Новое поэтическое течение серебряного века. Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

И литературы

Пояснительная записка

На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIX-XX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы , познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.

Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Направление, даты

Философские, исторические, литературные корни

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н. Некрасова

М. Горький

Г. Кржижановский

Д. Бедный (Придворов)

Поэтическое воплощение философии активного действия

Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет

Поэзия гражданского звучания

«партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С. Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»

Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма

Знаниевцы

Новокрестьянские поэты

Акмеизм, 1911

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А. Фета, И. Никитина, А. Полонского, А. Кольцова

Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века

Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса

Итальянский футуризм

А. Лукьянов

А. Черемнов

С. Клычков

С. Есенин

Н. Орешин

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

М. Кузмин

В. Маяковский

Д. Бурлюк

В. Хлебников

И Северянин

К. Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»

«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915

«Бродячая собака», «привал комедиантов»

«Гилея», сборник «Садок судей»

«Петербургский глашатай», 1912

Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов

В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной

Пейзажная лирика уступает место философской

Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации

Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы

«Акме» - ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций

Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова

И. Бунин «недостатки современной поэзии»

Единой школы и поэтической программы не создали

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»

«Пощёчина общественному вкусу», 1910

«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»

«Времена года»

Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»

Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»

Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин

Журнал «Золотое руно»

Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX - начала XX веков

Декаданс

Символизм

Философско-религиозный символизм

Младосимволизм

Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм,

Греческая мифология

Философия В. Соловьёва

И. Анненский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

В. Иванов

Б. Пастернак

В Набоков

А. Скрябин

В. Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»

Литературный салон З. Гиппиус

Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека

Искусство как общественно-религиозное действо

Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В. Брюсов «Русские символисты»

В. Иванов «Две стихии в современном символизме»

А. Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений

Творчество Н. Рериха

М. Врубель

Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX - начала XX веков

1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам

2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.

4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов

6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

7.Для какого из литературных течений (направлений) статья «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты

8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов

9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам

10.К какому из литературных течений относится творчество И. Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты

Использованная литература

Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.

Откуда возник термин «поэзия Серебряного века»? Какие шедевры родились в это время? К каким экспериментам прибегали некоторые поэты? Как стремились привлечь к себе внимание? Почему многие из них оказались забытыми? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Интеллектуальный взрыв

Русская поэзия конца XIX — первых десятилетий XX века известна как поэзия Серебряного века. Термин как таковой возник уже после окончания этого периода, во второй половине прошлого века. Название образовалось по аналогии с термином Золотой век, то есть Пушкинская эпоха. И это глубоко символично, ведь Серебряный век русской поэзии дал миру много ярких имен. С поэзией Серебряного века связывают имена Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и других.

Многочисленные и разнообразные литературные направления рубежа веков в целом можно назвать одним словом — модернизм (от французского «новейший, современный»). На самом деле модернизм был очень разноплановым, в нем существовали разнообразные течения. Самые знаковые из них - символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Выделяют также крестьянскую поэзию, сатирическую поэзию и другие течения.

Модерн и в европейской, и в русской поэзии отличался поиском новых форм и выразительных средств. Это было время творческого поиска, который часто приводил к ярким находкам. Но испытание временем прошли далеко не все поэты, имена многих из них известны сегодня только филологам. Многие по-настоящему талантливые поэты со временем выходили за узкие рамки того или иного литературного направления.

На рубеже веков Россия переживала сильнейший интеллектуальный подъем, который выразился прежде всего в поэзии и философии. Известный философ Николай Бердяев писал об этом времени так: «Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов...»

На поэтов Серебряного века большое влияние оказали философские учения самого Бердяева, а также Соловьева, Федорова, Флоренского с их идеей вечной божественной красоты, Души Мира, в слиянии с которой они видели спасение для всего человечества, а также Вечной Женственности. Остановимся на каждом из течений.

Символизм. Намеки и полутона

Это было первое и весьма значительное модернистское течение. Оно возникло во Франции, позже распространилось в России. Характерно не только для литературы, но и для музыки, живописи.

В этом литературном направлении выделяют два этапа. Первый - «старшие символисты» (Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и другие). Их дебют состоялся в 1890-е годы. Спустя несколько лет символизм пополнился новыми силами и новыми эстетическими взглядами. «Младшими символистами» стали Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый.

По словам Вячеслава Иванова, поэзия - это «тайнопись неизреченного». Ценность творчества виделась в недосказанности, намеках, а передать тайный смысл должен был символ.

Помните знаменитые блоковские строки из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», наполненные символами?

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней...

Кроме символа, передающего мимолетность бытия, большое значение символисты придавали музыке, поэтому в их стихотворениях прослеживаются словесно-музыкальные созвучия. Для символизма характерны широкие ассоциации с культурой предыдущих эпох.

Символизм обогатил русскую поэзию настоящими открытиями: поэтическое слово стало многозначным, в нем открылись новые грани и дополнительные оттенки. Символисты использовали сочетания тех или иных звуков для создания образа (так называемая аллитерация), а также разнообразие ритмики. Пример аллитерации у Бальмонта - нарочитое повторение звука «л»:

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

Но всё перечисленное относится к внешней форме стиха. А главное, конечно, внутреннее наполнение. Символисты по-новому поставили вопрос о роли художника (в широком смысле этого слова) в жизни общества, сделали искусство более личностным.

Акмеизм. Достигшие вершин

Термин произошел от греческого akme, что обозначает «вершина, высшая степень чего-либо». Если символисты тяготели к сверхреальному, многозначности образов, то акмеисты - к поэтической точности, чеканному художественному слову. Акмеисты были аполитичны, злободневные проблемы не проникали в их творчество.

Главной ценностью для этого литературного направления была культура, которую они отождествляли с общечеловеческой памятью. Поэтому акмеисты часто обращаются к мифологическим образам, сюжетам (например, Гумилев - «Из букета целого сиреней...» и многие другие стихи).

Кроме того, они ориентировались не на музыку, как символисты, а на архитектуру, живопись, скульптуру - то есть то, что подразумевает трехмерность, пространственность. Акмеисты любили красочные, живописные, даже экзотические детали.

Это литературное направление включало многих талантливых поэтов-друзей. Свое объединение они назвали «Цех поэтов». А предшествовал этому скандал. В 1911 году в салоне Вячеслава Иванова, где, как обычно, собрались литераторы, чтобы представить свои стихи и обсудить чужие, произошел конфликт. Несколько поэтов, обидевшись на критику в свой адрес, просто ушли. Среди них был и Николай Гумилев, которому не понравилась критика его «Блудного сына». Так, в противовес «Академии стиха» родился «Цех поэтов».

Главное правило акмеистов - ясность поэтического слова, лишенного чего-то туманного. Акмеизм как литературное направление объединил очень талантливых и самобытных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама. Другие из «Цеха поэтов» не достигли такого высокого уровня.

Вспомним проникновенную женскую лирику Ахматовой. Взять хотя бы такие строки:

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?" —

От того, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

Непросто сложились судьбы многих поэтов Серебряного века, в том числе Анны Ахматовой. Первый муж, Николай Гумилев, расстрелян в 1921 году; второй, Николай Панин, погиб в 1953 году в лагере; сын, Лев Гумилев, долгие годы тоже находился в заключении.

Футуризм. На заре PR-компаний

Название этого литературного направления произошло от латинского слова futurum, что означает «будущее».

Если акмеизм зародился в России, то родиной футуризма считается Италия. Идеолог футуризма Маринетти видел задачу футуризма вот в чем: «ежедневно плевать на алтарь искусства». Ничего себе заявление, правда? Впрочем, разве не то же самое делают сегодня многие так называемые литераторы, художники, которые откровенную гадость выдают за произведение искусства?

Футуристы поставили амбициозную цель - создать искусство будущего, причем весь предшествующий художественный опыт они отрицали. Поэты сочиняли манифесты, зачитывали их со сцены, затем публиковали. Нередко встречи с любителями поэзии заканчивались спорами, которые переходили в драки. Таким образом это литературное направление получало известность. Знакомый, как сейчас говорится, пиар-ход, не правда ли? Взять хотя бы политиков или представителей шоу-бизнеса, знающих, что именно привлечет внимание публики...

Слова у футуристов располагались совершенно свободно, часто нарушались какие-либо логические связи, было вообще непонятно, о чем речь, что хотел сказать поэт.

Справедливости ради отметим, что эпатаж использовали представители всех модернистских течений. При этом у футуристов он был на первом месте и проявлялся во всем - от внешнего облика (вспомним выступления Маяковского в его знаменитой желтой блузе) и до самого творчества.

Представители этого литературного направления в России - Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых и другие. Кстати, большинство из них были еще и художниками, создавали плакаты, иллюстрации к книгам.

Главные черты футуризма: бунтарство, смелые эксперименты в стихосложении, появление авторских неологизмов - то есть слов, которых до этого никто не употреблял, различные словесные эксперименты.

Вот одно из стихотворений Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Понятно, что такие строки так и остались экспериментом. А вот Маяковский стал явлением в поэзии, в том числе - в стихосложении.

Его знаменитая «лесенка», то есть особое расположение коротких строк, популярна и сегодня.

Имажинизм. Увлечение юного Есенина

Это литературное направление, родившееся на Западе, возникло в России после 1917 года. Название происходит от слова image, которое есть и в английском, и французском языке и обозначает «образ».

Первый творческий вечер имажинистов прошел 29 января 1919 года. Там была прочитана декларация с основными принципами нового направления, а подписали ее Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев и Вадим Шершеневич, а также два художника. В декларации подчеркивалось, что орудие мастера искусства - образ и только образ. Дескать, он, как нафталин, спасает произведение от моли времени.

Приведем строчки Мариенгофа:

Язык

Не вяжет в стих

Серебряное лыко,

Ломается перо — поэта верный посох.

Приди и боль разуй. Уйду босой.

Приди, чтоб увести.

Имажинисты заявляли, что содержание в художественном произведении - вещь совершенно ненужная, был бы только найден образ. Но опять-таки, в подобных заявлениях было больше эпатажа. Ведь стремление к образности художественного слова было, есть и будет у любого поэта, к какому бы направлению он себя ни причислял.

Как мы уже говорили, многие талантливые поэты только на первых порах входили в те или иные литературные направления и объединения, а затем находили собственный путь и стиль в искусстве. Так, к примеру, Сергей Есенин в 1921 году отметил, что имажинизм - это кривлянье ради самого кривлянья, и порвал с этим направлением.

Основой непревзойденной есенинской поэзии стали Русь, малая родина, фольклор, крестьянское мировоззрение.

Многие литературоведы выделяют среди литературных направлений крестьянскую поэзию, представителями которой являются, кроме Есенина, Демьян Бедный, Николай Клюев и другие.

Одно из направлений поэзии рубежа веков - сатирическая поэзия (Саша Черный, Аркадий Аверченко и другие).

Как видим, поэзия Серебряного века была очень разноплановой, включала многочисленные литературные направления. Что-то безвозвратно ушло в прошлое - просто как неудавшийся эксперимент. Но творчество Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Цветаевой, Пастернака (двое последних, кстати, были вне конкретных литературных направлений) и некоторых других поэтов действительно стало ярким событием в русской литературе, а также оказало значительное влияние на многих современных поэтов.

Немало стихов поэтов Серебряного века и сегодня у всех на слуху. Взять хотя бы неразгаданный шедевр Цветаевой, который трудно объяснить с позиций логики, «Мне нравится, что вы больны не мной...» - романс, известный всем по фильму «С легким паром...».

Судьбы целого ряда поэтов Серебряного века были трагическими. Причины - и личные, и социальные. Эти поэты прошли революции, войны, репрессии, эмиграцию, сохранив высокий дух истинной поэзии. Широкому кругу читателей творчество многих из них стало известно лишь в 90-е годы прошлого века, поскольку долгое время они считались запрещенными.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. «Серебряный век» протекал с 1892 до 1921 годов. Путь, который проделала Россия с середины 90х до октября 1917года столь грандиозен, что его содержание будет разворачиваться в провиденциальном плане и живом опыте человечества и человека еще длительное время. Бунин, Брюсов, Бальмонт, З.Гиппиус, Сологуб, Белый, Кузмин, Ходасевич, Гумилев, Мережковский, Цветаева, Есенин, Северянин, Хлебников; Ахматова, Адамович, Пастернак именно их творчество оказалось вершинным в русской поэзии 20х – 30х гг, 40х-60хгг. На долю одного, двух поколений русских художников выпали испытания и потрясения величайшие, изменившие саму систему мировых координат, смысл истории, назначение человека, судьбы культуры: поражение в русско-японской войне, первая революция, мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Это вело к невероятному напряжению чувств и мысли. Отсюда содержательная и формальная переполненность русского поэтического слова рубежа веков. В это время формируются такие литературные течения как символизм: (середина 90х годов Брюсов, Сологуб, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Блок, Белый, Соловьев)-основн принципы:а) мистическое содержание, б) расширение художественной впечатлительности, в) символ, как язык нового искусства не имеет четких границ; акмеизм, который противостоит символизму и провозглашает прекрасную ясность -Н.Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Михаил Зенкевич; футуризм (начало 10хгодов)-основной принцип «Все слова вдребезги».

Акмеизм(от греч. Высшая степень чего-либо, цветущая сила. А возник в пику символизму.

Начинали создавать кружек Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич (+ Гиппиус, Иванов, Нарбут, Кузьмин). Основная их задача: работать над техникой стиха. Они разбирают на собраниях стихи участников объединения. Акмеисты тоже издали свои теоретич трактаты: Н.Гумилев « Наследие символизма и акмеизма»,Сергей Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», Кузмин «О прекрасной ясности».

Акмеисты полемизируют с символистами. Если символизм обращает взоры в непознаваемое, а непознаваемое не может быть познано - так и нечего писать. Акмеизм провозглашал отказ от мистицизма непознаваемого, установка на земное, вещное восприятие мира, на «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь», на самоценность « прекрасной ясности». Акмеисты приняли этот мир со всеми красотами и безобразиями. Они не отказались от вечности, просто они не ушли отреальной действ-ти. В их пр-я хлынула экзотика (звери из др стран). Акмеисты называли себя Адамистами – приходит Адам в новый мир и дает новые названия. Важна ясность слова и мысли, простые, ясные стихи (кларизм – ясный). Акмеисты берут обыденные предметы, а в центр ставят человека, который живет на этой земле. А. привел нов героя. У символистов – слабый, рефлексирующий, болезненно воспринимающий. У акмеистов – здоровый, мужественный, смелый. Такой герой появл в пр-ях Гумилева (открыватели нов земель). А. в качестве языка выбирает вещность и предметность. А. длительное время оказывал влияние на литературу 20 века. Выразил тоску по мировой культуре.

§ Николай Гумилев -родоначальник Акмеизма, книги «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр», пьесы в стихах (Дон Жуан в Египте (1912), Игра (1913, опубликована 1916), Актеон (1913)).

; книга китайских стихов «Фарфоровый павильон» ввели в литературу героя сильного, которому чужда расслабленная энергия, который мужественно идет по земле. Гумилев создает двоемирие: мир героя и мир остальных людей, которые боятся жизни. Для Гумилева типичный герой таков - отрывок из ст-я «Капитаны»: На полярных морях и на южных/ По изгибам зеленых зыбей/ Меж базальтовых скал и жемчужных /Шелестят паруса кораблей//Быстрокрылых ведут капитаны/Открыватели новых земель/ Для кого не страшны ураганы/Кто изведал мальстремы и мель//Чья не пылью затерянных хартий -Солью моря пропитана грудь/Кто иглой на разорванной карте/Отмечает свой дерзостный путь//И, взойдя на трепещущий мостик/ Вспоминает покинутый порт/Отряхая ударами тростиКлочья пены с высоких ботфорт/Или, бунт на борту обнаружив/Из-за пояса рвет пистолет/Так, что сыпется золото с кружев/С розоватых брабантских манжет. Ст-е «Рн поклялся в строгом храме» - Г. Подвергает сомнению миф о вечной женственности. Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.…Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Анна Ахматова (1889-1966) – другая сторона акм-ма, А. потребовал новой системы форм. Важно, чтобы мир явился в его собственной плоти и отсюда оказывается важной поэтика детали.Ее ст-я отмечены особым знаком двойного сюжета. Драматургичность, психологизированность ее пр-ний. Смысл образуется сломанностью ритма. Ахм развивала жанр лирич пр-я, в кот всесвязующим была лирич деталь – оформление смысла. Стихи несут драму боли. Ст-е «Вечером»: Звенела музыка в саду/ Таким невыразимым горем./ Сежо и остро пахли морем / На блюде устрицы во льду. Мир ее поэзии – мир, кот не чуждается бытового сора. Раскрывая драму любовного ч-ва, использует бытовые предметы для раскрытия смысла. В 1910х гг. вышли три сборника «Вечер»1912, «Четки»1914, «Белая стая»1917: тема любовная, любовь, как поединок роковой. Представлены драматические сюжеты несчастной любви: ***Безвольно пощады просят/ Глаза. Что мне делать с ними/ Когда при мне произносят /Короткое, звонкое имя? Иду по тропинке в поле /Вдоль серых сложённых брёвен//Здесь легкий ветер на воле/ По-весеннему свеж, неровен. И томное сердце слышит/ Тайную весть о дальнем//Я знаю: он жив, он дышит/Он смеет быть не печальным. (Четки) ; ***Проводила друга до передней/ Постояла в золотой пыли/С колоколенки соседней/ Звуки важные текли// Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово/В потемневшее трюмо. ; ***Сжала руки под тёмной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью /Напоила его допьяна//Как забуду? Он вышел, шатаясь/Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру» (сб Вечер). В 10 гг в ее тв-ве настал период жены. В ее стихи приходит образ времени, дышащего катострофой. Тема войны – ст-е «Июль 1914», «памяти 19 июля 1914». Бесконечные российск дороги, по которым идут новобранцы, сопровождаемые воем матерей. Интимное ч-во родины: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе», «Приду туда, и отлетит томленье». Ст-е «Молитва» (1915) – им она накликала на себя все беды (расстрел Гумилева, задержание сына Льва).

О.Мандельштам для его восприятия характерна живая картина ровновесного мира, который важен сам по себе, важен своей реальной красотой – эта вещность чрезвычайно важна для него. Пристрастие к мелочам, кот он эстетизирует. Эстетизация деталей выражала обращенность М к огруж миру. Так же, как и Ахм он не боялся предметов обыденных (средних), он любил о них писать. Выстраивается вертикаль, в архитектуре города Мандельштама играют шпили, много архитектурных образов, которые вытягивают вверх земное пространство, но обусловливают устойчивость мира. Сборник «Камень» - ст-я, кот содержат пространства разных стран. Сборник сопрягает единичное, приходящее и вечное. В стихах о Петербурге в его знаменитых зданиях он сумел воплотить образ величественного и прекрасного города: А над Невой посольства полумира/Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства крепкая парфира, как власяница грубая, бедна. В первых двух строках через осязаемые образы видится красота и величие города на Неве, следующие строки снижают эту красоту, но создают образ сурового государства. Ст-е «Я полесинке приставной» - спрягат 2 начала – земное и имировое. Лир герой любуется соборами, башнями, крестами, кот утверждают укрепленность мира и выводят сознание за пределы только земных событий. Акмеизм антропоцентричен, чел – абсолютная ценность. М. выразил тоску по мировой культуре. В своих ранних пр-ях показал, что иск-во связано с мировой культурой естественными связями – ст-е «Я не слыхал рассказов Оссиана» - М, прикасаясь к этой цепи, получает новые знания, он восстанавливает культурную цепь..

Тема и цель проекта Тема: Течения в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Цель: Показать стилевое разнообразие в русской литературе начала 20 века, отразившееся в поэзии символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов и выявить отличительные особенности с Золотым веком.

Проблемные вопросы Основополагающий вопрос: каково влияние золотого века русской поэзии на серебряный? Какой из них вам близок? (Предполагается, что ученики освоили поэзию золотого века) Частные вопросы: 1. Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов этих направлений по сравнению с Золотым веком? 2. Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Какая взаимосвязь с Золотым веком? 3. Серебряный век – это новое слово в русской поэзии или последствия Золотого века?

Типологические признаки проекта По доминирующей деятельности – смешанный тип (исследовательско-творческий) По предметно-содержательной области – межпредметный (история, литературоведение) По характеру координации – открытый По характеру контактов – среди одного класса По количеству участников проекта – групповой По продолжительности выполнения – долгосрочный

Поисковый этап Формирование творческих групп (4 группы: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм) Выбор темы Распределение обязанностей в группах (историк, литературовед, издатель, баттл-поэты). Анализ проблемы

Поисковый этап Ученики делятся на 4 группы: - Исследователи творчества символистов; - Исследователи творчества акмеистов; - Исследователи творчества футуристов; - Исследователи творчества имажинистов В каждой группе выбираются ответственные по аспектам деятельности: историк, литературовед, издатель.

Поисковый этап Авторы, отобранные для проекта: - Для группы символистов (Брюсов, Блок) - Поэзия имажинистов (Есенин, Шершеневич). - Поэзия акмеистов (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). - Для группы футуристов (Маяковский). - Поэты Золотого века для сравнения (Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Баратынский)

Конструкторский этап Составление плана практической реализации проекта. Обсуждение возможных источников информации. Выполнение заданий в группах. самостоятельная работа групп по обсуждению творческих заданий.

Конструкторский этап Задания для группы символистов: Каков исторический контекст русского символизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты символистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века? На примере стихотворений основных представителей символизма (Брюсов, Белый, Блок) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы акмеистов: Каков исторический контекст русского акмеизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты акмеистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века. На примере стихотворений основных представителей акмеизма (Мандельштам, Гумилев, Ахматова) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы футуристов: Каков исторический контекст русского футуризма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты футуристов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя футуризма (Маяковский) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Конструкторский этап Задания для группы имажинистов: Каков исторический контекст русского имажинизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты имажинистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя имажинизма (Есенин) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Технологический этап Самостоятельная работа групп по выполнению заданий и оформлению результатов. Каждая группа соединяет всю собранную информацию в единую брошюру по своему течению.

Технологический этап Работа в группе символистов: Работа для историка: изучить биографию основных представителей, историю течения. Провести сопоставление с Золотым веком. «Что общего и различного? » Работа для литературоведа: Провести анализ стихотворений, раскрыть основные черты стиля, указанные в манифестах. Сопоставить с творчеством поэта Золотого века (Пушкинская плеяда: стихи Баратынского, Вяземского) Работа для издателя: собрать и отредактировать сведения, собранные литературоведом и историком, подготовить их к изданию)

Заключительный этап Презентация проекта в виде брошюры, подготовленной каждой командой. Организуется выставка брошюр в библиотеке с последующей их защитой. Определение лучшей брошюры с помощью учительского жюри. Ответ на основополагающий проблемный вопрос Анализ и оценка результатов. Рефлексия.

Список основной литературы Литературное наследство. – М. : 1937. Белый А. Символизм как миропонимание. – M. : Республика, 1994. – 528 с. Колобаева Л. А. Русский символизм. – М. : МГУ, 2000. – 296 с. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. В. Я. Коровиной.

 
Статьи по теме:
Шашлык с дымком в духовке
Когда появляется желание полакомиться ароматным шашлыком, а за окном дождь или вообще зима, а очень хочется почувствовать запах лета и насладиться мясом с «дымком», тогда и вынимается из рукава вот этот рецепт. Домашний шашлык с запахом костра в «быстром»
Значение рыси в славянской культуре Работа с энергией тотема
...фигню всякую про вас думаю...:-)))Тотем Рысь... Будьте молчаливым.Станьте наблюдателем.Почитайте секрет мудрости,которую Вы храните! СЕКРЕТЫ Если Вы хотите узнать секрет, просите помощь у Рыси. К сожалению, трудно уговорить тихую Рысь, заговорить. Ры
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те