Речевой уголок в группе. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевой уголок «Говоруша

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников - одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей - важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок - это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков - а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:


Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста

Группа Задачи
Первая младшая Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшая Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
Средняя Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительная Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).


Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая - раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей - это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Видео: пример работы с игрушкой в логопедическом уголке

Материалы

Таблица: типовое наполнение речевого уголка

Материалы Цель Использование
Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий для артикуляции в картинках или таблицах. Для проведения артикуляционной гимнастики Выполняя задания, дети смотрят на картинки, пошагово представляющие все движения.
Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры. Для тренировки мелкой моторики В младших группах дети с удовольствием занимаются шнуровками (например, соединяют шнурком четыре фрагмента корабля, машины), в старших группах для подготовки руки к письму ребята работают со штриховками.
Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки. Для формирования правильного дыхания Малыши 1,5–3 лет очень любят надувать мыльные пузыри, воспитанники средней группы работают с дудочками, вертушками. В старших группах дети надувают воздушные шарики, а также продолжают знакомство с дудочками.
Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру» и др. Для развития усидчивости, внимания, логического, образного и конкретно-предметного и наглядно-действенного мышления. Разрезанные части картинки-пазлы применяются в работе с детьми любого возраста. С той лишь разницей, что в младших группах это составление картинок из четырёх частей, в средней - из шести, а в старшем - из 10–12.
Аудиозаписи детских песен, стихотворений, игры с парами карточек (на картинке изображён сюжет с недостающими деталями двух размеров, форм, которые малыш накладывает сверху после выполнения задания): белочка с грибочками, ёлочка с игрушками и пр. Для тренировки фонематического слуха. Для отработки звуков «рь» и «р» проводится игра «Белочка»: педагог называет запасы, которые сделала белка, а дети, услышав мягкий звук, кладут на картинку маленький гриб, а услышав твёрдый - большой.
Альбомы с заданиями по автоматизации звуков В.В. Коваленко, игры Л.А. Комаровой, забавы «Логопедическое лото», «Подбери и назови», «Паровоз» и др. Для отработки звукопроизношения В «Логопедическом лото» 12 карточек с разрезанными картинками, которые малыш собирает в целое изображение. Получившиеся картинки называет, выделяет отрабатываемый звук. В старших группах дети определяют положение звука в слове, составляют с этим словом предложение.
Соответствующие изучаемым темам картинки, забавы «Один - много», «Подбери пару» и др. Для обогащения словаря Игра «Подбери пару»: при изучении домашних животных во второй младшей группе детям предлагается найти пары картинкам, изображающих самца (самку).
Игры «Чей хвост?», «Один - много», сборники игр Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой. Для усвоения грамматических правил речи Игра «Чей хвост»: дети подбирают картинки хвостов под животных, размещённых на фланелеграфе. После составления изображения называют чей это хвост (лисий, заячий и т.д.).
Игры «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии». Для тренировки навыка строить связные высказывания Игра «Угадай по описанию» проводится по принципу лото: у детей картинки, педагог описывает сюжет, дети показывают. В старших группах дети по очереди описывают картинки и угадывают.
Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», ребусы и кроссворды Для обогащения активного и пассивного словаря, расширения кругозора и усвоения норм построения предложений. Игра «Составь предложение по схеме»: у детей набор карточек и условные обозначения предлогов (на крышках от пластиковых бутылок приклеен условный знак, обозначающий местоположение), нужно сложить предложения из имеющихся материалов и проговорить его.

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

В игре «Чей хвост» дети не только тренируют мелкую моторику, логическое и образное мышление, но и учатся образовывать форму притяжательных прилагательных Отрабатывать фонематический слух помогает упражнение на сортировку карточек по размеру в зависимости от услышанного звука Составление предложений по схеме способствует развитию связной речи

Средства и идеи для оформления

Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.


Что можно сделать своими руками

Предметно-развивающая среда в детском саду оформляется не только приобретёнными средствами, но и предметами, созданными руками педагога, родителей. В большей степени это делается для того, чтобы малыши, видя результаты ручного труда, с уважением к нему относились. Если рассматривать логопедический уголок с точки зрения возможностей оформления своими силами, то в этом смысле самым оптимальным будет создание стенда. Для этого потребуется лист фанеры нужного размера и формы, на который натягивается ткань через прокладку из поролона. Конструкция закрепляется строительным степлером. Благодаря мягкой поверхности материалы по теме можно крепить булавочками или кнопками и от частой смены наглядности стенд не потеряет товарный вид.

Небольшие стенды можно сделать под конкретные виды работы, например, с упражнениями пальчиковых игр, дыхательной гимнастики

Как назвать

Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть смысл найти более оригинальные варианты:

  • «Игротека с язычком»;
  • «Говорим правильно»;
  • «Звукарик»;
  • «Говоруша»;
  • «Логоландия»;
  • «ЛОГОстрана».

Видео: видеоэкскурсия по речевому центру в средней группе

https://youtube.com/watch?v=9VcrarPn7WM Video can’t be loaded: Речевой уголок средняя группа 2013 (https://youtube.com/watch?v=9VcrarPn7WM)

Фотогалерея: эскизы оформления логопедического уголка

Материалы логопедического уголка можно разместить на полочках, разместив стеллаж над столом Зеркало вешается так, чтобы дети, сидя на стуле, могли видеть своё лицо целиком В логопедическом уголке в младшей и средней группах размещается постоянный персонаж, который помогает и показывает детям упражнения и игры Если пространства в группе мало, то уголок можно сосредоточить вокруг висящего на стене зеркала

Работа в речевом центре

Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности в речевом уголке - игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:


А также художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Таблица: игры и упражнения в логопедическом центре

Первая младшая группа Вторая младшая Средняя группа Старшая Подготовительная группа
Дидактические игры «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»
Педагог показывает детям, как кукла Катя «одевается» и «обувается». По ходу игры называет предметы одежды, привлекая внимание детей к деталям, спрашивает, какого цвета эти предметы.
«Кто ушёл»
Педагог выставляет перед детьми картинки членов семьи. Попеременно убирает одну, дети определяют, кого не хватает.
«Что перепутал художник». Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, в чём ошибся художник (осенью дети не носят майки и шорты, нет клубники и пр.). Пересказ по цепочке сказки В. Сутеева «Под грибом». «Восстанови порядок»
Ребята получают набор картинок с сюжетом. Их задача расставить изображения в правильном порядке и описать происходящее.
Сюжетно-ролевые игры Дети имитируют действия взрослых: моют посуду, гладят бельё. Игры «В доктора», «В воспитателя». Игры «Дочки-матери», «Большая стирка» (после прослушивания рассказа А. Кардашовой «Большая стирка»). Инсценировка сказки «Репка» по ходу чтения воспитателем, игра «Парикмахерская» с распределением ролей: парикмахеры - дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты. Игры «Магазин», «Школа», «Поликлиника» с самостоятельным распределением ролей.
Артикуляционные упражнения и чистоговорки (скороговорки). Проводятся перед зеркалом. Уп, уп, уп, Мама варит суп.
Бы-бы-бы, Идёт дым из трубы.
«Лягушки»
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
«Бегемот»
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Пальчиковые игры Этот пальчик хочет спать, Попеременное загибание пальцев правой руки
Этот пальчик лёг в кровать, левой рукой, начиная с мизинца.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми, «Обращаясь» к большому пальцу.
Кроме большого
пальца, все остальные зажаты в кулачок.
Встали пальчики, ура! Резко разжать пальцы, раздвинув их.
В детский сад идти пора! Сжимание и разжимание кулачка правой руки.
Этот пальчик - дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.
Этот пальчик - бабушка, Поочерёдное разгибание пальцев сначала правой,
затем левой руки, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
Ай, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)! Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)! Полотенчиком пушистым, Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
Дыхательные упражнения Обычно проводятся со второй младшей.
«Листопад»
Дети с разной силой дуют на вырезанные из цветной бумаги листья, подвешенные на нитках. Попутно можно называть, с каких деревьев они упали.
«Дровосек»
Становимся прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе складываем руки топориком и поднимаем их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускаем вниз, корпус наклоняем, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произносим «бах».
«Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполняем сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следим, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
«Ёжик»
Поворачиваем голову вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делаем вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Практическая деятельность

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Старшая группа "А" комбинированной направленности

Воспитатели:

Анна Никитична Сергунина

Елена Юрьевна Дрожжина

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

«Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:

« Зима»,

«Домашние животный»,

»Дикие животные», «Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.

Консультация для воспитателей:

«Организация речевого уголка в группе ДОУ»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и коммуникация - речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда является немаловажным фактором, определяющим речевое развитие. Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д). Речь педагога должна быть грамотной, красивой.

2. Систематические занятия по развитию речи. И не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, во всех видах детской деятельности.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”. Этим отличается педагог-«дошкольник» от педагога – «школьника». У него всегда наготове ответ на любой вопрос. Педагог в данном случае сравним с энциклопедией (да простят меня педагоги за такое сравнение).

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок. Развивающая предметно-пространственная среда - это комфортная, мобильная, динамичная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью создаются условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяин» речевого уголка) .

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Воспитатель в группе сам регулирует наполняемость. Иногда вовремя спрятанная игрушка (игра) появляется неожиданно с новым подтекстом. Она появляется для решения задач. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие ГСР.

9. Дидактические игры на развитие СР.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включать в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2-ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно- речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Речевые уголки в группах

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.

Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому большое внимание должно уделяться оборудованию в группах специальных речевых коррекционных уголков . Такие речевые уголки должны быть в группах , они должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования :

1. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало , игровой, дидактический, наглядный материал.

2. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей , их индивидуальным и возрастным особенностям.

3. В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.

3. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.

4. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком .

5. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

7. Не следует перегружать уголок оборудованием .

8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес , побуждать к речевой активности .

9. Так как наши дети имеют нарушения зрения, то и имеющийся речевой материал должен учитывать те требования о которых вы говорили на предыдущей консультации с дефектологами.

10. Создавая развивающую среду группы , очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка . Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны.. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным , чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.

Для создания данного уголка можно использовать яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”

Края крыши украсить разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.

Чердачное окошко можно использовать под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме) . По всей крыши натянуть леску, на которую можно с помощью зажимов прицеплять картинки.

В окно дома вмонтировать зеркало, которое закрывается занавеской.

Над окном разместить три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать :

– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.

– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков

– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).

Срезы бревен оживить яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).

Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”

Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий) .

Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки : гласный – согласный соответственно красный, синий, зеленый.

Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, можно расположить магнитную доску.

Используя различные свойства этих предметов, можно закрепить у детей зрительный образ буквы, тренировать их моторику, развивать оптико-пространственные отношения, прививать интерес к письменной речи.

Все необходимые атрибуты : магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.

Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.

Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности . Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.

На заднем плане дома можно расположить солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.

А можно просто для речевого уголка отвести место , которое будет представлять собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами , а также для проведения индивидуальной работы. В его оборудование входят : стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало или несколько небольших зеркал, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей .

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

Интересным материалом для коррекционного уголка может быть игровое пособие "Речевой куб ",

Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт) . На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала . Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.

С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.

Дети сами подходят к логопедическому уголку : делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам : речевое дыхание , фонематический слух, артикуляционная моторика, звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, лексика и грамматика, связная речь и мелкая моторика.

Для младших детей : зеркала, картинки с описанием упражнений арт. гимнастики, пособия для разв. дыхания, воздушной струи, мелкой моторики (напр. массажные мячики, материал по звукоподражанию, игры и пособия по автоматизации звуков, игры по лексике, грамматике, сюжетные картины (по возрасту) .

Дидактический материал в речевом уголке старшей и подготовительной логопедической группе

Цели Дидактические пособия Дидактические игры

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

«Рыбки» ; «Насекомые» ; «Транспорт» ; «Листочки» ; «Бабочки» ; «Волшебный пушок» ; «Горка» ; лабиринты; «Разноцветная поляна» ; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень» , «вата» ); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет» ; «В мире животных и птиц» ; «Делим слова на слоги» ; «Фонематика» ; «Найди себе пару» ; «Найди, что звучит» ; «Звуковое домино» ; «Угадай, откуда идет звук» ; «Разложи картинки» ; «Повтори - не ошибись» ; «Тихо - громко» ; «Общий звук» ; «Придумай слова со звуком» ; «Испорченный телефон» ; «Продавец и покупатель» ; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко) ; схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) «Логопедические лото» , «Логопедическое домино» , «Паровоз» , «Подбери и назови» и т. д.);

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова) ; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно» ; «Логопедическое лото» ; «Веселая гимнастика» ; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Схемы слов, предложений, игры : «Подбери слово к схеме» , «Составь предложение по схеме» , «Сложи слово» , кроссворды, ребусы.

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» и т. д. ; «Карусель» (учим буквы) ; карты для чтения; альбом «Изучаем буквы» ; пособие «Говорящая азбука» ; волшебный домик «Учимся читать» ; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука» , «Чтение по слогам» , «Родная природа» ; «Путешествие с буквами» ; «Читаем с подсказками» ; «Тексты с хвостами» ; «Белоснежка» - читаем с подсказками; книжки-малышки и др. Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать» ; «Я учу буквы» ; «Найди букву» ; «Готов ли ты к школе?» ; «Слоговое лото» ; «Волшебная тесьма» ; «Найди место звука в слове» ; «Прочитай по первым звукам» ; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры» , ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные) ; развивающие пазлы, игры : лото, «Подбери пару» , «Кто больше назовет» , «Часть и целое» , «Большие и маленькие»

игры «Чей хвост?» , «Один - много» , «Назови ласково» , «Чего нет?» и др. ;

«Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер» и др

7. Развитие связной речи Сюжетные картинки, «Угадай по описанию» , «Когда это бывает?» , «Играем в профессии» и др. ;

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках» ; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы и т. д. Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица» , «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши,

массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин ит. д.) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам» ; мозаики; игры-шнуровки и др.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе , создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки .

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно