Конспект урока по истории "движение сопротивления". Европейское движение сопротивления: миф и реальность

Движение Сопротивления - сопротивление оккупационным властям на оккупированных Германией и её союзниками территориях в годы Второй мировой войны, а также собственно в Германии.

Принимало различные формы: гражданское неповиновение, пропаганда, саботаж и диверсии на предприятиях, помощь бежавшим военнопленным и сбитым пилотам, вооружённое сопротивление. Наибольший размах приобрело в СССР, Польше и Югославии, а из западноевропейских стран - в Италии. Отдельные отряды, разведывательно-диверсионные и организаторские группы для действий на оккупированной территории Европы создавались на территории Великобритании. Самый известный из таких отрядов в 1942 году совершил покушение на имперского протектора Богемии и Моравии Р. Гейдриха.

В захваченных странах, где проживало почти 128 млн. человек, оккупанты ввели так называемый «новый порядок», стремясь осуществить главную цель фашистского блока - территориальный раздел мира, уничтожения целых народов, установление мирового господства.

Антифашистское сопротивление населения оккупированных стран оказывался в двух формах: активной и пассивной. Активная форма состояла в партизанской борьбе, актах саботажа и диверсий, в сборе и передаче союзникам по антигитлеровской коалиции разведывательной информации, в антифашистской пропаганде и др.. Пассивная форма сопротивления оккупантам заключалась в отказе от сдачи сельскохозяйственных продуктов, прослушивании антифашистских радиопередач, чтении запрещенной литературы, бойкоте пропагандистских мероприятий фашистов и др.

Наибольший размах приобрело в Югославии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Греции, Китае, Албании. В движении Сопротивления участвовали патриотически настроенные представители всех слоёв населения, а также военнопленные, лица, насильственно угнанные на работу, узники концлагерей. Значительную роль в организации движения Сопротивления и мобилизации его сил на борьбу сыграли находившиеся в эмиграции правительства оккупированных государств, патриотические организации и политические партии и движения.

Размах и активность движения Сопротивления во многом зависели от хода вооружённой борьбы на фронтах Второй мировой войны. В сент. – окт. 1939 в Польше начали борьбу против немецких оккупационных войск небольшие партизанские отряды, осуществлялся саботаж на предприятиях, железнодорожном транспорте. В Чехословакии проводились политические манифестации, забастовки, диверсии на заводах. В Югославии сразу же после оккупации страны (апр. 1941) начали создаваться первые партизанские отряды.

После разгрома немцев под Москвой движение Сопротивления стало приобретать характер общенациональных движений, возглавляемых Национальными фронтами в Польше, Франции, Антифашистским вече народного освобождения в Югославии, Национально-освободительными фронтами в Греции, Албании, Фронтом независимости в Бельгии, Отечественным фронтом в Болгарии. В Югославии 27.6.1941 был создан Главный (с сент. – Верховный) штаб народно-освободительных партизанских отрядов. К концу 1942 патриоты освободили 1/5 территории Югославии. Летом 1942 развернули боевую деятельность первые партизанские группы в Чехословакии и Болгарии. В дек. 1941 партизанские отряды Греции объединились в Народно-освободительную армию.


Время с конца 1942 до весны 1944 отмечено развёртыванием наиболее активных форм борьбы. 1 августа началось Варшавское восстание 1944 в Польше. В Китае народная армия в боях с японскими войсками освободила ряд областей страны. С весны 1944 силы движения Сопротивления непосредственно участвовали в освобождении стран от фашистской оккупации: Словацкое национальное восстание 1944, антифашистское вооружённое восстание в Румынии, Сентябрьское народное вооружённое восстание в Болгарии 1944, народное восстание на севере Италии, Майское восстание чешского народа 1945. В Венгрии в условиях начавшегося освобождения страны сов. войсками был создан Венгерский национальный фронт независимости. Борьба против оккупантов во Франции переросла во всенародное восстание, вершиной которого стало Парижское восстание 1944. Французские патриоты своими силами освободили большую часть территории страны. В авг. 1945 победило Народное восстание во Вьетнаме.

Движение Сопротивления носило интернациональный характер. В его рядах сражались люди разных национальностей. В странах Европы активную борьбу против фашизма вели тысячи сов. людей, бежавших из плена, концлагерей, мест принудительной работы.

Благодаря движению Сопротивления, существенно ускорился разгром стран Оси. Также движение стало ярким примером борьбы против империалистической реакции; уничтожения мирных жителей и других военных преступлений; за мир во всём мире.

Коллаборационизм во Второй мировой войне - военное, политическое и экономическое сотрудничество граждан государств Антигитлеровской коалиции или представителей основных этнических групп данных государств с нацистской Германией, Японией и Италией в ходе Второй мировой войны.

Русский коллаборационизм во Второй мировой войне (Русское Освободительное Движение (англ.)) - политическое, экономическое и военное сотрудничество советских граждан (а также эмигрантов из числа подданных бывшей Российской империи) с немецкими властями во время Второй мировой войны.

Среди всех воюющих государств Второй мировой войны самый высокий процент политического и военного коллаборационизма отмечен среди граждан СССР. Явление носило массовый характер, но идейный мотив был приоритетным, по разным оценкам, лишь для небольшой части коллаборантов. Основными причинами являлись недовольство значительной части граждан СССР советской властью (в том числе коллективизацией), меркантильные интересы, религиозные убеждения (к примеру, староверчество), а также продолжающаяся антисоветская деятельность белогвардейской эмиграции - в особенности той её части, которая заняла «непримиримую позицию», а с началом Великой Отечественной войны стала на позицию «пораженчества»

Русская Освободительная Армия, РОА - коллаборационистское воинское подразделение, сформированное из советских военнопленных в ходе Второй мировой войны в Германии. Кроме военнопленных в деятельности РОА в небольших количествах участвовали офицеры эмигранты и белогвардейцы. Возглавил РОА генерал-лейтенант Андрей Власов. Главной задачей данного движения был захват власти.

Власовцы - во время Второй мировой войны бойцы «Русской освободительной армии» и участники «Комитета освобождения народов России» (КОНР). В основном власовцами становились пленённые немецкими войсками советские солдаты и офицеры.

Своё название власовцы получили от фамилии лидера КОНР и РОА генерала А. А. Власова. После начала министерством пропаганды Третьего рейха кампании в поддержку «армии Власова» (реально тогда ещё не существовавшей) власовцами стали называть вообще всех советских граждан, так или иначе служивших в составе вермахта. В большинстве своём так именовали т. н. «хиви» («хильфсвиллиге» - «добровольные помощники») в составе частей вермахта и люфтваффе, не имевших никакого отношения ни к РОА, ни к Власову, ни к СС. Первоначально их обмундировывали в обычную немецкую и даже трофейную форму, но с немецкими кокардами и нашивками, а после известного заявления генерала Власова в пропагандистских целях на их форму стали нашивать нашивку РОА, создавая иллюзию многочисленности этой организации.

Комитет освобождения народов России (КОНР) - политический орган, созданный при участии властей нацистской Германии для свержения существующего в СССР политического строя и объединивший, по крайней мере, формально, русские и ряд национальных организаций, действовавших на территориях, подконтрольных нацистской Германии. Фактически функционировал на правах правительства в изгнании.

Украинский коллаборационизм проявлялся в различных формах содействия и сотрудничества этнических украинцев с нацистами, от участия в диверсионно-разведывательных формированиях, структурах администрации и полиции на оккупированной Третьим рейхом территории, службе в рядах вермахта и СС, в добровольном пособничестве в уничтожении коммунистов, русских, евреев, солдат РККА, попавших в окружение, и прочих лиц, а также, в иных формах.

Причины украинского коллаборационизма были различными и неоднозначными и имели различные бытовые, психологические и мировоззренческие корни. Среди украинцев, сотрудничавших с нацистами, было значительное число антисоветски настроенных лиц, которые добросовестно и преданно служили нацистской Германии. Жестокий тоталитарный сталинский режим, раскулачивание, голодомор, насильственная коллективизация, репрессии, стремление к национальной независимости были причинами того, что многие украинцы воспринимали немецких оккупантов как освободителей.

Наиболее известные организации:

Бандеровцы

бандеровцы занимались уничтожением советских военнопленных и советского актива. Таким образом, они стремились ликвидировать резерв советских партизанских отрядов. А еще бандеровцы буквально охотились за евреями, которым у далось укрыться от немцев.

Бандеровцы развернули (инсценированную) «диверсионную» деятельность против немцев. Они уничтожали деревянные мосты в селах и на проселочных дорогах, грабили «госхозы», угоняли скот и т. д. В ответ немцы применяли к населению репрессии, вызывающие лишь недовольство политикой националистов. Соответственно подавлялись и антибандеровские настроения.

С освобождением Красной армией западных областей Украины часть бандеровцев ушла с немцами, а часть была оставлена на советской территории для подрывной работы.

Мельниковцы

Вся работа мельниковского провода ОУН проводилась через (группы) «Просвиты». Через «Просвиту» мельниковцы проводили среди населения националистическую агитацию и под прикрытием ее вербовали новых членов ОУН из лиц украинской национальности, подвергавшихся в прошлом репрессиям со стороны советской власти. Занимая руководящие посты в редакциях унифицированных газет в оккупированных областях Западной Украины, мельниковцы помещали на их страницах программные антисоветские статьи, популяризировали фашистскую «расовую теорию» и украинский шовинизм, призывали украинскую молодежь вступать в ряды украинских дивизий СС и т. д.

Мельниковцы на оккупированную немцами территорию прибыли с опозданием, и с первых же дней на местах между ними и бандеровцами началась борьба за руководящие посты в немецких учреждениях. В результате первым удалось захватить в некоторых областях и районных центрах под свое влияние ряд учреждений и организаций.

Не имея сил для борьбы с бандеровцами и потеряв веру в Германию, мельниковцы стали искать новых союзников и выступать против немцев. Весной 43-го среди них начались аресты, после чего мельниковцы ушли в подполье и соединились с бульбовцами.

Бульбовцы

Сразу после оккупации Ровенской области в городе Ровно к немецким властям явился Тарас Боровец с предложением ликвидировать отдельные группы Красной армии и оставшихся в лесистых и болотистых местах Полесья советских партизан.

Получив соответствующее разрешение и материальное обеспечение, он начал формировать из населения Полесья так называемых полищуков, отряды под названием «Полеська сич», а себе присвоил псевдоним «Тарас Бульба».

До весны 1942 г. бульбовцы совместно с частями немецкой армии ликвидировали несколько мелких советских подразделений. Создав отряд численностью до 3000 человек, Бульба решил увеличить его, вооружить и одеть за счет немцев, а потом уйти от них.

Немцы, почуяв неладное, предложили Бульбе сдать оружие и распустить «Сичу», но тот уклонился от выполнения приказа и со своими отрядами ушел в леса. Теперь его стали преследовать, и Бульба вступил в борьбу на два фронта: с партизанами и с немцами.

Тогда он обратился к командованию одного из партизанских соединений, действовавших в районе расположения бульбовцев, с предложением организовать совместную оборону против немецких карательных отрядов и не нападать друг на друга. Предложение было принято, и до начала 1943 г. партизаны и бульбовцы не трогали друг друга.

Узнав об этом, немцы пытались привлечь Бульбу на свою сторону и в конце 1942 г. два раза вели с ним переговоры, но успеха не имели. Конечной целью борьбы бульбовцы называли создание «Украинской народной демократической республики».

Для этого Бульба стремился объединить все основные националистические течения, существовавшие на Украине. После воссоединения мельниковцев с бульбовцами УПА (бульбовская) была переименована в УНРА (Украинская народная революционная армия).

Немцы спровоцировали столкновение между бульбовцами и партизанами. Организовав казацкие отряды из военнопленных, они послали их под видом партизан нападать на бульбовские отряды. После одного из таких кровопролитных столкновений «бульбовцы» нарушили договоренность и выступили против партизан. Одновременно с провокацией немцы дали указание ОУН (бандеровцам) начать борьбу против бульбовцев. Так весной 1943 г. бандеровский провод ОУН дал приказ УПА разоружить и ликвидировать бульбовцев. Бульба не согласился сложить оружие, после чего началась борьба между бульбовцами и бандеровцами.

Для руководства вооруженными силами Бульба предлагал создать военный политический совет, в состав которого должны были войти представители от Бульбы и бандеровского провода. Бандеровцы согласились вести переговоры. Летом 1943 г. в с. Даничевка Межирического района переговоры состоялись.

В связи с приближением фронта к западным областям Украины Бульба в конце декабря 1943 г. выехал через Варшаву в Женеву, а на освобожденной территории практически сразу же появилась тенденция к объединению бульбовцев с бандеровцами.

Цели и задачи урока:

  • Охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы.
  • Пояснить причины перехода военной инициативы в советским войскам в 1943 году.
  • Работать с новыми историческими понятиями: “Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, атласами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1 ).
  • Карта “Вторая Мировая война”.
  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2 ).
  • Задания для групповой работы (по двум вопросам).
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Основные термины и понятия:

  • “Новый порядок”,
  • “Движение Сопротивления”,
  • “Коллаборационизм”,
  • “Холокост”.

Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с элементами критического мышления учащихся в процессе групповой работы с историческими источниками.

Структура урока:

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания (на основе беседы по вопросам).

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Работа над историческими понятиями (“Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”).
  2. “Новый порядок”.
  3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
  4. Движение сопротивления.
  5. Холокост.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующей взаимопроверкой в парах и анализом путем беседы по вопросам).

6. Объяснение нового домашнего задания.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

II. Проверка предыдущего домашнего задания.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?
  2. Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали “Новый порядок”, суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду “неполноценных народов” – славян, евреев, ромов (цыган).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над историческими понятиями (учащиеся работают в тетрадях).

“Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

“Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

“Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

2. “Новый порядок”.

Рассказ учителя:

Нацистский “новый порядок” в Европе представлял собой:

  • Безграничное оккупационное управление на захваченных территориях.
  • Воцарение марионеточных правительств (правительство Виши во Франции и Квислинга в Норвегии).
  • Создание профашистских правительств (Чехословакия – правительство Венеша, Хорватия – правительство Усташи).
  • Проведение политики “союзнических” отношений с фашистскими режимами.
  • Ликвидация реальной независимости страны.
  • Политика геноцида.
  • Устранение всех демократических свобод и завоеваний.
  • Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны.
  • Использование экономического потенциала страны в личных целях.

3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.

Рассказ учителя:

План “Ост” был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.

Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75%населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно “онемечить”. Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхс-комиссариата – немецкие колониальные провинции “Остланд”, “Москва”, “Украина”, “Кавказ”, управление которыми должно осуществляться специальным “восточным министерством” под руководством А. Розенберга.

Смысл “нового порядка”, как нацисты называли установленный ими режим, сводился к ликвидации независимости и суверенитета всех демократических и социальных завоеваний, безграничной экономической эксплуатации и своеволию оккупантов.

Экономики всех захваченных стран были поставлены на службу захватчикам. Промышленность работала по заказу оккупантов. Сельское хозяйство снабжало их продовольствием, рабочая сила использовалась на строительстве военных объектов.

Миллионы жителей Европы были насильственно угнаны на работы в Германию. Ближе к концу войны нехватка рабочей силы стала настолько острой, что нацисты стали использовать даже труд детей. Для удерживания покорности населения широко использовалась система доносительства и массовых экзекуций. Символом этой политики стало полное уничтожение жителей сел Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Катынь в Белоруссии, в Российской Федерации гитлеровцы уничтожили более 10 миллионом мужчин, женщин и детей. Нацистский режим демонстрировал всему миру свою античеловеческую сущность.

История никогда не простит фашизму эти нечеловеческие злодеяния, которые именовались “Новым порядком”

Назовите составные части “Нового порядка”.

Работа с документом №1:

Из Комюнике Французского Национального комитета про зверства гитлеровцев от 23 июня 1942 года.

“3 октября 1941 года Германия начала использовать во Франции свои обычные методы насилия. Сейчас нет возможности установить, сколько французов стали жертвами этих методов… Среди методов насилия, которые используют немцы, можно выделить:

1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников в Нанти в октябре 1941 года по всей оккупированной территории Франции ширится практика казни от пятидесяти до ста французов-заложников за каждого убитого немца.

2. Насильственное сопровождение французскими гражданскими лицами немецких военных эшелонов. После случая, который произошел возле Каена с одним из немецких эшелонов, груженным оружием, было решено, что с этого дня французов будут насильно размещать в каждом немецком поезде. Так погибло тридцать французов, когда один из эшелонов сошел с рельсов возле города Вира.

3. Массовые выселения… Тысячи людей, которые находились в концентрационных лагерях парижского района, прежде всего евреи, были отправлены группами по пятьсот человек на территорию Польши и оккупированной России.

4. Репрессии относительно семей так называемых “саботажников”.

Вопрос к документу:

Какие методы насилия использовали гитлеровцы относительно гражданского населения Франции?

4. Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

“Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна Течения движения сопротивления
Национальное Коммунистическое
Франция Организация “Свободная Франция” во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений
Югославия Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд) Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито
Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.
Польша Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского. Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова
Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

“Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.

Условия Партизанские отряды Подпольные организации Формы борьбы
Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.
  • 1937 – 1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.
  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.
  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).
  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.
  • Национальные (Украинская повстанческая армия) – антисоветские
Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.
  • Диверсии на коммуникациях
  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.
  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.
  • “рельсовая война”.
  • Убийства калаборационистов

Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

“Национально-освободительное движение во Франции”.

Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.

Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.

После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?
  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.
  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

5. Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.

Вопрос к группе:

Задание для группы № 2.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы думаете о социальном статусе семьи автора этих строк?

Задание для группы № 3.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Как вы бы чувствовали себя, оказавшись в такой ситуации?

Задание для группы № 4.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

В какой стране и в какие годы, на ваш взгляд, происходили описанные события?

Задание для группы № 5.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Какие мысли возникли у вас после прочтения дневниковой записи?

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующим анализом при беседе по вопросам).

1. Расположите в хронологической последовательности:

А) Курская битва.
Б) Создание штаба партизанского движения.
В) Сталинградская битва.
Г) Создание антигитлеровской коалиции.
Д) Утвержден план “Ост”.
Е) Трагедия в Бабьем Яру.

А
Б
В
Г
Д
Е

2. Соотнесите понятия:

1
2
3
4

3. Как назывался план наступления на Москву войсками нацистской Германии?

А) Буран.
Б) Тайфун.
В) Прорыв.

4. Сколько дней длилась героическая оборона Одессы?

А) 70 дней.
Б) 71 день.
В) 73 дня.

5. Какой город в СССР первым был удостоен звания “Город-герой”?

А) Севастополь.
Б) Москва.
В) Одесса.
Г) Ленинград.
Д) Сталинград.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

После проверки теста проводится заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?
  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?
  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?
  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьте сообщения о соотношении сил на советско-германском фронте к осени 1942 года.
  • Ответьте на вопрос: Что вам говорит название волжского города – Сталинград?

При желании каждый учащихся может сопроводить свое сообщение компьютерной презентацией.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

По замыслу фашистских правителей Германии вторжение в СССР не было обычной войной. Заранее подготовленной ими план «ОСТ» предусматривал полную ликвидацию Советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Западной Украины, Белоруссии, Латвии и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Нацистские директивы требовали «разгромить русских как народ, разобщить их», «подорвать биологическую силу русского народа», ослабить его «в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе». Расчищенное от «неполноценных народов» жизненное пространство предполагалось заселить немецкими колонистами.

Призыв к развертыванию народной борьбы в тылу немецко-фашистских войск прозвучал в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, дополненной 18 июля специальным постановлением ЦК партии. «Задача заключается в том, - говорилось в постановлении, - чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части, срывать все их мероприятия, уничтожать захватчиков и их пособников, всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных и истребительных групп». Там же подчеркивалась необходимость «развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов».

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны за линией фронта действовало 18 нелегальных обкомов, свыше 260 горкомов, райкомов и других партийных комитетов (через полтора года соответственно 24 и 370), объединявших около 65 тыс. комсомольцев и беспартийных

В конце 1941-1942 г. в Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и Орловской областях возник ряд «партизанских краев» - районов, полностью освобожденных от оккупантов. В мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко, а при штабах армий - спецотделы по связи и руководству партизанскими отрядами. В тыл врага начали организованно засылаться диверсионные группы, обученные партизанским методом борьбы. Они были снабжены вооружением и рациями. К ноябрю 1942 г. почти 95% партизанских отрядов (их тогда насчитывалось около 6 тыс.) имели радиосвязь с Центром. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые попутными командирами: С.А. Ковпаком, А.Н. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Пришвиным и др. Партизанские полки и бригады предпринимали рейды по тылам вражеских войск.

К весне 1943 г. диверсионные подпольные работы велась во всех городах на оккупированной территории. Благодаря массовому сопротивлению (в том числе в таких «мирных» формах, как саботаж и т.п.) захватчики не смогли в полной мере поставить себе на службу экономический потенциал СССР, оказавшийся в их руках.

[Так, по предварительным расчетам германских ведомств, металлургические предприятия Донбасса и Приднепровья должны были в 1943 г. дать 1 млн. тонн продукции, а в 1944 г. - 2 млн. тонн. Но достигнутая максимальное годовое производство в стали не превышало 35-70 тыс. тонн. В 1940 г. Украина и Белоруссия выработали около 13 млрд. кВт. ч электроэнергии, а с восстановленных врагом на всей захваченной территории электростанций было получено мене 2 млрд. кВт. ч. То же происходило с добычей железной руды, угля и т.д.]

С лета 1943 г. крупные соединения партизан стали осуществлять боевые действия в рамках общих операций, проводившихся Красной Армией. Особенно масштабными были удары по коммуникациям в тылу врага во время Курской битвы и позднее (операция «рельсовая война» и «концерт»), в результате чего партизанам удалось сорвать движение почти на половине железных дорог оккупированной части СССР.

По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках сражалось около 1 млн. человек. Они вывели из строя 1,5 млн. вражеских солдат и офицеров, постоянно отвлекали на себя с фронта до 10% германских боевых сил, взорвали 20 тыс. вражеских поездов, 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

До 50 тыс. советских граждан - в основном военнопленные, бежавшие из концлагерей, - принимали активное участие и в движении антифашистского Сопротивления Польши, Франции, Италии и других западноевропейских странах.

Движение Сопротивления (1939-1945) - народно-освободительная борьба против германского, итальянского и японского режимов и пособников оккупантам в годы второй мировой войны. Патриотическая, антифашистская, освободительная борьба охватила широкие слои крестьянства, интеллигенции, буржуазии, рабочих. Большой размах Движение Сопротивления, имевшее интернациональный характер, получило в Югославии, Франции, Италии, Польше, Греции, Албании, Китае, странах Индокитая и др.

Вооруженная борьба с захватчиками обычно проходила в несколько этапов. Вначале это были действия отдельных боевых групп и отрядов, которые затем становились все более многочисленными и мощными. В отдельных странах развитие Движения Сопротивления приводило к созданию народных армий. Так, в Югославии на базе партизанских отрядов была создана Народно-Освободительная Армия, которая к лету 1944 г. насчитывала 350 тыс. бойцов.

В Польше в борьбу против немецко-фашистских захватчиков сначала вступили небольшие партизанские отряды, затем включились сформированная польским эмигрантским правительством Армия Крайова и созданная по инициативе Польской рабочей партии Гвардия Людова, численность которой в 1943 г. достигла 10 тыс. человек. В 1944 г. все демократические силы объединились в Армию Людову. С началом освобождения Польши Армия Людова и соединения 1-й Польской Армии, сформированной на территории СССР, слились в регулярное Войско Польское, которое внесло весомый вклад в освобождение своей родины.

Рост партизанского движения в Греции и создание греческой народно-освободительной армии привели к освобождению от фашистов свыше половины территории страны, в ряде регионов которой зарождались основы народно-демократической власти.

Мужественное сопротивление фашистам оказали патриоты Чехословакии, Болгарии, Албании и других стран.

Мощное Движение Сопротивления развернулось и в странах Западной Европы. Во Франции, например, с 1943 г. действовал Национальный Совет Сопротивления, а с 1941 г. - Французские внутренние вооруженные силы; в Бельгии - Фронт независимости и Бельгийская армия партизан; в Италии - ударные бригады имени Гарибальди. В самой Германии и в ряде других стран фашистского блока в условиях жестокого террора и репрессий действовали группы антифашистов, известные под именами «Красная Капелла», «Международный антифашистский комитет» и др.

В смертельную схватку с фашизмом вступили советские люди, оказавшиеся на оккупированной территории. Только в 1941 г. боевые действия против врага вели более 2 тыс. партизанских отрядов, к лету 1942 г. возникло И партизанских краев, а в 1943 г. партизанские соединения насчитывали 125 тыс. человек. Образованный в 1942 г. Центральный штаб партизанского движения возглавил борьбу народных мстителей в лесах Белоруссии, РСФСР, Украины, которые вели бои с немецкими частями, захватывали важные стратегические объединения, спасали мирных граждан от угона в Германию, предпринимали рейды в глубокий тыл противника. Всенародная война против оккупантов была важной частью общей борьбы с фашизмом.

Узники концентрационных лагерей создавали подпольные организации и группы, совершали побеги, диверсии, саботаж. При подходе Красной Армии и войск союзников в лагерях смерти Бухенвальд, Маутхаузен и других произошли вооруженные восстания.

Активно развернулось Движение Сопротивления в оккупированных Японией странах Азии. В тылу японских войск в Китае действовали крупные партизанские силы, освобождавшие целые районы. Активно вели борьбу корейские патриоты. Под руководством Компартии Индокитая была создана Лига борьбы за независимость Вьетнама. Развернулась освободительная борьба в Бирме (ныне Мьянма), в Индонезии, на Филиппинах.

Движение Сопротивления внесло значительный вклад в разгром фашизма. В ходе второй мировой войны в ряде стран Движение Сопротивления привело к формированию национальных, народных, отечественных, освободительных фронтов: Единого народно-освободительного фронта Югославии, Народно-освободительного фронта Албании, Национально-освободительного фронта Греции, Отечественного фронта Болгарии, Национально-демократического фронта Румынии и др.

Фронты отличались не только названием, но и различным социально-политическим составом, степенью прочности и единства, формами и структурой организации. Эти различия зависели от конкретно-исторических условий, в которых шел по сути единый революционно-освободительный процесс.

После решающих поражений гитлеровских войск на советско-германском фронте во многих оккупированных фашистами странах Европы и странах-сателлитах, где раньше, где позже, складывались условия для подготовки антифашистских вооруженных восстаний.

Традиции Движения Сопротивления используются народами в борьбе за национальное освобождение и социальное обновление современного мира.

С первых дней потери независимости в большинстве европейских стран развернулась борьба против немецко-фашистского оккупационного режима, получившая название движение Сопротивления.

Уже с осени 1939 года стали возникать очаги антифашистского сопротив­ления в Польше. Польское сопротивление поддер­живалось правительством Польши, находившимся в эмиграции в Великобритании, которое возглавлял В. Сикорский. Большую роль в сопротивлении немецко-фашистским захватчикам играла Армия Крайова.

Началось антифашистское движение и во Франции. В конце июня 1940 года в Лондоне была создана патриотическая организация «Свободная Франция» во главе с Ш. де Голлем. В начале июля 1941 года силы французского движения Сопротивления объединились в Национальный фронт. В мае 1943 года был образован Национальный совет сопротивления, объединив­ший все антифашистские силы Франции. Весной 1944 года многочисленные организации патриотов Франции объединились в армию французских внутренних сил, численность которой достигала 500 тыс. человек.

Наиболее широкий размах антифашистское сопротивление приобрело в Югославии. Уже осенью 1941 года в отрядах югославских партизан было около 70 тыс. человек. Они освободили от врага целые районы страны. В ноябре 1942 года была сформирована Народно-освободительная армия Югославии.

Движение Сопротивления разворачивалось и в тех странах, где действовали прогерманские правительства. Так, на севере и в центре Италии действовали партизанские гарибальдийские бригады.

4. Подготовка Германии к войне с ссср

Оккупация стран Западной Европы позволила Германии значительно усилить свой военно-экономический потенциал. В ее распоряжении оказались производственные предприятия Франции, которые до войны выплавляли 97 % чугуна и 94 % стали, добывали 79 % угля и 100 % железной руды страны. Кон­церн «Рейхсверке Герман Геринг» включал в свою систему металлургиче­ские заводы Эльзас-Лотарингии и Люксембурга. Захват промышленности Франции, Бельгии, Люксембурга, а также Польши увеличил мощность металлургической промышленности рейха на 13-15 млн. тонн. Например, Бельгия к 1941 году поставила 2,3 млн. тонн стали. Численность иностранных рабочих и военнопленных, занятых в германской промышленности, превысила 1 млн. человек по сравнению с 0,5 млн. осенью 1939 г. К началу войны с Советским Союзом Германия накопила значительные запасы цвет­ных металлов: меди, цинка, свинца, алюминия и др. Большое значение для подготовки войны против СССР имела добыча нефти. Кроме собственных нефтяных ресурсов Германия использовала нефть Румынии, Австрии, Венгрии, Польши и Франции. В стране увеличилось производство синтетического горючего. В 1941 году Германия имела 8 млн. тонн нефтепродуктов. Кроме того, она захватила 8,8 млн. тонн топлива у Франции, Бельгии и Голландии.

В августе 1940 г. была принята новая программа производства вооружения и боеприпасов. Она предусматривала ускорение выпуска средних танков, противотанковых орудий и другого оружия. Основная ставка делалась на достижение превосходства над СССР по качеству и эффективности вооружения.

Имея информацию о советском преимуществе в танках, немецкое командование позаботилось об обеспечении своих войск противотанковыми средствами.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг