Макет русской деревни своими руками. Интерактивное дидактическое пособие "русская изба" для детского сада своими руками. Как сделать макет русской печи

Вера Карпович

Мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба "

В нашем саду был объявлен смотр-конкурс "Патриотический уголок". Для него мы решили изготовить макет русской избы .

Я взяла корбу из-под обуви и отрезала две боковые стороны.

Затем я приступила к изготовлению русской печки . Для этого мне понадобилась коробка из-под зубной пасты. Разрезала ее на две почти ровные части, соединила клеем и оклеила белой бумагой. Затем нарисовала очаг и т. п.

Коробка внутри была белого цвета, поэтому мне не пришлось ее оклеивать или грунтовать. Я просто нарисовала бревенчатые стены, пол и окошки.


Из палочек для мороженного я смастерила стол и палатья .


На окошки из салфеток сделала занавески. В красный уголок поместила иконку. В "женский уголок" за печкой из коричневого картона смастерила сундук .


Крючком связала коврик. Из пластилина слепила кухонную утварь. Из скорлупки грецкого ореха сделала колыбельку.

Макет русской избы занял достойное место в нашем патриотическом уголке.

Публикации по теме:

Мы пришли в огород посмотреть, что тут растет. А растут на грядках разные загадки. Прежде чем загадки отгадать, надо грядку нам собрать.

Цель:изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. Заинтересованность детей в обучении ПДД.

Бумага – самый доступный материал для детского творчества. Оригинальные поделки из бумаги получаются на основе «гармошки». Предлагаю изготовить.

Хочу представить вам пошаговое изготовление макета "Муравейник" Как всё начиналось? Во время реализации проекта " Наши соседи-насекомые".

Мастер – класс по изготовлению макета «Первобытные люди» Так заведено в нашей работе, что в детском саду дети должны развиваться всесторонне.

Одной из важных задач воспитателя является обучение детей правилам пожарной безопасности. Чтобы детям было интересно и они быстрее усвоили.

Мастер-класс по изготовлению макета Сказка «Рукавичка» Макет- это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное.

Дошкольное детство неотделимо от слова "сказка". Некоторые исследователи называют дошкольное детство возрастом сказок. Ведь сказки нравятся.

Мастер - класс "Макет русской избы"


Описание: Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению макета "Русской избы, для воспитания у детей интереса, уважения к истории, культуре, русского народа.

В этом году одной из главных задач в нашем детском саду было приобщение детей к духовной культуре, пробуждение основ национального самосознания. Состоялся конкурс Мини - музей «Русская изба».
Для изготовления избы я сделала макет, для которого понадобилась картонная коробка. Одну стенку у коробки отрезала. Вырезала окошки. Из бумаги накатала «бревнышек» разного диаметра. Внешняя сторона стен обклеена более крупными бревнышками, а внутренние стены меньшего диаметра. На пол приклеила бумагу, расчертив доски. Затем внутри все покрасила желтой гуашью, а снаружи коричневой.
У окошек сделала наличники из коричневой цветной бумаги.



Чтобы закрыть впереди и по бокам дома все неровности обклеила их коричневой цветной бумагой. Крышу сделала их бамбуковых шпажек. Понадобилось две упаковки. На крышу дома сделала наличники, вырезав их из бумаги. На окошки повесила занавески, в «красном углу» сделала полочку для иконки, постелив на нее кусок ткани такой же, как у занавесок.



Печка сделана из картонных маленьких коробок, обклеенных белой бумагой, труба сделана из пенопласта и тоже обклеена белой бумагой. За печкой полочка для утвари, на нее постелена кусок ткани.
Из соленого теста вылепила утварь: чугунок с крышкой, котелки, кувшины, ухват, кочергу. Высушив все, покрасила гуашью, а потом покрыла лаком. Заслонку для печки вырезала из картона и обклеила белой бумагой.



Конечно, не обойтись в «красном углу» без стола и лавки. Они тоже сделаны из картона. На столе и лавках материя, на полу коврики. Вот что у меня получилось.

ПРАВИЛА ИГРЫ:


Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

О избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

О печке
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)

О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.

О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

О сундуке
Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Об утюгах
Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.

Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

Расположение предметов :

ЗАГАДКИ

1.ПЕЧКА

Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.

То она печет блины,
То показывает сны.

Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА

2.- обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА

3.БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)

3.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели для хранения посуды, одежды

4.ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

5.СТОЛ
Загадка
Под крышей - ножки,

На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.

6.СУНДУК
* бабушкино хранилище

7.ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на …

8.ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)

9.ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.

* Загадка
Чем дольше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

10.УТЮГ
Загадка
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.

11.ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.

12.СТУПА
В ней толкли зерно, очищая его от шелухи.

Муниципальное образовательное учреждение

Новопокровская средняя общеобразовательная школа

технологии в 8-9 классах»

VIII Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени

DIV_ADBLOCK97">


В Новопокровском школьном краеведческом музее есть раздел «Крестьянский быт», в котором представлено натуральное хозяйство крестьян XIX века, разработана экскурсия «Крестьянская изба». Экскурсантам младшего школьного возраста сложно представить себе настоящую деревенскую старинную избу, в которой большую часть занимала русская печь, кроме лавок и стола, другой мебели не было. Спали наши предки на полатях или на полу на матрасах, набитых соломой. Свежей соломой набивали домотканые матрасы один раз в год. В любой избе был Красный (Божий) угол, в котором размещались иконы, украшенные домоткаными полотенцами. Вся утварь в доме размещалась на своих местах, лишних вещей не было, жили бедно, семьи были большими.

Так возникла идея построить макет крестьянской избы с обозначением в ней основных мест: Красного (Божьего) угла, большого обеденного стола с лавками, люльки для младенца, большой русской печи, голбца (подпола), тарелочника.

Необходимо представить в избе традиционную русскую семью, состоящую, как минимум, из трех поколений, у каждого из которых свои обязанности по дому.

Изготовленный макет станет одним из главных экспонатов в школьном краеведческом музее в экспозиции «Крестьянский быт».

Краткая формулировка цели и задач

Цель работы :

построить макет русской крестьянской избы, характерной для Поветлужья начала XIX века, а также времени заселения территории Проновского сельсовета.

Задачи:

1. Исследовать по воспоминаниям старожилов, по документам Новопокровского школьного музея внешний вид и внутреннее убранство русской крестьянской избы.

2. Построить макет русской крестьянской избы.

3. Приблизить обустройство крестьянской избы к виду одноименной диарамы: русская печь должна топиться, изба населена жителями.

4. Передать построенный макет в дар Новопокровскому школьному музею для экспозиции «Крестьянский быт».

Критерии, которым должен удовлетворять

макет избы

1. Макет избы должен соответствовать масштабу 1:20.

2. Макет избы должен быть выполнен из дерева.

3. Внутри макета должны быть отражены особенности убранства русской крестьянской избы XIX века.

4. Русская печь должна топиться.

Первоначальные идеи

Перед тем как выбрать образец избы для проекта, мы изучили материалы музея, опросили старожилов села, объехали село Новопокровское, съездили в исчезающую деревню Бердничата, где можно до сих пор увидеть деревянные постройки XIX века. Среди них дом Бердникова, местного лесопромышленника (рис.1). Он выделяется среди этих домов балконом и сложной крышей. В селе Новопокровское есть старое двухэтажное здание, некогда принадлежащее купцу Королёву (рис.2) Но эти дома не типичны для деревни. Крестьянские избы были проще и практичнее. До наших дней сохранилось немного таких домов, к тому же они находятся в плохом состоянии, жить в них опасно (рис.3, 4)

Заселение территории Проновского сельсовета началось в конце XIX века, в это время стали появляться дома-пятистенки, когда изба разделялась капитальной стеной, рубленной одновременно с возведением всего сруба, а также дома с шестью рублеными стенами для большой семьи.


Нам удалось найти дом, который до сих пор находится под крышей и удовлетворяет нашим требованиям: деревянный рубленый дом-пятистенок, с несложной дощатой крышей, без фундамента, с небольшой площадью. Именно его в качестве образца мы взяли для своей работы (рис.4)

Дома под номерами 1, 2, 3 имеют довольно сложную конструкцию как здания, так и крыши. К тому же они большие по площади, к нашему масштабу они не подходят.

№ 1. Дом Бердникова

№ 2. Дом купца Королёва

№3 Большой дом с шестью рублеными стенами.

№ 4 Дом-пятистенок

Выбор лучшей идеи

Общая площадь" href="/text/category/obshaya_ploshadmz/" rel="bookmark">общая площадь дома 54 м, жилая зона – 36 м. Исходя из этого, определились с масштабом 1:20. Изделие получится не очень большим, что поможет в дальнейшем его использовать для выставок.

Внутреннее убранство избы будет отражать самые основные атрибуты русской крестьянской семьи: большую глинобитную печь с возможностью протапливания, Божий угол, где размещаются иконы, большой стол, много скамеек, подпол, полки, тарелочник, люльку.

Для того чтобы показать жилую избу, решили изготовить кукол и заселить ими избу, слепить печь с дымоходом , сшить занавески на окна, повесить белое полотенце в Божий угол, изготовить посуду, сделать западню для подпола.

Рассмотреть убранство помещения поможет съёмная крыша, а также отверстия в потолке.

Общий вид изделия

Последовательность выполнения операций.

Графическое изображение.

Инструменты и приспособления.

На основании дома установить закладные брёвна. Установить смолёвые столбы с помощью клея и собрать каркас дома до пола.

Линейка, кисточка, клей «Момент», ножовка, крупный рашпиль, наждачная бумага.

Вырезать переводы для пола в доме и в сенях. Настлать пол. Разметить и выпилить западню, установить лестницу в погреб. Сделать для западни навески и ручку.

Клей «Момент», ножовка, линейка, карандаш, стамеска, киянка, пластик, кисточка, стальная проволока.

Собрать сруб на высоту окон, разметить и выпилить в стенах проёмы под окна. Установить берёста под окна и вклеить окна. Разметить и выпилить место для дверных проёмов в доме и сенях.

Клей «Момент»,

кисточка, линейка, ножовка, рашпиль, карандаш, напильник, «Суперклей», наждачная бумага.

Навесить двери с ручками. Собрать сруб до потолка, врезать балки, разместить печь, скамейки, сундук, вешалку , Красный угол, повесить занавески, настлать потолок, установить лестницу в избу.

Клей «Момент», кисточка, линейка, ножовка, рашпиль, карандаш, стамеска, «Суперклей», наждачная бумага.

Установить стропила на разносы. Покрыть крышу досками.

Ножовка, линейка, карандаш, клей «Момент», кисточка.

Заклеить фронтон досками с двух сторон и установить охлупень на крышу. Покрыть готовое изделие лаком.

Клей «Момент», кисточка, линейка, карандаш, лак ПФ.

Спецификация

Наименование

Материал

Примечание

Основание

Закладные столбы

Бревно длинное

Бревно короткое

Половицы в доме

Половицы в сенях

Подкатень

Перевод для пола

Балка для потолка

Оконная рама

Оргстекло

Разносы для стропил

Стропила

Оконная отливушка

Завалинка

Упор завалинки

Доска фронтона

Доска крыши

Охлупень

Дверная ручка

Алюминий

Доска карниза

Шерстяная пряжа

Лестница в погреб

Лестница в дом

Отливушка карниза

Скамейка

Тябло (Святой угол)

Коромысло

Занавески

Шкаф для посуды

Сосна, пряжа

Внешний вид готового изделия

Вид спереди

https://pandia.ru/text/80/270/images/image016_16.jpg" width="296 height=222" height="222">

Вид слева

Утеплители" href="/text/category/utepliteli/" rel="bookmark">утеплению избы подходили основательно. Между закладным деревом и землёй делали подкатни из ели, после чего обсыпали избу песком. Для утепления избы между брёвнами в срубе выкладывали мох. Мы использовали шерстяную нить. Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову. Для утепления потолка строители использовали песок или муравейники. В макете это не отражено, потому что в потолке предусмотрены отверстия, для того чтобы через них рассмотреть внутреннее убранство избы.

Описание внутреннего убранства избы

В обстановке избы нет ни одного лишнего предмета, каждая вещь имеет своё строго определённое назначение и освещённое традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Одним из значимых элементов жилья являлась печь (приложение 3). Первые печи были глинобитные. Поэтому мы изготовили печь из глины. Вывели на крышу трубу, для того чтобы печь можно было протопить. Иногда у печи устраивался угол для стряпни, напоминающий расписной шкаф. Роспись носила геометрический характер (мотив солнца). Справа от двери в полу есть западня, ведущая в подпол, где хранились запасы на зиму.

У входной двери располагались мужчины со своей работой. У окна на лавке, расположенной вдоль стены, пряли.

По диагонали от печи (на восток) всегда был Божий угол (Красный угол). Здесь висели иконы (образа), поэтому, входя в избу, человек сразу смотрел в Божий угол, кланялся и крестился на изображения святых угодников. У икон горели лампады – небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом. В этом углу молились, собирались за столом на семейную трапезу. Стол обычно был значительных размеров в расчёте на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали её из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Рядом со столом размещалась скамейка. Она была несколько больше длины стола. Кроме лавок использовали табуреты, характеризующиеся жёсткостью. Обязательной принадлежностью избы были сундуки, в которых хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Для посуды использовали тарелочник. Над входной дверью делали навесной настил – полати. Для сна использовали лавки, сундуки с плоской крышкой, матрасы, набитые соломой. Для грудных детей предназначались подвесные люльки (приложение 3).

Мебель русского крестьянского жилища характеризовалась неподвижностью, так как она решена как органичный элемент интерьера избы с учётом бытовых условий. Объединяет интерьер избы единый материал, при этом сохранялся его естественный цвет – цвет древесины. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Золотисто-охристые тона характерны для стен избы, деревянной мебели, посуды. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал на одежде, полотенцах, в росписях домашней утвари.

Таким образом, в макете отражены все основные атрибуты русской крестьянской избы: печь, Божий угол, стол, неподвижные лавки, полки у стен, тарелочник, люлька, домашняя утварь.

Макет избы покрашен лаком в два слоя для длительного экспонирования в школьном музее и на выставках.

Самооценка

1.Внешний вид макета.

Макет избы получился очень красивым. Все соединения прочные, детали отшлифованы. После изготовления макет, как и планировалось, занял своё достойное место в нашем школьном краеведческом музее, став одним из главных экспонатов в экспозиции «Крестьянский быт» (приложение 4)

2.Трудности в работе:

выпиливать оконные и дверные проёмы из-за небольших размеров;

изготовить балки для потолка и врезать половицы с настилом;

изготовить зарубы на брёвнах, так как диаметр брёвен был разный, как и при строительстве старинной русской избы.

3.Недостатки в изготовлении:

немного нарушена симметричность сруба, так как брёвна соединены клеем и выровнять их невозможно.

Мы считаем, что цель, поставленная в начале работы, достигнута, а задачи выполнены.

Список литературы

1.Материалы школьного краеведческого музея из экспозиции «Крестьянский быт».

2.Материалы школьного краеведческого музея из экспозиции «Литературное краеведение».

3. Материалы сельского краеведческого музея из экспозиции «

5. . Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 9 класс . – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.

6. . Черчение. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 221 с.

7. . Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

8. . Слесарное дело: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

9. , . Токарное и фрезерное дело: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. – М.: просвещение, 1990. – 208 с.

Приложение 1


https://pandia.ru/text/80/270/images/image021_8.jpg" width="553" height="344 src=">

https://pandia.ru/text/80/270/images/image023_5.jpg" width="288 height=216" height="216">

Красный угол

Тарелочник

https://pandia.ru/text/80/270/images/image026_5.jpg" width="221" height="294">

Сундук, люлька, скамейка

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О