Сколько полицейских в мире. Число полиции в россии, сша и в других странах. Переизбыток полиции в Орловской области и общая недоукомплектованность

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

Растет количество полицейских. Почему они переживают понятно, из за этого им трудно развалить Россию и этим они оправдывают свой нулевой выхлоп. Дескать ну что мы можем сделать, против таких сил. Удивительно, но они врут в этом, как и во всем, на самом деле численность полицейских сокращается.

Товарищ с говорящей фамилией Иноземцев пишет

В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая - 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС - от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья - Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.

Откуда взялась цифра 914 500 человек непонятно, еще большая загадка численность советского МВД в 623 000 человек. Цифры рождаются из головы, обычным заявлением, я типа эксперт. Вот скажи эксперт откуда ты это знаешь? знакомый таксист рассказал. Ты даже не знаешь штат МВД. Ни в каком году цифры 914500 не было.

Если зайти на сайт ООН и пройти по вкладкам crime and criminal justice statistics - Total Police Personnel и открыть табличку Всего сотрудников полиции на национальном уровне по годам в России, то мы увидим цифры полиции на 100000 населения. Там же дается число полиции



Откуда они берутся? Из ежегодного штатного расписания МВД. Причем штатное расписание сокращается с каждым годом. В этом штатном расписании, есть число полицейских
2009 год 1 325 000 человек
2011 год 1 280 000 человек
2012 год 1 106 472 человек в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - 907 630 человек, из них сотрудников полиции - 782 106 человек
2015 год 1 003 172 человек.
2016 год 904 871 человек
2017 год 894 тысяч 871 человека, из которых сотрудников органов МВД РФ – 746 тысяч 859 человек; из которых полицейских 643 тысячи. На 100 000 населения это уже 438 человек.
Во вторых, примеру борьба с наркотиками, это отдельное ведомство, к примеру в США и в большинстве стран оно относится к министерству Юстиции. У нас оно в МВД.
Выкинем ФСКН из МВД, и число полицейских сократится ниже 400 на 100000. А что такое 300 с чем то полицейских на 100000 населения, это обычный европейский показатель.

В России, альтернативно одаренные типа Буркины, рисуют веселые картинки, принимая штаты МВД за число полицейских. Откуда они берут число полицейских в СССР , не зная число советских милиционеров, никто не знает. Никто не знает сколько в СССР было милиции. Есть только одна цифра на сайте Чекист.ру По состоянию на 15 мая 1953 г. численность МВД СССР (за исключением милиции) составляла 1 095 678 чел., Даже это число милиции без милиции. Других цифр просто нет.


Сокращения в МВД проходят ежегодно, В прошлом году МВД сократили на 100 000 человек. В этом году сократили на 10 000 человек, все они пришлись на 55 000 сотрудников ГИБДД , его сократили на 20%. Всего за 10 лет штатное расписание МВД сократилось на 50%, примерно на столько же сократилась и число российских полицейских.

Но в головах русофобов все живет легенда о крепнущем полицейском государстве. Это они себя пугают что ли?

Перейдем к другим силовым ведомствам.

Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек

Еще большие переживания русофобы высказывают по поводу национальной Гвардии России. Ее численность никто не знает. Одни говорят 300 000, ЕЕ руководитель говорит что будет 340 000 когда то. Русофобы смело оценивают Росгвардию в 400 тысяч. И хоть бы какое сравнение с численностью Национальной гвардии США которая на 2009 год составляла 467 587 человек. И конечно никаких напоминай о численности внутренних войск СССР. Это такие с малиновыми погонами. Все уже забыли, кроме Советской Армии в 4 миллиона человек были и другие войска: железнодорожные войска СССР, пограничные войска СССР. И еще с пяток родов войск вплоть до трубопроводных войск СССР, относящиеся к ВС СССР. Были и ВВэшники. Теперь эти советские люди упрекают Россию в раздутых штатах силовиков.

Росгвардия это бывшие войска ВВ, с другим названием

В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек

Сравнивать впрямую разные организации с разной структурой тяжело. В тех же США, разведывательных федеральных ведомств 17 штук где по некоторым оценкам, трудятся 854 000 гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов. Сколько насчитали разведчиков у нас. Если отнять у ФСБ минус пограничников. Ну человек 100 000. В лучшем случае.
Разве можно сравнивать силовиков из американского Министерства Финансов, которое обеспечивает охрану американского президента с нашим министерством финансов. В США каждый департамент имеет силовиков к примеру министерство Юстиции, кроме борьбы с наркотиками имеет службу федеральных маршалов.

А русофобы берут пару американских департаментов и сравнивают со всеми российскими силовиками. Причем в США федералы имеют свою сеть, а штаты свою централизованного ведомства там нет. К примеру у нас МЧС под 300 000 человек. В США (ФЕМА) 7,5 тысяч человек. Но это федеральный офис организации и офисы по округам. Сколько человек борятся с ЧП по штатам никто не знает.

Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза.

Так где увеличение то? Рост финансирования в 5,5 раз. При инфляции с 2000 года в 500% таковым не является. Роста численности МВД нет, есть сокращение на 50%. По другим структурам динамики нет от слова совсем.

Прежде всего стоит вспомнить отечественных чиновников. Их количество с 1999 по 2017 г. выросло без малого вдвое - с 780 тыс. до 1,37 млн человек.

Вот откуда русофобы берут цифры? ни одной верной. А если вычесть муниципалов присоединенных в 2006 так с 1999 года их число упало с 780 (если это конечно цифра верная) до 578 тыс.

Все сокращаются, кроме Армии

В России насчитывается до 5 млн. человек в силовых ведомствах. Практически каждый восьмой мужчина в стране – силовик. Расходы на армию, полицию, охранку составляют более 30% федерального бюджета и весомую часть бюджетов регионов. Россия продолжает оставаться системой прусского образца, заложенной ещё при Петре I.

Россия всегда считалась милитократией – государством, где главным интересом было всё, связанное с войной.

Родоначальник России «нового образца» Пётр I просто взял и тупо списал государственное устройство с прусского образца. Выбор прусского пути тогда, в начале 1700-х был неслучаен – он считался наиболее удачным мобилизационным вариантом, позволявшим в краткие сроки создать армию, ВПК и тыловые предприятия, обслуживающие их. Государство «затачивалось» на войну – и эта «заточка» так и сохранялась тут последующие 300 лет. Все остальные отрасли хозяйства рассматривались как вспомогательная функция войны. Школа нужна, чтоб солдат был грамотным, медицина – чтобы солдата после ранения поставить побыстрее в строй, статистика и учёт – чтобы рекрутов лучше учитывать. А торговля нужна – чтобы на вырученные деньги строить корабли и пушки. Война ради войны.

Казалось бы, в «демократической России» образца Ельцына-Путиных страна должны была бы избавиться от родовой травмы. Но нет, в стране главным приоритетом остаётся та же модель, заложенная Петром I – армия и контроль за пунктами вывоза сырья. Только теперь вместо портов, где перегружалось зерно, стала Её величество Труба. Все эти палки, трудодни, шагистика, человек как винтик машины – всё то, что было ценно при Фридрихе и Екатерине Великих, продолжало жить в нашей Системе. С небольшим отличием – к армии ещё и прибавился всевозможный сонм полицаев, сотрудников охранки и тюремщиков.

Так, штатная численность персонала УИС (тюремщики) составляет 347,5 тысячи человек. Общая численность сотрудников МВД в прошлом году составляла 1,325 млн. человек, из них «нефедералы» – 39% личного состава. В этой же структуре 200 тысяч служащих во внутренних войсках МВД.

Невозможно выяснить численность ФСБ – информация по службе засекречена. По разрозненным данным, она колеблется от 80 до 120 тысяч человек, не считая сотрудников Погранслужбы. Вместе с ними она превышает 200 тысяч человек. Секретной является и численность сотрудников СВР – по разным оценкам, вместе агентами она составляет до 20 тысяч человек. Численность ФСО также засекречена, хотя в СМИ называют цифры от 10 тысяч до 25 тысяч человек.

Блог Толкователя уже писал, что современная Россия по сравнению со сталинским СССР образца 1953 года – суперполицейское государство. С учетом разницы численности населения, в ФСБ сегодня служит почти в 2 раза больше сотрудников, в МВД – на 60%.

Российская таможенная служба насчитывает 68 тысяч человек.

Штатная численность прокурорских работников составляет 63 тысячи человек (из которых около 20 тысяч трудятся в Следственном комитете).

В МЧС работает 371 тысяча человек (включая 19,5 тысяч солдат Гражданской обороны), в противопожарной охране – еще 280 тысяч.

Штатная численность судейского корпуса состоит из 23172 федеральных судей судов общей юрисдикции и 6779 мировых судей. Итого без малого 30 тысяч человек.

В ФСКН (наркополицейские) занято 40 тысяч россиян.

В Федеральной службе судебных приставов числится 23 тысячи человек, правда, заместитель главного судебного пристава РФ Воронин признавался, что службе разрешено иметь 60 тысяч сотрудников (значит, через год-два штат доукомплектуют, можно не сомневаться).

Совсем мизерной по численности считается Фельдъегерская служба – всего 4475 человек.

В Налоговой службе (хотя это не совсем силовики) занято 166 тысяч человек.

Самой многочисленным является состав Минобороны – 1,16 млн. военнослужащих плюс 860 тысяч гражданских служащих. Однако численность военнослужащих по контракту составляет чуть более 55% (из которых 12% – солдатского и сержантского состава). Таким образом, число профессиональных военных – 638 тысяч человек. С «военными без погон» (те самые гражданские служащие МО) – 1,5 млн. человек.

В федеральной миграционной службе работает 34,3 тысячи человек.

Кроме того, к силовикам можно отнести и «гражданские армии» госкорпораций. Так, военизированная охрана только у РЖД составляет 80 тысяч человек. А вместе с «армиями» «Газпрома», «Транснефти», «Росатома» и т.п. общая их численность может превышать 150 тысяч человек.

Таким образом, общая численность силовиков в России составляет 4,6-4,65 млн. человек.

Много это или мало? Общая численность трудоспособного населения России составляет 87 млн. человек, из них около 42 млн. – мужчины. За вычетом инвалидов, лиц, находящихся в местах заключения – около 38 млн. Таким образом, силовиков в стране – около 12%, или каждый восьмой мужчина.

Теперь посмотрим, во сколько же обходится содержание такой армии силовиков.

Расходы по ведомству Министерства обороны на 2011 год – 1 трлн. 517 млрд. рублей.

На правоохранительную деятельность – 1 трлн. 56 млрд. рублей.

Существует ещё и т.н. «секретная часть расходов федерального бюджета». В неё включено содержание ФСБ, СВР и прочих спецслужб. В 2010 году эти расходы составили 1 трлн. 40 млрд. рублей.

Таким образом, общие расходы по этим трём статьям составили 3 трлн. 613 млрд. рублей. От общего федерального бюджета в 9,9 трлн. рублей это составляет примерно 36% всех расходов.

Однако не стоит обольщаться окончательностью этой цифры – расходы на силовиков включены и в «мирные» статьи федерального бюджета. Так, секретные статьи есть в «социальных» разделах. Они там появились потому, что в 2005 году была принята рекомендация Всемирного банка вывести «лишние» расходы из статьи «оборона»: военные госпитали – в «здравоохранение», школы в военных городках – в «образование», и т.д. В общей сложности это ещё десятки миллиардов рублей.

Кроме того, расходы на охранку и полицейских заложены и в региональные бюджеты. Вот лишь один пример. В Магаданской области расходы областного бюджета на 2010 год на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составили 630,5 млн. рублей, в том числе на органы внутренних дел – 207,5 млн. рублей (всего же бюджет области составляет 15,3 млрд. рублей).

В результате по статье «содержание силовиков» в целом по стране набегают ещё десятки, а то больше сотни миллиардов рублей. При этом существуют ещё различные внебюджетные и «общественные» фонды – МВД, ФСБ, ФСО, и т.д. Сколько денег аккумулируется в них – никто не знает. К примеру, только одна госкомпания «Транснефть» «подарила» только двум таким силовым фондам (среди них Фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9») 1 млрд. рублей.

В принципе, такие расходы бюджета России сравнимы с расходами бюджета США (1,6 трлн. долларов из 3,83 трлн. долларов; см. диаграмму ниже).

На 20 процентов, а новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев уже говорит о необходимости пересмотреть вопрос о численности личного состава. Хотя полицейских на душу населения у нас и так в разы больше, чем в других странах. С бывшим СССР и сравнивать нечего: тогда на тысячу жителей приходилось 2,1 милиционера. В современной России - 7,7. При этом советский Дядя Степа чинил светофоры и помогал малышне, а нынешние стражи порядка стонут от перегруженности и «палочной» системы.

Так сколько в стране должно быть полицейских? Михаил Маков, главный эксперт-специалист Организационно-штатного управления МВД России, как раз занимается этим вопросом. Щелкая калькулятором, мы вычисляем процентное соотношение полиции и населения на Западе . Ближе всего к нам Италия (см. таблицу).

Над тем, какова оптимальная численность полиции, сейчас работают ВНИИ МВД России и все образовательные учреждения министерства, - говорит Михаил Маков. - И получается, что если давать сотрудникам все выходные, отпуска, отгулы за усиления и дежурства, то полицейских должно быть не меньше, а больше, чем сейчас. По некоторым службам - раза в два.

То есть надо возвращать сокращенные 20 процентов? - спрашиваю я.

Так вопрос не стоит, - отвечает Михаил Маков, - но надо понимать, что полицейских у нас в любом случае будет больше, чем в других странах. Например, из-за размера территории.

Мы снова высчитываем соотношение числа полицейских и площади стран. И здесь мы впереди планеты всей: на одну штатную единицу приходится почти 15 квадратных километров. А вот в Италии - 1,1 кв. километра на стража порядка - до обеда обойдешь, не напрягаясь.

Я был в одном из отдаленных районов Чукотки , - продолжает Михаил Маков, - площадь - больше, чем Бельгия . А население всего 5,5 тысячи человек. 1,5 тысячи живут в райцентре, остальные - в семи селах. Дорог нет. В каждом селе - по участковому, а в райцентре - отдел. Всего 36 сотрудников. Получается 1 полицейский на 152 жителя. Ну как там по-другому охранять порядок?

Но у СССР территория была еще больше, - не сдаюсь я, - по 35 километров на милиционера...

Тогда на поддержание правопорядка был нацелен весь тоталитарный аппарат: парткомы, профкомы, добровольные дружины, - возражает Михаил Маков. - Так что больший штат полиции - это плата за нашу свободу.

«ПЛЯСАТЬ» ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Не так давно глава МВД Владимир Колокольцев заметил, что в ходе реформы МВД был нарушен принцип доступности полиции. В сельских районах отделы были сокращены или даже упразднены. И теперь до полиции людям приходится ехать иногда сотни километров. Министр поручил рабочей группе по дальнейшему реформированию МВД пересмотреть вопрос о численности личного состава.

Михаил Пашкин , глава неофициального милицейского профсоюза, теперь входит в состав этой рабочей группы.

Ну вы сравнили! - воскликнул он, когда я показал цифры по России и СССР. - В Москве в советское время было одно-два убийства в месяц. Сейчас по сравнению с теми годами - настоящая война.

В США криминогенная обстановка тоже не сахар, но полицейских там меньше…

Конечно, там ведь есть еще полковник «Кольт», который всех сделал равными, - парировал Пашкин, - к тому же практически во всех западных странах, если вы пьяным сядете за руль, ваш сосед первым позвонит в полицию. Этот факт значительно облегчает работу и соответственно влияет и на численность полицейских.

Так сколько должно быть полицейских? Больше, меньше или как сейчас?

Михаил Пашкин задумался.

Плясать надо от количества преступлений, - ответил он. - А у нас, по разным оценкам, около 25 миллионов скрытых, незафиксированных преступлений. Пока мы точно не будем знать, сколько реально правонарушений в каждом районе, говорить о численности полиции невозможно. Например, в Москве в одном районе у эксперта может быть два выезда в сутки, а в другом - 20. Естественно, во втором районе экспертов должно быть больше. А сейчас одинаково - по штату. Надо повсеместно провести аттестацию рабочих мест, ее критерии мы сейчас разрабатываем.

ПРИДЕТСЯ СПУСТИТЬСЯ НА «ЗЕМЛЮ»

По словам Михаила Макова, уменьшить число полицейских можно, только изменив всю правоохранительную систему.

В США есть оперативники и следователи в одном лице - детективы, - говорит он. - А у нас сначала оперативник очевидцев опросит, направит материал дознавателю или следователю. Последний их снова опросит и даст оперу новые поручения. Прокуратура все это проверяет, тоже пишет бумаги. Если убрать дублирование функций, то можно сократить и следственный, и оперативный аппарат. Вообще у нас очень громоздкая бюрократическая система, пожирающая огромное количество человеко-часов.

У Михаила Пашкина свои рецепты реформирования системы.

Единственный путь - перераспределение кадров в пользу «земли», районных отделов, - говорит он. - В Москве во времена СССР был главк и имелись районные отделы. А сейчас зачем-то созданы управления по округам, в которых сидят генералы, их помощники, секретари, технические сотрудники. Да и в МВД сейчас работают люди, которые устроились по блату и «земли» никогда не нюхали. Надо их туда спустить, и вопросы с численностью личного состава решатся сами собой.

Где стражей порядка больше

* *По данным МВД России.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Победим массовость образованностью!

Надо решать проблему охраны порядка за счет качества, а не количества, - считает председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников . - Ассоциация юристов уже давно предлагает брать в полицию на должности, которые предполагают общение с людьми, только людей с высшим образованием и офицерским званием. Казалось бы, какое это имеет отношение к числу полицейских? Но сейчас очень много ситуаций, когда молоденькие сержанты делают то, что потом приходится исправлять путем колоссальной бумажной работы и за счет рабочего времени других полицейских. Еще, мне кажется, надо избавить полицию от охраны футбольных матчей и других массовых мероприятий. Во многих странах безопасность внутри стадионов обеспечивают сами клубы. А полиция следит за порядком только снаружи.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Джентльменам пока не верят

Система внутренних дел у нас, конечно, не самая компактная. Но я бы не спешил вступать в «гонку разоружения». Недавнее сокращение системы МВД стало чем-то вроде сокращения бурлаков, тянущих баржу. Вес тот же - преступлений и пьяных на дорогах меньше не стало. А людей в погонах - минус двадцать процентов. Конечно, к самому МВД претензий немало. Многие скажут, что такую полицию не то что сокращать - разгонять нужно. Но пока другой у нас нет. Да и, справедливости ради, признаем, многие и правда работают на износ.

Наверное, можно немного «поджать» штат за счет сокращения бюрократических издержек. Но это может и боком выйти. Да, наши постовые и опера завалены бумажной рутиной. Рапорты, отписки, проверяющие - в странах, которым мы завидуем, многого этого нет. Но не будем забывать, что наша процедура заточена таким образом, чтобы в любой момент можно было проверить каждый шаг оперативника, следователя и иже с ними, максимально исключить набившую оскомину коррупционную составляющую и возможность злоупотреблений.

Помните анекдот, когда Петька играет в карты с английскими лордами? «У меня три туза», - говорит лорд. Петька: «Покажи». Ему возражают: «Джентльменам верят». «Вот тут-то, - говорит Петька, - мне карта и поперла». Так же и с полицией. Если у них офицер сказал, значит, так и есть. А у нас лучше двадцать раз проверить. Пока мы не сможем доверять полицейским, как джентльменам, лучше не рисковать и пока не экономить. Дороже выйдет.

Евгений ВЛАДИМИРОВ


ВОПРОС ДНЯ

А вам полицейских хватает?

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

Это как раз тот случай, когда количество не имеет значения. Мы все ждем существенного улучшения качества работы МВД, что нам и обещали, когда переименовывали милицию в полицию.

Алексей ФИЛАТОВ, вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:

Очень часто при ДТП дорожных полицейских приходится дожидаться часами. Такое впечатление, что у нас жуткий дефицит стражей правопорядка. На самом деле их достаточно, но они не хотят заниматься своими прямыми обязанностями.

Анатолий ЛЫСЕНКО, главный редактор Общественного российского телевидения:

Мне хватает. Бывали случаи, когда полиция реально помогала и мне, и моим коллегам по работе. Единственное, что я бы добавил - регулировщиков на оживленных трассах. Подобные службы есть во многих крупных городах мира, а у нас «люди с палочками» куда -то исчезли.

Евгений КУРАКОВ, полицейский, Нижегородская область:

Мужчин-полицейских у нас не хватает! Одни женщины работать идут. Оно и понятно: зарплату подняли, дамам на нее спокойно прожить можно. А вот главе семейства, как мне, все равно маловато.

Каромат ШАРИПОВ, президент общественного движения «Трудовые мигранты Таджикистана»:

А мигрантам, поверьте, кажется, что полицейских не в три, а в 15 раз больше, чем в Америке ! Останавливают, отбирают деньги... Нет, не все, но, к сожалению, многие.

Татьяна ДОГИЛЕВА, актриса:

Когда я позвонила в полицию и попросила прогнать компанию пьяных дебоширов с Патриарших прудов, мне ответили, что людей у них не хватает.

Владимир ГУСЕВ, актер, сериал «Гаишники»:

Дело не в численности, а в доверии. У меня нет ощущения, что могу обратиться к ним за помощью как к хорошим друзьям, которые обязательно выручат.

Алексей, дальнобойщик, слушатель радио «КП»:

Да их перебор! Пока из Москвы до Оренбурга доеду, экипажей десять меня остановят. И каждому документы предъяви, груз покажи. Столько времени напрасно трачу.

Алена, читательница сайта KP.RU:

Мне точно хватает: папа, два брата, даже свекровь - и все работают в полиции! По утрам в туалет очередь по рангу и званиям... Одна радость - в случае проблем есть кому заступиться.

Тем, что Россия - якобы "самая полицейская" страна мира - и западные, и российские либеральные СМИ кормят свои аудитории уже не первый год. Полные рейтинги, при этом практически никто никогда не публиковал, отделываясь инфографиками с фотографиями излишне полных российских гаишников и раскаченных американских копов.

И вот, наконец, появился рейтинг относительно развернутый. Сотни российских, украинских (куда же без них?) и западных СМИ со ссылкой на The Independent, которая в свою очередь ссылается на агентство Bloomberg, заявили о том, что полный рейтинг, разработанный на неких секретных исследованиях ООН, все-таки появился. Правда, ни в одном "кириллическом" СМИ развернутой таблички автор так и не нашел. Авторы новостей либо ограничивались перечислением 5 - 10 позиций рейтинга , либо снова-таки размещали инфографику , правда, в этот раз более "строгую" - без полных гаишников.

Автор этих строк решил не полениться и найти "первоисточник" в Блумберге. И первоисточник нашелся . Цифры, распространенные в газетах, даже вполне ему соответствовали. И тут возникло два вопроса. Первый - относительно избирательности СМИ, приводивших только часть позиций рейтинга. Второй - относительно корректности самого рейтинга. Судя по всему, первый вопрос прямо связан со вторым. Приведи редакции газет полные версии рейтинга - у многих бы он вызвал очень сильные сомнения.

И так, вот несколько примеров. В рейтинге "Блумберга", как и во многих других, печальное первое место среди "самых полицейских" государств занимает Россия с 564 полицейскими на 100 тысяч населения; второе - Турция с 474, третье - Италия с 467, четвертое - Португалия с 454, пятое Гонконг - с 450. Далее, с тем же примерно порядком чисел следуют Казахстан, Алжир, Болгария, Словакия, Чехия. На 14 месте Израиль с 372. На 23 - Франция с 299. США - на 32 месте с 226.

Рейтинг я назвал именно относительно развернутым не случайно. Дело в том, что в нем - всего лишь 53 позиции. На 53-ей - Гвинея с 52 полицейскими на 100 тысяч жителей. Видимо, подразумевается, что у тех, кто оказался в списке ниже - "насыщенность" общества полицией - еще меньше. И вопросов становится еще больше.

Еще год назад блогеры раскопали другую таблику , тоже фрагментарную - но куда более правдоподобную. Так вот, согласно ей, первое место в рейтинге полицейских государств занимает... Ватикан с условными 15625 полицейскими на 100 тысяч жителей. И таки все верно! Официальное население Ватикана - 842 человека . А в полиции Ватикана (Папской жандармерии) числится 130 сотрудников. Причем это - классическая полиция, занимающаяся уголовным розыском, регулировкой дорожного движения и т.п. Швейцарская гвардия в число ватиканских полицейских не включается - так как служит не Ватикану, а "Папскому престолу" напрямую. Так что Блумберг - уже как минимум в этом пункте пойман на лжи.

На втором месте, согласно той же блоггерской табличке, - Монако с 1374 полицейских на 100 тысяч жителей. И снова таки похоже на правду! Население княжества - около 35 тысяч человек . А только в жандармских военизированных подразделениях Департамента внутренних дел состоит 242 человека . Плюс - гражданские служащие Департамента...

На третьем месте согласно той же табличке - Бруней с 1076 полицейскими на условные 100 тысяч население. Открытой информации по современному состоянию силовых структур Брунея - немного, но все равно данные весьма правдоподобны. Население султаната - около 400 тысяч человек . Только одно Гуркхское резервное подразделение Королевской полиции Брунея , играющее роль "национальной гвардии" МВД - составляет более 2 тысяч человек.

Далее в этой же табличке следуют Черногория, Уругвай, Сингапур и т.п. Все - вполне обоснованно. Большая часть из этих стран в списке Блумберга - почему-то просто отсутствует, что уже ставит его под большое сомнение. Разбором каждой позиции в отдельности предлагаю не заниматься - так как это может превратить статью в целую монографию. Вместо этого предлагаю разобраться с корректностью данных по России и сравнить их со "страной пребывания" Блумберга - США.

Блумберг якобы ссылается на некие "данные ООН", но все оказалось прозаичнее. Цифру 564 на 100 тысяч населения можно легко просчитать в статье " Министерство внутренних дел РФ " в Википедии. Согласно ей, общая численность нашего МВД - 821 тысяча человек. Сопоставив эту цифру с населением России, мы и получим искомые - 564 сотрудника на 100 тысяч человек. Такая вот супераналитика ООН из Википедии... Порадую Блумберг. Эту цифру можно при желании еще немного увеличить. Ведь правоохранительные функции у нас еще выполняют ФСБ, ФСИН, ФСКН. Учитывая, что это ведомства куда более малочисленные, чем МВД, численность правоохранителей на 100 тысяч населения у нас может доходить где-то 600. Но это - включая всех - гражданских и военных, аттестованных и не аттестованных, оперов, следователей, аналитиков, патрульных, охранников, бухгалтеров и психологов... Как видим, до условных показателей Ватикана или Брунея - нам все равно далеко. Так что Россия - уже явно не "самая полицейская".

А теперь разберемся с другой большой ложью рейтинга. США, как уже говорилось выше, в рейтинге Блумберга - на 32 месте с 226 правоохранителями на 100 тысяч населения. Давайте убедимся в том, что это еще более наглая ложь, чем 1-ое место России. С учетом населения в 316 миллионов , составив простую пропорцию, мы определяем, что, если верить Блумбергу, на все США должно приходиться около 716 тысяч сотрудников правоохранительных органов. А теперь начинаем считать.

В одной только Национальной гвардии США, условном аналоге наших Внутренних войск МВД, проходит службу сразу около 467 тысяч человек ! Таким образом, если верить Блумбергу, во всех остальных правоохранительных органах США должно служить всего лишь около 250 тысяч человек. Возможно ли это? Нет! Если верить информации о полицейском департаменте города Нью-Йорк, в нем (только в муниципальной полиции) проходит службу более 35 тысяч сотрудников . В Москве, которая формально по населению больше Нью-Йорка ровно в полтора раза, сотрудников полиции - около 80 тысяч человек. Вроде бы в Москве больше, но разница совсем не впечатляет. И даже в таких расчетах кроется обман. Дело в том, что наше МВД - централизованная структура, включающая в себя львиную долю сотрудников правоохранительных органов России. Для сравнения, численность ФСБ вместе с пограничной службой экспертами в открытых источниках оценивается примерно в 200 тысяч человек . Состав других правоохранительных органов России на фоне МВД - и вовсе крошечный.

А вот в США "муниципальная полиция", с которой мы сравнивали московский главк - это всего лишь одно из многочисленных звеньев правоохранительной системы.

На федеральном уровне в США действует ФБР, которое помимо спецслужбистских функций выполняет и полицейских - борется с бандитизмом, ловит убийц и даже расследует нападения на почтальонов.

На уровне каждого штата действует полиция штата, имеющая свои функции и подследственность.

Следующий - полиция города (та самая полиция Нью-Йорка, которую мы сравнивали с московским главком).

Кроме того, правоохранительные функции имеют такие серьезные и многочисленные федеральные структуры, как Службы маршалов.

Более того, все признаки правоохранительных органов (и порой даже куда больше прав) имеют такие органы как Полиция контроля за использованием натуральных ресурсов, Агентство по контролю оборота наркотиков, Агентство по контролю алкоголя, табака и огнестрельного оружия.

Штаты создают по собственному желанию, дополнительные органы, которые в чем-то дублируют функции ФБР и полиции. Их почему-то очень любят в Голливуде. К ним относятся, допустим, знаменитые техасские рейнджеры или Калифорнийское бюро расследований .

И это, ни говоря о том, что свои крупные правоохранительные подразделения существуют в таких ведомствах, как Департамент финансов, Департамент энергетики.

А теперь давайте прибавим к этому всему Министерство внутренней безопасности США , которому подчиняются Береговая охрана, Федеральная служба охраны, Таможенная и пограничная служба США, Секретная служба и ряд других ведомств, общее количество сотрудников которых идет на сотни тысяч человек (в Береговой охране - до 100 тысяч, Пограничная - более 60 тысяч и т.п.).

Таким образом, количество сотрудников правоохранительных органов США на 100 тысяч населения просто физически не может быть меньше, чем в России. Оно, скорее всего, даже несколько больше (достаточно того, что Нацгвардия США в три раза больше по численности Внутренних войск МВД России).

"Эксперты" Блумберга поступили элементарно. Они взяли из Интернета общую численность МВД России, составляющего около 80% от всех правоохранителей страны, и включающего внутренние войска, и сравнили ее с ориентировочной численностью только "местной" полиции в США. Корректность этого сравнения в виду всего выше изложенного - думаю, комментировать не нужно.

Кто после этого "полицейское государство"? А ведь еще желательно проанализировать и нормативную базу. В России "американская" система прослушивания или доступа к электронной почте человека без санкции суда - это просто дикость. Как, в прочем, и стрельба на поражение по безоружному человеку. Как вы думаете, оправдали ли бы суд в России полицейского, который 6 раз выстрелил бы в голову безоружному несовершеннолетнему подростку, просто потому что тот показался ему подозрительным?

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно