Государство восточных славян. Возникновение государства у восточных славян (VIII-IХ вв.)

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

В озникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились всё более разнообразными, а жизнь рода – всё менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить всё только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьёзной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племён, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединённого Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Всё это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укреплённым пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племён.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племён вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, всё же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нём сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путём различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Физические упражнения и игры у восточных славян В начале новой эры на территории Восточной Европы сложились многочисленные племена славян. Как и другие народы, они были вовлечены в миграционные процессы, начавшиеся в конце IV века, – так называемое великое переселение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Гипотеза об «основном» мифе восточных славян Сведения по восточнославянской мифологии из ранних письменных источников и поздних верований, накопленные к середине XX века, позволили известным ученым В. В. Иванову и В. Н. Топорову выдвинуть гипотезу об «основном» мифе,

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Камасутра. Энциклопедия любви автора Самсонов Сергей Анатольевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Занятия, общественный строй, верования восточных славян Угроза кочевников способствовала появлению военно-общинной организации племён, короткий земледельческий год – организации коллективного труда, избыток свободной земли и малочисленное население – позднему

Из книги автора

Государственность восточных славян Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.Причины возникновения государственности: кризис

Из книги автора

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства Татары и монголы (монгольские племена) проживали севернее Китая.1162–1227 гг. – подчинение ханом Темучином татаро-монгольских племён и проведение военной реформы.1205 г. – провозглашение Темучина великим ханом

Из книги автора

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги автора

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги автора

Советы восточных мудрецов Китайская энергетическая гимнастика Китайская религия дао, берущая начало во II веке до нашей эры, считала секс божественным занятием, без которого на Земле не будет гармоничного распределения мужского (ян) и женского (инь) начал. Все даосские


ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Первые упоминания о Руси.

Первое государство в землях восточных славян получило название “Русь”. По имени его столицы - города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто “Русь” или “Русская земля”. Откуда же возникло это имя?

Первые упоминания имени “русь” относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к

V - VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки - росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы - русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.

Проходят годы, имя “русь” все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В

IX в. имя “русь” упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя “русь” упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз. г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.

От этого же времени доходят сведения об имени “русь” и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в “Повести временных лет” и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

Летопись под

862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси”. Далее автор пишет, что “те варяги назывались русью”, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет “русью”. “Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги

- это пришельцы, “находники”, а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, “сидят” на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. “А словеньский язык и русский одно есть”,

- пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.

Таким образом, имя “русь” появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.

Надо вспомнить, что славянские племена овладели в

I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием “русины”, т. е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих “русинов” передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает “адрес” этих русов-варягов - южные берега Балтики.

Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то “ряд” или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей. Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.

Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.

На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в

XVIII -XX вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры - именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников.

Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до “призвания варягов”. Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на

том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.

Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в

IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.

“Военная демократия”. В

VIII - первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.

В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия

- война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет, - война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать - главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.

Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного

общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание

- вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.

Сам этот народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли “люди”

- “людины”. Это определение означает в единственном числе “свободный человек”. У восточных славян в таком же смысле использовалось название “смерд”, что означало “добрый человек”, т. е. зажиточный, свободный. Но среди “людей”, “смердов” стали выделяться “вой”, которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании - “вече”. Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами - тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал ручной тяжелый труд, такими людьми были мужчины, главы больших патриархальных семей, так называемые “мужи”, они среди “людей” стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи {“челядь”} подчинялись “мужам”. Уже в это время в семье появился слой людей, находившихся в услужении, - “слуги”. На нижних ступенях общества обретались “сироты”, “холопы”, которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли “убогими”, “скудными”, “нищими” людьми. На самом низу социальной лестницы находились “рабы”, занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю и они оставались жить в составе племени.

Таким образом, весь строй племенной жизни периода “военной демократии” был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия.

Два русских государственных центра: Киев и Новгород. К концу

VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки. Этому способствовало и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность: большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам, и необходимость объединять военные усилия для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов.

Центрами такого притяжения и объединения стали среднее

Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, по берегам Волхова, т. е- близ ключевых пунктов пути “из варяг в греки”. Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали лишь все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.

У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности. В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках-ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом, прекрасно укрытым лесами от степных кочевников. В ту пору леса подходили к самому Киеву, и летописец отмечал, что здесь был “бор велик”. Здесь раньше, чем в других славянских землях, сложилась княжеская власть, заиграли мускулами боевые дружины.

На рубеже

VIII - IX вв. в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Точно так же его называли византийские, немецкие, арабские авторы.

Боевые походы на юг и восток. К этому времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Руссы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами. Таким образом они покрывали огромные расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались волоком, для чего использовались специальные катки.

С моря руссы повоевали южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Здесь с русским вождем приключилась беда. Победителя поразил недуг: лицо его “обратилось вспять”. И только прекращение насилий и грабежей, освобождение пленных по просьбе местных христиан привело к чуду: князь выздоровел и тут же принял крещение. До нас, пусть в легендарной форме, доходит известие о первом крещении

Руси, которое, несомненно, отразило общее стремление народов Европы к переходу к христианству вслед за принятием этой религии Франкской империей, королевствами Англии, другими государствами Европы. Русь в пору своих первых государственных шагов, задолго до создания единого государства, не стала здесь исключением. IX в. полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.

Через несколько лет воинственные руссы вновь предприняли поход к черноморским берегам. На этот раз объектом нападения стал богатый византийский порт Амастрида

- тогдашний “Багдад” Малой Азии. Русская рать овладела городом, но затем

заключила мир со здешними жителями и ушла восвояси. В Малую Азию русское войско пришло на судах, пройдя мимо пролива Босфор, т. е. мимо стен Константинополя, штурмовать который русские вожди еще не решались.

Оба эти похода указали на то, что в Среднем Поднепровье рождалась новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные и с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торговых путей.

Первое направление

- это овладение землями вдоль всего течения Днепра, затем движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря, которое с IX в. стало называться Русским морем. Все чаще через Северное Причерноморье русские дружины проходили в Приазовье и, минуя хазарские заставы, в низовья Волги, на Северный Кавказ и в Закавказье. Здесь Руси еще предстояло столкнуться с Хазарией.

Второе направление

- это овладение землями вдоль западного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с последующим нападением на Константинополь. 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли со стороны моря, высадились у самых стен византийской столицы и осадили город. Со страхом взирали вышедшие на крепостные стены греки, как по глади Босфора проплывали все новые и новые вражеские суда и новые толпы врагов лавиной шли на город. Они проходили мимо наглухо запертых ворот, мимо могучих константинопольских стен, по которым могла проехать боевая конница.

Руссы застали греков врасплох. Их разведка донесла, что в это время византийская армия во главе с императором и флот ушли на борьбу с арабам-и. Но взять город у руссов не хватило сил

- их попытки взобраться на стены были отбиты. Началась осада, которая продолжалась ровно неделю. Затем начались мирные переговоры. Греки пошли на уступки: уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещались платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках. Был заключен мир между Русью и Византией, начался отсчет их дипломатических отношений. Русский князь и византийский император в личной встрече скрепили условия этого мира. А через несколько лет согласно этому же договору византийские священники крестили вождя руссов и его дружину. Это было уже вполне историческое крещение. В это же время - в 864 г. принял христианство и князь Болгарии Борис, которого также крестили византийские священники.

Вскоре после этого русская рать появилась на берегах Южного Каспия. Это был первый известный нам поход на Восток по ставшей потом проторенной дороге: Днепр

- Черное и Азовское моря - Волга - Каспийское море.

Одновременно киевские правители ведут борьбу с появившимися в причерноморских степях печенегами, предпринимают поход против дунайской Болгарии.

Киевские дружины появляются и на севере

- они пытаются подчинить полянам верховья Днепра, овладеть Полоцком, контролирующим путь по Западной Двине в Прибалтику. К этому времени киевские князья стали именовать себя титулом “каган” - точно так, как это делали суверенные правители Аварского и Хазарского каганатов.

События в новгородских землях. Рюрик. В это время в северозападных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в верховьях Днепра назревали события, которым также суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых стали при-ильменские словени. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.

Варяги были изгнаны, но “встал род на род”,

- рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя -со стороны.

Выбор пал на варяжских князей. Почему именно на них? Во-первых, рядом не было другой организованной военной силы. Во-вторых, варяги, являвшиеся, видимо, либо балтами, либо славянами с южного побережья Балтики, были близки ильменским словенам по языку, обычаям, религии. В-третьих, их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские

земли.

Летописные источники под

862 г. сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских словен, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он “срубил” крепость; второй - в землях веси на Белоозере, а третий - во владениях кривичей в городе Изборске.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер этих сведений, которые напоминают сказание о пришествии на правление трех братьев и у других европейских народов. Фольклор здесь допустим. Но ясно и то, что появление варяжского правителя в северо-западных землях является историческим фактом.

По некоторым летописным данным новгородские словени начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он превысил свои полномочия “арбитра”, “наемного меча” и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. После смерти братьев он

объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.

Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м гг.

IX в. образовалось по существу два сильных государственных центра, каждый из которых охватывал огромные территории: Средне-Днепровский, полянский, во главе с Киевом и северо-западный во главе с Новгородом. Оба они стояли на знаменитом торговом пути, оба контролировали стратегически важные пункты, оба складывались с самого начала как многоэтнические государственные образования. Оба они со временем стали называть себя Русь: Русь южная, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и Русь северная, где власть взяли выходцы из южной Прибалтики.

Соперничество за руководство над всеми славянскими землями между Новгородом и Киевом началось едва ли не сразу после создания этих двух государственных центров. Сохранились сведения о том, что часть славянской верхушки, недовольной Рюриком, бежала в Киев. В то же время Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей с Полоцком. Рюрик также вел войну за Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя складывающимися русскими государственными центрами.


    ВВЕДЕНИЕ

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

    ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

    ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ

    ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ

    ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое земледелие).

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.

Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).

Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.

Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.

Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.

В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по существу, в крепостных-крестьян.

2.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля(известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племён, нападавших на восточных славян. Всё это требовало создания объединенных вооружённых сил, лучшей организации внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определённая этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошёл раньше, нежели в других славянских землях. Создание в Киеве специальные органы власти могли играть роль централизованного управления, оказывать определённое содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государства, победоносно воевала с Византией, неоднократно заставляя ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Чёрному и Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуру, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI в., во время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи Руси того времени и взаимоотношения с другими государствами могут быть проиллюстрированы следующими факторами: одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём, другая – за норвежским, третья – за королём Венгрии.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, к угнетению феодально-зависимого населения.

3.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями с другими князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, всё в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усиливались и обособились, что единое относительное централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов (например, мыта – торговой пошлины).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решала важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохранялась десятичная система управления, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управления, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имел свой аппарат власти и принуждёния – дружину, слуг.

Введение

Возникновение государственности у восточных славян

Теории происхождения Древнерусского государства

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Образование Древнерусского государства происходило в IX веке. Территория, на которой оно возникло простиралась от Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер на Севере до Днепровских областей немного южнее Киева.

Различные славянские племена издавна обитали на территории Восточной Европы. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства - западных, южных и восточных славян.

Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено .

Цель данной работы: изучить возникновение государственности у восточных славян и раскрыть теории происхождения Древнерусского государства.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне также точно неизвестно. Поэтому момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с точностью. Разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. Летописи начали появляться только на рубеже XI-XII вв. .

На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. .

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы).

Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено.

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце V в. и закончился в VIII-IX вв.

Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений формировавшейся восточнославянской государственности - Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новгорода) и Артания либо Тмутаракань (предположительно на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги). Постепенно остались два влиятельных центра восточнославянской государственности - на юге Киев, на севере Новгород.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости. О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия - догосударственная форма политической организации славянского общества.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т.е. определенного правопорядка. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. И хотя государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства .

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других - медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев) .

В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения. В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120-150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.

Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне - жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи. Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане. Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими. Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей.

В VIII- начале IX в. ремесла славяне достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания. Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города. Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.

Формирование торговых путей в начальной истории Древней Руси было важнейшими событиями. Их два. Примерно в 800 году на территории Древнерусского государства были установлены торговые связи с Хазарским каганатом (столица в г. Итиль близ дельты Волги) по речному пути Волхов-Ильмень-Мста-Волга. Через него далее шел путь по Каспийскому морю в Дербент к Арабскому халифату. Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII-IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки» в период 830-860 гг. Это - Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью около 1500 км.

В 860 году состоялся принципиально важный акт международного признания Руси. Тогда воинственные представители народа Русов совершили морской поход и нападение на Константинополь (столицу Византийского государства). В результате был заключен первый «Договор любви и дружбы» с Византией. В нем впервые оформлялись межгосударственные добрососедские отношения Руси и Византии. Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром. Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев. Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья .

Таким образом, основные предпосылки формирования государственности у восточных славян:

Основной причиной возникновения государства у восточных славян ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам).

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью. После своей смерти оставил малолетнего наследника - Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал новгородский князь Олег по прозвищу Вещий, который в 882 г. отправился в поход, захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель .

Затем Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья - «великими киевскими». С этого времени восточнославянские земли окончательно объединяются в огромное по тем временам государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

Киевская Русь считается одним из самых крупных государств IX-XII вв. В отличие от Западных и Восточных стран, процесс формирования Руси имел свои уникальные черты - геополитические и пространственные. Киевское государство располагалось на стыке очень контрастных миров: оседлого и кочевого, иудейского и языческого, мусульманского и христианского. В процессе своего образования Русь переняла разные собственные особенности как Западных, так и Восточных государств, поскольку занимала среднее положение между Азией и Европой, а также не имела особо выраженных географических границ на огромной площади своего равнинного пространства. Именно эта острая потребность в защите от врагов своей земли вынудила народы с различным типом развития (вероисповедание, ведение быта и пр.) сплотиться и создать мощную государственную власть. Объединение вокруг сильного центра способствовало экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти .

В Древнерусском государстве установилась форма правления в виде раннефеодальной монархии династии Рюриковичей. Во главе государства стоял великий князь. В его руках была высшая военная, судебная и административная власть. При князе действовал Совет, сословный совещательный орган. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Большую роль в государственной жизни играли вече - коллективные органы принятия важных политических решений.

государственность восточный славянин древнерусский

Этапы развития древнерусского государства

Итак, возникновение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (IX-XII вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода .

Как уже было сказано, Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы. В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь - вотчинники - бояре - мелкие земельные держатели). Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.

Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый. Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений. Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов). Свободные же общинники делились на людей и смердов.

Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века. Но уже с середины XI в. проявились тенденции к распаду Киевской Руси. Они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце XI в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом.

После смерти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управления - княжеские съезды (в источниках - сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья старались сохранить единство Руси. Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чужие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевладения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против половцев и др.

На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съездов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоотношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокняжеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюбским в 1169 г. Киева. В XII в. на территории Древнерусского государства насчитывалось 15 отдельных земелькняжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале XIII в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в XIV в. - около 250 .

Древнерусские князья и их политика представлены в Приложении.

2. Теории происхождения Древнерусского государства

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства .

Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян

Норманнская теорияЦентристская теорияАнтинорманнская теорияДревнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных славянДревнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варяговУ восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается

Норманнская теория, повествует о том, что государство организовали варяги, призванные на княжение - Рюрик, Синеус и Трувор. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о том, что племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, перессорились между собой и в 862 г. для установления порядка призвали на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика и его братьев. Варяги и установили на Руси государственный строй. Сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство, дали ему название «Русь» и положили начало русской государственности и правящей династии.

Данный факт многие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Российскую Академию наук, данную версию признали самой правдоподобной и заявили, что Российское государство и даже его название - скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расценены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понятны, если учесть специфику государственно-политического развития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы - Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристократическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волынский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П.В. Долгорукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Елизаветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немецким засильем, М.В. Ломоносову.

Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне социального и политического развития, чем варяги. Другой аргумент - один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Пруссия, это искаженное «Поруссия», а руссы-пруссы - славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу.

Несомненны факты - в основе летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядовых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дворе князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников - дипломатов скандинавского происхождения - Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Нужно учитывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с которой считалась вся Европа.

Спорные вопросы норманнской теории

Наиболее оптимальным является, при разумном объединении доводов сторон в этом споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. предпосылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и непосредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружины. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государственность и ее основные институты. Варяги сыграли роль своеобразной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы .

Но есть и другая версия. Гостомысл (князь Новгорода) велел перед своей смертью, чтобы его наследником обязательно стал потомок Рюрика-варяга, женатого на его дочке Умиле. В «повести временных лет» можно прочитать, что на поиски князя для себя старейшины финских и финских племён отправились к варягам, за море. Известный исследователь Лихачёв Д.С. пишет в переводе данной летописи, что тогда варяги имели прозвание «русь» и пришли княжить братья: Рюрик по старшинству - в Новгороде, Трувор - в Изборске, а Синеус был посажен в Белоозере. Так и начала называться Русская Земля.

Также существует версия Лихачёва, согласно которой письменные доказательства «призвания варягов» является поздней вставкой в летопись. Эта легенда якобы была создана печерскими монахами для того, чтобы подчеркнуть независимость и самостоятельность Руси от Византии. Данное сказание (по мнению самого Лихачёва) является отражением одной из средневековых традиций поиска истоков правящих династий среди древних иноземных знатных народов. Делалось это в первую очередь для поднятия авторитета в глазах подданных.

Другие исследователи приходят к выводу, что «варяжская тема княжения» может вполне отвечать фольклорному бродячему сюжету о возникновении государственной власти и о том откуда растут корни правящей династии (подобные сюжеты имеются в легендах различных этносов). В других летописях (Троицкой, Ипатьевской и Лаврентьевской) монахи, которые переписывали «Повесть временных лет» называют не варягов, а одно из соседствующих с чудью племя. Основным аргументом данной теории считается факт существования города Старая Руса на реке Руса до появления варягов.

Заключение

Краткие выводы по работе отражают следующее. Формирование государственности у восточных славян обусловлено становлением древнерусской народности и процессом объединения восточно-славянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Как написано в знаменитой «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в 862 году. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус) и положили начало русской государственности и правящей династии. Уже в 882 году князю Рюрику удалось соединить воедино земли под единой властью. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое древнерусское государство. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси.

Признаки образования Киевской Руси как государства: переход от родовой общины к территориальной и соседской; наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти; введение налогов на поддержание государственного механизма.

Существуют разнообразные теории происхождения древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм - это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов. Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков: норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн; антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.

Итак, зарождение государственности у восточных славян формировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Список используемой литературы

1.Белковец Л.П. История государства и права России. Курс лекций / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.

2.Вениосов А.В. История государства и права зарубежных стран: краткий курс / А.В. Вениосов. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 176 с.

Дудкина Л.В. История государства и права России / Л.В. Дудкина. - М: Аллель, 2011. - 64 с.

Дусенбаев А.А. Экономическая история России / А.А. Дусенбаев, Н.А. Воеводина. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

Кушнир И.В. История государства и права России / И.В. Кушнир. - М.: Норма 2011. - 478 c.

Пашенцев Д.А. История государства и права России: Учебное пособие / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.

Приложение

Древнерусские князья и их политика

Князь (годы правления)Его деятельностьРЮРИК (родоначальник династии Рюриковичей) (862-879)862 г. - призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель (согласно «Повести временных лет»). Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ОЛЕГ ВЕЩИЙ (т. е. мудрый) (есть сведения, что он являлся родственником Рюрика) (879-912)882 г. - захватил Киев (убийство киевских правителей Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 907 г., 911г. - совершил успешные походы на Византию, итогом которых стали выгодные для Руси два мирных догоцора (907 и 911 гг.). Установил контроль над торговым путём «из варяг в греки»ИГОРЬ (сын Рюрика) (912-945)915 г. - заключил мир с печенегами. 922 г. - подчинил племя уличей. Организовал военные походы на Византию: 941 г. - закончился неудачей: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня» (нефти). 944 г. - закончился заключением взаимовыгодного договора. 943 г. - осуществил поход на Северный Кавказ: взял г. Бердаа на р. Курье. 944 г. - организовал поход в Древлянскую землю за даньюОЛЬГА (жена князя Игоря) (945-9692)945 г. - окончательно покорила древлян (взятие стольного города Искоростень). Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения: уроков - определения точных размеров дани; погостов - установления мест сбора дани. Прекратила внешние походы. 955 г. (957 г.) - совершила поездку в Византию и приняла христианство, крестившись под именем Елены. 968 г. - руководила защитой Киева от печенегов СВЯТОСЛАВ I (сын князя Игоря и княгини Ольги) (957-972)965 г. - разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль. 965 г. - установил союзные отношения с ясами и касогами. 966 г.- присоединил племя вятичей. 968-971 гг. - совершил походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией. 969-972 гг. - участвовал в военных столкновениях с печенегами. 971 г. - заключил договор между Русью и Византией. Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей. 972-980 гг.- первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком → победа Владимира ВЛАДИМИР I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) (сын Святослава I) (980-1015)980 г. - провёл языческую реформу. 987 г. - заключил союз с Византией. 988 г. - начал распространение христианства на Руси. Брак с византийской царевной Анной. Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства: 981-982 гг. - успешные походы на вятичей. 981 г. - отвоевал у Польши Червенские города. 984 г. - поход на радимичей. Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (сын Владимира I) (1019-1054)1015-1019 гг. - междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским → утверждение на киевском престоле Ярослава. Способствовал возвышению международного авторитета Руси установлением широких династических связей с европейскими дворами. Осуществлял военные походы: в Прибалтику; в польско-литовские земли; в Византию. 1036 г. - окончательно разгромил печенегов под Киевом (в память этого события возведён Софийский собор). Являлся основателем письменного русского законодательства: 1016 г.3 - начало составления свода законов Древнерусского государства - «Русской Правды». 1051 г. - избрание епископами первого русского митрополита ИларионаВЛАДИМИР II МОНОМАХ (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) (1113-11125)1113 г. - ввёл в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. 1116-1119 гг. - участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой: был женат на дочери английского короля Гарольда II - ГитеМСТИСЛАВI ВЕЛИКИЙ (сын Владимира Мономаха) (1125-1132)1127 г. - присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество. Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича. Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально - экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы - необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство - землю.

Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.

Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.

Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно - исторического процесса развития восточно - славянского общества в период разложения первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия - основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из - за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осенне-зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.

Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.

Важным фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.

Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов - землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников - печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с