Сложный план по литературе. Как составить план текста по русскому языку. Как правильно составить план к сочинению: рекомендации

Выделите цель плана работ. План работ пишется по разным причинам. Чтобы вы могли правильно подойти к делу, заранее обозначьте цели. Имейте в виду, что большинство рабочих планов рассчитаны на определенный период времени (например 6 месяцев или 1 год).

  • На рабочем месте, рабочий план помогает вашему начальнику знать, над чем вы будете работать в течение нескольких следующих месяцев. Такой план всегда составляется сразу после ежегодного отчета о результатах или перед тем как команда приступает к большому проекту. Рабочий план может также быть результатом сессии стратегического планирования, которую ваша организация проводит в начале календарного или фискального года.
  • В академической сфере рабочий план может помочь студентам создать рабочее расписание для большого проекта. Он также может помочь преподавателям спланировать материалы курса на семестр.
  • В личном проекте рабочий план поможет вам описать, что нужно делать, как вы планируете это делать и к какой дате вы планируете закончить. Персональный рабочий план, хоть это и не обязательно, поможет следить за его/ее целями и достижениями.

Напишите вступление и основу плана. В профессиональном рабочем плане вам нужно будет написать вступление и основу. Это даст вашему руководителю или менеджеру информацию, необходимую для внедрения рабочего плана. Написание плана и основы, как правило, необязательно для академического рабочего плана.

  • Вступление должно цеплять и быть коротким. Напомните вашему начальству, зачем вы пишете этот рабочий план. Представьте специфику проекта (проектов), над которым вы будете работать в течение этого периода времени.
  • Предпосылки должны выделять причины, по которым вы создаете этот рабочий план. Например, изложение деталей или статистики последних отчетов, выделите цели которые должны быть поставлены или составьте список рекомендаций или отчетов, полученных вами с прошлых рабочих проектов.
  • Определите цели и задачи. Цели и задачи взаимосвязаны, и оба этих аспекта указывают на вещи, которые вы надеетесь сделать в ходе выполнения рабочего плана. Однако помните также и разницу между ними; цели более общие, а задачи более конкретизированы.

    • Цели должны давать общее представление о вашем проекте. Включите в список желаемый конечный результат вашего рабочего плана. Он должен быть общим; например, поставьте цель закончить научную работу или узнать больше о написанном.
    • Задачи должны быть осуществимыми и конкретными. Другими словами, нужно сделать так, чтоб вы могли вычеркивать их из списка по мере выполнения. Например, найти людей на интервью для исследования будет хорошей задачей.
    • В большинстве рабочих планов, если задачи сильно отличаются, их разделяют на краткосрочные , средние и долгосрочные задачи. Например, краткосрочная задача компании увеличить аудиторию на 30% за три месяца, может сильно отличаться от долгосрочной задачи за следующий год укрепить узнаваемость бренда в социальных сетях.
    • Задачи обычно пишутся в активном залоге и с использованием глаголов действия со специфическими значениями ("планировать," "писать," "увеличить," и "измерить") вместо глаголов с расплывчатыми значениями ("изучить," "понять," "узнать," и так далее).
  • В своем рабочем плане руководствуйтесь целями " СИДРУ" . СИДРУ – это сокращение, используемое отдельными личностями, которые стремятся к более реальным, практичным результатам рабочего плана.

    • Специфика . Что именно мы будем делать и для кого? Продумайте для какого слоя населения вы будете предоставлять услуги или любые специфические услуги, которые вы будете предоставлять.
    • Измеримость . Можно ли это измерить, дать оценку? Можете ли вы подсчитать результаты? Структурировали ли вы рабочий план так, чтобы "уровень здоровья в южной Африке повысился в 2020?" или структурировали ли вы его так, чтобы "случаи ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке уменьшился на 20% к 2020?"
      • Помните, что основные данные должны быть исчисляемы, написаны в цифрах. Если вы не знаете коэффициент заболеваемости ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке, будет невозможно с уверенностью утверждать, что этот уровень снизился на 20%.
    • Достижимость . Можем ли мы это сделать за отведенное время с учетом ресурсов, которые нам доступны? Учитывая трудности, задача должна быть реальной. Увеличение продаж на 500% реально, только если вы представляете маленькую компанию. Для компании, доминирующей на рынке, увеличение продаж на 500% практически невозможно.
      • В некоторых случаях, нужно проконсультироваться с экспертами или знатоками, чтобы убедиться, реальны ли задачи вашего рабочего плана.
    • Релевантность . Будет ли эта задача эффективна для желаемой цели и стратегии? Хоть, возможно, важно для общего здоровья измерять рост и вес старшеклассников, приведет ли это непосредственно к изменениям в психологическом здоровье? Убедитесь, что задачи и методы четко и ясно взаимосвязаны между собой.
    • Установленные сроки . Когда задача будет выполнена и/или когда мы будем знать, что дело сделано? Установите конечную дату проекта. Поставьте условия, что при определенном доходе, когда все результаты будут достигнуты, проект заканчивается преждевременно.
  • Создайте перечень ресурсов. Включайте все, что будет необходимо для выполнения ваших задач и целей. В зависимости от назначения рабочего плана, ресурсы будут отличаться.

    • Например, на рабочем месте ресурсы могут включать финансовый бюджет, персонал, консультантов, здания или комнаты и книги. Детальный бюджет может быть лишним, если ваш рабочий план более формальный.
    • В академической сфере ресурсы могут включать доступ к разным библиотекам; такие материалы для исследования, как книги, газеты и журналы; доступ к компьютеру и интернету; профессора и отдельные личности, которые могут помочь вам, если у вас возникнут вопросы.
  • Обозначьте любые ограничения. Ограничения – это любые препятствия, которые могут встать у вас на пути к достижению целей и задач. Например, если вы работаете над исследованием для школы, может получиться так, что в вашем расписании не будет достаточно времени на исследование и проверку правописания. По этой причине у вас возникнут трудности с расписанием и вам нужно будет что-то урезать в семестре, чтобы успешно закончить свой рабочий план.

    Кто ответственный. Ответственность – первая необходимость для хорошего плана. Кто ответственен за выполнение каждого задания? У вас может быть команда людей, работающих над заданием (смотрите ресурсы), но один человек должен обязательно отвечать за то, чтобы задание выполнялось вовремя.

  • Напишите свою стратегию. Просмотрите свой рабочий план и решите, как вы будете использовать ваши ресурсы, чтобы преодолеть все препятствия и достичь поставленных целей и задач.

    • Перечислите специфические действия. Выделите, что должно быть сделано в каждый из дней недели для выполнения ваших задач. Также создайте список шагов, которые нужно будет предпринять. Чтобы держать эту информацию упорядоченной, примите во внимание возможность использования программного обеспечения для менеджмента или личного календаря.
    • Составьте расписание. Хоть вы и можете составить рабочее расписание проекта, вы должны понимать, что могут произойти непредвиденные вещи, для предотвращения которых необходимо оставить место в расписании.
  • При написании изложения, изучении художественных и прочих текстов нередко требуется составить план. Информация, которая в нем содержится, помогает восстановить в памяти ключевые моменты, подробности сюжета, имена, важные факты. При наличии качественного плана работать с данными очень легко, вот только как правильно его сделать?

    Определитесь с разновидностью плана. В зависимости от формулировок, различают такие его типы:
    • тезисный – кратко отображает суть, содержит много глаголов;
    • назывной – оперирует тезисами, но в его основе лежат существительные;
    • вопросный – составляется в виде вопросов к каждой части текста;
    • план-опорная схема – состоит из наиболее информативных слов и отрывков предложений;
    • комбинированный – сочетает несколько видов плана.
    Кроме того, план может быть простым или сложным. Простой обычно имеет 3-5 пунктов, он передает содержание очень сжато. Сложный делится на пункты и подпункты, что позволяет максимально раскрыть сюжет, учесть все нюансы, а в дальнейшем отлично воссоздает полную картину текста. Чтобы составить план, нужно внимательно прочитать произведение и осмыслить его. При необходимости следует выписать имена персонажей и сложные названия. Если встретились неясные слова, обязательно узнать их значение, они могут оказаться сюжетообразующими и крайне важными. Далее разделим текст на части. Если он достаточно объемный, помогут сориентироваться названия глав. Если же план составляется к статье, можно отталкиваться от абзацев. В каждой части выделяем основную мысль. Характеризуем части лаконично, но красноречиво. Так, чтобы короткое предложение несло максимум информации и моментально вызывало в памяти яркие образы. Записываем названия пунктов. Следим, чтобы в плане не повторялись речевые обороты, используем синонимы. Проверяем, насколько точно и последовательно план передает мысль автора. Можем ли мы воссоздать текст по указанным пунктам? Не пропущена ли весомая информация? Соответствует ли план той разновидности, которую мы задали в самом начале (пункты 1 и 2)? Качество плана может существенно снизиться из-за ряда типичных ошибок:
    • пункты выглядят слишком обобщенными и не раскрывают идею, тематику произведения;
    • описания очень краткие, неинформативные или наоборот излишне объемные и детальные;
    • пункты непропорциональны, то есть одни лаконичны, другие достаточно развернуты;
    • не отображены основные структурные элементы (вступление, заключение);
    • отсутствует логика повествования;
    • смысловые фрагменты наслаиваются друг на друга в соседних пунктах.
    Рассмотрим составление комбинированного плана на примере сказки про Золушку:
    1. Нелегкая жизнь Золушки в новой семье.
    2. Сестры и мачеха собираются на бал.
    3. Явление Феи, чудесное перевоплощение.
    4. Золушка в королевском замке. Встреча с принцем.
    5. Волшебство развеивается в полночь.
    6. Поиски загадочной гости с помощью хрустальной туфельки.
    7. Встреча влюбленных.

    При составлении плана обязательно вчитайтесь в текст, выделите основные его части, придумайте названия к пунктам. При возможности задайте сложную, развернутую структуру, чтобы отобразить как можно больше информации. Проверьте работоспособность своего плана.

    План текста

    • Прочитай текст.
    • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
    • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
    • Таким образом, поработай над другими частями.
    • Запиши заголовки к каждой части (план).
    • Проверь себя:
    • прочитай план;
    • просмотри текст;
    • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

    Виды плана

    • Вопросный
    • Назывной
    • Тезисный
    • План - опорная схема
    • Комбинированный

    Как правильно составить каждый из них?

    Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

    Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
    Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море - черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды - снова плачет. Жалко ей звездочек.
    Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. (По Г.Цыферову).

    Вопросный план

    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос - к какой - либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

    Например:

    • Кого поймали в море?
    • О чем плакала пойманная черепаха?
    • Почему черепаха плакала на самом деле?

    Тезисный план

    План записывают в виде тезисов*.

    *Тезис - кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

    Например:

    • В море поймали черепаху.
    • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

    Назывной план

    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

    Например:

    • Пойманная черепаха.
    • Черепашьи слезы.

    План - опорная схема

    Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

    Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

    Например:

    • Черепаха
    • Слёзы.
    • Соль из воды.

    Комбинированный

    Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

    Например:

    • Кого поймали в море?
    • Пойманная черепаха все время плачет.
    • Настоящая причина слёз черепахи.

    Пытаясь разобраться в вашей жизни, вы столкнулись с проблемой. А может, вы просто хотите упорядочить ваш день. И это всего лишь пара примеров, когда вам нужен план. На самом деле причин может быть бесконечное множество. На первый взгляд, составление плана может показаться очень сложной задачей. Но немного трудолюбия, небольшое количество творчества, и вы сможете составить хороший план для достижения своих целей.

    Метод первый. Создайте план на день

    1. Сядьте с листом бумаги

    Это может быть блокнот, тетрадь или . Выберите то, что удобно вам. Составьте список того, что вам нужно выполнить за день. Включите в список каждую встречу и договорённости, которые у вас есть. Какие у вас цели на день? Желаете вы заняться спортом, или же, наоборот, это день релаксации? Какие задачи вам нужно абсолютно точно закончить?

    2. Составьте себе расписание

    Во сколько вы должны покончить с вашим первым заданием или проектом? Запишите каждую мелочь, начиная с той, которую нужно выполнить сначала, затем следующую и так напишите на целый день. Убедитесь, что вы ничего не забыли. Конечно же, каждый день разный, и поэтому каждый день план будет другим. Базовый план может выглядеть, например, так:

    • 09:00– 10:00 - добраться до офиса, проверить почту, ответить на письма.
    • 10:00– 11:30 - встреча с Максом и Катей.
    • 11:30– 12:30 - проект № 1.
    • 12:30– 13:15 - обед (здоровая пища!).
    • 13:15– 14:30 - анализ проекта № 1, встретиться с Сергеем и обсудить проект № 1.
    • 14:30– 16:00 - проект № 2.
    • 16:00– 17:00 - начать проект № 3, подготовить вещи на завтра.
    • 17:00– 18:30 - уйти из офиса, зайти в спортзал.
    • 18:30– 19:00 - зайти за продуктами.
    • 19:00– 20:30 - приготовить ужин, отдых.
    • 20:30– … - в кино с Машей.

    3. Переориентируйте себя каждый час

    Очень важно воспользоваться удобным моментом после определённого времени, чтобы проанализировать, насколько продуктивным вы были на протяжении этого времени. Сделали ли вы всё, что вам нужно было сделать? Затем дайте себе минутку для перезагрузки, закройте глаза и расслабьтесь. Так вы сможете эффективно перейти к следующей задаче, которую вам нужно выполнить.

    4. Проанализируйте ваш день

    Когда вы покончите с большей частью вашего дня, найдите минутку, чтобы посмотреть, придерживаетесь ли вы вашего плана. Закончили ли вы всё, что было запланировано? Где вы сделали ошибку? Что сработало, а что нет? Что вас отвлекает, и как вы можете бороться с отвлекающим вас фактором в будущем?

    Метод второй. Создайте план на жизнь

    1. Создайте общие цели, которые вы хотите достичь в вашей жизни

    Как вы хотите развиваться? Чего вы хотите добиться в своей жизни? Думайте об этом, как о «списке жизни». Помните фильм «Достучаться до небес»? Вот именно это и есть список жизни. Это должны быть именно те цели, которые вы действительно хотите достичь, а не те, которые вы считаете нужными. Иногда бывает полезным разбить цели на категории для лучшей визуализации. Категории могут быть, например, такими:

    • карьера;
    • путешествия;
    • семья/друзья;
    • здоровье;
    • финансы;
    • знание;
    • духовность.

    Цели могут быть, например, такими:

    • Написать и издать книгу.
    • Побывать на каждом континенте.
    • Создать семью.
    • Похудеть на 10 килограмм.
    • Накопить денег на образование моих детей.
    • Закончить институт.
    • Узнать больше о буддизме.

    2. Создайте некоторые конкретные цели с определённой датой выполнения

    Теперь, когда у вас есть общие цели, которые вы хотите достичь в своей жизни, пора создать некоторые определённые цели. И обязательно назначить дату выполнения цели. Пара примеров:

    • Отправить книгу 30 изданиям до июня 2016 года.
    • Отправиться в путешествие в Южную Америку в 2015 году, а в Азию - в 2016-м.
    • Иметь вес 70 килограмм в январе 2015 года.

    3. Оцените вашу реальность и где вы находитесь прямо сейчас

    Будьте честны сами с собой и реально оцените вашу нынешнюю жизнь. С помощью целей, список которых вы составили, оцените точку, в которой вы находитесь прямо сейчас. Например, ваша цель - издать книгу, а конкретно - отправить её издателям в июне 2016 года. А сейчас у вас есть только половина рукописи, и вы не уверены, что вам нравится первая половина.

    4. Определитесь с тем, как вы будете достигать своих целей

    Какие шаги вы предпримете, чтобы быть в состоянии достичь своих целей? Определите шаги, которые вам нужно сделать, и запишите их. Например, для нашей книги с сегодняшнего дня и до ноября 2014 года нам нужно:

    • повторно прочитать первую половину книги;
    • закончить писать свою книгу;
    • переработать аспекты книги, которые мне не нравятся;
    • правка грамматики, пунктуации, орфографии и т. д.;
    • дать почитать привередливым друзьям;
    • найти издателей, которые рассмотрят мою книгу;
    • отослать рукопись издателям.

    5. Запишите шаги для достижения ваших целей

    Вы можете сделать это в любом формате, который вам больше нравится, - написать от руки, на компьютере или нарисовать. Поздравляю! Вы только что создали свой жизненный план.

    6. Пересматривайте свой план и корректируйте его

    Как и всё в этом мире, ваша жизнь изменится, и ваши цели тоже могут измениться. То, что было важно для вас в 12 лет, может быть не так важно, когда вам 22 или 42 года. И это нормально - менять ваш жизненный план, потому что это показывает, что вы в курсе изменений, которые происходят в вашей жизни.



    docstockmedia/Shutterstock.com

    Метод третий. Решайте проблемы с помощью плана

    Часть первая: определение проблемы

    1. Осознайте проблему, с которой вы столкнулись

    Иногда самой сложной частью создания плана является то, что вы не знаете, в чём проблема. Часто проблема, с которой мы столкнулись, создаёт ещё несколько проблем. Беда, как говорится, не приходит одна. То, что вам нужно сделать, - найти источник проблемы. И это именно то, с чем вам нужно разобраться.

    Ваша мама не позволяет вам провести четыре недели у друга в горной хижине. Это проблема, но где же источник этой проблемы? Вы получили двойку по алгебре. И именно это является причиной, почему ваша мама не отпускает вас к другу на каникулы. И эта двойка - именно та проблема, которую вам нужно решить.

    2. Определите, какого результата вы надеетесь добиться, решив вашу проблему

    Какой цели вы надеетесь достичь, решая проблему? Сосредоточьтесь на достижении вашей цели. Остальное придёт само собой.

    Вашей целью является улучшение вашей оценки по математике хотя бы до четвёрки. Параллельно с этим, улучшив свои познания в математике, вы надеетесь, что ваша мама отпустит вас к другу на каникулы.

    3. Выясните, почему возникает эта проблема

    Какие из ваших привычек поспособствовали возникновению проблемы? Выделите немного времени, чтобы проанализировать причины возникновения проблемы.

    Ваша проблема состоит в том, что вы получили тройку по математике. Подумайте, что могло привести к этому: может, вы много разговаривали с другом на уроке. Или же не делали домашнее задание по вечерам из-за тренировок по футболу, например.

    4. Рассмотрите внешние факторы, способствующие возникновению проблемы

    Многие проблемы возникают из-за каких-либо ваших действий. Но не стоит забывать и о внешних факторах, работающих против вас. Рассмотрим пример. Вы получили по математике плохую оценку, которую необходимо исправить. Причиной тому может быть непонимание объяснений преподавателя по этой теме, а не то, что вы говорили с другом.

    Часть вторая: найдите решение и создайте план

    1. Найдите несколько возможных решений вашей проблемы

    Вы можете просто записать все возможные варианты на клочке бумаги или воспользоваться одним из методов мозгового штурма. Таким, например, как ментальная карта. Какой бы способ вы ни выбрали, вы должны учесть обе возможности возникновения проблемы: ваша вина и факторы, не зависящие от вас.

    Решение проблемы общения с другом на уроке:

    • Сидите на уроках как можно дальше от ваших друзей.
    • Объясните вашим друзьям, что вы не усваиваете информацию на уроке и получаете плохие оценки. Так что вам нужно сосредоточиться на уроке.
    • Если вы сидите на закреплённом за вами месте, попросите учителя пересадить вас, чтобы вы могли лучше сосредоточиться.

    Решение проблемы невыполненного домашнего задания из-за тренировки по футболу:

    • Сделайте часть домашнего задания во время обеда или во время перерыва. Так вам останется меньше работы на вечер.
    • Придерживайтесь распорядка. После тренировки вы должны поужинать и сделать домашнее задание. Поощрите себя просмотром телевизора после того, как сделаете уроки.

    Решение проблемы непонимания алгебры:

    • Пусть вам поможет одноклассник, который может прояснить все непонятные для вас моменты.
    • Попросите помощи у учителя. Объясните, что вы не понимаете материал и нуждаетесь в дополнительном объяснении.
    • Займитесь математикой с репетитором.

    2. Создайте план

    Итак, вы провели мозговой штурм и поняли, в чём ваша проблема. Теперь выберите наиболее действенные, по вашему мнению, решения проблемы и запишите план для себя. Повесьте план где-нибудь, где он чаще всего будет попадаться вам на глаза. Ваш план улучшения вашего уровня по математике должен выглядеть так:

    План по улучшению в течение четырёх недель

    1. Сказать Кате, что на уроках я не могу с ней говорить. Если это не поможет, то пересесть от неё.
    2. Каждые вторник и четверг делать уроки во время обеда. Так у меня останется меньше заданий, которые нужно сделать после тренировки.
    3. Каждые понедельник и среду посещать факультатив по математике. Цель: через четыре недели улучшить свой уровень с тройки минимум до четвёрки.

    3. Проанализируйте первую неделю

    Сделали ли вы всё, что планировали? Добились ли вы успеха? Какие ошибки вы допустили? Сделав хороший анализ, вы сможете избежать ошибок в дальнейшем.

    4. Не теряйте мотивацию

    Придерживайтесь своего плана до тех пор, пока не достигнете цели. Не стоит останавливаться на полпути. Если один день вы не придерживались плана, проследите, чтобы это не повторилось снова. Если же вы видите, что этот план не работает, подумайте, что же с ним не так, и напишите новый план.

    Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

    Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

    Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

    Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

    План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

    Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

    Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

    • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
    • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
    • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
    • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

    Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

    Составляем структуру правильно: подробная инструкция

    Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

    Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

    С чего начать и как закончить:

    1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
    2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
    3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
    4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
    5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

    Несколько советов на дорожку:

    1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
    2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
    3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
    4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
    5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

    Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

    Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

    Какие виды планов существуют?

    План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

    Тезисный

    Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

    Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

    Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

    1. Жил старче небогато со своей старушкой.
    2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
    3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
    4. Недовольная старуха послала старика за избой.
    5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
    6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
    7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
    8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

    Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

    Вопросительный

    Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

    Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

    Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

    1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
    2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
    3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
    4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
    5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

    Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

    Назывной

    Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

    Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

    1. Встреча старика и золотой рыбки.
    2. Прихоти старухи.
    3. Старик и старуха у разбитого корыта.

    Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

    Опорный

    Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

    Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

    Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

    1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
    2. Три желания старухи.
    3. Отказ рыбки.
    4. Разбитое корыто.

    Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

    Смешанный

    Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

    Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

    1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
    2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
    3. Три желания старухи.
    4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
    5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

    Можете им пользоваться для любых целей.

    Простой и сложный

    Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

    Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

    Например, сказку “Колобок” можно представить так:

    Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

    Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

    Как жанр статьи влияет на создание структуры?

    Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

    1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
    2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

    Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

    Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

    Типичные ошибки + примеры

    В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

    А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

    1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
    2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
    3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
    4. Пропущены вступление, заключение.
    5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
    6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
    7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

    Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

    Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

    Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

    1. Когда ребенок учится говорить?
    2. Ребенок не говорит.
    3. Что нужно говорить малышу?
    4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
    5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

    Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

    Какие ошибки здесь допущены:

    • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
    • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
    • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
    • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

    А вот исправленная версия:

    • Вступление.
    • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
      • чтение вслух,
      • развивающие скороговорки,
      • артикуляционная гимнастика,
      • много общения,
      • словесные игры.
    • Почему ребенок не разговаривает?
    • Типичные ошибки родителей:
      • назойливое обучение,
      • недостаток внимания.
    • Заключение.

    Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

    Заключение

    План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

    А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

    Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

    Я желаю вам удачи!

     
    Статьи по теме:
    Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
    Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
    Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
    Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
    Уральский федеральный университет им
    schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
    Джозайя уиллард гиббс биография
    ] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные