Поход князя святослава, сокрушивший хазарский каганат. Святослав Храбрый. Разгром Хазарии, завоевания Залесье, походы за Дунай

В год 6472 (964). [...] И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

УДАЛЬ И УВАЖЕНИЕ

Сильнее всего развился дух удальства и предприимчивости при Святославе, когда удача следовала за удачей. Удалые толпы ходили с ним на степи, победили хазар, которым их предки некогда платили дань. Это должно было сильно возвысить народное чувство, еще более прикреплять народы к Киеву и внушать к нему уважение; ибо из Киева исходили такие славные подвиги.

Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.

ВОЙНЫ СВЯТОСЛАВА И КРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.

В 964 г. Святослав собрал дружину и, как повествует летописец, двинулся на Оку и Волгу. Там он «налез» на вятичей. На вопрос: «Кому дань даете?» - вятичи отвечали - «хазарам». Племя вятичей было многочисленным и воинственным. Леса надежно укрывали их от норманнских речных флотилий. Собравшись воевать с хазарами, киевский князь не стал ввязываться в войну с вятичами. Перезимовав в Поднепровье, киевский князь следующим летом двинулся на Хазарию. Полагают, что в ходе двух кампаний (965-969) войска Святослава разгромили главные города хазар - Саркел, Итиль и Семендер - и уничтожили Хазарский каганат.

История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.
Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.

Киевские летописи не сообщают ни слова о походе войск Святослава на Волгу и Каспийское море, арабский географ не упоминает о походе русов на Дон. Очевидно, речь шла о разных и разновременных походах, в которых участвовали разные силы. Мнение, будто всеми действиями русов на обширном пространстве от Дуная до Закавказья руководили из единого центра - Киева, не соответствует действительности. В 968-969 гг. Святослав вел трудную войну с Болгарским царством на Дунае, затем освобождал Киев от печенегов, после чего вновь вернулся на Балканы. Ни он, ни его войско не имели возможности участвовать в хазарском походе. Разгром Хазарии, описанный Ибн Хаукалем, мог быть осуществлен лишь очень крупными силами. Эти силы (при том, что Киев не принял участия в походе) могли быть собраны лишь в Скандинавии. В X в. множество норманнских отрядов и армий действовали в Восточной и Западной Европе и инкубатором их оставались в основном Скандинавия и Дания…

Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.

Хазарская элита, как полагают, проводила своекорыстную политику, принесшую много несчастий соседним народам и самим хазарам, из-за чего Хазарский каганат превратился в химеру (Л. Н. Гумилев). Факты опровергают такую оценку. В течение нескольких веков каганат служил своего рода барьером, затруднявшим проникновение кочевых орд из Азии в Европу. Теснившие хазар орды обладали огромным численным перевесом, но Хазария противостояла им с помощью сравнительно небольшой армии и хорошо налаженной дипломатической службы. Хазары выдержали длительную войну с Арабским халифатом. Арабы одержали победу, но отвоевать Северный Кавказ у Хазарии они так и не смогли. Прекрасные мореходы - норманны были грозой для приморских городов. Но их флотилии не могли вести войну со степными кочевниками. Сравнительно легко пройдя через финские и славянские земли, они надолго задержались у границ Хазарии. Каганат избежал затяжной войны с русами, открыв перед ними путь в Каспийское море. Торговые экспедиции русов чередовались с военными набегами, отвечавшими целям хазарской дипломатии.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫ

Описание Хазарского похода Святослава в летописи с двух сторон обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань (проездную пошлину?) хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспийском море. Затем были покорены народы Северного Кавказа - ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью…

Протяженность похода - около 6 тысяч километров. На его осуществление потребовалось, надо полагать, не менее трех лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Какие именно это годы, сказать трудно; комбинируя данные летописи и Ибн-Хаукаля, можно допустить, что грандиозный поход состоялся в промежуток 965-968 годов… Результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом.

3 июля 964 года киевским князем Святославом Игоревичем был разгромлен хазарский каганат. В школьной программе об этом эпохальном событии упоминается очень мало и даже практически не уделяют вниманию, как и самому князю, так и о его походам и войнам. А ведь военный гений князя Святослава можно поставить в один ровень с такими именитыми полководцами древности, как Юлий Цезарь или Александр Македонский.

Особенно ценность этой добытой победы следует помнить именно сейчас — ведь олигарх Игорь Коломойский просто греется мечтой воссоздать новую Хазарию и прилагает к этому не мало усилий.
О том как это всем было расскажет небольшой исторический фильм, который посвящен победе русского оружия и обретения мощи и независимости государства.

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.
Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начало жестко подавляться христианство.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.
Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами: "…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появиться ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

«Сохраняйте память о всех ратных людях, кои положили животы свои за други свои, за землю Отцов своих, за Святую Веру Предков своих, за процветание и будущее Родов своих…»

«Славяно-Арийские Веды» ,
Слово мудрости волхва Велимудра

Помнить великие победы наших предков - святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы князя Святослава Храброго в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека - Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от Александра Македонского, которого наши предки называли тёмным воином , князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме - новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем) (945 год н.э.), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска - киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко - пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов - только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков - КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Львом Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало - хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника - это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в Чёрное море.

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство - Хазарский Каганат - самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань - один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел - в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей - означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД - мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие - получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги - Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в 1-м томе книги Николая Левашова «Россия в кривых зеркалах».

Выбор Хазарии, как места нового переселения иудеев, далеко неслучаен. Разорив персов, кроме как на север, бежать им было просто некуда. И, кроме того, на северо-востоке от разграбленной ими Персидской Империи располагалась Хазария, которая занимала очень выгодное месторасположение - через неё проходили торговые пути из Азии в Европу. А кто контролировал Хазарию, тот контролировал и весь «Великий шёлковый путь», и все богатства, через него проходящие!

Используя так называемый институт еврейских жён (специально обученные сексуальной магии еврейские женщины), отдавая их замуж за представителей высшей хазарской знати, евреи завладевали всеми ключевыми государственными постами. Как? Очень просто. Дети, рождённые от иудейки, являются исключительно иудеями. Именно по материнской линии передаётся национальный признак среди евреев. Итак, через поколение все ключевые должности в хазарском государстве были заняты детьми, рождёнными от иудейских жён и мужских представителей правящей иерархии Хазарского Каганата. Занимая высокие должности среди элиты, евреи-хазары стали всячески способствовать развитию торгового бизнеса для своих соплеменников. Получив экономику страны в свои руки, они также стали прибирать к рукам и политическое влияние.

Евреев по матери среди военной элиты было всё ещё немного, но и в их среде пришло время для восстания. Обадия, опираясь на хазарскую знать еврейского происхождения, с помощью наёмников - печенегов и гузов - развязал гражданскую войну, в результате которой хазарские тюрки были разбиты и вынуждены были покинуть Родину и осесть на территории современной Венгрии. После победы над хазарскими тюрками в гражданской войне, хазарские евреи обложили местное население тяжелейшей данью. Тех хазар, которые не покинули свою Родину, евреи превратили в самых настоящих рабов .

В очередной раз евреи старательно «отблагодарили» народ, который предоставил «беженцам» убежище на своей территории. Параллелей в недалёком прошлом можно найти много - Палестина, Персия, а современная Украина и Россия пребывают в таком же положении, как и тысячу лет назад народ Хазарии.

Полный контроль караванных путей, проходящих через Хазарский Каганат, позволил евреям создать торговую монополию, когда они стали контролировать закупочные цены и продажные цены ввозимых и местных товаров. В результате чего на товары местного производства были установлены минимальные закупочные цены, что приводило к ограблению местных товаропроизводителей, а на продаваемые евреями товары устанавливались максимальные цены, что давало евреям сверхприбыли за счёт откровенного грабежа производителей и покупателей.

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения - фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как сейчас в России). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги - в закрома хазарских иудеев.

Разгром Хазарии

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского Хазарского Каганата. Смертельный удар по Хазарскому Каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесён Киевским князем Светославом, сыном Игоря.

В Лето 6472 от СМЗХ (964 год н.э.), будучи 22 лет от роду, готовя поход против Хазарии, Светослав не пошёл прямо в лоб по степи через волго-донское междуречье, предприняв искусный манёвр. Всего с 20-тысячным войском он обошёл её стороной, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на 500 ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль . Хазары не ожидали удара с севера, и не смоги организовать серьёзную оборону. Светослав взял её штурмом, и, как пишут летописи, не оставил в ней камня на камне. Далее Светлый Воин предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разбил опорный пункт хазар - крепость Семендер . После этого дружина Светослава двинулась к Дону, где штурмом взяла и разрушила восточную крепость хазар - Саркел .

Таким образом, Светослав, совершив беЗпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, на Волге и на Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния Славяно-Ариев на Северном Кавказе - Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского Каганата, который прекратил своё существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Великого князя Светослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Хазарский Каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате, на много веков вперёд было определено их развитие. Положив конец хазарской кабале, Русь очистила со своего пути военный заслон, закрывающий торговые пути на Восток, что позволило возродить торговлю между Европой и Азией.

После уничтожения Хазарского Каганата, евреи покинули пределы Руси и расселились по своим торговым факториям в различных государствах и стали оказывать мощное влияние на экономику приютивших их стран, подрывая их экономику изнутри и влияя на политику этих государств.

Смерть Великого Воина

Защищая интересы русского государства Киевской Руси, Великий князь Святослав не проиграл ни одного сражения. Тем более странной выглядит смерть Великого Светлого Воина. Это было весной 6480 года от СМЗХ (972 год н.э.). После заключения мира в продолжительной войне с Ромейской Империей (Византией), когда неизбежное поражение Светослав превратил в очередную победу, тогда небольшая дружина князя нанесла ощутимый удар армии императора, и продолжение войны могло оставить императора вообще без армии, а окружённая дружина Светослава при оружии и своей добычей покинула вражеские земли.

На пути домой, находясь в районе днепровских порогов на острова Хортица, большая часть его дружины, подавляющая часть которой приняла крещение в греческую религию, внезапно покинула его. А ночью во время сна на спящих, оставшихся верными князю воинов, напали печенеги. Печенегами назывались славянские племена, ведшие кочевой образ жизни. Они имели свои поселения, куда они возвращались на зимовки, во время которых они валялись на своих печах и предавались неге или нежились. От этого и пошло их прозвище - ПЕЧеНЕГИ! И в этой последней битве погибли практически все верные князю Светославу воины и сам князь. По летописи, из отрубленной головы Светослава печенежский князь Куря сделал себе чашу, оправив её в серебро и золото.

В одном из поздних летописных списков приведена любопытная подробность - чашу эту печенежские князья использовали в обряде зачатия детей. Перед тем, как лечь на ложе, князь и княгиня поочередно пили из этой чаши, твердя, словно заклятье: «Пусть дети наши будут такими, как Он».

Смерть князя Светослава была выгодна как Ромее (Византии), ибо живой князь был опасен для них, так как мог в очередном походе уничтожить их империю, так и силам, которые стояли за малолетним Владимиром, будущим крестителем Киевской Руси в греческую религию, что повлекло за собой смерть 9 млн. из 12 млн. населявших тогда эту Русь в угоду «мирного бога», оставив только малолетних детей, в головы которых уже вкладывались понятия о господе боге и рабском подчинении ему.

Также смерть Светлого Воина была ещё и актом мести за полностью разрушенную еврейскую Хазарию, со стороны правящей еврейской элиты.

Значение разгрома Хазарии для Руси

3 июля 6472 от СМЗХ (964 год н.э.) государство Хазария прекратило своё мерзкое существование, принёсшее Славяно-Ариям неисчислимые беды, и угрожавшее белому человеку - Белая РАСА (Роды Асов Страны Асов, а Ас - бог, живущий на Земле) - полным и окончательным истреблением.

Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников в виде еврейской Хазарии.

Не за горами тот день, когда наш Великий предок - Светлый Воин Киевский князь Светослав по прозвищу Храбрый, будет объявлен национальным героем , как в России, так и в Украине! А дети будут брать пример не с бэтменов, суперменов и прочей нечисти, а с таких мужественных, храбрых и сильных, а самое главное настоящих героев нашей Великой Родины!

«Изведайте, чада Расы Великой, Мудрость сию: Никто не сможет защитить Роды ваши от чужеземных Родов и жестоких ворогов, ежели сами не захотите защищать себя. Никто не создаст достаток в Родах ваших, если сами не захотите созидать для Рода. Никто не воспитает достойно детей ваших, пока сами не воспитаете потомство своё». (Слово мудрости Волхва Велимудра )

Пусть эта заповедь предков наших станет напоминанием всем нам, о том, что только мы сами можем и должны заботиться о себе и о будущем земли нашей, которая окроплена кровью предков наших. И никакие другие народы никогда не проявят, как и не проявляли за всё наше прошлое, должного внимания или заботы о судьбе наших братских народов (Украины, Белоруси и России), еже ли мы сами себя не в силах защитить!

Слава нашим предкам, сложившим светлые головы на полях брани за землю нашу Руськую!

Подпишитесь на нас

Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. Форпосты располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. Да и укрепления Итиля делали византийцы-ромеи. Хазарского государство играло важную роль в военно-политической стратегии Константинополя, сдерживая Русь. Саркел был главной крепостью хазар на северо-западной границе державы. В нём размещался постоянный гарнизон из нескольких сотен воинов. Крепости решали не только оборонительные задачи, но и наступательные, хищнические. Фактически это были форпосты, выдвинутые вперёд, так как они располагались на правом (западном) берегу, а не на левом (восточном), что усилило бы их оборонное значение. Эти плацдармы использовались в качестве прикрытий для организации нападений и отхода хазарских войск. Из них же совершали грабительские рейды небольшие хазарские отряды. Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.

С части подконтрольных славяно-русских племен хазары брали дать людьми. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали: «по белой девице с дыма» (с домовладения, большой семьи). А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Видимо, это отвратительное явление стало основой о сказках и былях «чудо-юде поганом», «змее», который требовал себе красных девиц. Ко времени правления князя Святослава эту дань людьми уже почти не платили, так как Русь объединялась и окрепла. Однако хазары продолжали брать людей в полон для продажи в рабство во время своих набегов.

Одновременно хазарская элита представляла угрозу самому существованию Руси - русской цивилизации. Иудейской элите был выгоден т н. «процесс натиска на Восток». В Западной Европе христианские рыцари и наёмники, которых науськивал Рим и рахдониты, несколько столетий воевали со славяно-русскими племенами в землях современной Германии и Австрии (оттуда были варяги-русь во главе с Рюриком-Соколом, западная ветвь суперэтноса русов). Славянские воины гибли в боях, а женщин и детей захватчики «оптом» сбывали еврейским купцам-рахдонитам, которые гнали «живой товар» на рынки Ближнего Востока и далее. Эта титаническая и кровавая битва длилась несколько столетий. Славяно-русская цивилизация Центральной Европы, в которой были сотни градов-городов, развитые ремесла и искусства, погибла в огне и крови. Славяно-русы были частью истреблены, часть постепенно ассимилированы, утратили язык, веру и культуру, стали «немцами». Об этой странице истории в Европе предпочитают не вспоминать. Ведь значительная часть европейской цивилизации построена на крови и костях славян.

Многочисленные славянские города, вроде Берлина, Дрездена, Липицы-Лейпцига, Ростока, Бранибора-Бранденбурга, стали германскими городами. А многие «немцы», особенно в центре и на востоке Германии - это генетические славяне, утратившие язык и культуры, своё самосознание. По схожей методике русских Малой России превращают в «украинцев».

Главной предпосылкой трагической гибели «Славянской Атлантиды» в центре Европы была разобщённость славянских племенных союзов и их междоусобицы (особенно конфликт лютичей и ободритов-бодричей). Во времена Святослава битва в Центральной Европе ещё продолжалась. Так Аркона — город и религиозный центр племени руян на острове Руян (Рюген) будет уничтожен датчанами в 1168 году. Однако западные славяне были уже обречены в силу своей разобщенности. Рим использовал против них древнюю стратегию «разделяй, стравливай и властвуй»

Такая же судьба грозила восточной ветви суперэтноса русов, Восточной Руси. С Запада угрожала Византия, наступал Рим, который вскоре превратит западных полян (ляхов, поляков) во врагов Руси. С Востока грозила Хазария, с Юга наступала исламская цивилизация. Хорошо вооруженные отряды мусульманских наемников Хазарии были серьёзной угрозой. Только политическая централизация могла спасти Восточную Русь. И династия Сокола отличной справилась с этой ролью. Это весьма символично, ведь сокол-рарог был тотемным животным верховного бога славян-русов - Рода.

С Хазарией боролись все первые князья династии Рюриковичей (Соколов). Русский князь Олег Вещий смог взять Киев и вывести из-под влияния хазар племенной союз полян, проживавший в Среднем Поднепровье (Киевщина). Существует версия, что он стал жертвой хазар. В правление Игоря русские дружины совершили ряд походов на Каспий. Однако решить задачу ликвидации Хазарии смог только Святослав.

Армии противников

Хазария, хоть утратила часть могущества к середине X столетия, была крепким орешком. Вассалами хазар были буртасы и Волжская Булгария на Средней Волге. Устье Волги контролировала столица хазар — город Итиль, хорошо укрепленный под руководством византийских инженеров. Этот крупный торговый и политический центр был хорошо защищен. На Северном Кавказе главным опорным пунктом хазар был город Семендер, старая столица. Крепость Саркел прикрывала западные рубежи и контролировала Дон. Тумантархан (Самкерц или Таматарха) контролировала Таманский полуостров. Всего города были хорошо защищены, особенно Саркел.

В Хазарии было своеобразное двоевластие: каган (хан) имел священный статус, а исполнительной властью владел царь. Родовая и племенная знать выставляла хорошо вооруженную конницу. В поздние времена её численность упала до 10 тыс. всадников. Их подкрепляли хорошо вооруженные мусульманские наёмники, гвардия царя. Всадники были вооружены копьями и мечами и имели хорошие доспехи. При серьёзной угрозе каждый город мог выставить пешее ополчение из «черных хазар» - простого люда.

Хазары переняли тактику арабов и в сражении атаковали волнами-линиями. В первой линии были застрельщики, конные лучники, обычно из «черных хазар» - простолюдинов. Они не имели тяжелого вооружения и пытались метательными снарядами - стрелами и дротиками, рассеять и ослабить противника, разъярить и вынудить его к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия состояла из хорошо вооруженной конницы - дружины родовой и племенной знати. «Белые хазары» были хорошо вооружены - железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Тяжелая конница должна была смять уже расстроенные ряды врага. Если противник был сильным, и вторая линия не достигала успеха, она отходила для перегруппировки. В бой вступала третья линия - многочисленное пешее ополчение. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Преодолеть стену копьеносцев без серьёзных потерь было сложно, а в это время конница перестраивалась и готовилась к новому удару за спинами пехоты. В крайнем случае в бой могла вступить четвертая линия - отборная гвардия мусульманских наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные воины. Эту линию водил в бой лично царь. Правда, вступление в бой трех-четырех линий было редкостью. Обычно хазары сами ходили в походы и набеги, в которых участвовали только конные легкие лучники и дружины знати.

Всадник Хазарского каганата. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52. Рисунки-реконструкции Олега Федорова

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Святослав был настоящим воином. Колоритно описывает его русская летопись: легкий в движениях, как барс, храбрый, он всю свою энергию направил на создание мощной дружины: «нача вои совокупляти многи и храбры и легко ходя, аки пардус (барс), войны многи творящие. Ходя воз по себе не возяше, ни котла; ни мяс варя, но погонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях испек ядяще, ни шатра имяша, но подклад постлав и седло в головах, такоже и прочие вои его вел бяху» (Полное собрание русских летописей. Т. 1).

Войско Святослава была крайне подвижно. По сути, в будущем такую мобильность и тактику покажет армия Александра Суворова. Русские дружины передвигались на ладьях и конях. Дружина Святослава, как видно из источников, могла сражаться в конном и пешем строю в зависимости от обстановки. Из сообщения русского летописца о том, что князь Святослав и его воины питались кониной и имели седла, можно сделать вывод, что дружина была конной, а не пешей. Косвенно это подтверждает и византийский историк Лев Диакон, который противоречит сам себе, когда говорит, что русы не умели сражаться в конном строю, и в то же время сообщает об их конных атаках. Но дружина пользовалась и ладьями для передвижения по рекам, где это было удобно (Волга, Дон, Днепр и Дунай), и могла сражаться в пешем строю, выстраиваясь для боя в несколько шеренг. А опыт ведения войны предыдущими русскими князьями - Рюрика, Олега Вещего и Игоря Старого, показывает, что Русь имела мощный флот, который мог действовать на реках и в море. При этом часть армии сопровождала судовую рать по суше в конном порядке.

В этот период русское войско состояло из нескольких частей: 1) из старшей и младшей дружин князя; 2) дружин бояр и подручных князей; 3) «воев» - городского и сельского ополчения; 4) союзников и наёмников (варягов, печенегов, половцев и т. д.). Дружины обычно составляли тяжеловооруженную конницу. При Святославе её подкрепляла легкая конница печенегов, они были вооружены луками, имели копья для метания (дротики-сулицы) и удара и трехгранный обоюдоострый меч, защищены кольчугами и шлемами. «Вои»-ополченцы составляли пехоту русской армии. Для дальних походов строились ладьи (лодьи), которые поднимали до 40-60 человек каждая. Они могли действовать не только на реках, но и в море, были не только транспортами, но вступали в бой с судами противника.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл. Рисунки-реконструкции Олега Федорова

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М. К. Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.

Старшая дружина состояла из «княжьих мужей», или бояр. В мирное время она составляла совет при князе, участвовала в управлении государством. Младшая дружина («отроки», «детские») являлась личной охраной князя. Дружина была ядром войска. Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем или назначенный князем тысяцкий. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. «Вои» составляли пехоту, делившуюся на лучников и копейщиков. В бою пехота выстаивала «стену» вроде древнегреческой фаланги. Лучники обстреливали противника, рассеивая его строй. Копейщики закрывались щитами в рост человека и выставляли копья. В ближнем бою применяли мечи, топоры, булавы и ножи «засапожные». Защитное снаряжение состояло из кольчужной брони, остроконечного шлема с кольчужной сеткой на лицо и плечи и больших, часто во весь рост, деревянных щитов. Качество оружия и доспехов зависело от достатка воина. Основное вооружение обычно хранилось в княжьих складах и выдавалось перед выступлением в поход. С древнейших времен русы имели стяги-знамена, треугольные и красного цвета, а также военную музыку. Ритм музыки помогла войти в состояние боевого транса, особого состояния психики. Войска выстраивались и сражались вокруг своих стягов. «Ставить стяг» означало строиться или готовиться к бою.

Русские войска отличались высокой дисциплиной. Войско собиралось на сборном пункте и организованно выступало в поход. В походе впереди находилась сторожа, которая вела разведку путей и сил противника, добывала «языков» и охраняла основные силы от внезапного нападения. За сторожей двигались главные силы. Во время стоянок выставляли «стражу» - охранение, само место окружали повозками или частоколом, иногда окапывали.

Боевой порядок русской рати был традиционен: середина (пехота) и два крыла (левое и правое). Начинали бой лучники, которые находились впереди в рассыпном строю. Русские сложные луки были страшным оружием. Главный (центральный) полк принимал удар противника, останавливал его, конные дружины на флангах пытались охватить противника или мешали более многочисленному противнику окружить русское войско. Охваты и обходы флангов, засады и заманивание противника преднамеренным отступлением применялись очень часто, это была древнейшая традиционная для скифов и их наследников - русов, тактика.

Русские рати с успехом штурмовали и города. Их стремились взять внезапным приступом - «на копьё», или хитростью. Если не получалось, то начинали осаду. Город окружали со всех сторон, лишали его подвоза продовольствия, искали водоводы, чтобы заставить гарнизон капитулировать. Если гарнизон упорствовал, проводили правильную осаду - войска располагались в укрепленном лагере, город окружали земляным валом, отрезая его от внешнего мира и сужая возможности для вылазок. Под прикрытием больших дощатых щитов приближались к стенам, рубили частокол (тын), местами засыпали ров, если стены и башни были деревянными, пытались их поджечь. У стены делали большую насыпь, земляной присып, по которому можно было взобраться, готовили штурмовые лестницы. Для разрушения стены и проникновения в город рыли подземные ходы. Применяли и осадные башни, стенобитные машины (тараны) и пороки (камнеметы).

Русская боевая лодья (ладья)

Камнемётная машина (русские пороки). Рисунок из арабской рукописи

Разгром Хазарии

Поход начался 964 году. Зиму 964-965 гг. Святослав Игоревич провёл в землях вятичей, убеждая их князей и старейшин подчиниться единой власти. Вятичские воины, умелые лесные охотники и разведчики пополнили его войско. Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Русский князь обманул противника. Обычно русские шли по воде с Дона и по Азовскому морю. А Святослав решил ударить в сердце каганата не с запада, а с севера, по Волге.

Русская рать двинулась по Волжскому пути. По пути Святослав усмирил давних данников и союзников хазар - булгар и буртасов. Стремительным ударом Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив Итиль дополнительных воинских контингентов. Город Булгар - столица Волжской Булгарии, была опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли бегство и рассеялись в лесах, стараясь пережить грозу.

Судовая рать Святослава спустилась вниз по Волге и вошла во владения хазар. «Вои» двигались на ладьях, по берегу их сопровождали конные русские дружины и союзные печенеги. Хазары, узнав о неожиданном нападении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата - Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско, включая столичное ополчение. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Однако хазарская армия не выдержала натиска полков Святослава. Русские воины упорно рвались вперёд, отразив все атаки хазар. Хазарское войско дрогнуло и побежало. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами смог прорваться, но потерял большую часть гвардии. Хазарскую столицу уже некому было защищать. Население укрылось на островах в дельте Волги. Город был разрушен. Общепринято археологически Итиль пока не определён. Есть версия, что он был смыт из-за повышения уровня Каспия.

Эскиз к картине "Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом". В. Киреев

После этой победы Святослав Игоревич продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Святослав повел дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата - Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, который имел свое войско. Это была автономная область. Поход на Семендер был скоротечен. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам, Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошёл, высказав равнодушие к Дербенту и Южному Прикаспию с его богатыми городами. Ему нужна была не добыча. Русская армия выполняла священную миссию, уничтожала хазарского «змея».

Святослав прошёл по Северному Кавказе, земля ясов (алан, предков осетин), касогов (черкесов), разгромил их рати, как союзников Хазарии, подчинил своей воле. Святослав вывел войска к берегам Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы - Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Серьёзных сражений не было. Хазарские наместник и гарнизоны бежали. А местные жители восстали, помогая взять города. Святослав проявил себя не только как умелый и бесстрашный воин, но и мудрый правитель. Эти города он уничтожать не стал, а превратил в опорные пункты и торговые центры Руси.

Фактически от каганата практически ничего не осталось. Его обломки громили союзники Святослава - печенеги, которые заняли часть Хазарии. От державы осталась только одна мощная крепость - Белая Вежа («вежа» - башня).

Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был вырыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Стены были толстые (3,75 м) и высокие (до 10 м), усиленные башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Внутри крепость делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в её южном углу располагалась укреплённая квадратная башня-донжон (вежа). Таким образом, крепость имела несколько линий обороны и считалась неприступной. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. Он надеялся переждать бурю и восстановить хотя бы часть порушенного.

Отставив в Тмутаракани гарнизон. Святослав двинулся дальше. Русы осадили крепость Саркел с суши и реки. Русские воины засыпали рвы, подготовили к штурму лестницы и таран. В ходе ожесточенного приступа крепость взяли. Последний кровавый бой произошёл в цитадели. Хазарский царь с охраной были перебиты.

Последняя хазарская твердыня пала. Её Святослав не стал разрушать. Поселение перешло под власть Руси и стало называться по-русски — Белая Вежа. В крепости располагался постоянный гарнизон из русских и печенегов.

Итоги

Воины Святослава совершили уникальный поход протяженностью около 6 тыс. километров. Дружины Святослава подчинили вятичей, данников хазар, прошлись по Волжской Булгарии, землям буртасов и Хазарии, взяли столичный Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспии. Затем покорили северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (адыгские племена), на Таманском полуострове подчинили Тмутаракань и на обратном пути разгромили стратегическую хазарскую крепость Саркел на Дону. На осуществление титанической задачи по разгрому старого и могущественного врага Руси понадобилось около 3 лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Поход состоялся в промежуток 964-966 годов (по арабским источникам 968-969 годах).

В процессе создания новой империи - Великой Руси, был сделан важный шаг. Святослав обезопасил восточный стратегический фланг, заключил союз с печенегами, поставил под контроль важнейшие речные коммуникации и часть Крыма, через которые проходили мировые торговые пути.

"Князь Святослав". Художник Владимир Киреев

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод