Как нужно вести себя начинающему педагогу. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Как сделать класс управляемым

Причём в разврате якобы был замечен даже не один сотрудник (язык не поворачивается назвать его педагогом) той школы. Детей угрозами заставляли молчать про насилие. Как тут не вспомнить маньяка Чикатило , который, будучи учителем русского языка, был уволен из школы за сексуальные домогательства к ученицам. В августе следователи Татарстана возбудили уголовное дело по факту сексуальной связи 24-летней учительницы с 15-летней школьницей. Правда выплыла наружу, когда преподавательница в пылу страсти причинила девочке травмы, из-за чего та с кровотечением попала в больницу. Весной под уголовную статью попала 28-летняя учительница из Волгоград-ской области за совращение восьмиклассника.

Кто в жертвах?

«Дети нередко влюбляются в учителей — таков уж подростковый возраст, и это нормально, — считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . — Но учитель, если он профессионал и порядочный человек, не позволит себе даже намёка на сближение. Использовать влюблённость ребёнка преступно и отвратительно. Право принуждать учеников глубоко въелось в сознание многих учителей. Они сами зачастую вынуждены терпеть бесправие, принуждение, вот оно и воспринимается как норма. Некоторые искренне считают, что ребёнок не адаптируется в этом опасном мире, если не научится терпеть. Но от принуждения сидеть смирно до принуждения к связи недалеко. Родительское влияние тоже много значит. Многие подростки не любят откровенничать. А мамы и папы не находят времени поговорить».

«Современное образование предполагает партнёрский стиль общения с ребёнком, — продолжает Олег Катренко, учитель истории, финалист конкурса “Учитель года России-2015” . — Мы стараемся учитывать мнение ученика, провоцировать его на дискуссию. Но ни в коем случае это не предполагает фамильярности. Дети изначально находятся в неравном положении с учителями, взрослыми людьми, которые больше понимают в жизненных вопросах. Мало ли что надумает себе ребёнок, надо с этим справляться аккуратно и деликатно».

Не трогать!

Как защитить своего ребёнка от подобных ситуаций? «Детей, лучше всего с дошкольного возраста, нужно готовить к жизни в современном мире, — говорит Наталья Авдеева, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета . — Объяснять, что возможны отдельные случаи неправомерного телесного контакта. Ребёнок должен чётко усвоить, что чужие люди не могут его трогать. Нужно учить говорить «нет» взрослому, который позволяет себе недопустимые действия. И ребёнок должен быть уверен: родители на его стороне, им нужно рассказывать обо всём, что удивляет или настораживает. Не у всех детей бывают доверительные отношения с родителями. Поэтому о подобных ситуациях должны говорить и на уроках «ОБЖ».

Большинство начинающих учителей, а также студентов-практикантов педагогических ВУЗов перед ученической аудиторией испытывают страх, неуверенность в своих коммуникативных навыках и сомневаются в том, что смогут установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если начинающий педагог не сможет мобилизоваться и собраться с духом, то под угрозой срыва может оказаться даже методически правильно составленный урок. А ученики могут истолковать нерешительность и робость учителя как отсутствие необходимой компетенции и недостаточный профессионализм.

К первому уроку нужно готовиться с первых дней учебы в педагогическом ВУЗе. Особенно важна психологическая подготовка. Для этого нужно принимать участие в различных научных конференциях. Здесь студент может понаблюдать и отработать приемы работы с аудиторией. Справиться со страхом публичных выступлений поможет участие в студенческой самодеятельности, конкурсах, КВН или просто можно задавать преподавателю вопросы во время лекции.

Подготовка к уроку

Чтобы вести себя уверенно перед аудиторией, необходимо наличие нескольких составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид. Это начинается с гигиенических процедур и ванной комнаты. Этот пункт не следует недооценивать. Ученики всегда критически оценивают внешний вид учителя, замечая все имеющиеся недостатки. Несуразная деталь или какая-то другая погрешность может послужить поводом для насмешек и стать причиной появления у учителя клички. Оптимальный вариант одежды для женщины - строгий костюм с юбкой или брюками; для мужчин - классический деловой костюм с галстуком.
  2. Знание своего предмета (на крайний случай хорошее владение темой урока). Как показывают исследования, глубокое знание своего предмета учителем, его эрудиция для учеников важнее всех его личностных характеристик. Учащиеся с уважением относятся к тем педагогам, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и отдают предпочтение строгим и требовательным учителям, обладающим широким кругозором и дополняющим учебный материал интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. Опытный учитель может ограничиться общими набросками хода урока. Начинающему учителю рекомендуется тщательно продумать все этапы урока (в том числе и возможные вопросы учеников), а также время, отводимое на каждый этап. Хорошо, если в запасе будет несколько игровых упражнений по теме урока на тот случай, если все задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны, а времени до конца урока ещё останется достаточно.
  4. Хорошая дикция. Если учитель не владеет своим голосом, говорит медленно или быстро, слишком тихо, невнятно, то от всех предыдущих пунктов будет мало толку. Понижение или повышение громкости речи, выдерживание пауз, эмоциональность позволяет привлечь внимание к важным моментам урока, создать соответствующее настроение, разбудить интерес учащихся, установить дисциплину и т.д. Стоит отрепетировать весь целиком или некоторые моменты урока перед сокурсником или зеркалом.

И вот вы привели себя в порядок, ещё раз повторили тему урока, почитали дополнительную литературу, продумали и подготовили хороший план-конспект урока и стоите на пороге класса, вооружившись знаниями, энтузиазмом и указкой. Что дальше? Как себя вести? На что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Это очень важный момент. Спешка и излишняя суетливость не прибавят вам веса в глазах класса. В класс входите с чувством собственного достоинства. Журнал и сумку положите на учительские стул и стол. Привлеките внимание учащихся (прочистив горло, легонько постучав по столу и т.д.). Взглядом или кивком дайте классу понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не нужно пренебрегать этим моментом эту церемонию следует воспринимать как должный и непременный знак уважения. Кроме того этот элемент урока позволяет настроиться на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство с классом. Если это первая встреча с классом, то нужно представиться и записать своё имя и отчество на доске. Расскажите сначала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критерии оценок, затроньте организационные моменты. Для быстрого запоминания своих учеников попросите их написать свои имена на заранее подготовленных карточках и поставить карточки перед собой на парте. Учащиеся любят, когда учитель называет их по именам. Можно проявить творческую нотку и подготовить упражнения, позволяющие поближе познакомиться с классом.
  3. Стиль работы. Не нужно стараться сразу стать друзьями с учениками. Многим педагогам это мешает в объективной оценке знаний своих «друзей», а иногда даже может привести к срыву урока. Не либеральничайте, не заигрывайте с учениками, не обещайте награды за хорошее поведение и отличную учёбу - это обязанности учащихся, а отметка - награда. В отношениях с детьми не допускайте панибратства и фамильярности.
  4. Унижая и запугивая учеников, подавляя их своим всезнайством и авторитетом, вы никогда не завоюете у них авторитет. Не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками, не старайтесь «подловить» учеников на мелочах - это первый признак некомпетентности и неопытности.
  5. В течение урока делайте паузы, дайте ученикам отдохнуть от работы. Ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше расскажите заранее подготовленную познавательную историю или проведите лёгкую игру, но в том случае, если вы сможете после игры восстановить дисциплину в классе. Если у вас нет такой уверенности, то проведите традиционную физкультминутку.
  6. При выставлении отметок их нужно комментировать, сначала похвалите за старание, затем кратко выскажите замечания.
  7. Когда урок закончен, не кричите вслед ученикам домашнее задание. Учащиеся должны дождаться вашего разрешения покинуть класс.
  8. Согласно нормативным требованиям заполните журнал: запишите дату, тему урока, домашнее задание.

Как сделать класс управляемым?

«Перед уроком -"минута общения", открытая доброжелательная манера общения задает положительные эмоции...»

Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.

Дневник - средство общения с семьей.

Идем вместе домой после урока, если есть необходимость, «напрашиваюсь на чай».

Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки... Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок». Если «минута общения» - это нечто часто повторяющееся, то условно ее можно назвать ритуалом. Наличие ритуала вхождения в урок - это очень ценное приобретение. Ритуалы могут быть очень разные, скажем, если вы работаете за кабинетной системе, то при входе в помещение приучите пропускать вперед девушек или включите музыку на одну минуту, пока дети готовятся к уроку, и т. д.

  • «Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит» - высказывание из сборника золотых правил для учителя. Это надо соблюдать всегда и во всех ситуациях».

«Привлечь внимание к теме урока, заинтересовать разными приемами работы. Индивидуальные беседы с потенциальными нарушителями. Традиционный прием: нарушитель стоит в углу или у стола. Не кричать (хотя не всегда удается)».

Просматривается «дрессировщик». Единственное, что не очень понятно, - как определить «потенциального» нарушителя? А как же презумпция невиновности?

«Продумать все этапы урока. Учеников надо "влюбить в себя". Здесь все важно: и внешность, но особенно профессионализм учителя, дикция, артистизм, выразительность подачи материала».

Без комментариев. Явное преимущество в поведенческой роли учителя составляющей «клоун». Если для учителя этого достаточно - то это прекрасно.

«Заинтересовать учеников, вовлечь в дискуссию, поменяться ролями (учитель - ученик), не кричать (реакция на интонацию), идти к детям с добром, они это почувствуют и поймут».

Поменяться ролями с учеником, если это спонтанное решение (как ответ на конкретную ситуацию) - это интересный вариант, главное, чтобы этот прием не помешал проведению урока.

  • «Предложить громкому ученику роль учителя, и доверить провести часть урока (проверку домашнего задания или самостоятельную работу)».

Это логическое продолжение предыдущей заметки. Хорошо, если все получилось у ученика, в противоположной ситуации можно подыграть и акцентировать внимание на этом. «Как ваше отчество? Сергеевич! Очень приятно. А что это, любезный Александр Сергеевич, у вас такая непослушание в классе, неуважительное отношение к педагогу, коллега? Наведите порядок на уроке! А что, вам нечего спросить по домашнему заданию? "Класс начинает улыбаться над неудачным« педагогом », тот прошмыгивая за парту и не высовывает нос до конца урока.

  • «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».

Дополнительные задачи - это индивидуальный подход, как правило, это всегда срабатывает. Дети, которые мешают проведению урока, очень часто ищут элементарного внимания (или со стороны учителя, или со стороны одноклассников), поэтому дайте им это!

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо, чтобы тема урока была им интересна и доступна. Нетрадиционное начало урока настроит детей на активную работу. Обсуждаемый на уроках литературы материал надо связать с жизнью. Большую роль играет авторитет учителя. Обычно я работаю с детьми с 5 класса. Если я им интересна как учитель и как человек, то, как правило, проблем не возникает. Потом мы уже хорошо знаем друг друга. Я считаю, что на уроке литературы абсолютная тишина - признак неприятия, отторжения, безразличия. Должно быть так называемый рабочий шум».
  • «Часто одни и те же ученики опаздывают на уроки. Чтобы их отучить от такой привычки, останавливаю, ставлю три вопроса, чтобы Я оценила ответ, и это заставляет приходить вовремя.
  • Если сильно шумят, стою и жду, когда они обратят на меня внимание. Часто задаю такой вопрос двум ученикам, разговаривают во время объяснения: «Я вам не мешаю?" Дети теряются, отвечают: «Нет», а я им говорю: «А вот вы мешаете не только мне, но и другим». Если долго разговаривают, я им говорю: «Иди к столу, объясняй, а я буду слушать твое объяснение и очень внимательно».

Опоздание - это не очень приятный момент, обычно сбивает класс с рабочего настроения. Пара вариаций на тему опозданий:

  • «Дети любят опаздывать. Они отвечали домашнее задание у двери и за каждый правильный ответ делали шаг в направление своей парты, а некоторые (не готовые к уроку) продолжали стоять. Вскоре опоздания прекратились».

«Я работала в школе первый год и мне сразу дали 10-е классы. Занятия проводились по парам. Первая пара превращалась в испытание от патологических опозданий. Звонок на урок - в классе 5-6 учеников из 30. Первые сорок пять минут дверь в класс не закрывалась, десятиклассники приходили не торопясь. После двух первых недель занятий стала делать так - не прекращая вести урок, знаком давала понять, что все, кто опоздал, садятся на пустой ряд. Как только начинался второй урок пары, для опоздавших я проводила тест на знание домашнего параграфа. Вопрос составляла таким образом, чтобы учесть все детали текста. Сразу их проверяла (это было легко, потому что мало кто отвечал правильно) и выставляла в журнал оценку за домашнее задание. Когда десятиклассники поняли эту систему, опоздания прекратились немедленно».

  • «Иногда, когда дети шумят и не дают начать урок, я включаю музыку и даю возможность удивиться (почему учитель так делает) или начинаю говорить тихо.

Во время урока обязательно обращаюсь к непосредственному жизненному опыту учащихся: «Ты специалист в... помоги мне подготовить класс к уроку (отремонтировать парту, вымыть доску, расставить красиво парты)». Если ученик «не поддается», после урока прошу помочь мне отнести книги в учительскую, завязываю разговор, пытаюсь найти его слабые места, узнать об увлечениях, домашнюю ситуацию, таким образом ищу сферу влияния».

Идея сама по себе хороша, но, может, всё-таки не стоит двигать парты во время урока, а то урок уступит место «филиалу мебельного магазина».

  • «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает"). Продумать индивидуальные задания для "галерки", похвалить, поощрить учеников. Разнообразить методику проведения урока. Учитель, зайдя к детям в класс, должен всего себя отдать уроку, "не витать в облаках ", не думать о чем-то своем, все сознание направить на общение с детьми. Быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным. Не заискивать перед детьми, не заводить любимчиков».

«Не витать в облаках» - это и есть проявление мобилизации.

«Управляемый тот класс, в котором учителя уважают. Это касается и проведения урока учителем, и отношений Учитель - Ученик, и манеры поведения и разговора учителя, и даже внешний вид. Учитель - это женщина, и ученики (особенно мальчики, а именно они чаще нарушают дисциплину) должны это чувствовать, и тогда они не только сами не будут мешать, но и успокоят сидящего рядом, чтобы в глазах учителя (мягкой, приятной женщины) выглядеть старше - мужчиной. Так что пользуйтесь своим обаянием и маленькими женскими хитростями».

Без комментариев.

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо прежде увлечь детей уроком, заинтересовать их. При этом использовать дополнительный материал (интересные вырезки из газет, иллюстрации и др.) При этом дети должны четко придерживаться требований, которые учитель выдвигает на уроке».

Правила! И еще раз правила!

«Поддерживать контакт с родителями, информировать их о поведении ребенка. Дать ученику индивидуальное задание на урок».

Иногда, действительно, учителю-предметнику приходится «держать... и информировать...», но это крайний случай, надо уметь справляться с ситуацией самостоятельно, а частое обращение за помощью со стороны родителей, администрации школы и т. д. - это проявление бессилия, что, кстати, не вызывает уважения.

«Показать детям, что учитель "главный"- видом, поведением, тоном».

«Попробуйте выделить в классе лидеров и, пользуясь их авторитетом, управлять классом.

Никогда не отступать от своих слов, то есть если ты попросил ученика принести дневник, добейся этого, даже если для этого нужно будет остановить урок.

В младших классах (5-6) не поддаваться уговоры: "Я больше не буду, пожалуйста, не ставьте плохую оценку".

Никогда не переходить на личности, оскорбление ученика недопустимо. Если в классе шумно, я обычно умолкаю и жду, когда они успокоятся».

«Зайти в класс с улыбкой. Начинать каждый урок по-новому. Заинтересовать своим предметом. Внедрять педагогику сотрудничества. Пойти с детьми в поход».

«Чтобы класс был управляемым, для этого надо отлично знать свой предмет. Быть сдержанным и лояльным, уважительно относиться к детям. Быть строгим, но справедливым. Разнообразить формы и методы урока. Привлечь на свою сторону нарушителей дисциплины».

Выводы

1. Урок должен быть тщательно подготовлен. Интересным по содержанию, разнообразным по форме проведения, насыщенным.

2. Физическая и психологическая мобилизация учителя, его внутренняя готовность к уроку. Гармоничное сочетание роли «дрессировщика», «клоуна» и «рабочей лошадки».

3. Готовность к индивидуальной работе (наличие задач, карт и др.) с учениками, которые в этом нуждаются.

4. Педагогика сотрудничества. Относитесь к ученикам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Учителя уважают, если он уважает учеников.

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. "Это из области фантастики?" — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок . Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех , даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока . Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция . Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке . Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция . Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
  4. Индивидуальная коррекция . Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
  5. Мгновенная публичная коррекция . Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
  6. Наказание . Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.

Будьте тверды и спокойны

  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: "Я хочу, чтобы все сели прямо" или, еще лучше: "Мы все должны сесть прямо". Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: "Смотри на учителя, Тревор".

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

  1. Добейтесь максимальной видимости . Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете . Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

 
Статьи по теме:
Приснился цветущий сад. Магия чисел. Современный универсальный сонник
Сны – это бездонная шкатулка с образами, которые каждую ночь оживают в нашем сознании. Иногда сновидения бывают всего лишь ответом на утомительный долгий день, который был наполнен размышлениями и разговорами.А некоторые из них могут быть глашатаями перем
Маршрут первой камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедицияБудучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался
Транквилизаторы (анксиолитики): фармакологические свойства, направления совершенствования, проблемы безопасности применения
В психиатрической практике применяется достаточно обширная группа фармакологических препаратов. Психиатрия использует транквилизаторы чаще других медицинских областей. Но они применяются не только для лечения психопатических заболеваний.Так что такое тран
Послекурсовая терапия (ПКТ)
Для контроля уровня этих гормонов необходимо использовать специальные препараты, но производство тестостерона в большинстве случаев все же замедляется. После прекращения использования анаболиков атлетам необходимо в кратчайшие сроки восстановить синтез му