Танцевальные конкурсы для детского праздника. Подвижные игры и игровые танцы для детей дошкольного возраста

Методическая разработка по теме:

Игры,

как элемент игровой технологии на занятиях по хореографии.

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.

РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна.

Помимо основных функций:

1. развивающей,

2. обучающей,

3. воспитывающей

в любой игре может быть реализован комплекс функций:

4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты),

5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение),

6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает),

7. коммуникативной (являющейся средством общения),

8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей),

9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения),

10. терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека).

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.

Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: они нивелируют отрицательные факторы , влияющие на снижение эффективности обучения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению:

1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность , так как каждая игровая ситуация общения обучающегося со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества;

2. формирует интеллектуальную готовность через игры, направленные на развитие психических процессов.

Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Образовательная деятельность и игра;

Творческая деятельность и игра;

Повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.

Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.

Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы обучающихся на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению обучающимся навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в творчестве, во всей жизнедеятельности.

С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.

С помощью подвижных игр обучающийся овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.

Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.

Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения.

Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как учитель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.

Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.

Музыка здесь - не самоцель, а средство для развития ребенка, залог его будущего всестороннего развития , залог его успешной адаптации в любом коллективе, залог счастливой жизни .

Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию детей

(по Н. Л. Кряжевой)

«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как:

    осенняя туча;

    рассерженный человек;

    злая волшебница.

Улыбнуться, как:

    кот на солнце;

    само солнце;

    как Буратино;

    как хитрая лиса;

    как радостный человек;

    как будто он увидел чудо.

Позлиться, как:

    ребенок, у которого отняли мороженое;

    два барана на мосту;

    как человек, которого ударили.

Испугаться, как:

    ребенок, потерявшийся в лесу;

    заяц, увидевший волка;

    котенок, на которого лает собака.

Устать, как:

    папа после работы;

    человек, поднявший большой груз;

    муравей, притащивший большую муху. ...отдохнуть, как:

    турист, снявший тяжелый рюкзак;

    ребенок, который много трудился, помогая маме;

    как уставший воин после победы.

Колечко (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

«Танец пяти движений»

(по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

1. «Течение воды».

Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. Выполняются в течение одной минуты.

2. «Переход через чащу».

Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. Выполняются в течение одной минуты.

3. «Сломанная кукла».

Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Выполняются в течение одной минуты.

4. « Полет бабочек ».

Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Выполняются в течение одной минуты.

5. «Покой».

Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, «слушая свое тело». Выполняются в течение одной минуты.

Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

«Джаз тела» (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемте, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

«Танец огня» (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две", три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

«Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый и второй». Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: поочереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

«Лес» (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите, как ваше растение реагирует на:

    тихий, нежный ветерок;

    сильный, холодный ветер;

    ураган;

    мелкий грибной дождик;

    ливень;

    сильную жару;

    ласковое солнце;

    ночь;

    град;

    заморозки».

Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

    пиление дров;

    греблю в лодке;

    перемотку ниток;

    перетягивание каната;

    передачу хрустального стакана;

    парный танец.

«Огонь-лед» (для детей с 4 лет)

По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой Их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Этюды на расслабление мышц (по М.И. Чистяковой)

«Штанга» (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

«Каждый спит» (для детей 5-6 лет)

В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. В. А. Жуковский

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

«Сосулька» (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет.

В. Селиверстов

Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой. Во время произнесения третьей и четвертой строчек необходимо уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-Болтай» (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне.

С. Маршак

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

«Спящий котенок» (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

«Конкурс лентяев» (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Одни ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».

ЛАРИСА РАЗДРОКИНА

Танцевальные игры для детского лагеря, детской площадки, развлечения для детей

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участни¬ки садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий си¬дит в центре зала и показывает разные движения для всех час¬тей тела, давая установку:
- «смотрим по сторонам» (упражнение для головы);
- «удивляемся» (упражнение для плеч);
- «ловим комара» (хлопок под коленом);
- «притаптываем землю» (притопы) и т. д.
Игра проводится обычно в начале занятия и является час¬тью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Ведущий дает команды:
- построиться в колонну, шеренгу, диагональ;
- сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;
- сделать два круга - круг в круге;
- встать по парам, тройкам и т. д.
Таким образом, группа «трансформируется», принимая раз¬личные фигуры и положения. При этом можно усложнить зада¬ние и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, коша¬чьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на¬пример, на счет до пяти; до десяти).
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопо¬ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Расположение участников на площадке: схемы 29, 3, 30. 42.13.
Игра 3. «ЦЕПОЧКА»
Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, на¬крест; за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства-. «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и вза¬имодействия в группе.
Музыка: любая ритмичная {можно «диско»), темп умерен¬но-средний.

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Участники располагаются по всему залу в хаотичном по¬рядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:
1-й вариант- в разных позах, представляя собой скульп-
2-й вариант ~ с улыбкой на лице.
Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз).
Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».
Цель; снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.
Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается - каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож-дение в контакт; развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная. темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8, 1 3.
Игра 6. «ЭНЕРГИЧНАЯ ПАРОЧКА»
Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:
- держась правыми руками;
- взявшись под руку;
- положив руки друг другу на плечи (на талию);
- взявшись двумя руками - лицом друг к другу (спиной друг
к Другу).
При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способ¬ность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные национальные мелодии).
Расположение участников на площадке: схема 13.

Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, ко¬торый имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворо¬том и т. д.).
На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя меж¬ду собой. Пока одни танцуют - другие наблюдают, и наоборот.
Игра обычно проводится после активного тренинга.
Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Музыка: спокойная, медленная (например, инструменталь¬ные композиции В. Зинчука или джазовые композиции).
Расположение участников на площадке: схемы 8. 27, 28.

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Участники располагаются по всей площадке, принимая ста¬тичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки).
Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочеред¬но дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.
Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление инди¬видуальности. ч
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож ность самовыражения; развить умение импровизировать.
Музыка: вальс (например, вальсы И. Штрауса), темп сред ний или умеренно-быстрый.
Реквизит: «волшебная палочка».
Расположение участников на площадке: схема 16,17.

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Участники строятся колонной и двигаются змейкой. Сто ящий во главе колонны (командир отряда) показывает при это|* какое-то движение, остальные повторяют.
Затем «командир отряда» уходит в конец колонны и егс место занимает следующий участник. И гра продолжается до те> пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участ ник должен стараться не повторяться в движениях, придумы вать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, веду щий приходит на помощь.
Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: любая танцевальная (например, «диско», «поп» «латина»),темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схема 7.

Игра 10. «СОН»

Участники располагаются на стульях в удобном положена или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.
7-и вариант: ведущий дает тему сновидения (например «весна», «осень», «поход», «космос», «море», «облако» и т. д.) v участники под музыку отдаются своим фантазиям.
2-й вариант: ведущий говорит за ранее за готовленный текс на фоне музыки (см. Приложение № 2).
На втором этапе все делятся своими сновидениями.
Игра обычно проводится в конце занятия.
Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.
Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)
Расположение участников на площадке: схемы 5, 8.

Игра 11. «ТАНЦУЮТ ВСЕ»

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Веду¬щий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. - участники импрови¬зируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.
Игра обычно проводится в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема I.
Игра 12. «ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»
Участники образуют круг и. взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавлива¬ется напротив любого из участников (в этот момент круг тоже пре-кращаетдвижение). делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.
Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричаст¬ности, принадлежности; побудить к вступлению в межличност¬ные отношения.
Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный.
Реквизит: платочек.
Расположение участников на площадке: схема 39.

Игра 13. «РЕВЕРАНСЫ»

В игре воссоздается атмосфера бала.
1-й вариант,
Участники медленным, степенным шагом двигаются по пло¬щадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком голо¬вы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза - сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).
2-й вариант,
Группа выстраивается в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит едольучастников. каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверан¬се, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.
Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать сдвижением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: менуэт, вальс или другая, темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схемы 8, 41.

Игра 14. «РАЗРЕШИТЕ ПРИГЛАСИТЬ»

Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участ¬ников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площад¬ке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный про¬цесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движе¬ния того, кто его пригласил.
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт, дать возможность экспериментировать с дви¬жением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: разные стили и жанры (например: чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 4.12,13.

Игра 15. «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, наде¬вает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним мес¬тами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, рас¬ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, твист), темп уме-ренный.
Реквизит: шляпа.
Расположение участников на площадке: схема 14.

Игра 16. «СОЛО С ГИТАРОЙ»

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, вы¬ражая в танце свои чувства, затем передает гитару любому участ-нику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем-либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается апло¬дисментами.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: диско, поп. рок и другая (например, композиции «Бони-М»),темп быстрый.
Реквизит: в качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона.
Расположение участников на площадке: схема 3. 2.

Игра 17. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РИНГ»

Участники делятся на две группы, каждая из которых по¬очередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (ме¬няются стилями), и игра повторяется.
Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, рас-ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.
Расположение участников на площадке: схема 22.

Игра 18. «МАТРОСЫ»

Игра построена на основных движениях танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1-й этап. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
- «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);
- «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изобра¬жают бинокль):
- «тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» - переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат):
- «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице):
- «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз (упражне¬ние «releve» по VI поз.), правая рука к виску) и др.
2-й этап. Ведущий вразброс дает команды, участники са¬мостоятельно выполняют.
Игра проводится обычно в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Музыка: танец «Яблочко», темп умеренно-быстрый. Расположение участников на площадке: схема 21.

Игра 19. «ПРОГУЛКА»

Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизи¬руя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движе¬ния (например, сделать круг по площадке или дойти до сто¬ящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на преды¬дущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в ко¬лонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с ко¬торым работают участники.
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож-ность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, инструменталь¬ная ритмичная музыка, поп. вальс).
Реквизит: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа.
Расположение участников на площадке: схемы 36,35.

Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»

Ведущий просит участников включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое - море, а каждый из них - волна.
1-й вариант. Все становятся в круг и берутся за руки. По ко-манде «штиль» все участники медленно и спокойно покачивают¬ся, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачивают¬ся более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но уча-стники строятся в две или три линии.
Цель: развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, анализировать отношения.
Музыка: инструментальная со звуками моря, ветра и т. д.; чередование контрастных темпов и динамических оттенков. Расположение участников на площадке: схемы 3, 21.

Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»

Все становятся в круг и имитируют стили плавания, слегка приседая: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Смена стиля про¬исходит по команде ведущего. По сигналу «ныряем» все хаотич-но перемещаются, изображая подводное плавание (руки вытя¬нуты вперед, ладони соединены и двигаются змейкой; ноги выполняют мелкий семенящий шаг). Игра повторяется 2-3 раза.
Цель: помочь самоосознанию и самопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: любая ритмичная (можно шлягеры о море), темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схемы 3,8.

Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Все участники хаотично двигаются в пространстве (без му¬зыкального сопровождения). Ведущий говорит: «Море волнует¬ся раз. море волнуется два, море волнуется три - фигура меду¬зы (русалки, акулы, дельфина) замри». Все замирают в разных позах. Звучит музыка. Заранее выбранный Нептун подходит к любому участнику и вступает с ним в танцевальное взаимодей¬ствие, показывая любые движения, которые нужно «отзерка¬лить». После остановки музыки участники меняются ролями. Игра продолжается с новым Нептуном. Каждый раз ведущий называет новую фигуру. Игра может повторяться, пока все не побывают в роли Нептуна.
Цель: стимулировать активность и инициативу в установле¬нии отношений с другим человеком, помочь взаимопониманию.
Музыка: разные направления и стили (например, «меду¬зы» - джаз, «русалки» - восточные мелодии, «акулы» - тяже¬лый рок). Темп разный.
Расположение участников на площадке: схема 18.
41

Л. Раздрокина
Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»
Все образуют два круга - внешний и внутренний. Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается - движение прекращается, стоящие напро¬тив партнеры здороваются рукопожатием. Повторяется 7-10 раз.
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт.
Музыка: любая ритмичная, энергичная (например, полька или диско). Темп умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 37,38.

Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

Все становятся в круг.
1-й этап. Ведущий показывает базовые движения афри¬канских танцев, участники пытаются повторить.
2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.
Музыка: афро-джаз. Темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 3.2.

Игра 25. «ПАРУСА»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.
1-й этап. По команде ведущегшо «поднять паруса» все под-нимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2-й этап. По команде «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3-й этап. По команде «попутный ветер» - группа двигает¬ся вперед, сохраняя форму клина корабля.
4-й этап. По команде «полный штиль» все останавливаются. Повторить 3-4 раза.
Цель: восстановить дыхание, снизить эмоциональное воз¬буждение, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная, инструментальная. Темп медленный.
Расположение участников на площадке: схема 19.
Игра 26. «ВСАДНИКИ»
Группа образует круг, в центре которого стоит стул («конь»). Каждый участник по очереди импровизирует, сидя на стуле, изображая всадника-наездника (включая в диапазон движений различные несложные трюки: езда стоя, полулежа, на боку, спи¬ной по направлению движения и т. д.).
Игра продолжается, пока все не побывают всадниками.
Цель: осознать свои экспрессивные возможности, стиму¬лировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, дать возможность экспериментировать с движением.
Музыка: в стиле «кантри» или «лезгинка», темп быстрый.
Реквизит: стул.

Игра 27. «ГЛАЗКИ, ГУБКИ, ЩЕЧКИ» (или «мимическая гимнастика»)
Участники располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица - по команде ведущего:
- «танцуют глазки» - участники:

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучива¬
ют») глаза:

- «танцуют губки» - участники:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поце-луйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

- «танцуют щечки» - участники:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладоня¬
ми, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воз¬
дух туда-обратно.

Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра про¬водится обычно в начале занятия и может являться частью рит-мической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «дис¬ко»), темп средний.
Расположение участников на площадке: схема 1.

Игра 28. «СОСУЛЬКИ»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке, изобра¬жая сосульки. Исходное положение: стойка смирно.
/-й этап:«Весна - сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает мед¬ленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «со¬сульки» не растают.
2-й этап: «Зима - сосульки замерзают». Участники одно¬временно очень медленно встают и принимают исходное поло-жение - стойку смирно.

Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный. Расположение участников на площадке: схема 15.

Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

Все сидят на стульях, расположенных полукругом. В короб¬ке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения группы (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и рек¬визит. Участники по очереди выбирают что-либо из предложен¬ных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.
Ведущий должен заранее продумать возможные вариан¬ты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фо¬нограммы.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характе¬ра (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд).
Реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф, веер, боа. дудоч¬ка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др.

Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»

1-й вариант: участники хаотично располагаются на пло¬щадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.
2-й вариант: участники располагаются по кругу и изобра¬жают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу им¬пульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в волейбол.
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать воз-можность самопонимания и самоосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаи¬модействие.
Музыка: спокойная, «космическая» (например, композиции группы «Space»), темп медленный.
Расположение участников на площадке: схемы 8.5.

Игра 31. «ВОКРУГ СВЕТА»

Участники образуют круг и двигаются против часовой стрел¬ки - «путешествуют вокруг света». При этом национальные ме¬лодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участ¬ники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи - при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему - при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со все¬ми в кругу, может подсказывать базовые движения нацио¬нальных танцев, а также делать комментарий по ходу игры.
Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, расширить экспрессивный репертуар.
Музыка: национальные мелодии разных стран в современ¬ной обработке (например, «ламбада», «лезгинка», «сиртаки». «лет¬ка-енка», а также восточные, африканские, еврейские и другие мелодии; в заключение «путешествия» - русский хоровод).
Расположение участников на площадке: схема 6.

Игра 32. «ШЛЯПНАЯ ЭСТАФЕТА»

Участники образуют широкий круг и двигаются в ритме музыки.
1-й вариант: ведущий надевает шляпу себе на голову и де¬лает несколько танцевальных движений, поворачиваясь вокруг своей оси. Затем передает шляпу стоящему рядом участнику, который в свободной импровизации проделывает то же самое и передает эстафету следующему игроку. Эстафета продолжает¬ся по кругу до тех пор. пока шляпа не вернется к ведущему.
2-й вариант: ведущий пересекает круг в любом направле¬нии (импровизируя при этом) и надевает шляпу на голову кому-либо из участников, меняясь с ним местами. Принявший эста¬фету повторяет действие ведущего, используя свою лексику танцевальных движений, и в игру включается следующий участ¬ник. И так. пока каждый член группы не побывает в шляпе.
Цель: развить умение импровизировать, исследовать вза¬имное принятие друг друга, вхождение в контакт, стимулировать развитие межличностных отношений в группе.
Музыка: любая ритмичная, темпераментная (например, «чарльстон», «твист», «диско» или др.). Темп умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 5,40.

Игра 33. «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке. По коман¬де ведущего:
- «холодно» - все члены группы, изображая дрожь в теле, плотно прижимаются друг к другу, концентрируясь в одной точ¬ке зала:
- «жарко» - все хаотично перемещаются по площадке в свободной импровизации «млея от жары».
Ведущий делает комментарий, красноречиво описывая со-стояние погоды. Упражнение повторяется 5-6 раз.
Цель: снять внутренний зажим, помочь ориентации в про¬странстве, развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, актуализировать отношения.
Музыка: контрастная - чередование разных по ритму и тем¬пу стилей (например, рок-н-ролл и джаз): возможно использо¬вание шлягеров на тему зимы и лета.
Расположение участников на площадке: схемы 20,8.

Игра 34. «ПЕРЕПРАВА»

Участники располагаются на одной стороне площадки. За¬дача: переправиться на другую сторону по одному человеку.
Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свой танцевально-экспрессивный ре¬пертуар (в том числе различный танцевальный шаг. прыжки, под-скоки, повороты, несложные трюки и т. д.).
После того, как все члены группы оказались на другой сто¬роне площадки, упражнение повторяется еще раз под другую музыку. При этом нужно снова не повторять движения преды¬дущих участников. В случае затруднения ведущий может ока¬зать помощь игрокам.
Цель: осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовы¬ражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу (например, «бары¬ня» и «вальс», «рэп» и «латина» или др.).
Расположение участников на площадке: схема 33.

Игра 35. «ШАПКА-НЕВИДИМКА»

(В данной игре «шапка-невидимка» действует наоборот: тот. кто ее надевает, ничего вокруг не видит.)
Все становятся в круг. Один из участников выходит в центр, надевает «шапку-невидимку», закрывает глаза и импровизирует в пространстве, руководствуясь своими внутренними ощущени¬ями. Остальные наблюдают. Во время музыкальной паузы солист открывает глаза и тому, с кем первым встретится взглядом, пере¬дает «шапку-невидимку», меняясь с ним местами. Следующий участник повторяет все сначала, аутентично двигаясь на площад¬ке. Игра может продолжаться, пока все не побывают в кругу.
Цель: исследовать возможность ориентации в пространстве, развить танцевально-экспрессивный репертуар, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: спокойная инструментальная (например, компози¬ции оркестра П. Мориа).темп медленный или умеренный.
Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 36. «ПЕРЕПЛЯС»

Участники делятся на две группы, которые располагаются в хаотичном порядке на разных сторонах площадки.
На первом этапе: по одному представителю от группы вы¬ходят на середину и соревнуются в мастерстве импровизации: кто кого перетанцует. По сигналу ведущего солисты под апло¬дисменты возвращаются к своей группе, их место занимают следующие участники. Перепляс продолжается до тех пор. пока каждый член группы не примет в нем участие.
На втором этапе: музыка меняется, группы полным составом поочередно импровизируют на площадке, при этом участники вступают во взаимодействие между собой, стараясь переплясать соперников: групповые импровизации повторяются 3-4 раза.
Цель: дать возможность экспериментировать с движением, стимулировать общение в парах, развить групповую поддерж¬ку, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили и жанры (например, «барыня», «ла-тина», «рок-н-ролл», «лезгинка», «казачок», «брейк» и др.). Темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 34.22.

Игра 37. «ТОРТ-МОРОЖЕНОЕ»

Участники образуют круг или два круга (один в другом), бе¬рутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой торт.
На первом этапе «торт-мороженое» тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.
На втором этапе происходит обратный процесс - «торт-мо-роженое» замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук. и принима¬ют исходное положение.
Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после ак¬тивных упражнений.
Цель: снять внутренний зажим, снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, развить взаимопонимание и умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный.
Расположение участников на площадке: схемы 3.42.

Игра 38. «ВИДЕОПЛЕНКА»

Группа представляет собой видеопленку, на которой запи¬сано столпотворение людей на площади. Ведущий - это пульт управления. По сигналу:
- «пуск» - участники хаотично перемещаются в простран¬стве в среднем темпе;
- «перемотка вперед» - темп перемещения быстрый, при этом нужно стараться не сталкиваться друг с другом и заполнять все пространство, равномерно распределяясь на площадке;
- «стоп» - все останавливаются и замирают на месте;
- «перемотка назад» - темп движения быстрый, но пере-мещение происходит спиной назад (ведущий должен следить за каждым участником и контролировать ситуацию, не допус¬кая падений и столкновений; этот этап игры не должен быть про¬должительным).
Ведущий несколько раз вразброс подает разные сигналы.
Упражнение можно усложнить, дав задание двигаться ка¬ким-либо танцевальным шагом, согласно выбранному музыкаль-ному сопровождению.
Цель: помочь ориентации в пространстве, развить способ-ность взаимопонимания и взаимодействия.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения можно использовать ритм или заранее заготовленную фонограмму, состоящую из различных по темпу и продолжительности музы¬кальных отрывков (согласно этапам игры), записанных несколь¬ко раз в разной последовательности.
Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 39. «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»

Группа образует круг. Один из участников выходит в центр и импровизирует под музыку, затем посылает воздушный поце¬луй любому члену группы. Тот, кому был адресован поцелуй, ло¬вит его. занимает место солиста в центре круга и продолжает импровизацию.
Игра может продолжаться, пока все не получат хотя бы по одному воздушному поцелую.
Цель: развить танцевально-экспрессивный репертуар, ис¬следовать взаимное принятие друг друга.
Музыка: лирическая инструментальная (например, вальсы И. Штрауса или композиции И. Крутого). Темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 40. «ЗАГОРАЕМ»

Все ложатся на пол на коврики и ««загорают» в разных по-ложениях. По команде ведущего:
- «загораем на животе»-участники ложатся на живот: руки подпирают подбородок, голова делает наклоны вправо-влево, ноги поочередно сгибаются в коленях, доставая пяткой ягодицы:
- «загораем на спине» - участники переворачиваются на спину: руки под голову, одна нога подтягивается к себе, сгиба¬ясь в колене, стопа другой ноги кладется на колено первой, от¬бивая ритм музыки;
- «загораем на боку» - участники переворачиваются на бок: одна рука подпирает голову, другая опирается о пол перед грудью; верхняя нога как маятник касается носком до пола то спереди, то сзади, «перепрыгивая» через другую ногу.
Упражнение повторяется 4-5 раз. Игра может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 3.8.

Игра 41. «МИНУТА СЛАВЫ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Участники поочередно импровизируют на площадке, держа в руках таблич¬ку с надписью «минута славы», стараясь максимально раскрыть¬ся. Каждый танец исполняется под разную музыку и по оконча¬нии приветствуется аплодисментами группы. Ведущий делает комментарий, стимулируя участников на проявление их скры¬тых возможностей.
Цель: развить умение импровизировать, исследовать свои танцевально-экспрессивные возможности, стимулировать твор-ческое самовыражение, повысить самооценку.
Музыка: подборка отрывков различных стилей и жанров разного темпа.
Расположение участников на площадке: схема 9.

Игра 42. «ТУСОВКА»

Участники хаотично перемещаются по площадке в ритме музыки, приветствуя проходящих мимо членов группы кивком головы, жестом или прикосновением ладоней рук. По желанию участники в свободной импровизации вступают в танцевальное взаимодействие друг с другом. В процессе «тусовки» несколько раз происходит резкая смена музыкального сопровождения. Участники должны постараться подстроиться под новый ритм и продолжить импровизацию. Ведущий может быть сторонним наблюдателем или полноправным членом «тусовки».
Цель: развить чувство ориентации в пространстве, дать воз-можность экспериментировать с движением, исследовать воз¬можность вхождения в контакт, расширить танцевально-эксп¬рессивный репертуар.
Музыка: подборка разных по стилю, ритму, темпу фрагмен¬тов клубной или дискотечной музыки.
Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 43. «ПОКАЗ МОД»

Участники делятся на две группы, каждая из которых пред¬ставляет свой «Дом моделей». Группы выстраиваются в форме шеренги: одна напротив другой. «Дома моделей» поочередно представляют свои варианты коллекции одежды (неважно, во что одеты участники, главное - выразительно представить себя). Дефиле продолжается до тех пор. пока каждая участница (участ-ник)-«модель» не пройдет по подиуму. Всем участникам показа мод после каждого выхода обе группы дарят аплодисменты.
Ведущий дает комментарий походу игры, делая комплимен¬ты всем членам творческого процесса, отмечая эксклюзивность и уникальность каждой «модели» на подиуме.
Цель: исследовать возможность самовыражения, повысить самооценку, развить групповую поддержку.
Музыка: инструментальная ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 31.32.

Игра 44. «ХУДОЖНИКИ»

Игра 45. «КАРУСЕЛЬ»

Упражнение используется для того, чтобы разбить группу на пары. Участники делятся на две группы (мальчики и девочки или разнородные по составу). Каждая группа образует круг - «карусель». В центре каждого круга находится обруч, за кото¬рый все держатся правой рукой. С началом музыки «карусели» начинают вращаться по часовой стрелке, при этом на их стыке участники из разных групп пытаются дотронуться левыми ру¬ками друг до друга. Во время музыкальной паузы те посетители аттракциона, которые в данный момент коснулись друг друга, образуют пару, покидают «карусели» и отходят в сторону.
Игра продолжается, пока все участники не разобьются на пары.
Игру можно усложнить, предложив участникам двигаться определенным шагом, например: бег с захлестом ноги назад, тройной ход с каблука, шаг польки и др.
Цель: развить групповые чувства, побудить к вступлению в межличностные отношения, исследовать взаимное принятие друг друга.
Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп быстрый или умеренно-быстрый.
Реквизит: обручи - 2 шт.
Расположение участников на площадке: схемы 25.26.

Игра 46. «КОСТЕР»

Группа образует круг, все садятся на пол (поджимая коле¬ни или «по-турецки»). Двое участников, у каждого из которых в руках находится красный платок, выходят в центр и, импрови¬зируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра. По сигналу ведущего «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они «поддерживают» костер, стараясь проявить фантазию и сделать свой «танец огня» не похожим на предыдущий.
Игра продолжается, пока все не побывают в кругу.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных сти¬лей и жанров (например. «Танец с саблями» Хачатуряна), темп быстрый или умеренно-быстрый.
Реквизит: легкие газовые платки (или шарфы) красного цвета - 2 шт.
Расположение участников на площадке: схема 11.

Игра 47. «ДИСКОТЕКА»

Участники хаотично располагаются на площадке и самосто-ятельно двигаются в свободной танцевальной импровизации под предложенную темпераментную музыку. В момент смены музыкального сопровождения на медленный темп участники должны постараться быстро найти себе партнера и продолжить танцевать в паре. Чередование быстрых и медленных танцев происходит 5-6 раз. На каждом этапе, образуя пары, необходи¬мо найти себе нового партнера.
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт, сти¬мулировать активность и инициативу в установлении отноше¬ний с другим человеком, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: дискотечная, клубная контрастных стилей и тем¬пов (например, диско и блюз или техно и транс).
Расположение участников на площадке: схемы 8.13.

Игра 48. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Каждый участник по очереди в свободной импровизации делает торжественной походкой круг по площадке, выходит на середину зала и под аплодисменты группы «раскланивается», т. е. делает не¬сколько поклонов-реверансов. Ведущий дает комментарий, сти¬мулируя участников на проявление их скрытых возможностей.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств; повысить самооценку.
Музыка: фанфары или торжественный, энергичный марш. Расположение участников на площадке: схема 10.

Игра 49. «ПЛЕТЕНЬ»

Группа делится пополам и образует две шеренги: одна на-против другой. При этом участники каждой группы переплета¬ют руки крест-накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руку с соседом через одного).
С началом музыки шеренги в сцеплении двигаются навстре¬чу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники об¬разуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкаль¬ной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.
Игру можно провести как конкурс - кто быстрее построит¬ся в шеренгу и переплетет руки.
Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, исследовать возможность вхождения в контакт, сти-мулировать общение в парах.
Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп средний или умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 23,24.

Игра 50. «КАРНАВАЛ»

1-й этап - «Выбор костюма». Группа образует круг и двига-ется на месте в ритме музыки. В центре круга стоит коробка с большим набором карнавальных масок. Один из участников выбирает себе маску и импровизирует в ней. исполняя сольный танец: затем передает эстафету следующему члену группы, ме-няясь с ним местами (не снимая при этом маску, становится в общий круг). Новый солист проделывает то же самое. И так про¬должается, пока все участники не будут в масках.
2-й этап - «Карнавал в разгаре». Участники двигаются в свободной танцевальной импровизации по всей площадке, по желанию вступая во взаимодействие друг с другом.
Ведущий делает комментарий, поощряя участников за их уникальность и неповторимость.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, исследовать возможность взаимодействия в группе.
Музыка: энергичная.темпераментная в стиле «латина» (воз-можно попурри на тему латиноамериканских ритмов), темп уме-ренно-быстрый.
Реквизит: коробка с карнавальными масками.
Расположение участников на площадке: схемы 2,8.

Совместные подвижные игры детей и родителей учат взаимодействовать друг с другом, подстраиваться под темп партнера, способствуют взаимопониманию и доверию, сплоченности.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и в ребенке много нового! Увидите, как увлекают его звуки музыки, как он забывает обо всем и начинает придумывать новые движения, становится собранным.

Необходимо заранее позаботиться о наличии музыки с разными темпами.

Танец – это своего рода язык, помогающий вам и вашему ребенку выражать свои эмоции без слов. Почувствуйте, как расслабляется тело, уходят усталость и напряжение дня.

Существует много игр с повторением движений – это хороводы. Они учат детей делать одинаковые движения в такт, действовать сплоченно.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.


Показываем руками большой шар.

Вдруг шар лопнул: «с-с-с».
Сужаем круг к центру.

Воздух вышел.
Поднимаем ручки вверх.

Стал он тонкий и худой.

Мы не станем горевать.
Качаем головой.

Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!
Показываем ручками, какой стал шарик.

«Шел король по лесу»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Все вместе весело прыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Трясем правой и левой ногой.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Хлопаем в ладоши.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Топаем ногами.

Головкой покачаем.
Качаем головой из стороны в сторону.

Сначала начинаем!
Игра начинается сначала.

«Заинька»

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так походи.
Вот так походи.

Топаем ногами и идем на месте.

Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так покружись.
Вот так покружись.

Кружимся вокруг себя несколько раз.

Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот так топни ножкой,
Вот так топни ножкой.

Топаем.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так попляши,
Вот так попляши.

Танцуем вприсядку.

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так поклонись,
Вот так поклонись.

Кланяемся всем.

Стишки и песенки могут служить основой для хороводов, или их можно изображать и инсценировать, что нравится детям не меньше.

Танец с мишкой
Мама показывает игрушечного мишку, спрашивая: «Кто это?». Можно попросить детей порычать, как мишки. Мишка косолапый просто обожает танцевать. Под музыку мама с медвежонком танцуют, маршируют, приглашая ребят присоединиться, встать с ними в паровозик или в круг, поводить хороводы, подражать всем действиям игрушечного животного.

Запретное движение
Игроки должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, на которое накладывается табу. Вместо этого движения дети должны выполнить какое-то свое. Например, если нельзя прыгать, они могут вместо этого приседать, бегать и т. д.

Танцы по кругу
Ведущий встает в центр круга и выполняет несколько различных танцевальных движений, а ребенок копирует его танец. Через некоторое время ведущий дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр и показывает свой импровизированный танец. Остальные подражают ему.

«Тени» – другая разновидность танцевальной игры с повторением движений.
Один играющий ходит по комнате и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тени, должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

«Танец природы»
Для этой танцевальной игры необходимо подготовить разную музыку, соответствующую характеру изображаемых событий. Выполняя мягкие и плавные движения, изображаем различные природные явления:
Ночной тревожный лес – музыка и движения импульсивные и резкие, быстро меняющиеся.
Вырубка леса. Дети изображают деревья, которые стонут и падают под ударами топора. Движения незаконченные, обрывающиеся.
Полет бабочек. Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
Морской прибой. Звуки, имитирующие шум воды. Дети стоят с закрытыми глазами, покачиваясь вперед и назад, прислушиваясь к своему телу и постепенно успокаиваясь.

Поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Танец с закрытыми глазами
Предложите ребенку потанцевать с закрытыми глазами, выполняя любые движения. Это позволит ему избавиться от стеснения и страха. Меняйте ритм и громкость музыки, страхуйте его от падений и столкновений с предметами.

Неподвижные части тела
Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно только мотать головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме.
Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз.
Далее – движения рук в локтях, потом в кистях.
Следующие движения – бедрами, затем коленями, ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку. К голове и шее добавляем плечи, танцуем. Через какое-то время подключаются руки и т. д.
В конце надо постараться двигаться, используя все части тела одновременно.

«Передай настроение танцем»
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Превращения
Под музыку дети превращаются в разных существ и танцуют, имитируя их характер и поведение.
Например, они могут побывать на празднике морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков.
А потом в птиц, бабочек, стрекоз. Ненадолго станут кузнечиками-попрыгунчиками, которые высоко подпрыгивают, сгибают ножки, лягаются, весело скачут по «полю».
Мама просит ребенка под музыку показать танец гордого и смелого петуха, сердитой гусыни, индюка, распушившего хвост.
Изобразить ласковую кошечку; игривого жеребенка; довольную козочку; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда.
Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

«Зеваки»
Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.
Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Слушай»
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается.
Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего, например:
«Положите правую руку на плечо соседа» – и тотчас же ее выполняют.
Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу.
Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра поможет успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Танец огненных искорок»
Танцующие тесно сжимаются в круг, поднимают руки вверх и постепенно, в такт бодрой музыке опускают их, изображая язычки пламени.
Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (поднимаемся на цыпочки), то ниже (приседаем).
Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (беремся за руки).
Искорки светятся радостью и добром.

«Тропинка – команда – кочки»
Группу детей разбивают на две команды.
При слове «тропинка» ребята должны встать друг за другом в цепочку, положить руки на плечи впередистоящего человека.
При слове «команда» собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх.
А при слове «кочки» сесть на землю, как можно ближе друг к другу. Игра проводится под быструю музыку.

«Танец строителей»
Участники выстраиваются в одну линию.
Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как один передает второму:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.

«На деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор изобразить его обитателей. Он читает текст, а дети под музыку показывают животных.
Раннее утро. Вот, важно и гордо подняв голову, заложив крылья за спину, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает ими мордочку, ушки, приговаривая: «Мяу!».
Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая голову в разные стороны и приветствуя нас: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в лужу на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, удивленно прищуривает глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?».
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо, потом второе и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко».
Все проснулись! С добрым утром!
Дети могут придумывать движения сами.

«В лесу»
Ведущий:
«В нашем лесу растут береза, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, трава, цветы. Выберите сами себе растение или дерево, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите под музыку движениями, как ваш е растение реагирует на разные явления:
подул тихий, нежный ветерок;
сильный холодный ветер;
ураган;
мелкий грибной дождик;
ливень;
очень жарко;
ласковое солнце;
ночь;
град;
заморозки».

Парные движения
Дети разбиваются на пары или выбирают себе в пару одного из родителей.
Им предлагается показать под музыку парные действия:
пиление дров;
греблю в лодке;
перемотку ниток;
перетягивание каната;
передачу хрустального стакана;
парный танец.

«Огонь – лед»
По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде «Лед!» – застывают в какой-либо позе.
Ведущий несколько раз чередует команды.

Но вам все равно хочется дополнительно позаниматься с ним дома? Ваше стремление похвально. Так вы не только продемонстрирует е заинтересованнос ть в делах своего ребенка, но и сможете дополнительно развлечь его и занять на некоторое время. А игры бывают не только веселыми, но и весьма полезными. Будет лучше, если вы соберете друзей ребенка – ведь играть одному скучно. Готовы? Тогда начинаем!

1. «Танцы на стульях». Стулья расставляются по кругу, дети садятся на них. В центре стоит ведущий и показывает простые танцевальные движения под веселую ритмичную музыку. В основном работают голова, плечи, руки, спина. Эта игра – не конкурс. Она может служить отличной разминкой перед остальными танцевальными играми. Если детям понравится, они могут встать со стульев и продолжить выполнять упражнения уже с участием ног: прыжки, притопывания, повороты.

2. Игру с музыкой и стульями знают, пожалуй, все. Смысл игры в том, что подбирается любое количество детей и стульев – но так, чтобы одному ребенку не хватало. Стулья расставляются кругом, включается музыка, дети начинают бегать вокруг. Когда музыка замолкает, дети пытаются занять стул раньше всех. Тот, кому не хватило стула, выбывает. Однако мы предлагаем вам модернизированну ю версию игры. В ней дети должны не бегать, а танцевать вокруг стульев. Следите, чтобы никто не переходил на бег, – нарушители выбывают!

3. «Застывшие фигуры». Для этой игры требуется несколько детей – от трех до десяти, но не слишком много, чтобы легче было уследить за всеми. Подберите веселую и динамичную детскую музыку и принесите проигрыватель. Суть игры в том, что дети танцуют, пока играет музыка. Когда она останавливается – это должно происходить внезапно, — дети принимают любую танцевальную позу и замирают. Выбывает тот, кто пошевелился, засмеялся или не смог удержать равновесие.

4. «Найди друга». Для этой игры нужны только дети, музыка и определенное количество свободного пространства. Дети танцуют под веселую мелодию, передвигаясь по площадке в произвольном порядке. Пересекаясь случайным образом, дети приветствуют друг друга кивком головы. Музыка внезапно обрывается, и каждый ребенок должен найти «друга» — то есть попросту соседнего человека — и поприветствовать его рукопожатием. Тот, кому не хватило «друга», — выбывает. Эта игра отлично развивает реакцию и облегчает социализацию, ведь дети, хоть и в игре, но учатся знакомиться.

5. «Шляпа». Участники разбиваются на пары и танцуют под ритмичную музыку. Ведущий перемещается по залу со шляпой и случайным образом надевает ее на голову одному из участников, после чего меняется с ним местами. Ребенок со шляпой, в свою очередь, начинает ходить по залу и искать, с кем поменяться. Игра заканчивается, когда все побывают «в шляпе». Кстати, шляпу можно заменить на любой предмет, например, участники могут передавать друг другу обычную бутылку.

Танец и музыка дают возможность духовного, физического и эмоционального развития ребенка. И одним из наиболее действенных инструментов развития могут стать танцевальные игры. Они соединяют в себе две важные способности человека – слушать музыку и двигаться под музыку.

Основная задача танцевально-музыкальных игр в детском развитии – в наиболее доступной и интересной для ребенка форме работать над формированиеммузыкальных способностей ребенка, развивать чувство ритма, музыкальный слух, фантазию и способности к самовыражению. Дети, как правило, с большой охотой и интересом принимают участие в таких занятиях. Танцевальные игры у детей вызывают массу положительных эмоций, приносят им уверенность в своих действиях, что, в свою очередь помогает им раскрепоститься, делают их более общительными и внимательными.

Роль танцевально-музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. А по мере того, как ребенок учится согласовывать свои движения с характером музыки, он начинает глубже ее чувствовать, что, в свою очередь, приводит к более точному отображению музыки в выполняемых им движениях.

Как и любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий.

Ребенок должен услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Но не следует забывать, что танцевальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.

Игры, предназначенные для танцевально-музыкального воспитания, довольно различны. Но, как правило, они включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. А благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, которая их сопровождает, они приобретают и соответствующий характер движений.

Такие игры способствуют еще и морально-психологическому развитию ребенка. В процессе игры дети не только приобретают музыкальные знания и хореографические навыки, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.

Кроме того, танцевальные игры полезны тем, что в процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.

Танцевальные игры можно условно разделить по следующим функциям и задачам:

Игры, направленные на развитие чувства ритма – они учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении;

Игры, направленные на развитие слуха – помогают детям научиться различать оттенки в музыке и ее целостное восприятие;

Игры, направленные на развитие памяти и слуха – в них дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, запоминать ее, чтобы правильно отразить свои музыкальные впечатления в точных и характерных движениях;

Игры, направленные на развитие детского творчества в целом – они воздействуют на психологическую составляющую воспитания и развития ребенка. Как правило, они основаны на соревновании, и путём сравнения показывают играющим уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность.

Примеры танцевально-музыкальных игр.

Игра на развитие ритма.

Игра «Три утенка»

Описание: дети делятся на 2 группы. Каждая группа детей под музыку выполняет свой ритмический рисунок.

1 группа 2 группа

Жили-были три утенка - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы

Хорошо и дружно жили - выполняются хлопки Тик, Так, Тук -выполняются притопы

Как-то утром на рыбалку - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные