Финская оккупация и освобождение Петрозаводска: свидетельство очевидца. Финские концлагеря. Неизвестные страницы прошлого

Отношения СССР и Финляндии в 1920-30-ых годах были напряжёнными. Советско-финская (Зимняя) война 1939-1940 годов стала ключевым событием, подтолкнувшим правительство Финляндии к союзу c Германией. Идея возвращения потерянных территорий получила большое распространение в общественном мнении Финляндии. Креп интерес и к территориям, ранее Финляндии не принадлежащим. Таковой являлась Восточная Карелия. Появился ряд исследований, в которых доказывалась близость этого региона к культуре Финляндии. Таким образом, военная экспансия Финляндии имела цель не только вернуть отторгнутые территории, но и захватить новые.

Начало Великой Отечественной войны дало возможность Финляндии реализовать эти планы. Совместно с Германией финны перешли границы СССР на севере, оккупировав большую часть Карело-Финской ССР.

На захваченных территориях финны перешли к внедрению своей административной системы. Созданное приказом маршала Маннергейма Военное управление Восточной Карелии (ВУВК) было главным органом в этой системе. Его руководителем стал подполковник Котилайнен. Он выпустил распоряжение, которое обязывало всех местных жителей выполнять приказы финской администрации. Появился перечень требований для населения, который провозглашал ряд запретов. В их число входили запреты на оружие и радиоаппаратуру, нахождение в ночное время суток на улице, присваивание или порчу государственного имущества, хранение и распространение политических книг. Советские солдаты, должны были сложить оружие и сдаться в плен. Жителям предписывалось описать своё имущество и вернуться к занятию повседневной работой.

Административно-территориальное устройство захваченных земель также подверглось изменению. Вместо прежних образований появились три крупных округа: Олонецкий, Масельгский и Беломорский. Округа состояли из более мелких единиц – районов, которые в свою очередь делились на участки. Для управления участками назначались коменданты. Они осуществляли административное, хозяйственное и военное и руководство участками. Крупными деревнями управляли уполномоченные Военного управления с помощниками-старостами. Кандидатуры на низовые управленческие должности (поселковых комендантов и сельских старост) выбирались из числа местных жителей.

В крупных населённых пунктах были созданы полицейские участки. Полицейские следили за соблюдением норм и порядков, установленных властями. К нарушителям порядка применялись различные карательные санкции, в том числе и расстрел. Около трети местного населения было перемещено в специальные лагеря. Их узники содержались в плохих условиях, что привело к гибели 14 тысяч человек.

Всё население оккупированных территорий делилось на две группы. К первой группе относились представители «национального» населения, куда входили близкие финнам народности. Ко второй группе, «ненациональному» населению, принадлежали все остальные жители Карелии. Первая группа находилась в более привилегированном положении по отношению ко второй. «Национальному» населению отдавался приоритет в обеспечении материальными благами.

Пропаганда на оккупированных территориях

Оккупационная администрация уделяла большое внимание просветительским мероприятиям для «национального» населения. Их задачей, помимо просветительства местного населения, являлось и формирование взглядов на историческую роль финнов и их сопротивление экспансии России по отношению к Финляндии. Помимо этого, подчёркивалась близость коренных народов Карелии к культуре Финляндии и работа финской администрации на их благо. Пропагандистская работа проводилась через газеты и радио. Самыми крупными из них были газета «Свободная Карелия» и радио Олонца. Финские пропагандисты доказывали несправедливость, того что Восточная Карелия входит в состав России, утверждая, что это земля должна принадлежать карелам. О коренном населении рассказывалось в доброжелательном ключе, подчёркивались их положительные качества. Новости проходили через отдел цензуры и публиковались только после его одобрения. Школьные предметы преподавались на финском языке. Приоритетными предметами стали такие гуманитарные науки как история, религия, география и финский язык. Другой вопросом, которому уделялось внимание финских властей, было изменение топонимики и личных фамилий и имён жителей. Распоряжением ВУВК населённые пункты предписывалось преобразовать по единому образцу.

Последствия финской оккупации

Конец оккупации был положен летом 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской операции. 21 июня войска Карельского фронта перешли в наступление. 9 августа большая часть Карелии была освобождена. Военные действия и оккупация нанесли большой ущерб Карело-Финской ССР. Оказалось разрушено множество предприятий и населённых пунктов, сократилось количество население. Оккупация отрицательно сказалась на сельском и лесном хозяйстве. Преодоление этих последствий требовало больших сил от жителей Карелии.

Ответ карельскому депутату, объявившему войну свободе слова в Карелии, "сепаратиста", создателя сайта "Оккупации Карелии нет", руководителя одноимённого движения Дмитрия Кузнецова

Депутат Сергей Пирожников предложил карельскому парламенту принять обращение в адрес генерального прокурора РФ Юрия Чайки с требованием остановить деятельность сайта «Стоп оккупации Карелии». Как отмечается в заявлении Пирожникова, этот сайт создан организацией с одноименным названием, среди уставных целей которой значится «приложить все усилия для отделения Карелии от России...». Идеологией организации является карельский национализм, русских, предки которых живут на территории нынешней Карелии, как минимум, с 12-го века называют «оккупантами», а любая произошедшая в Карелии неприятность - от упавших деревьев до банкротства частных фирм провозглашается последствиями империалистической политики. Поэтому Генпрокуратуру просят рассмотреть деятельность и сайта, и организации, и принять меры в соответствии с действующим законодательством.
Гражданин Пирожников, который родился в Санкт-Петербурге не имеет ничего общего с Карелией. Он не имеет ни знаний об истории Карелии, ни отношения к коренному карельскому народу, но это не мешает ему выступать со своими высказываниями в адрес нашей Родины. Сергей Пирожников занимает место в числе тех чиновников, которые за время своей "службы" народу в качестве избранников ни разу не отличились. Ну если не считать, что все они, как и данный гражданин кричат, что Крым наш и даже вдаются в размышления о том, как должны жить граждане новоприхваченной территории. Также Пирожников отличился в обсуждениях вопроса о присвоении карельскому языку статуса государственного, он был не только категорически против, но и отпускал неуместные выражения в адрес коренного населения Карелии.
Такие действия, так называемой власти, можно расценивать только как оккупационные. Именно оккупанты всегда стараются побыстрее уничтожить коренное население и поработить его.
Нынешние власти в Карелии всеми путями стараются добить остатки всего карельского в Нашей Республике. В Конституции Карелии записано, что Карелия это государство, хоть и в составе Российской федерации. Сергей же Пирожников относится к Карелии лишь как к одному из регионов России. Он не считает Карелию государством, что противоречит Конституции Карелии и оскорбляет чувства коренного населения нашей Родины.
- Откуда такой гражданин затесался в ряды карельской власти, - спросите вы. Всё оттуда же, откуда к нам поступают в последнее время и остальные "труженники" на благо народа - из Санкт-Петербурга.
Ни для кого не секрет, что и глава Карелии и многие другие руководители и работники госаппарата присылаются к нам из чужих нам регионов России.
Все они не имеют ничего общего с нашим краем и только желание жировать за счёт народа влечёт их на должности, на которые их назначают из Москвы.
Хочется верить, что наша Родина, так же как в недавнем времени Прибалтика и как в настоящем Украина, вскоре, наконец-таки придёт к независимости и на место таким "избранникам" народа придут честные грамотные люди, которые будут не смотреть в рот Московским вышестоящим чинам, а работать на благо того самого народа, который их изберёт. А также на благо Карелии и коренного населения, которые так нуждаются сейчас в помощи и поддержке власти".

Итак, подкрепившись классовой ненавистью, т.е. выслушав очередную порцию дерьма, выданную радиослушателям "Эха Москвы" "видной экономисткой" Юлией Латыниной, как назвал ее давеча другой видный экономист Ясин, я приступаю к давно обещанной моим френдам теме, материалы к которой все подбирал, но все было лень сесть и собрать их в более или менее пристойный вид. Теперь - собираю.

После сближения Финляндии и нацистской Германии в 1940 г. финской армии была отведена особая роль в знаменитом Плане "Барбаросса". 15.5.1941 (мая, прошу вас заметить) финское военно-политическое руководство сформировало Восточно-Карельскую военную администрацию для управления Советской Карелией, которая должна была быть завоевана и затем стать частью Великой Финляндии.

После того, как в результате отступления Красной Армии летом 1941 года из Русской Карелии она была захвачена финскими войсками, на ее территории 7.7.1941 было сформировано Карельское Освободительное движение, которое формально обратилось к Финляндии с просьбой о выходе из России и присоединении к Финляндии. Что уже забавно, вспоминая взаимоотношения карелов и финнов.

Отступление в историю.

Территория Карелии, как и нынешняя Восточная Финляндия, относились в стародавние времена к сфере влияния Великого Новгорода. Только с 13 века, по мере продвижения шведов на восток, Финляндия попала под контроль шведской короны, а Карелия превратилась в поле сражений шведов с русскими и союзными им карельскими племенами (вообще до 19 века не существовало такой нации, как финны или карелы, там жили финно-угорские племена, которые говорили даже часто на очень сильно различающихся между собой диалектах). Александр Невский разбил шведов на Неве, отсюда и Невский. Границей продвижения на Восток шведов стал основанный ими Выборг. Территория восточнее его в состав Швеции не входила, пока мы не проиграли, после очередного Смутного времени, Западу - тогда это была Польша и Швеция, и не потеряли выход к Балтике. Надо заметить, что даже тогда Онежская Карелия осталась в составе Русского государства. И позже карелы немало сделали, помогая Петру Великому прорубать окно в Европу на Северо-Западе - отсюда и Петрозаводск, столица Русской Карелии.

И вот в 1941 финны получили то, что им ну никак не принадлежало.
Вот и иллюстрация к этому прискорбному факту:

Бравый финский солдат устанавливает финский флаг на здании ж/д вокзала в Петрозаводске.

Недолго, правда, город носил это название, ибо был переименован вскорости в Яянислинна (на русском произношение не передать, кстати).

А Ленинград вообще собирались переименовать в Невалинна (Nevalinna) - Невская крепость, если дословно перевести. Газеты даже подготовили со статьями о том, что наконец пал этот город, 200 лет бывший угрозой Западу на Балтике, да вот только упорное сопротивление Красной Армии в районе Белоострова сорвало эти планы финско-немецкой группировки. Это, кстати, о том, что финны и лично маршал Маннергейм "пожалели" Ленинград и не пытались город штуромовать. Пытались, еще как пытались, только не вышло вот.

На следующей фотографии иностранные корреспонденты, которых в бывший Петрозаводск привезли:

Была, правда, одна проблема. В Русской Карелии жили сотни лет бок о бок русские и карелы, никаких проблем у них не было, в карельский язык пришли даже шипящие звуки, которых в финском отродясь не было (видеть финна, изучающего русский язык и пытающегося сказать что-то типа: "Жужелица жужжит" - это, скажу я вам, зрелище не для слабонервных!) Что же делать с русскими (карелы, как за них решили финны, это свои)? Население Советской Карелии, попавшее под оккупацию, разделили на граждан и не-граждан (чувствуете что-то знакомое? и не зря - эстонцы считают финнов братьями по другую сторону Финского залива). Всего под оккупацию попало примерно треть довоенного населения Карелии, из них 41 875 человек гражданство получили, а 45 510 человек стали не-гражданами. И это была не просто бумажка, на основании этого речь шла о таких важных в войну вопросах, как получение продовольствия, топлива для согрева - не про Юг пишем, у нас на Северо-Западе морозы ой-йой какие!)

Что же делать с русскими еще? И им начале строить самые обыкновенные концлагеря, в которых летом 1942 года находилось 24 000 человек (по другим данным - 28 000). Было этих лагерей более 20 - в разное время по разному. И в этих лагерях умерло от голода и болезней около 5000 человек. Ну и самое трагичное - что из них 1000 человек были дети.

Да, в 1943 году лагеря спешно переименовали - в лагеря для перемещенных лиц (Siirtoleiri). А русских детей даже стали учить грамоте - точнее, позволили их родителям учить. Но это уже произошло после Сталинграда, когда кое-кто понял, что дело пахнет веревкой на будущем трибунале.

Однако в 1942 году упоение от побед союзников еще не прошло, и из карельских детей стали готовить достойных граждан будущей Великой Финляндии.

На пропагандистском фото того времени счастливые карельские дети идут с финскими флажками в финскую народную школу в оккупированном Петрозаводске.

Тут возник еще один вопрос: война же не шла под лозунгом "Отнимем у рюсся (русских) что только можем!" (а хотели многое, на картах Великой Финляндии и Мурманская, и Архангельская и Вологодская области, и это как минимум, вообще же целью была "Великая Финляндия до Урала"). Как и сейчас в Ираке не говорят о нефти, а говорят о демократии и совободе. Вот и в 1941 говорили о священной войне против красных безбожников.

И поначалу религиозно окучивать карел в оккупированную Русскую Карелию поехали попы Финской Православной церкви, после 1917 года, независимости Финляндии, не входившие в состав РПЦ. В Финляндии, особенно на Востоке, было небольшое православное население, финское при этом, это все последствия новгородского влияния на Северо-Западе. Интересная вообще вещь - религия, она оставляет следы в истории больше, чем любая идеология.

А карелы, надо сказать, всегда были православными. При этом настолько, что, когда Россия потеряла Ладожскую Карелию, о чем я уже писал выше, десятки тысяч карел бежали в Россию, чтобы только не принимать чуждую им лютеранскую веру, которую они считали ересью. И русский царь отвел им землю южнее Москвы, где до сих пор есть в Тверской, ежели мне не изменяет память, области карельские деревни. (меня на ру-хистори поправили - Тверь СЕВЕРНЕЕ Москвы - каюсь и даже не исправляю - как самонаказание за географический кретинизм).

Так вот, полевой епископ Финской Лютеранской церкви Йоханнес Бйорклунд выступил в 1941 году на собрании этой самой Финской Лютеранской церкви и сказал: "Не, ребята православные, - Карелия должна быть лютеринизирована".

Чем и занялись.


На фото священник-лютеранин окропляет окормляет карельское население.
Священник кстати на какого-то нашего актера похож. Не помню только, на какого.

Почему я, комунист, подчеркиваю этот далекий от меня религиозный вопрос. Потому что для "них" мы всегда будем не-христианами, даже если поставим православные храмы на каждом квадратном километре матушки-России, а будем мы для них "схизматиками", византийскими полуязычниками, и будущий оккупант (а дело к этому в той или иной форме придет) снова будет изображать из себя "носителя христианской цивилизации" в дикой России.

Случилась тут, однако, незадача. По имени ПАРТИЗАНЫ. 35 партизанских отрядов, в которых действовали уже в 1941 году 1 771 человек. И захаживали эти партизаны даже на территорию Финляндии, а так как времена были суровые, то особо они не церемонились и в различия между гражданскими и военными не вникали. Резали, короче, всех подряд. О чем сейчас много пишут в скорбных выражениях.
Происходила на окупированной территории и подпольная деятельность, в которой участвовали как карелы, так и русские - но это уже отдельная тема.
Заметим только, что, согласно финским архивам, из 121 выявленных подпольщиков 58 были казнены.

Ну, а дальше случилось то, что случилось. В 1944 году финнов вышибли из Советской Карелии, в 1945 финское политическое руководство времен войны попало под суд (финны особо подчеркивают, что в отличии от аналогичных процессов в Восточной Европе получили они тюремные приговоры, довольно мягкие, не оспаривая, впрочем, факт, что они их получили и что никто и никогда их не отменял).
Но и это отдельная тема.

Все фотографии и цифры из финских источников.
Хотел привести отрывки из книги Марйа-Леена Миккола "Потерянное детство, В заключении у финских оккупантов 1941-44 гг. " (Marja-Leena Mikkola "Menetetty lapsuus. Suomalaismiehitt"jien vankeudessa 1941-44", Tammi, Helsinki, 2004), где финская (sic!) исследовательница собрала большое количество интервью у россиян, в детстве прошедших через финские концлагеря в Карелии, но и пост перегружен, и рассказы там тяжелые и страшные. Оставлю на потом.

Когда опять услышу по "Эхе Москвы" какую-нибудь гадость о коммунизме и о моей Родине.

Около 40% людей оставшихся на оккупированной финнами территории были согнаны в концлагеря!! По тотальности истребления мирного населения на захваченных территориях маленький финский народ в разы превзошел деяния и нацисткой Германии, и Японии, и любого другого государства Второй Мировой! В лагеря были согнаны люди в основном по одному признаку - не финно-угорская этническая принадлежность, русские. Там оказались почти все(!) русские бывшие в финской оккупации. Тех немногих что остались за их территорией опять же в любой день могли убить или посадить в лагерь.

Около трети людей заключенных в лагеря погибло. Из них большинство (90%) умерло в 1942. Поражение под Сталинградом в начале 1943, заставило финнов пересмотреть политику геноцида, видимо, отложить до лучших времен. До этого смертность в финских концлагерях значительно превосходила смертность в немецких!

Люди умирали от голода, пыток, расстрелов. В качестве причин смерти цинично указывали водянку, либо еще более цинично - естественную убыль, по записям люди умирали от старости в 30 лет. Иногда учет жертв вообще не велся.

Те события не признаны актом геноцида ни в Финляндии, ни в России, ни где-либо еще.

После Второй Мировой, под давлением антигитлеровской коалиции за эти деяния только несколько финских граждан подверглись преследованиям внутри самой Финляндии - штрафам, коротким срокам заключения, с последовавшей быстрой амнистией. Ни один не был выдан за пределы Финляндии. В наше время финские граждане той войны официальным Хельсинки и финским обществом не расматриваются иначе как герои войны, образцы доблести и чести.

На нюрнбергском процессе СССР удалось добиться осуждения лишь некоторых официальных лиц Финляндии. Прежде всего президента Финляндии Рюти на 6 лет. Практически сразу он был амнистирован. Сейчас именем этого человека в Финляндии называют улицы. Другой финский лидер маршал Маннергейм не был даже осужден, и памятники ему ставят не только в Финляндии, но и в России.

Показаний очевидцев множество, и личных, и групповых.

"Здесь советских людей морили голодом, выгоняли на лесные работы зимой в рваных резиновых галошах на босую ногу. Здесь население лагерей питалось мышами, лягушками, дохлыми собаками. Здесь умирали тысячи пленных от кровавого поноса, тифозной горячки, от воспаления легких - без всякой врачебной помощи. Врач-зверь Колехмайне вместо лечения бил больных палками и кулаками, выгонял тифозно-больных на мороз и заставлял сгребать снег с крыш. Этот выродок с медицинским образованием изобрел особый способ умерщвления больных - он вспрыскивал быстро действующий яд в нарывы больных, и последние умирали в ужасных судорогах.
Из 600 человек лагерников, пригнанных в Кутижму в начале 1942г., в живых осталось и вернулось в петрозаводские лагери около 149 человек, большинство из которых либо на всю жизнь остались нетрудоспособными, либо умерли через короткий срок.
Нас никогда не называли по имена или фамилиям, мы числились под особым номером, и когда увозили на кладбище кого-нибудь, то говорили, что "увезен такой-то номер"."

"Нас морили голодом, избивали нагайками за малейшую провинность, нас топтали тяжелыми солдатскими сапогами и травили, как бешеных собак.
От голода, которым нас морили финны, от жестоких побоев, порки через мокрые пропитанные солью тряпки,- этих обычных методов финских тюремщиков,- в каждом лагере умирало в день по 20-25 заключенных. Живое свидетельство этому - братские могилы на Соломенском шоссе, в "Песках", где похоронены тысячи наших отцов, матерей и детей."

" Финские солдаты врывались по ночам в наши бараки и насиловали наших девушек и женщин. Особенно отличались на этом позорном поприще озверелые солдаты генерала Лагус. Эти лагусовцы стреляли в наших детей, убивали их только за то, что они пытались самовольно уходить в город, чтобы нищенствовать и выпрашивать у подворотен финских кухонь и казарм немного каши и сухарей."

" В лагере №5 12-летний мальчик Демехин вышел за зону лагеря, пытаясь пройти в город и выпросить кусок хлеба. Он был замечен охранником и тут же у проволоки застрелен."

"Особенно зверствовал в лагере №2 комендант лейтенант Салаваара, беспощадно поровший заключенных и выгонявший плетьми на работу больных людей. За малейший проступок одного заключенного он лишал весь лагерь рациона. Управляющий хлебозаводом Раккала сажал людей в чаны с холодной водой на несколько часов. Нам хорошо запомнились финские палачи - комендант лагеря Вилье Лаакконен его подручный Пеухкуринен. В Подпорожье сержант Хейто выгонял больных, голодных людей в одной рубашке на снег. Подобными фактами была полна вся наша жизнь."

"Единственным признаком для водворения в концлагерь советских людей была их принадлежность к русской национальности. В лагерь помещали не только взрослое трудоспособное население, но и глубоких стариков, и грудных детей, и детишек, не имеющих родителей. Лишь бы было доказано, что они являются русскими"

"Рабочие, работая в лесу, должны были выполнять норму - ежедневно дать по три кубометра. И никому никакой пощады не был; был приказ такой: кто не выполнил нормы - тот получает хлеба не 150 граммов, а только лишь 75. " - про Кутижму

"Однажды в больнице я была свидетельницей такого факта. Пришел больной, жалуется на головную боль и общую слабость. Доктор взял больного за волосы и начал его бить головой о печку, бил до потери сознания и вытолкнул, наконец, за дверь в коридор. Окровавленного мужчину из коридора унесли товарищи в свою секцию. Приходит другой больной, молодой парень лет 20, тоже жалуется на общую слабость и отказывается в этот день итти на работу. Доктор Колехмайнен подает ему 20 каких-то таблеток и заставляет его тут же принять их сразу все. Через 15-20 минут больной умер."

"Работая в Орзеге и "Песках", я часто наблюдала, как финны издевались над мирными советским населением, заключенным в лагери. Так например, в лагере "Пески" голодный мальчик Петя без разрешения начальника лагеря зашел в палатку финских солдат, чтобы попросить кусок хлеба. Находившийся в это время в палатке начальник лагеря выстрелом из пистолета убил мальчика."

"В 6 лагере - рассказывает Парасковья Анушкина, - у заключенной Котлиной Александры был 13-летний сын. Котлина умирала от голода, сын решил раздобыть для нее кусок хлеба. Он пробрался под проволоку, но его заметил часовой и без предупреждения выстрелил в него разрывной пулей. Мальчик упал с распоротым животом. 2 часа без помощи валялся ребенок возле проволоки, пока не умер."

"
В начале октября 1941 г. финны захватили в плен почти все население с. Косельга, Вознесенского района, в том числе граждан, эвакуированных из других мест. Я, инвалид, вместе со своей престарелой матерью и больной сестрой оказался в плену. Все население села было выгнано из домов и всем было предложено ехать в г. Петрозаводск. Те, которые не желали покинуть своего насиженного крова, пристреливались на месте, и трупы убитых долгое время лежали в канавах. На утеху пьяных солдат и офицеров оставили несколько молодых девушек, под видом работы в прачечных.
У меня одну корову отобрали на месте, а другую, которую сестра привела в Петрозаводск, отобрали у нее с рук. После этого сестра с горя заболела и после продолжительной болезни умерла в концентрационном лагере. Через неделю мучительной голодной смертью скончалась моя мать. Нужно сказать, что финны заключив население в концентрационные лагери, под двойную колючую проволоку, отобрали у него все продовольствие, продукты, хлеб, скот. Ежедневно у всех приезжающих производили обыск и отбирали все продовольствие и ценное имущество. При этом никакая мольба населения о пощаде (оставить хотя бы для голодных детей несколько фунтов крупы) не принималась во внимание. Матерей, которые были настойчивы, финны били, отгоняли прочь от котомок.
Так, население сразу было поставлено на голодный паек. Начался голод и связанные с ним последствия. Женщины, малые и старые, с опухшими ногами, ходили с корзинами, шатаясь от ветра, рвали крапиву и траву, в надежде хоть этим утолить муки голода. Когда травы уже не было, то искали в помойках прогнившие кости, перемалывали на муку и ели. Более ловкие приноравливались бить из рогаток ворон. Крысы, кошки и собаки все были съедены. Как следствие всего этого, начались эпидемии и массовая смертность. Гробовщики не успевали делать гробы. В наскоро сколоченных ящиках трупы умерших сваливались в сарай, откуда по 30-40 гробов (два раза в неделю) вывозили на кладбище "Пески". Так и я похоронил свою мать и сестру.
Нельзя выделить личные обиды и притеснения от общего страдания народа в концентрационных лагерях. Вот почему я остановлюсь еще на системе пыток и издевательств, практикуемых финнами. Всякое общение с лагерниками было запрещено под страхом расстрела. Были сделаны вышки высотой 8-10 метров, куда запирали провинившегося. Они были устроены так, что человек насквозь промораживался сквозящим, морозным ветром. Люди, которые выходили оттуда, навсегда теряли здоровье и умирали от простуды. Пороли и запирали в "будку" за самые незначительные проступки. Маленький 3-4 летний ребенок случайно вышел за проволоку, - финн приводит ребенка к матери и тут же бьет и ребенка и мать кулаками и плеткой. Старуха-мать ушла через проволоку в другой лагерь, чтобы увидеть своих детей, ее поймали и, не считаясь с возрастом, раздели догола, избили до полусмерти. Эта старушка так и не увидела своих детей, она умерла. Беременная женщина вышла в город, изверги узнали об этом, пришли в комнату и тут же избили ее. В результате легкие были отбиты, и она вскоре после этого умерла. К сожалению, фамилии этих мучеников я не запомнил. Финский врач избивал обессиливших и больных людей. Избивали здесь особым способом. Накладывали соленую тряпку, и палач методически, точно бил в одно место. Один гражданин принес откуда-то две буханки хлеба и каши. Финны заставили его сразу съесть все это, выпить два ведра воды, после чего выпороли.
Больше всего финские извергли издевались над нашими детьми. Редкий мальчик и девочка не пороты. Их пороли и в одиночку, и группами по 20-30 человек. Стоны истязуемых разносились далеко за пределы лагеря. После такой пытки человек не мог ни лечь, ни сесть в течении ряда дней. Ученика Гераськина в лагере №6 избили палкой, после чего свезли в штаб и там дали еще 15 плеток.
У меня на родине финны сожгли дом. Я сейчас совершенно раздет - не имею ни одежды, ни обуви - все сожжено в парилках.
"

"В начале 1942 г. в этом лагере было около 7,5 тысячи человек, а к моменту освобождения нас Красной Армией оставалось 4,5 тысячи. Трупы умерших вывозили из лагеря на подводах и зарывали в общую могилу-траншею в "Песках". "

"
Этот день был тосклив и печален,
Этот день запал в память мою.
Никогда я его не забуду.
Мы остались у финнов в плену.
" - людей хватало писать стихи в этих лагерях

"Тойвонен при каждом посещении избивал от 5 до 10 человек. Стоны истязуемых людей, их крики были слышны по всему лагерю. Помнится такой случай. На поле работали пленные, туда приехал капитан Тойвонен на лошади. Очевидно ему показалось, что люди плохо работают, тогда он снял плетку, дал лошади шпоры и начал на скаку бить без разбора голодных и измученных людей."

"Юноша Палагин, будучи голодным, попытался сорвать на гряде и съесть одну-две репы. Его заметил сержант Ковала. Он поставил Палагина к телефонному столбу и стал его расстреливать. Вначале выстрелил несколько раз мимо, а потом убил Палагина наповал,на глазах у всех пленных."

"Характерный по своей жестокости случай произошел летом 1943 года с гражданкой Яркоевой Надежой, 35 лет, матерью 4-х детей. Сама Яркоева жила в городе. С группой женщин в 5 человек она проходила мимо проволочных заграждений концетрационного лагеря №4. Одна из женщин обронила ключ и начала его искать. Часовой, находившийся около колючей проволоки, окрикнул ее и приказал отойти от заграждений. Женщины, бросив искать ключ, послушались часового, и пошли в направлении, которое он им указал. Не прошли женщины и 100 метров, как вдруг раздался выстрел, и прямым попаданием в спину Яркоева была убита наповал. "

"Я был очевидцем, когда финский солдат Лехтинен избил, абсолютно ни за что, одного старика. Лехтинен избивал его палкой так, что палка сломалась от ударов."

"Начальник лагеря майор Куурема сам неоднократно избивал заключенных резиновой плеткой. После избиения он всегда ходил довольный и улыбался, говоря "Немного руки болят, русских наказывал" (он говорил по-русски) "

"Читая финскую газету на русском языке "Северное слово", я сказала, что здесь нет ни одного процента правды - все ложь. Мне дали 8 плеток."

"Суп варили для заключенных из гнилой колбасы, кишащей червями. Когда же эта колбаса представляла из себя сплошную массу червей и ее давать нам даже финны не решались и выбрасывали, то заключенные подбирали эту колбасу и ели, за что получали наказание от коменданта лагеря, сержанта Вихола."

"Худо жилось, так худо, что и вспоминать страшно. Вся деревня наша перебывала в лагерях. Все! И молодой, крепкий народ, и - мы старики, даже младенцы. Так и выселяли в эти лагери целыми семьями. Так и жили мы за колючей проволокой в 2 ряда. Лагерь, куда меня изверги загнали, был в районе Онегзавода. Там заставляли работать. Там была каторга. Вот поглядите на меня - стар я. Очень стар. Да финнам все равно: заставляли меня чугун грузить на платформы. Тащишь, бывало, этот чугун по настилу - ноги дрожат, подкашиваются. Только и думаешь - упаду, и, как гробовой крышкой, придавит меня этот самый чугун.
Тут, конечно, дело не только в летах. До финнов у меня силенка была, дай бог молодому! Но в лагере голодом изморили. Ведь как нас кормили! Двести граммов бурды какой-то на день и все. Даже воду, и ту только в указанный час пить можно было. Пухли люди, живыми покойниками на глазах становились, умирали без счета. Почитай, пять с половиной тысяч в том лагере на Онегзаводе было нас, а за три месяца умерло полторы тысячи, и все больше от голода.
Бывало, идешь мимо того места, где финская солдатская команда побывала, найдешь там застывшие ошметки каши, вонючая она, а ешь... Голод до всего доводит.
Да что говорить! Вот слушайте страшную правду, которую я вас скажу. Мы крыс всех поели и собак тоже, стары кожи все съели. Скребли их и варили, получался студень темный, липкий, глядеть на него страшно."

"В нашем лагере был мальчик Шура Версаков. Пуля поранила ему голову, а стрелял в него финн за то, что Шура хотел искупаться.В первый год нашей жизни при финнах здесь умерла мама, и мы остались одни. Финны не давали нам никаких продуктов, и мы всегда ходили голодные; ели, что дадут нам лагерники.... Мы все боялись палача. Было трудно жить. " - из детского письма.

"Был случай, когда один финский патруль, который караулил рабочих на бирже, выстрелил из винтовки прямо в девушку Марусю, которая тут же упала. Он ее застрелил ни за что. Мертвую Марую привезли в лагерь."

"За колючей проволокой в петрозаводских лагерях сидели почти все жители деревни Курьеницы. На моих глазах умерло более 150 односельчан. В живых остались только я и моя соседка."

"Я с семьей проживал за оградой лагеря в Петрозаводске и в 1943 году лишился двоих детей. 29 февраля 1943 года мои дети, мальчик и девочка, были на улице, и финский душегуб выстрелом из винтовки из окна своего дома убил их. Этот фашисткий выродок не стоял на посту, а, блаженствуя дома в своей квартире, упражнялся в меткости стрельбы".

Вхождение Венгрии, Румынии, Болгарии из фашистской коалиции в «социалистический лагерь», попытка серьезного влияния на другие из них, например Италию, через имеющиеся мощные коммунистические организации, заставила советскую пропаганду сосредоточиться в основном на преступлениях фашистской Германии. Нет, никто не писал, что эти страны были против Гитлера, но роль их в Великой Отечественной войне всяческими способами затушевывалась. Теперь мало кто вспомнит, что только итальянцев на Восточном фронте было аж 235 000 человек. Не избежало своеобразного забвения участие и Финляндии в войне против СССР.

В 1944 году Маннергеймом, срочно и специально для этой цели назначенным президентом, был подписан мир с СССР. После этого Финляндия приняла участие в так называемой «Лапландской войне» против гитлеровцев на стороне союзников. После войны между СССР и Финляндией установились в целом неплохие партнерские отношения. Все это сделало тему о финском участии в оккупации территории Советского Союза неудобной. А ведь Финляндия вступила в войну против СССР с ее первого дня, 22 июня 1941 года. В этот день с немецких гидросамолетов в районе Беломорско – Балтийского канала было высажено 16 финских диверсантов. Именно финские войска обеспечивали блокаду Ленинграда с севера. 1 октября 1941 года финны заняли Петрозаводск. Однако темой данной статьи является не столько участие финских вооруженных сил в войне, сколько поведение финнов на оккупированных советских территориях. В годы войны финское правительство отказалось выдать немцам своих граждан – евреев, однако на лиц славянских национальностей, оказавшихся на оккупированных территориях, такая лояльность не распространялась. Финские историки Юссила, Хентиля и Невакиви так описывают период оккупации "Финны считали себя освободителями Восточной Карелии… Большинство из них (жителей), однако, относилось к финнам в основном так же, как всегда относятся к оккупантам. Часть русского населения Восточной Карелии (максимум 20 тысяч человек) была отправлена в концентрационные лагеря, в которых питание было особенно плохим". Вот так – «каких-то» 20 000 человек были отправлены в концлагеря с ужасающими условиями содержания. Комментарии, вроде бы, излишни. И всё же…
Только в окрестностях Петрозаводска было семь концентрационных лагерей, всего семнадцать лагерей и спецтюрем, многим из их узников которых дождаться освобождения не довелось. Порядки в финских концентрационных лагерях мало чем отличались от немецких. Огромная скученность людей на ограниченной территории, отвратительная по качеству и недостаточная по объему пища, глумление и издевательство со стороны надзирателей, фактическое отсутствие медицинской помощи. Все это вело к широкому распространению болезней и истощению, а как следствие – массовой гибели заключенных. Финны не разделяли семьи. Просто огромные массы людей: стариков, взрослых, детей, в том числе грудных, сгонялись в очень малые, не приспособленные для жизни помещения, где, по замыслу руководства этих заведений, русским жить не стоило. Им там предстояло умереть. "Сделали перекличку. Волковы! Мой отец - на костылях, сестре Вале - 5 лет, мне - 8. Раечка у мамы на руках, ей один годик. Объявляют - нельзя выходить из лагеря, взрослые будут работать каждый день, продукты будут выдаваться раз в неделю. Каждая семья имеет право занять только одну комнату… В том доме нашлась комнатка: три на три метра на пять человек…Назавтра погнали мать на разгрузку дров… Из продуктов главный продукт, конечно, была мука. Но это была не мука! Это была молотая белая бумага с добавкой муки. Хлеба, коржа из неё нельзя испечь, хоть ты удавись, не получалось… Когда трава пошла, её тут же всю съедали, огороды были голые, чёрная земля. Первой съедали крапиву, затем клевер. От голода, от грязной травы началась дизентерия… Утром по лагерю едет телега-ящик, собирает умерших за ночь. Летом парней, которым исполнилось 15-16 лет, финны отправили на лесозаготовки. Вернулись к зиме - кожа да кости. Многие после померли от чахотки...» - свидетельствует, переживший ребенком этот ужас, Виктор Николаевич Волков. «Мама была беременной уже на последнем месяце и в деревне родила двойню, девочек. А через некоторое время нас разместили в домах барачного типа, которые были уже обнесены колючей проволокой. Нас было уже пятеро, и с нами из деревни приехали бабушка и дедушка. Поселили нас в комнате на 15 квадратных метрах, и было в ней пять семей. В общей сложности 21 человек. В условиях голода, холода, без медикаментов люди вымирали целыми семьями» - рассказывает Ленина Матвеева. Мне кажется, что приведенных свидетельств более чем достаточно для понимания того, что день своего освобождения из фашистского рабства все эти люди считают праздником большим, чем день рождения. В одной Карелии проживают, на данный момент, более трех тысяч лишенных детства малолетних узников фашистских, а именно фашистскими и были финские лагеря смерти, концлагерей. И какими бы хорошими не были у нас отношения с соседями, забывать об этом мы не имеем права.
 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с