В чем помогает икона «Нечаянная радость»? Икона «Нечаянная радость

Икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная радость" является одним из многочисленных чудотворных образов Девы Марии, почитаемых всей полнотой Русской Православной Церкви. В отличие от нерукотворных икон Богородицы, исторически явившихся в различных местах России, образ "Нечаянная радость" является вполне рукотворным. Историки датируют время написания иконы XVIII веком.


Основой для иконографии образа послужил рассказ святителя Димитрия Ростовского о раскаявшемся грешнике, вставшем на праведный путь благодаря помощи Богородицы. В своем произведении "Руно орошенное", датируемом 1683 годом, святитель рассказывает историю о человеке-грешнике, занимавшемся разбоем и прочими делами, являющимися не только греховными, но и запрещенными гражданским законом. Грешник перед совершением злодеяний имел обычай молиться Богородице. Однажды Дева Мария явилась с Богомладенцем разбойнику. Грешник увидел, что у младенца Христа открылись кровавые язвы на руках и ногах, а также в месте прободения тела Спасителя копьем. Разбойник спросил Богородицу о причине появления язв. Дева Мария ответила, что грешники своими преступлениями раз за разом вновь распинают Христа.


Проникнвшись чувством покаяния, грешник стал молить Божию Матерь перед Христом о прощении грехов. После молитв ко Христу Пречистой Матери Божией Спаситель повелел грешнику облобызать кровавые язвы. При этом, Христос сказал, что подобает чтить Матерь, поэтому ради ее молитв и будут прощены грехи человеку.


Таким образом раскаявшийся грешник получил прощение грехов от Господа. Это изменило его жизнь. Отныне разбойник встал на путь праведной жизни и покаяния.


В основе иконографического сюжета образа "Нечаянная радость" лежит изображение молящегося грешника перед иконой Богородицы.


По благочестивой традиции перед этим образом Богоматери молятся родители о вразумлении своих детей. Кроме этого верующие христиане обращаются к Богородице с просьбой о духовном вразумлении, а само памятование о рассказе святителя Димитрия Ростовского сподвигает человека помнить о великой милости Бога к людям, ведь по учению православной Церкви нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.


Празднования иконе Богородицы "Нечаянная радость" совершаются 14-го мая, 3-го июня и 22-го декабря по новому стилю.

Некоторые иконы Божией Матери считаются нерукотворными (они являлись на определенных местах), другие образы могли писаться святыми людьми по поводу каких-либо событий или чудес. Икона Пресвятой Богородицы Троеручица относится к рукотворным образам, имеющим свою историю.

История образа Божией Матери «Троеручица» восходит к VIII веку. Эта икона связана с великим подвижником христианской Церкви и выдающимся богословом Иоанном Дамаскиным.


Иоанн Дамаскин известен многими богословскими трудами, однако одними из главных его творений считаются трактаты в защиту иконопочитания. За свое особое рвение в защите иконопочитания святой Иоанн претерпел мучения.


Святой подвижник был сирийским подданным, служил при дворце халифа Дамаска. Именно оттуда Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания, чем привел в ярость императора Византии Льва III Исавра. Разгневанный император не мог сам наказать святого, так как последний не являлся подданным Византии. Однако Лев Исавр написал подложное письмо от имени святого Иоанна и передал его халифу Дамасскому. В письме Иоанн будто бы хотел оказать свою помощь императору Византии в захвате сирийской столицы. Князь дамасский приказал отрубить Иоан­ну правую руку, которой святой Иоанн будто бы писал изменническое письмо. Рука была отсечена и пове­шена на всеобщее обозрение в публичном месте.


Святого после наказания в темницу, а вечером ему возвратили отрезанную руку. В заточении преподобный Иоанн Дамаскин молился перед иконой Божией Матери об исцелении, приложив свою кисть к отрубленной руке. Святой просил исцеления у Богородицы для того, чтобы он смог вновь писать свои трактаты в защиту иконопочитания. После усиленных молений подвижник заснул. Во сне преподобный увидел Деву Марию, говорящую ему: «Вот рука твоя исцелена; не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве».

Сегодня, 22 декабря - день иконы "Нечаянная радость". Удивительна история этого образа и удивительны уроки, которые можно из нее вынести. Читаем о семи гранях чуда нечаянной радости.

История праздника

Не всем известна история иконы "Нечаянная радость", и потому вкратце приведем ее. Некий многогрешный человек ежедневно молился перед образом Богородицы с младенцем, а после шел на скверное беззаконие. И вот однажды образы на иконе вдруг как бы зашевелились, а раны Спасителя открылись, и из них хлынула кровь, как на Кресте. При виде этого человек упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Человек этот взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить этого грешника. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. Эта история-притча и стала основой и сюжетом иконы "Нечаянная радость".

Нечаянный

Слово "нечаянный" приобрело в современном языке значение "случайный, ненарочный", и потому икона "Нечаянная радость" у многих вызывает ассоциации с радостью, которая посетила человека нечаянно, как будто бы без его воли и участия. Но такое понимание противоположно смыслу этой иконы. Кажется, для лучшего понимания название иконы стоило бы написать в три слова: "Не чаянная радость". Радость, на которую уже не рассчитывали, не надеялись и которой не ждали. Радость, не заслуженная чем-то и не посланная за что-то, а дарованная по милости Божьей и усердном молении Богоматери.

Привычка

История о чуде Нечаянной радости - это еще и история о привычке. Ведь беззаконный человек, произнося изо дня в день молитву перед образом Божьей Матери, привык к своей молитве, привык говорить: "Радуйся, Благодатная Мария..." - и, кажется, не проникал слишком глубоко в смысл этих слов. Иначе они застряли бы у него в горле, не смогли бы быть произнесенными, ведь каждый день он совершал некое беззаконие. Только страшное чудо, которого сподобился этот молящийся, смогло раскрыть ему глаза на самого себя, на свою привычку и к молитве, и к беззаконию, и помочь ему устрашиться своих дел и раз и навсегда изменить их.

Страшный праздник

Недаром грех, на который ходил человек по имени Никита, не называется в истории о нем. Умолчание, особенно в духовной литературе, порой не менее важно чем сказанное. Почему грех не называется? Потому, наверное, что это может быть разный грех, любой грех - а значит, грех каждого из нас. И если задуматься, что наши грехи действительно распинают каждый раз Спасителя, и каждый раз, когда мы грешим, "мы делаемся участниками страстей Христовых, сами наносим эти страдания, становимся в ряды тех, кто Христа предал, кто Его засудил, кто Его распинал, или тех, кто по малодушию и страху не заступился даже словом за Него", то праздник "Нечаянной радости" действительно устрашает.

Осмысление смерти

Осмысливая эту притчу - притчу о нечаянной радости - важно помнить, что чудо произошло не только потому, что беззаконный человек молился. Да, молитва здесь сыграла очень важную роль: она и открыла человеку его греховность, и послужила поводом к прощению этого человека. Однако на прощении притча не заканчивается, она повествует нам о том, что человек этот полностью исправил свою жизнь и уже до конца своих дней жил благочестиво. То есть произошло настоящее покаяние - изменение сознания. Митрополит Антоний Сурожский приводит такой пример: "Если кто-нибудь из наших родных, близких, или просто чужой человек был бы убит за нас – разве мы могли бы это забыть? Если бы мы были виновны в чьей-нибудь смерти и встретились лицом к лицу с его матерью – разве мы могли бы просто сказать: "Прости!" Мы должны были бы так жить, чтобы оправдать это прощение, и оправдать и осмыслить эту смерть".

Любовь Божьей Матери

Конечно, один из важнейших уроков притчи о Нечаянной радости - урок о милосердии Божьем и о бесконечной любви к людям Божьей Матери. Ведь как могла Она, видя, что Сына ее вновь распинают, что кровь хлыщет из его ран, все-таки молить его помиловать этого грешника? И не один раз, а несколько. Вот как рассказывает об этом святитель Дмитрий Ростовский: "Тогда Она начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, - и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня». Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же - под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою». Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать". И даже несмотря на такой ответ, Божья Матерь продолжает молить Его.

Если бы Бог был справедлив, говорят святые отцы, нам нельзя было бы надеяться на прощение. На страницах ветхозаветного Писания Господь предстаёт как грозный Судья и Обличитель, карающий малейшее преступление против Закона, а сегодня и под закоренелыми грешниками не разверзается земля. Почему так происходит, объясняет поучительная история, показанная в живописном образе, известном как икона «Нечаянная Радость».

Чудеса, происходящие от чудотворных икон , тщательно изучаются и записываются. Также поступали в Свято-Троицком Ильинском монастыре у Чернигова. В 1662 г. было зафиксировано первое чудо от иконы Божией Матери, написанной иноком Геннадием. Из глаз Пречистой Девы, держащей на руках Богомладенца, в течение 10 дней текли слёзы. Весь Чернигов «с великим ужасом взирал» на плачущую Деву.

Чудо от иконы Божией Матери Ильинско-Черниговской стало известным и дошло до настоящего времени благодаря святителю Дмитрию Ростовскому.

Интересно. Свт. Дмитрий Ростовский - церковный писатель и просветитель, написавший множество книг, включающих жития святых, проповеди о вере и покаянии, рассуждения о евангельских сюжетах и Божиих чудесах.

Воскрешение отрока

Путешествуя по обителям Малороссии, Свт. Димитрий написал книгу «Руно орошенное», на основе рассказов о чудесах от Черниговской Богоматери. К историям прилагались поучения. Одна из глав, «Роса воскресения», рассказывает о внезапно скончавшемся отроке. Никакой болезни или других причин, говорящих о приближении смерти, не было. Бывший тогда поблизости иеромонах Ильинского монастыря посоветовал родителям помолиться перед чудотворной иконой Черниговской.

Святой Дмитрий Ростовский

Родители отправились в монастырь и припали к Заступнице. И совершилось чудо: ребёнок ожил. Никто не ожидал такого счастья, хотя и верили в милость Богородицы. К истории о воскресении отрока, произошедшем в апреле 1679г, святитель Дмитрий приложил притчу, на основе которой была написана икона «Нечаянная Радость».

О других иконах:

Притча свт. Димитрия и написание нового образа

Некий грешник имел обычай молиться Пресвятой Деве словами Ангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся» , отправляясь на своё беззаконие. Однажды, встав перед иконой на колени и собираясь произнести привычную молитву, он увидел страшное видение: из ног и рук Богомладенца ручьями потекла кровь, а Сама Божия Матерь показалась ему, как живая.

«Кто это сделал, Владычица?» - в ужасе прокричал грешник. «Ты и подобные тебе постоянно ранят Моего Сына, как иудеи на Кресте, своими беззакониями»- ответила Богородица. Мгновенно раскаявшись, человек тот стал молить о прощении, но Господь не смотрел в его сторону. Тогда воззвал он к Божией Матери: «Пусть не одолеют мои грехи Твоего милосердия, Владычице, попроси за меня Господа!»

Икона «Нечаяннная радость» г. Покровск

Богородица обратилась к Сыну с мольбой о прощении для грешника. Господь отвечал Ей, как Сын, с почтением: «Не могу простить, ибо долго терпел его беззаконие». Со страхом наблюдавший это проситель совсем было отчаялся в своём спасении. Тогда Пречистая встала и хотела упасть на колени перед Христом: «Буду лежать у Твоих ног, пока человек сей не получит прощения!». Господь не допустил до этого, говоря, что хотя Он и Бог, но почитает Свою Мать и готов исполнять Её молитвы. Прощенный грешник бросился лобызать язвы Господа, которые тут же затянулись и видение закончилось.

Прочитав «Руно орошенное», неизвестный художник написал икону по мотивам притчи, где человек молится Божией Матери, назвав ее «Нечаянная (неожиданная) радость».

Связь между чудом и притчей очевидна: как родители умершего отрока не ожидали увидеть его живым, так и грешник из притчи не ждал прощения от Господа. Но по молитвам Заступницы Богородицы каждый получил просимое, что стало для них «нечаянной радостью».

Значение изображений

Интересно. Образ «Нечаянной Радости» необычен тем, что Пресвятая Дева и Господь изображены обращающимися к грешнику и вписаны в интерьер храма. По типу иконографии образ Богородицы напоминает Ильинско-Черниговскую, только отсутствует царский венец на голове Богоматери. Это означает Её смирение в молитве к Господу.

Господь, изображенный в виде Отрока, не держит в руке свиток, а показывает руки со следами от язв стоящему на коленях грешнику. Хитон скинут, видны раны на ребре и ногах. Согласно Евангелию, четыре раны получил Христос, когда Его распяли на кресте, а пятую, в ребро, - когда стражники хотели удостовериться в смерти осуждённого.

Икона «Нечаянная радость» в посвященном ей храме в Марьиной Роще

На старых списках иконы обязательно присутствует откинутая завеса на заднем плане - символ церковных царских врат, райского входа, приоткрывшегося для грешника. Красный цвет завесы - символ воскресения.

Сам грешник одет в зелёный хитон. Зеленый - цвет земного, человеческого мира. В таких одеждах изображали ветхозаветных пророков, которые были праведниками, но не знали Божественной благодати, только предугадывая пришествие Христа. Молящийся грешник еще не прощен, но ожидает прощения и обновления жизни.

Надписи на иконе

В поле под образом Богородицы помещен текст притчи, выполненный неразборчивой церковнославянской вязью. Обычно помещаются начальные слова: «Человек некий беззаконник имяше правило повседневное молитися ко Пресвятей Богородице…», иногда пишется название «Нечаянная радость Пресвятыя Богородицы».

Радоница в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще

Считается, что слово освящает образ, его обязательно вписывают в композицию. Из-за недостатка места для текста, оно помещается в сильно сокращенном виде, символизируя целую надпись. На больших образах иногда пишут слова грешника «О, Госпоже, кто сие сотворих?» и ответ Богородицы «Ты и прочие грешницы грехами своими…», в линиях, направленных от грешника к Божией Матери.

Местонахождение икон «Нечаянная Радость» и чудеса

  • Владимирский собор г. Киева . Чудотворный образ XIX в. находится в соборе со времен Великой Отечественной войны. Богородица и Господь изображены в царских венцах. К сожалению, сейчас Владимирский собор находится в руках раскольников.
  • «Неопалимая Купина» в Хамовниках (до революции). Здесь хранился древнейший из известных списков. В 1838 г., на Пасхальной седмице от него произошло чудесное исцеление женщины, страдавшей совершенной глухотой. Анисья Степанова не могла слышать даже колокольного звона. После отслуженного молебна Богородице «Нечаянная Радость», Анисья услышала пение пасхального тропаря и глухота прошла. В 1930 г. храм был разрушен, а чудотворный образ утрачен.
  • В Третьяковской галерее хранится уникальная икона «Нечаянная Радость» (1-я половина XIX в.), где основная картина обложена 120-ю мелкими изображениями других чудотворных икон Богородицы. Центральный образ несёт главный смысл: Господь прощает грехи по молитве Божией Матери - Молитвеннице и Заступнице за человеческий род.

Икона «Нечаянная радость», частное собрание

  • Москва, храм Ильи Обыденного. Здесь находится старинная икона в красивом металлическом окладе, восстановленном в 1959 г. До революции она находилась в одном из кремлёвских храмов, затем образ прятали от обновленцев. После Великой Отечественной войны «Нечаянную Радость» перенесли в храм Ильи Обыденного. Риза иконы сплошь увешана кольцами и крестиками, принесёнными людьми, получившими исцеление от молитвы перед образом.
  • Марьина роща, храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Этот храм был построен в 1904 г. и посвящен Богородице. Сам образ (написанный в XIX в) появился там позже, многочисленные украшения на нём говорили о бывших чудесах, к сожалению, не записанных. Символичное событие произошло в храме в 2003г. К священнику обратился 90-летний морской офицер с просьбой о крещении. Во сне ему было повелено креститься и ждать смерти. Старик выдержал Великий пост, готовясь к Крещению. Его кончина последовала сразу после совершения Таинства, в самом храме.
  • Спасо-Преображенский монастырь г. Рязань. В Преображенском соборе монастыря находится «Нечаянная Радость», недавно прославившаяся чудесами. Изуродованную икону нашёл и выкупил на рынке житель Москвы Георгий. Через некоторое время его постигло несчастье: он получил тяжелую травму, приведшую к частичному параличу. Искренние молитвы перед найденным образом принесли плоды, Георгий встал на ноги. Долгое время он не желал расставаться с любимой иконой, но, наконец, решился подарить её Спасо-Преображенскому монастырю. Доска и красочный слой были отреставрированы, изготовлен резной киот. За время пребывания «Нечаянной Радости» в монастыре зафиксировано несколько случаев исцеления от болезни глаз, онкозаболевания и пьянства.
  • Свято-Троицкий собор г. Одессы. Во время Великой Отечественной войны закрытый большевиками собор вновь был открыт оккупационными властями. В это время, неизвестно откуда, в нём появилась икона «Нечаянная Радость». Интересно, что в её имя еще в 1840 г. был освящен один из приделов собора. Прихожанами храма были в основном женщины и дети. Перед новым образом Богородицы они молились о возвращении с фронта своих мужей и отцов. Хотя громких чудес зафиксировано не было, но икона высоко чтится одесситами, перед ней молятся о военных, находящихся в «горячих точках».
  • Святой источник в с. Жайск Нижегородской области. По преданию, у этого источника в XVIII в. была найдена икона «Нечаянная Радость». Здесь скрывались муромские благоверные князья Пётр и Феврония . На этом месте святые даровали прощение изгнавшим их жителям Мурома так же, как и Пресвятая Богородица простила покаявшегося грешника. Источник находится в живописном месте, над ним выстроена часовня.

О других православных храмах России:

Это далеко не полный список храмов, находящихся под покровом Царицы Небесной. В 2000-е годы было построено множество церквей в честь «Нечаянной Радости», её именем называют благотворительные учреждения, освящают источники. Этот образ Богородицы можно встретить в качестве чтимой иконы в других храмах.

Важно. Перед образом Богородицы «Нечаянная радость» молятся в тяжелых жизненных ситуациях, когда надежда иссякла. В годы войны матери молились о сыновьях, на которых были получены «похоронки», позже выяснялось, что письма посылались ошибочно и солдаты возвращались живыми.

Нет невозможного для милости Божией Матери, но прежде всего, перед молитвой необходимо вспомнить и осознать свои грехи, от которых кровоточат раны Господа.

В православном христианстве есть икона, которая называется «Нечаянная радость» и с которой связано множество чудес. 22 декабря по новому стилю каждый год верующие отмечают день, посвященный этому образу Божией матери.

Чем известна икона «Нечаянная радость»

С этим изображением Богородицы связана очень интересная история, которая произошла примерно в конце 17 века. В 1683 году она была записана духовным писателем по имени Дмитрий Ростовский.

Случилось это с одним человеком, который очень много и тяжко грешил. Шел он на это осознанно, зная, что делает неправильно, однако он имел очень странный обычай. Каждый раз, идя на плохое дело, он молился перед иконой Божией Матери с младенцем Иисусом на руках. Более того, это происходило даже в обычные дни — то есть он систематически просил помощи у данной иконы.

Однажды он в очередной раз собрался совершить ужасный поступок. Естественно, он по своему обычаю пошел помолиться, но его ждало нечто невероятное. Он не догадывался, что Матерь Божия услышала его молитвы. Как только по обыкновению своему он начал молитву, образы на иконе зашевелились, как живые, что повергло грешника в шок. А затем у младенца закровоточили ладони и ступни ног. Грешник испугался, но спросил о том, почему младенец истекает кровью. Ответ был дан незамедлительно: Богородица сказала, что когда люди грешат, то Иисуса распинают вновь и вновь. Каждый раз он умирает заново. Согласно летописи, мужчина стал просить прощения, которое Иисус даровал ему, но только лишь потому, что Мать попросила Его об этом. Далее грешник поцеловал рану младенца и очнулся как ото сна. Это навсегда изменило его жизнь — он перестал быть тем, кем являлся долгое время.

Именно поэтому и дали иконе такое название — «Нечаянная Радость», так как грешник и не ждал уже того, что его простят. Такая радость действительно стала для него случайностью, чудом и спасением.

Празднование в 2015 году

В 2015 году празднование дня иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» пройдет согласно традиции. В храмах будут читаться молитвы и проводиться праздничные литургии в честь памяти этой иконе.

Все православные христиане должны знать об этом дне не как о празднике, а как о способе напомнить себе о том, что необходимо жить праведно, каяться в грехах и надеяться на прощение Бога нашего Иисуса Христа.

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое: и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством Сего ко прощению грешника преклонила еси тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим покланяющимся, по коегождо потребе нечаянную радость дарует: да еси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этот светлый день мы желаем вашей вере окрепнуть, а вам понять, что только молитвами можно достичь просветления и спасения от грехов наших. Читайте молитвы дома или ходите в храм Божий на литургию в честь дня «Нечаянной Радости». Мы желаем вам светлого вторника, будьте здоровы и не забывайте нажимать на кнопки и

21.12.2015 00:30

Пюхтицкую икону Богоматери почитают практически во всех храмах страны. Молитва перед этим образом способна помочь...

Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод