Дворец юсуповых на мойке. Роскошный дворец юсуповых на мойке Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Юсуповский дворец на Мойке известен многим людям. Он считается историческим особняком и имеет статус памятника культуры. Особенность данного здания заключается в том, что по нему можно изучать аристократический интерьер петербуржцев. К созданию данного дворца имеют отношение архитекторы с мировой известностью. А именно: Валлен-Деламот Ж. Б., Михайлов А. М., Симон Б. и другие великие мастера. Как ясно из названия дворца, около века им владел известный род Юсуповых. Пять поколений прожили здесь, это было в период с 1830-го по 1917-й гг.

Набережная реки Мойки. Юсуповский дворец: периоды строительства

Стоит сказать о том, что строительство данного здания можно разделить на два этапа. Первый этап относится к началу возведения. Оно началось в период строительства города Санкт-Петербурга. А второй период относится к тому времени, когда дом был куплен князем Юсуповым.

История Юсуповского дворца на Мойке. Сведения о возведении такого особняка

История построек на данном месте относится к началу восемнадцатого века. В этот временной период на Мойке стояла усадьба Прасковьи Иоанновны. Она являлась племянницей Петра. Затем Прасковья подарила данную усадьбу Семеновскому полку, это событие произошло в 1726 году. Через некоторое время территория данного места перешла во владение графа Шувалова.

У Шувалова был особняк, выполненный в стиле барокко. Здесь устраивались различные пышные мероприятия и проводились торжества. Одним из знаменательных событий, которое отмечалось в особняке графа, было рождение Павла Петровича - цесаревича. В дальнейшем он стал императором. Павел родился в 1754 году.

В семидесятые годы сын Шувалова построил дом, который расположился на данной территории, но выше по течению реки. В создании проекта участвовал такой архитектор, как Валлен-Деламот. Проект был выполнен в виде буквы "П", вытянутой формы. Боковые части сооружения имели два этажа, а центральная часть - три. Проект имел парадный въезд, который расположился со стороны реки. Также можно было осуществить въезд со стороны улицы Декабристов. Здесь были сделаны ворота в виде Триумфальной арки. Данные триумфальные ворота можно увидеть сегодня. Они дожили до наших дней. До нашей современности сохранилась ограда, высота которой составляет семь метров. Она включает в себя колоннаду, которая выполнена в классическом стиле.

Далее судьба дома складывалась следующим образом. В конце восемнадцатого столетия им стала владеть племянница Потемкина Г. А., который был князем. После этого в девятнадцатом веке, а именно в 1830 году, дом купил Юсупов Н. Б.

Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке

Юсуповский дворец на Мойке в СПб имеет свою историю в России. Известным является факт, что в середине 16-го века в Россию приехали сыновья султана Ногайской орды. Султана звали Юсуф. Через некоторое время появился его правнук. Он решил принять христианство. Правнука звали Абдул-Мурза. При крещении ему дали имя Дмитрий. Сын Дмитрия - Григорий стал приверженцем и сподвижником Петра I. А внук Дмитрия Николай Борисович заслужил все ордена России, также он был удостоен ордена Андрея Первозванного. Данной наградой он была подарена по указу Павлом I. Помимо этого для Николая Юсупова была сделана специальная награда, которая называлась "жемчужный эполет". Юсупов Николай Борисович относился к одному из наиболее богатых людей того времени в Российской империи. Род Юсуповых владел большим количеством дворцов. Их количество превышало пятьдесят. В Санкт-Петербурге у Юсуповых было четыре.

Юсуповский дворец на Мойке пережил реконструкцию в начале 19-го века под руководством такого великого мастера, как Михайлов. Изначально ризалиты, которые находились по бокам здания, имели два этажа. В этот период реконструкции они были достроены до трех этажей. Помимо этого с восточной части здания был построен новый корпус. Он состоял тоже из трех этажей. В этом здании расположился белоколонный зал. Он являлся самым большим залом с колоннами того времени. Данный зал включал 24 колонны. Кроме этого во флигелях, которые были объединены между собой, был домашний театр и галереи с шедеврами живописи.

Стилистическое направление, в котором был выполнен данный ансамбль, относилось к стилю барокко. Данное направление предполагает большое количество золотой лепнины. Этот театр прославился тем, что именно здесь первый раз была исполнена опера Глинки «Жизнь за Царя» из известного произведения «Сусанин». Опера была сыграна не полностью, а только ее первое отделение. Кроме того, здесь были сделаны оранжереи и сад.

Проект Михайлова предполагал, что парадный въезд, который был со стороны реки, будет заменен лестницей, которая вела в Юсуповский дворец на Мойке, а именно в его парадные залы. Также особняк был дополнен танцевальным залом и тремя гостиными. Последние стали называться Императорская, Зеленая, Синяя. Помимо российских художников и архитекторов в проекте участвовали итальянские мастера, а именно: Виги А., Медичи Б.

Из российских мастеров особого внимания заслуживает такой архитектор, как Степанов А. В конце 19-го века он создал проект, который позволил подключить особняк к электричеству, канализации и водоснабжению и водяному отоплению. Также он руководил реконструкцией домашнего театра и появлением Мавританской гостиной. Также стоит отметить появление таких помещений, как Большая гостиная, Большой зал, столовая. Данные новшества появились в 1914 году.

Данный особняк принадлежал роду Юсуповых до 1917 года. В 1916 году в данном месте произошло историческое событие: здесь был убит Григорий Распутин. Данная историческая личность была духовным наставником и другом Николая Второго и его семьи. Сам же Распутин относился к роду крестьян из Сибири.

Юсуповский дворец в двадцатом веке

После революции в Юсуповском дворце расположился музей. Затем, после 1925 года, здесь расположился Дом работников просвещения, или, по-другому, Дом учителей. Во дворце собирались и проводили встречи учителя. Мероприятия носили творческий и профессиональный характер. Во многом благодаря этому факту здание не пострадало и сохранилось.

Залы и парадные сохранились и дожили до современного времени. Сейчас в Юсуповском дворце размещаются работники, которые имеют отношение к просвещению. Другими словами, в особняке располагается центр, который занят музейной, театральной, концертной и просветительской деятельностью.

Госпиталь во дворце

Следует сказать о том, что в военные годы во дворце располагался госпиталь. В этот период здание подверглось обстрелам. Поэтому оно сильно разрушилось. Также на него попадали бомбы, которые сбрасывали фашистские захватчики с воздуха. Как только закончилась война, здание начали реставрировать. В 1958 году особняк пережил пожар. С 59-го по 78-й год двадцатого века велись работы по восстановлению после пожара. В конце восьмидесятых годов дворец принял у себя в стенах органный театр. Также во дворце проводились экспозиции по таким темам, как убийство Распутина и история рода Юсуповых.

Дворец на Мойке в наши дни

В наши дни в Юсуповском дворце на Мойке в Петербурге проводятся различные мероприятия, а именно работают экспозиции. Также посетители могут посмотреть убранство дворца. Здесь сохранены апартаменты парадного типа, галерея, домашний театр.

Также гости особняка могут увидеть жилые покои Юсуповых. Все это достигалось и сохранилось благодаря великому труду реставраторов.

Если говорить о мероприятиях, которые проводятся во дворце, то можно перечислить следующие:

  1. Новогодний бал маэстро Юрия Темирканова.
  2. Торжественные мероприятия, связанные с празднованием Рождества.
  3. Масленица.
  4. Пасха.
  5. Балы.
  6. Маскарады.

Режим работы

Гости города, а также петербуржцы могут наслаждаться величием, красотой и изысканностью Юсуповского дворца. Можно прийти на какое-нибудь мероприятие или сходить на экспозицию. Данный культурный центр имеет официальный сайт. А какой режим работы Юсуповского дворца на Мойке? Открыт он ежедневно, с 11:00 до 18:00.

Как добраться?

Стоит учитывать, что Юсуповский дворец на Мойке является очень посещаемым местом. Поэтому свой визит лучше планировать заранее. Перед посещением следует узнать, как добраться до Юсуповского дворца на Мойке. На каком транспорте можно доехать до места? На метро, автобусах и троллейбусе. Подойдут автобусы следующих номеров: 3, 22, 27. Выйти туристы должны быть на остановке «Площадь Труда». Если вы планируете ехать на троллейбусе, то знайте, что подойдет №5 и 22. Выходить нужно все на той же остановке «Площадь Труда».

В заключение

Посещение Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге не оставит ни одного человека равнодушным. Так как здесь присутствует дух истории, искусства, творчества и неповторимого архитектурного изящества. Любителям искусства и истории необходимо обязательно запланировать посещение данного места. Оно пропитано необычайной красотой и хранит удивительные моменты нашей истории. Можно прийти сюда всей семьей или коллективом, особенной популярностью пользуются школьные экскурсии. Сюда приезжают дети со всей страны.

Не могла не утащить на память к себе.
Я столько про него читала, а теперь есть возможность посмотреть.
Оригинал взят у deletant в Музей роскоши

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.

Попадая в Санкт-Петербург, всегда теряешься от того, как все успеть посмотреть и везде побывать. В этом городе собрано столько памятников архитектуры, музеев и других достопримечательностей, что глаза разбегаются.
Сегодня хочется рассказать об одном из самых красивых и хорошо сохранившихся дворцов Северной столицы - о Дворце Юсуповых на Мойке. Этот дворец является лишь одним из 57 имений одной из самых богатых семей российского государства, но именно он заслужено является визитной карточкой этого семейства. Забегая наперед, скажу сразу, что посещать этот дворец нужно в последнюю очередь, так как по сравнению с ним, многие другие дворцовые строения просто меркнут.

Первое деревянное сооружение на месте существующего дворца принадлежало членам царской семьи. Начиная с 1726 года, имением владел Семеновский полк, далее его купил П.И. Шувалов. Дворец принадлежал генералу до 1795 года, а потом его выкупила сама Екатерина II и подарила его графине А.В. Браницкой.
Вот здесь достаточно интересный момент. По официальной версии Браницкая была племянницей Потёмкина, любовника Екатерины II, а из других источников можно найти информацию, что Браницкая являлась также любовницей Потёмкина. Так что имеет место быть версия, что подарив имение Александре Браницкой, Екатерина II просто напросто откупила от нее своего фаворита. Где правда, а где ложь сейчас конечно никто точно не знает. Александра владела дворцом 35 лет.
В 1830 году за четверть миллиона рублей дворец был куплен Б.Н. Юсуповым и до 1917 года оставался во владении его семьи. За этот период дворец кардинально изменил свой внешний вид и внутреннее убранство, коим мы и можем насладиться в настоящее время. Кроме красоты и великолепия, этот дворец «прославился» еще тем, что здесь в 1916 году от руки Феликса Юсупова и других заговорщиков был убит Григорий Распутин.
После того, как имение выкупил Юсупов, там началась масштабная перестройка. Благодаря тому, что в денежных средствах князь не был стеснен, над перестройкой работали не только русские, но и итальянские мастера. Все отдельно стоящие постройки были объединены в единый ансамбль, были посажены сады и оранжереи, изменено внутреннее убранство комнат. Нужно сказать, что на протяжении всего владения дворцом, Юсуповы постоянно что-то перестраивали, доделывали и переделывали по последнему слову моды.
После революции дворец был национализирован, и здесь проводились экскурсии. Однако в 1925 году из него начался массовый вывоз предметов интерьера. В военное время в здании располагался госпиталь. С 1960 году дворец является памятником истории федерального значения.

Для осмотра представлено два этажа дворца, экскурсия по которым займет около 1,5 часов. Дворец можно посетить либо с экскурсоводом (500 рублей), либо самостоятельно с аудиогидом (700 рублей +1000 рублей залог за прибор), просто побродить по залам не получится. Подробную информацию об экскурсиях можно посмотреть на официальном сайте дворца. За фотосъемку придется дополнительно заплатить 150 рублей. Надеяться на то, что получится незаметно сфотографировать на телефон не стоит, так как за вами будут пристально наблюдать музейные работники. Так что запасайтесь наличными деньгами, заряжайте аккумуляторы фотоаппарата и в путь.

Если вы пойдете на экскурсию с аудиогидом, то вас снабдят картой-схемой дворца. Ведь там так легко заблудиться!


Проходя по Парадной лестнице на второй этаж, невозможно не заметить ювелирной лепнины, которой украшены колоны и потолок.

В холле парадной лестницы размещена великолепная люстра.


С лестницы попадаем в Гобеленовую гостиную, из названия которой ясно, чем декорирована комната. Здесь также есть деревянные панели, украшенные резьбой. Примечательный тот факт, что почти все элементы внутреннего убранства дома были сделаны российскими мастерами.



Парадная спальная комната княгини выполнена в голубом цвете. Конечно, она предназначалась не для сна, а для приема гостей.


Большая ротонда поражает своим куполообразным потолком, расписанным чудесными цветочными орнаментами и ангелочками.


Синяя, Зеленая и Красная гостиные названы так, потому что выполнены в соответствующем цвете. Все, начиная от мебельных гарнитуров, и заканчивая отделкой стен, соответствует названию.



В Зеленой гостиной поразил шикарный камин, покрытый малахитом.


Огромная люстра Танцевального зала, мраморный камин с ангелочками, шикарные потолки коридоров, ведущих в другие комнаты... Просто не хватает слов, чтобы описать всю эту роскошь.



В задах дворца выставлены многочисленные произведения искусства - скульптуры и картины.


А от вида Домашнего театра захватывает дух. В царские времена этот театр был сердцем культурной жизни и собирал на свои постановки всю знать, даже члены царских семей приходили насладиться театральным действием. Надо заметить, что театр и до сих пор является действующим и вмещает 176 человек. Расписание постановок можно посмотреть на сайте дворца.



Сохранилась история, что князь Н.Б. Юсупов путешествую по Европе «влюбился» в лестницу, расположенную в одной итальянской вилле. Так как хозяин виллы сказал, что лестница продается только вместе со зданием, то в тот же миг сделка была совершена. Лестницу переправили в Петербург, а сама вилла так и осталась стоять без надобности. Так во дворце появилась лестница, которая ведет в партер домашнего театра.

Малая картинная галерея - когда-то эти стены украшали шедевры лучших художников.


В Юсуповском дворце удивительной красоты паркеты, собранные из десяткой пород дерева.


Потолок в венецианском коридорчике, который ведет в дубовую гостинную. Композиция "Триумф Геркулеса".




На первом этаже тоже много помещений, изыскано украшенных.

Гостиная Генриха II названа так потому, что комната выполнена в стиле ренессанса, модного во времена правления короля Генриха II. Все деревянные элементы комнаты, начиная от панелей и заканчивая мебелью, выполнены из массива груши. Обивочная ткань мягкой мебели - это шерстяная ткань ручной работы середины XIX века. Вообще, примечательным является тот факт, что до наших дней сохранилась подлинное убранство комнат и то, что дворец не был разграблен в советское время.



Далее идет библиотека князя, где за стеклами тяжелых деревянных шкафов можно рассмотреть редкие старинные книги. Воображение так и рисует: вот ты взял старинную книгу на французском языке (неважно, что я его не знаю))), сел за прекрасный стол на мягкое кресло и наслаждаешься чтением под легкий треск дров в камине. Долго нам здесь задержаться не удалось, идем дальше, так как еще много чего интересного предстоит увидеть. Княгиня Юсупова

Княгиня Юсупова

Ну, и конечно, в подвале здания есть комната подвальная столовая, где был убит Распутин. Сейчас это отдельная экскурсия, которая проходит только один раз в день, так что если хотите на нее попасть, то билеты на нее нужно покупать с утра в день посещения. Комната дополнена восковыми фигурами участников этого преступления. Экспозиция продумана настолько хорошо, что если бы в чашках еще шел пар от чая, то можно было чувствовать себя соучастником.

Осматривая владения семейства Юсуповых, понимаешь, что кроме огромного количества денег, эта семья обладала еще и потрясающим вкусом. Обилие роскоши, золота, редких экспонатов искусства очень умело соединены в единый ансамбль.
Сегодня в этом дворце помимо посещения действующего театра, можно также арендовать понравившиеся комнаты и провести там кофе-брейки, банкеты, свадьбы или дни рождения.
На этом поставим точку. Хочется пожелать вам прекрасных неспешных экскурсоводов, которые расскажут более детально историю каждой комнаты и в общем историю семейства Юсуповых. Отдыхайте познавательно!

Большой выбор отелей в Петербурге здесь

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):






Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.
https://yusupov-palace.ru/ru/

Оригинал записи и комментарии на

 
Статьи по теме:
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б