Пасхальный остров. Где находится остров Пасхи? Остров Пасхи: фото


Остров Пасхи – одна из самых таинственных точек на планете , так по сей день и не понятая до конца. Этот небольшой клочок суши в наиболее отдаленной от цивилизации зоне задал всему остальному миру столько загадок, которые никто не в состоянии разгадать или хотя бы дать более-менее однозначный ответ. Это относится и к заселению острова, и к культуре проживавшего там народа, и к его письменности, и к всемирно известным скульптурам из камня – моаи.

Где находится остров Пасхи

Остров Пасхи также называют Рапа-Нуи (так звучит его местное, исконное наименование). Территория находится почти в полной изолированности, отчего история острова Пасхи крайне уникальна и удивительна. Остров расположен в большой удаленности от континентов, в южной зоне Тихого океана. Остров Пасхи является территорией Чили , от которой его отделяют порядка 3 703 километров. От Пасхи до наиближайшего населенного пункта – 1 819 километров (до Питкэрн). Совокупная площадь острова составляет 163,6 кв. км.

Своим названием остров Пасхи обязан голландцу Якобу Роггевену, который открыл этот остров именно в Пасхальный праздник в 1722-ом г . в ходе своего путешествия. Единственный город Пасхи – Ханга-Роа, являющийся столицей. Общее число населения равно, согласно данным за 2010-ый, 4 888 человек. В 95-ом году прошло века одноименный национальный парк (Рапа-Нуи) был причислен ЮНЕСКО к важнейшим объектам культурно-исторического наследия мира.

Заселение острова Пасхи

Полагаясь на последние исследования ученых, проведенные прогрессивными методами, установлено, что Пасха была заселена примерно в 300/400 годах нашей эры (по иным сведениям – приблизительно в 900 г.). Крайним периодом по времени заселения острова является, по оценкам экспертов, 1200 год, когда на Пасхе исчезли леса (это установлено радиоуглеродным исследованием и является на 400…800 лет позже, нежели предполагалось изначально). Как говорят легенды, переселенцы из других мест прибыли туда на 2-х больших пирогах целыми семьями.

Однако существует и другая гипотеза заселения острова Пасхи. В 80-ые годы 15 столетия туда могли прибыть инки под предводительством Тупака Инки Юпанки, во время правления которого у этого народа имелся собственный флот. Таким образом, они на бальсовых плотах с большой вероятностью могли достигнуть отдаленных тихоокеанских островов.

Тому есть и косвенные доказательства: в легендах современных обитателей острова Пасхи говорится о прибывшем с восточной стороны вожде, который носил имя Тупа; остались развалины строений, выполненных в традиционно-полигональной архитектуре инков. Также весомым доказательством данной гипотезы служит тот факт, что в крови нынешних обитателей острова Пасха (рапануйцев) выявлены ДНК населения с южноамериканского континента.

По другой теории остров Пасха был заселен выходцами из Восточной Полинезии (ориентировочно – с о-ва Мангарева). В целом, выдвигаются несколько гипотез о заселении Пасхи:

  • гипотеза на основе легенд;
  • гипотеза американского заселения;
  • гипотеза меланезийского заселения;
  • гипотеза полинезийского заселения.

Несмотря на это, вопрос о путях заселения острова Пасхи остается открытым и до настоящего времени . Достоверно известно лишь то, что до появления в тамошних местах европейцев на Рапа-Нуи жили 2 народа: короткоухие (они имели подчиненное положение в тогдашнем обществе) и длинноухие (они преимущественно доминировали, строили моаи, имели письменность и своеобразную неповторимую культуру). В период восстания короткоухих все до одного длинноухие были уничтожены, а их культура навсегда утрачена.

Статуи острова Пасхи

Статуи с острова Пасхи называются на местном наречии «моаи». Это каменные истуканы в виде головы человека высотой до 20 м. Изготавливались в каменоломнях, расположенных в центральной части острова и каким образом они доставлялись на места, не известно. Как свидетельствуют легенды, они «шли» самостоятельно. Вопреки бытующему мнению, статуи на острове Пасха обращены не в сторону океана – они «смотрят» вглубь самой суши. Некоторые из моаи покрыты головными уборами из камня красного цвета.

У подножья вулкана Рано-Раку сосредоточено самое большое количество моаи – порядка 300. Это статуи разной высоты и разной стадии обработки. Неподалеку от имеющейся на острове бухты находится крупная ритуальная «площадка», где установлено еще 15 статуй. Большое число недостроенных статуй имеется и в каменоломнях, что наводит на мысль о внезапности прекращения работ над ними.

О гипотетическом способе доставки моаи высказался один из последних прямых потомков строителей этих статуй, что отразил в своей книге «Аку-Аку» Т. Хейердал из Норвегии, путешественник. Так, при транспортировке были предположительно использованы бревна и камни (последние фиксировали каждое перемещение моаи путем подкладки). Доставка могла проводиться и при помощи деревянных саней (салазок): этот метод потомок строителей моаи подает как самый вероятный.

Тайна острова Пасхи

Самая главная тайна острова Пасхи заключается в появлении людей на этом отдаленном тихоокеанском клочке суши : как и откуда они могли добраться туда? На данный счет существует множество теорий, однако ни одна из них не считается окончательной, поэтому вопрос о заселении острова по сей день остается неразрешенным.

Вторая тайна острова Пасхи связана с культурой древних рапануйцев : что обозначают их письмена (ведь у населения в древности имелась собственная письменность) и как разгадать написанное, поскольку оно не подвержено расшифровкам до настоящего времени.

Третья тайна острова Пасхи, волнующая больше всего, касается статуй . Для чего они возводились? С какой целью? Как их транспортировали на места? Как устанавливали без каких-либо совершенных устройств и механизмов? Как этих таинственных гигантов жители вырезали цельными кусками из затвердевшего пепла вулкана. Для чего эти стилизованные под человеческий облик немые фигуры стоят обращенными вглубь острова и молча наблюдают за жителями? Почему они выполнены именно в таком виде – с коротким туловищем и продолговатыми крупными головами?

Но на все эти вопросы современный мир в состоянии ответить лишь несколькими теориями – не более.

Итак, дамы и господа, я застрял на одном месте! Сами по себе обстоятельства как-то не очень хотят меняться, а сознательно их менять- "не хватает мотивации", как сейчас модно говорить. И при этом я …

  • Сказки от наших путешественников
  • Остров Пасхи

    ОСТРОВ ПАСХИ, РАПА-НУИ

    Остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Площадь 163,6 квадратных километров. Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удаленным населенным островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3 703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населенного места, - 1 819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года. Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа. Всего на острове проживает 4 888 человек.

    Остров Пасхи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году остров Пасхи был аннексирован Чили. В 1995 году национальный парк "Рапа-Нуи" стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    У острова Пасхи существует множество названий:

    Хититеаираги , или Хити-аи-ранги ;

    Текаоухангоару ;

    Мата-ки-те-Раги (в переводе с рапануйского "глаза, смотрящие в небо");

    Те-Пито-о-те-хенуа (в переводе "пуп земли");

    Рапа-Нуи ("Великий Рапа"), название, в основном использовавшееся китобоями;

    остров Сан-Карлос (названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании);

    Теапи (так называл остров Джеймс Кук);

    Ваиху , или Ваихоу , (этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало);

    остров Пасхи (названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года).

    Чаще всего остров Пасхи называют Рапа-Нуи, хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название "Рапа-Нуи" вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово "Rapa Nui" (2 слова) используется для наименования острова, а слово "Rapanui" (1 слово) - когда идет речь о народе или местной культуре.

    Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого - юго-восточный берег. Стороны этого "треугольника" имеют длины в 16, 18 и 24 километров. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Као (324 м) рядом с поселением Матавери; Пуа-Катики (377 м) и Теревака (539 м - высшая точка острова).

    Самый высокий кратер вулкана Теревака носит название Рано-Арои (около 200 м). Собственно "Рано-Арои" - это название озера, заполняющего потухший кратер.

    Другой кратер Теревака - Рано-Рараку (160 м) также представляет собой озеро с большим запасом пресной воды, окруженное зарослями тростника. Диаметр этого кратера около 650 м.

    Диаметр кратера Рано-Као - около 1 500 м, глубина - 800 м. Вулкан имеет симметричную форму и окружен холмистой местностью. Южный склон обрывается в океан.

    На внутренних склонах вулканов растительность более обильная. Это объясняется более плодородной почвой, отсутствием сильного ветра и "парниковым эффектом".

    Остров Пасхи - вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная почва расположена на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Самые распространенные горные породы на острове - базальт, обсидиан, риолит и трахит. Отвесные скалы в бухте Лаперуза (местное название - Ханга-Хоону) состоят из лавы красного цвета.

    Остров окружен маленькими островками: у юго-восточной оконечности - Моту-Нуи (крупнейший остров, на котором в далеком прошлом избирались военные предводители жителей Рапа-Нуи), Моту-Ити, Моту-Као-Као (у этого острова наблюдается магнитная аномалия), у западной оконечности - Моту-Таутира и у восточной оконечности - Моту-Маротири.

    Климат острова Пасхи теплый, субтропический. Средняя годовая температура - 21,8 градусов Цельсия, самый холодный месяц - август (19,2 градусов Цельсия), самый теплый - январь (24,6 градусов Цельсия). Остров лежит вблизи южной границы зоны юго-восточных ветров, дующих летом. Зимой преобладают северо-западные, но бывают также юго-западные и юго-восточные ветры. Несмотря на близость к тропикам, климат на острове сравнительно умеренный. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием какой-либо земли между островом и Антарктидой. Ветра из Антарктики в июле-августе часто снижают дневную температуру воздуха до 20 градусов Цельсия.

    Основной источник пресной воды на острове - озера, образовавшиеся в кратерах местных вулканов. На Рапа-Нуи отсутствуют реки, а дождевая вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища.

    Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки и Европы. Многие растения, ранее широко распространенные на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно, до этого на нем произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

    Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого "торомиро". Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались "говорящие таблички" с местными пиктограммами.

    Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

    Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого "махуте". В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая "тапа". После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

    Корни растения "ти", или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка темно-голубого и зеленого цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

    Макои (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

    Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

    В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня и сахарный тростник.

    До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо нее на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

    Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

    Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI-XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями, численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения еще более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек.

    В начале XX века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек.

    По переписи 2002 года на острове проживало 3 791 человек (к примеру, в 1988 году - 1 938 человек). При этом 200-300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США. Рост произошел в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковой части на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году - только 60 %. Остальные 39 % были чилийцами, 1 % - другие народы. Плотность населения на острове составляет 23 человека на квадратный километр (к сравнению, в Германии - 230, в России - 8,4).

    В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время практически все население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.

    Официальный язык на острове - испанский, а также рапануйский. Жители преимущественно католики.

    Моаи острова Пасхи

    Моаи - каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы высотой до 20 метров. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова.

    Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они "шли" сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге "Аку-Аку" дает описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружен назад путем использования бревен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путем подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.

    Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создается впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

    Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

    На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау. Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.

    Те-Пито-те-хенуа ("Пуп Земли") - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.

    На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго.

    Туризм - основной источник доходов населения. Единственное регулярное авиасообщение с островом Пасхи осуществляется чилийской авиакомпанией LAN Airlines, самолеты которой отправляются из Сантьяго на Таити, делая промежуточную посадку на острове Пасхи. Внутренние перелеты осуществляются по схеме Сантьяго - Остров Пасхи - Сантьяго. В зависимости от того, какой билет Вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит из двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. В декабре-марте перелеты осуществляются несколько раз в неделю. В остальное время года - раз-два в неделю. Перелет длится около 5 часов. Начиная с ноября 2010 года, попасть на остров Пасхи можно также прямым рейсом из столицы Перу - Лимы. Все самолеты приземляются в единственном аэропорту острова Пасхи - Матавери. На Рапа-Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты.

    На острове действуют несколько отелей, в том числе четырех- и трехзвездочного уровня. Цены на Рапа-Нуи очень высокие. Связано это с тем, что большинство продукции импортируется. До достопримечательностей острова можно добраться на такси, арендованных машинах, велосипедах, лошадях или пешком.

    Начиная с 1975 года, на острове ежегодно в конце января - начале февраля проводится фестиваль "Тапати"), сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев.

    Ближайшего населённого места, - 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года .

    Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа . Всего на острове проживает 5034 человек ().

    Рапа-Нуи во многом известен благодаря моаи , или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году аннексирован Чили . В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Названия острова

    У острова Пасхи существует множество названий:

    • Хититеаираги (рап. Hititeairagi ), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi );
    • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru );
    • Мата-ки-те-Раги (рап. Mata-ki-te-Ragi - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
    • Те-Пито-о-те-хенуа (рап. Te-Pito-o-te-henua - «пуп земли»);
    • Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название, в основном использовавшееся китобоями;
    • остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island ), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании ;
    • Теапи (рап. Teapi ) - так называл остров Джеймс Кук ;
    • Ваиху (рап. Vaihu ), или Ваихоу (рап. Vaihou ), встречается вариант Вайгу , - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер и Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
    • остров Пасхи (англ. Easter Island ), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном , потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года .

    Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа-Ити (в переводе "Малый Рапа"), лежащий в 650 км к югу от Таити , и имеющий топологическое сходство с ним. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

    География

    Остров Пасхи - уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана , являющаяся одним из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расположен в 3703 км от побережья ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайших населённых островов на западе (остров Питкэрн) на 1819 км. Координаты острова: -27.116667 , -109.35 27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д.  /  27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. (G) (O) . Площадь острова - 163,6 км². Ближайшая ненаселённая земля - архипелаг Сала-и-Гомес , не считая нескольких скал недалеко от острова.

    Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX -XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

    Фауна

    До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями , черепахами , крабами . До XIX века на острове разводили кур . Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans , которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus , ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

    Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

    Население

    Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI -XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году , году аннексии острова Чили , на острове проживало 178 человек.

    Административное управление

    На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту .

    Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно малы. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

    Инфраструктура

    Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон , Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код Чили +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 - это единственные действующие префиксы на острове).

    Туризм

    Анакена - самый известный пляж острова

    Достопримечательности

    Профиль поверженного идола на фоне кратера вулкана Рано-Роратка

    Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.

    Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями .

    • Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи , различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики , крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.
    • На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау . Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.
    • Те-Пито-те-хенуа (рап. пуп Земли ) - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.
    • На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго .
    • Пуна-Пау - небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.

    История

    Заселение и ранняя история острова

    До появления европейцев на острове проживали два различных народа - «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи , и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение. Во время восстания короткоухих, состоявшегося предположительно в XVI веке , все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.

    Занятия древних рапануйцев

    Остров Пасхи в настоящее время - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX-X веках, по данным палинологических исследований кернов из почвы , остров был покрыт густым лесным покровом.

    В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов .

    Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (Triumfeta semitriloba ), марикуру (Sapindus saponaria ), макои (Thespesia populnea ) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (англ. Mara"e Renga ). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

    Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилищ, транспортировка моаи и пр.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий.

    Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

    Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап. mata ), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у - это название вулканического пика недалеко от Ханга-Роа. Их также называли мата-нуи . Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту-ити».

    Аху Те Пито Кура - пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

    Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata ). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех его жителей.

    Европейцы на острове

    «Рюрик» на якорной стоянке у острова Пасхи

    Началось активное обращение рапануйцев в христианство , хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза . Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства , разводя неизвестные ранее на острове культуры.

    В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier ), занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец . Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году .

    Тем временем, численность населения Рапа-Нуи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

    Культ «птицечеловеков» (XVI / XVII -XIX века)

    Остров Моту-Нуи, вид из Оронго

    Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями «птицечеловеков» и бога Маке-маке (их около 480).

    Ронго-ронго

    Фрагмент таблички с текстом ронго-ронго

    Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане , на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго . Запись текстов осуществлялась пиктограммами , способ письма - бустрофедон . Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

    Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учёными .

    Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году .

    В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель , В. Хевеши , Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова Пасхи пришло из Индии через Китай , а затем с острова Пасхи письмо попало в Мексику и Панаму . Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию . Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа-Нуи, так и всей культуры. Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

    Остров Пасхи и затерянный континент

    Остров Пасхи на карте мира

    Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе . Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана .

    С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи , необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

    Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

    Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие , на литосферной плите Наска . Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы . Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

    Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена , когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям, остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.

    Примечания

    1. UNESCO World Heritage Centre. Rapa Nui National Park. . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 13 апреля 2007.
    2. Easter Island Foundation. Frequently Asked Questions. What"s the difference between "Rapa Nui" and "Rapanui"? .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
    3. About Easter Island. Location. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
    4. Easter Island Statue Project. About Easter Island .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
    5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. Статья «Пасхи остров».
    6. При составлении этой таблицы использовались данные с сайта http://islandheritage.org/vg/vg06.html
    7. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Flora. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
    8. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Fauna. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
    9. Ethnologue.com.

    Остров Пасхи (исп.: Исла-де-Паскуа, полинезийский: Рапа-Нуи) является одним из самых изолированных островов на Земле. Ранние поселенцы называют остров "Te Pito O Te Henua" (Пуп мира). Официально являющийся территорией , остров Пасхи находится далеко в Тихом океане, примерно на полпути к Таити. Известен благодаря загадочным гигантским каменным статуям, построенным много веков назад, отражающим историю драматического подъема и падения полинезийской культуры.

    Общая информация

    Название острова напоминает о том, что он открыт голландским исследовательским судном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

    С тех пор как Тур Хейердал и небольшая группа искателей приключений пустились в плавание из Южной Америки к островам Туамоту, далеко на север от острова Пасхи, споры относительно происхождения островитян не утихали. В настоящее время ДНК-тестирование убедительно доказало, что полинезийцы прибыли с запада, а не с востока, и что жители острова Пасхи являются потомками бесстрашных путешественников, которые отправились туда из Тайваня тысячи лет назад. Легенда гласит, что люди отправились на остров Пасхи, потому что их собственный остров постепенно поглотило море.

    Если коротко, то предыстория острова Пасхи является чередой достижений, процветания и цивилизованности, которая закончилась разрушением окружающей среды и упадком. Хотя нет единого мнения относительно того, когда люди впервые появились на острове Пасхи (по оценкам, от нескольких сотен до более чем тысячи лет назад),предполагается, что первые люди прибыли из Полинезии. Вряд ли это была ошибка или случайность: свидетельства наводят на мысль, что остров Пасхи был колонизирован намеренно при помощи больших лодок с множеством поселенцев - знаменательный подвиг, учитывая расстояние от острова Пасхи до любой другой земли в Тихом океане.

    Первые островитяне нашли землю несомненно райским местом. Археологические данные показывают, что остров был покрыт деревьями различных видов, в том числе самыми крупными видами пальм в мире, чью кору и древесину туземцы использовали для изготовления ткани, веревок и каноэ. Птицы водились в изобилии. Мягкий климат благоприятствовал легкой жизни, и обильные воды давали рыбу и устриц.

    Островитяне процветали благодаря этим преимуществам и отражали это в религии, которая превратилась в их досуг - гигантских моаи, или голов, которые являются наиболее отличительной особенностью острова сегодня. Моаи, которыми усеян остров, как предполагается, были изображениями предков, чье присутствие, вероятно, считали благословением или бдительной охраной в каждой небольшой деревне.

    Руины кратера Рано Рараку в каменоломне, где десятки, если не сотни моаи расположены в самом центре, являются свидетельством значимости этих фигур для островитян и того, что их жизнь вращалась вокруг этих творений. Было предположение, что их изоляцию от всех других народов, работающих в центре торговли и творчества, создало ожидание какого-либо другого значительного пути, предначертанного им, для осуществления которого они могли бы использовать свои навыки и ресурсы. Птица-человек в культуре (в виде петроглифов) является очевидным свидетельством надежд островитян на возможность оставить свой остров ради дальних земель.

    Однако по мере того, как население росло, увеличивалось также давление на окружающую среду острова. Вырубка лесов деревьев на острове постепенно увеличивалась, и когда был исчерпан это главный ресурс, островитянам было трудно продолжать делать веревки, каноэ и все необходимое для охоты и ловли рыбы, и в конечном итоге - для поддержания культуры, которая побуждала островитян производить гигантские каменные фигуры. Судя по всему, разногласия начали усиливаться (с некоторым насилием), уверенность в старой религии была потеряна, что отразилось частично в руинах моаи, которые сознательно свергли.

    К концу славной культуры острова Пасхи население достигло минимума, жители из-за малого количества еды или способов получения средств к существованию прибегали иногда к каннибализму и сыроедению. Даже последующие набеги держав, таких как и , не настолько опустошили население, в прошлом веке оставалось только несколько сотен туземцев Рапа-Нуи.

    Сегодня Национальный парк Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его жители полагаются на множество туристических и экономических связей в и ежедневные рейсы в Сантьяго . Как и многие коренные народы, Рапа-Нуи ищут артефакты своего прошлого и пытаются интегрировать свою культуру с политическими, экономическими и социальными реалиями сегодняшнего дня. Забронировать гостиницу на острове Пасхи можно на , а проверить, нет ли где более выгодной цены, можно . Некоторые путешественники предпочитают снимать жилье у местных - предложения можно глянуть .

    Как добраться

    Из-за крайней географической изоляции острова Пасхи многие люди считают, что только очень отважный путешественник может добраться до него. В самом деле, сюда можно добраться благодаря регулярным коммерческим авиаперевозкам Ханга-Роа (IATA: IPC), ведь туризм является основной отраслью острова.

    Поскольку это место де-факто является частью , это внутренний рейс из Сантьяго, и паспорта по прибытии из Чили не потребуются. Авиаперелеты также бывают из Таити - тогда ваш паспорт будет необходим.

    Тем не менее, это, скорее, "пути" для большинства людей, с минимум 5,5 часа в воздухе от ближайшего континента, и есть очень мало маршрутов, чтобы добраться на остров Пасхи. Только регулярные рейсы LAN Airlines летают ежедневно в Сантьяго-де и один раз в неделю - на Таити. При отсутствии конкуренции на этот длительный и непростой перелет тарифы варьируются от 400 до 1 200 американских долларов за рейс из Сантьяго. Узнать, сколько будет стоить авиаперелет на ваши даты, можно в разделе Тревеласк.

    Считается, что остров Пасхи "удобно расположен", когда выясняется, что он находится на карте кругосветного путешествия, где он играет роль интересной остановки на пути между Полинезией и Южной Америкой, а также помогает укрепить восприятие чужаков. Из-за волн только одно из четырех круизных судов может здесь швартоваться.

    Если вы хотите добираться бесстрашным маршрутом, то "парусное судно" Сорен Ларсен плавает на остров Пасхи из Новой Зеландии один раз в год. Путешествие занимает 35 дней, пересекая самую дальнюю от земли точку.

    Если это возможно, рассмотрите посадку в Сантьяго после возвращения с острова Пасхи. Существует небольшая вероятность того, что вам будет отказано в посадке на свой рейс, если будет нужда в медицинской эвакуации, и запланированная остановка даст вам больше возможностей, если вы столкнетесь с этим. Самолет иногда покидает остров поздно, в результате чего у вас могут быть проблемы с дальнейшими пересадками на материке.

    Самолетом

    Подсказка:

    Остров Пасхи — время сейчас

    Разница в часах:

    Москва + 8

    Казань + 8

    Самара + 9

    Екатеринбург + 10

    Новосибирск + 12

    Владивосток + 15

    Когда сезон. Когда лучше поехать

    Подсказка:

    Остров Пасхи — погода по месяцам

    Основные достопримечательности. Что посмотреть

    Самые большие достопримечательности на острове Пасхи - это фигуры стоящие на торжественных платформах, которые называются аху, моаи.

    Пожалуйста, обратите внимание, что моаи и их платформы защищены законом, и не следует подходить к ним ни при каких обстоятельствах. Не ходите по аху. Это крайне неуважительно, и в случае, если вы повредите места, даже случайно, наказание будет суровым. Недавно немецкий турист, который сломал ухо моаи, был приговорен к уголовной ответственности и наказанию в виде штрафа в размере 10 000 долларов.

    Rano Raraku и Orongo требует входной билет в Национальный парк, который можно купить в аэропорту по прибытии или в офисе CONAF. Билет нужен для входа в оба места, поэтому убедитесь, что он у вас в безопасности. Остальную часть острова можно посещать без билета.

    Аху в основном расположены вдоль береговой линии острова. В первый раз посетители могут быть поражены тем, как много археологических мест есть вокруг острова, где вы можете практически в одиночку побывать в зависимости от сезона и времени суток.

    Каждый клан, как правило, имел хранителя, хотя и не все из них были моаи, так что, если вы поедете вдоль южного побережья острова, увидите, что каждая миля имеет участки с руинами.

    Два исключительных места - вулканические кратеры Рано Кау Рано и Рараку. Немного в глубь карьера в “Rano Raraku” есть место, где было создано большинство моаи, на склоне холма. Это 300-футовый остывший вулкан предоставлявший камни для великих творений. Посетитель может увидеть различные этапы резьбы, а также частично готовые фигуры, разбросанные вокруг. Подъем по левой стороне вулкана, на вершину и внутрь кратера, запомнится вам надолго. Противоположная сторона кратера, где были вырезаны некоторые из моаи, является одним из самых драматических мест на острове, но, к сожалению, в настоящее время недоступна.

    Точно так же Рано Кау - это остаток вулканического конуса, золы, как и Рано Рараку, наполненный свежей дождевой водой и имеющий пятнистый неземной вид, от которого захватывает дух. Рядом находятся другие места обзора Ханга-Роа.

    Часто упускается из виду, что особенно увлекательными достопримечательностями острова Пасхи являются его обширные пещерные системы. В то время как существует несколько "официальных" пещер, которые весьма интересны сами по себе, на острове есть многочисленные неофициальные пещеры, большинство из которых находится вблизи Ана Какенга. При их изучении вы почувствуете себя настоящим искателем приключений.

    CONAF (организация поддержания Национального парка) классифицировал пещеры как опасные для туристов, и смотрители парка стали регулировать доступ к пещерам с марта 2014 года. В соответствии с указаниями смотрителей парка, есть опасность обрушения, особенно Ана Те Паху, которая расположена под дорогой. Следовательно, туроператоры больше не будут водить своих клиентов к пещерам (посещение пещер в настоящее время заменено экскурсиями на другие археологические объекты). На данный момент нет ограждения, препятствующего доступу, и с местными гидами вполне можно посетить пещеры индивидуально, хотя некоторые меры предосторожности и ограничения следует соблюдать.

    В то время как отверстия в большинстве этих пещер малы (размеры некоторых едва позволяют пролезть в них) и скрыты (фон довольно сюрреалистического лавового поля можно было сравнить с поверхностью Марса), многие из них ведут в непомерно глубокие и обширные пещерные системы. Примечание-предостережение: эти пещеры могут быть опасны тем, что очень многие идут намного глубже. Человек, оставшийся без факела, погрузится в полнейшую темноту с небольшой надеждой на возможность выбраться в ближайшее время... если вообще когда-либо это произойдет.

    Пещеры также чрезвычайно влажные и скользкие (некоторые потолки рухнули вследствие водной эрозии). Кроме того, не следует недооценивать субтропический дождь. Климатические изменения очень быстры, и есть риск неожиданно попасть в зону наводнения из-за дождя. И это в пещере с ограниченным пространством для перемещения!

    Пляжи. Какие лучше

    Остров Пасхи имеет два пляжа с белым песком. Анакена, на северной стороне острова, является отличным местом для серфинга с небольшими волнами. Также можно заниматься серфингом в гавани в Ханга-Роа, что многие из местных жителей и делают. Там есть небольшая автостоянка, туалет (по цене 1 доллар), несколько мелких кафе барбекю с прохладительными напитками и тенистая зона для пикника. Пальмы, завезенные из Таити, завершают успокаивающий эффект. Анакена включает в себя 2 аху с моаи. Будьте осторожны при ходьбе под деревьями - могут упасть кокосы. Анакена считается местом, где племена колонизаторов впервые появились на острове Пасхи, поэтому ее называют местом зарождения цивилизации острова.

    Второй пляж является жемчужиной острова и называется Овахе, к востоку от Анакены. Этот красивый и пустынной пляж окружен захватывающими дух скалами. Внимание: путь, ведущий вниз к пляжу, весьма неровный, и лучше всего добираться сюда пешком. Вождение по бездорожью (в отличие от ошибочных действий некоторых туристов) в большей части острова считается незаконным.

    Иногда большие волны смывают весь песок из Овахе и потом медленно возвращают его. Последний такой случай произошел в 2012 году.

    Некоторые источники упоминают, что можно ночевать в одной из пещер в районе пляжа Овахе, но эта информация устарела, так как вода в настоящее время просачивается через трещины. Кроме того, входить в пещеру в темное время суток без инструктора не рекомендуется.

    Еда. Что попробовать

    Рестораны Ханга-Роа находятся на главной улице и рядом с гаванью, но есть несколько других, разбросанных в близлежащих районах.

    Традиционная пища включает в себя куранто и туну ахи.

    Меню, как правило, ограничены, так как большую часть еды на острове приходится импортировать, что объясняет уровень цен на острове. Даже в обычных ресторанах цены на закуски начинаются от 20 долларов и выше. Ассортимент рыбы довольно большой, как это и бывает в континентальном . Пицца и другие привычные продукты доступны в угловом кафе рядом с католической церковью. Большая пицца обойдется вам, однако, в 14 000 - 22 000 песо. Здесь большой выбор начинки и действительно разнообразное меню.

    Есть 2 вида омаров. Большой называют настоящим омаром, а небольшой, в равной степени очень вкусный, местные называют "Rape Rape". В настоящее время омары находятся под защитой, и в межсезонье на их ловлю вводятся ограничения.

    Местный тунец считается признанным деликатесом за его белое мясо, и он настоятельно рекомендуется. Осьминог и несколько видов рыб тоже очень вкусные.

    Есть также несколько продуктовых магазинов с ограниченными поставками (только немногие из них можно рассматривать как настоящие супермаркеты), где посетители могут подобрать для себя закуски, ограниченный ассортимент всякой всячины, выпивки и т.д. Следует отметить, что трудно делать покупки в продуктовых магазинах на острове Пасхи. Все они довольно малы, и их ассортимент постоянно меняется. Большого количества продукции нет на полках - ее можно получить только посовещавшись с продавцом. Если есть такая возможность, имеет смысл привезти с собой с материка консервы и напитки. Это избавит вас от нужды переплачивать на острове, а также обеспечит вас всем необходимым.

    Как и продавцы сувениров, на острове многие рестораны не принимают кредитные карты или имеют высокую минимальную стоимость. Чаевые также включаются (10% считается вежливым уровнем). Тем не менее, проверяйте чек, прежде чем оплачивать что-либо, так как некоторые рестораны добавляют обязательную плату за услуги на ваш счет.


    • Kanahau - хорошая еда и обслуживание на главной улице.
    • Kotaro - японский ресторан со вкусной едой и отличным сервисом от самого шеф-повара.
    • Kuki Varua - отличная еда и отличный сервис. Постарайтесь, чтобы ваш стол был на террасе второго этажа.
    • La Kaleta. Ресторан, имеющий прекрасный вид на море и вкусную еду. Он имеет славу лучшего ресторана на острове, так что это также не самое дешевое заведение.
    • La Taverne du Pêcheur - небольшой французский ресторан в портовой части деревни. Очень хорошие морепродукты. Возможно, это самый дорогой ресторан на острове. Некоторые считают, что цены слишком завышены.
    • Mamma Nui - семейный ресторан традиционной кухни. Они специализируются на туну ахи.
    • Pea. Несмотря на вид на море, высокие цены не сопоставимы с качеством основных блюд.
    • Tataku Vave. Поскольку ресторан расположен не в самом центре, вы не смогли бы найти этот драгоценный камешек без рекомендаций на стойке регистрации. Морепродукты, обслуживание и вид так же хороши, как в самых дорогих ресторанах, но цены намного более разумные. Они специализируются на небольших омарах ("Rape Rape"). Изысканный вид на закат и грохот волн. 8 000 - 12 000 песо на человека, плюс напитки. Крутая подъездная дорога, однако, можно ехать медленно или на такси.
    • Te Moana. Ресторан переехал с главной улицы на крайнюю линию в 2013 году. Сэндвич с тунцом особенно хорош. А живой оркестр часто играет по средам и выходным.
    • Те Ra"ai предлагает пакет, который включает в себя переезд (отель - ресторан - отель), полинезийское танцевальное шоу и ужин Curanto. Ресторан находится за пределами Ханга-Роа. Требуется бронирование, поскольку ресторан очень популярен. Шоу имеет некоторое бразильское влияние в связи с его владельцем.
    • Varua, Atamu Takena. Новый ресторан со всеми классическими атрибутами можно найти на острове по хорошим ценам, плюс отличное меню на главные блюда дня (закуска, основное блюдо и фруктовый сок). Обслуживание и еда превосходны.

    Менее дорогие варианты включают бутерброды и блинчики с мясом. Кроме того, вы можете найти местную пекарню и сделать свои собственные бутерброды. Бюджетные туристы или те, кто ищет простую пищу, могут попробовать следующие варианты:


    • В Club Sandwich тоже есть фантастические блинчики с мясом, но бутерброды - их истинное призвание, что и стоит попробовать. Попробуйте банан и оранжевый коктейль, если они есть. К своему стыду, они не открыты на завтрак.
    • Donde el Gordo на церковной улице также является хорошим вариантом для тех, кто ищет простую пищу, но их бутерброды немного дороже.
    • Mahina Tahai - классическое большое «меню», включает в себя хлеб, масло, суп, стейк из рыбы и риса, сок и десерт.
    • Miro расположен близко к кладбищу, есть большие пиццы.
    • Piroto Henua - спорт-бар с простым меню рядом со входом в аэропорт.

    Напитки

    Чилийский напиток писко, сделанный из ферментированного винограда, является неофициальным напитком острова. Тем не менее, писко кислый, его следует смешать с лимонным соком и яичными белками, что будет лучшим вариантом, если вы не привыкли к виски или рому. Питьевой писко имеет меньший градус, чем водка, хотя чилийцы его не советуют.

    На острове можно также попробовать напитки из папайи, манго или гуавы, в зависимости от сезона. Все эти натуральные соки смешивают с писко. Около 4 000 песо в ресторане.

    Еще один распространенный коктейль - piscola, писко с кока-колой.

    Местная пивоварня называется Mahina, здесь производится светлое крафтовое пиво и стаут. Она была закрыта почти 2 года в период между 2012-м и 2014 годами, но в настоящее время снова работает. Также производятся вкусные сувениры в бутылках. Несмотря на его имя и местного владельца, марка Akivi производится на материковом (пивоварня находится в Quilpué).

    Обычная ставка для банки содовой в ресторане или гостинице, кажется, стоит около 1 500 - 2 000 песо. По той же цене можно купить пиво.

    Безопасность. Чего стоит остерегаться

    На практике, в Ханга-Роа нет никаких уличных преступлений. Таким образом, хорошо ведущие себя туристы могут ничего не бояться. Туристы, которые нуждаются в помощи полиции, могут обратиться в местный офис PDI (Чилийская федеральная полиция), который расположен за пределами города в минутах езды на такси и открыт до 6 вечера. Тем не менее, имейте в виду: офицеры, как правило, говорят только по-испански.

    Если вы потеряли паспорт, вы можете подать отчет за 500 песо, а также заменить визовую анкету; ксерокопия документа при этом будет иметь неоценимое значение. Предъявление этого отчета позволит вам сесть на самолет назад в Сантьяго , остальное будете решать в вашем посольстве.

    Утром в зимние месяцы (июнь - август) темно, и по ночам до весны (сентябрь - октябрь) может быть холодно. В зависимости от сезона не следует забывать о защите от солнца и ветра.

    Прививки от гепатита предлагаются CDC для посетителей острова Пасхи в основном из-за уличных продавцов еды и употребления тропической воды. Чиновники острова Пасхи настаивают, что вода безопасна, но некоторые говорят, что она имеет непривычный вкус, и поэтому может нарушить вашу кишечную флору. Избегайте пить водопроводную воду и есть уличную еду, пока вы не знаете, как это повлияет на вас. Пусть отели подготовят все продукты и напитки для желудков туристов, и, следовательно, будут более безопасными, чем рестораны. Однодневные экскурсии, организуемые туристическими компаниями, часто включают в себя готовый обед. Они также должны быть безопасными, так как многие туристические компании связаны с отелями и получают свои продукты с кухонь туристических отелей, но если вы сомневаетесь, спросите.

    На острове Пасхи много бродячих собак. Желательно не позволять им подходить, так как некоторые из собак непредсказуемы. Избавьтесь от бродячих собак с помощью командного голоса и строгих жестов. Если вас укусила собака, отправляйтесь в больницу и сделайте укол от бешенства.

    Посетители пляжа Анакена должны быть осторожны при ходьбе под пальмами. Кокосы могут упасть и задеть вас. Кроме того, на пляже Анакена есть много продавцов очень экзотических на вид продуктов питания и напитков, которые интересно попробовать, но всегда нужно иметь в виду, что в этой части острова нет проточной воды, так что гигиена и безопасность пищевых продуктов должны быть важным критерием при покупке. Если вы решили получить прививку от гепатита до приезда на остров, имейте в виду, что она включает три укола и потребуется несколько месяцев для полной защиты.

    Помните, что некоторых из островных мест можно достичь только после долгого пути, иногда крутого и в рытвинах. Всегда интересуйтесь об этом у ваших инструкторов. Путь длиной больше 700 метров вас быстро утомит. Путешественники получат больше наслаждения, если особенно на ключевых участках физические нагрузки не будут доставлять проблемы.

    Путешественники, которые имеют проблемы с ходьбой, использующие лестницы или инвалидные коляски, будут ограничены в поездках. Трассы просто не поддерживают колесный транспорт. Лестницы могут быть очень крутыми и довольно узкими для людей, идущих вверх и вниз по тем же ступеням. Крутые откосы иногда не имеют перил безопасности. Большинство трасс не имеют удобств и могут быть узкими. Не допускается уходить с тропы: это повлечет за собой жалобу от вашего гида, а также это против правил парка.

    Чем заняться

    Некоторые районы восстановительной зоны (полуостров Пуа-Катики и Теревака) засажены деревьями. Эти участки могут быть доступны только для пеших или конных прогулок. Доступ в восстановительные зоны на автомобиле строго запрещен.

    Большая часть западного побережья не может быть доступна для проезда на транспортном средстве, и, таким образом, остаются лишь пешие походы или верховая езда (ограниченная доступность).

    Подводное плавание с маской и трубкой - популярный вид времяпрепровождения, даже несмотря на нынешнее частичное ограничение на некоторых участках (около островов Моту-Нуи и Моту Ити). Здесь есть дайвинг-центры, которые арендуют оборудование и организовывают лодочные экскурсии для дайверов: Atariki Rapa Nui, Orca и Mike Rapu Diving.

    Рядом с рыбацкими лодками можно увидеть больших морских черепах.

    Туры

    Групповые туры являются наиболее распространенным способом исследования острова. Учитывая отсутствие общественного транспорта, разделение тура с группой туристов является эффективным способом снижения нагрузки на окружающую среду. Туристические компании обеспечивают также частные туры.

    Местные гиды могут также показать вам некоторые стороны жизни острова, которые вы никогда, возможно, не увидели бы и не услышали.

    Турагентства продают отпускные пакеты, которые включают размещение и экскурсии. Тем не менее, только места, официально принадлежащие компании, могут на законных основаниях предоставлять свои услуги, не облагаемые налогом (счета-фактуры, которые они дают вам, закон 16.441). Это означает, что вы избежите НДС и других налогов, когда обратитесь непосредственно к операторам.

    Есть 4 устоявшихся местных туроператоров, каждый из которых имеет по крайней мере десятилетний опыт работы.

    Aku Aku Turismo. Туроператор, в основном обеспечивающий испанские групповые туры. Их офис находится рядом со стойкой регистрации отеля Manutara.

    Kia Koe Tour, Atamu Tekena s/n, Hanga Roa, ☎ +56 32 210-0852. Основной туроператор на острове Пасхи. Офис находится на главной улице. Экскурсии доступны в группе или с частным гидом на английском, испанском, французском, немецком и японском языках. Они также обеспечивают чартеры и крейсеры с обслуживанием. Компания была основана в 1984 году.

    Mahinatur. Один из старейших туроператоров, их специальность - туры на французском.

    Rapa Nui Travel. Туроператор, обеспечивающий в основном немецкие групповые туры.

    В центре туристической информации также можно наладить контакт с фрилансерами, но профессиональные гиды работают в основном с крупными туроператорами.

    Easter Island Travel. Специализируется на частных группах, имеет опыт приключенческих и независимых круизных экскурсий. Англоязычные и испаноязычные гиды.

    Green Island Tours-Easter Island.

    Когда имеете дело с небольшими компаниями или индивидуальным внештатным работником, вы всегда должны иметь описание услуг и общую стоимость в письменной форме для вашей же безопасности. Кроме того, юридические компании в , в том числе на острове Пасхи, имеют RUT (9-значный код).

    Поход

    Походы довольно легки на острове Пасхи. Не обязательно нанимать гида для этого, хотя, чтобы увидеть некоторые из скрытых археологических сокровищ этих маршрутов, это может быть целесообразным. Если же вы решите это сделать без гида, вам потребуется лишь простая карта и некоторые рекомендации от портье или смотрителей парка (особенно с учетом местных законов и правил).

    Наиболее популярные варианты похода - восстановительные зоны. Они не доступны для любого вида транспортного средства (даже старые пути еще частично видны, эти области посещать запрещено):

    Поход на Теревау, самую высокую точку острова, довольно легок. Путь на вершину займет около 1,5 часа, и еще час отведите на обратную дорогу (от и до Аху Акиви). Либо можно начать с Ваитеи (около половины пути к основному пляжу Анакены). Вы можете попасть туда также верхом (как правило, такие туры бывают каждое утро, в зависимости от погоды).

    До Рано Кау легко можно добраться пешком. Когда вы достигнете вулканического кратера, просто держите путь по восточной стороне кратера, чтобы увидеть пейзажи, недоступные при поездке на других транспортных средствах. Также можно отправиться к Оронго или просто посетить экскурсию.

    Поход по северо-западному побережью займет около 5 - 7 часов и потребует некоторого планирования и подготовки. Вы можете просто взять такси до главного пляжа Анакены и двигаться обратно вдоль побережья до Ханга-Роа. Можно также отправиться верхом, хоть это и менее доступно (маршрут не так популярен и дороже остальных). Хотя здесь есть несколько археологических памятников, которые, правда, не представляют большого интереса. Среди них, например, пещера, полная петроглифов.

    Пуа-Катики - изолированный северо-восточный полуостров с высокими обрывистыми скалами. Некоторые из них в настоящее время используются в качестве мест выпаса крупного рогатого скота. Подъем на вершину займет около 1,5 часа. По пути вы можете увидеть некоторые интересные памятники, включая печально известную "пещеру Девы".

    Шопинг и магазины

    Поскольку на острове существует только одна деревня - Ханга-Роа, ремесленные рынки и магазины в основном расположены на ее главной улице, церковной улице или поблизости.

    Многие местные мелкие производители располагаются на больших участках вблизи от остановок туристических автобусов - их стоит посмотреть, если вы хотели бы приобрести продукцию местных ремесленников или сувениры ограниченного производства, которые нельзя найти в других странах. Можно также купить сувениры в аэропорту, но они будут массового производства.

    Официальная валюта - чилийское песо (CLP), но, в отличие от континентального , здесь вы можете заплатить наличными, используя доллары (USD). Почти все отели и бизнесмены принимают оплату USD, но следует пересчитывать, чтобы проверить, какой курс для вас лучше. Таксисты принимать только мелкие купюры USD.

    Некоторые путеводители утверждают, что вы сможете использовать евро (EUR), но, эта информация является ложной, хотя некоторые сувенирные магазины с готовностью принимают наличные. Тем не менее, на газовой станции можно обменять евро по разумному курсу (удобнее, чем в банках).

    При покупке сувениров лучше рассчитываться наличными. Часто продавцы будут завышать минимальную стоимость или начислять оплату услуг за использование кредитной карты (около 10 - 20%) - только в тех случаях, когда продавец принимает кредитные карты вообще; многие же небольшие производители принимают только наличные.

    На острове в общей сложности 2 банкомата. Банкомат перед Banco Estado на Ту"у махеке Ханга-Роа принимает только Cirrus, Maestro и Mastercard, кроме фирменных карт Visa. Банкомат на Поликарпо Торо принимает Visa, Cirrus, Maestro и Mastercard. Раньше в зале вылета аэропорта, а также внутри АЗС были банкоматы, но оба прекратили свою работу (июль 2013 года).

    Местный банк может выдавать займы на карту Visa, но работает он неполный день (с понедельника по пятницу, 08.00 - 13.00) и очереди могут быть длинными, особенно в конце месяца.

    Одни из самых своеобразных вещей на острове - банки (CONAF и почти все предприятия). Они очень придирчивы, когда дело доходит до состояния долларовых купюр. Купюры не считаются действительными в случае разрывов, намокания, испорченной маркировки или даже если они старые и потрепанные. Эти купюры можно сохранить для какой-то другой цели. Тем не менее, когда вы самостоятельно берете доллары (или обмениваете деньги, прежде чем посетить остров), вы должны помнить об этом.

    В отличие от континентального , на острове Пасхи не начисляются 19% НДС.

    Клубы и ночная жизнь

    Ночная жизнь на острове менее активна, чем в крупных городах, и главной достопримечательностью являются, безусловно, полинезийские танцевальные шоу. Кари Кари на главной улице, Вай Те Михи рядом с кладбищем и ресторан Те Ра"аи за пределами Ханга-Роа имеют свои особенности в течение всего года (за исключением периода отпусков и Тапати, когда танцоры участвуют в фестивальных мероприятиях). Дискотеки, Тороко и пирити - места, где вы вполне могли бы вписаться в толпу местных жителей.

    Как вернуться

    LAN Airlines имеют регулярные рейсы до и обратно (ежедневно), в Лиму (в настоящее время прекращен) и на Таити (еженедельно). Если вы вылетаете из аэропорта другого государства, будет небольшая плата наличными за выход.

    Так как выше уже пытаются понять, зачем этот Моаи решил утонуть, отвечаю. Работники обоих дайв–центров этого района рассказали, что конкретный экземпляр пытались увезти на корабле. Но что–то пошло не так, и судно перевернулось.
    Эта версия вполне правдива, потому что:
    - он действительно сделан из камня и очень похож на тех, что остались на суше
    - лежит на глубине 28 метров. Для потех дайверов корабли и прочее топят в районе 15–18, чтобы нырнуть смогли и не AOWD
    - истуканов вывозили очень много. Вполне реально, что в очередной раз тонну камня плохо закрепили. Никаких легенд вроде «Дух камня не позволил покинуть остров» нет. Просто в очередной раз не повезло. Десятки других Моаев были вывезены и находятся в музеях мира. Самый искусно сделанный с наличием жопы (чуть ли не единственный с этой частью тела) выставляется в Лондонском музее (в каком именно не помню)

    Моаи под водой - это необычно. Но самый сюр и пронизывающий до яиц вид - это гора–вулкан, где этих Моаи выдалбывали из камня. Видеть разбросанные под разными углами многотонные каменные морды - это круто.

    Остров из себя представляет чертово ничего. Выше на фотографиях типичная растительность. Не хватает только деревьев, они все–таки представлены на этом клочке суши в некоторых низменных местах. Полезных ископаемых нет. Море тоже не блещет.
    Зачем люди решили там поселиться около тринадцати столетий назад? На самом деле вопрос в другом, зачем люди, которые там поселились, отчалили и поперлись в открытый океан? В этом районе не было глобальных катаклизмов, чтобы можно было говорить о перешейке до материка или наличию других островов тысячу лет назад. Просто по неизвестной причине один авторитетный чел сказал «Давайте попремся туда» и показал под девяносто градусов к берегу своей родины. А другие сказали «А давай!» Что заставило авторитета поднять сколько–то людей с насиженных мест и поплыть вникуда, ученые до сих пор не в курсе. Зато отлично понятно, почему эти люди решили поселиться на острове «чертово ничего». Это очень просто - когда пропрешься в лодках по Тихому океану пару–тройку тысяч километров (тогда паровых машин не было даже в Европе), будешь рад чему угодно.

    Итак, пришла вторая волна иммигрантов, которые вроде как приплыли без женщин. На что надеялись, непонятно. Но им свезло - женщины были у первой волны. И первые мигранты ими поделилсь по–дружески. Все зажили счастливо и назвали себя Rapa Nui.
    Но ресурсов мало, настолько мало, что не хватало даже той горстке людей, что паслась на этом острове. К тому же приплывшие последними были слегка поразвитие. И случился парадокс: понаехавшие стали насяльника, а понаостававшиеся превратились в почти бесправных гастарбайтеров.

    Как гастарбайтеры завоевывали почет и уважение я не знаю. Но вот у крутых решалось все по–взрослому. Гугл подсказывает, что в лучшие времена на острове жило около десяти тысяч человек. Сколько было кланов, не знаю, но они точно были. И более развитые поселенцы не придумали ничего лучше в качестве доказательства крутизны, чем клепать из камня истуканов. Под сырье приспособили вулкан Rano Raraku. Хочешь для своего клана почет и уважение - выдолби каменную морду весом в несколько тонн и оттаракань ее на свою территорию. У кого каменных морд больше, тот и круче. Каждый истукан символизирует связь с предками и наделяет клан маной. Когда случались войны, враги старались расхерачить как можно больше Моаи противника, тем самым деморализовав его.
    Второй вопрос без ответа - это как тащили Моаи от вулкана. Остров хотя и невелик, но для перетаскивания таких грузов нужны очень веские основания и какие–нибудь технологии. Первого было хоть отбавляй, а вот со вторым проблемы. Не уверен, что рапануйцы использовали хотя бы лошадей. С очень большой вероятностью тащили вручную. Тут как раз кстати были менее развитые гастарбайтеры. Кто–то считает, что каменные морды весом в несколько тонн катили на бревнах, кто–то считает, что перекатывали со стороны на сторону. Но как–то их доперли даже до противоположного побережья. Хотя, как показывают фотографии, очень много и даже скорее бОльшая часть так и осталась на холме.
    Самый большой Моаи, который все–таки утащили до места назначения, высотой метров в пять и 75 тонн весом. Самый большой, которого не успели доделать, высотой около двадцати метров и 270 тонн.

    Крутые, кстати, назывались длинноухими, а гастарбайтеры короткоухими.
    И последним такое положение дел не нравилось. Таскай Мауи они, а почет и уважуха тем, кто заставлял их таскать. Свершилась революция. И хотя длинноухие были развитие, но короткоухие явно знали жизнь. Как ни крути развивать надо было не таскание какой–то хуйни через весь остров, а хотя бы каменные топоры апгрейдить. В общем, длинноухих всех или почти всех порешили.
    На этом производство Мауи завершилось. Тем, что уже были установлены в святых местах, продолжали поклоняться, но новых таскать перестали. Официальная версия вроде как говорит, что короткоухие умом не доросли до такого венца человеческого гения, как выдолбить несколькотонную морду и оттарабанить ее за пять километров. Лично я считаю, что они как раз мозг включили на полную и пришли к выводу, что в этом мире, даже в их мирке есть гораздо более интересные, а главное намного более полезные занятия.

    Долбить скалу ради поднятия самооценки короткоухие перестали. Старые истуканы, конечно, никуда не делись, но то цунами накатит, то вулкан слегка долбанет. Камень камнем, но постепенно Моаи разрушались, забирая с собой ману. Да к тому же не оставаться же всем кланам на одном и том же уровне крутизны. Если новых Моаев не делать, то откуда взять дополнительный почет?

    И в какой–то момент почитание Моаев начинает переплетаться с почитанием человеко–птицы, что–то вроде полубога или типа того. Старые верования и богов не отменяют, но постепенно уходят к обрядам и приобретению власти без материальных доказательств вроде глыбы в десяток тонн. Теперь человек–птица стал главным по острову. Он является наместником бога, и его почитают как бога. Чтобы им стать, надо в означенный день и час выполнить задание первым. Для этого рядом с чертовым ничего острова Пасхи находится сраное ничего в виде острова Моту–Нуи. На нем кроме камней есть только гнезда морских чаек. Итак, чтобы стать богом, надо спуститься по очень крутому каменистому склону вулкана, доплыть километр до Моту–Нуи, забраться по его крутому склону, найти яйцо морской чайки и по уже протоптанной дорожке вернуться с ним для подношения главному жрецу. Разбить, конечно, нельзя. Куда они его засовывали, чтобы сохранить во время обратной дороги, история умалчивает. А может и не надо было тащить, может джентельменам верили на слово.

    Теперь еще одно подтверждение моей теории, что короткоухие были не такими уж и тупыми. По крайней мере некоторые из них. Итак, какой–то крендель справился. Но главным становится не он, а тот, кого он представляет. Не всякому же говну главным становится, правильно? Теперь тот, кого представлял герой–яйцеискатель, молодец, он теперь бог. Его бреют во всех местах. включая брови. Дают новое имя. Подновляют жилище в пещере после предыдущего бога. В этой пещере представитель героя проведет ближайший год, издавая законы и разрешая конфликты. Он не может готовить себе еду - это делает за него жрец. Он не может стричь волосы или ногти, это тоже ответственность жреца. Он не может не то, чтобы поговорить с кем–нибудь, никто не имеет права посмотреть на него. То есть, бог живет отшельником. Его единственное средство связи с подвластным ему народом - верховный жрец, который и передает указы человека–птицы. Неглупо, правда? Жрец при этом каждый год ради своего титула не напрягается, ну кроме попрыгать, помахать местным кадилом и принести пожрать «повелителю» (что–то я сомневаюсь, что хоть один жрец сам напрягался ради готовки). Что там этот крендель из пещеры сказал на самом деле, через год не вспомнит даже сам крендель. Если и вспомнит, то на момент его общения с другими людьми богом то он уже не будет. А значит наезжать на верховного жреца чревато потерей уже своих яиц, а не птичьих. Да и с готовкой тоже неплохое пространство для действий. Если человек–птица попутает берега, то подмешать нужное снадобье и делов с концом. Боги к себе призвали, настолько крут был, что тут еще сказать. А пока яиц нет, я тут побуду главным. Ну или прямо сейчас пиздуйте на Моту–Нуи, если так хотите, но без яиц не возвращайтесь. Птиц с яйцами нет? Ваши проблемы.
    Хотя на самом деле основная власть была у военных вождей, полагаю.

     
    Статьи по теме:
    Можно ли поступить на бюджет
    Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
    Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
    Планировка и застройка городских и сельских поселений
    СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
    Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
    МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О