Рождество Христово: все, что нужно знать о празднике. Что необходимо знать о Рождестве Пресвятой Богородицы

Ежегодно мы, как и все россияне, празднуем Рождество. В отличие от католического, православное рождество это не семейный праздник, а больше церковный. Но, несмотря на это, в православное рождество умудрились вплестись традиции древнерусского праздника – Коляды. И именно традиции Коляды делают наше Рождество особенным и непохожим на остальные праздники.

Сочельник

К Рождеству начинают готовиться заранее – в Сочельник. Это канун праздника. Последний день православного поста. Пост довольно жесткий. Например, в Сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды, которая возвестит о рождении Христа. Когда Вифлеемская звезда появится, накрывают ужин.

Начинают его всегда с обрядовой каши – кутьи, которая состоит из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы, изюма, орехов и мака. Все это приправляют сочивом – маковым, конопляным, миндальным или другим семянным маслом.


Фото: Фото: newstracker.ru

Колядки

Сразу после застолья начинаются колядки. Молодежь встает из-за стола и идет колядовать. Одевают страшные самодельные маски, которые, кстати, называются рожами и харями, нацепляют бороды из соломы и льна, наряжаются в вывернутые наизнанку шубы.

Этот обычай имеет очень даже языческое значение. Так молодые люди пугают нечисть, которая гуляет в канун рождества. Ведь мы помним, что православное Рождество смешано с праздником Колядки.

А потом сажают на сани мальчика, переодетого в горбатого старичка с длинной бородой, и несут его по улице. К группе присоединяются другие парни и девушки, которые выходит на звуки песен. Сама ватага парней и девиц также переодета. Кто в коня, кто в корову. А в козла переодевается сам Коляда. Это обязательный персонаж колядок. Шумной толпой молодые люди врываются в дома, поют, пляшут, предлагают погадать.

Православие определило эту традицию Колядок, как изгнание демонов – с Рождества до Крещения - время, когда выходят темные силы. А тот, кто одевает маску, изгоняет их.



День Рождества

А потом наутро начинается подготовка к самому Рождеству. В этот день, который, кстати, и называется день Рождества, пекут калачи, перепечи, маленькие ржаные колобки, фигурки из теста, изображающие коров, быков, овец и других животных. Ну и, конечно, главное угощение праздничного стола - рождественский гусь с яблоками или поросенок.



Святки

После Рождества начинались святки. Это 12 святых дней, дни, когда жизнь возрождается, делает своеобразный поворот к лету. Каждый день ознаменовал будущий в году месяц. Считалось, что как встретишь святки, так и проведешь год. Надо было стараться сделать так, чтобы каждый день был наполнен счастьем, весельем, согласием с близкими. Поэтому люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки.

Ну а заканчивались Святки Крещением, купанием в проруби, когда вся скверна смывалась чистой ледяной водой. Но это уже совсем другая история.

Как встречать Рождество:

Рождество — семейный праздник! Его обязательно надо отмечать в кругу самых родных и близких людей.

Ангелочек — впустите в дом радость!

Первыми, кто поклонился маленькому сыну Божьему, были пастухи — истинные дети природы!

Радостную весть о рождении Иисуса Христа им принес Ангел-Благовест!

Поэтому считается, что Ангелочек — главный символ Рождества!

Чтобы весь год дома царили покой, гармония и уют, украсьте его перед наступлением Рождества фигурками ангелочков!

Поставьте на полочки или повесьте на Новогоднюю елочку.

Какие блюда Рождественского стола подарят нам счастье?

6 января с появлением на небе первой звездочки, символизирующей Рождение Иисуса Христа, можно усаживаться за праздничный стол!

Чтобы счастье и радость не покинули ваш дом до следующего Рождества, на столе обязательно должны быть:

Рождественская кутья (сочиво).С нее нужно начинать трапезу. Согласно библейской легенде, человек, который на голодный желудок съест хотя бы одну ложку кутьи, весь год будет жить в здравии и благополучии.

Птица (утка или гусь), приготовленные целиком.. Недаром в Рождество испокон века говорят: «птица на столе — счастье в доме».

Пряники, печенье в виде ангелов и звездочек, пирожки и блинчики.

Их нужно выставлять на Рождественский стол уже в конце ужина, когда все гости испробуют кутью и птицу.

Также угощайте выпечкой и тех, кто будет приходить колядовать.

Взвар — компот из сушеных фруктов. Согласно преданию, если использовать этот напиток за Рождественским столом, Хвори и напасти будут обходить весь год стороной.

Рождественские приметы.

События, произошедшие с вами в ночь накануне Рождества и само Рождество, могут предсказать счастливое будущее.

Если в Рождественскую ночь к вам постучался нежданный гость, то обязательно впустите его в дом и попотчуйте разными яствами. Тогда весь год для вашей семьи будет счастливым и успешным! И дом всегда будет полон друзей, близких и любимых!

Если Рождественские свечи не потухнут, а полностью прогорят, то в новом году у вас случится нежданная, но большая радость!

Чего нельзя делать в праздник Рождества.

С благословенным днем Рождества связано много разнообразных традиций и обычаев. Так же, как и во многие православные праздники, в Рождество лучше не стоит:

Заниматься домашними делами: уборкой, шитьем,вышиванием, стиркой, глажкой и даже готовкой.

Позаботьтесь обо всех угощениях для рождественского стола уже в сочельник — б января. Также на время праздника не затевайте дома ремонт.

Ссориться не только с близкими, но даже незнакомцами.

В этот день вы должны совершать только добрые поступки и говорить хорошие слова.

В светлый праздник Рождества Христова — 7 января -сходите в храм на рождественские службы. Они идут с раннего утра и до позднего вечера.

Поставьте свечки и попросите у Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии здоровья и благополучия!

Молитва об исцелении недугов

«Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса даруй мне исцеление в моей болезни (моих болезнях).
Исцели меня от… (перечислите конкретно, от чего вы хотите исцелиться).
Если есть какие-то препятствия к исцелению, Ты открой их мне. Открой грехи, в которых мне нужно покаяться, открой, что нужно изменить в моей жизни, научи меня, что мне нужно делать, чтобы получить исцеление.
Аминь».

Молитва о семейном благополучии

"Владычица Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого расставания, до преждевременной и внезапной смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Пресвятая Богородица, спаси нас! "
Аминь.

Молитва о помощи в делах

"Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа, прости все мои грехи и помоги мне жить безгрешной жизнью.
Помоги мне не наступать на мины грехов, которые принесут мне боль и страдание. Научи меня исполнять Твои заповеди. Научи меня жить так, как хочешь того Ты.
Я прошу Тебя, помоги мне решить все мои проблемы. Помоги мне достаточно зарабатывать на жизнь. Помоги мне исцелиться от моих болезней. Помоги мне с жильем (перечислите свои нужды). Помоги мне во всех моих делах. Избавь меня от всякого зла, огради и защити меня."
Аминь.

Счастливого Рождества!

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении. Долгие ли службы в православных храмах? В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.

Как всё успеть?

Многие крещёные люди в суете повседневных дел редко посещают церковь, однако они всегда стремятся попасть в неё хотя бы в основные и самые важные дни - на Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение, Успение, Крещение, Воздвижение, Сретение. Если со всеми остальными праздниками ясно, на какой день планировать поход в церковь, то накануне Рождества Христова у тех, кто редко посещает храмы, возникает вопрос: когда ходят в церковь на Рождество? 6 января - праздник не переходящий. По светскому календарю это обычный рабочий день. Как его планировать? Для многих каждый год - это решение непростого ребуса. Есть нельзя до первой звезды, то есть часов до шести вечера. В этот день нужно успеть приготовить 12 ритуальных блюд, отработать на основном рабочем месте и посетить храм. В церковь неприлично забежать на минутку. Если пришёл, значит, должен отстоять всю службу. Господь обычно поддерживает и даёт в этот день сил больше, чем обычно. Главное - не запаниковать раньше времени. Если день рабочий, то можно поступить так. В один из длинных новогодних выходных, в период предпразднования Рождества, нужно посетить церковь, спокойно исповедаться, причаститься Святых Даров и испросить у батюшки благословения на посещение самых главных рождественских богослужений. В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы. Праздник Рождества, выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка? Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа? Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам. Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.

Посещение храмов невоцерковленными христианами Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя скоромной пищей или состояние здоровья предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.Как узнать расписание богослуженийЕсли невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество - 6 или 7 января?», - ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло. Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.Что влияет на продолжительность службы?От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.Цвета Рождественских одеянийВ годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.Одеяния священников, сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность - белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый - Пасха. Воскресенье Христово - главный праздник, а Рождество - самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы. Самый длинный праздникК великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа - самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа - предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события. Когда лучше ходить в храм - до или после восхода Вифлеемской звезды? Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества - это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.Приход каждого из нас в храм - выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.Таким образом, вопрос "когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го" не может считаться существенным. Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаемБезусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.

Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Православная церковь празднует этот праздник 7 января. В Латвии, несмотря на то, что каждый год кто-то предлагает внести этот день в список праздничных дней, официально он по-прежнему остается рабочим.

Рождество: разные даты, один праздник

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления 6 января. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. "старому стилю"), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Богослужение Рождества Христова отличается от богослужения прочих двунадесятых праздников. В состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни.

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: "Христос родился!", отвечая на них - "Славим Его!". Российское телевидение транслирует в ночь с 6 на 7 января Всенощную службу из Храма Христа Спасителя.

Службы и молебны в Риге

В Латвийских храмах вечером 6 января пройдут службы (начало в 17.00-18.00, точнее необходимо узнавать в своих приходах).
6.01 в 15.00 состоится торжественный молебен, который будет совершен по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, в старинном Петро-Павловском соборе Риги (концертный зал "Ave Sol"). После векового перерыва, в старинной рижской церкви вновь будет совершено православное богослужение.

Расписание служб в одном из центральных рижских Храмов, церкви Александра Невского:

6.01 - Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества. Рождественский сочельник. 18.00 - служит игумен Иоанн. 22.00 - преп. Сергий.

07.01 - Рождество Христово . 8.00 - Литургия, служит игумен Иоанн. 18.00 - Великая вечерня, утрення, служит прот. Валерий.

08.01 - Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Литургия - 08.30, служит иерей Павел. Общеградское богослужение - 17.00.

Правильный Рождественский стол

Необходимо помнить, что это чисто семейный праздник, и отмечаться он должен исключительно в узком кругу родных и близких. Дом должен быть чисто убран и украшен.

Угощают в Сочельник (с 6 на 7 января) сочивом - блюдом, приготовленным из риса, пшеницы или чечевицы с добавлением меда, орехов или изюма. Главным блюдом рождественского стола является кутья (коливо, сочиво, сыта), утка или гусь с яблоками, козули (печенье из пряничного теста). Кутья как самое главное блюдо ставится по традиции в самый центр стола.

Пиршество устраивается предрождественским вечером, накануне праздника. Согласно древнееврейской традиции, новый день начинается вечером, т.е. с момента появления первой звезды. Поэтому Рождественская вечеря является началом праздника и должна пройти с началом нового дня, уже после заката. Надо следовать за Вифлеемской звездой (первой звездой на небе) так, как это делали пастухи 2000 лет назад. Дождаться этой звезды, прежде чем приступить к Вечере.

По традиции, на стол под скатерть обычно кладут сено. По христианскому обычаю, на столе должно быть 12 блюд. Столько было Апостолов у Христа. Стол должен быть украшен белой скатертью.

Основное блюдо - запеченный гусь или индейка . Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой. Иногда предпочитают молочного целого поросенка. Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих. если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Приметы Рождества

Считается, что если праздник приходится на воскресенье, то лето будет богато на разнообразные плоды и мед, а если праздник припадает на понедельник, тогда весна будет очень мокрой, а зима "доброй". Как раз наш, тот самый случай.

Если день был достаточно теплый - к хорошему урожаю, а если была капель –ожидают хороший урожай гречки. Если ночью, в Рождество небо звездное, значит, будет хороший приплод скота и большой урожай ягод. Женщины в этот день должны одеться и принарядиться до начала праздничного ужина, иначе они не выйдут замуж за богатого жениха или выйдут замуж, но мужья их не будут любить.

Рождество Христово открывало череду веселых, праздничных дней - Святок, которые длятся до Крещения. В эти дни было принято оказывать милостыню - посещать больных, заключенных, детей-сирот и делать им подарки.

Самой веселой забавой было колядование. Дети наряжались и ходили по домам, распевая колядки - короткие песни о рождении Христа. Святки выделялись шумными народными гуляньями, гаданиями и верой в приметы.

Выходной?

Выходные дни 7 января официально признает Белоруссия, Грузия, Сербия, Казахстан, Киргизия, Украина, Молдавия, Россия. В Армении выходной день установлен 6 января.

В Латвии 7 января официальным праздником не признается, и дискуссии вокруг статуса православного Рождества продолжаются уже не одно десятилетие. Так, мэр Резекне Александр Барташевич издал указание о том, что самоуправление Резекне имеет право на , а бывший президент, Гунтис Улманис также о том, что 7 января должно быть праздничным днем. Соответствующие поправки неоднократно подавались в Сейм, но до сих пор набрать большинство голосов "за" праздник не удалось.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ - елка? Ответы в статье!

Рождество Христово - второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.
Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима - по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка - год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) - эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет - потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее - в 35 - то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников - римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи - и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.
Но Ирод таковым не был - его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.
Отец Ирода Антипатр получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.
Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком - реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян - заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) - все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной - его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу - но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.
Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, - самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.



Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков - иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).
В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.
Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы - термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка - Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.
Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах - трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух - Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства - это изменение мира называется «Фрашо-керети».
Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского - Спасителя мира - повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли - кормушку для скота.
Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни - деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня - ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.
Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.
А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?


Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.
Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.
Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название - Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид - филистимлян.
Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах - и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».
Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.
Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ - елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.
Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело - еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».


Дореволюционная рождественская открытка
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда - сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке - символе жизни).
Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока - и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии - 6 января.
Откуда взялись эти даты?
Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи - Воскресения Христова - а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы - т. е. 25 марта.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления - Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) - с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.
Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?
Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.
Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.
Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления - 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным - ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.
Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.
Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:
- если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
- если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то - простой.
Таким образом, 1900 год - простой, 2000 - високосный, 2100 - простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой - уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им - ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.
С праздником Рождества вас, дорогие читатели! Помощи Божией во всех ваших делах, мира и благополучия!
 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с