Самолеты витязи. Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии

Их работа красива, почетна и невероятно трудна. Чтобы летать как они, пилоты учатся годами. Их здоровью и выдержке позавидует любой спортсмен. У них есть фанклубы не только в России, но и за рубежом, расписание их выступлений составлено на год вперед. Без них не проходит практически ни один международный авиасалон.

Каждый полет "Стрижей" и "Русских витязей", отмечающих сегодня свое 25-летие, – воплощение мечты, преодоление несовершенства человеческой природы. Вдохновение и радость, которые дарят людям самолеты, легко взмывающие в небо.

О секретах мастерства российских асов, их новых самолетах, авиагрупп, настоящем и будущем – в прекрасном материале ТАСС, который я немного своровала порезала и сопроводила сегодняшними фотографиями, сделанными на авиашоу в Кубинке, посвященному юбилею легендарных авиагрупп.

ВСЕ с главкомом.

"Витязи" и "Стрижи" появились практически одновременно – 5 апреля и 6 мая 1991 года. Название обеих групп придумали сами пилоты. И те, и другие базируются на Кубинке в составе Центра показа авиационной техники имени (ЦПАТ) И. Н. Кожедуба.

Первый закрытый показ предтечи пилотажной группы "Стрижи" на МиГ-29 состоялся еще в 1986 году в Финляндии, куда группа была приглашена с дружеским визитом.

"Стрижи" летают на МиГ-29. Эти самолеты поступили в Кубинку в 1983 году, до этого в распоряжении пилотов авиацентра были МиГ-21 и МиГ-23. В то время летчиков на четырех "мигах" не называли пилотажной группой, употреблялось название "ромб на МиГ-29". В 1991 году началась новая эпоха.

"Стрижи" были сформированы из лучших пилотов на базе 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка, который в войсках всегда называли "показным". В его задачи входила не только защита воздушных рубежей Москвы, но и демонстрация возможностей передовой авиационной техники.

Нынешнюю раскраску "Стрижей" Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" предложила в 2000 году. Так появились очертания гигантских синих птиц сверху и снизу на фюзеляже самолетов.

"Русские витязи" – единственная в мире авиационная группа, показывающая высший пилотаж на тяжелых строевых истребителях Су-27.
Их самолеты, как и у "Стрижей", не отличаются от строевых машин ничем, кроме окраски.

Су-27 поступили на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники в мае 1989 года.
Сначала пилоты тренировались в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". В начале 1991-го был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов.

Первое выступление "Витязей" состоялось через четыре с половиной месяца после официального дня рождения группы, 24 августа 1991 года, на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов.
Этот визит стал отправной точкой в создании неповторимого имиджа группы. Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ "Сухого" на разработку единого дизайна и раскраску всех истребителей группы.

Проход с Ил-76 и выпущенными шасси.

Искусство боя

Простой, сложный и высший пилотаж, которыми любуются миллионы зрителей, имеет свой практический смысл. Каждая фигура, которую "выписывает" в небе самолет, предназначена для ухода от противника.

Цель атакующего – занять выгодное исходное положение и поразить преследуемый самолет; цель того, кого догоняют, – уйти из-под атаки, увернуться от ракеты, по возможности зайти "в хвост" нападающему. Летчик должен спокойно чувствовать себя в воздухе, быть полностью уверенным в своем самолете и в совершенстве им владеть.

Имеет практический смысл и работающий на зрелищность пилотажа отстрел ложных тепловых целей, более известных как тепловые ловушки – сноп ярких огней, которые выпускают самолеты при пролете группой или в одиночку.

В реальном бою этот "салют" необходим для того, чтобы сбить с толку инфракрасные головки самонаведения ракет неприятеля.

"Пилотажная подготовка, выполнение комплекса фигур высшего пилотажа, умение вести маневренный воздушный бой – основа обучения каждого летчика-истребителя" - говорит Сергей Осяйкин, командир авиагруппы "Стрижи".

Возьмем в качестве примера фигуру "Бочка" Если она одиночная, то это базовая фигура, выполняемая всеми летчиками. Если групповая – то это уже сложно, делают ее только пилотажники.

Когда "Бочку" делает авиагруппа, мастерство проявляется в синхронном выполнении этой фигуры, одновременно начатой и законченной, в четком выдерживании своего места в строю и положения самолетов в пространстве.
Одиночная "Бочка" в бою дает летчику возможность внезапно поменять свое пространственное положение, уйти от ракеты противника.

Практически все фигуры выполняются на перегрузках. Пожалуй, наиболее сложные по выполнению – это "Колокол" и проход на минимальной скорости (200 км/ч). Нужно поддерживать самолет, не дать ему завалиться и не уйти в штопор.

Фигуры высшего пилотажа в самом общем виде разделяются на одиночные и групповые, при этом групповые выполняются в различных строях: "Пирамида", "Конверт", "Стрела", "Колонна".

При выполнении пилотажа все летчики смотрят только на самолет ведущего. Они держат одну плоскость, ориентируясь только на него.
Именно ведущий создает рисунок пилотажа, отвечает за все параметры выполняемых фигур, за построение, а задача ведомых – выдержать свое место в строю.

Когда самолет пилотируется одиночно, летчик демонстрирует все, на что способна машина, показывает ее возможности. При выполнении пилотажа группой должно быть сохранение строя, синхронность, определенное построение маневров.

Пилотаж должен быть энергичным, сжатым, сконцентрированным, промежутки времени между различными фигурами и перестроениями минимальные.
Именно так составляется картина пилотажа, рождается гармоничный рисунок и смысл полета, чтобы активное маневрирование самолетов не превращалось в "мельтешение", а раскрывало всю красоту, управляемость и опасную силу боевых машин.

Если летчик хотя бы на полсекунды отвлечется, то не факт, что при скорости 600-700 км/ч он сумеет выдержать свое место в строю. Задача ведомого – полностью сконцентрироваться на ведущем и выполнять за ним свои маневры.

Естественно, с приходом опыта пилот уже имеет возможность на долю секунды отвлечься, куда-то посмотреть, проконтролировать какие-то дополнительные параметры. Но все равно 90% своего времени в групповом пилотаже он смотрит на ведущего

Интересный факт

Расстояние между кончиками крыльев самолетов при групповом пилотаже составляет 1 метр.
Один из наиболее узнаваемых символов "Стрижей" и "Русских витязей" – гигантский ромб, состоящий из четверки МиГ-29 и пяти Су-27. Этот пилотажный строй получил имя "Кубинский бриллиант" за свои четкие грани, очерченные как будто по линейке.

Впервые четверка "Русских витязей" совместно с шестеркой "Стрижей" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов к 65-летию образования Центра показа авиационной техники в марте 2003 года.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации.
Уже несколько лет подряд "Стрижи" и "Витязи" летают девяткой над Красной площадью 9 мая и выступают таким образом на многих праздниках.

И "Стрижи", и "Русские витязи" летают в обновленном составе (шестеркой) с 2014 года. Каждый новый летчик должен пройти серьезную подготовку, чтобы получить право летать в авиагруппе.

"Мы заинтересованы, чтобы к нам приходили. Это должны быть пилоты, имеющие квалификационный налет не ниже летчика второго класса, практически в полном объеме прошедшие курс боевой подготовки. Кроме того, немаловажны личные, человеческие качества. Авиагруппа – это небольшая семья, где каждый должен быть абсолютно уверен в своих товарищах", – рассказывает Сергей Осяйкин.

"Кроме того, к нам в авиацентр приходят молодые пилоты, из которых мы готовим воздушных бойцов. Мы с ними летаем и на воздушные бои, и на перехваты, и на боевое применение по различным целям. А уже потом к ним присматриваемся и пробуем на пилотаж. Все это идет параллельно".

Пилотажники не устают подчеркивать, что летают на строевых серийных машинах. И "Стрижи", и "Витязи" часто садятся за штурвалы самолетов в других авиачастях и "крутят" точно такую же программу. Это делается в тех случаях, когда дороже "перегонять" самолеты и инженерную группу из Кубинки.

Глобальной разницы между самолетами, конечно, нет, но "микроскопические" нюансы, разумеется, всегда найдутся. На одном самолете двигатели чуть по-разному работают, садишься в другой – оба выходят на мощность одинаково. И, конечно, летчик, который летал за штурвалом отдельно взятой машины, все расскажет про крошечные отличия в ее управлении...

Любой полет – это всегда определенный риск. Программа каждого выступления всегда досконально просчитывается с учетом расстояний туда и обратно, времени и сложности пилотажа, количества заправленного топлива, особенностей местности, наличия запасных аэродромов.

При одиночном пилотаже перегрузка может доходить до 9 g (единиц), а это значит, что на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Групповой пилотаж обычно не превышает перегрузок в 6 единиц. При этом даже при перегрузке в три единицы уже трудно оторвать руку от колена.

Летчиков спасают от перегрузок специальные костюмы, которые не дают крови отливать от головы и туловища, но сути это не меняет – каждый летчик-истребитель должен быть безусловно здоровым физически и психически человеком, с отличным вестибулярным аппаратом. Самый строгий отбор по здоровью – именно в авиацию, особенно в истребительную.

Летчики – особые люди. Когда они на земле – их тянет в небо, когда летают далеко от дома – скучают и ждут скорой встречи с близкими.
Все пилоты авиационных групп много лет шли к своему нынешнему мастерству и не променяли бы его ни на что другое...

Ура! Ура! Уррррааааа!

После авиашоу всех желающих допустили к самолетам.

Организовать встречу с командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» гвардии подполковником Сергеем Щегловым нам помогла компания Hamilton — известный производитель часов в авиационном стиле. Наш первый вопрос командиру «Витязей» — о том, как летчики приходят в группу, как попадают в число избранных.

Щеглов Сергей Владимирович, гвардии подполковник, командир группы высшего пилотажа «Русские витязи», летчик 1 класса. Родился 16 августа 1973 года в п. Дмитриевка Тамбовской области. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе «Кубинка». За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал 700 часов. Женат. Воспитывает дочь и сына. Увлекается автомобилями.

— Все очень просто, — отвечает наш собеседник. Мы отбираем наших будущих пилотов из числа военных летчиков, проходящих службу в строевых частях ВВС России. Пилот должен иметь уровень не ниже 2 класса, хотя были случаи, когда и летчики 3 класса успешно обучались всему необходимому. Обычно пилот из строевой части высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен. Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться. Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство. Один раз мы бросали клич по строевым частям — в виде телеграммы-приглашения. На приглашение пилоты откликались и приезжали к нам на экзамен.

Но разве у «Русских витязей» такой дефицит кадров, что приходится бросать клич?

Дефицита, конечно, нет, но есть естественная убыль: один-два человека в год уходят в отставку, освобождая места талантливой молодежи. Тогда мы приглашаем новых пилотов. А от нас уже никто не уходит, так и служат до выхода на пенсию.


«Русские витязи» нередко выступают совместно со «Стрижами». Эта группа тоже базируется в Кубинке и выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях.

Как идет обучение? Сейчас популярна тема авиатренажеров — используете ли вы их?

Для освоения полета в пилотажном строю в тренажерах необходимости нет. Визуальные оценки, глазомер, моторика — все это отрабатывается в тренировочных полетах. Но мы занимаемся и по другим программам, в частности по программам боевого применения, и там тренажеры используются.

На выступлениях ваши самолеты летят в строю, и расстояние между машинами минимально. Это сложно и опасно. Как ваши летчики учатся летать «впритирку»?

Каждый летчик, начиная с первых полетов в училище, постепенно эволюционирует. Сначала его учат одиночным полетам, затем — полету в паре. По мере обучения у него вырабатывается глазомерное восприятие самолета ведущего, определенная моторика, позволяющая четко реагировать на изменение расстояния и выдерживать место в строю. Когда летчик приходит к нам, он сначала выполняет полеты по курсу боевой подготовки. Затем приступает к программе пилотажной подготовки, сперва в менее плотном строе, обычно в тройке, где один ведущий и два ведомых. В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте. Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке… И постепенно приобретаются навыки, пилот действует более точно и уже «на автомате» выполняет соответствующие действия рулями.


Известно, что при пилотировании в группе особую проблему представляет спутный след от летящего впереди самолета. Как вы справляетесь с этой помехой?

Спутный след имеет несколько составляющих. Первая из них — струя от двигателя, которая довольно быстро «рассасывается». Вторая — возмущение, вызванное непосредственно самим летательным аппаратом, и третья — самая мощная — это перетекание воздуха с нижней части крыла на верхнюю. На концах крыльев воздух закручивается в жгут, и два потока идут навстречу друг другу. Это самая мощная помеха, она продолжительное время остается в воздухе. И чем больше перегрузка у самолета, тем более мощный вихревой жгут он оставляет за собой. Что в этом случае делать? Не попадать в эту струю. По нашим правилам ведомый самолет всегда летит ниже струи ведущего. Но если группа выполняет вираж на форсаже — даже по всем правилам, — то на выводе мы попадаем в свою же спутную струю. В этом случае самолет слегка тряханет, но его положение легко стабилизировать рулями. Если же попасть в спутный след, подойдя к другому самолету близко (во время пилотажа или в воздушном бою), то истребитель может швырнуть в сторону как пушинку, хоть весит он десятки тонн. Это опасно — машина на несколько секунд теряет управляемость, и это может привести к столкновению с соседним аппаратом.


Ваша пилотажная группа летает на Су-27. Расскажите об особенностях этого самолета.

Су-27, как и другие истребители 4-го поколения, позволяет в полной мере реализовать подъемную силу крыла. Машина выполнена по интегральной схеме, без четко выраженного фюзеляжа: фюзеляж плавно переходит в крыло и тоже участвует в создании подъемной силы. Но эта схема аэродинамически малоустойчива. Ее плюс в том, что малоустойчивый самолет не отбирает подъемную силу на балансировку и более маневренен. Минус — таким аппаратом сложнее управлять, и поэтому на помощь летчику приходит компьютер в виде СДУ — системы дистанционного управления. Можно сказать, что планер Су-27 обладает уникальной аэродинамикой — на него можно ставить новую авионику, новые двигатели, но сама конструкция очень удачна и ей предстоит долгая жизнь. Вообще, хороший самолет — это компромисс. Например, чтобы истребитель был маневренным, он должен быть прочным, если он должен быть прочным, то ему следует быть легким, но малый вес может сказаться на прочности и негативно. Или возьмем радиус действия. Для дальнего полета хорошо иметь аппарат малого веса и побольше топлива. Но топливо и баки тоже добавляют тяжести. Сплошные противоречия. Однако в конструкции Су-27 все эти противоречивые факторы учтены в максимально гармоничном виде. Я считаю, что это самый лучший в мире истребитель.


Одиночный пилотаж группы «Русские витязи»

Пилотажных групп, выступающих на боевых самолетах, в мире не так уж много. В чем особенность этих групп?

Действительно, таких групп немного. Есть «Русские витязи» и «Стрижи» на МиГ-29 у нас, есть американцы Blue Angels и Thunderbirds, летающие на F/A-18 и F-16, есть китайская группа на J-10, есть группы у Турции и Швейцарии на F-5 Tiger. Прежде всего задача таких групп, и нашей в том числе, — поддержать престиж страны, показать возможности национальных ВВС. Если же сравнивать пилотажную группу на боевых самолетах и на учебно-тренировочных машинах, то пилотаж боевых аппаратов более энергичен, сразу видно, что эта техника мощнее, энерговооруженней, маневренней. Группа на учебно-тренировочных самолетах обычно показывает какие-то проходы, элементы перестроения. Боевые машины демонстрируют силовой пилотаж: здесь предельные по тяге виражи, а радиусы петель или разворотов меньше, чем у учебно-тренировочных самолетов, хоть у тех и ниже скорости. Сейчас в мире по сложности выполняемых фигур с нашими группами могут сравниться только американцы. Китайцы пока до этого уровня не дотягивают, но быстро эволюционируют.


Какие фигуры высшего пилотажа вы считаете наиболее сложными?

Все фигуры высшего пилотажа непросты, если их надо выполнить красиво, так, чтобы это понравилось зрителям, но самые сложные — те, где реализуется наибольшая тяга двигателей — вираж на форсаже, петля на форсаже. Довольно тяжела в исполнении бочка, если самолет летит в строю и необходимо выполнить вращение не вокруг собственной оси машины, а вокруг формации, то есть вокруг оси ведущего самолета.

Поскольку нашим провожатым в штаб-квартиру «Русских витязей» в Кубинке стала компания Hamilton, напоследок захотелось спросить командира «Русских витязей» о роли часов в жизни авиатора.

Какой же летчик без часов? — отвечает с улыбкой подполковник Щеглов. — Пилотам ВВС часы положены по штату и выдаются, но, разумеется, каждый вправе сам выбирать, какие именно часы ему носить. В кабине Су-27 на приборной доске индикация времени, конечно, предусмотрена, хотя даже в полете порой бывает удобнее взглянуть на те часы, что на руке. Ну а вообще говоря, мы, летчики, живем не только в небе, но и на земле, и здесь наручные часы служат для пилота аксессуаром, подчеркивающим его принадлежность к нашей романтической профессии.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 9 июня фронтовой истребитель Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" ВКС России потерпел крушение

5 апреля 2016 г. исполнилось 25 лет со дня формирования авиационной группы высшего пилотажа "Русские витязи" ВВС (с 1 августа 2015 года - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России.

Группа "Русские витязи" была сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1-й эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка 16-й воздушной Краснознаменной армии ВВС СССР (ныне - 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба, 237 гв. ЦПАТ, авиабаза Кубинка, Московская обл.).

"Агентство "Военинформ" МО РФ"

237-й авиаполк с 1967 года специализировался на демонстрациях авиатехники и высшем пилотаже, с мая 1989 года пилоты полка осваивали фронтовые истребители Су-27. Название авиагруппы было выбрано по предложению летчика Николая Гречанова. В разные годы в состав группы входил 31 военный пилот.

В настоящее время группа использует четыре истребителя Су-27П (модификация для воздушных сил ПВО) и два Су-27УБ (учебная двухместная модификация). Программы показательных полетов включают групповой высший пилотаж четырех и шести самолетов; синхронный, встречный пилотаж двух самолетов, а также одиночный высший пилотаж.

История выступлений группы

Первое выступление "Русских витязей" состоялось 24 августа 1991 года на авиашоу в Познани (Польша), где программу одиночного пилотажа продемонстрировал командир группы Владимир Баженов. В начале осени того же года в ОКБ Сухого создали единое визуальное оформление истребителей группы в бело-сине-красных цветах. Первые групповые выступления "Витязей" прошли осенью 1991 года на авиабазах ВВС Великобритании Люкерс и Финнингли, где российские Су-27 летали вместе с британской пилотажной группой Red Arrows (англ. "красные стрелы").

С 1991 года "Русские витязи" регулярно участвуют в показах авиационного мастерства на авиашоу в российских городах и за рубежом - в Чехии (1991), Малайзии (1991, 1995, 2013), США (1992), Франции (1992, 1997), Голландии (1993), Канаде (1993), Словакии (1994, 1996), Норвегии (1994), Люксембурге (1994), Туркмении (1994), Австрии (1996), Китае (1998, 2006, 2012), ОАЭ (2005, 2006), Белоруссии (2006), Финляндии (2008), Бахрейне (2012, 2014), Индии (2013), Венгрии (2013) и др.

Полеты истребителей группы строем в форме ромба, как отдельно, так и в составе "Кубинского бриллианта" (девятки самолетов совместно с МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи", которая также базируется в Кубинке), - традиционный элемент программы Международного авиационно-космического салона (МАКС, Жуковский, Московская обл.), Парада Победы на Красной площади в Москве, Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

"Витязи" участвовали в лазерном шоу Жан-Мишеля Жарра во время празднования 850-летия Москвы (1997), сопровождали авиалайнеры британской королевы Елизаветы II и французского президента Жака Ширака во время их визитов в Россию в 1994 и 1997 годах.

Катастрофы

За историю существования "Русских витязей" произошло три катастрофы, в которых гибли входившие в группу пилоты.

12 декабря 1995 г. в ходе перелета из Малайзии в Россию после участия в международном авиасалоне "Лима-95" разбились три истребителя группы. Столкновение с горой произошло при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань. Причиной послужила неудовлетворительная организация полетов в сложных метеоусловиях. Погибли четверо летчиков: гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой.

Катастрофа стала первой потерей среди личного состава группы.

16 августа 2009 г. близ аэродрома Раменское (Жуковский, Московская обл.) во время учебно-тренировочного полета в рамках подготовки к авиасалону "МАКС-2009" истребители Су-27 (бортовой номер "14 синий") и Су-27УБ (бортовой номер "18 синий") пилотажной группы столкнулись в воздухе, один из них упал на коттедж в дачном поселке. Погиб командир 237-го ЦПАТ Игорь Ткаченко, еще один из летчиков получил травму позвоночника. Также пострадали пять жителей поселка, где в результате катастрофы сгорели три жилых дома. 22 августа 2009 года указом президента РФ Дмитрия Медведева гвардии полковнику Игорю Ткаченко было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

9 июня 2016 г. фронтовой истребитель Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" ВКС России потерпел крушение в районе д. Мураново (Пушкинский район Московской обл.). Погиб пилот - майор Сергей Еременко.

Будущая смена самолетов

Планируется, что в течение 2016 года пилоты "Русских витязей" пересядут с тяжелых строевых Су-27 на более современные машины. В январе 2016 года главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что решение о том, на каких самолетах "Витязи" будут выступать в 2017 году, примет министр обороны РФ.

В марте ведущий летчик авиагруппы гвардии полковник Андрей Алексеев рассказал представителям СМИ, что командованием поставлена задача на перевооружение пилотажной группы, а летчики и инженерно-технический состав уже проходят программу переучивания на новый тип самолета. Что это за машина, пока не сообщается.

Основной состав авиагруппы

Андрей Алексеев

Зам. командира 237-го Центра показа авиационной техники

Ведущий группы, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1998 г. служит на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, Миг-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 2100 часов. Высшим пилотажем занимается с 2001 г. Военный летчик-снайпер.

Сергей Щеглов

Командир авиагруппы "Русские витязи", подполковник

Левый ведомый

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 2007 г. служит на авиабазе Кубинка. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 1300 часов. Военный летчик 1 класса.

Александр Богдан

Правый ведомый, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 2005 г. служит на авиабазе Кубинка. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 1500 часов. Высшим пилотажем занимается с 2008 г. Военный летчик 1 класса.

Олег Ерофеев

Хвостовой ведомый, подполковник

В 1995 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1997 г. служит на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, Миг-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 2000 часов. Высшим пилотажем занимается с 2001 г. Выполняет полеты в качестве ведущего, а также внешнего, внутреннего и хвостового ведомого. Военный летчик-снайпер.

Владимир Кочетов

Левый крайний ведомый, капитан

В 2008 г. окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в 611-м истребительном авиаполку. С 2010 г. служит в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 670 часов. Высшим пилотажем занимается с 2012 г. Военный летчик 1 класса.

Сергей Еременко

Правый крайний ведомый, майор

В 2003 г. окончил Краснодарский военный авиационный институт. Проходил службу в 31-м истребительном авиаполку. С 2010 г. служит в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал на данных типах самолетов 800 часов. Высшим пилотажем занимается с 2011 г. Военный летчик 1 класса.

Погиб 9 июня 2016 г. во время крушения самолета Су-27 в районе д. Мураново (Пушкинский район Московской обл.).

Авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские Витязи" образована 5 апреля 1991 года на базе первой эскадрильи 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка для демонстрации возможностей истребителей Су-27. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ).

"Русские Витязи" базируются на расположенном в 60 километрах от Москвы аэродроме Кубинка.

Создание первой авиационной группы высшего пилотажа произошло еще в мае 1989 года, когда на вооружение первой авиационной эскадрильи поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе, но летчики справились с этими трудностями.

В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов, а 5 апреля того же года официально основана пилотажная группа, получившая название "Русские Витязи". Для нового подразделения была придумана эмблема — щит, на голубом фоне которого ромб из четырех самолетов, для летчиков были пошиты специальные комбинезоны.

Название "Русские Витязи" впервые прозвучало за рубежом 24 августа 1991 года на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа "Витязей". Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ "Сухого" на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы. За основу были взяты цвета государственного флага России .

Первое выступление группы состоялось в сентябре 1991 года в Великобритании, во время которого "Русские Витязи" прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где "Витязи" летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows .

Той же осенью на авиашоу в Праге (Чехия) двое летчиков из группы "Русских Витязей" выступили в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения "потеряться" на фоне русских.

16 августа 2009 года во время тренировочных полетов в Жуковском произошло столкновение двух самолетов пилотажной группы "Русские Витязи", в результате погиб командир группы Игорь Ткаченко. Два других пилота, находившиеся в двухместном самолете Су-27УБ, катапультировались, один из них получил травму позвоночника.

Участие группы в МАКС-2009 ограничилось тогда лишь полетом "ромба" в последний день проведения авиационно-космического салона.

Командиром авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" является гвардии подполковник Сергей Щеглов .

На начало 2016 года в летный состав группы , кроме командира, входили еще пять летчиков: полковник Андрей Алексеев (заместитель командира Центра показа авиационной техники, до 2013 года командир группы), подполковник Александр Богдан, подполковник Олег Ерофеев, капитан Владимир Кочетов, майор Сергей Еременко.

Род войск ВВС России Место базирования Кубинка (авиабаза)
Московская область
Цвета Белый, синий, красный
Знаки отличия Эмблема Самолёты Истребители 4 Су-27П
2 Су-27УБ
8 Су-30СМ russianknights.ru «Русские Витязи» на Викискладе

Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель » , а также в том, что истребители являются серийными образцами (в 2012 году в Казахстане сформирована пилотажная авиагруппа «Барсы Жетысу », выполняющая полёты на аналогичных истребителях Су-27). Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов.

История группы

Выступления

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве