Изменение предмета философии в ходе исторического развития предмет марксистско-ленинской философии


1. Предмет, основные функции и структура философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру , т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности


  1. мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

  2. методологические. Философия выступает методом познания.

  1. Смысложизненные.
Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.
2. специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру , причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.
3. Основной вопрос философии. Понятие «мировоззрение» и его структура.

Основным вопросом философии явл. Вопрос об отношении субъектов и объектов. Как наше сознание связано с материей?

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития , существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты - истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия субъектов мировоззрения , можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:


  • Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

  • Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

  • Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

  • Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

  • Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, которые не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

  • Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

4. Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз, Демокрит).
Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико , что означало многообразие философских типов объяснения мира.

Первые учения - г. Милет VII-VI в. Д.н.э - Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что

превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

ФАЛЕС. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

АНАКСИМАНДР. ВВел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем

вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь.

ГЕРАКЛИТ. Диалектический материализм.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь.

Миром правит "логос" (закон, необходимость).

Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность(холодное в теплое,

Влажное в сухое и наоборот).

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными.

Последов Пифагора объединились в союз. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это

мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка - это

принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует

тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон.

Четверка - образ четырех элементов прир.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество , правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита).

Учение Демокрита. Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела.

Атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.

«Философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину».

Атомы - всевозможно мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры.
5.Философские воззрения Сократа и софистов.

В 5 в д.н.э на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, кот. приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопросами фил. и мировоззрения. Их стали называть “софистами ” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной , точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей Софизма явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа : Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик.

Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”

Горгий . Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в вопр. права и общ-полит вопросах.

Младшие софисты .(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и соц идеи.

Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Фразимах распространил учение об относительн. всякого знания на соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному.

СОКРАТ. Собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчиняет. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

Сократические школы : мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в насл. которое так трудно получить , то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _ лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Философия, ее роль в жизни общества и человека

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV--XVII веков").

Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частно-научного учения. Кроме того, частно-научное знание на протяжении многих вв. не имело в своем составе высшего теоретического уровня осмысле Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассическом период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут расставаться далее.

Выяснение взаимоотношений философии с частными науками историческом аспекте в целях выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи с развитием частных наук все более сужает свои рамки. "Философия подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частно-научного знания, выступает как учение о науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого предмета исследования, но прежде всего способность выявить специфические законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз понимание всеобщего в ту или иную эпоху и в различных философских системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания -- о единых законах макро- и микрокосмоса(речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай -- "законом") всякого движения.

Понимание философии как учения о всеобщем ("теоретическом", пока еще выделяемом как уровень познания в отличие от знания частного и прикладного характера) встречается у первого систематизатора философского знания Аристотеля. Согласно его точке зрения, всеобщие характеристики действительности должны представлять предмет "первой философии" или "метафизики" (то, что после физики, под физикой греки понимали и природу, и науки о ней).

Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии связан с уточнением ее мировоззренческой сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению концепций, общий смысл которых -- достижение мудрости, то есть целей практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала по основным философским проблемам по мере их возникновения в истории философии наполнит высказанные положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа в философию, ибо лишь сама философия может решить, чем быть философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии -- определять свой предмет с большей независимостью от данности, чем то бывает в других областях знания, приводит к различным формам постановки проблемы в разных философских учениях. Во всех других науках существует какая-либо общезначимая цель, как бы увенчивающая собой все многообразие специальных задач. Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он ставит их -- ставит не в смысле отдельных проблем, а вообще, --как он спрашивает о философии). Например, Эпикур определяет ее, как средство к достижению блаженной жизни на основе разума. Для Шопенгауэра (немецкий философ XIX века) она -- стремление проникнуть с помощью представления в то, что само по себе представлением не является, -- т.е. по ту сторону мира эмпирических явлений, с которыми имеют дело другие науки. Средневековая философия рассматривает философию как служанку богословия, как совокупность приемов для обоснования религиозных истин. Для кантианства философия есть критическое уяснение разумом самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто этическое уразумение того, что в жизни человека обладает значением идеала, а с другой же -- как чисто познавательная переработка миропонимания, преодолевающая противоречия, заложенные в последнем. Это многообразие философских целеполаганий, которое можно было бы намного увеличить, недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий ответу, который он хочет дать на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность философии").

Анализ взаимосвязи философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности...

Античная и социальная философия

мировоззрение античный философия пространство Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире...

Василий Великий и его "нравственные правила"

Вхождение иудейского и языческого мира в христианскую Церковь началось уже в первые века христианства...

Генезис философии. Становление философского сознания

Исторические типы философии

Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались...

Исторические типы философии

Основные проблемы и начала философской антропологии

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях...

Предмет и объект в философии

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной "двойственности" ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны...

Предмет и функции философии

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” -- любовь и “sophia” -- мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др...

Философия и её роль в жизни общества

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать...

Философия и культура

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того...

Характерные черты средневековой философии

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования...

Исторически круг вопросов, которыми интересовалась философия, изменялся: в тот или иной период её истории на передний план выдвигались новые проблемы; те же, что до сих пор по преимуществу интересовали философов, отступали на второй план. По мере накопления человеческих представлений о мире и человеке некоторые вопросы «перемещались» из философии в рамки формирующихся наук – математики, механики, физики, химии и т. д.

Самый ранний период античной философии (VII – VI вв. до н. э.) ознаменовался почти исключительным интересом к проблемам мироустройства в целом. Философию, занимающуюся главным образом миром в целом, космосом, называют космоцентрической. Самая первая философская школа – Милетская – объединяла ряд мыслителей, считавших своей задачей отыскать «первовещество» - то, из чего возникают все вещи и во что они превращаются, когда перестают существовать. Проблемой человека философия начинает интересоваться систематически и углублённо лишь с V в. до н. э. Такую философию, которая считает, что главной темой философских размышлений должен быть не мир в целом, космос, а человек и его душа, смысл и способ его существования, называют антропоцентрической. Начиная с Сократа и его предшественников – софистов – философия приобретает антропоцентрический характер. Вопросы о мире в целом на какое-то время отодвигаются на второй план, но не перестают совершенно интересовать философов.

Спустя несколько веков, в начале раннего Средневековья, в связи с распространением христианской идеологии происходит новый поворот. Интерес к человеку и миру окрашивается в новые тона. Христианское сознание видит мир и человека лишь как творения бога, следовательно, как то, что может быть понято не само по себе, а в его отношении к творцу. На длительное время бог становится для философа тем, что требует особого, предпочтительного внимания. Философия, в центре интересов которой находится бог (греч. – teos), носит название теоцентрической.

Изменения в общественной материальной и духовной жизни привели с течением времени к изменению характера философии. В период Возрождения (XIII-XVI вв.) человек, индивид начинает играть более активную, самостоятельную роль в самых различных сферах деятельности. Не отрицая роли бога как творца мира и человека, идеологи эпохи Возрождения видят в человеке сотворца, предназначение которого - подняться на более высокий уровень, принять участие в совместном с богом деле создания прекрасной индивидуальности. Возрождение интереса к человеку, его существованию и предназначению свидетельствует о возрождении антропоцентрического характера философии.

В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием новой формации – буржуазного общества, - происходят существенные изменения в производстве, требующем интенсивного добывания знания. Этим объясняется выход на передний план вопросов познания мира, вещей, процессов, происходящих в природе. Одна за другой возникают новые и развиваются традиционные науки: небесная и земная механика, гидравлика, термодинамика, оптика, химия и др. Философы размышляют над тем, что есть знание, какими способами его можно получить, как проверяется знание на истинность и т. п. Всё это относится к философской дисциплине, носящей название гносеологии, приобретающей в этот период заметное место в ряду философских наук. Характер философии вновь изменяется; она становится гносеоцентрической.

Новое время – время создания грандиозных философских систем , охватывающих самые различные сферы: природу, общество, политику и право, нравственность и искусство, сознание и познание и т. д. В этом отношении наиболее показательны работы представителей классической немецкой философии.

Рубеж XIX – XX вв. – время кризиса в философии, когда некоторые её представители (позитивисты) заговорили о закате эпохи философии как вида человеческой деятельности и вытеснении её позитивной наукой: наука-де сама себе философия; она так же уходит в прошлое, как мифология и религия

Как бы ни изменялся предмет философии в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни и в наших знаниях о мире и человеке, в рамках предмета философии всегда оставался вопрос о взаимоотношении человека и мира, бытия и сознания, мышления и действительности. По этой причине многие философы считали этот вопрос основным вопросом философии.


Похожая информация:

  1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом "староантичной философии, понимаемой как "протознание" (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого "протознания" Аристотель выделял "первую философию", предметом которой считалось сущее или первые начала.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что "метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее". Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь "целостный человек". Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом. Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе "мир - человек" представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. 5 Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается "многоголосие" различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.

Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения "мир - человек". Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение.А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. - отрицание, gnosis - знание).

В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема "мира в целом", проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы "вечны", поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д.

В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом.

Понимание сущности предметов и объектов интересов, которые формируются, становятся и реформируются в процессе изучения до стадии удовлетворения потребности в познании сущности чего-либо человеком.

Нам всегда сначала кажется, что мы видим и понимаем предметы. Но то что мы видим не всегда обозначает истину, ведь рассматривать ситуацию, предмет, чувства можно абсолютно с разных сторон.

Каждый раз, занимая новую позицию, мы открываем в уже знакомых нам понятиях что-то новое - это и есть философия.

Каждый человек способен думать, каждый имеет свое собственное мнение. Эти мысли и являются бессознательными знаниями об окружающей среде, основании бытия.

Понять предметы гораздо проще, чем какие-то глобальные и даже нематериальные понятия, которые невозможно потрогать: природа в целом, дух, строение мира.

Более глобальные понятия требуют более глубокого изучения, которое не всем доступно. Вообще, способность к философии необходимо развивать каждому человеку, ведь делая собственные выводы, которые зачастую отличаются от общественного мнения, мы становимся особенными, отличаемся друг от друга.

Чтобы выучить философию природы, множество людей приходили к разным концепциям, в процессе изучения было открыто множество фактов, которые в последствии использовались в других науках.

1. Что является предметом философии?

Предметом философии является – от малого до большого и наоборот: от человека и до среды его пребывании, способы познания и мышления.

Основными предметами философии на сегодняшний день является человек, общество и сам объект познания. На другие вопросы, которые интересовали наших предков, ответы уже нашлись, поэтому круг изучения предмета философии постепенно будет сужается до появления нового революционного прорыва в сознании, который сформирует новые актуальные предметы философии.

– один из наиболее исследованных аспектов существования, который исследовался с самого раннего периода развития людей. Актуальным данный вопрос является и по сей день.

Человек всегда интересовался откуда он появился, как устроено его тело, что заставляет его принимать те или другие решения. Человек был предметом философии из самых начал своего существования. Так, в период античности, изучение человека проводилось при помощи метафизики.

В период средневековья человеческую сущность объясняли теологией. Новое время заставляет изучать человека с более научных точек зрения, у которых есть математические и механические формулы.

Следующий этап – это изучение человека при помощи изучения биологии.

За все время существования философии появилось множество концепций, которые отчасти объясняют все механизмы, происходящие внутри нас. Сочетание всех этих знаний дает возможность сделать общую картину существования людей.

С точки зрения философии к изучению человека подходят в 3 этапа.

  • Первый этап позволяет изучить человека как самого умного обитателя нашей планеты.
  • Второй – историю формирования человечества.
  • Третий этап – это изучение каждого индивида отдельно.

Именно изучение человека по отдельности сформировало такие понятие, как личность, индивидуальность. Все эти понятия на самом деле являются разными и требуют тщательного дополнительного изучения.

Познание правил и принципов общества, методологическое изучение идей, которые реализуются общественными научными познаниями.

Разделяют 2 подхода к изучению общества. Первый является исходным пунктом объяснения всех материальных благ, а второй – изучает духовную часть.

Важно изучать общество начиная с оценки личности. Существует несколько течений изучения общества. Так, теория марксистов базируется на том, что именно общество формирует правила поведения, культуру и другие социальные факторы. В свою очередь, экзистенциализм изучает общество исходя отдельно от каждого человека.

А согласно учениям новых кантианстов, в обществе формируются законы и правила , аналогично как и в природе формируются свои законы. Законы формируются согласно эпохе, в которой проживает человек, исходя из его потребностей.

Каждые течения подходили к оценке общества со своей стороны, изучая в первую очередь то, что актуально на данный момент времени.

Является одним из сложнейших предметов исследования, поскольку базируется оно на различных методиках, которые усовершенствуются по сей день.

Это ощущение и восприятие, представление различных образов и понятий, которые формируют собственную точку зрения.

Познание изучают с разных точек зрения. Так, можно изучать от обратного – отрицать какое либо явление. Также есть скептическое направление познания, рациональное, критическое, реалистическое. Каждый из этих методов имеет своих последователей.

Основной проблемой, которую изучают при исследовании познания является отношение человека к миру. Проблема актуальна как начиная с древних времен, так и по сей день.

В древние времена, через недостаток научных исследований для познания мира, использовались религиозные, мифические, мистические догадки, которые на сегодняшний момент мало пересекаются с реальными методами познания.

1.4. Предмет изучения философии

Изучая философию, мы определяем, что является предметом философии. Достаточно длительный период времени знания, которые общество получало от отдельных наук, являлись именно предметом философии. Такие принципы использовались вплоть до 18 века. При этом предмет философии зачастую разбивали на более мелкие части, которые было удобнее исследовать.

Если древние греки изучали природу, то позднее, во времена Аристотеля люди начали интересоваться не только природой, но и целым миром.

Христианские философы, которые долгое время трактовали собственные предметы философии, изучали в основном отношения между человеком и Богом. В новый же период времени больше внимания стали уделять именно методам познания. Опять же, в эпоху просвещения человек стал одним из главных предметов изучения. Основная цель исследований была направлена на получение ответа причин существования человека и установке его жизненных целей.

Подытожим: предмет философии, что это такое - рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается философия и как она сочетается с другими науками и методами познания. Другими словами можно сказать, что в целом предмет философии – это совокупность различных вопросов, которые касаются взаимоотношений человека в мире.

2. Историческое развитие предмета общей философии.

2.1 Формирование предмета философии

С началом передачи информации при помощи письменности и развитии цивилизаций появились первые очертания философии как науки. Центрами развития философии с древних времен была Индия, Китай, Египет, Греция и Рим.

История восхождения философии длиться более чем 2 с половиной тысячи лет.

Основными проблемами, которые затрагиваются весь этот период, являются поиск причин бытия, познание мира и объяснение причин существования человека, его цели жизни и отношение с высшими силами. Вопросы познания формировали и нравственность общества.

Формирование предмета философии базируется не на поиску одного объяснения какой-либо проблемы, а поиск всех возможных вариантов рассмотрения причин и следствий.

Философию начали рассматривать как:

  • специфический метод восприятия мира;
  • форму общественного сознания;
  • науку о принципах существования и отношения человека к природе;
  • учение о методах познания мира;
  • вид особенной духовной деятельности, которая всесторонне развивает человека.

Большинство философов все-таки считают, что философия – это не просто мыслительная деятельность, это наука, которая базируется на теории и опыте, имеет дело со сложными понятиями, выводами, принципами, закономерностями и гипотезами.

Историческое изменение предмета философии зависит от факторов развития цивилизации, потребностей людей. Изучая предмет философии и его историческую динамику, можно выделить несколько этапов развития предмета философии.

Так, в период 1 тысячи лет до нашей эры главным заданием философии являлись систематизация мысли, формирование идей о появлении мира, наполнение смыслом понятий «мудрость», «значение».

С появлением христианства (1-4 век нашей эры) философия бытия полностью изменилась. Так, основным предметом изучения стало взаимоотношение человека с Богом.

В Средневековье , когда религия стала фактически «монополистом» по формированию общественного мнения, философии отводилось незначительное место. Можно точно сказать о некотором спаде философии как науки, поскольку инакомыслие не допускалось в обществе.

Историческая динамика предмета философии возобновилась в эпоху нового времени , когда люди опять начали задумываться о других вариантах своего развития. Мало того, в 17-18 веке люди надеялись на то, что при помощи философии как науки создастся универсальная модель, которая сможет содержать всю информацию о мире и места человека в нем.

2.3. Эволюция предмета философии.

Эволюция предмета философии проходила 3 стадии:

  • Первой стадией можно считать космоцентризм - то есть объяснение всего происходящего на земле через влияние космоса.
  • Второй стадией эволюции считается теоцентризм - объяснение всего происходящего, как результат творения Бога или другой сверхъестественной силы.
  • Третьей стадией эволюции можно смело считать антропоцентризм – то есть, на первое место выдвигаются проблемы человека и человечества в целом.

Основной спецификой философии является ее двойственность, или взаимоотношение с другими науками и знаниями. Философия подкармливает новые достижения, усовершенствует знания по другим наукам. Какой бы не была эволюция взглядов на предмет философии, его суть всегда объясняется только с теоретической точки зрения. Если наукой подтверждается тот или иной факт, предмет философии исчерпывает себя или деформируется в новый .

Философия всегда была подвержена влиянию эпох, различных субъективных толкований представителей философских школ. Но пока что извечными проблемами так и остаются – бытие, материя, движение и пр.

3. Место и роль предмета философии в обществе и мировой культуре

Роль предмета философии в обществе и мировой культуре формируется несколькими факторами:

  • уровнем развития цивилизации;
  • уровнем развития личности;
  • научным прогрессом;
  • влиянием культуры и религии на формирование интересующих вопросов и бытии и значения человека в обществе / мире.

3.1 Предмет философии и её место и роль в обществе

Изучая предмет философии и ее роль в обществе, необходимо помнить, что все философские достижения являются только теоретической основой мировоззрения, но философия решает проблемы ориентации человека в обществе, в мире духовных идей и ценностей.

Эти важнейшие ответы на вопросы позволяют обществу спокойно существовать, не прибегая к панике, формировать свои цели и задания , которые необходимо решить в течение жизни, поддерживать развитие человечества и цивилизаций.

Предмет философии и ее роль в жизни общества формирует костяк - основание функционального назначения философии. Основные задания - более глубоко изучаются и конкретизируются. Вырабатываются новые категории мышления, которые лучше всего отражают связи и отношения вещей, которые формируют основу предметного мира и мышления.

3.2. Предмет философии и её место и роль в мировой культуре

История культуры показывает, что по своей форме и содержанию философия – многовариантная наука . В европейской культуре значение философии неоценимое, так как именно благодаря ей сформировалась любовь к мудрости, культуре, познанию. Именно в философии и находится источники жизненной мудрости, которые переносятся народами с поколения в поколение. Так, например, философия Платона базируется на мифологии, в которой царствует Сократ – мыслитель, который олицетворяет мудрость.

Римские же философы превратили философию в правила морали и поведения человечества.

Средневековая философия стала служанкой богословия, а в новое время стала решающей силой для развития науки.

Сейчас же мы знаем, что философия существует по строгим научным правилам классиков философской мысли: Кант, Гегель, Гуссерль. Философию, как художественное повествование донесли нам такие мыслители, как Достоевский, Манн, Гессе и пр. Но необходимо отметить и тот факт, что философию «пишут на заказ» для общества, которое нуждается в ответах на вопросы, ставшие актуальными на сегодняшний день.

Какую бы форму не принимала философия, она всегда будет решать социокультурные задания и выполнятся с разной степенью успеха в жизни человека и общества в целом.

Проблемы формирования предмета философии возникают в основном по причинам:

  • не подтверждения практикой теоретических мыслей,
  • субъективного мнения философов,
  • быстрому развитию науки, что зачастую может полностью перестроить уже установленную картину бытия.

История философии породила 3 проблемы, которые решаются по сей день.

Первой является бытие человечества , а сам человек рассматриваться как центр социальных отношений. То есть сама суть существования и объясняется поведением человека в обществе; сама же философия как наука проявляется именно там, где формируются социальные взаимосвязи. Такие философы как Маркс и Энгельс пришли к выводу, что многие социальные науки стоит объединить с философией, поскольку они являются формой исторического и социального знания.

Вторая проблема. Человек и бытие носят ценностно-смысловую нагрузку. То есть рассматривается ценность бытия не в целом, а лично для каждого человека. Здесь возникает проблема разделения объективного и субъективного мышления, поскольку для каждого человека существуют свои собственные цели бытия. Основой проблемой является изучение человеческого разума, как высшего разума на земле.

Третья проблема - бытие и человек рассматриваются как материально-духовные субстанции. Здесь изучаются связи духовности и материального состояния человека. При этом важно выяснить из какой субстанции происходят явления, откуда они возникают и куда пропадают.

4.1 Предмет философии и специфика философских проблем по его определению

Основной спецификой проблем философии является, то что в процессе поиска ответа необходимо выявить взаимосвязи между разными типами знаний и готовых ответов , а в тот же момент необходимо учитывать отличия друг от друга.

Философские домыслы - системны и рациональные, они базируются на неких предположениях и логических выводах и достижениях. В этом можно определить сближение философии к научным исследованиям.

Выводы, которые получают философы с процессе исследований, являются целостными выражениями мира, отношением к нему человека, духовное определение мира на уровне всех возможных взаимосвязей.

Любое знание должно формировать общую картину мировоззрения (научную, религиозную или философскую). В этом свойстве и формируется специфика философии как науки, поскольку она гибкая, но всегда характеризируется всеобщностью.

Еще одной спецификой философских проблем является значение философии и ее принципов для каждого человека по отдельности. В этом философия близка к религии, формировании художественной эстетики.

В философии каждая личность обращает внимание на то, что соответствует ее идеалам и правилам морали.

Можно сделать вывод, что предметом философии являются явления, принципы и предметы, появление, существования и будущее которых человек не может объяснить с научной точки зрения, или других точек, которые соответствуют его моральному и духовному развитию.

Предмет философии развивается с развитием общества. Если для древних людей были важны взаимосвязи человека с космосом, то в эпоху христианства более важными становились отношения человека и Бога.

Во времена, когда философия как наука была вытеснена христианскими догмами, предметы для изучения философии постепенно исчезали, но только до того времени, когда не последовали революционные научные открытия, доказавшие важность философии как науки.

С развитием науки стало больше уделяется внимание развитию человека, его месту в обществе и мире. На сегодня такие предметы философии как бытие, цель жизни остаются одними из наиболее востребованных, они имеют достаточно много вариантов изучения и воспринимаются человеком соответственно его научному и духовному развитию.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве