Где находится нато в каком городе. Что такое нато

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Часто задаваемые вопросы о НАТО

О б этом документе

Этот материал не является отражением официальной позиции какого-либо государственного учреждения Украины. Эго цель - систематизировать ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с углублением сотрудничества Украины и НАТО. Материал не является агитационным, хотя его авторы - приверженцы идеи членства Украины в НАТО. Он рассчитан на людей, готовых приложить усилия для непредубежденного исследования данного вопроса. Выбор в качестве языка изложения русского связан с тем обстоятельством, что наиболее сложные вопросы о сотрудничестве Украины с НАТО задаются именно на этом языке.

Предложения, замечания и новые вопросы просьба направлять по адресу: .

Алексей Ижак

Татьяна Брежнева

Как возникла НАТО и какие цели преследует эта организация?

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов,Норвегии, Португалии, США и Франции.

В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Как устроена НАТО?

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянныхОбъединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективныйпостоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штабаВерховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач припроведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Каковы формы участия европейских стран в деятельности НАТО?

Участие стран Европы в деятельности НАТО принимает ряд форм: совместное планирование обороны; участие в интегрированной структуре военного командования; предоставление вооруженных сил в командование НАТО; поддержание инфрастуктуры; совладение системами обороны; участие в ядерном планировании НАТО; оборонно-промышленная кооперация.

Совместное планирование обороны является основой деятельности НАТО и является фундаментом для всех других форм интеграции обороны. Совместное планирование обороны циклично: составляются планы на шесть, пять и два года (основной цикл планирования) с ежегодной корректировкой. Целью совместного планирования обороны является выработка согласованных оптимальных планов развития национальных сил. Критерием оптимальности является эффективность коллективной обороны. Составленный для каждой страны план далее выполняется самой этой страной и не предполагает какого-либо централизованного управления.

В совместном планировании обороны принимают участие все страны НАТО, кроме Франции и Исландии. Причиной их неучастия является то, что Франция вышла из военной структуры НАТО в 1966 году, оставаясь участницей Североатлантического договора, а Исландия не имеет вооруженных сил.

Совместное планирование обороны - это отдельный от планирования операций процесс. Планирование операций, таких как операции по поддержанию мира, осуществляется для каждого случая отдельно и обеспечивается отдельными структурами НАТО. Если коллективное планирование обороны осуществляется, в основном, под руководством Комитета военного планирования, объединяющего министров обороны и из представителей, то планирование операций является компетенцией Военного комитета, который объединяет начальников генеральных штабов и их представителей. Франция, например, не участвует в коллективном планировании обороны (хотя и согласовывает свои планы) и ее министр обороны не участвует в работе Комитета военного планирования. Однако Франция участвует в планировании совместных операций и, соответственно, представлена в Военном комитете.

На основе совместного планирования обороны в рамках НАТО страны-члены создали ряд интегрированных структур. Масштаб вовлеченности в них отдельных стран имеет корреляцию с так называемой "справедливой долей" участия. Для вооруженных сил она определяется долей населения страны в общем населении стран НАТО.

В интегрированной структуре военного командования (многонациональных и национальных штабах, подчиненных единому командованию НАТО) участвуют все европейские члены НАТО, кроме Франции и Исландии. Тем не менее, расположенный во Франции штаб Еврокорпуса входит в интегрированную структуру. По существующим правилам, главнокомандующий сил НАТО является представитель США, а его заместителем - европеец, который отвечает за операции, проводимые с помощью сил и средств НАТО в интересах ЕС.

Основные штабы, подчиненные единому командованию, расположены в следующих странах: Бельгии (1 штаб, главное командование операций НАТО), Великобритании (3 штаба), Германии (7 штабов), Греции (1 штаб), Испании (1 штаб), Италии (4 штаба), Люксембурге (1 штаб), Нидерландах (1 штаб), Португалии (1 штаб), Турции (2 штаба), Франции (1 штаб).

Предоставление сил в командование НАТО имеет три основных формы. Первая форма охватывает небольшое количество сил, которые передается в командование НАТО на постоянной основе как в военное, так и мирное время. Это морские подразделения и воздушные силы (AWACS), которые находятся в постоянной готовности. Их общая численность составляет несколько тысяч человек, около 10 кораблей и до 20 самолетов. Вторую форму можно считать основной для НАТО. Она состоит в том, что вооруженные силы остаются под национальным административным управлением, но проходят боевую подготовку по планам интегрированной командной структуры НАТО и передаются в управление НАТО в случае боевого применения. НАТО поощряет создание странами-членами многонациональных формирований, которые передаются в управление НАТО как единое целое. В этом случае, административное управление осуществляется коллективно несколькими странами по согласованным между ними процедурам. Основные на сегодняшний день многонациональные формирования НАТО - корпус быстрого развертывания, немецко-американский и немецко-датский корпуса, а также Еврокорпус. Третья форма - это "обозначение" национальных сил без их передачи. Такие силы могут быть использованы в интересах НАТО в случае необходимости, но они готовятся в рамках национальных программ.

Все страны НАТО кроме Франции и Исландии (по указанным выше причинам) в той или иной форме предоставляют вооруженные силы для НАТО. Степень участия колеблется от роты (для стран Балтии) до нескольких дивизий (для Германии). В целом, количество выделяемых определенной страной для НАТО сил коррелирует с количеством штабов НАТО, расположенных на территории этой страны.

Единая инфрастуктура командования, управления, контроля, компьютерной обработки, информации и разведки (C 5 I 2) НАТО финансируется из общего бюджета организации и включает такие подсистемы: ACCIS (интегрированная система командования), NADGE (наземная командная и информационная инфраструктура ПВО), RIS (интегрированная инфраструктура радаров), NIS (система идентификации), NICS (интегрированная система связи, в том числе, спутниковая). Финансирование из бюджетов НАТО предполагает общее владение и распределение финансовой нагрузки в соответствии со "справедливой долей" участия стран. Создателями этих систем являются, в основном, оборонные компании США (Motorola, Boeing), Великобритании (BAE Systems), Германии (Siemens), Италии (Finmeccanica), Нидерландов (Philips). Участие французских компаний и европейского концерна EADS ограничено ввиду позиции Франции относительно интегрированных структур НАТО. В последнее время, ситуация меняется в связи с развертыванием нового поколения системы спутниковой связи НАТО и единой системы наблюдения за театром военных действий AGS.

Система спутниковой связи под названием Satcom Post 2000 будет уже пятой за историю НАТО. Ее функционирование началось в 2005 году и будет длиться до 2019 года. В отличие от предыдущих систем Satcom Post 2000 будет эксплуатироваться по новой схеме, которая позволит значительно сократить ее стоимость.

Ранее НАТО имела два спутника развернутой в начале 90-х системы под названием NATO IV. Ее развертывание по заказу Альянса осуществила Великобритания. Фактически, спутники системы NATO IV идентичны британским SKYNET 4. Поскольку Великобритания не имеет собственных систем запуска, вывод этих спутников осуществляется американскими и французскими ракетами-носителями. Еще раньше, в собственности НАТО находилась система под названием NATO III, которая была созданная и развернута Соединенными Штатами.

Система Satcom Post 2000 будет стоить НАТО $ 457 млн. Такую маленькую цену за космическую группировку современных военных спутников связи удалось обеспечить благодаря совмещению планов развертывания Satcom Post 2000 с национальными космическими программами Великобритании, Франции и Италии. Предполагается, что Satcom Post 2000 будет состоять из взаимно совместимых спутников разного производства - французских SYRACUSE, итальянских SICRAL и британских SKYNET. Причем, все они будут одновременно использоваться в рамках национальных программ этих стран.

Кроме указанных единых структур, ряд стран выделяют часть своих национальных систем C 5 I 2 для совместной работы с системами НАТО. Это, прежде всего, Германия, Великобритания, Португалия, Нидерланды, Исландия.

Важной хотя и очень ограниченной формой участия в НАТО является совладение общими системами вооружений . Такие системы закупаются из бюджетов НАТО и управляются централизовано. На сегодня единственным действующим примером такой системы является воздушная система раннего обнаружения AWACS, состоящая из 18 самолетов ДРЛО Е-З американского производства. По юридическим соображениям (в современной международной системе основными видами вооружений, кроме стрелковых, имеют право владеть только национальные правительства ) эти самолеты приписаны к военно-воздушным силам Люксембурга. В общей закупке и, соответственно, коллективной эксплуатации учувствует 13 стран: Бельгия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Турция. Великобритания и Франция имеют собственный флот самолетов Е-З, которые могут использоваться в единой системе.

В настоящее время НАТО приступила к коллективному развертыванию еще одной системы - AGS. Эта система наблюения за театром военных действий известна также под названием "Око в небе". В соответствии с планами, AGS должна быть введена в эксплуатацию до 2010 года. С этой целью от имени НАТО с консорциумом производителей подписан контракт на сумму близко 4 млрд евро.

Планы создания системы, которая бы позволяла НАТО иметь интегральную информационную и целевую картину театра военных действий, разрабатывались с начала 90-х. Однако сложность системы и конкуренция европейских и американских оборонных компаний мешали приступить к реализации. Нового импульса эти планы приобрели после начала создания Альянсом новых сил быстрого реагирования, которые будут иметь глобальное применение. Система AGS, в первую очередь, должна обеспечивать проведение операций именно этих сил.

В тендере на разработку системы на последнем этапе принимали участие два трансатлантических консорциума - один во главе с европейской компанией EADS и американской Northrop Grumman (так называемом TIPS), другой - в составе американской Raytheon, немецкой Siemens и британско-итальянской Alenia Marconi. Победил консорциум TIPS, который предложил комбинацию модернизованных европейских самолетов A320 и американских беспилотных аппаратов Global Hawk. В случае реализации, AGS станет второй в мире системой такого класса после американской JSTARS, которая находится в монопольном владении Соединенных Штатов.

Совместное ядерное планирование имеет как чисто политический аспект, так и практический военный аспект. Семь европейских государств по специальным соглашениям со США предоставляют инфраструктуру и силы для планирования операций с использованием американского тактического ядерного оружия в Европе (бомб В-61) в интересах НАТО. Авиабомбы B‑61 предназначены для самолетов тактической авиации A‑7, F‑15E, F‑16 и Tornado. Согласно большинству источников их количество в настоящее время насчитывает не более двухсот, хотя есть сообщения о пятистах бомбах. Инфраструктура для базирования имеется на 13 базах в семи странах Европы. Четыре базы принадлежат ВВС США (по одной базе в Великобритании, Италии, Германии и Турции), три – Германии, две – Великобритании (одна на национальной территории и одна в Германии), две – Турции, по одной – Нидерландам, Бельгии, Италии и Греции. Кроме Великобритании, остальные шесть государств - Бельгия, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Турция - являются безъядерными. Эти страны в соответствии со специальными соглашениями с США выделяют из состава своих вооруженных сил подразделения тактической авиации, которые готовятся и сертифицируются для возможного выполнения миссий с американским ядерным оружием. Все французское оружие находится на национальной территории и в процедурах расширенного ядерного сдерживания не используется.

Остальные страны-члены участвуют в ядерном планировании на политическом уровне в рамках Группы ядерного планирования.

Важным аспектом деятельности НАТО (в первую очередь, совместного планирования обороны и единой системы защиты секретной информации), является стимуляция оборонно-промышленной интеграции , хотя сам этот процесс лежит вне компетенции НАТО. Бюджеты НАТО невелики (около 1,5 млрд долларов в год) и они не предназначены для совместных закупок оборонной продукции, кроме описанных ранее исключений. В то же время, НАТО содействует совместному заказу оборонной продукции странами-членами в случаях, когда того требует оптимальное планирование совместной обороны. Для этого в рамках НАТО создаются специальные комитеты, которые выступают от имени коллективного заказчика. Такая консолидация заказов способствует консолидации производства, поскольку выиграть тендеры наибольшие шансы имеют международные консорциумы оборонных компаний, представляющих страны-заказчики. В настоящее время о сновную роль играют такие комитеты: NAMEADSMA (США, Германия, Италия) для координации создания расширенной системы ПРО MEADS; NETMA (Великобритания, Германия, Испания, Италия) для координации производства боевых самолетов Eurofighter (ранее этот комитет занимался боевыми самолетами Tornado ) ; NAHEMA (Германия, Италия, Нидерланды, Франция) для координации производства вертолетов NH-90; NHMO (Италия, Франция) для координации эксплуатации системы ПВО HAWK . Заказчиком новой системы наблюдения театра военных действий AGS выступает Агентство NC3A, представляющее НАТО как организацию.

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

  • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
  • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
  • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
  • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
  • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Структура:

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

4 апреля исполняется 65 лет с момента основания Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization), или . Предпосылки для появления организации появились незадолго до окончания Второй мировой войны, когда стало ясно, что союзникам придется заниматься переделом территорий освобожденной Европы.

Созданию Североатлантического альянса предшествовал конфликт между югославским лидером Иосипом Брозом Тито и Иосифом Сталиным, показавший, что даже у стран социалистического блока могут быть коренные разногласия.

Окончательному сближению стран — участниц будущего блока способствовала введенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина, которая подтолкнула страны Западной Европы в объятия Соединенных Штатов Америки. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что участники переговоров, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии.

Заключенный 4 апреля 1949 года Североатлантический договор являлся не только инструментом сдерживания военной агрессии со стороны Советского Союза, но и средством консолидации разделенных противоречиями европейских стран.

Первоначально в состав организации вошли 12 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Окончательно же договор вступил в силу 24 августа 1949 года, когда его ратифицировали правительства стран-участниц. Кроме того, была создана международная организационная структура, которой подчинялись военные силы в Европе и по всему миру.

В качестве противовеса НАТО в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Как и Североатлантический договор, подписанное странами социалистического блока соглашение подразумевало право стран-участниц на коллективную безопасность.

Тем не менее между созданием НАТО и заключением Варшавского договора прошло почти шесть лет. Появление нового блока было ответом не на появление НАТО, но на его расширение — в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, а в 1955 году и Западная Германия. Более того, Организация Североатлантического договора с самого начала позиционировала себя как средство предотвращения советской угрозы.

К началу 1960-х на первый план вышла проблема ядерной безопасности. В частности, Карибский кризис вынудил США передать часть своего ядерного арсенала в совместное использование странам-союзникам. Несмотря на то что страны — участницы НАТО имели общие цели и задачи, прошло совсем немного времени, прежде чем начали проявляться разногласия, носящие основополагающий характер.

В 1966 году тогдашний президент Франции Шарль де Голль решил не передавать французскую армию под контроль НАТО. Более того, он отказался размещать на территории Франции и военные базы НАТО.

Фактически произошла конфронтация между Парижем и Вашингтоном, в результате которого Франция вышла из комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО, сохранив право проводить испытания ядерного оружия и иметь независимую армию. В то же время Франция осталась элементом политической структуры организации.

В то же время открытой конфронтации не было. Корейская война, война во Вьетнаме и ряд других конфликтов прошли при гласной и негласной поддержке со стороны СССР и США, а также их союзников. Более того, посредством своих союзников стороны обеспечивали оружием третьи страны. Например, договор о поставках советского оружия в Египет реализовывала Чехословакия, а СССР формально сохранял нейтралитет в арабо-израильском противостоянии вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года.

За периодом напряженности последовала эра разрядки. В 1973 году в Вене прошли переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, участие в которых приняли Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Восточная Германия, Нидерланды, Польша, СССР, США, Западная Германия и Чехословакия. Тем не менее из-за непримиримости позиций СССР и США переговоры оказались малоэффективными. Двусторонние контакты продолжались вплоть до 1979 года, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан.

В ответ на это силы альянса приняли решение о размещении на территории нескольких стран Западной Европы новых американских систем ракетно-ядерного оружия.

В 1980-х годах НАТО стало вновь расширять сферы своего влияния, пользуясь тем, что Советский Союз постепенно отказывался от поддержки некогда дружественных режимов. В то же время в 1982 году в ряды НАТО вступила Испания. Еще одной важной вехой стало подписание в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот договор, заключенный странами — участницами НАТО и государствами Варшавского договора, устанавливал равновесие обычных вооруженных сил и препятствовал созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Тем не менее 15 лет назад, в марте 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии. Формальным поводом для бомбардировок стала гуманитарная катастрофа, начавшаяся в крае. В короткий срок около миллиона албанцев-косоваров покинули край и перебрались в соседние Албанию и Македонию. Происшедшие в Югославии события и последовавшее за ними создание Международного уголовного суда стали ярким свидетельством того, что мир стал однополярным.

После распада СССР в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву, вошли страны постсоциалистического лагеря.

В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Кроме того, в 2009 году членами НАТО стали Албания и Хорватия. Это стало возможным благодаря системе кандидатства: сначала кандидатам было необходимо присоединиться к плану действий по членству в НАТО, реализовать их и, наконец, присоединиться к альянсу.

Еще одним камнем преткновения между Россией и странами НАТО стало решение разместить на территории Европы элементы системы национальной противоракетной обороны США. Обострила отношения и агрессия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Наконец, последние события на Украине привели к тому, что НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией, а Россия, в свою очередь, .

НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами

Накануне 65-летнего юбилея НАТО «Газета.Ru» побеседовала с директором Информационного бюро НАТО в Москве Робертом Пшелем.

— Обращаясь к истории, как бы вы могли оценить эволюцию НАТО, цели, которые организация преследует?

— Это большая тема — 65 лет.

Если мы говорим об эволюции НАТО, то это в каком-то смысле парадокс.

Потому что, с одной стороны, основа НАТО, а конкретно я имею в виду то, что НАТО являлось и является организацией коллективной обороны, прежде всего имея в виду пятую статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, в случае если подобное вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет иметь право на индивидуальную или коллективную самооборону. — «Газета.Ru»), не изменилась.

Есть еще и другие элементы — в том смысле, что НАТО — это международная, межгосударственная организация в классическом смысле (все решения принимаются на основе консенсуса) и что это военно-политическая организация. Это не изменилось.

С другой стороны, очень изменился мир за эти 65 лет.

НАТО, я думаю, показало за время своего существования, если мы говорим прежде всего об эволюции организации после окончания «холодной войны», что союзники полностью готовы взаимодействовать и менять текущие приоритеты организации. А это еще одно крупное изменение: в начале 1990-х в НАТО было 16 государств, а теперь 28. Речь идет о безопасности стран-членов. Это главная задача, главная цель, благодаря которой НАТО существует.

Но чтобы реализовать эту функцию, необходимо считаться и с новыми угрозами, например кибератаками и современными формами терроризма, а также с новыми типами кризисов, о которых основатели НАТО не могли даже и догадываться.

Это вопрос эволюции и истории.

Знаете, 90-е годы — серьезный кризис на Балканах, последнее время — Афганистан и другие вызовы. Короче говоря, я думаю, что здесь есть такой элемент, что основой, еще раз повторяю, является самый главный принцип, что это организация, основанная на ценностях, на том, что является самым важным для стран-членов. НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами, которые стоят перед международным сообществом в данный момент.

Я думаю, даже последние события доказали, что НАТО полностью готово заниматься теми приоритетами, которые считает важными для стран-членов.

Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии. Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты.

Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим.

— А как вы оцениваете отношения между Советским Союзом и НАТО, а также его преемником — Россией?

— Здесь нужно быть осторожным, делая сравнения с историей, и переносить это буквально на сегодняшние события. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров.

Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет.

Основа НАТО — вооруженные силы США

«Газета.Ru» побеседовала о НАТО и деятельности альянса с российским ученым-американистом, заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком .

— Как бы вы могли бы оценить эволюцию Североатлантического альянса за последние годы, против кого он был сформирован, почему он сформировался именно в такой форме?

— Прежде всего, существование такого альянса предотвратило очередные европейские конфликты, когда они образовывались в конце XIX — начале XX века: Англия, Германия, Франция и так далее.

Вот это все Североатлантический союз снял.

Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы.

Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью.

Третье — это более сложное — это расширение НАТО, когда в НАТО начали принимать кого угодно и из него начали делать противника России.

Это уже более сомнительная роль, потому что, как правило, у России были хорошие отношения с НАТО, но почему-то вопрос о расширении НАТО с Россией не обсуждался.

Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. Эти две проблемы НАТО не захотело решать с Россией. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию. Это были основные функции.

— Как вы оцениваете события последних лет, начиная с программы «Восточное партнерство» и до сегодняшних заявлений в Брюсселе представителями НАТО по поводу сворачивания сотрудничества с Россией?

— НАТО, конечно, здесь следует отчетливо указаниям от Вашингтона, которому не нравится, что Россия принимает какие-то самостоятельные шаги, не согласовывая и не обсуждая их с Западом. То есть мы исключаем право НАТО и США на поступки и действия, не согласованные с Россией, а они, в свою очередь, не признают право России на не согласованные с НАТО поступки. Ситуация тогда

возникает довольно тревожная: обе стороны не могут договориться о каких-то правилах поведения в Европе.

Что касается других аспектов, например участия НАТО в войне в Афганистане, то они оказывают мало влияния. А вот основное — это то, что НАТО до сих пор считает, что вопросы общеевропейской безопасности с Россией согласовывать не обязательно. С нашей точки зрения, это является неприемлемым.

— Роль США оставалась довольно сильной в принятии решений?

— Конечно.

Кто платит, тот и заказывает музыку. Основа НАТО — это не европейские разрозненные силы, а вооруженные силы США и их военные возможности.

Бюрократия есть бюрократия, они определяют цвет петличек, ширину лампасов. Но все основные политические решения принимаются в Вашингтоне — и больше нигде.

Организация, скрепленная Североатлантическим договором (сокращенно НАТО), которая также имеет называние Североатлантического альянса, является межправительственным военным союзом. НАТО, состав которой насчитывает 28 государств, граничащих с северной частью Атлантического океана (а именно Канада, США, Турция и большинство членов Европейского Союза), была создана с целью защиты своих свобод. В своем договоре, подписанном в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. и обосновывающим, что такое НАТО, обозначено, что вооруженное нападение на одного из участников альянса должно рассматриваться как нападение на всех.

Североатлантический альянс выступает за верховенство закона, демократию, свободу личности, мирное разрешение споров и занимается продвижением таких ценностей в евроатлантическом регионе. Штаб-квартира находится в Брюсселе, Бельгия.

Итак, что такое НАТО? Это форум, в рамках которого страны Европы и Северной Америки имеют возможность консультироваться друг с другом по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, и принимать совместные меры для решения этих вопросов. В последние годы цель НАТО расширилась и теперь включает защиту от оружия массового поражения, терроризма и кибератак. Борьба с терроризмом была включена в приоритетные цели альянса после террористической атаки на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 г., которая считается нападением на Соединенные Штаты.

Чтобы лучше понять, что такое НАТО, обратимся к истории. Военный блок был создан после того, как закончилась Вторая мировая война, в рамках Его основной целью была защита стран-членов от большого количества войск коммунистических стран. Далее история НАТО развивалась во время холодной войны, когда расширилась, чтобы предотвратить

ядерную войну. После вступления в блок Западной Германии коммунистические страны, в том числе СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия и Восточная Германия, сформировали альянс Варшавского договора. В ответ на это НАТО приняла политику массированного возмездия, обещая применить ядерное оружие в случае нападения.

После того как произошло падение в 1989 году, а также после распада СССР отношения НАТО и России стали базироваться на двустороннем сотрудничестве. В 2002 году произошло создание Совета Россия-НАТО, чтобы регулировать общие вопросы безопасности. Наивысшим приоритетом альянса

стала миссия в Афганистане. Для успеха миротворческой миссии организация даже попросила помощи у своего главного конкурента - России.

На протяжении многих лет существования НАТО стала сильнее и укрепила связи между членами. Сам договор послужил основой и моделью для других международных безопасности. Сегодня на вопрос, что такое НАТО, можно с уверенностью ответить: это один из самых успешных оборонительных альянсов всех времен, который в настоящее время влияет на сценарий различных мировых изменений. Наш будущий мир наполнен известными и неизвестными угрозами. НАТО может действовать как маяк в открытом море различных опасностей.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О