Синквейн покрытосеменные или цветковые. Написание синквейна. Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-1.jpg" alt="> Синквейн «Голосеменные» существительное прилагательное, прилагательное глагол, глагол словосочетание "> Синквейн «Голосеменные» существительное прилагательное, прилагательное глагол, глагол словосочетание г. Ноябрьск

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-2.jpg" alt="> Назовите тему урока, используя видеофрагмент 1. http: //www. youtube."> Назовите тему урока, используя видеофрагмент 1. http: //www. youtube. com/watch ? v=9 a 4 Dn. EWXMHM МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-3.jpg" alt="> Общая характеристика отдела Цветковые (Покрытосеменные) растения МБОУ СОШ № 9 г."> Общая характеристика отдела Цветковые (Покрытосеменные) растения МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-4.jpg" alt="> Значение цветковых растений Пища человека и животных Сырьё"> Значение цветковых растений Пища человека и животных Сырьё для промышленности Лечебные препараты Декоративные украшения МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-5.jpg" alt="> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) Цветковые растения произрастают во всех климатических зонах"> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) Цветковые растения произрастают во всех климатических зонах и в различных условиях, поэтому они очень разнообразны. Они представлены различными жизненными формами: …, …, …. Среди цветковых встречаются однолетние, …летние и …летние растения. МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-6.jpg" alt="> Оплодотворение цветковых растений 1. http: //www. youtube. com/watch "> Оплодотворение цветковых растений 1. http: //www. youtube. com/watch ? v=Vgwrp. Kn 4 i 7 s МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-7.jpg" alt="> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) Отличительная особенность покрытосеменных – наличие … ,"> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) Отличительная особенность покрытосеменных – наличие … , главными компонентами которого являются тычинки и …. Из завязи последнего у цветковых развивается … , внутри которого располагаются … , содержащие … и эндосперм, покрытые семенной …. МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-8.jpg" alt="> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) В процессе оплодотворения у цветковых один"> Общая характеристика цветковых (покрытосеменных) В процессе оплодотворения у цветковых один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй – с центральной клеткой зародышевого мешка. Такое оплодотворение называется …. Цветковые – самая многочисленная группа растений на Земле. К ним относится около … видов. МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-9.jpg" alt="> Синквейн «Цветковые, или Покрытосеменные» существительное прилагательное, прилагательное глагол, глагол"> Синквейн «Цветковые, или Покрытосеменные» существительное прилагательное, прилагательное глагол, глагол словосочетание МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-10.jpg" alt="> Домашнее задание Обязательное задание: Письменно ответить на вопросы №"> Домашнее задание Обязательное задание: Письменно ответить на вопросы № 5 -6 на с. 56 Задание по желанию: Подготовить сообщение об истории выращивания свёклы или груши (не более 12 строк) МБОУ СОШ № 9 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/359623763_441962703.pdf-img/359623763_441962703.pdf-11.jpg" alt="> Используемые источники 1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 -6 классы."> Используемые источники 1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 -6 классы. Рабочая тетрадь № 2: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. Организаций / Н. Ф. бодрова. – М. : Мнемозина, 2014. 2. http: //school. xvatit. com/images/5/50/27. 07 -19. jpg 3. http: //www. biolog. shkola 782. edusite. ru/images/6 kljiznf ormyir 0. png 4. http: //www. youtube. com/watch? v=Vgwrp. Kn 4 i 7 s 5. http: //www. youtube. com/watch? v=9 a 4 Dn. EWXMHM МБОУ СОШ № 9 г.

Покрытосеменные – наиболее совершенная и самая многочисленная группа современного растительного мира.

Цветковые растения произошли от труппы вымерших водорослей, которая дала качало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения – параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем эволюционировавшие независимо друг от друга. Остатки первых цветковых растений обнаруживаются в раннемеловых отложениях.

Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы – корень, стебель и лист, имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка – органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.

Морфологическое разнообразие цветковых очень велико. Строение вегетативных и генеративных органов у них достигает наибольшей сложности, ткани характеризуются высокой степенью специализации.

Цветковые – единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ.

Отдел покрытосеменных делится два два класса – двудольные и однодольные.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

  1. Наличие цветка.
  2. Наличие завязи и плода, сохраняющих семязачатки и семена.
  3. Опыление ветром, насекомыми, водой, птицами.
  4. Женский заросток – восьмиядерный зародышевый мешок без архегониев.
  5. Мужской заросток – пыльцевое зерно (пыльца), состоящее из двух клеток – вегетативной и генеративной.
  6. Двойное оплодотворение: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой – вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка.
  7. Двойное оплодотворение завершается следующими преобразованиями: из завязи образуется плод, из семязачатка (семяпочки) – семя, из зиготы – зародыш семени (диплоидный), из оплодотворенного вторичного ядра – вторичный эндосперм.
  8. Эндосперм представлен тканью с триплоидным набором хромосом. Формируется одновременно с зародышем семени, в нем откладываются запасные питательные вещества (белки, углеводы, жиры).
  9. При прорастании как только внутрь семени поступает вода, начинается его набухание, запасные вещества переходят в растворимые формы, доступные для всасывания зародышем. Часть запасных веществ эндосперма расщепляется дыхательными ферментами. что освобождает энергию (в виде АТФ), необходимую для роста зародыша.
  10. Триплоидность ядер клеток эндосперма, несущих наследственную информацию материнского и отцовского организмов, повышает приспособленность молодого растения к различным условиям среды.
  11. Из зародыша семени вырастает спорофит (бесполое диплоидное поколение), который может быть представлен различной жизненной формой – травой (однолетней или многолетней), кустарником, деревом, лианой. Любая жизненная форма растения имеет основные органы – корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.

Класс однодольные

Название класса «однодольные» обусловлено тем, что в зародыше семени находится одна семядоля. Однодольные существенно отличаются от двудольных по следующим признакам: 1) мочковатая корневая система, корень имеет первичное строение (в нем отсутствует камбий); 2) листья в большинстве простые, цельнокрайние с дуговым или параллельным жилкованием; 3) проводящие пучки в стебле замкнутые, разбросаны но всей толще стебля.

Семейство Злаки (свыше 6 тыс. видов)

Биология семейства: травянистые растения (исключение – бамбук). Стебли простые, иногда ветвистые, цилиндрические или сплюснутые, разделенные узлами. У большинства растений полые в междоузлиях, заполнены тканью только в узлах. Такой стебель называют соломиной. Листья линейные или ланцетные, с влагалищем в основании. В месте перехода влагалища в пластинку находится вырост – язычок, форма которого является признаком при определении злаков. Цветки желтовато-зеленые, мелкие, собраны в соцветия колоски, которые образуют колос, кисть, метелку. У основания каждого колоска прикреплены две колосковые чешуи, прикрывающие колосок. В колоске 2–5 цветков. Околоцветник состоит из двух цветочных чешуи, двух пленок, В двуполом цветке содержатся три тычинки и пестик с двумя перистыми рыльцами. В отдельных случаях встречается 1–6 колосковых и цветочных чешуи, 2–6, редко 40 тычинок. Плод – зерновка (орешек или ягода). Хозяйственное значение: 1. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, сорго, могар, сахарный тростник – хлебные, технические культуры (получают сахар, спирт, пиво). 2. Овсяница, мятлик, тимофеевка – кормовые травы. 3. Тростник, бамбук. Стебли используют в строительстве, для получения бумаги, как топливо. Злаки широко используют для закрепления песков, склонов, в декоративном цветоводстве. 4. Пырей ползучий, овсюг, щетинник, ежовник – сорняки.

Семейство Лилейные (около 2800 видов)

Биология семейства: одно-, двух- и многолетние травы, полукустарники, кустарники в деревья. Для многолетних трав характерно наличие луковиц или корневищ. Цветки двуполые, реже однополые. Околоцветник в основном венчиковидный, иногда чашечковидный, из свободных иди неполностью сросшихся листиков. Количество тычинок соответствует количеству листиков околоцветника. Пестик один. Плод – трехгнездная коробочка или ягода. Хозяйственное значение: 1. Лук, чеснок, спаржа – овощные культуры. 2. Ландыш, алоэ, чемерица – сырье для лекарств. 3. Лилия, ландыш, тюльпан, гиацинт – декоративные культуры.

Класс двудольные

Систематический признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше. Отличительные особенности двудольных следующие: 1) корневая система стержневая, с развитыми боковыми корнями; 2) корень и стебель имеют вторичное строение, есть камбий; 3) сосудисто-волокнистые пучки стебля открытого типа, расположены концентрически; 4) листья как простые, так и сложные; 5) цветки пяти- и четырехчленного типа; 6) эндосперм в созревших семенах хорошо выражен у ряда видов: пасленовых, зонтичных и др. Но у бобовых, сложноцветных и. других (например, горох, фасоль, подсолнечник, развит слабо или совсем отсутствует и запасные питательные вещества находятся непосредственно в семядолях зародыша.

Семейство розоцветные (около 3 тыс. видов)

Биология семейства: распространены в странах с субтропическим и умеренным климатом. Очень разнообразны по строению цветка, соцветий, плодов и листьев. Характерная особенность – своеобразное строение гинецея и цветоложа. Последнее имеет тенденцию к разрастанию. У некоторых видов растений части цветка, которые окружают пестик, срастаются основаниями и образуют со сросшимся, цветоложем мясистую чашу – гипантий. Цветки с двойным пятичленным околоцветником, тычинок много, расположены они по кругу (их количество кратно 5), пестик один или несколько. Завязь верхняя, нижняя или средняя. Плоды – костянки, орешки, часто ложные или сборные. Насекомоопыляемые растения. Хозяйственное значение: 1. Шиповник. Плоды содержат много витамина С, 1–8% сахара, до 2% крахмала, 1–5% азотиетых веществ. Корни богаты дубильными веществами. Используются в пищевой (лекарственные препараты) и парфюмерной промышленности. 2. Розы (пояиантовые, чайные), малина, земляника, яблоня, груша, рябина, слива, вишня, абрикос, персик, миндаль – декоративные культуры, используются в пищевой, парфюмерной, фармакологической промышленности.

Семейство Бобовые (около 12 тыс. видов)

Биология семейства; стебли прямостоячие, вьющиеся, стелющиеся. Листья сложные с прилистниками. Строение цветка типичное: чашечка из 5 чашелистиков (3+2), венчик из 5 лепестков (задний – парус, два боковых – ввела, два нижних, срастающихся в верхней части – лодочка). Тычинок 10 (из них 9 срастаются и образуют несомкнутую трубочку). Пестик один. Завязь верхняя, одногнездная. Плод – боб. Опыляются насекомыми. Хозяйственное значение представителей семейства (астрагал, верблюжья колючка – полукустарник, вика, горох, клевер, люцерна, фасоль, соя, люпин): пищевые, кормовые, медоносные, декоративныё растения. Благодаря клубеньковым бактериям сидераты. Пищевые и кормовые качества снижаются из-за концентрации гликозидов (глициризин, кумарин, ононин) и алкалоидов (цитизин, спартеин). Играют заметную роль в формировании растительного покрова.

Семейство Пасленовые (около 2200 видов)

Биология семейства: травы, реже полукустарники, кустарники. Листья очередные, без прилистников. Простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Цветки правильные или неправильные. Венчик сростнолепестный, трубчатый. К трубочке венчика прикреплено 5 тычинок. Пестик один с верхней двухгнездной завязью, которая содержит многочисленные семенные зачатки. Цветки двуполые. Насекомоопыляемые растения. Плод – ягода или коробочка (редко костянкрвидный). Большинство пасленовых содержит ядовитые алкалоиды, которые в малых дозах используются для получения лекарств. Хозяйственное значение: 1. Паслен (паслен черный). Из листьев получают лимонную кислоту, наркотики, из семян табака – табачное масло. 2. Картофель, баклажаны, томаты, перец. Используются в пищевой промышленности. З. Белладонна (красавка), скополия, дурман, белена черная – лекарственные растения.

Семейство Крестоцветные (около 2 тыс, видов)

Биология семейства: одно- двух-, многолетние травы, полукустарники с очередными листьями, иногда собранными в прикорневую розетку. Цветки двуполые, собраны в кистевидные соцветия. Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашелистики и лепестки расположены накрест. Тычинок 6, из них 4 длиннее, 2 короче. Пестик один. Плод – стручок или стручочек, В семенах содержится 15–49,5% масла. Хозяйственное значение: 1. Дикая редька, сурепица пастушья сумка, горчица полевая, желтушник – сорняки. 2. Капуста, редька, репа, брюква – огородные культуры. 3. Горчица, pane – масличные культуры. 4. Левкой, ночная красавица, маттиола – декоративные растения.

Семейство Сложноцветные (около 15 тыс. видов)

Биология семейства: однолетние и многолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники, небольшие деревья. Листья очередные или супротивные, без прилистников. Типичный признак – соцветие корзинка. На плоском или выпуклом дне корзинки расположены отдельные цветки. Корзинка имеет общую обертку, состоящую из видоизмененных верхушечных листьев. Типичные цветки двуполые, с нижней завязью, к которой прикреплена видоизмененная чашечка, венчик язычковый, трубчатый, воронковидный; окраска белая, синяя, желтая, голубая и др. Встречаются цветки однополые (мужские или женские), крайние цветки часто бесплодные. Тычинок 5, они срастаются пылинками в трубочку, через которую проходит столбик, несущий рыльце. Плод – обычная семянка с волосистым хохолком, или пленчатой коронкой.

Опыление перекрестное или самоопыление

Хозяйственное значение: 1. Салат, цикорий, артишок – пищевые культуры. 2. Подсолнечник – масличная культура. 3. Топинамбур – кормовая культура. 4. Одуванчик, полынь, череда, тысячелистник, poмашка – лекарственны растения. 5. Георгины, бархатцы, хризантемы – декоративные растения, 6. Осот молочай, василек, синий, горчак ползучий – сорняки.

Таблица. Отдел покрытосеменные (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Признаки

Класс двудольные

Класс однодольные

Число семядолей в зародыше семени

Корневая система:

а) происхождение

Система главного корня

Система придаточных корней

Стержневая, мочковатая

Мочковатая

Камбий

Отсутствует

Лист

Простой, сложный; пластинка цельная, рассеченная

Простой, пластинка цельная

Жилкование листа

Сетчатое (перистое, пальчатое)

Параллельное, дуговидное

Число частей цветка

Кратно четырем, пяти

Кратно трем

Главнейшие семейства

Розоцветные, бобовые, крестоцветные, пасленовые, сложноцветные

Лилейные, Злаковые

Таблица. Сравнительная характеристика семейств отдела покрытосеменные ((Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Семейство

Жизненная форма

Формула цветка

Представители

Значение

Розоцветные

Деревья, кустарники, травы

*ч5л5тО0п1 вишня

*ч5+5л5тО0пО0 земляника

Яблоко, костянка, сборная семянка

Яблоня, груша, вишня, слива, роза, земляника

Плодовые деревья, кустарники, травы. Лекарственные, эфиромасличные, декоративные растения

Кустарники, травы

Горох, фасоль, клевер, люцерна, люпин, желтая акация

Кормовые, пищевые культуры. Медоносы. Важная роль в севооборотах – обогащение почвы азотом, фиксированным клубеньковыми бактериями. Декоративные, лекарственные: растения

Крестоцветные (капустные)

Стручок, стручочек

Капуста, редис, репа, сурепка, пастушья сумка

Пищевые, кормовые культуры. Медоносы. Сорняки

Пасленовые

*Ч(5)Л(5)Т5П1

Ягода, коробочка

Картофель, помидоры, табак, белена, дурман

Пищевые, кормовые культуры. Декоративные растения. Ядовитые растения, применяющиеся для изготовления лекарственных препаратов

Сложноцветные (астровые)

Соцветие корзинка:

*Ч5Л(5)Т5П1
цветки трубчатые;

|Ч5Л(5)Т5П1
цветки язычковые

Подсолнечник, ромашка, василек, одуванчик, бодяк, астра

Пищевые, декоративные, медоносные растения. Лекарственные. Сорняки. Некоторые вызывают аллергию (амброзия)

Лилейные

Юз+зТз+зГТ

Ягода, коробочка

Лук, чеснок, тюльпан, ландыш

Пищевые культуры. Лекарственные, декоративные растения

Злаковые (мятликовые)

Соцветие сложный колос, метелка, початок
ТО(2)+2ТзП!

Зерновка

Пшеница, рожь, рис, кукуруза, пырей, тимофеевка, мятлик, бамбук

Главные хлебные культуры. Кормовые культуры. Корневищные злаки (пырей ползучий) – сорняки. Аллергены

Экология покрытосеменных

В настоящее время господствующие на Земле покрытосеменные – самые молодые и многочисленные растения. Свой путь эволюции они прошли в тех условиях обитания, которые были характерны для конца мезозоя и кайнозоя, т. е. в среде, близкой к современной. Поэтому их строение и жизнедеятельность наиболее соответствуют экологическим условиям различных природно-климатических зон земного шара и сложившемуся более древнему растительному и животному миру. Из всех растений покрытосеменные наиболее широко распространены как в естественных местах обитания, так и в условиях агрокультуры. Эволюция млекопитающих, птиц, насекомых во многом связана с цветковыми растениями, и они друг для друга не только пища, среда обитания, но и во многом средство для выживания и размножения. Так, семена малины лучше всходят, если пройдут через пищеварительный тракт птицы, которая поедает плод этого растения. Травоядные животные, питаясь травой, своими экскрементами удобряют почву, создавая лучшие условия для жизни этих же трав. Насекомые, питаясь пыльцой и нектаром цветков, содействуют перекрестному опылению растений. Но в то же время гигантские стаи саранчи уничтожают огромные поля; стада коз полностью, с корнями выбивают растения, оставляя голые пустоши. В результате таких взаимодействий в природе численность какой-либо популяции увеличивается, а затем резко уменьшается, что касается в равной мере и саранчи и коз, так как они сами впоследствии остаются без корма и гибнут.

Покрытосеменные растения вместе с голосеменными создают среду обитания человека – это «зеленые легкие» Земли, это целостность нашей природы, ее красота, неповторимость, это пища и здоровье людей как в духовном, так и в физическом смысле. Однако лесные пожары, вырубки, вытаптывание, загазованность, радиационное облучение, осушение, затопление меняют лицо планеты, создают угрозу существованию человека. Научно-техническая революция внесла непредвиденные изменения в природную среду. Глубоко нарушено экологическое равновесие Кольского полуострова, Тюменского севера, окрестностей оз. Байкал. На наших глазах погибают Аральское море и оз. Балхаш. Почти вырублена тайга в европейской части России. Все люди Земли, а нашей страны в особенности, должны помнить об этом, и теперь от каждого человека, от его отношения к природе зависит будущее.

Разнообразен и прекрасен мир растений Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они. ризнаки олосеменных растений: 1. бразуют семена. 2. емя «лежит» открыто на чешуе шишки. 3. пыление происходит с помощью ветра. 4. Ǻолько древесные формы 1. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями 2. Семяпочка защищена завязью 3. Образуют плод 4. Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций 5. Быстрый обмен веществ 6. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям 7. Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка 8. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими 9. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы. Признаки Покрытосеменных растений. Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных голосеменные покрытосеменные семя «лежит» открыто на чешуе шишки. не образуют цветы в древесине сосуды не развиты опыление происходит с помощью ветра. только древесные формы. Семя Цветок Ткани Опыле ние Жизне нные формы семяпочка защищена завязью наличие цветков ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающим деревья, кустарники и травы. Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. 1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья 2. Образуют семена. 3. Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдыми структурами (тис ягодный, кедровый орех). Покрытосеменные Рассуждаем. Какие растения относятся к покрытосеменным? Почему они так называются? Покрытосеменные - это растения,… которые цветут хотя бы один раз в жизни. Какие преимущества у покрытосеменных по сравнению с голосеменными?(стр.174 учебника) Установите правильную последовательность эволюции растений Повторяем. Какие корневые системы здесь изображены? Почему? Повторяем. Каково строение стебля у покрытосеменных? Лепестки Тычинки Пестик Околоцветник Цветоложе Чашелистики Цветоножка Повторим строение цветка. Почему покрытосеменные? Повторяем. На какие классы делятся покрытосеменные растения? тдел окрытосеменные Класс Двудольные Класс Однодольные Повторяем. 1. По каким признакам определяют принадлежность растений к семействам? 2. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные? 3 . Какие признаки характерны для растений класса Однодольные? ризнак вудольные растения днодольные растения 1. ародыш семени 2 семядоли 1 семядоля 2. изненные формы еревья, кустарники и травы основном травы ризнак вудольные растения днодольные растения 3. орневая система стержневая мочковатая 4. истья простые и сложные простые ризнак вудольные растения днодольные растения 5. рай листа цельный и изрезанный цельный 6. илкование перистое и пальчатое параллельное и дуговое ризнак вудольные растения днодольные растения 7. колоцветник двойной простой 8. Части цветка кратно 4 или 5 кратно 3 сключения: Подорожник – двудольное растение Дуговое жилкование Вороний глаз – однодольное растение Сетчатое жилкование Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Около 200 тыс. растений, почти 300 семейств Класс Однодольные 64 тыс. растений, 85 семейств Семейства: Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Мотыльковые Сложноцветные и др. Семейства: Лилейные Луковые Спаржевые Злаки и др. Класс Однодольные емейство лаковые (ятликовые) емейство уковые емейство илейные Классификация (пример) Царство Отдел Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные, или Цветковые Лилеецветные Лилейные Рябчик Рябчик желтый Класс Двудольные емейство ложноцветные (стровые) емейство озовые емейство обовые (отыльковые) емейство аслёновые емейство рестоцветные (апустные) Классификация (пример) Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные, или Цветковые Двудольные Розоцветные Лапчатка Лапчатка гусиная « Биологичекая разминка » 1. Главный корень хорошо выражен. 2. Мочковатая корневая система. 3. Травянистые, реже деревянистые растения. 4. Растения имеют камбий 5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием 6. Зародыш с двумя семядолями 7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием 8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается 10. Стержневая корневая система 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные 12. Цветы трехчленные Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11 признаки двудольные однодольные Лист Стебель Корень Семя Цветки Представители Число частей цветка кратно 4 или 5 етчатое жилкование листа роводящие пучки образуют кольцо, есть камбий тержневая корневая система ародыш имеет две семядоли оза, земляника, редис, капуста аралле л ьное или дуговое жилкование роводящие пучки разбросаны, камбия нет очковатая корневая система Число частей цветка кратно 3 ǻ зародыша одна семядоля ожь, лилии, тюльпаны Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют в биосфере? Разнообразие цветков Разнообразие вегетативных органов Произрастают в разных климатических условиях, отсюда разные экологические группы Обладают способностью приспосабливаться к самым неподходящим условиям Размножение половое и вегетативное Опыляются ветром, насекомыми, происходит самоопыление Размножение семенами Домашнее задание Повторить конспект. Составить вопросы. Подготовка материала к уроку - аукциону (каждая группа выбирает одно семейство и подбирает материал по представителям этого семейства, загадки, сказки, составляет синквейн и т.п.) Написание синквейна Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Желаю успеха!

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений; классификация покрытосеменных растений.

Развивающая: продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.

Ход урока

Волшебный цветок на свете есть. Лепестков у него не счесть. Кто знаниями обладает - Тот цветок этот узнает.

Вводное слово учителя. Символом сегодняшнего урока я выбрала - подсолнух. Эти цветы цвели за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух священен. В Перу подсолнух является эмблемой бога Солнца. Кто знает почему? Подсолнечник обладает удивительной способностью - он поворачивается вслед за Солнцем. Также как подсолнух поворачивается к солнцу, так и люди тянутся к знаниям. Вот и вы пришли в школу, на урок, чтобы узнать много нового и интересного.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Учащиеся выбирают номер лепестка подсолнуха и отвечают на вопросы.

1. Чем процесс фотосинтез отличается от дыхания.

3. наивысшая таксономическая единица.

4. к какому отделу относится ель голубая, сосна крымская.

5. к какому отделу относится тюльпан, роза.

6. Кем по способу питания являются растения.

7. что такое фотосинтез.

8. наименьшая таксономическая единица.

9. в каких частях растения протекает процесс фотосинтез.

Какой отдел растений мы изучаем? Отдел покрытосеменных растений - самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов.

Создание проблемной ситуации.

Учащимся раздаются семена растений, которые они должны поделить на группы.

Какой признак вы взяли за главный в классификации?

Сообщение темы урока:

Каждый урок - это ступенька к вершине познания. Сегодня нам предстоит подняться на еще одну ступень вверх. Мы изучим признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы, и научимся выявлять признаки однодольных и двудольных растений.

Изучение нового материала.

Составляется сравнительная таблица по классам

Признаки

двудольные

Однодольные

Число видов

Корневая система

стержневая

Мочковатая

Число семядолей

Жилкование

сетчатое

Дуговое или параллельное

Травянистый, деревянистый

травянистый

Чашелистиков и лепестков венчика

Опыление

Большинство насекомыми

Большинство ветром

Физкультминутка

Обобщение и систематизация учебных достижений.

Игра “Найди пару”. В конвертах вы найдете рисунки частей растения, название соответствующего класса. Вам необходимо из данных частей сложить растение и охарактеризовать его по плану.

План ответа:

1. Название растения.

2. Относится к классу …., так как

3. Жилкование листьев….

4. Корневая система….

Учащиеся отгадывают растение и определяют по картинке к какому классу оно относится.

1. Цветок - напрасный, Плод опасный, А поле засажено.

(Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель)

2. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже сможем мы.

(Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук)

3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах: Без счету одежек, и все без застежек.

(Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста)

4. Она древностью гордится Уже десять тысяч лет, Шумит, в полях под синим небом И кормит всех нас белым хлебом.

(Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница)

5. Цветок крылатка, А плод лопатка. Плод зелен и молод, Но сладок, как солод.

(Класс двудольные. Семейство бобовые. Горох)

6. Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков - Столько беленьких жильцов.

(Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник)

7. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто не пройдет, всяк поклон дает.

(Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника)

Задание «ШИФРОВКА» в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.

нпиюл (люпин), црепе (перец), ргохо (горох), циганит (гиацинт), схараи (арахис), нсёлап (паслён), жипам (пижма), шданлы (ландыш), кшпиниво (шиповник), льсафо (фасоль), рмдуна (дурман), кнесоч (чеснок)

Задание “Цветик - семицветик”.

  1. Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов - алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? (паслёновые)
  2. В России это растение появилось при Екатерине II, однако не произвело должного впечатления. Вот какую оценку давали плодам этого растения: «Плоды зело чудные и мудрёные и вкусом не подходящи». Сначала эти плоды употребляли только как лекарство, потом стали подавать к столу богатым людям, ибо стоили они очень дорого и были не по карману беднякам. Теперь же они широко распространены, и мы включаем их в свой рацион. О каком растении идёт речь? (помидор)
  3. Оба эти растения - ближайшие родственники. В Древнем Риме они входили в обязательный рацион воинов, так как считалось, что они увеличивают силу и мужество солдат. В Египте, во время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на эти растения было потрачено 1660 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра. Одно из этих растений древние греки и славяне считали незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Другое растение считалось священным: его помещали в саркофаги вместе с мумиями. А английский король Ричард Львиное Сердце носил это растение в качестве амулета. Назовите эти растения. (лук и чеснок)
  4. По преданию, это растение появилось из слёз морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слёзы из глаз её падали на землю, рассыпались жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения, в переводе с греческого, означает: «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования русского названия его нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа растения) (ландыш майский)
  5. Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно увидеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (хризантема)
  6. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте на берегу вырос прекрасный белый цветок. (нарцисс)
  7. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки - богине любви Афродите, римляне - богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить всё сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка - розетка - является архитектурным украшением многих зданий. (роза)
  8. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье - цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь такой цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастья и беды. (сирень)
  9. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). Их назвали тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (тюльпан)

Подведение итога. Составление синквейна.

Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”.

1 вариант “Доклад по любым семействам”

2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов.

3 вариант “Составить тест по изученной теме”.

 
Статьи по теме:
Химические свойства бензола и его гомологов Уравнение реакции бензола с азотной кислотой
Первая группа реакций — реакции замещения. Мы говорили, что арены не имеют кратных связей в структуре молекулы, а содержат сопряженную систему из шести электронов, которая очень стабильна и придает дополнительную прочность бензольному кольцу. Поэтому в хи
Что такое развертка на чертеже
Конспект урока черчения. Тема: Чертежи разверток некоторых геометрических тел. Цели: - закрепить понятиегеометрические тела; Способствовать самостоятельному изучению построению разверток геометрических тел; Развивать пространственные представления
Образец заполнения рсв с возмещением из фсс Возмещение фсс в какой строке рсв
НК РФ, которые теперь распространяются и на расчет по взносам. Организации с численностью более 25 человек обязаны представлять расчет по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. Расчет представля
Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути
Эта группа счетов предназначена для учета хозяйственных средств предприятия - внеоборотных и оборотных активов, фактическое наличие которых выявляется в результате инвентаризации. К основным инвентарным относятся следующие активные счета: 01 ʼʼОсновные ср