Сократ — цитаты, высказывания и афоризмы великих людей. Афоризмы

(470-399 гг. до н.э.)

философ, ученик Анаксагора, из Афин

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

В молитвах он [Сократ] просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро.

[Сократ] советовал избегать таких кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода. (…) Он шутил, что и Кирка [Цирцея], должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими кушаниями в изобилии; а Одиссей (…) держался от чрезмерного их употребления и оттого не превратился в свинью.

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я (…) поставил бы в разряд годных к власти.

Если, живя среди людей, ты не захочешь ни властвовать, ни быть подвластным и не станешь добровольно служить властителям, то, думаю, ты видишь, как умеют сильные (…) и целые общины, и каждого порознь держать в рабстве.

Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.

Завистники (…) только те, кто горюет по поводу счастия друзей.

Трудно (…) найти врача, который знал бы лучше, чем сам человек, (…) что полезно ему для здоровья.

[Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил:] «Не следует ли (…) подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» – Сократ (…) отвечал: «А разве (…) вся моя жизнь не была подготовкой к защите?»

Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор, сказал: «Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо». Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: «А тебе (…) приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?»

Ходил я к поэтам (…) и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно (…) сказать вам правду, а сказать все-таки следует. (…) Чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. (…) Не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.

Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться (…) большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.

[Сократ] говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я (…) назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.

Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об истине.

[Последние слова:] Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте. (Петуха приносили Асклепию, богу врачевания, выздоравливающие. Сократ считал, что смерть для его души – выздоровление и освобождение от земных невзгод.)

Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «Что я понял – прекрасно; чего я не понял, наверное, тоже».

Часто он [Сократ] говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»

Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, – настолько они не в цене.

[Красота -] недолговечное царство.

[Сократ] говорил (…), что он знает только то, что ничего не знает.

Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он [Сократ] ответил: «Делай, что хочешь, – все равно раскаешься».

Когда он [Антисфен] стал выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: «Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!»

Сократу однажды пришлось увещевать (…) [Алкивиада], который робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и успокоить его, Сократ спросил: «Разве ты не презираешь вон того башмачника?» – и философ назвал его имя. Алкивиад ответил утвердительно; тогда Сократ продолжал: «Ну, а этого разносчика или мастера, шьющего платки?» Юноша подтвердил опять. «Так вот, – продолжал Сократ, – афинский народ состоит из подобных людей. Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех купно».

Когда ему [Сократу] сказали: «Афиняне осудили тебя на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих».

Видя, что правительство тридцати [тиранов] убивает самых славных граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ (…) сказал: «(…) Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на смерть хор!»

Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру – больше друзей».

Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть больше».

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Есть одно только благо – знание и одно только зло невежество.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Мудрость – царица неба и земли.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Хороший советник лучше любого богатства.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Лучшая приправа к пище – голод.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Все по науке. Афоризмы автора

СОКРАТ Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также за то, что жить ему пришлось во времена Сократа. По рассказу Плутарха Еврипид дал Сократу сочинение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

автора Авадяева Елена Николаевна

СОКРАТ Я знаю только то, что ничего не знаю Сократ Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной стороны, в силу самой этимологии этого слова признавалось, что эти люди - носители земной мудрости. С другой же - молчаливо подразумевалось, что не

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Сократ (470-399 гг. до н.э.) философ, ученик Анаксагора, из Афин Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.В молитвах он [Сократ] просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро.[Сократ] советовал избегать таких

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такой Сократ? Сократ по праву считается идеалом мудрого человека, хотя сам он утверждал, что подлинная мудрость сознает, что она ничего не стоит! Он родился в Афинах в Греции около 470 года до н. э. О его детстве и родителях известно очень мало. Он не оставил после себя

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

СОКРАТ Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, ставший для последующих эпох воплощением идеала мудреца.* * * Чтобы найти себя, думай самостоятельно. Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Я не

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Сократ Сократ (470–399 до н. э.), философ, ученик Анаксагора. Родился и жил в Афинах, участвовал в Пелопоннесской войне. Был приговорен к смерти и казнен по обвинению в развращении молодежи и поклонении ложным богам. Сократ впервые сделал беседу (диалог) основным методом

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

СОКРАТ Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной стороны, признавалось, что эти люди – носители земной мудрости. С другой же – молчаливо подразумевалось, что не всякая мудрость нужна народу. Многие римские цезари, раздосадованные чрезмерным

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Сократ Ок. 470–399 гг. до н. э. Древнегреческий философ, один из основателей диалектики. Учение Сократа стало поворотным в философии - от рассмотрения природы и мира ученый пришел к рассмотрению человека. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.Брак, если

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОКРАТ (ок. 470-399 до н.э.) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С.

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Сократ Сократ (470/469 - 399 гг. до н. э.) - древнегреческий философ.Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за «введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе», то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Кто такой Сократ? Сократ по праву считается идеалом мудрого человека, хотя сам он утверждал, что подлинная мудрость сознает, что она ничего не стоит!Он родился в Афинах около 470 года до н. э. О его детстве и родителях известно очень мало. Он не оставил после себя никаких

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

СОКРАТ (470–399 до н. э.), древнегреческий философ 320 Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, <…> и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то <…> сам великий царь нашел

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

СОКРАТ (470–399 до н. э.), древнегреческий философ60Разве вся моя жизнь не была подготовкой к защите?Согласно Ксенофонту, перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил: «Не следует ли подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» Сократ отвечал: «А разве

Хороший советник лучше любого богатства.
Сократ

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Сократ

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.
Сократ

Единственная истинная мудрость - в осознании, что мы по сути ничего не знаем.
Сократ

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь.
Сократ

Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей.
Сократ

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Сократ

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Быть ниже самого себя - невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.
Сократ

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.
Сократ

Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
Сократ

Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
Сократ

Зависть – это язва души.
Сократ

Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
Сократ

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
Сократ

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.
Сократ

Красота - это королева, которая правит очень недолго.
Сократ

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Сократ

Знание не есть ум.
Сократ

Жизнь без испытаний – это не жизнь.
Сократ


В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.
Сократ

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
Сократ

Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.
Сократ

Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.
Сократ

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Сократ

Главный герой этой подборки – Сократ, афоризмы которого, наверное, останутся актуальны еще многие века.

Сократа можно считать родоначальником европейской философии. Он первым заговорил о необходимости изменения человека как такового и его образа жизни. До него философы рассуждали о природе мира, строили разные «научные» умозаключения, а он сделал поворот на 180 градусов и наиболее важным утвердил то, что происходит внутри человека.

Несколько интересных фактов о жизни Сократа:

— Примерная дата рождения 469 год до н.э., дата смерти 399 год до н.э.

— Был дважды женат. Первая жена Ксантиппа о злобности которой ходили легенды и на которой Сократ оттачивал своё непоколебимое терпение. Вторая — Мирта. Всего имел трех детей (сыновей).

— Первым начал преподавать искусство риторики. Причём платы с учеников не требовал.

— Сократ был учителем Платона, не менее известного и выдающегося древнегреческого философа. Но образы жизни у них были различны. Сократа интересовала прежде всего практическая сторона философии, нравственность образа жизни и поведения, а Платона — теоретические модели.

— Как и Христос он не делал никаких записей своих речей и поучений. И вообще не много читал. Все известные его цитаты и высказывания были позже записаны учениками, — в основном Ксенофонтом Афинским и Платоном.

— Имел чрезвычайно высокоразвитую интуицию с которой соизмерял все свои поступки. Если чисто рационально дело казалось 100% верным, но интуиция ему противилась — Сократ от него отказывался. И такое случалось регулярно.

— Питался исключительно простой, дешевой пищей (опять же, подобно христианским монахам), причём редко и в малых количествах, от секса старался воздерживаться, ходил босиком и регулярно занимался физическими упражнениями. Что в итоге сделало его здоровье необычайно крепким, а дух стойким. Это было часть его программы «философской жизни».

— Одно время занимался торговым «бизнесом», покупая и перепродавая товары.

— Был настолько сильным оратором, что в итоге Тираны ему даже запретили преподавать свое искусство.

— Пифия прорицательница произнесла известную цитату, что «Сократ выше всех в своей мудрости».

— Взбучки Сократ получал не только дома от Ксантиппы, но и от побежденных в словесных диспутах. Также тренировки ради ходил в злачные места где его оскорбляли женщины легкого поведения.

— Не любил путешествовать (возможно это было частью его практики философского образа жизни).

— Щедрые подарки друзей Сократ с благодарностью отклонял, считая более высоким благом независимость.

— Из видимых жизненных благ более всего ценил друзей.

— Не стеснялся учится чему то новому. Так в старости изучал искусство игры на лире.

— Когда он уже собирался пить ядовитую цикуту (в качестве смертного приговора вынесенного судом), друг Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. «Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?» - сказал Сократ.

Известные цитаты и высказывания Сократа

Без добрых взаимных чувств общение между людьми не имеет пользы.

Самообразование занятие трудное, но нет ничего более важного в жизни чем разумное воспитание самого себя и своих близких.

В ясном различении полезного и вредного - корень мудрости.

/Эта цитата параллельна высказыванию признающему знание величайшим достоянием человека./

Слово добродетельного человека прочно и дорогого стоит. В его случаи громкие обещания и клятвы совершенно излишни.

Каждый порядочный человек должен руководствоваться в своих поступках простым критерием - справедливо ли то, что я собираюсь сделать, и принесет ли это благо людям.

Когда человек внимательно и бережно относится к своему здоровью, то не найти врача, который определит лучше него, что полезно для его здоровья.

Мудрость - величайшее благо, глупость - страшнейшее несчастье.

Если хочешь жениться - женись. С хорошей женой будешь счастлив, с плохой - научишься философствовать.

Чтобы я понял каков ты человек - заговори!

Как нельзя вылечить глаза, позабыв о голове, так невозможно вылечить и тело, не позаботившись о душе.

Возможно ли, быть здоровым телом и духом оставаясь при этом рабом наслаждений?

/Что губит наше здоровье как не страстная привязанность к чревоугодию и сексу?!/

Коль хочешь мир ты изменить,
Себя сперва переработай.

Чем жить в позоре и бесчестье
Погибель лучше избери.

Девичья любовь куда опасней мужской вражды. Яд тем хуже, чем он приятней.

В богатствах, наслаждениях и роскоши люди видят источники счастья. Но мне кажется, что отсутствие желаний - вот подлинное счастье, вот где божественная услада. Поэтому человек, которому для жизни нужно меньше всего благ - бывает наиболее счастливым.

Огонь распаляется ветром, а страсть — близостью.

Сделанное второпях редко бывает сделано качественно.

Самым богатым я считаю того, кому нужно меньше других.

Добрый друг дороже любых сокровищ.

/В этой цитате Сократ говорит, что друзья могут заменить деньги, а деньги друзей - нет./

Чем меньше нужно человеку,
К богам тем ближе он.

/Цитата вольная. Высказывался он, разумеется, не в поэтической форме./

Люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить.

Приятнее всего кушать тогда, когда проголодался.

Для меня несносная супруга это тоже самое, что для наездников дикие жеребцы. Одолев их, они запросто справляются с другими. Вот и я в общении с Ксантиппой обучаюсь искусству взаимодействия с другими людьми.

Здоровье это ещё не всё - но без него, всё ничто.

Будь доволен тем, что есть. Но и к лучшему стремись.

Реализация наших самых страстных желаний часто приводит к самым большим неприятностям.

современных религиях множество цитат с подобным смыслом. Даже есть народная мудрость — «Бойся своих желаний»./

Обман не только отвратителен сам по себе, но он также пагубно влияет и на душу человека.

Испытывать на себе зло, лучше, чем делать его самому.

Чтобы стать многознающим будь любознателен.

Как много есть в мире разных вещей,
Легко без которых можно прожить!

/Афоризм призывающий нас к умеренности, в противовес потребительской культуре. Видно ещё 2.5 тысячи лет назад она вполне себе процветала./

Богатство и известность не делают человека лучше. А иногда даже наоборот.

— Твои любимые сограждане осудили тебя на смерть.
— Ну а природа осудила на смерть их самих.

Забавно, что пропавшего раба мы искать не ленимся, а поиск добродетель пускаем на произвол судьбы.

Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, - настолько они не в цене.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается и с мелочи.

/Напоминает высказывание из о том, что длительный путь начинается с одного небольшого шага. /

Когда ему сообщили, что кто-то высказывается о нем дурно. «Это потому, что его не научили говорить хорошо».

Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Антисфену: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие».

Когда кто-то сообщил ему, что Антисфен родился от фракиянки, Сократ ответил: «А ты думал, что такой благородный человек мог родиться только от полноправных граждан?

/Цитата указывающая, что Сократ был толерантным человеком (во времена процветающего рабства). И уж достоверно известна его преданность демократическим ценностям./

Математику изучать следует лишь в такой мере, чтобы уметь пользоваться ей в быту и торговле.

Однажды Сократ позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. «Не бойся, - сказал он, - если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».

– афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой . Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализм, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Многие столетия отделяют нас от его жизни в древнегреческих Афинах. Он вошел в мировую историю как великий и очень неординарный философ, необычная личность, человек, в жизни которого философские идеи стали его жизненной позицией.

Истории жизни и деятельности людей, особенно тех, кто вошел в историю своими великими достижениями в той или иной области – это всегда истории, в которых так много схожего с нашей, сегодняшней жизнью людей 21 века. Поэтому они и великие, что в их жизни и деятельности проблемы и решения, которые важны для людей разных исторических времен.

Единство жизни и философии Сократа

Жизнь и философское учение Сократа неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое.

События жизни Сократа всегда связаны с его новыми философскими идеями. О жизни и философских идеях Сократа известно не из его произведений, которых он не писал, а из дошедших до нас работ Диогена Лаэртского, Ксенофонта, Платона. Каждый из них видел что-то свое и понимал идеи Сократа по-своему.

Сын скульптора и акушерки (повитухи как их тогда называли), воевавший и изучавший философию, проповедовавший свои идеи и создававший свое учение в ходе общения с различными людьми на улицах Афин. Он не писал философских трактатов, не записывал своих идей, считая, что письменное изложение убивает мысль. Живое общение, диалог с людьми – это, по мнению Сократа, форма получения и развития знания.

Сократ создавал скульптуры, был каменотесом. Со слов Диогена Лаэртского известно, что несколько статуй в Парфеноне принадлежат по авторству Сократу. Сократ был храбрым воином, занимался политической деятельностью, от которой отказался, поняв, что его принуждают делать то, что он не хочет. Сократ выбрал образ жизни свободного философа. Но даже философ не может быть полностью свободным. Являясь членом общества, человек всегда ограничен рамками необходимости и ответственности за свои поступки.

Сократ со своей семьей жил очень бедно. Однажды Сократ позвал к обеду богатых гостей и Ксантиппе, его жене было стыдно за их бедный обед. Сократ сказал ей: «Не бойся, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них нет дела нет».

Несмотря на бедность, Сократ имел очень крепкое здоровье. Дошедшие до нас слова Сократа о здоровье и питании – это применение его философских идей к конкретным вопросам жизни: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить».

Ограничиваться минимумом – это был жизненный принцип Сократа. Он говорил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы придать им подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня», - говорил Сократ.

Человек – это главный предмет философских исследований Сократа и именно проблема человека, по его мнению, должна быть предметом исследования философии вообще.

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Став, как и отец скульптором, Сократ стремился к четкости и определенности философских понятий и идей, которые он формировал из множества высказывавшихся мыслей, идей, как мастер, убирающий лишние части камня для появления формы скульптуры. Появление нового философского понятия как формы существования знания Сократ рассматривал как процесс развития мысли, рождение нового знания. Он сравнивал его с рождением человека и назвал этап познания, на котором и рождается новое знание, майевтикой в соответстии с названием профессии матери.

Но первым этапом в познании истины, по мнению Сократа, должно быть сомнение в истинности и полноте имеющихся у человека знаний. Человек должен отнестись с иронией ко всему, что он знает, признать ограниченность своего опыта и вероятность ошибочности своих знаний и мнений. Только при этом условии человек становится готов к познанию нового, открыт для получения новых знаний.

Этот путь познания – от иронии к майевтике Сократ называет диалектикой. Для Сократа, жившего в Y в. до н.э. в древнегреческих Афинах понятие диалектика означает «спор», «дискуссия». Он считал, что знание рождается в процессе обмена мнениями с другими людьми, дискуссий и споров с ними. Именно в этом общении при воплощении мысли в слово, формулировании утверждения, его аргументации выявляются заблуждения и степень истинности знания. Дискуссия позволяет выявить новые аспекты того или иного объекта, явления и получить наиболее истинное знание. В настоящее время понятие диалектика имеет более широкое значение, обозначает философскую концепцию и универсальный принцип познания, при котором объект рассматривается в развитии и как целостная система. Идеи развития высказывались и другими, жившими ранее Сократа философами, но Сократ ввел в философию диалектический метод познания, причем показал его применение на моральных понятиях и категориях. По мнению Аристотеля, Сократ создал основы формальной логики, т.к. исследуя нравственность, он показал значение для познания понятия, которое точно отражает сущность вещи или явления. «Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения – это суть вещи» (Аристотель. Метафизика. XIII , 4).

«Отличала Сократа от софистов прежде всего уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. И именно в познании этого блага и состоит смысл философии» .

Сократ отвергает позицию софистов об относительности истины. Он считает, что существует и объективная нравственность, и объективная истина. Истинной задачей философии Сократ считает доказательство существования истины, ее познание и жизнь в соответствии с ней. Методом решения этой задачи является самопознание – «Познай самого себя».

«Знаниям нельзя научить, им можно только научиться, только в самом себе можно найти истинное знание и истинное благо. В этом задача настоящего педагога-философа – помочь ученику научиться мыслить и самому познать самого себя. Поэтому Сократ уподобляет свое собственное философское искусство искусству повивальной бабки: он сам не дает истину, но помогает человеку ее родить» (Теэтет 150 b ) .

Беседы и споры Сократа с другими людьми, которые он вел в разных местах, но чаще всего на центральной,
рыночной площади Афин, часто вызывали гнев и недовольство его собеседников и слушателей. Часто эти люди, понимая, что их знания ошибочны, аргументы нелогичны и несостоятельны, что они в глазах окружающих оказались глупцами и неучами, оскорбляли и даже били Сократа.

Моральные ценности и нормы, о которых размышлял Сократ, были нормами его жизни. Причем, многие из этих моральных норм сходны с моральными нормами христианства, которое появится только через пять столетий после жизни Сократа.

Диоген Лаэртский пишет: «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а чаще того – осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» (ДЛ, 11, 5).

Эта ситуация, с одной стороны, говорит о смирении, покорности, «непротивлении злу насилием», с другой стороны, - о чувстве собственного превосходства над другим. И все же смирение перед человеком, причиняющим тебе зло, более значимо – оно не увеличивает проявления зла в жизни.

Свт. Василий Великий в своей работе «Беседа к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями» рассказывает сходный эпизод из жизни Сократа: «Некто, нещадно нападая на Софронискова сына, Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: «делал такой-то»; и тем отмстил. Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую» .

Пифия и мудрость Сократа

В истории сохранился эпизод из жизни древнегреческого общества, в котором с трудными вопросами, за предсказанием будущего обращались к оракулам.

Однажды Дельфийского оракула спросили: «Кто самый мудрейший из людей?». И он ответил: «Сократ».

«Все обижались на Сократа за то, что он открывал им на это глаза, доказывая, что они ничего не знают. Поэтому, приходит к выводу Сократ, по всей видимости, Пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает» .

Платон в своей «Апологии Сократа» передает дальнейшие рассуждения Сократа о мудрости: «А на самом деле мудрым-то оказывается Бог». Платон объясняет слова Сократа: «…Этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость» (Апол. 23 a – b ).

Конец жизни Сократа

Жизнь Сократа закончилась по приговору афинского суда. Этот суд и все, что с ним связано – один из примеров в истории философии, когда философские идеи становятся причиной физической смерти философа. В материальном плане причиной смерти было отравление ядом, который выпил Сократ по приговору суда. Но сто стало причиной такой приговора?

Известно, что трое афинских граждан (поэт Мелет, ремесленник Анит и ритор Ликон) обвинили Сократа в том, что он в своих беседах развращает умы юношей, учит, что нет богов. По сути, типичный пример ситуации, в которой кто-то не понял истинного смысла слов и в соответствии со своим пониманием решил навести порядок.

Сократа обвиняли: «преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому» (Апол. 19 b ).

Сократ отвечает в своей речи, что он никогда не мог этому обучать и в доказательство приводит свои размышления и выводы о словах Дельфийского оракула, что он самый мудрый. Платон пишет, что Сократу становится понятно, почему он ненавистен для всего города – он показывает невежество и самомнение людей.

Возможно, суд завершился бы иначе, и Сократ остался бы жить. Но… тогда это был бы уже другой Сократ.

Друзья подкупают стражу и предлагают Сократу бежать – он отказывается. Почему?

Он всю жизнь учил добродетели, а побег – это нарушение закона, отступление от норм добра и справедливости. Добропорядочному гражданину этого делать нельзя. Побег – это отступление от всего того, что он проповедовал всю жизнь.

Диоген Лаэртский сохранил для потомков некоторые детали последних дней жизни Сократа, в которых проявляется его отношение к смерти как моменту окончания жизни. После вынесения судом окончательного приговора жена Сократа сказала ему: «Ты умираешь безвинно». Он спросил: «А ты хотела, чтобы заслуженно?».

Друг Сократа Аполлодор предложил ему прекрасный, плащ чтобы в нем умереть, т.к. одежда Сократа была очень бедной. Сократ отказался, сказав: «Неужели мой собственный плащ годится, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?».

Выпив яд, Сократ до последних минут остается в окружении друзей и ведет с ними беседу.

Сократ, по свидетельству Платона, рассуждает о бессмысленности страха смерти. Бояться смерти – не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что нас ждет после смерти. Однако все боятся смерти, как будто знают, что их ждет впоследствии. Но не это ли самое позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Через 7 столетий, на последнем этапе исторического развития Античной философии великий Эпикур будет почти также говорить о бессмысленности страха смерти, но обращаясь при этом не к вопросам познания, а проблеме человеческого бытия.

____________

1. Василий Великий, свт. Творения, Ч. IY . – М., 1993.

2. Лега В.П. История западной философии. Часть I . Античность, Средневековье, Возрождение. – М.: ПСТГУ, 2004.

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт