своем труде «Эле-мен-ты идео-ло-гии».

При-ме-ча-тель-но тут то, что эта наука по-ни-ма-лась своим со-зда-те-лем и его пред-ше-ствен-ни-ка-ми и еди-но-мыш-лен-ни-ка-ми (Кон-ди-льяк, Ка-ба-нис и др.) как при-зван-ная со-вер-шен-ным об-ра-зом обес-пе-чить ра-зум-ность че-ло-ве-че-ско-го устрой-ства (об-ще-ства и жизни каж-до-го ин-ди-ви-ду-у-ма). В этом смысле идео-ло-гия как наука об идеях яви-лась прямой на-след-ни-цей эпохи Про-све-ще-ния. Более того, «идео-ло-гия» вос-при-ни-ма-лась ее сто-рон-ни-ка-ми как теория, поз-во-ля-ю-щая со-здать мир со-вер-шен-но заново, «с нуля». Ведь она по словам Де-стю-та де Траси дает «ясную идею об уни-вер-саль-ном ин-стру-мен-те всех наших знаний, их ме-то-дах, дей-стви-ях, ре-зуль-та-тах, а также о прин-ци-пе всех наших знаний». Теперь, го-во-рит он, «будучи уве-ре-ны в фор-ми-ро-ва-нии и пре-ем-ствен-но-сти (filiations) наших идей, всё, что мы скажем далее… станет всего лишь след-стви-ем пред-ва-ря-ю-щих по-ло-же-ний и будет по-ко-ить-ся на проч-ной и неиз-мен-ной основе, ко-ре-ня-щей-ся в самой при-ро-де нашего су-ще-ства. Таким об-ра-зом, эти пред-ва-ря-ю-щие по-ло-же-ния и со-став-ля-ют то, что соб-ствен-но на-зы-ва-ет-ся идео-ло-ги-ей, а все след-ствия, ко-то-рые из нее вы-те-ка-ют, яв-ля-ют-ся пред-ме-том грам-ма-ти-ки, логики, об-ра-зо-ва-ния, част-ной морали и морали пуб-лич-ной (или об-ще-ствен-но-го ис-кус-ства), вос-пи-та-ния и за-ко-но-да-тель-ства, ко-то-рое есть не что иное, как вос-пи-та-ние сфор-ми-ро-вав-ших-ся людей (hommes faits)».

Таким об-ра-зом, соб-ствен-но идео-ло-гия, по мысли автора этого тер-ми-на, дает проч-ный фун-да-мент всех наших знаний, прежде всего в логике, об-ра-зо-ва-нии, по-ли-ти-ке, вос-пи-та-нии и за-ко-но-да-тель-стве и т.д.

Неслу-чай-но по-это-му далее идео-ло-гию на-чи-на-ют по-ни-мать как со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ское учение об идеях, ко-то-рые должны лежать в основе ра-зум-но-го и един-ствен-но пра-виль-но-го об-ще-ствен-но-го устрой-ства. Любая идео-ло-гия, будь это ком-му-низм или ли-бе-ра-лизм, или еще какая (за ис-клю-че-ни-ем, по-жа-луй, кон-сер-ва-тиз-ма, ведь этот фе-но-мен неслу-чай-но не имеет чет-ко-го опре-де-лен-но-го смысла, по-сколь-ку у каж-до-го народа свой кон-сер-ва-тизм) пред-ла-га-ет свой проект об-ще-ствен-но-го устрой-ства, ко-то-рый она мыслит как един-ствен-но верный и без-аль-тер-на-тив-ный. Тем самым она на-вя-зы-ва-ет его всему че-ло-ве-че-ству своей же-лез-ной рукой как един-ствен-но верный тип об-ще-ствен-но-го устрой-ства, ко-то-рый только и имеет право на су-ще-ство-ва-ние.

А га-ран-ти-ру-ет воз-мож-ность един-ствен-но вер-но-го ра-зум-но-го об-ще-ствен-но-го устрой-ства вера в разум, в то, что че-ло-век может, лишь опи-ра-ясь на свою науку (а не ре-ли-гию!), без-оши-боч-но про-ник-нуть в суть об-ще-ствен-но-го устрой-ства и ми-ро-вой ис-то-рии, понять ее логику.

Можно утвер-ждать по-это-му, что любая идео-ло-гия носит вне-хри-сти-ан-ский или даже от-кры-то ан-ти-хри-сти-ан-ский ха-рак-тер. Ведь ее глав-ная цель - по-обе-щать че-ло-ве-че-ству воз-мож-ность устро-ить-ся на Земле без Бога, с опорой лишь на соб-ствен-ный разум и соб-ствен-ные силы. По-это-му, скажем, вы-ра-же-ние «хри-сти-ан-ская идео-ло-гия» в этом смысле на-по-ми-на-ет ок-сю-мо-рон де-ре-вян-ное железо. Хри-сти-ан-ство не яв-ля-ет-ся и не может яв-лять-ся ни-ка-кой идео-ло-ги-ей хотя бы потому, что оно счи-та-ет мир падшим и нера-зум-ным, в ко-то-ром невоз-мож-но устро-ить-ся на-деж-но и счаст-ли-во в прин-ци-пе - как от-дель-но взя-то-му че-ло-ве-ку, так и об-ще-ству в целом. «Цар-ство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). А любая идео-ло-гия обе-ща-ет именно это, в смяг-чен-ной или ра-ди-каль-ной форме. И в этом смысле, на мой взгляд, между идео-ло-ги-ей и хри-сти-ан-ством - про-пасть, неустра-ни-мая раз-ни-ца и даже вражда.

Для срав-не-ния про-ци-ти-рую ака-де-ми-че-ское опи-са-ние:

Эво-лю-ция по-ня-тия «идео-ло-гия» и его со-вре-мен-ное зна-че-ние

Про-ис-хож-де-ние тер-ми-на «идео-ло-гия»

Термин «идео-ло-гия» ввел в на-уч-ный и по-ли-ти-че-ский обиход в 1796 г. фран-цуз-ский фи-ло-соф, эко-но-мист и по-ли-ти-че-ский дея-тель А. Дестют де Траси (1754—1836). С тех пор на-уч-ное осмыс-ление этого по-ня-тия неиз-мен-но вы-зы-ва-ло и про-дол-жа-ет вызы-вать острые дис-кус-сии. К на-сто-я-ще-му вре-ме-ни оно по-лу-чи-ло де-сят-ки раз-лич-ных опре-де-ле-ний, стало упо-треб-лять-ся для обоз-начения ши-ро-ко-го круга со-ци-аль-ных яв-ле-ний.

На-пом-ним, что термин «идео-ло-гия» со-сто-ит из двух грече-ских слов — идея и логос. Первое из них — в бук-валь-ном пе-ре-во-де озна-ча-ет мысль, пер-во-об-раз, по-ня-тие, смысл. Второе — в ан-тич-ной фи-ло-со-фии од-но-вре-мен-но озна-ча-ет и слово, вы-ска-зы-ва-ние, речь, и все-об-щий закон, осно-вание мира, и упо-ря-до-чи-ва-ю-щее начало. Со вре-ме-нем слово 1о|>08 стало по-ни-мать-ся как учение, а ис-поль-зо-ва-ние производ-ного от него «...логия» в ка-че-стве второй части слов дает значе-ние «наука», «знание». Таким об-ра-зом, с фор-маль-ной, этимоло-гической точки зрения, термин «идео-ло-гия» может озна-чать и «учение, науку об идеях», и «мысль, вы-ра-жен-ную в слове», и «ло-гически вза-и-мо-свя-зан-ную со-во-куп-ность идей».

Об-ра-тим-ся к вы-яс-не-нию эво-лю-ции, ко-то-рую пре-тер-пе-ло со-держание по-ня-тия «идео-ло-гия» с мо-мен-та его по-яв-ле-ния.

Дестют де Траси: идео-ло-гия - наука об идеях

А. Дестют де Траси термин «идео-ло-гия» ис-поль-зо-вал в первом его зна-че-нии. Он упо-тре-бил его в до-кла-де «Проект идео-логии» (1796). В со-чи-не-нии «Эле-мен-ты идео-ло-гии», (1801— 1815) ученый по-дроб-но развил это по-ня-тие. В его трак-тов-ке, идео-ло-гия должна была стать наукой, пред-ме-том ко-то-рой явят-ся все-об-щие законы об-ра-зо-ва-ния, вза-и-мо-дей-ствия и превраще-ния идей, их вли-я-ния на жиз-не-де-я-тель-ность раз-лич-ных соци-альных групп. Как на-де-ял-ся де Траси, со вре-ме-нем в содержа-тельном от-но-ше-нии идео-ло-гия станет такой же наукой, как, на-пример, ме-ха-ни-ка, зоо-ло-гия или био-ло-гия, но будет превосхо-дить их по своим пред-ме-ту, сред-ствам и целям. Идео-ло-гия должна была со-ста-вить ос-но-ва-ние всего свода наук о при-ро-де и че-ло-ве-че-ском об-ще-стве. Пред-по-ла-га-лось также, что на выра-ботанные ею прин-ци-пы будет опи-рать-ся и по-ли-ти-ка .

Однако ука-зан-ный смысл за по-ня-ти-ем «идео-ло-гия» не за-крепился. Особая наука под таким на-зва-ни-ем так и не появи-лась, по-сколь-ку учение об идеях из-на-чаль-но не от-ве-ча-ло кри-териям на-уч-ной дис-ци-пли-ны. Наука, как из-вест-но, при-зва-на за-ни-мать-ся по-зна-ни-ем объ-ек-тив-но су-ще-ству-ю-щих яв-ле-ний, а не изоб-ре-те-ни-ем идей как неких общих прин-ци-пов социаль-ной де-я-тель-но-сти. Ныне этот термин имеет иное зна-че-ние. Но прежде чем при-об-ре-сти свой со-вре-мен-ный смысл, по-ня-тие «идео-ло-гия» пре-тер-пе-ло до-ста-точ-но слож-ную эво-лю-цию, пе-ри-о-ди-че-ски вы-сту-пая пред-ме-том кри-ти-че-ско-го от-но-ше-ния к нему.

Хре-сто-ма-тий-ным при-ме-ром первой кри-ти-ки предложенно-го де Траси и под-хва-чен-но-го дру-ги-ми фран-цуз-ски-ми уче-ны-ми по-ня-тия идео-ло-гии яв-ля-ет-ся от-но-ше-ние к нему На-по-лео-на Бо-напарта. Сна-ча-ла, будучи рес-пуб-ли-кан-цем, он самым реши-тельным об-ра-зом под-дер-жи-вал новую «науку». Когда же стал им-пе-ра-то-ром, то об-ви-нил идео-ло-гию и ее со-зда-те-лей в своих про-сче-тах и по-ра-же-ни-ях. «Все ошибки и несча-стия нашей пре-красной Фран-ции, — утвер-ждал он, — сле-ду-ет при-пи-сать имен-но идео-ло-гии, этой ту-ман-ной ме-та-фи-зи-ке, ко-то-рой при-да-ва-ли слиш-ком много зна-че-ния» . Идео-ло-га-ми он считал людей, у ко-то-рых от-сут-ству-ет чув-ство ре-аль-но-сти, док-три-не-ров, не сооб-разующихся с дей-стви-тель-но-стью, и ли-це-ме-ров, ко-то-рые под маской ра-дуж-ных идей скры-ва-ют свои ис-тин-ные устрем-ле-ния. К ним На-по-ле-он при-чис-лил де Траси и всех тех, кто критичес-ки от-но-сил-ся к его прав-ле-нию. Но, несмот-ря на такое ирони-ческое от-но-ше-ние На-по-лео-на к идео-ло-гии и к тем, кто ее раз-рабатывал, именно ему она обя-за-на ис-клю-чи-тель-ной популяр-ностью, ко-то-рую при-об-ре-ла в об-ще-стве того вре-ме-ни.

К. Маркс и Ф. Эн-гельс: идео-ло-гия — ложное со-зна-ние

Важной вехой эво-лю-ции по-ня-тия идео-ло-гии со-ста-ви-ло твор-че-ство Карла Маркса и Фри-дри-ха Эн-гель-са. Про-бле-ме идео-ло-гии они по-свя-ти-ли про-из-ве-де-ние «Не-мецкая идео-ло-гия» (1845—1846) . Как идео-ло-гию они квали-фицировали со-во-куп-ность пред-став-ле-ний, со-став-ля-ю-щих осно-ву со-дер-жа-ния со-вре-мен-ной им немец-кой фи-ло-со-фии. К. Маркс и Ф.Эн-гельс под-верг-ли эту фи-ло-со-фию критическо-му рас-смот-ре-нию и опре-де-ли-ли ее как иде-а-ли-сти-че-скую, по-скольку ис-ход-ны-ми ее по-ло-же-ни-я-ми яв-ля-ют-ся утвер-жде-ния о том, что дей-стви-тель-ный мир есть про-дукт мира идей, что идеи гос-под-ству-ют над миров и что идеи опре-де-ля-ют действитель-ную жизнь людей. Эти пред-став-ле-ния они ха-рак-те-ри-зо-ва-ли как ложное со-зна-ние, т.е. из-вра-щен-ное по-ни-ма-ние действительно-сти. Воз-зре-ния людей, со-дер-жа-ние ко-то-рых ос-но-вы-ва-ет-ся на данном по-сту-ла-те, они опре-де-ли-ли как идео-ло-гию, а твор-цов и про-па-ган-ди-стов таких пред-став-ле-ний на-зы-ва-ли идео-ло-га-ми. Вся-кая идео-ло-гия, писал с иро-ни-ей Эн-гельс, имеет дело «с мыс-ля-ми как с са-мо-сто-я-тель-ны-ми сущ-но-стя-ми, ко-то-рые об-ла-да-ют незави-симым раз-ви-ти-ем и под-чи-ня-ют-ся только своим соб-ствен-ным за-конам» . По-ни-ма-е-мая таким об-ра-зом идео-ло-гия пред-ста-ет как ложные пред-став-ле-ния, как фаль-ши-вое, ил-лю-зор-ное и преврат-ное, т.е. из-вра-ща-ю-щее ис-тин-ное по-ло-же-ние, со-зна-ние.

И-23: воду, за-ме-ня-ю-щую ак-ту-аль-ное опре-де-ле-ние опус-каю. Кому ин-те-рес-но, может по-ве-рить мою оценку по ссылке.

И на-по-сле-док до-бав-лю несколь-ко цитат из «Ма-ни-пу-ля-ции со-зна-ни-ем» тов. СГКМ:

Хотя идео-ло-гия , эта замена ре-ли-гии для граж-дан-ско-го об-ще-ства, воз-ник-ла как про-дукт На-уч-ной ре-во-лю-ции и Про-све-ще-ния в Европе, глав-ным со-зда-те-лем кон-цеп-ции и тех-но-ло-гии ма-ни-пу-ля-ции мас-со-вым со-зна-ни-ем с самого начала стали США. Впро-чем, они — по-рож-де-ние Европы (как го-во-ри-ли уже в XVIII веке, США — более Европа, чем сама Европа). Здесь, на про-стран-ствах, сво-бод-ных от тра-ди-ций старых со-слов-ных куль-тур, возник ин-ди-ви-ду-ум в самом чистом и полном виде. У «отцов нации» и со-сто-я-тель-но-го слоя Со-еди-нен-ных Штатов по-яви-лась острая по-треб-ность кон-тро-ли-ро-вать огром-ную толпу сво-бод-ных ин-ди-ви-дов, не при-бе-гая к го-су-дар-ствен-но-му на-си-лию (оно было по-про-сту невоз-мож-но и про-ти-во-ре-чи-ло самой идей-ной основе аме-ри-кан-ско-го ин-ди-ви-ду-а-лиз-ма). В то же время не было воз-мож-но-сти взы-вать к таким эти-че-ским нормам, как ува-же-ние к ав-то-ри-те-там — США за-се-ли-ли дис-си-ден-ты Европы, от-ри-ца-ю-щие ав-то-ри-тет. Так возник новый в ис-то-рии тип со-ци-аль-но-го управ-ле-ния, ос-но-ван-ный на вну-ше-нии. Пи-са-тель Гор Видал сказал, что «аме-ри-кан-скую по-ли-ти-че-скую элиту с самого начала от-ли-ча-ло за-вид-ное умение убеж-дать людей го-ло-со-вать во-пре-ки их соб-ствен-ным ин-те-ре-сам».
Второй при-знак го-су-дар-ства — идео-ло-гия . Для бур-жу-аз-но-го го-су-дар-ства это при-знак аб-со-лют-но необ-хо-ди-мый, ибо в преж-них, со-слов-ных го-су-дар-ствах об-хо-ди-лись ре-ли-ги-ей. Без идео-ло-гии нет ле-ги-ти-ма-ции власти в бур-жу-аз-ном го-су-дар-стве, а без ле-ги-ти-ма-ции нельзя го-во-рить о ста-нов-ле-нии го-су-дар-ства вообще.

Ав-тор-ство:

Ав-тор-ская работа / пе-ре-во-ди-ка

Термин “идеология” появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в науч-ный оборот в 1796 году французский философ Дестютт де Траси в докладе “Проект идеоло-гии”. В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании "Элементы идеоло-гии" де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы си-стематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.

На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Марксизм рассматривал идеологию как часть “надстройки” над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание “иллюзии класса о самом себе”. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей со-циальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Тем самым превращаются в “ложное сознание”. Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда следует и искаженный, спекулятивный взгляд на окружающую действительность.

С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, пред-ставлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения ин-тересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интере-са.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отли-чие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин “научная идеология” принадлежит В.И. Ленину, который применил данное понятие к марк-сизму.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. Позиция Маннгейма близка к марк-систскому пониманию идеологии.

Маннгейм разрабатывал методологию социологии знания, чтобы разобраться в том “поразительном факт, что один и тот же мир может представляться различным разным наблюдателям”. Именно совместная коллективная деятельность людей способствует возник-новению общих проблем, понятий и форм мышления определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, и возникающи-ми на этой основе интересами, они и склонны различным образом видеть окружающий их мир. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышле-ния, создает различные концепции этого мира. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Маннгейм отмечает, что с точки зрения социологии знания, идеология не может быть отделена ни от психологических корней эмоциональных и жизненных импульсов, составляющих ее основу, ни от ситуации, в которой она складывает-ся, и решение которой она пытается найти.

В работе “Идеология и утопия” Маннгейм рассматривает идеологию как разновид-ность “апологетического сознания”, которое, будучи “трансцендентным” по своей природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Маннгейм считал, что идеология консервативна. В этом ее главное отличие от утопии. Уто-пия же является трансцендентной ориентацией сознания, которое переходит в действие и стремится взорвать существующий порядок вещей. Утопия стремится воплотится в реаль-ность. Противопоставление идеологии и утопии с методологической позиции оказалось не слишком удачным, так как сам Маннгейм говорил о невозможности заранее предвидеть, ка-кую идею следует рассматривать в качестве истинной утопии восстающих классов, а какую – в качестве чистой идеологии господствующих классов.

Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идеологии как социального явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А. Грамши и далекий от марксизма теоретик Д. Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систе-му ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

У. Матц, исследуя феномен политической идеологии и идеологической политики, приходит к выводу, что идеология есть в принципе религиозно мотивированная, но по свое-му содержанию секуляризирующая система ориентаций. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиции, а в трансцен-дентном по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.

Идеология отличается от религии и философии. Философия и религия, формируя ми-ровоззрение, формируют и миропонимание, и мироощущение, и мироотношение. Понятие “идеология” является более узким, так как идеология фиксирует только то, что четко выхо-дит на социальные отношения и противоречия, а также на социальные действия. Идеология самым тесным образом связана с политикой. В Новое время идеология выступает детерми-нантой политики и определяет выбор социально-значимых целей, социальные действия и индивидуальное поведение.

Идеология – это систематизированная, теоретически оформленная совокупность идей, которые выражают и защищают определенные социально-классовые интересы. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Идеологии подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Даже самый добросовестный исследователь, который стремится быть объективным, не может быть равнодушным, так как для человека характерно ценностное отношение к миру, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальны-ми интересами. Современное общество отличается особенно сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпа-дающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.

Но идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным сло-ем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют лю-дей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценно-сти придают смысл социальному действию и оправдывают его. Идеологические конструк-ции – это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политиче-ской идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям; устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения нацио-нального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновыва-ет их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программ-ных документах партий, в заявлениях различных политических деятелей. Содержанием по-литических идеологий является область ценностных суждений, имеющих силу веры. В со-держание идеологии входят идеи, идеалы, ценности, которые оформляются концептуально.

Исходным пунктом идеологии является идея. Концептуализация идеи происходит в определенной интеллектуальной среде. Но чтобы стать политической идеологией, концепция должна воздействовать на общественное сознание и порождать политические движения. Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирование их поведением путем воздействия на сознание. Идеология наделяет смыслом действия социальных слоев, классов, отдельных личностей в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывает к жизни определенную практику.

Политическая идеология не просто выражает в систематизированной форме социаль-но-классовые интересы, но и призывает защищать эти интересы с помощью политической власти.

Происхождение и значение термина «Идеология»

Термин "идеология" древнегреческого происхождения и буквально означает "учение об идеях", поскольку состоит из двух слов "идея" и "логос". Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон. В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям. Особое значение имеет понятие "идея", используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания - "идеологии", а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно. Понятие "идея" возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Кроме того, уже с момента введения в научный оборот "идея" превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального, сохранившийся в научном мире до настоящего времени. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом "старых режимов" и основанных ими систем авторитетов. Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новых типов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения.

Примерно, как и в религии, идеология придаёт значение повседневной жизни и стремится к примирению миров; идеологии касались организации общественной жизни и защите публичных, рационально обоснованных проектов перестройки общества, опираясь на очевидность и разум. Идеология поэтому знаменует возникновение нового способа политического дискурса (фр. discours - определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и представляется в те или иные периоды времени), который призывал к действию, но не оправдывал его за счёт привлечения авторитета или традиции, или только эмоциональности риторики. Это был дискурс, основанный на идее обоснования политического действия средствами рациональной теории. Однако идеология отделяет себя от мифологического или религиозного сознания, поскольку она оправдывает предлагаемый курс действий логикой. Идеология также теснейшим образом связана с формированием национальной идеи и национального государства. В течение последних двух-трех столетий они дополняли и стимулировали друг друга.

Французский учёный А. Д. де Траси в 1796 году, в своём труде "Этюд о способности мыслить" использовал термин "идеология", чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении "Элементы идеологии". Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима. С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте, способном вырабатывать определенные цели политического развития, сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию, обеспечивать укрепление, и в силу этого играть большую роль в жизни общества.

Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований - анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о "справедливости", "свободе", "равенстве" и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии - это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами. Конец ХIХ - начало XX вв. были особенно богаты проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей переустройства существующей общественно-политической системы

В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. Парето считал, что логическое (рациональное) поведение охватывает лишь часть всех видов поведения человека, и основное внимание сосредоточил на анализе иррационального и алогичного поведения. По Парето, основное свойство человека - руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению.

Фрейд (1856-1939), создатель психоанализа, не оставил какой-либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий. Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении. Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов. А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом - реальности. В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек.

Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма "Идеология и утопия". Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника. Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки - Э. Шиле, Д. Белл - с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом "конца идеологий". Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция "реидеологизации", которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии.

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А. Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение - о качестве его развитии. Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной. Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность - есть неотъемлемый признак любой идеологии. Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти.

В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XX века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России. Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий. Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией. Функция науки - познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях.

Для лучшего понимания сути и физического смысла запрета в действующей конституции.

Широкое распространение практики применения некоторого термина не гарантирует общеизвестности (однозначной сходимости и тем более - правильности) его определения. Попробую восполнить пробел. Первоначальный ключ - в какой-то из работ товарища С.Г. Кара-Мурзы, но его найти не получилось, упираться не стал. Найденный (цитируемый) текст достаточно хорош, все необходимые детали в нём есть.

Идеология: наука об идеях

Двадцатый век, который то ли бесповоротно закончился, то ли еще продолжается как определенная историческая эпоха, можно смело называть веком идеологий. Три ведущие идеологии (три идеальных типа, к которым тяготеют конкретно существующие идеологии) – либерализм, коммунизм и фашизм – вступили в ХХ веке между собой в жестокую схватку за господство над миром и человеческими умами.

Первым с арены истории ушел фашизм как самый агрессивный и не приспособленный ни к какому мирному сосуществованию. Потом исторический крах, надорвавшись от внутренних противоречий, потерпел и коммунизм.

Еще совсем недавно казалось, что безусловным победителем из схватки идеологий вышел либерализм. Однако мировой экономический кризис, который начался в 2008 году, череда колониальных войн и цветных революций, и связанный с этим полный подрыв авторитета и веса международного права и т.д., возможно, являются предвестьем каких-то грандиозных потрясений, когда потерпит крах и идеология либерализма. Такие перевороты (конец века идеологий) не происходят в одночасье. Перемены надвигаются достаточно медленно по меркам отдельно взятой человеческой жизни, но, похоже, неотвратимо.

В чем вообще смысл феномена идеологии, его суть? Дословно, по-гречески идеология означает слово или науку об идеях, поскольку образовано от древнегреческих слов ἡ ἰδέα (внешний вид, наружность вид, род, образ, форма, идея, общее свойство, начало, основание) и ὁ λόγος (слово, речь, разум, разумное основание, суждение, выражение, доказательство, разговор, беседа, (со)отношение, соответствие, счёт, исчисление, число, группа).

Что же это за идеи, наукой или изложением которых претендует быть любая идеология? Вообще термин «идеология» впервые в научный оборот в конце XVIII века вводит французский философ, политик и экономист Антуан Дестют де Траси . По своим философским взглядам он был сенсуалистом (сторонником воззрений, что все знание и все мысли возникают из ощущений), и он понимал идеологию как науку о том, как сознание производит идеи из ощущений . Основы науки об идеях Дестют де Траси изложил в своем труде «Элементы идеологии».

Примечательно тут то, что эта наука понималась своим создателем и его предшественниками и единомышленниками (Кондильяк, Кабанис и др.) как призванная совершенным образом обеспечить разумность человеческого устройства (общества и жизни каждого индивидуума). В этом смысле идеология как наука об идеях явилась прямой наследницей эпохи Просвещения. Более того, «идеология» воспринималась ее сторонниками как теория, позволяющая создать мир совершенно заново, «с нуля». Ведь она по словам Дестюта де Траси дает «ясную идею об универсальном инструменте всех наших знаний, их методах, действиях, результатах, а также о принципе всех наших знаний». Теперь, говорит он, «будучи уверены в формировании и преемственности (filiations) наших идей, всё, что мы скажем далее… станет всего лишь следствием предваряющих положений и будет покоиться на прочной и неизменной основе, коренящейся в самой природе нашего существа. Таким образом, эти предваряющие положения и составляют то, что собственно называется идеологией, а все следствия, которые из нее вытекают, являются предметом грамматики, логики, образования, частной морали и морали публичной (или общественного искусства), воспитания и законодательства, которое есть не что иное, как воспитание сформировавшихся людей (hommes faits)».

Таким образом, собственно идеология, по мысли автора этого термина, дает прочный фундамент всех наших знаний, прежде всего в логике, образовании, политике, воспитании и законодательстве и т.д.

Неслучайно поэтому далее идеологию начинают понимать как социально-политическое учение об идеях, которые должны лежать в основе разумного и единственно правильного общественного устройства. Любая идеология, будь это коммунизм или либерализм, или еще какая (за исключением, пожалуй, консерватизма, ведь этот феномен неслучайно не имеет четкого определенного смысла, поскольку у каждого народа свой консерватизм) предлагает свой проект общественного устройства, который она мыслит как единственно верный и безальтернативный. Тем самым она навязывает его всему человечеству своей железной рукой как единственно верный тип общественного устройства, который только и имеет право на существование.

А гарантирует возможность единственно верного разумного общественного устройства вера в разум, в то, что человек может, лишь опираясь на свою науку (а не религию!), безошибочно проникнуть в суть общественного устройства и мировой истории, понять ее логику.

Можно утверждать поэтому, что любая идеология носит внехристианский или даже открыто антихристианский характер. Ведь ее главная цель – пообещать человечеству возможность устроиться на Земле без Бога, с опорой лишь на собственный разум и собственные силы. Поэтому, скажем, выражение «христианская идеология» в этом смысле напоминает оксюморон деревянное железо. Христианство не является и не может являться никакой идеологией хотя бы потому, что оно считает мир падшим и неразумным, в котором невозможно устроиться надежно и счастливо в принципе – как отдельно взятому человеку, так и обществу в целом. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). А любая идеология обещает именно это, в смягченной или радикальной форме. И в этом смысле, на мой взгляд, между идеологией и христианством – пропасть, неустранимая разница и даже вражда.

Для сравнения процитирую академическое описание:

Эволюция понятия «идеология» и его современное значение

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический дея­тель А. Дестют де Траси (1754-1836). С тех пор научное осмыс­ление этого понятия неизменно вызывало и продолжает вызы­вать острые дискуссии. К настоящему времени оно получило десятки различных определений, стало употребляться для обоз­начения широкого круга социальных явлений.

Напомним, что термин «идеология» состоит из двух грече­ских слов - идея и логос. Первое из них - в буквальном переводе означает мысль, первообраз, понятие, смысл. Второе - в античной философии одновременно означает и слово, высказывание, речь, и всеобщий закон, осно­вание мира, и упорядочивающее начало. Со временем слово 1о|>08 стало пониматься как учение, а использование производ­ного от него «...логия» в качестве второй части слов дает значе­ние «наука», «знание». Таким образом, с формальной, этимоло­гической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «ло­гически взаимосвязанную совокупность идей».

Обратимся к выяснению эволюции, которую претерпело со­держание понятия «идеология» с момента его появления.

Дестют де Траси: идеология - наука об идеях

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. Он употребил его в докладе «Проект идео­логии» (1796). В сочинении «Элементы идеологии», (1801- 1815) ученый подробно развил это понятие. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явят­ся всеобщие законы образования, взаимодействия и превраще­ния идей, их влияния на жизнедеятельность различных соци­альных групп. Как надеялся де Траси, со временем в содержа­тельном отношении идеология станет такой же наукой, как, на­пример, механика, зоология или биология, но будет превосхо­дить их по своим предмету, средствам и целям. Идеология должна была составить основание всего свода наук о природе и человеческом обществе. Предполагалось также, что на выра­ботанные ею принципы будет опираться и политика .

Однако указанный смысл за понятием «идеология» не за­крепился. Особая наука под таким названием так и не появи­лась, поскольку учение об идеях изначально не отвечало кри­териям научной дисциплины. Наука, как известно, призвана заниматься познанием объективно существующих явлений, а не изобретением идей как неких общих принципов социаль­ной деятельности. Ныне этот термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, понятие «идеология» претерпело достаточно сложную эволюцию, периодически выступая предметом критического отношения к нему.

Хрестоматийным примером первой критики предложенно­го де Траси и подхваченного другими французскими учеными понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бо­напарта. Сначала, будучи республиканцем, он самым реши­тельным образом поддерживал новую «науку». Когда же стал императором, то обвинил идеологию и ее создателей в своих просчетах и поражениях. «Все ошибки и несчастия нашей пре­красной Франции, - утверждал он, - следует приписать имен­но идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения» . Идеологами он считал людей, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сооб­разующихся с действительностью, и лицемеров, которые под маской радужных идей скрывают свои истинные устремления. К ним Наполеон причислил де Траси и всех тех, кто критичес­ки относился к его правлению. Но, несмотря на такое ирони­ческое отношение Наполеона к идеологии и к тем, кто ее раз­рабатывал, именно ему она обязана исключительной популяр­ностью, которую приобрела в обществе того времени.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание

Важной вехой эволюции понятия идеологии составило творчество Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили произведение «Не­мецкая идеология» (1845-1846) . Как идеологию они квали­фицировали совокупность представлений, составляющих осно­ву содержания современной им немецкой философии. К. Маркс и Ф.Энгельс подвергли эту философию критическо­му рассмотрению и определили ее как идеалистическую, по­скольку исходными ее положениями являются утверждения о том, что действительный мир есть продукт мира идей, что идеи господствуют над миров и что идеи определяют действитель­ную жизнь людей. Эти представления они характеризовали как ложное сознание, т.е. извращенное понимание действительно­сти. Воззрения людей, содержание которых основывается на данном постулате, они определили как идеологию, а творцов и пропагандистов таких представлений называли идеологами. Вся­кая идеология, писал с иронией Энгельс, имеет дело «с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают незави­симым развитием и подчиняются только своим собственным за­конам» . Понимаемая таким образом идеология предстает как ложные представления, как фальшивое, иллюзорное и преврат­ное, т.е. извращающее истинное положение, сознание.

И-23: воду, заменяющую актуальное определение опускаю. Кому интересно, может поверить мою оценку по ссылке.

И напоследок добавлю несколько цитат из «Манипуляции сознанием» тов. СГКМ:

Хотя идеология , эта замена религии для гражданского общества, возникла как продукт Научной революции и Просвещения в Европе, главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием с самого начала стали США. Впрочем, они - порождение Европы (как говорили уже в XVIII веке, США - более Европа, чем сама Европа). Здесь, на пространствах, свободных от традиций старых сословных культур, возник индивидуум в самом чистом и полном виде. У «отцов нации» и состоятельного слоя Соединенных Штатов появилась острая потребность контролировать огромную толпу свободных индивидов, не прибегая к государственному насилию (оно было попросту невозможно и противоречило самой идейной основе американского индивидуализма). В то же время не было возможности взывать к таким этическим нормам, как уважение к авторитетам - США заселили диссиденты Европы, отрицающие авторитет. Так возник новый в истории тип социального управления, основанный на внушении. Писатель Гор Видал сказал, что «американскую политическую элиту с самого начала отличало завидное умение убеждать людей голосовать вопреки их собственным интересам».

Как известно, термин идеология ввел французский ученый Дестют де Траси в 1796 году в своей работе «Этюд о способности Мыслить». В другом своем сочинении «Элементы идеологии», он подробно развил это понятие. В его трактовке идеология учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Иными словами, понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей.

Однако указанный первоначальный смысл за понятием идеология» не закрепился, и ныне данный термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, содержание этого понятия претерпело достаточно сложную эволюцию.

Примером первой критики предложенного Д. де Траси по­нятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бо­напарта. По его мнению, любая идеология не имеет ни содер­жания, ни смысла, так как она не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия.

С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией.

Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес своей книгой «Идеология и утопия» немецкий социолог Карл Манхейм. По мнению большинства исследо­вателей, эта работа представляла собой первый и самый пол­ный анализ феномена идеологии. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

В настоящее время в научной литературе и обществен­но-политической практике утвердилось следующее определение идеологии. Идеология – это исторически сложившаяся, теоретически оформленная система взглядов и идей, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определённых социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, которая призвана закрепить либо изменить существующие общественные отношения.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные