Анализ стихотворения Александра Пушкина “Пророк”

Дети знакомятся с творчеством Пушкина еще до школьной программы, а уже сидя за партой, по-настоящему оценивают его вклад в русскую культуру. Спустя не одно столетие мы зачитываемся «Онегиным», «Медным всадником», «Капитанской дочкой», а так же учим стихотворения великого поэта. Произведение «Пророк» — одно из ярчайших доказательств того, что Пушкин действительно заслуживает своей похвалы и остается для многих из нас примером.

Стихотворение «Пророк» было сочинено Пушкиным в 1826 году. Тогда поэт находился в селе Михайловское, где тяжело переживал провал восстания декабристов, с которыми он поддерживал хорошие отношения. Узнав о потере друзей, обеспокоенный автор увлекся Божьим Законом. Накануне брат отправил ему Библию.

Содержательной основой стихотворения «Пророк» стало одно из библейских сказаний, в котором пророку Исайе явился Божий посланник. По сюжету Библии впечатленный этой встречей человек стал проповедником, но не встретил понимания в народе. Проникнувшийся библейской легендой классик переосмыслил историю, создавая свое стихотворение. В произведении Пушкина пророком становится поэт, к которому так же является серафим.

Жанр, размер и направление

Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.

В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки. Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.

Прежде чем перейти непосредственно к содержанию «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей. Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк. Все это близко к такому направлению, как классицизм .

Композиция

Композиция «Пророка» представляет собой три части.

  1. Лирический герой «влачился в мрачной пустыне», но автор подчеркивает, что он «духовной жаждою томим». Иными словами, поэт познает муки творчества. Такой сильный образ завораживает в самом начале стихотворения, и читатель уже предчувствует немыслимое развитие событий. И действительно, «на перепутье» является шестикрылый серафим.
  2. Посланник начинает наделять героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон», то есть прикоснувшийся серафим награждает поэта зрением, как у орлицы, и чутким слухом. Но для настоящего пророка этого недостаточно, поэтому происходят дальнейшие метаморфозы: «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи». А вместо «трепетного сердца» он получает «уголь, пылающий огнем», как символ достойного носителя света истины.

Теперь, когда поэт зорко видит, чутко слышит, мудро говорит и горячо переживает, стихотворение композиционно завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей». Отныне перед нами герой уже после момента перерождения, готовый выполнять божью волю.

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль. Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе. После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.
  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник . Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении. Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка. Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель. Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.
  3. Конечно, обратим внимание и на Бога , появившегося в заключительных строках. Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.

Темы

  • Тема смысла жизни . Стихотворение настраивает читателя на готовность найти свое предназначение, ведь каждый человек действительно должен оставить след на Земле.
  • Пушкин затрагивает актуальную тему поэта и поэзии в «Пророке». Если автор в своем произведении заявляет, что творец перерожден с помощью божественного вестника, то, разумеется, всегда интересен результат. И в случае с самим автором, бесспорно, хочется верить, что и его самого навещал серафим. Назначение поэзии ставится в стихотворении на первое место. Как, например, врач обязан обеспечивать и поддерживать здоровье пациентов, так и поэт должен «глаголом жечь сердца людей».
  • Судьба Пророка . Впрочем, эта тема тесно связана с предыдущей. Пророком в стихотворении выступает поэт, у которого есть долг перед обществом – с пользой использовать свой талант, дарить людям прекрасные произведения искусства. Как в случае с судьбой библейского пророка, он обязан нести пастве истину.
  • Основная тема «Пророка» — это готовность с достоинством выполнить свое божественное предназначение , которая должна быть у каждого из нас.

Проблемы

Мы разобрались с темами, поднимающимися в оде Пушкина, но ничего, даже помощь серафима, не дается так просто. Желание писать стихи присутствует у многих, творчески воплощают себя уже не такое огромное количество людей, но в мире существуют поэты, действительно достойные подобной Пророка миссии. В чем же проблема произведения? В том, какой путь должен пройти божий избранник, в его жертве.

Обратим внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк нацелен на помощь обществу, он выполняет свою миссию и действует только во благо. Но вспомним начало стихотворения – одинокий герой бродит в пустыне. Читатель может догадаться, что поэт просто отвержен от окружающих. Однако приобретая божественное предназначение, он находит для себя гораздо большее – талант и задачу открыть людям глаза. Хоть и отвергнутый обществом герой становится настоящим пророком, готовым преподнести прекрасное окружающему миру.

Идея

Основная мысль, заложенная в стихотворении, передается читателю «гласом бога»: миссия Пророка Пушкина (поэта) в том, чтобы открыть людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии. Идея произведения состоит в том, что каждый волен найти свое предназначение, и если вы всю душу отдаете любимому делу, возможно, и ваша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать миру свои возможности.

Совершенно не факт, что вам явится шестикрылый серафим и будет наставлять вас подобными способами, но иногда хватит одного желания или таланта, чтобы реализовать себя и принести пользу окружающим. Это и будет являться своеобразной подсказкой, знаком свыше. В стихотворении Пушкина это может быть буквально, но главное – применить свои силы и таланты с пользой миру. В этом и состоит смысл «Пророка».

Вывод

Стихотворение великого поэта Александра Пушкина «Пророк» содержит глубокий философский смысл: рожденный поэтом должен не просто уметь срифмовать строки, но и приносить пользу народу. Если талант человека может послужить обществу, то, вероятно, это предназначение свыше.

Как главному герою–поэту явился посланник Бога, чтобы донести ему это, так и любой человек способен повлиять на окружающих своими силами. Но в конкретно разбираемом нами стихотворении акцентируется внимание читателей на божественном предназначении творца.

Средства художественной выразительности

Большое внимание при создании стихотворения Пушкин уделяет лексике. Автор – настоящий профессионал своего дела, и в качестве доказательств мы можем обратить внимание на такие слова, как «пустыня» или сам «пророк». Это слова, содержащие в себе не один смысловой оттенок, ведь под пустыней, прежде всего, мы понимаем место отчуждения, что, кстати, тоже воплощено в произведении. Но в то же время в пустыне герой ищет духовное уединение и приобретает божественную сущность. А что касается пророка, под этим словом понимается как и сам пророк, так и поэт. Поэтому уникальность подобранных Пушкиным слов – неоспоримое доказательство того, что он, как и его лирический герой, словно был избран свыше, чтобы продемонстрировать окружающим поэзию.

Еще одна особенность «Пророка» — большое количество шипящих звуков. Однако, что касается изобразительных средств, здесь автор снова достаточно достойно себя проявил. Стихотворение насыщено метафорами, например, «глаголом жги сердца» или «неба содроганье». Многочисленные эпитеты, такие, как «пустыня мрачная», «жало мудрыя змеи», придают возвышенности произведению. Пушкин обогатил «Пророка» различными тропами, так же он прибегал и к сравнениям для того, чтобы ярче выразить идею стихотворения («как у испуганной орлицы», «как труп»).

И, конечно, стоит обратить внимание на использованные автором старославянизмы («уста», «вещий»). Если учитывать, что Пушкин создавал стихотворение по задумке библейской легенды, то вся картина складывается воедино из мельчайших и хорошо продуманных лексических частей.

Критика

Стихотворение написано от первого лица, главный герой является поэтом, все непрозрачно намекает на то, что, говоря о предназначении литератора и актуальности поэзии, Пушкин подразумевает самого себя. Многие современники автора решили, что он возгордился, упоминая о божьем избранничестве. Однако автор не ставил целью в своем произведении восхвалять себя, а лишь хотел обратить внимание поэтов на лежащую на них ответственность. И, как показывает биография и творчество Пушкина, он не переоценивает серьезность поэзии, а всего лишь относится к ней с должным уважением и почтением.

Несмотря на некое неодобрение со стороны современников, считающих классика высокомерным, Пушкин только доказывает серьезный подход к делу всей своей жизни, что, к сожалению, способен сделать не каждый поэт.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение. Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде. Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему. Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей. Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного. Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера. Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора - боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения - затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии - легендой.

Пушкин в своем стихотворении "Пророк" ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении "Пророк" можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей - несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении "Пророк":

Первое, это конечно, метафоры. Например, "глаголом жги сердца людей". Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать "Пророк" занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.

Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».

История создания и композиция стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду. Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого. Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.

В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.

В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:

1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта - жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.

2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.

Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась. Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира. Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.

Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения. Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина - поэт - это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта - принятие Бога - это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе. Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.

Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.

Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение. На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных. Будет рады, если вы посетите раздела «Блога» , вы обязательно найдете много интересного.

Анализ стихотворения Пушкина "Пророк" по плану

1. История создания . Стихотворение "Пророк" - одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Оно было написано поэтом в Михайловском практически сразу же после получения известия о приговоре декабристам (24 июля 1826 г.). В 1827 г. стихотворение было доработано, добавлено последнее четверостишие.

2. Жанр стихотворения - ода. Скрытый смысл произведения об истинном призвании поэта и писателя позволяют отнести его к гражданской лирике.

3. Основная идея произведения - сравнение поэта с пророком, на которого возложена священная миссия искоренения несправедливости. Для усиления эмоционального воздействия Пушкин использовал библейский сюжет (книга пророка Исайи). "Духовная жажда" главного героя - намек на растерянность и отчаяние поэта после вынесения приговора декабристам. Однако настоящий поэт не должен опускать руки.

Образ "шестикрылого серафима" символизирует вдохновение, которое придает сил для дальнейшей борьбы. Прикосновение божественного посланника многократно усиливает все чувства главного героя. Его способность почувствовать "ангелов полет", "лозы прозябанье" означает умение поэта четко разделить понятия добра и зла, справедливости и произвола, свободы и тирании. Центральное значение имеет замена "грешного языка" пророка на "жало мудрыя змеи".

После поражения декабристов истинный поэт не имеет никакого морального права заниматься легким безыдейным творчеством. Отныне его "язык" и перо становятся грозным оружием, направленным против несправедливости. Чтобы пророк избавился от человеческой слабости серафим заменяет его "трепетное сердце" "пылающим огнем углем".

Пушкина обвиняли в том, что в этом произведении он наделяет себя божественной волей ("Бога глас ко мне воззвал"). На самом деле поэт не имел в виду ни себя, ни какого-то отдельного "пророка". Его герой - собирательный образ человека, который не может смириться с несправедливостью. Благодаря своему таланту он способен повлиять на человеческие души. Он осознает свое предназначение и подчиняется высшей воле: "Глаголом жги сердца людей".

4. Композиция произведения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой.

6. Выразительные средства. Пушкин придал стихотворению характер библейского текста. Сразу же бросается в глаза обилие церковнославянских слов и выражений: "перстами", "гад морских", "десницею" и т. д. Отпечаток "ветхозаветности" лежит и на эпитетах ("мрачной", "вещие", "празднословный и лукавый"), метафорах ("неба содроганье", "глаголом жги"), сравнениях ("как у испуганной орлицы", "как труп").

7. Главная мысль произведения - поэт в современную эпоху становится древним пророком. На нем лежит огромная ответственность за духовное состояние общества. Даже под угрозой сурового наказания он обязан обличать пороки и рассказывать о них людям

Стихотворение "Пророк" было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в тысяча восемьсот двадцать шестом году, то есть практически сразу после трагичных событий в истории России, происходивших при восшествии Николая Первого на престол в тысяча восемьсот двадцать пятом году на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

Темой данного произведения является назначение и судьба поэта и поэзии в обществе. Александр Сергеевич описывает полумертвого путника, одинокого, с трудом перемещающегося по пустыне. Но вдруг, к нему спускается шестикрылый серафим, нарушая предшествующее спокойствие. Он уничтожает в путнике все человеческое: грешный язык, зеницы, сердце, уши; после чего, герой, "как труп лежит в пустыне".

Основной мыслью в произведении стала горькая миссия, тяжелая судьба пророка.

Пушкин использует следующие сравнения: "отверзлись вещие зеницы. как у испуганной царицы", "как труп в пустыне я лежал". Эпитеты: грешный язык, перстами легкими, шестикрылый серафим. Так же, огромную роль в этом стихотворении играют глаголы, например, "жечь", "вырвал".

"Пророк написан четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки.

Лирический герой в данном произведении страдает, испытывает мучения, при чем не столько физические, сколько моральные. Неспроста он так изображен Пушкиным.

Автор хотел продемонстрировать читателю, что судьба творца тяжела и стать им тоже очень непросто. Лирический герой осознает, что он теперь является пророком, что он должен достучаться до сердца и разума людей, что на него возложена ответственная миссия. Он изображен своеобразным изгоем, измученным и одиноким, как и поэт в обществе.

Я думаю, стихотворение "Пророк" является определенным посланием Александра Сергеевича Пушкина будущим поколениям литераторов, до которых он хочет донести, что искусство ничтожно, когда его лишь используют для удовлетворения собственных амбиций. Оно должно не просто нести свет людям, но и просвещать их умы и души.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О