Макет крестьянская изба. Макет «Русская изба. Краткая формулировка цели и задач

Чернышова Екатерина. Игровой макет «Русская изба».

Цель: познакомить с историей русского крестьянского быта и традициями наших предков.

Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением;

Обогатить словарь детей новыми словами;

Развивать интерес к русскому фольклору;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, традициям, обычаям гостеприимства;

Помочь детям осознать взаимосвязь настоящего и прошлого, ощутить себя в потоке времени.

В избе есть: печка (из картона), полка с посудой (посуда из соленого теста), самовар (соленое тесто), корзинка (соленое тесто), стол и скамейки (пенопласт и палочки), веретено (картон), сундук (картон), кровать (картон), колыбель для малыша (картон), постельные принадлежности (лоскутки ткани), коромысло (яйцо из под «киндер-сюрприза, проволока, нить), окна (картон, белая бумага, лоскутки ткани), хозяйка и малыш выполнены по технике русской народной игрушки.

Игровой макет предназначен для старшего дошкольного возраста. После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семью»





Для начала нужно напилить на циркулярке довольно много квадратных в сечении палочек. Толщиной примерно 16мм. Если в этом домике шесть венцов, то палочек нужно 24. Домик наш в плане квадратный, значит палочки нужны одной длины. Длину палочек нужно выбирать по длине будущих стен домика. Плюс 2 сантиметра.

Затем нужно придать палочкам цилиндрическую форму. Обычно это делается на специальном станке. У нас же его нет, поэтому используем обычный токарный по дереву.


Передний и задний центры станка оставляют при обработке на палочке довольно заметные углубления. Поэтому концы палочек, где остались углубленияи нужно спиливать. Сантиметр с одной стороны и сантиметр с другой. И так нужно обработать все 24 палочки.
На этом снимке углубления хорошо заметны.


Затем в каждой палочке вырезается по два углубления.


Потом мажем эти углубления клеем "Столяр"(быстросохнущий ПВА). Если нужно, то мажем и всю длину палочки.



И склеиваем. Венец за венцом.



Пока не соберём весь сруб. "Столяру", чтобы засохнуть, понадобится минут 15. Поэтому всё это время весь сруб нужно прижимать сверху. Можно просто руками. Когда всё склеится, должно получиться так.


Теперь размечаем прорези под дверь и окна.


И пропиливаем электролобзиком.


Перед тем, как выпиливать окна, сверлим отверстие в стене домика. В него мы потом будем вставлять пилку. Пропиливание оконных и дверных проёмов как раз и покажет нам, крепко мы склеили палочки или нет.



Там, где это необходимо, подрезаем ножом.


В результате у нас должно получиться вот что.


Затем стачиваем и подравниваем торцы брёвен на вращающемся фанерном круге с шлифовальной шкуркой.


Окрашиваем домик крепким раствором марганца. Можно только снаружи.


Когда марганец подсохнет, протираем домик шкуркой. Так у нас появляется растяжка по цвету. Некоторые места высветляются, другие остаются тёмными.


В результате должно быть так. Здесь у нас заготовки сразу для двух домиков.


Затем вырезаем из ДВП два треугольных фронтона. Угол крыши на большинстве домов - 90 градусов. В заготовке фронтона нужно сделать два полукруглых выреза под палочки. Они делаются полукруглой стамеской.



Потом на эти заготовки наклеивается береста. А уже на ней делается тиснение, изображающее доски и структуру дерева. Тиснение можно делать очень большой иглой. Потом протиснёная поверхность окрашивается марганцем, а излишек красителя стирается 646-м растворителем. Тереть нужно сильно. Крепко прижимая тряпочку, смоченную растворителем к бересте. Должно получиться вот так.


Затем вырезаются из бересты окна по размеру проёмов. Лучше двуслойные. Потом их нужно склеить друг с другом и вклеить в проёмы.


А вот окна и фронтоны уже приклеены на место.


Потом делаем крышу. Крыша делается из бересты на картонной основе. На бересте прорубаются ряды чешуек двумя резцами. А толстый картон окрашивается сначала марганцем, потом неводной морилкой для блеска.

Интерактивное дидактическое пособие – «Русская изба» для ДОУ своими руками


Интерактивное дидактическое пособие – «Русская изба» предназначено для осуществления познавательного развития детей 3-7 лет. Пособие представлено в виде макета русской избы и лэпбука.
Пособие соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.
Использование дидактического пособия в различных видах деятельности позволяет сформировать познавательные интересы детей.
Пособие «Русская изба» способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности дошкольника. Русская народная культура обладает богатейшим материалом для знакомства детей с миром искусства, с традициями русского народа, что способствует художественно – эстетическому развитию ребенка.
Пособие «Русская изба» дает детям возможность не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. У детей появилась возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и как украшали свой быт. Данное пособие поможет восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Макет удобен тем, что его в любой момент можно достать, посмотреть, поиграть с предметами. А в лэпбуке собраны дидактические игры по народному творчеству и предметам быта.
Новизна этого пособия заключается в том, что для детей такой макет, это своего рода интерактивная игрушка, которую можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие ориентирует образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми на интересы и возможности каждого ребенка. Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности через пополнения содержимого макета и лэпбука.
Цель пособия : Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и
обрядах русского народа.
Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.

Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить
ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно
стремился улучшить свое жилище.
Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей
Макет представляет собой сундук, который открывается и превращается в интерьер русской избы. Это своего рода мини – музей. Сундук сделан из двух коробок. Бока коробки оформлены брусками, которые вырезаны из картона и обклеены самоклеющейся пленкой. Крышка обтянута коричневым флисом и оформлена тесьмой.



Мебель в избе сделана из картона. Стены покрашены под дерево гуашью.
Вся утварь слеплена из самозатвердевающей массы и расписана гуашевыми красками. Куклы сделаны из кусочков ткани, колыбелька из спичечного коробка.


В углу божница с иконкой, у окна прялка с куделью.


У окна стол, на столе самовар чашки, тарелки, ложки и кувшин.


В левом углу избы – печь. Печь так же сделана из картона и покрашена белой краской. У печи утварь, в печи дрова. На печи одеяло и матрасик.
Всю мебель в комнате можно переставлять. Все предметы можно потрогать, поиграть с ними.


Лэпбук – это дополнение к макету. В нем собраны картинки народных игрушек, музыкальных инструментов, домашней утвари. А так же описание народных игр, тексты колыбельных песен, загадки, описание домашней утвари. На боковых стенках лэпбука расположены 2 игры: «Найди по цифрам», «Лото».

Направления работы с пособием
1) «Русская изба» - беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
2) «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки
(театрализация).
3) «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
4) «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
5) «Преданья старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.
6) Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
7) Экскурсия по избе в стихах
8) Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно –ролевые игры).

ПРАВИЛА ИГРЫ:


Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

О избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

О печке
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)

О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

О сундуке
Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Об утюгах
Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.

Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

Расположение предметов :

ЗАГАДКИ

1.ПЕЧКА

Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.

То она печет блины,
То показывает сны.

Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА

2.- обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА

3.БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)

3.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели для хранения посуды, одежды

4.ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

5.СТОЛ
Загадка
Под крышей - ножки,

На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.

6.СУНДУК
* бабушкино хранилище

7.ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на …

8.ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)

9.ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.

* Загадка
Чем дольше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

10.УТЮГ
Загадка
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.

11.ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.

12.СТУПА
В ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен