Портретный свет, о котором должен знать фотограф

Приветствую читателей! В этом выпуске я хочу рассказать о схеме света, которую я часто использую в своих съемках.
Эту схему называют «Рембрандтовский свет». Описание «Рембрандтовского света» мы можем встретить в интернете. Я хочу рассказать об этой схеме со своей точки зрения, показать ее плюсы и минусы, провести параллели между живописью и фотографией.

Немного истории. Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), как мы знаем, великий и непревзойденный мастер светописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело (1573–1610). Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда и поступал дневной свет. Это окно называлось «Бычий глаз». Вот именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. По сути «бычий глаз» - прототип жесткого источника света.
Иллюстрации:
1. Караваджо. Давид и Голиаф.
2. Караваджо. Мадонна со змеей
3. Рембрандт. Флора
4. Рембрандт. Даная.



Но почему именно Рембрандт - мастер светописи? Изучая иллюстрации и живописные полотна можно увидеть, что теневая сторона на работах Рембрандта более прозрачна и читаема, детали и текстуры узнаваемы. В этом его мастерство - детальная прорисовка как света, так и теней.
У Караваджо - тень более глубокая, уходящая порой в черный цвет.

Итак, рисующий свет падает на объект под углом в 45 градусов, камера находится относительно источника света тоже под углом в 45 градусов (я не считаю, что надо строго придерживаться этого угла, лица и образы имеют разные формы, поэтому небольшие отклонения допустимы).

Рефлектор». Именно при таком расположении рисующего источника, предмет расскажет о своей форме и объеме максимально. Это произойдет потому, что мы сможем «остро» проследить за светотенью. Пример показан на самом простом предмете-шаре.


Но просто используя один рисующий свет, мы можем потерять текстуру в тенях! Чтобы этого не произошло (для того, чтобы приблизится к свету Рембрандта) - необходимо ставить заполняющий свет, подсвечивая теневую сторону. Для этого используем софт-бокс или отражатель, который
направляем на теневую сторону объекта.


Если на место рефлектора поставить мягкий свет - переход из света в тень будет более рассеянным.
Опираясь на схему «Рембрандтовский свет» - Вы можете создавать интересные художественные фотографии. Меняйте расположение источников, добавляйте контровый свет - изучайте полученное изображение.
Очень хорошо начинать учиться ставить свет именно с этой схемы. Она с одной стороны проста и понимаема, с другой стороны требует внимательности в настройках и параметрах света. Модель, позируя в таком свете должна понимать задачи, которые ставит перед ней фотограф.

Знакомство с различными схемами освещения, поможет вам не только разнообразить ваше портретное портфолио, но и позволит более эффективно реализовать ваши творческие задумки и идеи относительно . Все зависит от того, что именно вы планируете выразить в своей фотоработе. Например, некоторые виды освещения больше подходят для мужских портретов, в то время как другие лучше подчеркивают красоту женского лица.

Выбирая ту или иную схему освещения, вы можете добавить драматизма в ваш снимок, подчеркнуть или, наоборот, нивелировать различные особенности фотографируемой модели. Одни методы освещения немного сложнее в реализации, другие – проще, но все они, безусловно, достойны подробного рассмотрения и изучения.

Для использования различных схем освещения вовсе нет необходимости иметь сложные виды специального осветительного оборудования, так как все эти схемы могут быть реализованы с помощью простой лампочки или даже солнечного света из окна. На самом деле, иногда удобнее использовать источник непрерывного света (например, простой светильник), поскольку это дает возможность видеть реально освещенный объект, в отличие от ситуации, когда фотографирование производится с помощью вспышки.

При использовании вспышек или импульсных ламп сначала необходимо сделать пробный снимок, проверить результат, а затем, с учетом этого пробного снимка скорректировать настройки и снять еще раз. Но не всегда для этого есть возможность, да и новичкам в фотографии вряд ли удается осуществить это с первого раза. Нам могут возразить, что в этом и заключается суть импульсного освещения, и что оно далеко не является ошибочным, но на данном этапе мы просто пытаемся изучить различные схемы освещения, не углубляясь в сложные процессы использования импульсных ламп, хотя и о них необходимо будет рассказать в дальнейшем в развитие этой темы.

Портрет Aranzazu LaCorte 01 © studio.es. Автор Винсент Ботью

Следует также отметить, что способы установки освещения, приведенные здесь, не являются единственно возможными, но они очень простые, и их можно легко применить с использованием минимального оборудования, что позволит новичкам изучить различные модели студийного освещения, и это именно то, для чего мы пишем эту статью. Итак, давайте начнем.

Широкое освещение против короткого освещения

Эти термины часто используются, когда речь заходит о схемах освещения, но при этом под ними обычно подразумевают скорее стиль съемки, нежели способ освещения объекта. Многие из схемы освещения, которые мы будем рассматривать в этой статье, могут использовать как широкое, так и короткое освещение, так что трудно выделить их в отдельные самостоятельные схемы. Но, тем не менее, уметь различать их просто необходимо.

: Когда объект съемки расположен под некоторым углом к камере, а источник света направлен прямо на часть лица, обращенную ближе к камере, обычно возникает иллюзия визуального расширения лица. Этот метод рекомендуется использовать при необходимости визуально расширить лицо модели, сделать его более полным, или для смягчения морщин.

: Это противоположность широкому освещению. Лицо модели опять-таки расположено под углом к камере, а короткий свет освещает более удаленную, то есть меньшую по размеру для камеры часть лица. Короткое освещение визуально сужает лицо, и создает эффект стройности модели.

Название «разбивающее освещение» довольно четко определяет суть этой модели. Источник света как бы разделяет лицо на две половинки: одна – полностью освещена, а другая – в тени. В зависимости от ситуации, эффект разделения можно усилять, как на фото ниже, или ослаблять.

Когда используется: Разбивающее освещение чаще всего используется для мужских портретов и реже - для женских и детских. Контраст между светом и тенью на лице добавляет в портрет драматичности.

Как настроить освещение «разбивающий свет»:


Разбивающее освещение: Модель располагается на одной линии с камерой, а источник освещения размещается перпендикулярно сбоку от лица снимаемого.

Возможно, вы слышали об этой схеме, иначе называемой гламурным освещением, первостепенным или освещением красоты. Оно обычно используется при съемках в индустрии моды и красоты, потому что этот тип освещения крайне комплиментарен для лица. Название «бабочка» происходит от симметричных теней под носом, которые появляются в результате использования этой схемы освещения.

Освещение Бабочка — Люди, с которыми я встречался: № 1, Давн. Автор Джеймс Кендалл.

Когда используется: Это одна из самых распространенных схем освещения, применяемых при съемках моделей в индустрии моды. Этот метод работает особенно хорошо при съемке андрогинных моделей с четко выраженными скулами и худыми лицами. Эта схема освещения противопоказана для съемок манекенщиц с круглыми лицами.

Как настроить схему освещения «Бабочка»:

Освещение «Бабочка»: источник света находится непосредственно за камерой, немного выше нее. Камера располагается непосредственно под источником света.

Название «петля» связано с контуром тени от носа, которую это освещение создает на щеке. Эта схема является, вероятно, наиболее широко используемой, поскольку она прекрасно работает практически на всех типах лица. На фотографии ниже, видна тень от носа, которая падает на правую щеку модели и несколько ниже.

Освещение «Петля». Альба Домингес 17 © studio.es.

Когда используется: Если вы не уверены, какую именно схему применить в той или иной ситуации, попробуйте начать с освещения «Петля». Эта схема подходит практически для всех форм лица и хорошо освещает большую часть лица модели. Небольшая тень в форме петли позволяет добавить в портрет глубину.

Как настроить схему освещения «Петля»:

Модель располагается прямо лицом к камере. Источник света расположен под углом примерно 35 градусов от фотоаппарата к объекту съемки и чуть выше уровня глаз.

Свое название этот метод получил благодаря тому, что именно такое освещение присутствует практически во всех портретных картинах великого художника Рембрандта. Отличительной особенностью этой световой схемы является характерный треугольник света на одной стороне лица.

«Рембрандтовское» освещение. Lorena Sturlese 01 © studio.es.

Когда используется: « Рембрандтовское» освещение очень стильное и оно прекрасно передает настроение портрета. Это отличное освещение, но он подходит не для всех случаев, поэтому применять его следует крайне избирательно. Например, если вы создаете портрет задорного счастливого и миловидного болельщика, то это - не лучший выбор. «Рембрандтовское» освещение лучше использовать для портретов более сдержанных и строгих индивидуальностей.

Как настроить «Рембрандтовское» освещение:

Если у Вас нет отражателя, используйте кусок белой доски или помощника с белой тканью.

Свободный полет

Как упоминалось выше, если вы достаточно хорошо разбираетесь в импульсных лампах и вспышках и предпочитаете работать с ними, то можете смело их использовать!

После того как вы научились работать с различными схемами освещения, пришло время начать применение собственных модификаций этих схем. Экспериментируйте со съемкой в различных ракурсах, добавляя источники света и/или модификаторы, попробуйте создать портрет с применением нескольких схем одновременно. Присмотритесь к портретам, которые имеются в вашем доме или на веб-сайте вашего любимого фотографа-портретиста и постарайтесь догадаться, какие именно схемы освещения использовались при создании этих портретов, и почему они завоевали популярность.

И наконец, не будьте слишком строги к себе, некоторые из описанных моделей освещения могут быть трудно реализуемы с первого захода. Не отчаивайтесь! Просто продолжайте практиковаться!

Если вы сможете разобраться с этими рекомендациями и научитесь их выполнять, это станет началом вашего пути к высоким результатам в портретной съемке. В этой статье мы рассмотрим вопрос освещения – что это такое, и почему так важно грамотно установить освещение.
Освещение можно определить как игру света и тени на лице, которая в итоге создает цельный образ портрета. Есть четыри основные типа освещения в портретной съемке, а именно:
Split освещение;
Loop освещение;
Освещение «Бабочка»;
Освещение «Рембрант»;
А теперь давайте рассмотрим каждый тип освещения по отдельности. Выделим особенности освещения и узнаем, когда и какой тип лучше использовать.

Split освещение

Название говорит само за себя, Сплит освещение делит лицо на равные половинки, одна половинка полностью освещена, другая находится в тени. Такой тип освещения чаще всего используют для создания драматичного образа, фотографируя музыканта, или художника. Считается, что Сплит, это мужской вариант освещения. Серьезный, сильный образ, который придает снимку Сплит, больше подходит для мужских портретов, чем для женских. Разумеется, нет четких правил, и гендерных делений на женский свет и мужской, вся информация, данная в этой статье, дана для ознакомления и размышлений. Она может служить только в качестве отправной точки, окончательное решение принимаете вы сами.


Для достижения эффекта от освещения Сплит, необходимо разместить источник света на 90 градусов слева или справа от объекта, так что б он был размещен немного сзади от головы. Где именно вы поместите источник света, зависит от индивидуальных особенностей лица. При выставлении осветительных приборов следите за тем, как ложится свет на человека. Может быть так, что больше света, или тени попадет на глаза, в таком случае лучше поменяйте направление ламп, если свет падает на щеки, значит, вся техника выставлена идеально.
Примечание: при любом освещении, лицо может быть в любом положении, оно может быть во фронтальном положении, в ¾, или даже в профиль. Самое главное следить за источником света, который должен быть направлен на лицо для поддержания освещения фотографии. Учтите, что если человек повернет голову, то и свет будет ложиться по-другому. В тоже время, если техника выставлена немного не точно, то легкий поворот головы в ту, или другую сторону может все исправить.

Что такое «блик»?
Обратите внимание на фотографию ребенка выше. В глазах малыша отражается источник света, использованный при фотографировании. Это то, что называется «бликом». Без бликов, глаза будут казаться темными и безжизненными. Вы должны всегда следить за тем, что бы в глазах был хотя бы один блик. Как правило, он делает глаза более яркими, придает им блеска и жизни.


Loop освещение

Освещение производится путем создания небольшой тени на носу, или щеках. Что бы добиться этого эффекта необходимо разместить источник света выше уровня глаз, под углом 30-45 градусов по отношению к камере (точное размещение зависит от индивидуальных особенностей человека).


Взгляните на изображение молодоженов выше, обратите внимание на то, как падают тени, можно заметить небольшую тень на левой щеке, падающую от носа. В остальном, лицо освещено равномерно. Источник света расположен немного выше уровня глаз, это создает мягкие тени и приятную освещенность лица. Освещение Loop, пожалуй, один из самых распространенных типов освещения, в силу того, что оно не требует особо точных настроек, и подходит практически всем людям, делая их привлекательными на снимке.


В диаграмме черным прямоугольником изображены деревья, находящиеся на заднем плане фотографии. Солнце находится за деревьями, жених с невестой находятся в тени. Белый отражатель, слева от фотоаппарата и есть источник света направляющий отраженные солнечные лучи на молодоженов. Меняя положение отражателя, угол его отражения и высоту, можно менять освещение изображения. Для освещения Loop, угол должен быть 30-45 градусов по сравнению с камерой. Как уже говорилось ранее, источник света (в этом случае отражатель) находятся выше уровня глаз, благодаря этому тени ложатся плавно, самые темные места на лице находятся в уголках рта и возле носа. Как показывает практика, основной ошибкой начинающих является то, что они устанавливают светоотражатель слишком низко.


Освещение «Рембрандт»


Освещение, названо так в честь художника Рембрандта, который использовал такой тип освещения в своих картинах. Перед вами автопортрет Рембрандта, и распределение света и тени на картине такое же, как при одноименном типе освещения. В этом случае на лицо ложится треугольник света, примерно равный высоте носа и ширине глаз. Располагать источник света лучше всего на уровне щек, и устанавливать его необходимо таким образом, что бы свет падал и на глаз расположенный с темной стороны, иначе он выйдет безжизненным, в нем не будет блеска. Освещение Рембрандта достаточно драматичное, и использовать его лучше фотографируя мужчин, или в тех случаях, когда драматичность окажется уместной.


При освещении Рембрандт, объект съемка должен немного отвернуться от света. Источник света расположен выше уровня головы. Тень от носа падает на нижнюю часть щеки. Этот тип освещения подходит не для каждого типа лица. Если у человека хорошо выраженные скулы и лицо в целом очень выразительное, то освещения типа «Рембрандт» ему подходит, если же у человека маленький нос и плоская переносица, лучше выбрать другой тип освещения. Если вы используете луч света, идущий с окна, проследите что бы свет не падал на пол, если это происходит, то прикройте нижнюю часть окна тканью, так что б свет шел сверху, и падал непосредственно на модель съемки. Как и в других случаях, выбор освещения остается за вами и зависит от человека которого вы снимаете.


Освещения типа «Бабочка»


Освещение типа бабочка, названо так, из-за того, что тень образующаяся под носом, по форме, напоминает бабочку. При использовании такого типа освещения, источник света размещен прямо перед лицом модели, выше уровня глаз. Фотограф снимает, находясь ниже источника света. Так тип освещения часто используется для гламурных фотосессий звезд, так как с его помощью лицо красиво освещено, и кажется более худым и вытянутым. Так же освещение «бабочка», подходит для съемки взрослых людей, так как благодаря прямому освещению не подчеркивает морщины и делает их более незаметными.


Как показано на схеме, источник света расположен за камерой, выше уровня глаз фотографируемого объекта (зависит от формы лица человека). Иногда используют еще и отражатель, который размещается под подбородком. Люди с ярко выраженными скулами при съемке с освещением «Бабочка» получат идеальное изображение своего лица. Круглые, или широкие лица, будут выглядеть более вытянутыми и миниатюрными. Для создания эффекта «бабочка» лучше подходит профессиональное студийное освещение, солнечного освещения, или света вспышки может быть маловато для создания нужного эффекта.


Широкое освещение


Это не сколько определенный стиль съемки, сколько общая манера освещение. Практически любое из представленных выше освещений может быть широким.
Лицо объекта съемки слегка повернуто на ¾ от места, где расположена камера. Такой небольшой поворот создает большую площадь освещенности на лице, теневая сторона получается меньше. Широкое освещение иногда используется для съемки портрета с высоким ключом. Этот ид освещения визуально, делает лицо человека более широким, это и дало название типу освещения. В силу своей особенности освещение лучше всего использовать при съемке очень худого человека, или человека со слишком вытянутым лицом, что бы расширить лицо модели. Большинство людей, все же, хотят казаться более стройными, так что будьте осторожны отдавая предпочтение этому типу съемки, и не в коем случае не используйте его снимая круглолицых людей.


Для создания широкого освещения, лицо лучше всего немного отвернуть от источника света. Свет хорошо ложиться на большую часть лица, тень падает на ту часть лица, которая находиться подальше от камеры. Говоря вкратце, вы получаете наибольшую освещенность ближней части лица.


Короткое освещение


Короткое освещение, это противоположность широкому освещению. Как вы видите на примере, в котором использовался именно такой тип освещения. Источник света ставят с более отдаленной стороны, то есть, та часть лица, что находится ближе к камере, остается в тени. Чаще всего короткое освещение, используют при съемке с низким ключом, или для темных портретов. Такое освещение придает портрету скульптурный вид, создает что-то вроде эффекта 3D. Короткое освещение хорошо стройнит лицо, а значит подходит полноватым людям, или людям с круглым лицом.

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели.

В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

  • Раздельный свет
  • Свет типа «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Свет «Бабочка»
  • Световой полуоборот
  • Теневой полуоборот

1. Раздельный свет

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.
Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно передвинуть модель.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, мы ставим по диагонали источник света (чуть выше уровня модели), саму модель и отражатель. Так как мы снимаем кукол – в качестве отражателя нам вполне подойдет чистый альбомный лист. Я вместо него использовала белый фетр.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Ниже приведу пример сравнения фото сделанного с использованием отражателя (зеленая галочка) и без него (красный крестик).

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна - в плане освещения он предоставляет все для фотографа, при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.
Если Вы будете закрывать часть окна материей, как и я, выбирайте ткань нейтральных цветов: белую, серую, черную, можно бежевую. Если же вы возьмете какую-нибудь яркую, то на модели и даже на фоне у Вас проявятся цветовые рефлексы, которые зачастую портят фотографию тем, что искажают цвета на ней.

Цветовой рефлекс (от латинского reflexus - отражение)- Оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.

Другими словами, оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним.

Для примера я сняла фото со схемой Рембрандта, но закрыла нижнюю часть окна оранжевой тканью.

Вот сравнение: левая фото – с белой тканью, правая – с оранжевой.

4. Освещение «Бабочка»

Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком.

Наглядная схема:

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели. Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели.

5. Световой полуоборот

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом.
Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Домашнее задание для участников Фото-Школы

В этой популярной схеме, рисующий свет расположен перед моделью, сильно сбоку, выше головы. Насколько спереди? Так, чтобы в глазах были блики. Чем выше, тем четче тени на подбородке, лучше выделяется лицо из обрамляющей тени, становится более трехмерным. Если тень окажется слишком сильной на подбородке, ее можно смягчить отражателем. Забудьте про 45° сбоку и прочие правила выставления вспышки: ставьте на ощупь, выработайте у себя это ощущение света. Медленно двигайте свет и смотрите, как он лучше падает на модель; скажите ей, чтобы она, наконец, перестала крутиться.

Наиболее классическим вариантом будет вытянутый треугольник света под глазом с затененной стороны лица. Тень от носа красиво ложится вниз, дотрагиваясь до губы. Горизонтальная тень от носа непривлекательна - поднимите свет выше, чтобы ее исправить. При правильной постановке, свет отражается от щеки и создает блик в глазу. Именно так освещал своих моделей Рембрандт, используя свечу или верхнее окно.

У вас должен был возникнуть вопрос, с какой стороны снимать модель: подсвеченной или затемненной? Стандартным вариантом является short lighting, съемка с теневой стороны. Она более драматична и сужает лицо. Узкое освещение отлично подходит для крупного плана и эмоционального образа. Передвигая рисующий свет в диапазоне примерно 45-80° от плоскости лица модели (от “почти сбоку модели” до “между моделью и фотографом”), вы получаете разную форму и плотность тени на фотографируемой части лица, тем самым увеличивая или ослабляя драматизм изображения. Съемка с подсвеченной стороны - broad lighting - подходит для лиц без следов опыта и эмоций, в том числе для съемки подростков. Драматизм не создать на пустом месте.

Здесь вы могли возмутиться: ведь Рембрандт сам использовал широкий свет для своих портретов, обращая к зрителю освещенную сторону лица. Разница в том, что художнику доступен целый ряд приемов создания драматического эффекта. Это и резкие линии носа, ведущие к глазу, вкупе с мягкими, не привлекающими внимания, линиями скул; и тончайшие детали контраста, оттенков и толщины мазков. Рембрандт был зачастую свободен от требования комплиментарности: он передавал эмоции, а не красивость. Не было у него и типичного для современных изображений требования узкого лица как идеала красоты. Фотограф лишен этих инструментов и обременен этими обязанностями. Широкое освещение в фотографии больше напоминает классический портрет, но почти лишено его драматизма. Характерно, что на автопортретах Рембрандт склонен к узкому освещению.

Широкое освещение не подходит для высокого контраста, драматического затемнения и плотных теней. Оно дает привлекательную, но мягкую и простую картинку.

Широкая часть лица всегда кажется ярче, чем узкая, потому что у нее больше отражающая поверхность. Снимая в broad lighting, не делайте широкую сторону слишком яркой. Освещайте меньше, чем хотелось бы.

В рембрандтовской схеме, модель можно фотографировать и анфас. Обычно же, модель поворачивается немного к свету в схеме узкого освещения, а в схеме широкого - отворачивается от света.

При использовании одного источника света, тени получатся очень плотными. Это нормально для драматического изображения, но может оказаться излишним для более нейтрального портрета. Поэтому добавляем заполняющий свет. Ставим его почти прямо перед моделью, чуть сдвинув в сторону, противоположную рисующему свету. Заполняющий и рисующий свет должны пересекаться приблизительно под углом 90-120°. Заполняющий свет выставляем слабее рисующего. Насколько слабее - зависит от пожеланий фотографа к плотности тени, но обычно очень слабый. Часто мощность вспышки оказывается излишней, как ни отдаляй свет от модели, и вместо света нужно использовать отражатель. При съемке в широком освещении, заполняющий свет может быть сильнее рисующего: расположенный почти спереди заполняющий мягко освещает лицо, не создавая теней, а от рисующего остается лишь слабая тень. Такое изображение лишено рембрандтовского драматизма, но приятно глазу и подходит даже для гламура.

Обычно, лицо остается наиболее ярко освещенной частью портрета. Дело не в том, можно ли разглядеть лицо, а в том, что взгляд тянется к самым ярким участкам изображения - и тянуться он должен к лицу. Однако попробуйте положить его на грудь или кисти рук. Вы поймете, почему так делал Тициан, но не стоит делать вам: хорошо выделять руки, когда они более выразительны, чем лицо. Но если вы научитесь ставить кисть подобно тому, как это делал Тициан, то освещайте лицо заполняющим светом. Исключение: портреты стариков и тружеников; их руки бывают выразительны даже без позирования кистей.

Нередко рекомендуют отдельные вспышки для волос сверху и для контрового света на модель сзади. Такое освещение плохо для художественного портрета, лишает его естественности мотивированного освещения. Отрывать модель от фона следует светом, направленным на фон и отражаемым от него. Волосы достаточно освещаются рисующим светом при его правильном расположении вверху модели.

Контраст увеличивает зрительный вес. Модель в темной одежде покажется тяжелой на светлом фоне. Типична обратная ситуация: светлая, ярко освещенная модель на темном студийном фоне. В классической живописи, это не было проблемой, поскольку худощавая стройность еще не стала стандартом красоты. Яркое освещение живота модели, когда она находится на темном фоне, визуально добавит ей несколько килограммов. С положительной стороны, яркая модель на темном фоне выглядит динамичной, выступает вперед.

 
Статьи по теме:
Таро Звезда — значение в прямом и перевернутом положении
На карте Звезда нарисована девушка с двумя кувшинами. На небе видны звезды. Одна из них большая желтого цвета. Девушка на коленях стоит перед водоемом. Вода из кувшинов льется на землю. 17 аркан Звезда по праву считается картой магов. Это связь всех мисти
Тайный знак игральных карт
Значения и сочетания игральных карт при гадании Гаданием на игральных картах в большей степени интересуются женщины, так как оно связано главным образом с жизненными ситуациями: замужеством, семейной жизнью, любовью и т. д. Значения карт, о которых буде
Гадания на состояние здоровья
Что может быть общего между Скандинавскими рунами, Таро, Русским пасьянсом, Картами Марии Ленорман, Пасьянсом мадам Рекамье, а также гаданиями под названием: Астромеридиан, Архангелы и, наконец – Двойняшки? На первый взгляд, ни-че-го! Однако если задумат
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел