Как позаниматься с ребенком для развития речи. Кто в траве шныряет? Мышь! Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.


Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.


Развивающие занятия с детками 2-3 лет – это очень важный период овладения речью, произношением гласных и согласных звуков, обогащение словарного запаса и формирование грамматического построения речи.

На третьем году жизни ребёнка речь развивается в процессе предметной, познавательной деятельности, во время игр, занятий и общения. Поэтому очень важно постоянное речевое сопровождение действий ребёнка во время занятий и в повседневной жизни.

Общение взрослых и детей способствуют развитию связной речи и накоплению опыта, умению выразить мысль, чувство, желание, состоящее из нескольких предложений.

У детей формируется умение отвечать на вопросы, спрашивать. Практикуется совместная речь.

Приём, когда взрослый начинает фразу или стишок, а ребёнок завершает, обеспечивается важный психологический комфорт.

«Усатенькая, мохнатенькая»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, пополнять словарный запас.
Материал: корзинка, игрушка кошка, салфетка.

Занятие

Поместите кошку в корзинку. Накройте её салфеткой.

Покажите корзинку ребёнку и обратитесь к нему с вопросами: «Кто это к нам пришёл в гости? Кто это так мурлычет?»

Загляните в корзинку вместе и достаньте игрушку.

Кошка обращается к ребёнку: «Я Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки, пушистый хвостик, острые коготки. Мяу, мяу. Как тебя звать? Погладь меня».

Погладьте кошечку, приговаривая: «Кошка усатенькая, молочко любит, песенки мурлычет. Как киска мяукает? (мяу-мяу) Киска умывается не водой, а лапками»

Прочтите потешку:

- Ох, ты котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Поместите кошку на пол и обыграйте сюжет, что она лежит на дорожке и не хочет уходить.

Скажите киске: «Брысь! На дорожку не садись!» Погрозите пальцем.

Повторите, игру несколько раз, выразительно жестикулируя.

«Ходит по двору петух»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы.
Материалы: игрушка петушок, платок.

Занятие

Внесите в комнату игрушку, накрытую платком.

Произнесите: «Ку-ка-ре-ку!»

Узнайте - догадался ребенок, кто пришёл в гости?

Спросите: «Кто так поёт? Ку-ка-ре-ку!»

Снимите платок и продемонстрируйте игрушку.

Рассмотрите петушка вместе: красный гребешок, яркий хвост, крепкие лапы со шпорами, а какой у него звонкий голос!

Узнайте, как поутру петушок всех будит?

Спросите, а как он крыльями машет, лапками землю разгребает, корм ищет, курочек и цыплят созывает?

Продемонстрируйте действия петушка игрушкой.

А затем попросите ребёнка повторить движения самому, помогая, выражая действия словами.

Играйте, стимулируйте интерес, эмоционально- положительное отношение к игре.

«Собачка»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы и существительные, создать условия для инициативных высказываний.
Материалы : игрушки- собачка.

Занятие

На видном месте поместите игрушку. Загадайте ребёнку загадку:

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.

Спросите: «Кто это?»

Разыграйте сюжетную игру знакомства, «Ав- ав! Привет! Давай познакомимся. Я Шарик. А тебя как звать?»

Побуждайте ребёнка назвать своё имя и погладить собачку.

Рассмотрите игрушку вместе: ушки торчком, хвост кольцом, а как голос подаёт? Что умеет делать собачка?

Продемонстрируйте действия собачки игрушкой: бегает, прыгает, лает, лежит, радуется при встрече, виляет хвостом.

Побуждайте ребёнка поиграть с игрушкой.

Обращайтесь к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших деток не пугай».

Пусть малыш поиграет с собачкой, произнося эмоциональные звуки, инициативные высказывания.

«Рано-рано поутру»

Цель : развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, поощрять инициативные высказывания.
Материал: игрушки: дудочка, коровка.

Занятие

Покажите ребёнку дудочку и продемонстрируйте её игру.
Спросите: «Как поёт дудочка? Ду-ду-ду». Повторите звуки и движение вместе с ребёнком.

Разыграйте сюжетную игру, в которой пастушок дудочкой собирает коров.
«Как играет пастушок на дудочке? Ду-ду-ду»

Прочтите стишок:

Ранним - рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!

Как коровка мычит? Му-му-му – вместе.

Спросите: «Где у коровки ушки? Глазки? Рожки?»
Соотносите слова и жесты, дотрагиваясь до частей тела, выражая условные действия.

Расскажите ребёнку про коровку: чем питается, какую пользу приносит людям, где и как спит? Что о ней знает малыш?
Помогайте и поощряйте ему высказываться, выражая свою мысль.

«На лошадке»


Цель:
развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, поощрять инициативные высказывания, вызывать подражание речи взрослого.
Материал: игрушка лошадка - качалка.

Занятие

Покажите ребёнку лошадку, дайте её погладить, спросите: « Кто это к нам прискакал? Лошадка! У неё длинная грива и хвост, грациозная осанка и копыта. И-го-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок. Ноооо! И она поскакала»
Сопровождайте слова выразительными действиями вместе с ребёнком.
Повторяйте сюжетную игру.
Попросите ребёнка описать лошадку, показать части тела, произнести голосом звуки, подражая животному.
Посадите его на лошадку – качалку, произнося: «Нооо, поехали!»
Звукоподражание сопровождайте выразительными движениями.

Расскажите про лошадку: чем питается, какую пользу приносит человеку и где живёт.


«Мышка норушка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, вызывать подражание речи взрослого.
Материалы: игрушка мышка, салфетка, корзинка.

Занятие

Покажите ребёнку корзинку, прикрытую салфеткой, в которой сидит мышка.
Вдруг раздаётся звукоподражание: «пи-пи-пи».
Спросите малыша: «Кто это там пищит? Кто голос подаёт? Маленькая, серенькая, живёт в норке, грызёт корки»
Появляется мышка.
Продолжите сюжетную игру: «Я мышка, боюсь кошки»
Опишите мышку: серенькая, маленькая, длинный хвост, острые коготки. Сопровождайте слова выразительными движениями.
«Что это у мышки? Как она бегает? Чем питается? Где живёт? Куда прячется от кошки?»

Практикуйте совместную речь: начинайте фразу, а ребёнок её завершает. Такой приём помогает детям научиться говорить свободно.

«Козочка»

Цель:
Материалы: игрушка козочка.

Занятие

Возьмите игрушку и начните диалог:

Кто это к нам пришёл? Коза рогатая, бодатая. Не бойся козочки, а давай с ней поговорим. Скажи: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»


Что даёт нам козочка? Молочко? Где твоя чашка? Подставляй и пей тёпленькое молочко!

Имитируйте условные действия.

Скажи ей спасибо за вкусное и полезное молоко. А где у козочки глазки? Рожки?

Дайте возможность показать ребёнку все части тела, побуждая к действиям.

А где пасётся козочка? А чем питается? Как она бегает? А как голос подаёт?

В процессе общения у ребёнка формируется грамматическая речь, произношение гласных, свистящих и простых согласных звуков.

«Мишка косолапый»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка мишка.

Занятие

Возьмите мишку и разыграйте сюжетную игру. Загадайте ребёнку загадку:

Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт,
Кто душистый любит мёд?

Кто к нам в гости пришёл? Мишка. Здравствуй! Где у мишки глазки? Уши? Лапы?

Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.

А как Мишка ходит, переваливается? Покажи. А как он голос подаёт?

Произносите звуки, сопровождая выразительными движениями.

А чем любит Мишка полакомиться? Покажи, как он подставляет лапки для принятия угощения.

Совершайте выразительные движения вместе.

Чем лакомится Мишка? Мёдом и малиной. А где он их добывает? В лесу?

Задавайте вопросы, привлекая в интересную игру ребёнка, развивая речь и расширяя знакомство с окружающим миром.

«Спать пора»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания.
Материалы: игрушки: мишка, слон, бычок.

Занятие

Возьмите мишку и начните диалог:

Кто к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её. Это научит его инициативно высказываться.

Это мишка. Он какой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок сам ответил.

Как он рычит? Какие у мишки лапы? Ушки? Глазки?

Делайте паузу после каждого вопроса с интонацией незавершённости, побуждая ребёнка включаться в совместное высказывание.

Чем мишка любит полакомиться? Правильно, мёдом и малиной.

Возьмите бычка и продолжите диалог:

Кто ещё к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её.

У бычка есть рога. Как он мычит?

Покажите рога выразительными движениями, изобразите подражание мычания бычка.

Покажите ребёнку слона.
Продемонстрируйте игрушку, побуждая его назвать животного, отвечать на вопросы, спрашивать. Это научит его инициативно высказываться.

К нам пришёл слон. Он какой? Какие у него уши? Хобот? Лапы?

Прочтите стишок Агнии Барто «Слон», разыгрывая сюжет:

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Побуждайте ребёнка включаться в совместное высказывание, описание игрушек, проговаривание слов в стишках и потешках.

«Ёлочка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, чувство языка, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания, уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Материал: праздничная ёлочка, игрушки: собачка, кошка, мышка, курочка.

Занятие

Посмотрите, какая ёлочка стоит нарядная: украшена яркими игрушками, мишурой и бусами. Пропойте песенку:

Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.

Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!

Как поднимается настроение, чувствуется приближение праздника. Начните диалог:

Какая у нас нарядная ёлочка! Чем она украшена?

Показывайте игрушки, которые называет ребёнок, совершая выразительные движения.

Поставьте под ёлочкой игрушки: собачку, кошку, мышку, курочку, и спросите, вызывая на инициативное высказывание:

А кто это танцует под ёлочкой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок перечислил все игрушки.

Задавайте ребёнку вопросы, развивая речь, расширяя представление об окружающем мире.

Подобным образом обыграйте сюжеты с остальными персонажами.


«Поезд»

Цель: вовлекать в диалог, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, пополнить словарный запас наименованиями животных, предметов, действий.
Материал: игрушки: поезд, мишка, заяц, белка, лиса.

Занятие

Покажите игрушку – поезд.
Рассмотрите его вместе, демонстрируя кабину, вагоны, колёса, озвучивая сигнал поезда: ту-ту и повторяя звучание вместе с ребёнком.
Продолжите рассказ.

Поезд ведёт машинист, который находится в кабине. А пассажиры - в вагонах. У поезда есть колёса, которые стучат по рельсам: тук-тук.
Повторите звучание колёс вместе с ребёнком.
- Поезд мчится, а колёса стучат как?

Для повторения материала задайте вопросы:
- Что это у поезда? (Поочерёдно показывая его элементы)
- Кто ведёт поезд?
- Как сигналит машинист?
- Как стучат колёса?» и т.д.

Имитируйте поезд: взрослый – паровоз, а ребёнок – вагончик.
Прицепите вагон, подайте сигнал «ту-ту» и поехали!
Подражая стуку колёс: тук-тук-тук, весело напевайте, вовлекая в пение ребёнка:

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.

Обратитесь к ребёнку: « Игрушки тоже хотят покататься на поезде».
Пусть ребёнок посадит их в вагон, называя каждого и сопровождая звукоподражанием.

Напевайте знакомую песенку вместе, заучивая наизусть.

Важно знать! Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет от простых действий с игрушкой к сюжетным действиям, закладывают необходимую основу для гармоничного развития ребёнка, развивают речь.

«Лягушата»

Цель: вовлекать в диалог, пополнять словарный запас наименованиями, определениями, глаголами, научить составлять рассказы.
Материалы: тазик с водой, игрушки- лягушки.

Занятие

Обыграйте сюжетную игру: поставьте тазик с водой и запустите туда лягушат. Это имитация пруда, в котором живут лягушки.

Опишите их: зелёные, у них большой рот и длинные лапы, которые помогают им высоко прыгать.

Как квакают лягушки? Чем они питаются? Как прыгают?

Имитируйте движение лягушек, прыжки за комарами и мошками.
Попросите ребёнка рассказать про лягушку, задавая наводящие вопросы, подсказывая начало текста в случае затруднения.

Важно помнить! Постоянные игры и занятия, повторные проигрывания знакомых сюжетов, использование разных игрушек, а также подражание взрослому - всё это помогает ребёнку овладеть сложными игровыми умениями, накапливая опыт и знания, развивая речь.

Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

    Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

    Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

    Итак, игры и упражнения для развития речи:

    1. Пальчиковые и жестовые игры

    Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

    Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

    • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
    • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
    • Показываем «да», «нет» движением головы;
    • Показываем «спасибо» кивком головы;
    • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

    • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
    • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
    • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
    • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
    • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
    • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

    2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

    Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

    3. Артикуляционные упражнения

    Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

      Задувать свечку;

      Дуть в дудочку;

      Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

      Надувать мыльные пузыри;

      Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

      Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

    Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

    • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
    • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
    • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
    • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
    • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
    • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
    • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
    • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
    • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

    4. Игра «Кто в домике живет»

    На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

    5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

    Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

    Как пойдем гулять? Топ-топ!
    Как мы дверь закроем? Хлоп!
    Кошка к нам с крылечка: Прыг!
    Воробьишки: Чик-чирик!
    Кошка рада птичкам: Мурр!
    Воробьи взлетели: Фурр!
    Дальше ножками: Топ-топ!
    И теперь калиткой: Хлоп!
    Как трава шумит? Ш-ш-ш!
    Кто в траве шныряет? Мышь!
    На цветке пчела: Жу-жу!
    Ветер листьями: Шу-шу!
    Речка струйками: Трень-брень!
    Здравствуй, яркий летний день!
    На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
    Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
    Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
    Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
    Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
    Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
    Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
    И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

    В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

    6. Дыхательная гимнастика

    (примерно с 1,5 лет)

      Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

    • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
    • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
    • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
    • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

    7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

     
    Статьи по теме:
    Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
    Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
    Энергообеспечение мышечной деятельности
    Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
    Кислотно-основной гомеостаз
    1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
    Святой апостол андрей первозванный (†ок
    Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с