«Поэтическая символика А. Блока. Певец прекрасной дамы

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви...

А. Блок

Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что "это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности".

На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале "Вечной женственности", символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме". Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.

Предчувствую Тебя, Года проходят мимо.Все в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,И молча жду, - тоскуя и любя.

"Стихи о Прекрасной Даме" почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:

О, взойди же предо мноюНе в одном воображеньи!

Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: "Но страшно мне - изменишь облик Ты..." Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:

Ты, обманут неизвестным:За священные мечты,Невозможно бестелеснымОткрывать свои черты.

Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:

Мне страшно с Тобой встречаться,Страшнее Тебя не встречать...А хмурое небо низко -Покрыло и самый Храм.Я знаю: Ты здесь. Ты близко.Тебя здесь нет. Ты - там.

Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:

Убегаю в прошедшие миги,Закрываю от страха глазаНа листах холодеющей книги -Золотая девичья коса.

Надо мной небосвод уже низок,Черный сон тяготеет в груди.Мой конец предначертанный близок,И война, и пожар - впереди.

Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое "виденье, непостижимое уму": "Ты в поля отошла без возврата". Но перед поэтом открылся реальный мир - многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.

Отворяются двери - там мерцанья,И за ярким окошком - виденья.Не знаю - и не скрою незнанья,Но усну - и потекут сновиденья.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; А. Блок - певец Прекрасной Дамы уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию "вочеловечения". Главный герой трилогии - лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической "автобиографии души" уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной
    Г.) "Стихи о Прекрасной Даме" - это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева,
    Прототип популярного цикла Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1904) - возлюбленная и жена поэта - Любовь Дмитриевна Менделеева. Как божественная Беатриче для Данте, несравненная Лаура для Петрарки, Любовь Менделеева стала для Блока воплощением его неземной любви. В дневнике поэта сохранились записи об обстоятельствах его личной жизни, которые и легли в основу первого сборника. В 1901-1902 годах во время прогулок по петербургским улицам Блока всё чаще и чаще посещают видения: ему
    Цикл "Стихи о Прекрасной Даме" (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на "новую поэзию", которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. "Стихи о Прекрасной Даме" были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через
    Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок третьей дочери ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова, Александры Андреевны. Мать поэта вскоре после рождения сына из-за невыносимого отношения мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока, (1852-1909) ушла от него. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского
    В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! А. Блок Стихотворение "Незнакомка" стало этапным в творчестве Александра Блока, потому что продемонстрировало разрыв поэта с символизмом. Блок не мог больше скрываться от действительности в своем идеальном мире; сложный и противоречивый мир человеческих страданий, смятения, борьбы звал его, настойчиво привлекая внимание. Блок чувствует, что в погоне за мечтой он оторвался от реальности, попал в тупик: ненавидя буржуазный мир, презирая мещанство, он не знает, что
    Моя тема - тема о России. А. Блок Описание событий в романах и других произведениях одного из величайших в истории литературы поэта А. Блока ярко, самобытно, многопланово. Наверное, нет человека, который смог бы остаться равнодушным, прикоснувшись к его великому наследию. Неприятие "страшного мира" действительности и жажда обновления жизни заставили поэта отойти от идеалов, выраженных в цикле "Стихи о Прекрасной Даме", и накрепко связать свою жизнь и творчество с Родиной и своим народом. С
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви... А. Блок Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чув­ствующий лирик, которому присущи и романтические по­рывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький пи­сал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и чело­век бесстрашной искренности». На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мысли­теля и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвест­ников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Пре­красной Даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радос­тью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта прини­мает внеземные, сверхчувственные формы, становится сим­волом высшего воплощения совершенства, гармонии, кра­соты, женственности. Предчувствую Тебя, Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. «Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отреше­ны от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет име­ни - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир: О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи! Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне - изменишь облик Ты...» Это тревожит ли­рического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается: Ты, обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты. Со временем окружающий мир с его трагедиями и кон­фликтами, человеческими страданиями, хаосом, революци­онными событиями вторгается в изолированный мир меч­таний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недости­жим в реальности его идеал: Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко - Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощуща­ет, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки: Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги - Золотая девичья коса. Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар - впереди. Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без воз­врата». Но перед поэтом открылся реальный мир - мно­гообразный, противоречивый, человечески-земной, новый. Отворяются двери - там мерцанья, И за ярким окошком - виденья. Не знаю - и не скрою незнанья, Но усну - и потекут сновиденья.

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились предчувствия, тревоги, упования времени, сулившего "неслыханные перемены, невиданные мятежи". Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, когда "раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта", как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

"Стихи о Прекрасной Даме" - явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней - событие, имеющее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одвом предчувствую Тебя.
Весь горизовт в огве - и ясев нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

Название "Стихи о Прекрасной Даме" - чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. "Я сильно светился", - вспоминал позже Блок "мистическое лето" 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточению поэтической мечты на идеале, принявшем неземные, сверхчувственные формы. "Виденье, непостижимое уму", является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..."), видел ее ("Молодая, золотая... шла Ты яркою стезею...") и утратил ее ("Ты в поля отошла без возврата").

Создавался "роман в стихах", в нем "деревенское преобладает над городским; все внимание на правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой". Блок писал также об ощущаемом им в то время "необычайном слиянии с природой".

В "Стихах о Прекрасной Даме" нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней.
Внизу - родимая долина,
И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди "знаков" - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,
Молодая, золотая.
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезею...
О, взойди же предо мвою
Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано ("предчувствие изменения облика"): "Но страшно мне - изменишь облик Ты..." Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:
За священные мечты
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать...
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэзию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема "подруги вечной", олицетворяющей "Вечную Женственность": "Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет..." Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался.

Начиналась страшная, никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904 года Блок признается, что Прекрасная Дама его покинула - навсегда.

Она отошла "в поля без возврата". Единая направленность творчества - гимны той, всецелая погруженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий.

Много ипс - свободных, юных, статных -
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Родины.

ПЕВЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

Об Александре Блоке написаны десятки литературоведческих исследований. Но его биография, изломанная личными драмами и социальными потрясениями, хранит немало неизвестных страниц. Авторов фильма, продюсеров Людмилу Снегиреву и Олега Вольнова, интересует не только творчество, но и личная жизнь поэта. Блок подарил своей жене - Любови Дмитриевне - бессмертие, посвятив ей лучшие стихи. Но супружеской верности между ними не было. У обоих были романы, которые они даже не скрывали. Еще при жизни поэта ходили слухи, что у него есть внебрачные дети. Авторы фильма встретились с предполагаемыми потомками поэта и расспросили, что из этих слухов правда. Они впервые взяли интервью у вероятного прямого потомка Александра Блока - Андрея Люша.
Зрители увидят рукописные оригиналы самых известных стихов, и узнают, как они создавались, как Блок искал свою Музу, свою Прекрасную Даму.
Авторы побывали и на малой родине Блока - в подмосковном имении Шахматово, не пережившем революцию, но бережно восстановленном неравнодушными к творчеству поэта. Там будущий поэт сочинил свои первые стихи, встречал рассветы с Прекрасной Дамой, искал вдохновение. Он приезжал туда ежегодно в течение 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Там было написано почти 300 стихотворений. Андрей Белый писал: “Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и даже: быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори”.
Поэт приветствовал революцию, он же участвовал в составлении документов, связанных с отречением от престола царя Николая II. Черновики этих документов, написанные его рукой, в фильме покажут впервые. В фильме участвуют: блоковед, троюродный племянник Блока Владимир Енишерлов, сотрудник НИИ антропологии МГУ Илья Перевозчиков, эксперт по Блоку из Института Мировой Литературы Дина Магомедова, художник Валерий Розо, директор Музея-усадьбы Блока в Шахматово Светлана Мисочник, сотрудник Музея-квартиры Блока Марина Иванова и другие.
Фильм «Я медленно сходил с ума» будет показан на Первом канале 16 ноября в 00:30.

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви...

А. Блок

Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чув-ствующий лирик, которому присущи и романтические по-рывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький пи-сал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и чело-век бесстрашной искренности».

На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мысли-теля и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвест-ников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Пре-красной Даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радос-тью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта прини-мает внеземные, сверхчувственные формы, становится сим-волом высшего воплощения совершенства, гармонии, кра-соты, женственности.

Предчувствую Тебя, Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.

«Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отреше-ны от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет име-ни — и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:

О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи!

Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне — изменишь облик Ты...» Это тревожит ли-рического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:

Ты, обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты.

Со временем окружающий мир с его трагедиями и кон-фликтами, человеческими страданиями, хаосом, революци-онными событиями вторгается в изолированный мир меч-таний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недости-жим в реальности его идеал:

Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко — Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощуща-ет, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:

Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги — Золотая девичья коса.

Материал с сайта

Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар — впереди.

Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без воз-врата». Но перед поэтом открылся реальный мир — мно-гообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.

Отворяются двери — там мерцанья, И за ярким окошком — виденья. Не знаю — и не скрою незнанья, Но усну — и потекут сновиденья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные