Высказывания отцов церкви об отношении к людям. На чем основано почитание святых в православии

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова

Давайте посмотрим, как обычный человек относится к людям. Вот, например, я обычный человек, я часто читаю лекции и смотрю на слушателей. И если кто-то не слушает мою лекцию, кому-то неинтересно, то меня это не вдохновляет, и я понимаю – это враги. Вы не понимаете, что значит быть лектором, а вас не слушают. Я думаю, что даже есть специальный ад, куда попадают невнимательные слушатели, где им приходится давать лекцию, а все ковыряются в своих телефонах. Я думаю, что этот ад на Земле уже даже есть – это современные школы. Однажды я давал лекцию в университете, и я был в шоке. Я привык, что люди слушают меня, кивают, соглашаются, но тогда в университете я делал все, что можно: и танцевал, и пел, лишь бы они меня слышали, а им было все равно: «Ну, подумаешь, что-то мужик танцует, это его проблемы». Вот это был ад. Может, им тема была неинтересна, я о морали читал, а им, может, интересна математика, алгебра.

То есть обычный человек считает других хорошими, если они для него делают что-то приятное, исполняют его ожидания. Кто такие хорошие люди? Это те, кто ко мне хорошо относится, здоровается, дает пирожки, не обижает меня. Согласны? И если вдруг этот хороший человек неожиданно стал делать что-то неприятное для меня, то мы говорим: «Надо же, как испортился-то, время-то что делает с людьми». Он становится для нас нехорошим человеком.

Для обычного человека существуют люди хорошие и нехорошие. И часто эти хорошие и нехорошие меняются местами. Был хороший, даже родственник, а стал нехорошим. Так смотрят обычные люди. Кто-то обижает меня – значит, плохой человек. И для кого-то, кстати, вы являетесь хорошим человеком, и вы же для кого-то являетесь плохим. Но вы-то не меняетесь, вы же тот же самый. Но кому-то вы что-то не сделали, а кому-то что-то сделали.

Как смотрит на людей госвами? Так как он не ищет счастья от чувств, получается, что хороший человек или плохой – это не является мерилом. Госвами смотрит глубже и видит, что мы все, оказывается, родственники. Из-за того, что мы опираемся на наши чувства (приятно-неприятно), мы не видим того, с кем мы общаемся, мы не обращаем на него внимания. А госвами смотрит глубже и видит нашу единую природу и то, что мы растем все из одного корня. Мы все дети одного отца, у нас у всех одно отчество – Богович. Но мы этого не замечаем, потому что неприятно для чувств: не слушает мою лекцию – значит, нехороший человек, а этот слушает – значит, хороший.

Святой человек, госвами, является другом всех живых существ, у него нет врагов, он никого не считает своим врагом. Он не делит людей на русских и не русских, кошек и собак, людей и не людей, он смотрит и везде видит жизнь, сознание. Мы все родственники. А как к родственникам надо относиться? Очень хорошо, потому что этот родственник связан с тем, в кого я полностью влюблён.

Представьте, что вы влюблены. Вы приходите к этому человеку домой, а там живет кошка, толстая такая, противная невероятно, но хорошая, говорят. И вы заходите, а кошка лежит на диване. И что, вы возьмете за хвост и выкинете? Нет. Вы себя аккуратно ведете с этой кошкой, потому что она очень дорога человеку, в которого вы влюблены. Вы говорите: «О, какая кошка хорошая!» И что делает человек, в которого вы влюблены? Радуется. Правильно. А если вы её за хвост дергаете? Как человек реагирует? Он говорит: «Иди отсюда, это моя кошка. Что ты с ней делаешь? Это же я, это продолжение меня». Поэтому не может быть так, что человек влюблён в Бога и в то же время кого-то дергает за хвост, кусает и говорит, что это враги. Такого не бывает. Если он так реагирует, то интересно, что же за Бог у него? Похоже, не тот, и он ничего не понимает.

Итак, святой человек не имеет врагов. Кто-то может считать его своим врагом, но он никого врагом не считает. И когда он смотрит на других людей, он излучает уважительное отношение ко всем живым существам. Это то, что он чувствует реально, это нельзя имитировать. Вспомните историю про Иисуса Христа, один эпизод из его жизни, когда фарисеи, книжники, решили его скомпрометировать. Они же не сразу хотели его убивать, они хотели поймать его, что он ошибочно проповедует. Они задали ему интересную задачку. Поймали какую-то женщину, которая изменяла своему мужу, и привели её к нему. По закону ее нужно закидать камнями, чтобы другим было неповадно так поступать и чтобы она могла очиститься от этого греха. Они привели ее к тому месту, где сидит Иисус, и спросили: «Скажи, учитель, по законам мы должны её убить сейчас. А твоё какое мнение?» Женщина в истерике, ей страшно. И Иисус почувствовал, что эти люди не хотят правды, они хотят его просто как-то поймать. Он что-то писал на песке и, даже не смотря им в глаза, сказал: «Кто из вас не без греха, пусть первый кинет в неё камень». И он сказал это с таким пониманием, что они почувствовали, что тут не скроешься, не обманешь, как-то всё серьёзно. И у всех появились срочные дела, все разошлись, и никого не осталось. Одна эта женщина. Не то что она была святая, нет. Она была падшая, грешная, она совершила неправильный поступок, но она осталась одна. Он посмотрел на неё, но не так, как все люди на неё смотрят. Люди смотрят либо с привязанностью к её телу, к её качествам, либо с ненавистью за то, что она падшая. А он что-то увидел в ней – не то, что все видят. И она это почувствовала, что он смотрит на неё куда-то глубже.

Представьте, что у вас какое-то горе, что-то не получилось и вдруг кто-то приходит, вас успокаивает, говорит: «Ты хороший, у тебя получится». Но если он это не имеет в виду, то вы ему не верите, правда? Вы понимаете, что он говорит пустые слова. Если он в вас не верит на самом деле, то и вы ему не поверите. И вот в неё никто не верил, она слишком падшая. Но он увидел в ней её природу. А по природе мы все хорошие. И в его взгляде было понимание её природы. Она подумала: «О, вот это да, ко мне так никто не относился». И он сказал ей: «Иди и больше никогда так не делай». И так её пробило это отношение, что она стала его последовательницей, пошла за ним, изменилась – только лишь из-за взгляда этого человека. Он посмотрел на неё так, как никто никогда не смотрел на неё. Он увидел в ней изначальное хорошее. И она захотела стать тем изначальным хорошим, кем она является.

Вот так госвами, святой, относится к людям. У него нет друзей, врагов. Он не говорит: наша религия, ваша религия, конфессия, русские, не русские, это животные – там нет души.

Как внешне проявляется его такое отношение? По взгляду бывает непонятно. Надо посмотреть на его действия. Что делает обычный человек, если ему кто-то нравится? Если человек обычный и немного глупый, то он начинает исполнять желания того, кто ему нравится, при этом даже не думая, а принесёт ли это благо тому или нет. Тот, кто немного соображает, уже задумывается, все ли желания надо исполнять. Если ребенок просит: «Можно я из лужи попью?» – то человек понимает, что можно, конечно, из любви разрешить ему попить из лужи, но потом ему будет хуже, поэтому, может, не надо это делать. То есть более разумный человек, если хочет выразить кому-то уважение, хорошее отношение, начинает смотреть, какие вещи принесут благо тому, кого он любит.

Если человек ещё более разумен, если это святой человек, то он начинает вести себя так, чтобы это принесло не только сиюминутное благо, а пододвинуло бы к тому, чтобы этот человек стал ближе к совершенству. То есть он будет вести себя так, чтобы приближать людей к Богу. И это будет выглядеть по-разному. Если это его ученики, люди, которые доверяют ему, то он может даже ругать их, потому что они позволяют ему, они готовы к этому. Если это не его ученики, то он будет иначе вести себя с ними, но так, чтобы они приближались к Богу. Где-то он простит, где-то он уйдет, но всё, что бы он ни делал, он делает так, чтобы это приближало тех, с кем он общается, к Богу.

У таких людей есть очень интересная особенность. Они очень изобретательны, креативны в том, чтобы приближать людей к Богу. Есть одна история из «Пуран» – о Нараде Муни. Нарада Муни – это персонаж многих историй. Однажды он попал в гости к одному бандиту, который промышлял разбоем.
Он шёл по дороге, бандит выскочил, как это водится, и говорит:
– Жизнь или кошелёк?
– Денег нет.
– Значит, жизнь отдашь.
– Хорошо, но я хочу тебе один вопрос задать философский. Скажи, ты же для родственников стараешься, не для себя?
– Ну да, семья, надо содержать. Я ж не для себя ворую. Если б для себя, то понятно, грешник, но для семьи же.
– А ты узнай сходи у своей семьи. Они же знают, что придётся расплачиваться за всё это. Ты спроси у них, узнай, они с тобой пойдут на «ипотечные планеты»?
– Конечно, сейчас спрошу, они меня так любят!
И он приходит к своей семье и спрашивает:
– Вы же меня любите?
– Да, очень любим.
– А вы пойдете со мной на «ипотечные планеты»? Надо же будет расплачиваться за ипотеку-то. Мы сейчас в долг берём, я же у людей беру.
Они говорят:
– Это твои проблемы. Твоя обязанность – нас кормить. А как уж ты это зарабатываешь, твои проблемы, сам разбирайся.
И он не ожидал такого. Печальный, приходит к Нараде Муни:
– А что делать? Как долги отдавать? Как грех с души снять?
– Молиться надо. Повторять имена Господа.
Мы знаем, что у нас бывает много имен, кто-то говорит «дорогая», кто-то обращается по имени-отчеству, у нас может быть много имен, отражающих разные качества. Поэтому у Бога тоже может быть много имен.
Нарада Муни говорит:
– Тебе надо молиться, повторять имя Рама.
«Рама» значит источник радости, и источник ее – Бог. Но бандит не смог выговорить слово «Рама». Настолько он был греховным человеком, что не мог произнести имя Бога. Нарада Муни думает: «Что же делать, как помочь этому человеку?»
И он говорит:
– Я вижу, ты всё время со смертью связан. Тогда повторяй «смерть» (на санскрите смерть – «мара»). Мара можешь сказать?
– Да.
– Вот и повторяй: «Мара, мара».
Но когда все время повторяешь слово «мара», то в итоге получается «Рама». Этот человек, очистившись, стал мудрецом Вальмики и написал «Рамаяну». Вальмики означает «муравей». У него было так много грехов, что, пока он повторял святые имена, вокруг него появился муравейник.

То есть святые люди, госвами, очень сообразительные, они все время думают, как так или иначе помочь человеку, даже если у него есть желание купить двадцать первую пару сапог.

Вопрос: «Читая святых отцов, встречала места о вреде общения с некоторыми людьми. И в молитве из вечернего правила Иоанна Златоуста: «Господи, покрый мя от человек некоторых…» А в наставлениях святого Иоанна Лествечника читаю: «В отношении к людям не предавайтесь печали, не смущайтесь, не убегайте, но считайте себя за прах под ногами их. Без этого не сможете спастись и избежать вечной муки…» И возникло такое внутреннее противоречие: один святой говорит: «…не убегайте…», а другой советует сторониться».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
«Все дело в контексте. Есть в Священном Писании такое выражение: «…будет он тебе, как язычник и мытарь…» Это значит – обходить за три версты. Есть другое выражение в Священном Писании: «…общения не избегайте…»
Это не противоречие. Речь идет о разных вещах и о разном состоянии самого человека.
Ну, например (это пример из сегодняшнего утра). К нам попал бездомный мальчик и сегодня утром выяснилось, что у него туберкулез. Мы его поместили в изолятор. Если дать ему возможность общаться с другими детьми в нашем детском доме – есть опасность заражения. Это же очевидно, что мальчика нужно в изолятор поместить. А сегодня будем его в стационар переводить для того, чтобы начать его лечить. Поэтому, если человек не имеет достаточного иммунитета, чтобы общаться с другими, некоторых людей ему надо избегать.
В то же время, это избегание должно быть не по вкусу, не по запаху (что тоже бывает), а должно быть по душевной пользе. Если человек оберегает свое благополучие и к людям относится по «чиновнически» («У нас обед! Приходите вчера!», «Ушла на базу!») – такая форма общения не христианская. А если человек настолько развращен, что общение с ним опасно именно для тебя – тогда нужно избегать. Совершенно понятно, что речь идет о важных вещах и не пересекаются».

«Не раз сталкивался с тем, что люди недоумевают: есть друзья детства, с которыми общаются уже более 20-ти лет, но жизненные пути разошлись. Один пришел в храм, другой пошел мирским путем. Интересы совершенно разные. И возникает вопрос: поддерживать ли такую дружбу? Потому что точек соприкосновения все меньше и меньше…»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
«Тут только так: если есть ответ на один короткий вопрос – «Зачем?» Если есть ответ и этот ответ убедительный, то можно и продолжать. А если нет, то – нет».
Протоиерей Александр Березовский:
«Человек попал в дурную компанию и, в общем-то, общение с ним, наверное, не очень полезно. Но вытащить его из этой компании, не общаясь с ним, невозможно».
Протоиерей Димитрий Смирнов:
«Пожалуйста. Мы идем по Крымскому мосту, от метро к парку культуры им. Горького. И видим: там, внизу под мостом, человек тонет. Три варианта наших действий.
Первый: прыгнуть вниз. Сумеешь ли так войти в воду, чтобы не потерять сознание от удара? Не сумешь.
Тогда берешь второй вариант: если на мосту (раньше – висели, сейчас не знаю) есть спасательные круги – сможешь снять и бросить? Нет кругов или, допустим, не можешь снять.
Третий вариант: вызываешь подмогу.
Так же и здесь: если общение с этим человек для тебя «не заразно» духовно и ты сможешь это преодолеть, то можно. А если нет или ты все время со своими детьми и можешь туда приходить только с ними, а это опасно? То есть нужно просто рассудить.
Это как бежать за автобусом: если ты видишь, что не успеваешь, то нечего и бежать. И еще надо оценить: а насколько тебе важно сесть в этот автобус, а не подождать следующего?»

Тема интересует практически всех, кто обращается в христианство, становится верующим. Сейчас в православной церкви около пяти тысяч человек признаны святыми, причем практически половина из них была канонизирована относительно недавно. Из-за этого участились случаи обвинения Русской православной церкви в том, что данный процесс поставлен на конвейер: сам процесс осуществляется слишком быстро, а святыми становятся неоднозначные для многих люди. Например, сомнения вызывает фигура последнего российского императора Николая II. Как церковь определяет святого человека и что нужно сделать, чтобы попасть под все эти критерии, расскажем в этой статье.

Качества святого

Детально знают, как стать святым, священники Русской православной церкви. Ее представители отмечают, что святость определяется не одним днем, не каким-то ярким и благородным поступком, а многолетними молитвами, трудами, стремлением к исполнению всех заповедей.

В церкви считается, что в ответ на такое благочестивое поведение Бог посылает человеку свои дары, которые в Библии перечисляет апостол Павел. любовь, мир, радость, милосердие, долготерпение, кротость, вера, воздержание. Именно на основе этих человеческих качеств, а также каких-то сверхъестественных даров (к ним относят бесстрастие, любовь к врагам, истинное смирение) можно судить о человеческой благодати.

Причем речь идет не о стандартной любви и радости в понимании обычного человека. Это временное. Апостол же говорил о непреходящей радости. Например, когда человека пытают, а он ощущает радость от связи с Богом. В качестве примера можно привести и новомучеников, которые стали святыми уже в XX веке. До нашего времени дошли их дневники и письма, в которых люди рассказывают, как пребывали в жутких условиях, сидели в тюрьмах, в лагерях в ожидании скорого расстрела, но при этом ощущали радость, счастье, признаются, что никогда так близко и ощутимо не чувствовали рядом с собой Бога. Это, как считают священники Русской православной церкви, одно из главных свидетельств того, что вечное блаженство человек может найти только в Боге.

Искренности этих мыслей и чувств определяют подвижники, у которых есть обостренное понятие "трезвомыслия". У них со временем вырабатывается особый навык остро ощущать правду, отличать ее ото лжи. Так как стать святым очень непросто, в религии с особым уважением и почитанием относятся к тем людям, которые удостоились этого звания.

Может ли разбойник быть святым?

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, в последнее время стал обсуждаться все чаще после того, как в 2000 году Русская православная церковь приняла решение о канонизации семьи последнего русского императора, в том числе и самого Николая II. После этого многие стали задаваться вопросами, как святые стали святыми, могут ли ими становиться люди, виновные в смертях и убийствах.

Есть примеры, когда святым становится лихой человек и в самой Библии. Например, разбойник, который висел на кресте рядом с Иисусом Христом. В церкви это объясняют тем, что этот человек прошел через покаяние, он исповедался, а затем безропотно терпел все страдания. Хоть все эти события и вместились всего в несколько часов, но в духовном плане оказались настолько масштабны, что даже разбойник получил прощение и вечное блаженство.

Главные же претензии к Николаю II заключаются в том, что он дал разрешение на расстрел мирной демонстрации в 1905 году, это событие вошло в российскую историю как Кровавое воскресенье. В Русской православной церкви не согласны с подобной трактовкой, подчеркивая, что сам император не отдавал приказа о расстреле демонстрации рабочих. Это придумали позже большевики, это был один из популярных мифов советской власти, очерняющий предыдущее руководство.

Вообще, придание Николаю II и его семье чина святых никак не связано с государственной деятельностью самого русского царя. Как правило, в ней вообще не может быть оснований для наделения человека статусом святого.

Николай II получил этот статус, потому что страдал в заключении, до конца нес свой крест и принял мученическую смерть от рук палачей. Правда, умирал император не за Христа, обычно по таким причинам человека канонизируют, тогда ни у кого не возникает вопросов, почему святые стали святыми. В случае с Николаем II ситуация была иной, в церкви по этому поводу жаркие споры велись не один год. У этого решения было немало противников внутри Русской православной церкви. Поэтому было решено осуществить их канонизацию не в статусе мучеников, а страстотерпцев. Это те, кто понес безвинные страдания и смерть, в православии такие люди тоже становятся святыми. Теперь вам должно быть ясно, как Николай стал святым.

При этом не все безвинно убиенные люди могут рассчитывать, что в будущем их канонизируют. В случае с императорской семьей достоверно известно, что они вели благочестивую церковную жизнь, регулярно ходили на исповедь, на основании их дневниковых записей можно узнать, что христианские качества, например смирение, они проявляли до самого конца.

Кто принимает решение о канонизации

Людей, которые стали святыми, как утверждают сами священники, определяет Бог. Чтобы у оставшихся людей не осталось никаких сомнений, он посылает знак в виде чуда. Святость человека в большинстве случаев очевидна еще при его жизни.

Святой творит чудеса при помощи молитв, предвидит будущее, имеет способность исцелять людей. На основании чудес рождается особое почитание, которое к этому человеку испытывают окружающие его люди. Поэтому у них не возникает вопросов, почему святые стали святыми. Для большинства святость человека явно заметна еще при его жизни.

К нему постоянно приходят люди за советом и поддержкой, обращаются за помощью. Спустя какое-то время после его смерти архиерей, к епархии которого относился этот подвижник, поручает составить его жизнеописание. Тщательно собираются все свидетельства о совершенных им чудесах, а также благодатной помощи, которую он оказывал ближним. Важно выяснить, реальны ли все произошедшие чудеса, не было ли это ложным почитанием. Вот как святые стали святыми.

Ложные святые

Случаи ложного почитания в этом мире встречаются не так уж и редко. Один из ярких примеров последних лет - обсуждение возможной канонизации болгарской предсказательницы Ванги. В РПЦ убеждены - это один из образцов ложного почитания человека при жизни.

Хоть и утверждается, что она творила чудеса, но священникам это мало. Ведь чудеса бывают не только от Бога, но и от дьявола. К тому же в Русской православной церкви чаще всего прославляли подвижников на основании чудес, которые случались после их смерти, а не при жизни. Как правило, это происходило, когда божественная благодать начинала действовать в результате молитв, обращенных к нему, или через его мощи. Бывало, когда мощи выставляли в храме, а ничего не происходило, тогда решение о канонизации такого человека откладывалось до тех пор, пока Бог однозначно утвердительно не выскажется о святости этого человека.

На каком основании человека признают святым?

Для того чтобы разобраться, как человек становится святым, необходимо также понять принцип работы комиссии при Русской православной церкви, которая и принимает это решение.

Для этого священники тщательно работают с документами и архивами, изучают воспоминания, которые остались об этом человеке, устанавливают их подлинность, анализируют периодику.

Сам процесс канонизации сравнивается с тщательным и скрупулезным исследованием. Необходимо изучить большой объем документов, которые свидетельствуют о почитании праведника, о его молитвенной помощи, чудесах и заступничестве. Если речь идет о новомучениках, тщательно изучаются следственные дела, так как многие из них приняли страдания за веру от советской власти. Собранные комиссией материалы направляются в Синодальную комиссию по канонизации за подписью правящего архиерея. Организуется дискуссия, по результатам которой материалы либо отклоняют, либо отправляют на доработку, если члены комиссии приходят к выводу, что данных для вынесения решения недостаточно, либо начинают процедуру по принятию окончательного решения о прославлении святого.

Кто входит в комиссию по канонизации?

Состав Синодальной комиссии по канонизации время от времени меняется, кто-то из нее выходит, появляются новые люди. В данный момент в нее входят около 15 человек. Нередко по отдельным вопросам комиссия принимает решение о привлечении сторонних специалистов, чтобы они помогли разобраться в каких-то нюансах. Главное, все члены комиссии назначаются решением Священного Синода.

Среди них исследователи, ученые, преподаватели, которые изучают вопрос, достоин ли человек звания святого, и дают свою аргументированную экспертную оценку. В их числе также епископы, церковные администраторы, в задачи которых входит тщательное соблюдение Священного Предания.

Комиссия собирается несколько раз в год, как правило, от трех до пяти раз. Особенно напряженно велась работа в 2000-е годы, когда стали открывать архивы, скрытые десятилетиями от общественности. В то время приходилось рассматривать сотни вопросов, сейчас обращений и кандидатов в разы меньше.

При этом мнение, что Русская православная церковь причисляет к лику святых в последнее время всех подряд, ошибочно, настаивают в РПЦ. Комиссия по канонизации довольно часто отказывает из-за несоответствия критериям канонизации либо из-за нехватки или низкого уровня подготовленности материалов. Не существует определенного времени, которое может занять канонизация. Это может продолжаться от нескольких лет до столетий, жестких и конкретных сроков здесь быть не может. Так что, когда вы задумываетесь, что хотите стать святой, будьте готовы, что это процесс может сильно растянуться во времени после вашей смерти. К тому же желание при жизни получить чин святого не поощряется церковью, это гордыня, которая относится к одному из грехов, неподобающих святому человеку. Будьте уверены, что никто из причисленных ныне к не мечтал при жизни о посмертной канонизации. Благодетельные дела совершались с другой целью, именно поэтому так стали цениться после их смерти.

Может ли быть святым не православный?

Как стать святым человеком, если ты не веришь в Бога, возможно ли это, достаточно ли для канонизации творить добро и жить благочестиво? На этот вопрос, который сегодня волнует многих, церковь отвечает, что следует различать служение материальной и духовной сферам.

Всех мудрых правителей, отважных полководцев, меценатов и благотворителей, которые помогали сотням людей, философов и писателей, которые учили добру и справедливости, почитают и ценят за их выдающиеся таланты, но стоит понимать, что все они относятся к области земного бытия. Их помнят, называют в их честь улицы и города, ставят памятники.

Но всякое служение материальной сфере временно и рано или поздно проходит. С помощью святых Церковь прославляет Бога и его деяния в этом мире. В делах людей, которых канонизировали, наблюдаются бесспорные дарования, источниками для которых становились Бог и вера. Они давали возможность устоять перед любыми испытаниями, приводили к смирению, презрению всего земного, самоуничтожению, отказу от богатства, человеческой славы, комфорта и даже порой собственной жизни. Так что служение материальной и духовной сферам совершенно разные вещи, которые ни в коем случае нельзя смешивать.

Поэтому канонизация - это признание того, что человек прожил праведную жизнь с Богом заодно, а теперь он сам становится примером и образцом для подражания для многих последователей. Только точно следуя учению Церкви, святые стали святые. В храмах по всему миру их теперь почитают и превозносят.

Первые святые

Первыми русскими святыми стали братья Борис и Глеб. Это русские князья, которые были сыновьями киевского князя Владимира Святославича. По официальной версии, подтвержденной большинством историков, они погибли в междоусобной войне, которая началась в 1015 году после смерти их отца. С целью ликвидировать любых конкурентов, которые могли помешать ему стать полновластным правителем, их убил старший брат Святополк, который позже получил прозвище Окаянный.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали как страстотерпцев, сделав покровителями Русской земли. Единого мнения, когда это произошло, нет. По самой распространенной версии, к лику святых их причислили после перенесения мощей в новую каменную церковь. Согласно летописям, эта торжественная церемония состоялась в 1072 году, ее инициаторами стали дети Ярослава Мудрого Святослав, Изяслав и Всеволод, а также киевский митрополит Георгий. Для братьев сразу установили общецерковное почитание, сделав патронами Русской земли. Теперь вам известно, кто стал первым русским святым.

Согласно канонической версии, первым был убит Борис. Его призвали в Киев, когда заболел князь Владимир. Однако вскоре стало известно о вторжении печенегов, и отец отправил его отражать набег. Борис печенегов так и не встретил, на обратном пути остановился на реке Альте. Тут он и узнал о смерти отца и воцарении Святополка. Верная ему дружина предложила идти на Киев, но Борис не захотел нарушать святость родства, отверг этот вариант. После этого дружинники покинули его, оставив только с несколькими приближенными.

Святополк отправил вышегородских бояр убить Бориса, так как тот был опасным соперником, ему симпатизировали дружина и народ. К шатру на Альте те добрались 24 июля. Когда князь лег спать, убийцы ворвались в шатер и закололи его копьями.

Расправившись с Борисом, Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот будет мстить, так как был его единоутробным братом. Остановившись под Смоленском, Глеб узнал от еще одного брата, Ярослава, о смерти отца, воцарении Святополка и убийстве Бориса. Ярослав настоятельно не советовал ему ехать в Киев, опасаясь за его жизнь.

Юный князь стал молиться о брате и отце со слезами на глазах. В этот момент к нему явились люди, подосланные Святополком. Глеба убили 5 сентября 1015 года, его похоронили там же, на берегу Днепра возле Смоленска. Только в 1019 году, когда Киев занял Ярослав, тело князя удалось отыскать и перевезти в Вышгород, чтобы похоронить вместе с Борисом. Вот кто стал первыми святыми.

Антоний Карейский

Среди православных святых немало особенных личностей, например Антоний Карейский. Это пример грешника, ставшего святым.

Святой Антоний, получивший при рождении имя Онуфрия, появился на свет во второй половине XV века на Волыни. Родители воспитывали его в благочестии, но, когда он стал отроком, начал вести разгульную жизнь. Тогда он и не думал, как стать святым. Онуфрий занимался грабежами и разбоями, даже совершил убийство.

Но после этого его совесть пробудилась. Он начал каяться, отрекся от богатства и семьи, которую имел, поступил в Благовещенский Супрасльский монастырь, находившийся в окрестностях Белостока. Только воспоминания о совершенном преступлении не давали ему покоя.

Он решил пойти по пути новомучеников, которые засвидетельствовали свою веру в землях, захваченных турками. Он решил идти этим путем, чтобы освободить себя от вины. Его советовал Онуфрию продолжать аскетические подвиги, опасаясь, что он не выдержит мучений, но тот был непреклонен. Наконец его постригли в монахи под именем Антоний и отправили на Афон, чтобы выяснить мнение отцов.

Старцы ему посоветовали затвориться от окружающего мира, соблюдать строгий пост и постоянно молиться. Антоний последовал этому совету, сильно продвинувшись в духовном подвижничестве. Однажды он узнал историю серба Иоанна, которого 11 месяцев подвергали пыткам, стремление к мученичеству вновь им овладело.

Антоний отправился в Фессалонику, вошел в церковь, переделанную в мечеть, открыто стал молиться и креститься. Турки немедленно его схватили и избили. Местный наместник города приказал высечь святого и посадить в тюрьму без еды. Узнав через десять дней, что тот все еще жив, паша приказал обратить его в ислам. Антоний отверг религию Мухаммеда, связав ее с войной и насилием. Паша направил его к судье, но тот посчитал обвиняемого недостаточно виновным для вынесения смертного приговора.

Тогда паша предпринял еще одну попытку обратить его в христианство, а потерпев неудачу, приказал предать сожжению. Антоний спокойно отправился к месту казни, невзирая на предложения о помощи и спасении. Он плюнул в палачей, один из них ударил святого железной палкой по голове, а после его бросили в раскаленную печь.

Когда тело мученика сгорело дотла, турки развеяли его прах по ветру, чтобы христиане, даже сильно желая этого, не могли его собрать.

Среди святых немало женщин. В 1881 году в крестьянской семье в Тульской губернии появилась на свет Матрона Никонова. От рождения она была незрячей, у девочки не было глазных яблок.

С 8 лет Матрона имела глубокую веру, у нее появилась способность исцелять страждущих и предсказывать будущее. В 17-летнем возрасте у нее отнялись ноги.

После революции она с подругой отправилась в Москву. Принимала в день до 40 человек, давая им советы и исцеляя. Еще при жизни ее стали почитать монахи Троице-Сергиевой лавры. Вот почему Матрона стала святой.

Существует легенда, что она встречалась со Сталиным, после того как немцы появились под Москвой, и предсказала победу в Великой Отечественной войне. В каноническом житии святой эта встреча не описывается. Матрона умерла в 1952 году.

От попросить до помолиться: о наших отношениях со святыми рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.


Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому – о хорошем урожае огурцов,– не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.
Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.
Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий – это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они – входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание – из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя – а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?
Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли – в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.
Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. Преподобный Паисий Святогорец приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило – и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство – и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.
К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине святителя Николая Чудотворца или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,– просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?


Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле – были у святой блаженной Матроны, в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны – огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию – помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога – нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого – желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен