Сочинение по тексту Д. Лихачева. «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»: Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 6

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) - филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Важно, чтобы текст, который вы прочитали, был абсолютно понятен.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Отрасль культуры - направление, вид, тип культуры.

Кроется - скрывается, спрятано.

Трата - использование.

Сообразуясь - опираясь.

ШАГ 2 . Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельные фразы, способствующие пониманию авторской мысли. Проблема, о которой вы собираетесь писать, должна быть понятна вам и поставлена автором текста.

Примеры фраз из текста:

Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития - чтение.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.

Литература дает нам коллосальный, обширнейший и глубочайшй опыт. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувства, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.

Прмеры собственных формулировок:

Книга не просто дает человеку запас знаний, она учит его пониманию жизни. Именно такую проблему ставит перед читателями Д. С. Лихачёв.

- "Бескорыстное" чтение... Что это такое? Возможно ли оно сегодня?

Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами академик Д. С. Лихачёв.

Предложенный нам текст Д. С. Лихачёва интересен прежде всего тем, что в нем объясняется значение чтения в формировании и развитии человеческой личности.

ШАГ 3 . Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Когда вы приводите иллюстрацию-пример, она не должна быть формальной. Здесь необходимо продемонстрировать ваше понимание текста.

Возможные варианты начала комментариев:

Говоря о чтении, Д. С. Лихачёв...

В качестве доказательства своей мысли автор текста опирается...

ШАГ 4 . Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Сформулированная вами авторская позиция должна опираться на прочитанный текст.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Д. С. Лихачёв акцентирует внимание на следующей мысли: ...

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Вы, так же как и автор, в качестве аргумента (примера-иллюстрации) можете привести книгу (книги), чтение которой (которых) оказало влияние на ваше интеллектуальное, эстетическое, духовно-нравственное развитие.

Примеры произведений, опираясь на которые можно раскрыть проблему чтения и его роли в жизни человека:

Г. Р. Державин "Памятник" (1795).

А. С. Пушкин "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "Пророк" (1826), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836), "Брожу ли я вдоль улиц шумных... " (1829), "Поэту" (1830), "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831).

М. Ю. Лермонтов "Пророк" (1841), "Листок" (1841), "Герой нашего времени" (1838-1839).

Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать... " (1869).

И. С. Тургенев "Певцы" (1852), "Разговор" (1878), "Русский язык" (1882), "Отцы и дети" (1862).

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" (1866).

Л. Н. Толстой "Война и мир" (1863-1869).

М. И. Цветаева Из цикла "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке...") (1916).

О. Э. Мандельштам "Звук осторожный и глухой..." (1908), "Равноденствие" ("Есть иволги в лесах, и гласных долгота...") (1913), "Бессоница. Гомер. Тугие паруса..." (1915).

У. Шекспир "Ромео и Джульетта" (1595), "Гамлет" (1601).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … поднимается в произведении...

— Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской литературы. Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал произведение, в котором ….

— О проблеме чтения...

Книга способна...

В книгах...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях. Вы можете рассказать о том, встречалась ли в вашей жизни ситуация, когда было необходимо посмотреть на окружающую природу свежим взглядом.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я прочитал (прочитала) …

— Я обратил (обратила) внимание на...

— Я уверен (уверена), что …

— Я хочу рассказать о …

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность, подвести итог своего сочинения.

Возможные варианты начала заключения:

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

Для меня....

ШАГ 7 . Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами Д. С. Лихачев. Говоря о чтении, автор дает конкретные советы, к которым стоит прислушаться. Убеждающая, страстная интонация атора передается при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: метафоры ("служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей"), эпитеты ("величайшая ценность", "колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт"). Автор стремится привлечь внимание читателя, рассказывая о своем учителе литературы, который в годы Великой Отечественной войны открывал своим ученикам мир книги, "умел прочесть, ... умел объяснить прочитанное, посмеяться..., восхититься чем-то, удивиться искусству писателя". Позиция автора принципиальна: книги необходимы человеку, так как влияют на его интеллектуальное, духовно-нравственное, художественное развитие.

Грамотно подобранная книга способна изменить человека. В качестве примера предлагаю обратиться к неповторимому, очаровательному образу Татьяны Лариной, созданной А. С. Пушкиным на страницах романа "Евгений Онегин". Героиня оказалась не похожей ни на кого, так как огромное влияние на нее оказали книги: именно благодаря им Татьяна стала "милым идеалом" поэта.

Я обратил (обратила) внимание на то, что у тех моих друзей, кто мало читает, бедный словарный запас. Ребята с трудом могут подобрать синонимы, заменить сказанную фразу. Мне жаль их: они лишают себя того интеллектуального наслаждения, которое может дать только книга.

После прочтения текста, написанного Д. С. Лихачёвым, я еще раз убедился (убедилась) в верности моего профессионального выбора: стать журналистом.

ШАГ 8 . Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Русский язык: 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва: Издательство АСТ, 2017

(Д. Лихачев)

Сочинение

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Вконтакте

Сочинение по тексту:

Вытеснение книг телевидением и кино. Именно о этой проблеме рассуждает советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Перед нами рассуждение Д. С. Лихачёва о том, почему телевизоре сейчас частично вытесняет книгу. Автор приводит различные аргументы и приходит к выводу, что это происходит из-за того, что телевизор мы смотрим, не отвлекаясь, с интересом.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: Телевизор вытесняет книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что тебе нравится.

Что же, мне очень знакома данная ситуация, и я считаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев абсолютно прав. Ведь, главное, не просто читать, читать нужно с интересом, и убедившись, что тебя ничего не отвлекает, ты можешь спокойно погрузиться в другой мир. Героиня романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина любила читать на балконе, не отвлекаясь на мелкие проблемы. И поэтому чтение ей доставляло удовольствие.

Опираясь на статистику в интернете, мы можем заметить, что ежедневно количество людей, посещающих интернет, увеличивается.

Исходя из собственных рассуждений и рассуждений автора, я пришла к выводу: если человек хочет, чтобы занятие доставляло ему удовольствие, то необходимо создать условия, чтобы ничего не отвлекало от дела.

Текст Д. С. Лихачёва:

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки. Издательство «Альпина Паблишер» перевыпускает сборник одного из самых известных ученых XX века. «Теории и практики» публикуют несколько писем - о том, почему карьеризм может сделать человека несчастным и невыносимым, как интеллигентность поможет жить долго и для чего человеку «бескорыстное» чтение.

Письмо одиннадцатое

Про карьеризм

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Письмо двенадцатое

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с .

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, .

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Семья Лихачевых, Дмитрий - в центре, 1929 год; Дмитрий Лихачев, 1989 год, © Д. Бальтерманц

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.

Письмо двадцать второе

Любите читать!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения - это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

Скоростное чтение создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

«Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить»

«Незаинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и . Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Письмо двадцать шестое

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо , роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно . Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может , человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка - с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете - напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости - радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

Для многих людей чтение книг - это то, что дает нам богатый, обширный и глубочайший опыт жизни. Многие думают, что если они будут читать книгу, только для того, чтобы отчитаться перед кем-либо, то это принесет столько же пользы, что и глубокое, «бескорыстное» чтение. Так ли это? Почему книги нужно читать с интересом?

В тексте Д.С. Лихачева поднимается проблема заинтересованности чтения.

Автор раскрывает эту проблему, рассуждая о том, как к нему пришло понимание, что такое «бескорыстное» чтение. Автор повествует нам историю из своего школьного детства. Д.С. Лихачев рассказывает, что «бескорыстному» чтению его научил школьный учитель. Он вспоминает, как Леонид Владимирович умел прочесть, заинтересовать. Автор подчеркивает, что они делали это непринужденно, поэтому эти книги запали к ним в сердце: «Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве». Ребятам просто нравилось слушать и поэтому они вдавались в каждую мелочь содержания книги.

Автор рассуждает над этой проблемой, сравнивая книгу с телевизором. Д.С. Лихачев дает свой комментарий на вопрос - почему телевизор частично вытесняет книгу. Осознав то, что, если читать книгу, как и телевизионную программу, «не торопясь, вникая в подробности», то книга может стать даже интересней некоторых телевизионных программ.

В литературных произведениях существует множество примеров, подтверждающих мою мысль. Например, в повести Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» мы видим, как подруга Тани Савичевой держит в руках ее дневник. Вале Зайцевой нужно было на бетонных плитах переписать содержимое дневника Тани. Девочка, читала каждое слово и представляла, что происходило с Таней. Вале Зайцевой, было тяжело писать это, потому что она читала внимательно и перед ней открылась настоящая картина того, что происходило с Таней. Так, мы видим, что только внимательное, «бескорыстное» чтение открывает настоящую картину происходящего.

Еще одним примером, доказывающим мою мысль, может быть героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, когда читала книги, представляла себя героиней этих книг. Она читала книги внимательно и «бескорыстно», ей просто нравилось это. Она вдавалась в мелочи и поэтому она могла увидеть истинную картину произведения.

Таким образом, я снова убедился в том, что читать книгу нужно с интересом. Внимательно и непринужденно, вдаваясь в каждую деталь происходящего. Только тогда можно увидеть истинные мысли того, что хотел передать автор. Только тогда книга даст нам обширный и глубочайший опыт жизни.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг