Лучшие упражнения для тренинга личностного роста. Как сделать и провести качественный тренинг

«Нам становилось все дозволено»

«Вы не заработали ни копейки? Все в ваших руках! Пройдите наш тренинг, и завтра вы станете миллионером».

«Разлад в семье? После нашего курса вы вновь обретете любовь и спокойствие».

«Вы не можете найти друзей? Не уверены в себе? Мы решим эти проблемы! Через неделю вы поверите, что чудеса случаются, потому что ваша жизнь изменится, вы станете лидером».

Человеку свойственно во что-то верить. Если не в Бога, то в чудо.

Как тренинги личностного роста заводят человека в тупик, как происходит ломка, почему выпускники подобных курсов попадают в психиатрические клиники, какова конечная цель руководителей подобных мероприятий - в откровенном интервью женщины, которая провела на тренингах около пяти лет.

«На уроках мы надевали памперсы и дружно пели гимн».

Тренинги личностного роста. Реклама подобных услуг выглядит заманчиво - за минимальную плату людям гарантируют обрести уверенность в себе, свободу, научиться зарабатывать деньги, основать собственный бизнес, быть желанным партнером в любви и массу других прелестей жизни.

38-летняя Ксения Епихина из Волгограда наивно купилась на заманчивые обещания. И зависла на тренингах на 4,5 года.

За это время она потеряла всех друзей, чуть не разрушила собственную семью, забыла о сыне.

Сказка о потерянном времени закончилась для нее затяжной депрессией, откуда она выбиралась год.

Сегодня женщина вместе с супругом пытается вытащить из омута заблуждений тех, кого засосало тренинговое болото.


Одно из упражнений на тренинге личностного роста - люди примеряли на себя образ проститутки, бомжа, алкоголика.

«Нам внушали ­- мы боги»

На тренинг я попала в 2010 году. Шел непростой период моей жизни - развелась, осталась с двумя детьми, к тому же сын-подросток попал в дурную компанию, - начала рассказ Ксения Епихина. - Я пребывала в смятении, не понимала, где искать помощи. И в это время рядом со мной оказалась подруга с «дельным» советом: «Я прохожу тренинги, где работают шикарные психологи, которые тебе помогут - и с сыном отношения выровняются, и душевный покой обретешь». Ну я и купилась.

Тренинг, о котором идет речь, делится на три основных курса. Каждый оплачивается отдельно.

Первый курс - проектирование - растянулся на 4 дня. Стоимость мероприятия составляла 6 тысяч рублей, сейчас руководители подняли цену до 8 тысяч. Признаюсь, после окончания этого курса у меня не осталось сомнений, что здесь мне помогут. Психологи во время лекции объясняли какие-то правильные жизненные позиции, давали определенные знания, занятия проходили на одном сплошном позитиве. Это позже я поняла, что таким образом людей попросту заманивали в сети.

Женщина продолжила обучение. За второй курс - моделирование - она отдала 9 тысяч (сегодня стоимость поднялась до 11 тысяч рублей). Длительность курса составляла 5 дней.

И здесь началось программирование, ломка человека на определенные вещи, не всегда положительные. Нам насаждали странные приоритеты. Например, убеждали, что жить «на уровне семьи» - плохо. Это низший уровень существования.

- Что же считалось высшим уровнем?

Уровень миссии. Каждый человек должен приходить в мир с определенной высокой миссией. Если кто-то из присутствующих ронял фразу типа «мне муж не позволил» или «я спрошу у мамы» - такие люди становились предметом насмешек. В их адрес тут же прилетало: «Ты что, живешь на уровне семьи? Ха-ха-ха! Да ты ничтожество». Преподаватели буквально вычеркивали семью из нашей жизни. Естественно, отсюда шли многочисленные разводы. Хотя, рекламируя тренинги, руководители уверяли: «Среди наших клиентов много брачующихся». Знаете, как это происходило? Сначала они разбивали уже существующие пары, а затем сводили учеников друг с другом. Как правило, если один из членов семьи попадал на курсы, а второй не желал идти, то он автоматически становился врагом. Зато между собой участники психологического процесса так говорили друг о друге: «Он (она) меня поддерживает, он (она) вместе со мной растет».

- Неужели за неделю возможно полностью перепрограммировать человека?

Второй курс длился пять дней. За это время нашим преподавателям удавалось перевернуть наше сознание с ног на голову. Представьте, мы находились в помещении с 10 утра до 10 вечера. Организаторы тренинга делали несколько коротких перерывов на кофе-брейк. Остальное время нас заставляли делать упражнения, постоянно думать. Не оставалось времени, чтобы остановиться и хотя бы задуматься: «А правильно ли я поступаю? Зачем мне это?». По ночам мы выполняли ежедневные домашние задания.

- Какие упражнения вы делали?

Вот вам пример одного из заданий. Вся группа садилась в кружок вокруг одного человека, и каждый говорил, что думает о центровом. Например, сыпались такие характеристики: «скромный, застенчивый, тихий». После этого тренеры велели нам подбирать противоположные значения тех определений, которые мы вынесли ранее. Выходило - не скромный, а раскрепощенный, не добрый, а злой. Дальше следовал вопрос: «Кто обладает набором таких качеств?» И ответ: «Проститутка, гей, гопник, бомж, алкаш». На следующий день испытуемый должен был на три часа вжиться в роль выделенного ему персонажа.

- У вас тоже была своя роль?

Мне досталась роль садистки. Я должна была переодеться в соответствующий наряд, взять плетку и на протяжении трех часов выражать агрессию по отношению к людям. Мы все на какое-то время становились представителями низших слоев общества. Сейчас я понимаю, для чего нужны были эти игры. Таким образом мы стирали грань между хорошим и плохим, что нельзя - что можно. Нам становилось все дозволено. Нам внушали, что мы чуть ли не боги и нам все позволено. Манипулировать такими людьми, у которых отсутствуют тормоза, становилось очень легко. К чему и стремились наши преподаватели.


Супруга Ксении, Дмитрия Епихина, изгнали с тренинга за неподчинение руководителям.

- Неужели после трех часов «актерства» у человека стирались все грани разумного?

Нам казалось, что наше сознание расширялось - и мы способны на любые действия. Замечу, что в новом образе мы на улицу не выходили, прохожих не шокировали. Все действия производили внутри коллектива. Собственно, нас ограничивали, как могли, в общении с людьми извне. Мы варились исключительно в собственном соку.

- И много народу собиралось на одном тренинге?

Целая коммуна - человек шестьдесят.

Подсчитываем с собеседницей чужие деньги - выручку руководителей тренингов.

Сейчас вторая ступень тренинга стоит 11 тысяч рублей за 5 дней. Учеников меньше 60 не набирали. Выходит, больше полумиллиона рублей получали наши учителя за неделю.

- Ну вас же там кормили-поили. Предоставляли, наверное, какие-то брошюры, книги? Еще одна статья расходов.

Из пяти дней тренинга нас кормили всего три раза, да и то очень скромно. Тратились руководители лишь на ручки и тетради. Если кто-то возмущался: «За что мы отдали деньги?» - на критикующего сразу обрушивались с обвинениями: «Вы что, не поддерживаете других людей? Вы считаете деньги, вы настолько корыстные! Мы ведь занимаемся благотворительностью, делаем мир, Вселенную чище».


Ксения Епихина: «Из меня сделали зомби».

- Мне кажется, 60 человек в группе - многовато для психологического тренинга?

60 человек - это минимальное количество людей в группе. Иногда в зале собиралось и до сотни человек. Конечно, при таком скоплении людей тренер-психолог не мог проследить динамику каждого присутствующего. А ведь некоторые упражнения вызывали у разных людей неоднозначные реакции, эмоции. Одни смеялись, другие рыдали, бились в истерике, третьим становилось плохо.

- Если человеку становилось плохо во время тренинга, как в этом случае действовали руководители тренинга?

Особо не реагировали, у них всегда была одна отмазка: «Сам дурак, не выполнял, что ему говорили». Как правило, после перенесенного стресса люди потом обращались к нормальным психологам, которые вытаскивали их из этого состояния.

- Те, кто работал с вами, имели психологическое образование?

На тот момент, когда я проходила обучение, далеко не у всех наших педагогов было специальное образование. Сейчас, когда мы подняли волну негодования, все быстренько получили нужные корочки.

«Мы надевали памперсы, ласты, выходили на улицу и пели гимн РФ»

По словам собеседницы, первые два курса тренинга - цветочки по сравнению с тем, как развивалась программа обучения в дальнейшем.

Третий курс - реализация. Здесь готовили лидеров. Срок обучения - три месяца.

В программу третьего тренинга входили трехдневные выезды на уик-энд. На этих выездах тренеры строили программу на обвинении своих учеников. Например, если где-то разбился самолет, нам внушали: «Это вы виноваты в трагедии. Из-за ваших мыслей падают самолеты». Если утонул человек, опять мы были виноватыми: «Вы своими мыслями утопили человека». Если произошел теракт - опять из-за наших мыслей. На протяжении трех дней в нас вызывали чувство вины, которое страшно давило на нас. У одной девушки на этой почве случился нервный срыв. Она полностью взяла вину на себя за крупную авиакатастрофу.

- Неужели все, кто был на тренинге, верили, что та или иная трагедия произошла по их вине?

Я не знаю, как это произошло, но мы все на какой-то момент стали очень внушаемыми. И еще очень долгое время нас не отпускало чувство вины за каждую трагедию, произошедшую в мире. Правда, по статистике, из 100 процентов людей только 70 процентов поддаются подобной обработке. Так было и в нашем случае. Нашлись люди, которые пытались спорить с преподавателями, за что были изгнаны с уроков, а остальным запретили с ними общаться под предлогом: «Они мешают вам развиваться».

- Какие еще особенности были в этой лидерской программе?

Нас разделили на группы по 5–6 человек. У каждой группы был свой капитан - человек, который прошел все тренинги, но не имел психологического образования, учил нас жизни. Каждый день ровно в 6 утра мы обязаны были звонить капитану и отчитываться, как прошел наш минувший день.

- У вас были какие-то обязанности, за что вы отчитывались?

Лидерская программа состояла из двух аспектов. Первый включал в себя разные благотворительные программы. Мы работали волонтерами - облагораживали парки, сажали деревья, красили дома. Но это было не основное наше занятие. Второй аспект, самый важный, - мы обязаны были вовлечь в тренинг как можно больше новых людей. Если человек во время тренингов не занимался волонтерством, но вовлек хоть одного человека - он становился лидером. И это был предел наших мечтаний. Каждое утро капитаны интересовались у нас: «Что вы сделали, чтобы вовлечь народ? Сколько человек удалось позвать к нам?». Если же в какой-то день не получалось привести новичка, начиналось давление: «Ты - не лидер! Ты - замирающая гадина, не даешь людям развиваться. Ты жертва. У тебя ничего не получится в жизни, если не будешь вовлекать в тренинг». И так повторялось каждое утро. На большинство людей такое давление действовало угнетающе. Я, например, очень переживала, что не стану лидером. Я искренне верила, что принесу пользу миру только тогда, когда приведу на эти курсы много народу.

- Приводили?

Да. Я вовлекла 50 человек. Среди них мои родственники, друзья. Сейчас очень каюсь, потому что вовлекла туда самых близких мне людей. Они там зависли. Теперь я не могу вытащить их оттуда. И когда я сама наконец выбралась на свободу, они перестали со мной общаться, я стала для них врагом.

- Тех, кто покидает тренинг, автоматически причисляют к врагам?

Красной линией проходит идея, как в фашизме: тренинговые лидеры - это нация арийцев. Все остальные - низшая раса, никто. Преподаватели постоянно проводили грань, делили людей на сильных и павших.

- Вы дослужились до роли капитана?

Да, меня мотивировали к этому: «Давай, станешь еще круче, еще выше. Чем больше человек вовлечешь, тем быстрее твой сын вернется в семью». Пока я там была, мне действительно казалось это спасением семьи. Меня будто запрограммировали.

- А если не получилось вовлечь никого в тренинг, что тогда?

Такого человека объявляли неудачником и не удостаивали чести брать на самый главный, третий уик-энд. Попасть туда казалось пределом мечтаний всех.

- Что же вам обещали на этом уик-энде?

В том-то и дело, что происходящее на этом мероприятии держалось в строжайшей секретности. Нам говорили, что там случаются чудеса и только там люди получают понимание, зачем живут, узнают свое предназначение. Перед отъездом на самое важное мероприятие нас просили предупредить родственников, что три дня мы не будем выходить на связь. Оправдания типа «если меня не отпустит муж» принимались в штыки: «Значит, ты живешь на уровне семьи, раз не можешь уйти от мужа».

- И что же представлял собой таинственный уик-энд?

Нас вывезли за город, на турбазу. Сразу отобрали телефоны. На протяжении трех дней мы там плясали, пели, слушали лекции, из нас буквально выкачивали энергию. Будили ни свет ни заря, заставляли играть в «попрыгайчиков», выполнять растяжку. Если у кого-то не получалось сделать нужные «па», его прилюдно высмеивали, обзывали слабаком. Ночью зачем-то поднимали и заставляли бодрствовать. Под конец третьего дня мы были физически вымотаны. Помимо капитанов на том уик-энде ввели новые должности - ангелы. Вот эти ангелы и доводили человека до такого состояния, когда он становился полностью внушаем. Известный прием, если люди долго не спят и все время находятся в возбужденном состоянии, то становятся зомби. В таком состоянии им можно внушить что угодно.

- И что вам внушали?

На третий день началась жесткая медитация. Нам говорили о нашем предназначении, убеждали, что мы пришли на эту землю, чтобы капитанить, ангелить. Утверждали, что самая важная наша миссия - вовлечь в тренинг всех своих друзей и родных. Из 60 людей, которые поехали на этот уик-энд, половина потом пошла в капитаны и ангелы. Нашему счастью не было предела. Мы поверили, если заслужили звание капитана, то в жизни начнутся чудеса, нам будет сопутствовать удача во всем. Сейчас я не могу объяснить, как взрослые люди 30–40–50-летние так слепо верили нашему гуру. За некоторые вещи мне до сих пор стыдно. Например, на третьем уик-энде мы надевали памперсы, ласты, выходили в таком виде на улицу и пели гимн РФ. Зачем? Такое ощущение, что все находились под гипнозом. На тот момент я могла выполнить любое пожелание наставника. Причем никто не понимал, что это упражнение развивало, но все дружно подчинялись. Также по утрам каждый из нас получал определенное задание. Например, организовать плейбой-вечеринку. Причем подобные задания выпадали очень скромным, зажатым людям, которые ломали себя в тот момент.

- Может, вам что-то подмешивали в чай, раз вы совершали такие странные поступки? Алкоголь вы употребляли?

В том-то и дело, что ничего подобного не было. Шло мощное воздействие на подсознание. На алкоголь и курение был наложен жесткий запрет. Если кто-то признавался, что на праздник опрокинул рюмку коньяку, сразу начиналось: «Из-за тебя вся спивается, смотри, сколько алкашей из-за тебя». И снова вызывали в человеке чувство вины.

«Когда меня исключили из группы, я задумалась о самоубийстве»

- Вы прошли три основных этапа тренинга, которые растянулись на 4 месяца. Но что вы там делали почти пять лет?

Люди, у которых не сильно сдвинулось критическое мышление, действительно ограничивались этим временем и уходили. Мое же мышление отключилось. Я стала ездить на разные волонтерские программы, это называлось «служить людям», где мы все время рекламировали наш тренинг. Если наш главный говорил, что в другом городе открывается филиал и нужна поддержка тех, кто прошел все тренинги, мы дружно бросали работу, оставляли семью и ехали на пару дней за своим наставником.

- Вам платили за это? Вы ведь стали одной командой с тренерами?

Нет, не платили. Более того, могли запросто «уволить». Вот этого я страшно боялась. И все боялись. На тот момент я стала капитаном. А капитаны обязаны были вовлекать в тренинг в два раза больше людей, чем обычный обучающийся. Также капитан должен был давить на новых участников программы, чтобы те тоже вовлекали людей. Меня специально обучали тому, как давить на людей, как грамотно уговорить человека прийти на тренинг. Ели же мне за определенный срок не удавалось найти новых жертв, меня грозились изгнать из общины, а остальным запретить со мной общаться.

- Люди на полном серьезе боялись быть изгнанными?

Многие психологически ломались, когда их выгоняли. Я тоже страшно переживала, что не оправдаю звание лидера, что про меня плохо подумают. Под конец моей капитанской карьеры у меня не получалось заманить на тренинг нужное количество людей. Я впала в депрессию. Потеряла интерес к жизни. Главный тренер постоянно гнобил меня: «Ты плохая мать, ты плохая-плохая…». С глубоким чувством вины я прожила полгода. В итоге моя психика не выдержала. Мои руководители к тому моменту поняли, что я уже использованный материал, большего от меня не добиться, и исключили меня из своих рядов. И тогда наступил ад. На два месяца я погрузилась в тяжелую депрессию, задумывалась о самоубийстве. Из этого состояния меня вытаскивали муж, две подруги и врачи.

- Вы прожили в тренинге 4,5 года. Есть такие, кто еще дольше там сидит?

Я знаю человека, который зависает там уже восемь лет. Ведь помимо тренинга личностного роста там еще куча разных курсов. Например, после личностного роста всем предлагают: «Как личность ты вырос, теперь посети курс «деньги-деньги», ты ведь не знаешь, как деньги зарабатывать? А потом запишись на «семейную мастерскую», ну и далее по списку. В итоге люди зависают там на долгие годы и оставляют огромные суммы - до 100 тысяч в год доходит. Многие из-за тренинга потеряли работу, лишились бизнеса, потому что постоянно торчали на лекциях. Преподаватели не давали работать, не отпускали.

- Основная часть присутствующих на тренингах - люди с серьезными проблемами?

Единицы приходят из любопытства, от нечего делать. В основном туда идут люди состоятельные, не каждый готов выложить кругленькую сумму за раз. У большинства из этих людей были проблемы финансовые, с дружбой, любовью. На этих тренингах ведь обещают по всем фронтам разобраться - и бизнес поднять, и семью создать, и учебу подтянуть. Все одним махом. Что хочешь, то и будет. Эффект волшебной палочки.

- Вы общались с теми, кто после прохождения тренинга угодил в психиатрическую клинику?

Я знаю одну девушку, которую прямо с лекции увезли в психушку. Но то, что ее накрыло из-за тренинга, - недоказуемо.

- Кстати, а своего мужа вы пытались вовлечь в эту секту?

Конечно. Но его быстро выгнали оттуда. Дело в том, что мой муж - верующий человек. Когда я отправилась на тренинг, мы с ним еще не были расписаны, только встречались. В какой-то момент я ему заявила: «Я отказываюсь жить не с лидером. Поэтому ты должен развиваться и пойти на тренинг. Тебя научат любить людей, деньги зарабатывать. Иначе мы с тобой расстанемся». Чтобы сохранить наши отношения, он ввязался в эту авантюру. Но не жалеет, так как увидел весь процесс изнутри, и сейчас мы вместе боремся против бывших наставников. Он недолго там продержался. Постоянно спорил с тренерами. В итоге его изгнали очень грубо, всем объявили, что он противник, несет ересь, с ним разговаривать нельзя, он психически ненормальный. И все дружно кивнули головой. Даже я. После этого я пришла домой и с порога кинула: «Мы жить вместе не будем». А ведь я этого человека знала 20 лет, мы с детства были знакомы.

«Я год отходила от тех стереотипов, которые мне навязали на курсах»

- Когда вы вышли из тренинга?

В начале 2014 года. Затем в марте-апреле впала в затяжную депрессию. Прозрела только к маю. Было ощущение, что проснулась после страшного сна. В голове образовалась куча мыслей - как я жила, почему я это делала, как доверилась посторонним людям? Но отходила я еще год от тех стереотипов, которые мне навязали. Например, нам внушили, что каждый человек создает в жизни то, что его окружает, он сам является источником всех неприятностей. Я до сих пор сажусь в маршрутку, смотрю на мужчин и думаю: «О, я создаю вокруг себя мужчин, скоро выйду замуж». Или недавно я уронила кастрюлю с горячей водой, тут же промелькнуло в голове: «Я кого-то обманула». Представляете, насколько сильно вся эта ерунда втемяшилась мне в голову.

- Отношения с сыном наладились?

Пока я находилась в тренинге, я окончательно потеряла сына. Отношения ухудшились дальше некуда. Мне не до него было. Пока я «спасала мир», бегала, вовлекала людей в тренинг, сына забросила. Так как я была все время занята поисками новых адептов, мне некогда было тратить на него время. А сейчас он работу нашел, женился, у меня внук родился. Только сейчас мы с сыном нашли общий язык.

- Кому-то все-таки помогли эти тренинги?

Если не влезать глубоко и вовремя соскочить с программы, то кому-то такие курсы, наверное, помогают. Закомплексованные люди там открываются, слышала, что кто-то решил свои личные проблемы, нашел общий язык с близкими. Но это не моя история. Я рассыпалась. Только когда освободилась из оков тренинга, нашла общий язык с родителями, сыном. Пока я жила в тренинге, нас постоянно убеждали: «У вас все хорошо». И если случалось что-то плохое, нам говорили: «Стерли-стерли, стерли, это не с нами». Нас учили не принимать негатив, отрекаться от неприятностей. Но как только человек оказывался за бортом тренинга, проблемы накатывались как снежный ком. У людей, которые покидали курсы, снова начинались те же самые проблемы, от которых они пытались уйти. Да, пока ты находишься там, тебя поддерживают всей группой, говорят о любви, постоянные обнимашечки-целовашечки, но в реальной жизни все начинается заново.

- Вы поддерживаете отношения с приятелями по тренингу?

Нет. Пока я находилась в тренинге, я порвала отношения со всеми старыми друзьями. Я относила себя к чистой расе, а они до меня не дотягивали. Я им так и говорила: «Если не идешь на тренинг, нам с тобой не по пути». И у меня появились новые друзья на курсах. Мне они казались замечательными, мы поддерживали друг друга, вместе отмечали праздники. Когда же меня объявили персона нон грата, все они отвернулись от меня. Теперь даже не здороваются. Я стала не из их касты.

- Кто является организатором этого проекта?

Это две родные сестры. Одна из них прошла подобный тренинг 10 лет назад, когда он только зарождался. Затем притащила туда вторую сестру. И они стали делать бизнес. Сначала приглашали на работу психологов, затем сами стали проводить курсы, не имея на тот момент ни образования, ни лицензии. Эти женщины разбогатели за несколько лет. За год они зарабатывали больше 8 млн рублей. Основной их офис находится в Волгограде. Филиалы раскиданы по всей стране - Астрахань, Ростов, Саратов, Краснодар, Воронеж.

- Преподаватели, которые работают на них, тоже богатые люди?

Деньги зарабатывают только руководители компании. Остальные работники получают гроши. Как правило, у них нет постоянной работы, некоторые не имеют даже семьи. Например, моего мужа «ломал» 23-летний парень, у которого не было ни малейшего жизненного опыта за плечами. Там учат кататься на коньках те, кто ни разу на них не стоял.

- По вашим данным, в стране насчитывается много пострадавших от подобных мероприятий?

Много, некоторые просто боятся говорить об этом. Я тоже полгода молчала. Страшно было. Я начала говорить, чтобы вытащить оттуда мою родственницу. Она там уже 5 с половиной лет сидит. Сейчас является тренером. Тренинг забрал у меня родного человека. Мне очень больно за это. Ее тренинг поглотил полностью.

На сайте тренингов недавно появился новый раздел - детские и подростковые тренинги.

Лозунг все тот же - «Чудеса там, где в них верят».

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно "Психологическому словарю" тренинг - это "систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга".

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: "тренинговые или Т-группы". В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко - к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций .

В настоящее время понятие "тренинг" используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, "психологический тренинг" касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки .

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной "прививкой", которая, впоследствии позволит выработать "иммунитет", если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.

Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни .

  • - Общение по принципу "здесь и теперь". На тренинге участники должны общаться только "здесь и теперь", т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.
  • - Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: "имеется ввиду…", "говорится…" и т.д., во время тренинга необходимо говорить: "я имею ввиду…", "я говорю…", и т.д.
  • - Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.
  • - Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.
  • - Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе .

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост - это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал -- это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал -- это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие "личностного роста", а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

  • Какая польза от тренингов
  • Как выбрать тренинг

Первые тренинги личностного роста появились в России во времена лихих девяностых и со временем успешно укоренились в нашей стране, как и прочие атрибуты «развитого капитализма». Сегодня в России насчитываются сотни, а то и тысячи компаний разной величины, предлагающие нам всевозможные тренинги личностного роста.

Родоначальником же тренингов личностного роста принято считать Александра Эверетта, американца который в 1968 году открыл в Техасе тренинг «Динамика Разума». Эта чудодейственная методика, в короткие сроки обещала сделать лидером любого неудачника. Тренинг стремительно приобрел популярность, в первую очередь среди владельцев торговых сетей, занимающихся прямыми продажами и сетевым маркетингом. Он стал основой для обучения и подготовки успешных коммивояжеров и сейлз-менеджеров.

Суть тренингов личностного роста

Что такое тренинг личностного роста и какова его суть можно понять из рекламных объявлений компаний предлагающих эти услуги. Тренинги личностного роста - это занятия, которые направлены на увеличение потенциала человека, на раскрытие и совершенствование тех качеств, которые помогают нам добиться успеха в различных областях. Целью тренинга является изменение жизненной позиции на привычные вещи, изменение привычных стереотипов мышления и поведения, которые мешают человеку стать счастливее и успешнее.

На тренингах личностного роста акцент делается на качественные и позитивные изменения личности человека. С помощью специально разработанных методик человек программируется на успех и чувствует себя после этого более уверенно, спокойнее и свободней в любой жизненной ситуации.

Виды тренингов личностного роста

По большому счету личностные тренинги можно разделить на два основных формата:

ТРЕНИНГИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОМУ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ – оказывают оздоравливающий эффект, снимают препятствующие развитию и личностному росту блоки, укрепляют потенциал и создают наилучшие условия для дальнейших успехов.

К данному виду можно отнести психотерапевтические тренинги, которые позволяют жить легче, лучше, ярче, более гармонично и наполнено. Их целью является ориентированность на глубокие внутренние переживания, они направлены на исцеление и как бы перепрашивают все прошлые негативные ситуации. Однако программы тренингов личностного роста данного типа работают не только с прошлым человека, но и с его настоящим, помогая найти выход и научиться проще и легче справляться с трудными ситуациями как в личной и социальной сфере жизни, так и в творческой.

Лучшими тренингами естественного личностного роста многие считают - трансформационные тренинги. Они направлены на работу с такими глубинными и определяющими механизмами как осознанность, убеждения и ценности, механизмы психологической защиты и компенсации… С человеком прошедшим эти тренинги происходят значительные изменения – расширяется мировоззрение, человек испытывает чувство озарения, освобождается от ограничивающих убеждений и негативного влияние окружения . В итоги человек, превозмогая собственные границы, с легкостью покидает зону комфорта и открывает для себя новые возможности.

ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Данный вид тренингов дает знание и направлен на развитие у человека определенных навыков. К тренингам активного личностного роста относятся тренинги по развитию лидерских качеств , повышению профессиональной квалификации и эффективности, тренинги по риторике и ораторскому мастерству, тренинги уверенности, тренинги обучающие тому, как правильно ставить цели и добиваться их и т.д.

Кроме своей направленности тренинги делятся на проводимые в живую, собирающие большие аудитории и онлайн тренинги личностного роста, которые проводятся через интернет.

Какая польза от тренингов

Говоря о сути тренингов, пользу которую они несут, мы уже частично раскрыли. Это развитие навыков, приобретение знаний, обретение уверенности в себе и т.д. Помимо этого следует сказать - тренинги полезны еще и тем, что позволяют окунуться в обстановку способствующую размышлению над своими жизненными целями и вообще над смыслом собственной жизни. Также данное мероприятие помогает завязать полезные знакомства, найти единомышленников и друзей.

Еще одним плюсом является тот факт, что за тренинги приходится платить. Объясняю – человек так устроен, что редко ценит доставшееся ему легко и даром. А когда за занятие приходиться выложить определенную сумму, то ценность полученных знаний возрастает в разы. Ведь глупо не воспользоваться тем, что купил. Поэтому в большинстве случаев улучшается усвояемость и повышается мотивация изменить жизнь к лучшему.

Как выбрать тренинг

Выбрать тренинг личностного роста и понять, насколько он качественный и полезный можно по ряду признаков:

ПО ОТЗЫВАМ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ ЛЮДЕЙ . Понятно, что чем больше людей нашли конкретный тренинг для себя полезным, вероятность того что его прохождение принесет и вам пользу значительно выше, чем если бы вы стали посетителем никому не известного тренинга, проводимого неизвестным коучем . Еще лучше если среди тех, кто может порекомендовать данный тренинг, есть более или менее известные личности, которые дорожат своей репутацией.

Отзывы на тренинги личностного роста в интернете - это первое на что вам следует обратить внимание при выборе лучшего из них. Но следует быть разборчивым и отличать хвалебные отзывы, написанные самими тренинг компаниями от отзывов реальных людей!

При выборе тренинга нередко люди полагаются на мнения знакомых, прошедших нужный им тренинг личностного роста. Безусловно, к таким рекомендациям стоит прислушаться - они помогут осознанно принять решение. Только следует обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, на то насколько близок вам человек по уровню развития, в плане мировосприятия, эмоциональности и рациональности, по уровню внутренней силы и самооценки. Во-вторых, следует с настороженностью отнестись к суждениям с крайними значениями – с избыточной восхищенностью и критичностью. Восхищение может быть следствием скрытых манипуляций тренера, а критичность может появиться в результате, если ваш знакомый случайно очутился на тренинге, не подходящем ему по убеждениям или например по степени жесткости. Объективной будет выглядеть такая рекомендация, который опишет вам все положительные и отрицательные стороны тренинга, без раскрытия его содержания.

ПО ОПИСАНИЮ . Программа тренинга личностного роста должна содержаться в описании хотя бы в краткой форме. Зачастую в объявлениях говорится лишь только о том, каких успехов вы сможете добиться после прохождения тренинга и ни слова о методике, на которой основано данное обучение.

Если описания нет вообще, то стоит задуматься! Данная ситуация может говорить о безалаберности и необязательности тренера. Чему у такого тренера вы сможете научиться?

Также хочу обратить ваше внимание на хитрости и приемы, используемые при рекламировании тренингов саморазвития. Бывает, что манера составления рекламного текста для тренинга и сам текст агрессивны и содержат в себе глупые уловки, отпугивающие умных людей. Ну вот например: «Выбор за вами – пройти тренинг или оставаться всю жизнь неудачником! Что вы выбираете?» или «Вы можете потратить эту сумму с пользой и пройти наш тренинг личностного роста, а можете купить на эти деньги … бутылок водки…» ну и т.д., примеров можно привести массу. Так вот, такая агрессивная реклама с одной стороны может говорить о то, что тренерам и компаниям нужны только ваши деньги, с другой стороны эти тексты могут составляться копирайтерами и рекламными агентствами, которым лишь бы что-нибудь да продать. Не стоит пугаться такой вызывающей рекламы (законы жанра), но с другой стороны, если вы читаете оригинальное и прочувствованное описание - это большой плюс и веское основание уделить мероприятию свое внимание.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНИНГОВЫХ ЦЕНТРАХ . Тренинги личного роста могут проводиться независимыми коучами, а могу проходить на базе тренингового центра. Если вы выбрали тренинг, предлагаемый тренинговым центром, то подробно изучите его сайт и учтите следующие моменты:

  • С какого периода работает компания. Молодые центры могут предлагать самые свежие и интересные программы, там, как правило, высок энтузиазм тренеров, но слабая материальная база, и вероятнее всего, в ходе тренинга вас ожидают некоторые неприятные моменты – низкий уровень проведения, не очень хорошая организация процесса, некомфортные условия и так далее.
  • Какие именно характера тренинги проводит эта тренинговая компания. Занятия могут быть рациональными и более прикладными либо же наоборот логически необъяснимыми и эзотерическими. Это просто отследить по задачам этого центра, названиям тренингов и темам, обсуждаемым на форуме сайта компании.
  • С какими тренинговыми центрами или тренерами данный центр сотрудничает. Имеет ли своих коучей либо работает только с приглашенными тренерами. Если в штат тренинговой компании входят свои учителя, то это большой плюс демонстрирующий ее целенаправленность и постоянность.

Сегодня в России существует не малое количество авторских центров по личностному росту и в них в основном развиваются мысли и идеи руководителя центра. Поэтому следует хотя бы поверхностно ознакомиться с основными идеями этих руководителей и оценить, согласны ли вы с их мнением и близко ли оно вам по духу. Если да, смело записывайтесь на тренинг этого центра – качество предоставляемых в них услуг очень высокое.

К таким центрам относятся - Центр позитивной психологии «Разумный путь» (Александр Григорьевич Свияш), Центр «Синтон» (Николай Иванович Козлов), Институт развития человека (Мирзакарим Санакулович Норбеков), тренинг-центр Марика Хазина и другие. Лучшие тренинги личностного роста проводятся именно в них.

Существуют компании, не имеющие своих тренеров (особенно те, которые специализируются на бизнес-тренингах) и работающие только с фрилансерами (приглашенными тренерами). Оценивать такие центры не стоит, тут надо заострить внимание на персоне конкретного коуч-тренера.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНЕРЕ . Достоверная и подробная информация о людях проводящих психологические тренинги личностного роста - важный аспект, который должен быть вами обязательно проанализирован и учтен при выборе тренинга. Хорошо когда тренер личностного роста имеет успехи не только в сфере обучения, но и прошел некоторый путь развития и имеет реальные достижения в той или иной области. Человек, обладающий большим масштабом личности, богатым жизненным опытом , четкой жизненной позицией даст больше чем самоучка, который постигал все премудрости данной профессии по книгам и бесплатным онлайн семинарам. Не маловажным (однако, и не столь значимым) является наличие у тренера высшего образования (желательно педагогического или психологического). Впрочем, в данной области можно встретить отличных специалистов без образования и практических достижений, но это скорее исключение из правил.

Обратите внимание на личность автора понравившейся вам книги о саморазвитии. Узнайте, не ведет ли он тренинги. Если да, то имеет смысл записаться на них – в итоге вас не разочарует хотя бы их содержание, что часто бывает при прохождении тренингов незнакомых коучей.

На что еще следует обратить внимание при выборе тренинга:

ЖЕСТКОСТЬ . Если у вас возникла необходимость в трансформационном или психотерапевтическом тренинге, знайте, что они сильно отличаться по мере воздействия на человеческую психику. Если у вас ранимая и чувствительная душа, то вам необходимы тренинги помягче. Если вы не сильно ранимы, но и не считаете себя слишком сильной личностью, то вам подойдут тренинги незначительной или средней жесткости. Если же вы уверенный человек с сильным несгибаемым стержнем, то вам прямая дорога на жесткие тренинги.

К сожалению, мало кто указывает подобную информацию, но тренинговые центры и индивидуальные коуч-тренеры, являющиеся участниками Международной Ассоциации профессионалов развития личности, обязаны на своих сайтах и в рекламных буклетах делать пометки о степени жесткости того или иного тренинга.

ЦЕНА . Надо понимать, чем громче имя тренера и выше качество тренингов, тем больше цена. Конечно, данная зависимость соблюдается не всегда, но в целом это тенденция. Однако важно не то, какая стоимость у тренинга, а то, какое соотношение его цена имеет с ценой решения ваших проблем и приобретенных знаний. Чем больше вы приобретаете, тем выигрышнее является это соотношение. Эффект может выражаться в чем угодно. В улучшении здоровья или отношений с окружающими, в приобретенных профессиональных навыках или в улучшении самооценки, в доходе, наконец. Ведь это все выражается в цифрах.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ . Если на стадии формирования группы вы сталкиваетесь с плохой организацией, часто это является результатом непрофессионализма Выбирая тренинг, обратите внимание на то, насколько профессионально вам ответили. Если вы звоните в тренинговый центр и вам с домашнего телефона отвечает случайный посредник, то вряд ли вас ждет высокое качество услуг. При отправлении заявки через интернет возьмите на заметку то, как быстро вам ответили, перезвонили ли вам для подтверждения и уточнения заявки, напомнили ли о предстоящем мероприятии накануне его проведения – все эти простые правила для нормальной организации в порядке вещей, а вот любители-энтузиасты, которым хочется «спасать человеческие судьбы» часто их не выполняют.

МЕСТО и ВРЕМЯ . Естественно стоит учесть место и время проведения тренинга. Кому то чтобы побывать на семинаре тренера с мировым именем придется ехать в другой город или даже другую страну. Сможете ли вы на время тренинга оставить свою семью и работу?

Как получить от тренинга максимальную пользу

Максимум пользы от тренингов личностного роста вы получите, в случае если правильно подберете по-настоящему подходящий . Тренинг должен соответствовать вашим потребностям, которые вы испытываете на данный момент - решать актуальные проблемы и помогать развить именно необходимые вам сегодня навыки. Поэтому прежде чем искать подходящий тренинг не поленитесь выяснить, что именно вам нужно в себе изменить или улучшить. Предварительная подготовка - Залог успеха ! Проведите основательный и честный самоанализ. Вспомните все свои последние неудачи , разберитесь в причинах, им сопутствовавших, и определите каких конкретно навыков либо качеств вам не хватило, чтобы их избежать, ну или превратить их в победы (к слову сказать, самоанализ неудач штука намного действенная, чем всякие там визуализации желаний или аффирмации ).

Таким образом, вы получаете довольно полную картину собственных недостатков, одновременно являющихся замечательными возможностями для саморазвития и достижения успеха. Следовательно, тренинги, которые вы станете посещать, и должны быть направлены именно на устранение этих недостатков и использование этих возможностей. Быть может вам необходимо научиться контролировать свои эмоции или устранить низкую самооценку , приобрести навыки соблазнения, справиться с высокомерием , обидчивостью и завистью или может вы нуждаетесь в изучение английского язык а… Для того чтобы деньги не пропали даром и вы получили от тренинга пользу - определитесь с тем что вам действительно важно!

Ну и конечно самым важным условием эффективности обучения, является наличие потребности к самосовершенствованию и стремление человека к самостоятельному построению новой жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С усложнением цивилизационного развития в XX столетии произошло повышение требований к профессиональным навыкам, а также производительности труда рабочих и служащих.

Для достижения отличных результатов человеку необходим постоянный личностный рост (Абрахам Маслоу).

Мотивировать личность на положительные изменения, помочь ей сформировать или раскрыть в себе полезные для жизнедеятельности качества – вот в чем заключалась польза

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных продавцов, финансовое благосостояние которых многократно повышалось.

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности. Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками.

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Смысл и особенности тренингов личностного роста


Они имеют целью увеличение потенциала личности, раскрытие и совершенствование самых лучших качеств. Специально разработанные методики позволяют буквально запрограммировать человека на успех, после чего он обретает уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Данные методики делятся на два основных направления:

  • тренинги естественного личностного роста;
  • тренинги активного личностного роста.

Тренинговые занятия, которые способствуют естественному личностному росту, оказывают общий оздоравливающий эффект, снимают комплексы и блоки, дают возможность проявиться потенциалу личности, создавая условия для жизненного успеха. Часто они носят название трансформационные, намекая на работу с глубинными механизмами сознания и бессознательного.

Вид тренингов личностного роста, предполагающий активное развитие человека, содержит задачи, связанные с формированием ряда умений и навыков. Целями здесь являются развитие лидерских качеств, навыков целеполагания и целедостижения, повышение квалификации, эффективности деятельности, уверенности в себе. Активное применение находят методики, оказывающие активное позитивное воздействие на волевую сферу человека.

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Для того, чтобы от посещения занятий действительно могла ощущаться реальная польза, следует учитывать некоторые моменты при выборе тренинговых программ:

  • Тренинг должен соответствовать актуальным потребностям человека.

Необходимо решать проблемы, имеющие значение на сегодняшний день (профессиональный рост, увеличение дохода, улучшение семейных отношений), чему может помочь объективный самоанализ.

  • Программа должна быть максимально понятна участвующему.

Это развернутая информация о целях обучения, принципах, методах, действиях, которые будут реализовываться на тренинге. Исчерпывающая ясность исключит неожиданное попадание в руки мошенников или в секту.

  • Важно не допустить бесцеремонного вторжения в психику обучающегося.

Существуют специальные правила по безопасному выходу из тренинга, которые обязательно нужно знать. Не стоит безоговорочно доверяться тренеру как гуру, ведь он просто направляет развитие человека, но не несет ответственности за его жизнь. Крайне важно не принимать скоропалительных решений, что часто характерно для эмоциональных людей.

  • Собираясь на тренинговые занятия, нужно быть готовым к возможным изменениям в своей жизни, принимать их без сомнения и страха.

Придется выйти из «зоны комфорта», чтобы начать активно работать над собой. Цели участия должны быть предельно конкретизированы, например: не просто «улучшить карьеру», но «получить должность начальника отдела».

  • Результаты тренинга следует подкреплять непрерывным самообразованием, самомотивацией, самодисциплиной. Полученные знания обязательно должны быть апробированы на практике.

Понять, что тренинговая программа идет человеку на пользу, несложно. Опытные специалисты обязательно объяснят, с чем связаны его проблемы, а также предложат альтернативные действенные варианты поведения. Чтобы участник привык к данной модели, знания будут закрепляться путем групповой работы. После этого человек не только начнет вести себя иначе, он станет думать по-другому.

Неважно, какую цель преследовало участие в тренинге – улучшение здоровья, отношений с окружающими, приобретение профессиональных навыков, улучшение самооценки или повышение дохода, – эти занятия позволяют поверить в собственные возможности и силы, выбрать лучшее, достойное, подняться на новую ступень развития.

Сам себе тренинг: как организовать свой собственный тренинг личностного роста за 6 шагов

Тренинги личностного роста бывают очень хорошие, очень плохие, так себе и скорее неплохие. У всех них есть два общих свойства – они стоят денег и, раз уж записалась, на них нужно тратить время. Посмотрим правде в глаза – ты согласилась бы заплатить в два раза больше, если результат можно было бы залить в себя, как с флэшки.

Механизм тот же, что и с абонементом в спортзал – ладно, ты оторвала от сердца деньги! Но теперь же придется ходить! Какое-то время ходишь, да. А потом то дедлайн, то родительское собрание, то бабушка приболела, вот и весь абонемент, чмоке. Скажем честно – кладбище незаконченных курсов на Курсере ничуть не меньше, чем кладбище неотстоянных планок.

Что же делать, если у тебя в сутки свободных ровно три промежутка по 8 с половиной минут, если не считать десятиминутного задумчивого стояния в душе с зубной щеткой во рту и двадцати пяти минут дважды в сутки в метро? Или – реально же такое бывает – денег нет ни на что вот вообще, хлеб с маргарином, копим на бентли.

В общем, бывает так, что даже на самый распрекрасный и работающий тренинг мы взираем как лиса на виноград, «да куда мне еще личностно расти-то», а сами украдкой ощупываем уши – не поросли еще шерстью? Встреть я за столом себя-позапрошлогоднюю, не умрет ли она со скуки в моем обществе?

Pic.ru знает, что делать, и не бросит тебя в беде!

Во-первых,

надо запланировать пару-тройку недель только на то, чтобы обдумать (мы помним – три раза в сутки по 8,5 минут, остальное время тебе и так есть, о чем подумать) в какой области ты, собственно, хочешь личностно расти. Это вообще ни капельки не простой вопрос! Существуют, например, серьезные тренинги именно для того, чтобы помочь понять, о чем таки человек мечтает! И на этих тренингах люди вовсе не бездельничают. Но мы помним про 8,5 минут и пока на настоящий тренинг не замахиваемся.

Просто медленно, мелкими перебежками, обсуждаем с самой собой – что бы я в себе хотела личностно подрастить? Знание испанского? Мужество? Мышцы на попе? Терпение? Дикцию? Сиськи? Коммуникабельность? Умение не отвлекаться от важных дел? Трезвость? Ямочку на левой щеке? И что из этого хочется вообще , а что – хочется прям остро ?

Первые опускаем вниз мысленного списка, вторые – поднимаем повыше. Можно список и записать где-нибудь в блокнотике, пока сидишь на скучном совещании. Почиркать в нем туда-сюда с умным видом. А можно не записывать. Если чего-то хочется остро, оно от тебя все равно не отстанет. Например, _выспаться_.

Технически, со стороны, ты вообще еще ничего не делаешь. А вот фиганьки. Составление и ранжирование списка задач – это такое солидное и важное дело. И ничего, что ты его делаешь мелкими перебежками, в метро и под душем. Процесс запущен . Ползи, ползи, улитка, по склону Фудзи. Вверх, до самых высот.

Во-вторых,

когда «во-первых» для тебя уже стало ясно, как день. Думала месяц? Нормально, радуйся, что не год. Примерно определилась, чего же хочется, за неделю? Тем более отлично. Срезаем весь низ списка, оставляя на видном месте только 3-4 пункта. И вообще не паримся по поводу отрезанного. Это важный момент. Людям очень сильно портят качество жизни сожаления и стыд. Особенно, если кто-то из близких помогает. «А чтой-то ты раздалась, больше не тренируешься?» «А я смотрю, ты совсем забросила вышивку» «Что, книжных обзоров больше не будет?»

Может, и будет. Но не сейчас. Сейчас я остро хочу другого. А этого – если и хочу, то не остро. Захочу – буду делать. А то что я вам, шестирукий Шива – и жнец, и швец, и на дуде игрец? Иметь только 24 часа в сутки – не стыдно. Оставаться живой, не заезжать себя до потери вменяемости – не стыдно и даже похвально. Ты себе нужна еще надолго. А, возможно, и не только себе.

В-третьих,

начинаем думать, какие дела из тех, что тебе приходится делать и так – является или может являться тренировкой на. С коляской можно не сидеть и не ползать, а бодро ходить быстрым шагом. Час в день быстрым шагом – профит! Еженедельный доклад на планерке – вот тебе и мужество, и дикция. Написание прописей с весьма возражающим первоклассником (Орать – нельзя. Убить – нельзя. Забить – нельзя) – вот тебе и дзен, как у не всякого аскета.

«До просветления руби дрова, носи воду. После просветления руби дрова, носи воду».

В-четвертых,

обдумываем, какие уже занятые промежутки времени можно дополнительно подгрузить дополнительным смыслом. Мытье посуды ведь совместимо со слушанием аудиокниг на английском? Да с чем оно только не совместимо, Агата Кристи, например, так сочиняла свои убийства. Очень не любила посуду, а куда деваться. Мы знавали женщин, которые под это дело сочиняли стихи, упражнялись Кегелем и продумывали план учебной программы. Не одновременно, правда.

Спорим, ты так уже и делаешь? Ну невозможно ни о чем не думать, бродя по квартире с пылесосом. То есть можно, но нужно задаться целью и долго тренироваться. А что, медитация тоже вещь нужная. Оммм.

Так что, почти наверняка, ты сейчас думаешь – ну и чего нового? А нового – подход. Думать о посторонних вещах во время скучной рутинной деятельности – привычное дело. Запланировать себе темы, о чем подумать; подготовиться, чтобы был материал для мыслей и потом иметь не только выстиранный таз белья, но и схему узора на детский свитер – зачти себе галочку в личностный рост.

На какой-то стадии любая рутинная, не забивающая голову работа начинает сразу восприниматься как окошко для себя. Есть люди, которые в этом окошке себе стихи читают, казалось бы, уже полузабытые. Ан нет, глядишь, и всего «Джона Донна» вспомнила, не перечитывая.

В-пятых,

начни выяснять, есть ли техническая возможность отгрызть у реальности еще какие-нибудь куски времени на себя. Не хочет ли дорогое начальство направить тебя на стажировку? (А если еще и подкинуть список полезных для организации стажировок, так вообще хорошо). Не хочет ли любимое дитя походить в группу рисования, танцевания, развития речи, каратэ, бусидо или создания боевых человекоподобных роботов? Пару раз в неделю? А мама посидит снаружи, азартно играя в Лингвалео. Не хотят ли родители подарить тебе на день рождения робот-пылесос?

И, наконец, в-шестых,

самое трудное и то, что без всей предыдущей подготовки скорее всего, не сработает. Выжми из близких признание того, что ты живая и сколько-то времени на себя тебе нужно просто ради выживания. «Раз в две недели я должна пойти послушать музыку». Идешь в филармонию, засыпаешь в кресле. Три раза засыпаешь, на четвертый сквозь сон узнаешь мелодию. И вообще, гипнообучение плюс музыкотерапия.

С этого момента то, что ты чем-то для себя вообще занимаешься, становится заметно окружающим. У них, разумеется, появится мнение по этому поводу. Но – для хорошо заезженной женщины это обычно сюрприз – это мнение далеко не всегда отрицательное. Есть слухи, что даже дети впоследствии больше уважают маму, которая имела собственные интересы и их отстаивала, чем ту, которая полностью вкладывалась в их жизнеобеспечение.

Но важно еще и вот что. Если ты приучишь и себя и окружающих к тому, что ты тратишь какую-то часть своих ресурсов на то, чтобы продолжать быть интересным человеком, получать новые и поддерживать старые умения – то настанет день, когда ты прикинешь и поймешь – пожалуй, можно уже и сходить на настоящий тренинг. Смогу. Имею право.

Текст: Ася Михеева

Иллюстрации: shetterstock

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг