Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей). «Привлекаем людей творческих

Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, прежде всего, хочу поздравить всех вас и нас с Новым годом и праздником Рождества Христова. Трудно сказать, как сложится для каждого из нас год наступивший, но я надеюсь, что Господь не оставит нас Своей милостью.

Спасибо Вам, что Вы пришли к нам вновь. В прошлом году мы с Вами говорили о святынях Храма Христа Спасителя. Есть некоторые вопросы, которые тогда мы не успели осветить, и уже сегодня, я думаю, закончим то, что не успели тогда; вопрос касается охраны и безопасности храма. Турист или простой верующий, заходя в Храм Христа Спасителя, проходит через металлоискатель. Это немного непривычно простому верующему, и вопрос касается именно системы охраны. Почему именно такие меры безопасности Вы принимаете в храме?

– К сожалению, это веяние последнего времени. Раньше, когда приходилось бывать за границей, мы видели такие же меры безопасности, входя в известные храмы в Риме или Венеции. У нас еще этого не было, но, как показывает практика, храм (тем более – наш храм) посещают люди не только с благими намерениями, а желая совершить какую-то провокацию. И чтобы не допустить серьезных, трагических последствий этих посещений, было принято решение все-таки поставить металлоискатели на входе. Это сейчас не только в храмах, но и практически во всех учреждениях культуры или магазинах.

Но действительно, человек, идущий в храм помолиться, встречаясь с такими мерами безопасности, смущается. Некоторые относятся к такому совершенно спокойно. В частности, наши прихожане понимают, какова цена противоправных действий, если они произойдут, и поэтому совершенно спокойно проходят через металлоискатели, встречаются с представителями охраны. Потом они уже могут чувствовать себя в безопасности, надеясь, что эти меры помогают тому, чтобы люди могли, придя в храм и пройдя через эти «кордоны», уже думать только о том, куда и для чего они пришли, спокойно молиться, зная, что ничто не может помешать совершающемуся в храме богослужению.

Мы говорим: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. А могли бы Вы разъяснить, что это значит, какой статус у этого храма в нашей Церкви?

– Он считается главным храмом нашей Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, то есть здесь находится кафедра Патриарха Московского и всея Руси. И, как известно, Святейший Патриарх Кирилл совершает в нем праздничные богослужения. Пасхальные службы совершает Патриарх, и в какие-то общецерковные праздники Святейший Патриарх совершает свое служение. Вот сейчас мы готовимся к Рождественскому богослужению – это престольный праздник нашего храма.

Почему называется «соборный»? Потому что здесь служит не один священник, а собор священнослужителей (нас несколько). Вот как расшифровывается это название «кафедральный соборный Храм Христа Спасителя»: храм кафедры Патриарха Московского и всея Руси.

То есть настоятель этого храма...

–...сам Святейший Патриарх Кирилл.

А Ваша должность – ключарь?

– Моя должность – ключарь. Эта должность существует в кафедральных соборах, где настоятель либо Святейший Патриарх, как в нашем храме, либо Правящий архиерей епархии. И настоятель этого храма дает свои полномочия по управлению кафедральным собором старшему священнику, который несет ответственность за то, что происходит в соборе, – за порядок богослужения, благолепие и благочиние в этом храме. Так что фактически настоятельские функции передаются старшему священнику храма, а должность его называется «ключарь».

Часто мы видим по телевизору (не только на православном телевидении, но и светском), что здесь проходят мероприятия высокого уровня (и Соборы, и какие-то светские) в Зале Церковных Соборов, главные службы. А есть ли у этого храма приходская жизнь? Есть ли воскресная школа, какие-то собрания, постоянные прихожане или какой-то другой вид приходской жизни?

– Несмотря на высокий статус, храм несет все функции приходского храма нашей Русской Православной Церкви, как и любой городской или сельский храм. Действительно, есть какая-то небольшая община (небольшая потому, что храм находится в самом центре Москвы, здесь мало жилых домов, и практически все прихожане приезжают в наш храм из других уголков нашего города), есть воскресная школа, детей в нее тоже привозят из разных районов города, совершаются все таинства, все требы, как и в любом православном храме.

Кстати, очень хороший вопрос, ведь многие до сих пор не знают, что храм живет нормальной церковной жизнью. И для многих бывает большим откровением, когда узнают об этом, думая, что данный храм существует только для каких-то высокопоставленных лиц, что Патриарх там бывает только в присутствии Президента или премьер-министра, как показывают на Рождество или Пасху, а в остальное время он является музеем. Ничего подобного. Службы у нас совершаются ежедневно – будничные богослужения совершаются в нижнем Преображенском храме, а в праздники и воскресные дни мы служим в самом Храме Христа Спасителя. И любой желающий и интересующийся историей храма, историей Отечественной войны 1812 года (храм является еще и памятником тем событиям) может совершенно спокойно прийти, пройдя через средства обеспечения безопасности, помолиться или познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года, которые отображены на памятных мраморных досках.

Еще один несколько провокационный вопрос. В сети интернет можно увидеть фотографии храма, где изображены шестиконечные звезды, на полу кресты, и многие люди с недовольством высказываются, что в храме много иудейских символов, масонских и т.д. Есть даже мнение, что на дверях тоже какие-то непонятные символы, словно заходишь не в православный храм, а в синагогу. Как Вы можете это прокомментировать?

– Очень хороший вопрос, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно. Люди, приходящие в храм, каждый день задают такие вопросы: «Что это за шестиконечные звезды? Это масонский храм?» Был даже такой курьезный случай, когда дежурил наш отец Александр Агейкин (он был еще протодиакон): приходит какой-то мужчина и задает этот вопрос. А тот, чтобы подвести его к осознанию этой символики, спрашивает: – А шестиконечная звезда как именуется? – Звезда Давида. – А кто такой Давид? Вы знаете? – спрашивает отец Александр. – Ну, Давид был царь. – А еще?

Мужчина уже как-то начал смущаться от этого вопроса. Отец Александр ему подсказывает: – А еще он пророк. Вы читаете Псалтирь? – Да, читаю. – Так вот, Псалтирь как раз написал царь и пророк Давид.

И реакция была потрясающей. Когда этот человек услышал, что Псалтирь написана пророком Давидом, он опешил и говорит: – Так что же, мне теперь Псалтирь не читать?

То есть до такого доходят люди, которым шестиконечные звезды перебивают смысл нашей христианской символики. Давайте поговорим об этом. Я тоже долго думал, почему так многих этих символов.

А до разрушения тоже были эти символы?

– Да, храм ведь полностью восстановлен таким, каким он был до разрушения. И в оформлении храма очень деятельное участие принимал святитель Филарет, митрополит Московский. А он ведь был очень глубоким богословом и глубоким православным мыслителем, для него эта символика означала много. Но вот сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, мы слышим, как поются ирмосы Рождественского канона. В одном ирмосе этого канона говорится: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…». Почему? Кто такой Иессей и почему это соединяется с Девой Богородицей? Если мы хорошо знаем историю Ветхого Завета, то должны знать, что Иессей был отцом царя Давида. А Матерь Божия была из рода царя Давида. Так вот, Храм Христа Спасителя посвящен Рождеству Христову, прославляется Дева, Матерь Божия, и, естественно, что этот символ царского дома, символ царя Давида присутствует в храме, посвященном Рождеству Христову. Это настолько глубокая мысль, что о каком масонстве может идти речь? Получается, царь Давид был масоном?

Так что здесь никакие масоны ни при чем, а вот паникадила, которые сделаны в форме этой звезды, орнаменты, что присутствуют в Храме Христа Спасителя в виде звезд царя Давида, указывают на царское происхождение Матери Божией. Вот и все.

Не надо выдумывать никакие символы ни масонства, ни синагоги и уходить куда-то далеко от самых простых объяснений, которые мы слышим в церковных песнопениях и церковных гимнах. Просто нужно чаще заглядывать на страницы служб праздничных богослужений, где очень хорошо все это объясняется.

Некоторые символы из Ветхого Завета в наше время приобрели некие другие значения.

– Действительно, если какие-то человеческие общества, в частности, масонские, употребляют какие-либо ветхозаветные или христианские символы, то это совершенно не значит, что символы теряют свое христианское или Божественное значение. Это все равно что считать: если на фашистских танках были изображены кресты, значит, христиане все – агрессоры и убийцы. Размышляя так, можно дойти до совершенно диких объяснений. Поэтому, приходя в Храм Христа Спасителя и видя эти символы, не смущайтесь, что орнаменты в виде шестиконечных звезд, думайте о тех корнях человеческой природы, которые заключены в нашем Спасителе. Пусть эти орнаменты не загораживают того главного, ради чего и построен этот храм и ради чего в храм приходят люди – чтобы помолиться Христу Родившемуся, Христу Воскресшему и спасшему нас от вечной смерти почему этот храм и называется Храмом Христа Спасителя.

Спасибо Вам за ответ. Часто приходилось встречать в литературе о громогласных протодиаконах Храма Христа Спасителя. Отец Константин Розов, «великий архидиакон», служил в этом храме. Храм, как мы знаем, был разрушен. В наше время продолжаются ли традиции, бывшие еще до революции? Вы как-то работаете над их возобновлением, поддержанием? И какие это были традиции?

– Да, мы стараемся возрождать те традиции. Не только храм возродили в том виде, какой он был, – но ведь душой храма является богослужение, все то, что происходит внутри него. В частности, мы ежегодно совершаем молебен, который был составлен святителем Филаретом, митрополитом Московским, в благодарность Богу за избавление нашего Отечества от галлов и двадесяти (не «двунадесяти», как обычно говорят) народов (то есть не 12-ти, а 20-ти), с которыми Наполеон пришел на нашу землю. Ведь Храм Христа Спасителя освящен в честь Рождества Христова, потому что последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества именно в этот праздник.

Святитель Филарет составил благодарственный молебен, его до революции служили всегда в праздник Рождества Христова, 25 декабря. Но поскольку сейчас уже новая традиция родилась, и в праздник Рождества Христова мы совершаем торжественную вечерню, как это бывает на Пасху, и поздравления Святейшего Патриарха происходят в этот день, то еще, по благословению покойного Патриарха АлексияII, мы этот молебен совершаем 25 декабря, но по новому стилю. Это и день рождения императора Александра I, его мы поминаем за Литургией, – не только его, но и военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, молимся об упокоении погибших воинов. И ежегодно, на протяжении уже более 10-ти лет, мы этот молебен совершаем.

Кроме того, сейчас очень неплохой хор собрался в храме, и мы стараемся возрождать певческие традиции, что существовали в Храме Христа Спасителя до его разрушения. В отношении громогласных протодиаконов… К сожалению, сейчас очень редко можно встретить протодиаконов с голосом «великого архидиакона» Константина Розова. Но у нас есть протодиакон Константин, который служит со Святейшим Патриархом Кириллом. Он еще молодой, у него все впереди, и он обладает мощным, громким и бархатным басом, каким всегда славились наши протодиаконы. Так что есть такие традиции, о которых мы знаем и которые стараемся возрождать и поддерживать.

К слову, празднование у нас получается наоборот: Нового года и Рождества, хотя до революции было иначе. Как Вы считаете, разные календари – это проблема на или уже сложившиеся в стране традиции?

– Для меня лично это никогда не было проблемой несовместимости Нового года и Рождественского поста. Обычно мы провожали старый год, совершая вечером новогодний молебен. Первого числа я всегда имею обыкновение служить Литургию, поэтому никаких особых приготовлений к новогоднему столу, таких, как салат оливье, колбаса… Все, что обычно присутствует у наших людей на новогоднем столе, для нас не было непременным атрибутом.

А главным праздником всегда у нас был праздник Рождества Христова, когда можно после ночного богослужения прийти домой разговеться и почувствовать праздник даже и в этом – не только духовно, но и телесно, когда после долгого промежутка времени можно уже вкушать скоромную пищу. Поэтому нет никакой проблемы. Это уже, видимо, сейчас, когда в церковь пришли новые люди, которые привыкли отмечать Новый год так, как всегда отмечали, – для них, может быть, это проблема. Тем более, что Новый год – это ведь достаточно относительная дата. В истории нашего Отечества было несколько дат, когда мы встречали Новый год: это был и сентябрь, и март. По указу Петра I мы стали отмечать его 1 января, а теперь он у нас по старому стилю перешел на 14 января. Так что это достаточно условные даты.

Я считаю, при всем веселье и изобилии на столах, человеку верующему воздержание как раз и полезно испытать, зная, что впереди великий праздник, который действительно для нас является праздником, имеющим под собой все основания.

В чем смысл Рождества Христова и что бы Вы сказали людям, которые предпочитают Рождество без Христа?

– Тем, кто предпочитает Рождество без Христа, я бы ничего не сказал, ведь смысл этого праздника как раз и заключается в Рождении, Воплощении Сына Божия. Кстати, сейчас времена меняются, и если раньше о нем вообще молчали, то сейчас все-таки как-то неудобно не упоминать о Рождестве Христовом. Сейчас в поздравлениях можно слышать: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством»… Но ничего не произносится дальше.

Это как будто с Запада пришло...

– Да, ну Рождество и Рождество. Что такое Рождество? Это подарки, ходит Санта-Клаус и раздает их. Уже в этом чувствуется какое-то лукавство и недоговоренность. И получается Рождество без Христа. А если без Христа, то какое может быть Рождество? Чье Рождество? Поэтому что скажешь этим людям? К сожалению, сейчас все чаще и чаще можно слышать, что неудобно не поминать Рождество, но лучше не говорить о Христе, об этом событии. Ну так это что-то такое… Я всегда поправляю людей, которые поздравляют с Рождеством. Говорю: с Рождеством Христовым. И тогда это действительно имеет смысл, иначе все до этого сказанное не имеет смысла – вот эта сорокадневная подготовка, очищение души. Если Христа нет, то ради чего все это делается? Ведь именно Христос Спаситель Родился, воплотился. И я рекомендую познакомиться с богослужебными текстами праздника Рождества Христова и предпразднства Рождества Христова, в которых очень хорошо разъясняется смысл этого явления и смысл праздника.

Престольный праздник Храма Христа Спасителя… Как Вы к нему готовитесь, как проводите? Есть ли какие-то особенности?

– Особенностей, наверное, нет, ведь он престольный, престол освящен в честь праздника Рождества Христова. Но, как и в любом православном храме, идет подготовка. Прежде всего, конечно, мы сами и наши прихожане готовимся духовно, внутренне через пост, воздержание, а храм украшаем елочками. Это тоже традиция. Но хочу сказать, бывают какие-то недовольства, что, дескать, природу губим, рубим деревья. Мы всегда елки берем в лесничестве, всегда заранее с лесниками договариваемся, и они нам дают те деревья, которые уже подлежат вырубке – никакого варварства здесь нет, все совершенно официально.

А теперь столкнулись с трудностью: ужесточили меры борьбы за экологию и категорически запретили делать вырубки даже тех деревьев, которые нужно вырубить (больные, некондиционные деревья). Поэтому я не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, но я сказал, что лучше мы останемся без украшения храма, чем пойдем на окольные пути, чтобы неправомерными методами приобрести деревья. И, конечно, украшается центральная праздничная икона.

Наш храм еще имеет ту особенность, что на Рождество, в наш престольный праздник, его посещают первые лица нашего государства. Конечно, перед ночным богослужением проводятся особые меры по безопасности. После всенощного бдения, которое начинается в 5 часов вечера, мы закрываем храм, проводятся необходимые меры, и уже открываем храм для доступа людей на ночное богослужение. Центральную часть мы отдаем для гостей Святейшего Патриарха, для почетных людей, но доступ в Рождественские праздники в остальные зоны храма совершенно свободный. Поэтому те, кто хочет прийти помолиться на ночной службе со Святейшим Патриархом, могут это сделать свободно, без каких-то приглашений. Но приходится учитывать, что таких желающих может быть больше, чем может вместить сам храм. Тогда мы, конечно, прекращаем доступ. Это нужно понимать, чтобы было без обид: хотя храм и имеет большие площади, но, к сожалению, не может вместить всех желающих.

Кстати, сколько верующих может вместить храм?

Я бы хотел попросить Вас поздравить наших телезрителей с наступающим праздником Рождества Христова.

– Я поздравляю всех зрителей с великим праздником Рождества Христова. Пусть Богомладенец Христос, Пришедший в мир две с небольшим тысячи лет назад, всегда живет в вашем сознании и вашем сердце, в вашей душе – все дела, мысли, начинания вы всегда согласовывали бы с Родившимся Христом. Помощи Божией, благословения Божия желаю каждому из вас в наступившем новом году и в светлые великие праздники Рождества Христова.

Записала Елена Кузоро

Рождество Христово — престольный праздник главного Москвы — Храма Христа Спасителя. Для многих людей этот храм ассоциируется с неким церковным учреждением, посещать которое могут лишь избранные. О реальной жизни Храма Христа Спасителя, его социальной и миссионерской деятельности рассказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

— Отец Михаил, Рождество Христово — престольный праздник храма Христа Спасителя, который является кафедральным собором первопрестольного града. По статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси является и настоятелем храма. Вам как ключарю, человеку непосредственно отвечающему за текущую жизнь храма, каким видится отношение Патриарха к Храму Христа Спасителя?

— Недавно мы отмечали скорбную дату — 75 лет со дня разрушения Храма Христа Спасителя. Когда храм разрушали, люди, причастные к этому событию, наверно были уверены в том, что ни о каком его воссоздании не будет идти и речи, а потому постарались память об этом храме вычеркнуть из сознания россиян. Храм ведь был не только архитектурной доминантой города, но и символом единения православного народа в борьбе с иноземными захватчиками. И строился он десятилетия именно на народные деньги. Но по Промыслу Божиему на этом месте был воссоздан Храм Христа Спасителя даже, может быть, более великолепный, чем тот, который был разрушен в 1931 году.

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора.

Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви.

Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России.

В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

— Несмотря на свое главное призвание, Храм Христа Спасителя все же остается храмом, куда приходят и простые верующие, где совершаются ежедневные богослужения. Но эта сторона жизни храма почти неизвестна — есть ли в храме постоянные прихожане, существует ли община храма?

— Это очень хороший вопрос, потому что в сознании многих людей, в основном, далеких от Церкви, Храм Христа Спасителя ассоциируется с каким-то учреждением, открытым только по большим праздникам, куда могут приходить только первые лица государства, и куда попасть простому смертному практически невозможно. Но Храм Христа Спасителя, будучи кафедральным собором, несет ту же самую миссию, что и любой приходской православный храм. Здесь совершаются все церковные таинства: таинство исповеди, причащения, таинство брака, таинство крещения. И отпевания мы совершаем, причем не только высокопоставленных людей, но всех, кто обращается в храм с такими просьбами.

При всем при этом число постоянных прихожан пока не слишком велико. Храм ведь находится в центре Москвы, и многие люди добираются на богослужения с окраин. Однако в храме есть крепкий костяк прихожан, которые любят этот храм и связали с ним свое духовное делание. Есть у нас и воскресная школа как для детей, в которой, учится человек тридцать детишек, так и для взрослых — около ста человек. Обычно по воскресным дням, после Божественной Литургии наш клирик отец Андрей Овчинников собирает часть постоянных прихожан и занимается с ними, проводит воскресные беседы. Но в основном, конечно, состав молящихся в храме непостоянный.

Практически каждый человек, приезжающий в Москву или живущий в Москве в дальних районах, слышал о Храме Христа Спасителя, и в какой-то момент у этих людей возникает желание прийти и посмотреть на то, что они видели по ТВ, или о чем они слышали или читали. И здесь, конечно, возникают определенные сложности в связи с необходимостью наблюдения за духовным состоянием людей, но мы стараемся, чтобы человек, впервые посетивший наш храм, ушел не разочарованным, а нашел бы ответы на свои вопросы. У нас ежедневно в храме присутствует священнослужитель, который специально дежурит, чтобы отвечать на вопросы приходящих сюда.

Можно сказать, что в этом заключается миссионерское служение нашего храма — поток людей первый раз приходящих в храм у нас очень и очень велик.

— Помимо богослужебной жизни, какие еще сферы церковного служения присутствуют в Храме Христа Спасителя? Ведется ли социальная деятельность?

— Конечно, обязательно. Одно дело — на словах рассказывать о Церкви, о ее жизни, о ее особенностях, а другое дело — самому лично принимать участие в судьбе ближнего. Сейчас завязали знакомство с Центральным военно-морским госпиталем. Вот уже несколько раз уже туда ездили священники, причащали больных. В госпитале лежат не только служащие военно-морского флота, но и просто военные, поступившие туда из горячих точек, и все они, конечно, требуют не только медицинского внимания, но и внимания со стороны духовенства, и всегда бывает радостно видеть, как эти люди благодарно встречают священнослужителей.

У нас есть еще попечение о детском доме в Мордовии, где находятся дети, матери которых находятся в местах заключения. Этих детишек привозили к нам в храм на экскурсию. Можно себе представить, насколько дети, живущие в глуши, были поражены, когда посетили Храм Христа Спасителя, и я думаю, что это впечатление у них останется на всю жизнь. Вот, к Рождеству отправляем подарки туда. После праздников готовим еще одну такую поездку сюда в Храм Христа Спасителя.

Кроме того, у нас образовались прочные связи с военнослужащими внутренних войск, которые часто приходят в храм на экскурсию. Но мы стараемся ознакомительным экскурсиям придать просветительский, духовный характер. Многие солдаты, которые поступают на службу во внутренние войска из глубинки и не имели возможность принять Крещение, после таких посещений нашего храма изъявляют желание креститься, и мы совершаем крещение солдат — и уже довольно много было таких случаев за историю существования нашего храма.

В последние годы у нас образовалась традиция служить напутственный молебен для военнослужащих, отправляющихся на боевое дежурство в «горячие точки», — потом говорят, что после такого молебна практически все участники возвращались обратно невредимыми. Недавно мы познакомились с людьми, которые несут свое добровольное послушание в Центральной детской республиканской больнице в отделении трансплантации костного мозга, и там больные дети испытываю нужду от нехватки лекарств. И наши друзья из одной аптеки откликнулись на нашу просьбу, и большое количество лекарств они передали для детишек совершенно безвозмездно. По мере формирования постоянных прихожан мы будем привлекать их для участия в делах милосердия.

— Одной из проблем современных храмов является невоцерковленность сотрудников — на некоторые должности очень сложно бывает найти человека и церковного и профессионального. Как решается эта проблема, учитывая огромный штат всевозможных работников и разносторонность их деятельности в Храме Христа Спасителя?

— Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя». Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма.

Но, конечно, этих средств не хватает, и город, поскольку храм является городским имуществом, старается осуществлять его финансовую поддержку. И, с одной стороны, это большая помощь Церкви, поскольку нам не нужно заботиться о каких-то серьезных материальных попечениях, но с другой стороны, приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами.

Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться, а они пришли в храм, что он является кафедральным собором, во главе которого стоит Святейший Патриарх, что люди в своей профессиональной деятельности должны соответствовать этому статусу.

Есть у нас, как я уже сказал, чисто церковная структура, которая непосредственно занимается обеспечением богослужений как патриарших, так и ежедневных. И это люди церковные, которые находятся в ведении ключаря Храма Христа Спасителя, и ключарь несет ответственность за их поведение, за их отношение к людям, приходящим в наш храм. Есть, конечно, большая текучесть кадров, потому что сложно здесь работать, если сравнить с каким-то приходским храмом, где и народу поменьше и объемы деятельности поменьше. Ведь даже для того, чтобы поменять свечи у подсвечников, тут надо за целый день пройти несколько километров. Потом те, кто стоит у иконных киосков или свечных, или книжных — именно они встречаются с людьми, на них также лежит ответственность, как они отнесутся к человеку, впервые пришедшему в храм. И нужно постоянно с этими сотрудниками проводить беседы, чтобы они имели терпение, уважение и любовь христианскую. Необходимо, чтобы впечатление у человека, переступившего порог Храма Христа Спасителя, не было испорчено, чтобы ему еще раз захотелось сюда прийти.

— Сейчас все более активно развивается православный Интернет, и у Храма Христа Спасителя также есть сайт. Какова с вашей точки зрения, важность присутствия Православия в Интернете?

— К сожалению, у нас нет какого-то штата или особого человека, который мог бы отвечать за работу этого сайта. Им занимается в свободное время наш протодиакон отец Александр Агейкин. Стараемся, конечно, чтобы события, которые происходят в стенах нашего храма, были отображены на сайте. Но есть пожелание наших прихожан, чтобы была еще информация и о том, что намечается, что ожидается. Я думаю, что мы будем это учитывать и помещать такую информацию на своем сайте.

— На вашем сайте есть особенный раздел — трансляция богослужений и телемосты. Будет ли развиваться это направление?

— Да, это мы обязательно будем делать. Практически все Патриаршие службы у нас проходят с трансляцией и видеоматериалами. Тем более что эти трансляции помогают людям, живущим далеко от Москвы, даже за рубежом, наблюдать церковную жизнь Москвы, церковную жизнь Храма Христа Спасителя. Кстати, надо сказать о том, что по Интернету наш отец Александр познакомился с протодиаконом кафедрального собора Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, который заинтересовался богослужениями в Храме Христа Спасителя, прислал ему свои вопросы. Таким образом, мы даже предвосхитили событие воссоединения с Русской Зарубежной Церковью, когда определенные моменты Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя принимаются уже там, в кафедральном соборе Сан-Франциско и через это осуществляется связь между нами и Зарубежной Церковью.

— Храм Христа Спасителя является образцом для других храмов Москвы, тем более что многие ставленники в священный сан проходят у вас первоначальную практику.

— Когда Святейший Патриарх меня назначил ключарем Храма Христа Спасителя, то в указе значилось, что по своим обязанностям я должен приготавливать храм к его деятельности церковно-богослужебной, должен обеспечивать Патриаршие богослужения. У меня до этого был некоторый опыт сослужения архиереям: в юности иподиаконствовал у Патриарха Пимена одиннадцать лет, потом был назначен в Новодевичий монастырь, где проходил свое пастырское служение в качестве священника. Поэтому опыт совершения и архиерейских богослужений и вообще уставных богослужений у меня уже был. И когда Святейший Патриарх назначил ключарем в Храм Христа Спасителя, и мы только-только начали осуществлять свою богослужебную деятельность, то хотелось все лучшие примеры, которые были у меня пред глазами, воплотить в уставе Храма Христа Спасителя.

Еще мне, как ключарю Храма Христа Спасителя, сам Святейший облегчил эту участь, назначая сюда грамотных священнослужителей, они органично вошли в богослужебную деятельность нашего храма и, конечно, помогают мне в исполнении моего послушания. И часто бывает так, что вновь рукоположенных клириков и в диаконском, и в иерейском сане направляют сюда к нам для прохождения практики. В среде священнослужителей бытует мнение, что здесь все такие важные и неприступные, но встречают они здесь братское дружелюбное отношение.

— Отец Михаил, восстанавливаете ли вы какие-то дореволюционные традиции храма в отношении пения или совершения богослужений?

—Это, несомненно, интересно, и я думаю, что это мы будем делать. Но что касается церковного пения, то сейчас у нас грамотный и высоко профессиональный регент Сергей Васильевич Кривобоков, а до него был Николай Сергеевич Георгиевский. Это церковный человек, который был воспитан в храме с детских лет. Патриаршему служению должно соответствовать и пение церковное высокого уровня. Нельзя забывать, что храм первоначально храм был построен во второй половине XIX века, и его лучшие годы существования пришлись на конец XIX — начало XX века, поэтому живопись храма академическая, и пение должно соответствовать этой эпохе.

У нас очень хорошая нотная библиотека, из которой можно почерпнуть прекрасные произведения. Есть возможности, есть силы, и я думаю, что в дальнейшем мы тоже будем работать и трудиться и над совершенствованием и разнообразием репертуара. К сожалению, у нас большие объемы храма, поэтому приходится пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, что, на мой взгляд, снижает восприятие пения, потому что не всегда можно четко разобрать слова, но даже сама гармония церковного пения должна человека как-то расположить к молитвенному настроению.

А что касается богослужебных традиций, то, в частности, начиная с 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, 25 декабря по новому стилю мы совершаем заупокойное богослужение, в котором поминаем императора Александра I. По его велению был издан манифест о строительстве Храма Христа Спасителя. Также поминаем военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вообще такое богослужение уже седьмой раз совершается, а в этом году впервые, по благословению Святейшего Патриарха, служили молебен, составленный митрополитом Филаретом — благодарственный молебен об изгнании галлов и с ними «двадесяти языков». Впервые после долгого времени мы совершали этот молебен, который совершался 25 декабря, но по старому стилю, в праздник Рождества. Но поскольку у нас рождественские службы проходят особо торжественно, с Патриаршим служением, не совсем было бы удобно совершать именно в Рождественские дни эту память, поэтому мы решили 25 декабря, то же самое число, только по новому стилю, совершать этот молебен, который теперь будет ежегодным.

Русской православной церкви , ключарь Московского кафедрального соборного храма Христа Спасителя , председатель Церковного суда при Епархиальном совете города Москвы.

Биография

Родился в 1955 году в семье московского протоиерея и был крещён с именем в честь благоверного князя Михаила-Ростислава Киевского .

С детства впитал в себя, по его словам, «стиль и манеру служения Богу» как своего отца так и других маститых московских священников.

15 марта 1981 году Патриархом Пименом рукоположён в сан диакона . 7 апреля 1982 года - в сан священника с возложением набедренника и камилавки . Назначен штатным священником в Успенский храм Московского Новодевичьего монастыря , где проходил служение при митрополите Крутицком Ювеналии .

На Пасху 1985 года возведён в сан протоиерея .

В 1988 года к празднику Пасхи и 1000-летию Крещения Руси награждён крестом с украшениями.

8 октября 1994 года был назначен первым ключарём ещё не воссозданного Храма Христа Спасителя . На тот момент бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма России.

31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры .

В 2007 года в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни .

3 апреля 2011 года «к 30-летию служения в священном сане» патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён орденом равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени .

Напишите отзыв о статье "Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)"

Примечания

Ссылки

  • // «Единение», 1 марта 2010
  • , Церковный вестник, 12 января 2012
  • // Интерфакс-Религия

Отрывок, характеризующий Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.

― Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, как устроена богослужебная практика в Вашем храме. Действительно ли она длится именно 40 дней?

― Вечером того дня, в который совершилась хиротония, ― а надо сказать, что большую часть иерейских хиротоний совершает сам Святейший Патриарх, потому что считает, что должен лично знать человека, на которого будут возложены руки, ― человек, который получил благодать священства или диаконства, приходит к нам в храм. С этого начинается прохождение богослужебной практики, продолжительность которой составляет 30 дней.

Мы стараемся, чтобы практиканты прошли не только через совершение богослужений, но и через совершение церковных таинств ― покаяния, крещения, венчания. Правда венчания у нас бывают не так часто, но иногда мы доверяем практикантам и повенчать. Разумеется, рядом с ними всегда находится опытный клирик нашего храма, который поможет и подскажет, если это потребуется. Идет Великий пост, и тем, кто пришел на практику сейчас, не очень повезло в том смысле, что они почти не совершают Литургий: по воскресным дням Литургию возглавляет архиерей или ключарь храма, так что Литургию святителя Василия Великого они могут наблюдать только со стороны. Для практики же остались в основном субботние дни.

Если у нас одновременно служат несколько практикантов, мы стараемся, чтобы они возглавляли богослужение по очереди.

Во время практики мы обращаем внимание не только на совершение священных действий, но и на внешний вид священнослужителя. К сожалению, ему у нас на приходах уделяется мало внимания, но ведь это очень важный момент! Внешний вид священнослужителя настраивает людей на определенное отношение к богослужению. Если они видят, что священник или диакон выходит из алтаря неопрятным, у них появляется соответствующее настроение по отношению к богослужению. И наоборот. Я всегда говорю практикантам, что их служение начинается с момента выхода из алтаря. Скажем, если диакон, выходя на амвон произносить ектению, слишком торопится, семенит или, наоборот, идет вразвалочку, люди начинают отвлекаться от богослужения, смотреть по сторонам и так далее. А если диакон выходит опрятный, идет благоговейно, уверенной поступью, то уже сам его выход из алтаря концентрирует внимание людей. Он еще ничего не произнес, а люди уже готовы ему внимать.

― Вы говорите, что практика длится 30 дней. Почему же она называется сорокоустом?

― При Святейшем Патриархе Алексие II, когда обязательная практика для новорукоположенных клириков только вводилась, она длилась 40 дней, это был в полном смысле слова сорокоуст. Потом Святейший Патриарх Кирилл решил, что клирик должен пройти не только богослужебную практику, но и практику социального служения. Поэтому в пределах сорокоуста 25 дней ставленник практиковался в богослужении, а на 15 дней отправлялся в Отдел по церковной благотворительности и социального служения и выполнял послушания по линии этого Отдела. С течением времени сами практиканты стали говорить мне, что 25 дней ― это мало, да мы и сами видели, что, если можно так выразиться, священнослужители после такого краткого срока выходили «сырыми». Я обратился к Святейшему Патриарху с просьбой скорректировать продолжительность практики, и он благословил богослужебную практику совершать на протяжении 30 дней и 15 дней практиковаться в Отделе социального служения.

Мое мнение, что и 30 дней мало, да и сами практиканты говорят об этом. Торопиться здесь незачем, потому что, прежде всего, человек должен привыкнуть к служению и успокоиться, потому что все неуклюжие действия происходят из-за того, что человеку приходится исполнять непривычные обязанности, и необходимо время, чтоб освоиться со своим новым положением в алтаре. Недели две после хиротонии клирик приходит в себя, потом у него, образно говоря, начинает проясняться сознание, и он уже ориентируется в своих действиях. И в этот момент забирать его еще рано, потому что полученные навыки нужно закрепить. Примерно к 40-му дню человек действительно чувствует себя уверенно, и его можно выпускать в самостоятельную богослужебную жизнь.

Разумеется, я говорю обобщая, потому что есть ставленники, которые очень хорошо подготовлены, и наблюдать за ними во время практики очень приятно, потому что видно, что человек готовился и знает, что ему нужно. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать.

Некоторые практиканты имеют награды за выслугу лет, например не так давно у нас появился священник, который прослужил диаконом 19 лет, и во время рукоположения Святейший возвел его в сан протоиерея. Я всегда говорю, что на практике все равны, а награды даются авансом, и в будущем священнослужитель должен оправдать доверие Патриарха. Наилучший способ сделать это ― быстрее окрепнуть в совершении тех или иных священнодействий.

― Много тех, кто готов и кто не готов к служению?

― Каков процент ― не скажу, но приходят священнослужители очень разного уровня. Все зависит от того, как сам человек относится к событию рукоположения, насколько серьезно к этому готовился.

У нас в Центральном викариатстве принято, что кандидату в священнослужители до хиротонии дают наставника из числа членов Совета викариатства (раньше их выбирали из Епархиального совета). Это опытный священнослужитель, который помогает подготовиться к принятию сана, что-то разъясняет, обсуждает практические вопросы ― чинопоследование, порядок каждения, чтение Евангелия, произнесение возгласов, диалоги между священником и диаконом, ― проверяет, насколько кандидат готов к служению. Это дает свои плоды, потому что после нее священнослужители приходят более подготовленными. Если можно так выразиться, наставник дает кандидату знания в целом, а мы его «ставим на ноги» и совершаем тонкую настройку.

― Вы говорите о практике наставничества. Но раз она существует, значит, семинарского образования недостаточно для подготовки клириков?

― Значит, нет.

― Недавние инспекционные проверки Учебного комитета выявили, что студенты семинарий не очень хорошо знают литургику и чинопоследование богослужения. Вы и сами сталкиваетесь с недостатком знаний Ваших практикантов. Исходя из этих наблюдений, как Вы считаете, следовало ли бы что-то изменить в семинарской программе, чтобы уровень подготовки был более высокий?

― Мне трудно об этом говорить, потому что я не знаю, как сейчас преподают литургику в семинариях. Очевидно, в какой-то степени вина лежит на преподавателях, если они не могут сделать так, чтобы студенты прочно усвоили необходимые знания. Почему ― не знаю, может быть, они слишком по-доброму относятся к студентам, завышают оценки, не желая портить им аттестаты, а это их расхолаживает. Но это просто предположение, чтобы понять причины, надо этот вопрос изучить. Но действительно, бывает, что к нам приходят люди, которые не знают практически ничего. Может быть, они так растерянно ведут себя от страха, от того, что их пугают размеры храма. А вообще, конечно, уровень подготовки кандидатов в священство нужно повышать.

Но не все так плохо. Кстати, сейчас у нас на практике были два диакона, которые помогали нашим псаломщикам читать часы, изобразительны, канон, и как псаломщики очень хорошо ориентировались в богослужении. А в совершении священнодействий в качестве диакона путались.

― Какие знания должны быть у кандидата в диаконы или священники? Он должен наизусть знать чинопоследование?

― О знании наизусть я не говорю, но человек должен хотя бы теоретически ориентироваться в том, что происходит. Когда священнослужитель не подготовлен ― это вносит расстройство в общий ход богослужения, чего допускать никак нельзя. Теорию он должен знать крепко. С практическими действиями проблемы будут, но для их освоения клириков и отправляют на практику.

В дальнейшем человек приобретает опыт уже во время служения на приходе. Особенно хорошо, если он попадает к грамотному настоятелю, потому что его отношение к богослужению передается и членам клира.

Есть один примечательный момент. Диакон знает особенности диаконского служения и после рукоположения неуверенно чувствует себя в качестве священника, потому что это иное служение и иные священнодействия. Но ведь, наверное, каждый диакон имеет желание принять сан священника. От момента, когда он подает прошение на рукоположение, до самой хиротонии проходит достаточно времени для того, чтобы изучить действия священника и подготовиться к новому служению, и очень странно, когда после хиротонии молодой иерей не то что плохо знает, что должен делать, а вообще производит такое впечатление, словно просто с улицы в алтарь зашел и не понимает, что от него в данный момент требуется. Если человек был внимателен в период диаконского служения и присматривался к тому, что происходит на богослужении, священнические действия не будут для него чем-то новым и неизвестным. Основная проблема, как мне кажется, в том, что люди невнимательны. Делаем свое дело, а посмотреть немножко шире, понаблюдать, как другие участвуют в нашем общем деле, нам то ли не хочется, то ли мы не считаем нужным.

― Когда Вы учились, уровень подготовки был лучше? С чем это связано?

― Может быть, мы другие были, я не знаю. Возможно, сейчас нагрузка больше, так что семинаристам требуется заниматься изучением множества дисциплин, например, иностранных языков, даже в том случае, когда в дальнейшем работать с ними не предполагается. В итоге время растрачивается, а базовые знания не усваиваются. Может быть, причина в том, что студенты менее собраны и сконцентрированы на учебе. Повторю: это надо изучать.

― Как преподавали литургику у Вас?

― У нас литургику преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона, который был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали». Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили именно порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил ― это до сих пор держится в голове. Да, мы почти не занимались вопросами истории богослужения. Но зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно.

― Где Вы сами проходили сорокоуст?

― У нас сорокоуста не было. До принятия священного сана я 10 лет иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Пимена и после рукоположения продолжал иподиаконствовать, а по воскресным дням мне иногда удавалось совершать диаконское служение в Богоявленском соборе. Никакой череды в Академии у меня не было. Но для меня не существовало вопроса, что делать дальше: я еще в школе решил посвятить себя служению Церкви и старался набираться опыта служения у своего отца, протоиерея Иоанна Рязанцева, и у других опытных священников, которые прошли достаточно серьезную школу жизни и служения в Церкви. Я наблюдал за ними и как-то спокойно вошел в те обязанности, которые появились после рукоположения.

После иерейской хиротонии сорокоуста тоже не совершал: в то время я оканчивал Академию, надо было писать и защищать диплом. После выпуска Святейший направил меня служить в Успенский храм Новодевичьего монастыря, и началась основная моя жизнь в качестве иерея. Но и тут проблем не было, может быть, только требовалось усвоить какие-то практические мелочи, на которые раньше я не обращал внимания.

Ценный опыт, который в последние десятилетия появился в Русской Православной Церкви, - это практика «сорокоуста» для тех, кто недавно принял благодать священства. О том, как ставленники постигают богослужебные традиции и с какими трудностями сталкиваются, «Журналу Московской Патриархии» () рассказывает ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Михаил Рязанцев.

Ваше Высокопреподобие, как и почему появилась практика для ставленников в кафед­ральном соборном Храме Христа Спасителя? Как она изменилась за последние годы?

Эта традиция сформировалась при Святейшем Патриархе Алексии II. Ранее на приходах рукополагали мало, в основном это происходило в духовных учебных заведениях. Когда же современная церковная жизнь уже получила достаточное развитие, возникла и необходимость, и возможность введения практики для ставленников. Она длилась ровно 40 дней, это был в полном смысле слова сорокоуст.

В разных епархиях практику проходят по-своему. Надо сказать, что в Московской городской епархии большую часть иерейских хиротоний сейчас совершает сам Святейший Патриарх Кирилл, потому что считает, что должен лично познакомиться с человеком, на которого будут возложены руки.

Священник вечером того же дня после хиротонии приходит в наш храм и начинает служить. Кроме Храма Христа Спасителя, рукоположенных священнослужителей могут направить для этого в Богоявленский собор в Елохове, в храм Вознесения Господня у Никитских ворот или в храм Мартина Исповедника.

Изначально речь шла именно о 40 Литургиях подряд. Но не так давно к богослужебной практике прибавилась еще и практика социального служения. Сначала решили попробовать урезать богослужебную практику до 30 дней, а на оста­вшиеся 10 клирик поступал в распоряжение епископа Пантелеимона, руководителя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Но в итоге оказалось, что этого срока недостаточно, чтобы освоить основные премудрости богослужения. На последнем расширенном заседании Епархиального совета я обратился к Его Святейшеству с просьбой вернуть 40-дневные богослужения, и это решение было принято. Считаю, что этот срок - минимальный для того, чтобы практикант почувствовал себя уверенно. Ставленнический сорокоуст проходят и священники, и диаконы. Это не только совершение Божественной литургии, но и другие чинопоследования и требы. Все начинается со служения молебнов, потом вводим молодого священника в совершение таинств Крещения и Венчания.

Люди, которые приходят крестить своего ребенка или венчаться, не против, чтобы таинство совершал неопытный священник?

Возражений у нас никогда не было. Кроме того, если новорукоположенный не имеет достаточно знаний, он сначала в течение определенного периода времени сослужит более опытному клирику, смотрит на все со стороны. Конечно, многое зависит от предшествующего опыта человека. В течение первой недели мы смотрим, понимает ли он, как схватывает суть - быстро или ему нужна «раскачка».

Уровень подготовки ставленников, которые сейчас приходят к нам, разный. От очень хорошо подготовленных, которые буквально за три дня все осваивают, хорошо знают служебник и готовы показать свои знания на практике, до тех, кто с трудом ориентируется в своих новых обязанностях.

Но ведь молодой священник после духовных школ уже должен знать литургику на определенном уровне?

По моему мнению, раньше, когда семинария была средним учебным заведением, там давали более серьезную подготовку именно к совершению богослужения. Например, у нас литургику, а также предмет «Практическое руководство для пастырей» преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона, который тогда был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали».

Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил, до сих пор держится в голове. Да, мы мало занимались вопросами истории богослужения. Зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно. Сейчас в семинариях главный акцент делается на науке, языках и других предметах. И мы замечаем, что не все семинаристы считают важным уделять достаточное время практической литургике.

Но помимо знаний, полученных в духовных школах, сегодня существует еще и особая подготовка перед хиротонией. Эти обязанности распределены по викариатствам. Где-то более серьезно к этому подходят, где-то менее, и, к сожалению, слабая подготовка всегда очень ­заметна.

Святейший Патриарх Кирилл в последнее время все больше обращает внимание на подготовку молодых священников. Сейчас к этому начали подходить более строго. Ранее, если клирик проходил практику неудовлетворительно, это оставалось только на его совести. Теперь после окончания сорокоуста мы пишем характеристику - насколько, по нашему мнению, человек подготовлен к самостоятельному служению.

Может ли быть курс продлен по необходимости или, наоборот, сокращен для преуспевающих кандидатов?

Таких случаев у нас пока еще не было. Хотя в воспитательных целях клирикам приходится и «грозить»: будешь практиковаться, пока не научишься правильно служить.

Даже за 40 дней человека невозможно научить всему. Литургию они могут освоить, совершение треб, таинств, молебнов и прочих служб, а вот, скажем, великопостные службы могут остаться без должного внимания, потому что не все проходят практику в этот период. Или наоборот - те, кто служит у нас во время Великого поста, не так часто служат Литургию.

Для молодых священников практика в Храме Христа Спасителя - это сложное испытание? Не слишком ли тяжело новорукоположенному служить ежедневно, без выходных?

Введение ставленнического сорокоуста преследовало чисто практические цели. Потому что, когда человек приходит служить, он ­сначала может чувствовать себя неуверенно, бывает и дрожь в голосе или в коленях. Боится не туда повернуться, сделать что-то не так…

Мы стараемся объяснить молодому священнику, что волноваться не стоит. Ведь он пришел сюда, чтобы учиться, и поэтому не должен бояться ошибок. Конечно, сложнее, если человек делает одну и ту же ошибку каждый раз на одном и том же месте. Но чаще всего исправляется - в этом и есть личностный рост, совершенствование.

Очень хорошо, если после практики молодой священник попадает к опытному настоятелю. А вот если его самого назначают настоятелем и на него сваливается множество попечений, то это уже труднее. Поэтому я советую пользоваться моментом, когда можно только служить и полностью вникнуть в суть богослужения. Читайте служебник, и лучше между службами, а не во время, когда надо не только смотреть последование молитв, но и видеть, что происходит вокруг! Практика - это время, когда ты освобожден от всех других своих обязанностей. Оно дается на постижение практического смысла богослужения.

Бывает, что после месяца практики чистый служебник оказывается весь испещрен комментариями, пометками, указаниями. Думаю, в будущем такая книга становится для священника дорогой памятью об этом времени.

Когда проходит волнение и появляется хотя бы минимальный опыт для молитвы? К пятой, к десятой службе?

Это сложный вопрос. Вероятно, это происходит, когда новые священнослужители покидают стены этого храма. Недели две после хиротонии клирик приходит в себя, потом у него, образно говоря, начинает проясняться сознание, и он уже ориентируется в своих действиях. Затем полученные навыки нужно закрепить. Я всегда говорю: нужно почувствовать опору под ногами, а все остальное приходит с опытом. Необходимые основы в результате осваивают все, но дальше многое зависит от личности священнослужителя.

Разумеется, нельзя обобщать, потому что иногда приходят уже подготовленные клирики. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать.

В духовном смысле, поскольку человек на первых службах часто возбужден и боится ошибиться, говорить о какой-то сугубой молитве трудно. Я сам через это проходил. Со временем приходит и спокойствие, и уравновешенность, и уверенность в своих священнодействиях, и тогда уже начинаешь молиться как должно. Это приходит уже после сорокоуста.

Кроме волнения, с какими еще психологическими и духовными проблемами сталкиваются молодые священники?

Мой опыт показывает, что молодым священникам нужна духовная поддержка. В этом году было принято решение, чтобы новопоставленный священнослужитель два раза в неделю мог общаться с духовником по вопросам своего состояния. Это очень своевременно. Надо помнить, что служение не происходит только механически, есть и духовная, и душевная сторона. На личность и труд священника влияет также и то, как выстроены взаимоотношения в его семье, и то, как изменилась его жизнь после рукоположения. Тут, конечно, могут подстерегать какие-то проблемы. Эти вопросы и надо обсуждать с духовником.

Вообще 40 дней - не такой большой срок, чтобы можно было испытать все разнообразие чувств и психологических состояний, которые проходит священник после рукоположения. Если приходят люди, которые сильно волнуются, то хорошо, если к концу практики они начинают действовать увереннее. А если приходят уже с определенным опытом, тогда могут служить даже сразу с явным удовольствием. Бывает и так, что клирика рукополагают, а он уже где-то несет послушания: в епархии или в викариатстве, и ему приходится между службами заниматься еще и своими служебными обязанностями. Таким людям, конечно, сложнее.

Что должно быть итогом практики - знание наизусть чинопоследования? Есть ли практические «секреты» в обучении?

Очень важна степень самоподготовки. Хочется уже сейчас пожелать алтарникам или диаконам, которые думают о священническом сане, чтобы они не замыкались на своих обязанностях и смотрели шире. Кто знает, когда Промысл Божий призовет к служению? Хорошо заранее начать готовиться к принятию сана.

То, что происходит в алтаре, например, во время Херувимской песни, - происходит в динамике, и, конечно, священник должен уже знать все диалоги с диаконом, успеть снять покровцы со священных сосудов и покрыть их воздухом. Как правило, именно на этом практиканты стопорятся, и никто ничего не может вспомнить. К этому моменту надо готовиться.

Что касается «секретов», то, например, стал уже классическим способ удерживать под локтем книгу во время каждения. Без этого иногда поначалу руки «разлетаются» и уголь может вылететь. Или еще все повороты учу делать только через правое плечо. Многие делают по-другому. Конечно, ничего сакрального в этом нет, но, когда все делается чинно и по определенному порядку, это помогает прихожанам, не рассеивает внимание, не отвлекает от молитвы.

Как Вы сами, будучи молодым священником, справлялись с трудностями, о которых сейчас рассказали? Что было самым сложным и насколько Ваша практика отличалась от той, которая есть у молодых священников сейчас?

Лично я не проходил сорокоуст в том виде, в каком его проходят сейчас. Меня рукоположили в диаконы, когда я еще иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Пимена. Мое служение было в основном на его службах в субботние и воскресные дни, да и то не всегда, поэтому диаконская практика у меня небольшая - всего год. После священнической хиротонии меня назначили в Новодевичий монастырь. Когда я туда пришел, у меня тоже не было сорокоуста, но мне помогали старшие священники. Для меня лично это не было какой-то особой проблемой. Мой отец был священником, и я все видел с детства. Пожалуй, трудностью было вникнуть в смысл читаемых молитв. Хотелось успевать не только совершать какие-то необходимые действия, но и молиться от всего сердца, а это не получалось.

Но я достаточно уверенно себя чувствовал даже на первых службах. И потому мне не понятно, как иногда так получается, что рукополагаются дети священников, а у нас на практике потом оказывается, что их знаний недостаточно.

Кто еще, помимо Патриарха Пимена, был для Вас образцом служения?

Главным примером для меня был мой отец - протоиерей Иоанн Рязанцев. Кроме того, когда я служил в Богоявленском соборе, мне посчастливилось служить вместе со многими достойнейшими священнослужителями. Например, такими, как протопресвитер Виталий Боровой, протопресвитер Матфей Стаднюк. Он подавал нам пример: приходил на раннюю Литургию и читал записки, а потом шел служить позднюю Литургию.

В Новодевичьем монастыре я учился у священников Леонида Кузьминова, Сергия Суздальцева. Они были разными по характеру и менталитету, но этих пастырей объединяло особое благоговейное отношение к богослужению. Эти люди прошли если не через прямые гонения, то через серьезные унижения точно. И когда они принимали сан, они знали, на что идут, но у них была вера и желание послужить Богу и людям. Это чувствовалось: они шли не за карьерным ростом, о котором, к сожалению, иногда помышляет нынешнее духовенство. Никто из них об этом не думал. Такие примеры были у меня перед глазами, и я сейчас стараюсь им подражать, продолжать московскую традицию богослужения.

Какие особенности служения Литургии, характерные для этих замечательных пастырей, Вы считаете важным донести до молодых священников?

Московская традиция служения всегда отличалась благолепием, богослужение было красивым и вдохновенным. Я помню еще в советские времена, как к нам в гости приехал священник из Ленинграда - они вместе с моим батюшкой учились в семинарии. Когда они поездили по нашим московским храмам, то гость удивился: «Как у вас благолепно в храмах! Красота, чистота, порядок». Ясно, что он имел в виду не красоту архитектуры или интерьера, а именно отношение к храму как к святыне. У нас даже бабушки прибирались в храмах после окончания службы с особенной любовью - чистили подсвечники, протирали полы, каждый уголок. Это делалось не просто по обязанности. Люди воспринимали храм как святое место, где должен быть особый порядок.

Я часто говорю диаконам, которые у нас проходят практику, что служение начинается с выхода на ектению. Он еще ничего не произнес, а люди уже видят его и настраиваются. Одно дело, когда он выходит опрятный, идет благоговейно, уверенной поступью, спокойно. Но если опрометью «вылетают» из алтаря и начинают торопливо или небрежно совершать крестное знамение, то это очень нехорошо.

Настроение священнослужителя всегда передается людям. Если диакон или священник благоговеет перед тем, что он делает, то это благоговение по особому Божиему произволению переходит на людей. И даже не только на молящихся, но и на тех, кто заходит в храм из любопытства.

В Храме Христа Спасителя и клирики, и другие служащие стараются сохранить дух традиционного московского богослужения. Поэтому молодые священники могут получить здесь хорошую практику. Нельзя сказать, что это какой-то очень большой опыт, но хотя бы главному они успевают научиться.

Беседовала Антонина Мага

 
Статьи по теме:
Шашлык с дымком в духовке
Когда появляется желание полакомиться ароматным шашлыком, а за окном дождь или вообще зима, а очень хочется почувствовать запах лета и насладиться мясом с «дымком», тогда и вынимается из рукава вот этот рецепт. Домашний шашлык с запахом костра в «быстром»
Значение рыси в славянской культуре Работа с энергией тотема
...фигню всякую про вас думаю...:-)))Тотем Рысь... Будьте молчаливым.Станьте наблюдателем.Почитайте секрет мудрости,которую Вы храните! СЕКРЕТЫ Если Вы хотите узнать секрет, просите помощь у Рыси. К сожалению, трудно уговорить тихую Рысь, заговорить. Ры
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те