Для верующих и неверующих: что нужно знать о Рождестве. Советы девушкам, как правильно отпраздновать православное рождество

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ - елка? Ответы в статье!

Рождество Христово - второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.
Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима - по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка - год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) - эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет - потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее - в 35 - то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников - римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи - и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.
Но Ирод таковым не был - его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.
Отец Ирода Антипатр получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.
Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком - реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян - заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) - все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной - его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)
Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу - но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.
Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, - самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.



Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков - иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).
В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.
Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы - термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка - Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.
Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах - трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух - Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства - это изменение мира называется «Фрашо-керети».
Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского - Спасителя мира - повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли - кормушку для скота.
Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни - деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня - ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.
Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.
А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?


Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.
Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.
Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название - Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид - филистимлян.
Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах - и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».
Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.
Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ - елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.
Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.
А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.
А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.
В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело - еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».


Дореволюционная рождественская открытка
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда - сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке - символе жизни).
Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока - и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии - 6 января.
Откуда взялись эти даты?
Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).
Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи - Воскресения Христова - а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы - т. е. 25 марта.
Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления - Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) - с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.
Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?
Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.
Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.
Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления - 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным - ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.
Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.
Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:
- если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
- если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то - простой.
Таким образом, 1900 год - простой, 2000 - високосный, 2100 - простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.
Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой - уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им - ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.
С праздником Рождества вас, дорогие читатели! Помощи Божией во всех ваших делах, мира и благополучия!

Все еще длится пост, все еще нельзя ни мяса, ни молока, ни яиц. Зато уже завтра, 6 января, самые простые люди, как и ревностно верующие, собираются всей семьей, чтобы поставить на стол традиционные славянские блюда: кутью, сочиво, постную рыбу, узвар из целых ягод. В этот день постящие христиане не едят целый день, садясь за стол только с появлением на небе первой звезды.

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что "коливо" - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать "сочиво", или "коливо", положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.

В ночь с 6 на 7 января идут на праздничную службу. И уже после нее начинается разговение - можно кушать все. Пост закончился.

Но рождественский ужин устраивают, как правило, 7 января вечером. На стол можно подавать колбасы, ветчину, фаршированную утку. А вот алкоголь, как правило, в православной традиции не присутствует. Но выпить бокал хорошего красного вина не возбраняется.

А потом начинаются святки - нужно ходить в гости к друзьям, родственникам и знакомым, дарить подарки.

Что можно:

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих милостыню.

И наконец, если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Что нельзя:

Обычно в зимние праздники, незамужние девицы гадают, пытаясь узнать свое будущее или имя жениха. Но именно в Рождество этим заниматься строго воспрещается, дабы не навлечь на себя и своих близких беду. Этот праздник имеет глубоко религиозные корни и поэтому все, что связано с мистикой и греховностью попадает под строжайший запрет.

В Святое Рождество, впрочем, как и в любой другой большой церковный праздник, нельзя заниматься домашними делами, уборкой, шитьем, мытьем полов и вязанием. Принимать душ или ванну в Сочельник тоже нельзя.

Довольно странным и необъяснимым постулатом в этот день является запрет на употребление воды. Утолять свою жажду можно лишь чаем, морсом, соками. Заядлым рыбакам и охотникам в Рождество так же необходимо отказаться от своих увлечений. Обижать, и тем более убивать, братьев наших меньших, категорически запрещено. Ну, и наконец, следите за своим настроением и отношением к окружающим. Не стоит вступать в конфликты, ругаться матом, лгать и проявлять нетерпимость к недостаткам близких.

Веселого Рождества вам и вашим близким!

За время правления советской власти русский народ напрочь позабыл о таком празднике как Рождество Христово. Людям навязали идеологию безбожной жизни, тем самым искоренив в сердцах духовность, нравственность, веру и надежду.

С приходом перестройки, постепенно наша страна начала оправляться от долгой душевной болезни, и народ заговорил о Рождестве. Кто-то, отмечая этот праздник, отдает дань моде, кто-то радуется очередному поводу посидеть за накрытым столом, и совсем немногие по-настоящему вспоминают рождение Христа.

В России мало семейных Рождественских традиций - их почти нет. Быть может, поэтому наши дети так немного знают об этом празднике: какова его суть, кем являются его главные герои, почему этот день так важен для всех христиан. Что рассказать ребенку о являющемся величайшим во всем мире и так надолго забытом русскими людьми празднике?

Название

Ребенку сложно найти какое-либо объяснение самому названию праздника. Родители должны объяснить малышу, какой смысл скрывается за таинственным названием: «Рождество». Ведь, чтобы радоваться этому дню, нужно знать, какова его суть.

Возможно, вам поможет сравнение этого дня с днем рождения ребенка. Напомните малышу его последние именины и спросите, знает ли он, почему все поздравляют именно его. Вероятно, ребенок ответит, что в этот день он родился. Тогда можете приступать к объяснению сути Рождества - рождения кого-то очень важного, кого почитает весь мир.

История праздника

Очень важно рассказать малышу историю, описывающую рождение Младенца. Это основное, что должны знать и взрослые, и дети, отмечающие Рождество - с этого начинается праздник. Историю Рождества вы можете прочитать из детской Библии, а также из Евангелий от Матфея и от Луки.

Чтобы ребенку было интересно, найдите картинки с сюжетами Рождества в книгах, журналах, или распечатайте из Интернета. Показывайте изображения малышу и рассказывайте чудесную историю прихода в мир Спасителя Христа.

Вот основные моменты Рождества, которые вы можете раскрыть для ребенка:

  • О приходе Мессии, что в переводе означает «спаситель», возвещали разные библейские пророки за сотни лет до Его рождения.
  • Людям нужен был Христос, потому что они не могли своими силами избавиться от грехов. Только Мессия мог спасти людей от их грехов.
  • Мать Иисуса была скромной молодой девушкой, которая любила Бога и слушалась Его. Звали ее Мария.
  • Ангел рассказал Марии о том, что она родит Сына Божьего.
  • Мария и ее муж Иосиф находились в городе Вифлееме на переписи населения. Они не нашли там свободной гостиницы для ночлега, и поселились в хлеву. Марии пришло время рожать и она, спеленав, положила Иисуса в ясли (кормушку для скота).
  • В том, что Христос родился в хлеву, сокрыт смысл: Мессия пришел не только для богатых, но и для простых, бедных людей. Все одинаково могут получить прощение грехов.
  • О рождении Мессии узнали простые люди - пастухи на поле, которые ночью пасли стадо. Сам Бог возвестил им об этом через Ангела. Он сказал о радости, которая будет всем людям, потому что родился Спаситель. Он рассказал, где они могут найти Младенца, чтобы поклониться Ему.
  • Пастухи увидели хор Ангелов, который восхвалял Бога: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» Затем они пошли в Вифлеем к Иисусу и с радостью рассказали Марии и Иосифу о том, что поведали им Ангелы об их Младенце.
  • Бог возвестил о рождении Иисуса как бедным пастухам, так и великим мудрецам - волхвам. Они увидели в небе новую звезду и поняли, что это - знак: сбылось древнее пророчество о рождении Мессии.
  • Мудрецы пришли поклониться Иисусу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Богословы объясняют, почему именно эти подарки преподнесли волхвы. Золото маленький Христос получил как Царь, ладан - как Бог и Священник, смирну - как человек, который должен умереть (таково было дальнейшее пророчество о Мессии).
  • Цель рождения на землю Христа - дать возможность каждому человеку прийти к Богу. После того, как Мессия пришел на землю и умер за грех людей, уже не нужно приносить жертвы, чтобы угодить Господу. Всевышнему нужно лишь открытое раскаявшееся сердце человека.

Отголоски Рождества в нашей жизни

Возьмем, к примеру, наше летоисчисление. Обязательно расскажите ребенку, что оно ведется от Рождества Христова. Малышу гораздо понятнее будет выражение «1985 год от Рождества Христова», если вы объясните ему его в контексте рождественской истории.

Почему самая младшая группа в детском саду названа «яслями»? Спросите об этом у своего ребенка после рассказа о Младенце Иисусе. Новорожденного Христа положили в ясли - кормушку для скота, поэтому сегодня мы называем так малышовую группу детсада.

А откуда пошла традиция вешать звезду на макушку новогодней елки? Вспомните историю с волхвами, которые, увидев новую звезду, поняли, что родился Спаситель мира. И не о дарах ли этих мудрецов, принесенных маленькому Иисусу, мы можем вспомнить, когда кладем под елку подарки для своих родных и близких?

Открывайте детям Рождество в повседневных вещах, которые встречаются в вашей жизни.

Чтобы все говорило о Рождестве

Существуют забавные сувениры, на которых изображено святое семейство в хлеву, поклонение волхвов, пастухи на поле, увидевшие звезду. Покажите их ребенку в витрине магазина, приобретите такой символ Рождества, чтобы поставить на видное место в доме.

Подберите рождественскую музыку. Она бывает предназначена как для взрослых, так и для детей. Включив ее, вы создадите особую атмосферу праздника.

Также найдите рождественское видео. Это могут быть детские фильмы, мультфильмы, сказки, действие которых происходит в Рождество. Немало сейчас и мультфильмов, рассказывающих непосредственно об истории прихода в мир Иисуса Христа.

Включите ребенку детскую аудиобиблию с рассказом о рождении Мессии. Представление о празднике и его ощущение у малыша будут тем полнее, чем разнообразней будет информация о событиях, происходивших в этот день.

Фотографии Рождества из разных стран помогут ребенку представить, как этот праздник отмечают народы по всей земле.

Начните отмечать Рождество семьей

Чтобы праздник Рождества надолго запомнился вашим детям и напоминал о чем-то добром, радостном и теплом, начните отмечать этот день всей семьей. Для этого вам необходимо создать фамильные традиции, некоторые из которых вы можете позаимствовать у других, а какие-то - придумать сами.

Центром всех церемоний в Рождество должна стать идея явления людям Божьей милости: Всевышний любит нас и поэтому послал нам Своего Сына. Важно, чтобы все максимально напоминало о сути Рождества, иначе ваш праздник превратится в застолье, каких много в году.

Украсьте комнату, в которой будете отмечать праздник, атрибутами Рождества: ангелками, вертепом, свечами. Если на вашей елке не горит звезда, вырежьте ее из фольги и повесьте на видное место. Можно поместить картину с изображением Марии, Иосифа и Иисуса на подстилку из сена - в знак того, что эта семья находилась в хлеву.

Если вы бывали в Европе перед Рождеством, наверняка, у вас имеются интересные сувениры на тему рождения Мессии. Если таковых нет - смастерите какие-то из них сами. Сплетите ангелов из проволоки и бусин, сделайте из картона фигурки Святого Семейства. В арсенале вашего малыша, скорее всего, есть небольшие резиновые или пластиковые животные. Они также могут быть участниками праздничного убранства - ведь в хлеву, где родился Иисус, жили домашние животные.

Выучите с детьми несложные рождественские песни, стишки. Включите их в программу. Прочитав историю Рождества из Библии, вы сможете составить викторину для своей семьи из несложных вопросов. Не забудьте запастись призами для игроков, ведь Рождество - это праздник подарков, самым главным из которых является Божий дар людям - Спаситель Иисус.

Поиграйте в игру «Что я знаю о Рождестве». По кругу каждый должен говорить один факт, который он знает о рождении Христа. Из игры выходит тот, кто в свою очередь не смог назвать ничего. Последний оставшийся участник - победитель.

Задайте каждому из семьи вопрос, каких перемен он ожидает в следующее Рождество. Запишите ответы на видео, а через год вам будет весьма интересно узнать, какие же мечты ваших близких сбылись.

Если у вас есть бабушка, попросите ее рассказать о своем детстве, о том, как праздновала Рождество ее семья, что особенно нравилось ей в этом дне.

Не забудьте оказать внимание в этот день вашим близким, живущим рядом: угостите их ароматным пирогом, подарите подарок. Подскажите ребенку, как он может сделать добро своим друзьям: положите в пакет угощения, пусть малыш раздаст их на детской площадке. Если вы знаете нуждающегося человека, Рождество - это хорошая возможность помочь ему тем, чем вы можете. Создайте праздник для ближнего, и вы почувствуете, каким волшебным этот день станет для вас!

С наступающим Рождеством Христовым!

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Православная церковь празднует этот праздник 7 января. В Латвии, несмотря на то, что каждый год кто-то предлагает внести этот день в список праздничных дней, официально он по-прежнему остается рабочим.

Рождество: разные даты, один праздник

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления 6 января. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. "старому стилю"), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Богослужение Рождества Христова отличается от богослужения прочих двунадесятых праздников. В состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни.

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: "Христос родился!", отвечая на них - "Славим Его!". Российское телевидение транслирует в ночь с 6 на 7 января Всенощную службу из Храма Христа Спасителя.

Службы и молебны в Риге

В Латвийских храмах вечером 6 января пройдут службы (начало в 17.00-18.00, точнее необходимо узнавать в своих приходах).
6.01 в 15.00 состоится торжественный молебен, который будет совершен по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, в старинном Петро-Павловском соборе Риги (концертный зал "Ave Sol"). После векового перерыва, в старинной рижской церкви вновь будет совершено православное богослужение.

Расписание служб в одном из центральных рижских Храмов, церкви Александра Невского:

6.01 - Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества. Рождественский сочельник. 18.00 - служит игумен Иоанн. 22.00 - преп. Сергий.

07.01 - Рождество Христово . 8.00 - Литургия, служит игумен Иоанн. 18.00 - Великая вечерня, утрення, служит прот. Валерий.

08.01 - Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Литургия - 08.30, служит иерей Павел. Общеградское богослужение - 17.00.

Правильный Рождественский стол

Необходимо помнить, что это чисто семейный праздник, и отмечаться он должен исключительно в узком кругу родных и близких. Дом должен быть чисто убран и украшен.

Угощают в Сочельник (с 6 на 7 января) сочивом - блюдом, приготовленным из риса, пшеницы или чечевицы с добавлением меда, орехов или изюма. Главным блюдом рождественского стола является кутья (коливо, сочиво, сыта), утка или гусь с яблоками, козули (печенье из пряничного теста). Кутья как самое главное блюдо ставится по традиции в самый центр стола.

Пиршество устраивается предрождественским вечером, накануне праздника. Согласно древнееврейской традиции, новый день начинается вечером, т.е. с момента появления первой звезды. Поэтому Рождественская вечеря является началом праздника и должна пройти с началом нового дня, уже после заката. Надо следовать за Вифлеемской звездой (первой звездой на небе) так, как это делали пастухи 2000 лет назад. Дождаться этой звезды, прежде чем приступить к Вечере.

По традиции, на стол под скатерть обычно кладут сено. По христианскому обычаю, на столе должно быть 12 блюд. Столько было Апостолов у Христа. Стол должен быть украшен белой скатертью.

Основное блюдо - запеченный гусь или индейка . Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой. Иногда предпочитают молочного целого поросенка. Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих. если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Приметы Рождества

Считается, что если праздник приходится на воскресенье, то лето будет богато на разнообразные плоды и мед, а если праздник припадает на понедельник, тогда весна будет очень мокрой, а зима "доброй". Как раз наш, тот самый случай.

Если день был достаточно теплый - к хорошему урожаю, а если была капель –ожидают хороший урожай гречки. Если ночью, в Рождество небо звездное, значит, будет хороший приплод скота и большой урожай ягод. Женщины в этот день должны одеться и принарядиться до начала праздничного ужина, иначе они не выйдут замуж за богатого жениха или выйдут замуж, но мужья их не будут любить.

Рождество Христово открывало череду веселых, праздничных дней - Святок, которые длятся до Крещения. В эти дни было принято оказывать милостыню - посещать больных, заключенных, детей-сирот и делать им подарки.

Самой веселой забавой было колядование. Дети наряжались и ходили по домам, распевая колядки - короткие песни о рождении Христа. Святки выделялись шумными народными гуляньями, гаданиями и верой в приметы.

Выходной?

Выходные дни 7 января официально признает Белоруссия, Грузия, Сербия, Казахстан, Киргизия, Украина, Молдавия, Россия. В Армении выходной день установлен 6 января.

В Латвии 7 января официальным праздником не признается, и дискуссии вокруг статуса православного Рождества продолжаются уже не одно десятилетие. Так, мэр Резекне Александр Барташевич издал указание о том, что самоуправление Резекне имеет право на , а бывший президент, Гунтис Улманис также о том, что 7 января должно быть праздничным днем. Соответствующие поправки неоднократно подавались в Сейм, но до сих пор набрать большинство голосов "за" праздник не удалось.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

 
Статьи по теме:
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо