Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое. Наша задача - научить себя смотреть на мир позитивно. И это не какое то самовнушение

Личность можно сравнить с домом, у которого окна распахнуты в окружающий мир. Причем каждый дом индивидуален и неповторим, поскольку каждое окно открывается в определенный мир. И чем больше окон, тем шире человек видит все, что окружает его. Такая личность имеет много интересов и ей свойственна любознательность . В качестве примера можно привести человека, все внимание которого сконцентрировано на своей семье и ее обеспечении в материальном плане. Кто-то, помимо стандартных для многих забот, интересуется политикой или экономикой. Третий дополнительно проявляет интерес к истории древних цивилизаций, к развитию науки или современным техническим разработкам. Личность, представленная последним примером, стремится к тому, чтобы создать у себя в голове четкую и максимально полную картину окружающей действительности. Люди, имеющие широкий круг интересов, желают знать смысл жизни и всего, что их окружает. Дом, называемый нами человеком, должен иметь как можно больше открытых окон, чтобы мы могли понять суть мироздания. Говоря иначе, широкое мировоззрение говорит о том, что человек желает узнавать как можно больше, и ему не страшна деградация . Такие люди стремятся выйти за пределы реальности, изучая ее все глубже.

Представим человека в виде маленькой темной землянки, свет в которую проникает через одно небольшое окно. Очевидно, что такая личность всю жизнь посвятит банальному обустройству своего быта. При этом такое понятие, как широта мировоззрения, будет абсолютно не свойственно такой личности. Все интересы человека будут ограничены лишь размером небольшого окошка в землянке. Разумеется, есть возможность немного расширить его, однако это не изменит того факта, что личность будет односторонней, а ее сознание останется однобоким и ограниченным.

Давайте рассмотрим, почему у некоторых людей формируется узкий примитивный взгляд на окружающий мир даже при условиях, которые не подразумевают такого убогого развития. В то же время мировоззрение человека, развивавшегося в менее подходящих социальных и психологических условиях, может быть достаточно широкое.

Главной причиной, по которой имеет место такой диссонанс, - наследственность. В это понятие включаются не только особенности родителей, но и более далеких предков. Также мировоззрение человека зависит от воспитания, которое является ключевым моментом формирования взглядов подрастающей личности. Удивительно, что процесс воспитания начинается еще с момента зачатия ребенка, длится всю жизнь и прекращается с приходом смерти. Мир, в котором мы живем, подвержен постоянным изменениям. По этой причине динамическое окружение влияет и на нас самих, поскольку нельзя жить и при этом не взаимодействовать с ним. Таким образом, формирование мировоззрения человека прекращается с момента окончания земной жизни.

В своей книге Карлос Кастанеда описывает свое общение со своим учителем – Хуаном Матусом. Наставник утверждал, что судьба отдельного человека напрямую зависит от времени нахождения этого человека «в тени» другой личности. При этом человек может находиться также «в тени» некоторых условий существования или идеи. Взаимодействуя с ними, личность подвергается изменениям и одновременно меняется мировоззрение и деятельность человека. Однако если сектор сознания достаточно узкий, то формирование мировоззрения человека будет проходить в одном направлении. Для такой личности интересы окружающих будут безразличны. Она будет видеть перед глазами лишь свою главную увлеченность и ничего кроме нее. В итоге такие люди будут сводить все разговоры лишь к своим интересам, игнорируя разнообразие мнений и этого мира в целом.

Однобокая личность рассматривает окружающую реальность лишь с одной стороны, а любые отношения проходят через фильтр личной выгоды. Такой человек может быть достаточно успешным в своей сфере, но при этом абсолютно не интересным для тех, кто имеет более развитое мировоззрение.

Люди с широкими взглядами на жизнь имеют свое индивидуальное мнение в отношении самых разных явлений. В то же время богатое мировоззрение в жизни человека позволяет ему быть хорошим слушателем, который принимает во внимание мнение другого. Кроме того, такие люди не стремятся навязать кому-то свои взгляды с претензией на правильность. Личность с широким мировоззрением стремится к дополнительным знаниям, в то время как ограниченный и узколобый человек не желает узнавать что-то новое. Причина такого явления – размер поля интересов. В то же время люди, которых можно сравнить с домом с большим числом окон, стремятся насытить каждую грань своего богатого мировоззрения. Чем меньше таких граней, тем меньше желание познавать и интересоваться чем-либо.

Удивительно, но широкое мировоззрение в жизни человека играет важную роль и имеет свою особенность. Когда количество граней достигает определенной критической точки, личность стремится к безграничному познанию окружающего мира. Когда же мировоззрение меньше этой критической точки, при недостаточной поддержке оно начинает сокращаться. Поэтому очень важно совершать постоянную работу над расширением круга интересов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Как вы уже привыкли, я в статьях стараюсь выражать свои мысли (стремлюсь оправдать название блога), или цитирую мысли других авторов с которыми а нахожу гармонию, то есть смотрят на мир так же как и я.

Не секрет, что каждый на одно и тоже событие смотрит по-своему. И это нормально, это правильно, каждый подмечает особенности, свойственные его натуре, его характеру!

Но нередко взгляды могут быть радиально противоположные, и их можно назвать:

негативное и позитивное мышление.

" Во всём плохом можно найти хорошее, главное его найти!

Во всём хорошем можно найти плохое, - главное его Не найти!"

Согласитесь, что негативное мышление, это уже не нормально, оно влияет на наше отношение с окружающими, на наше настроение и даже на здоровье!

Наша задача - научить себя смотреть на мир позитивно. И это не какое то самовнушение,

не слепое программирование своего мышления, а здравый подход к жизни!

Итак, некоторые советы, которые нашёл на сайте http://www.psychologos.ru

Позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозьпозитивную установку , в светлых и ярких тонах,привычка замечать во всем хорошее.

У человека с позитивным мировосприятием преобладаютэмоции высокого,радостного, оживленноготона. Как проявление позитивной установки, позитивное мировосприятие обычно связано и с позитивным отношением к людям:довериемидоброжелательностью.

Как развивать позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие в нашей культуре не очень принято и мало развито, однако развивать его определенно стоит.

Итак, поехали....

Копилка позитивной энергии

Копилка позитивной энергии - методика ведения дневниковых записей, развивающаяпозитивный взгляд на мир,доброжелательностьк людям, способствующаясамоэффективностии повышениюуверенности в себе.

Копилка позитивной энергии - это несколько тематических дневников (тетрадей) под разные задачи.

· Тетрадь успехов , или Журнал позитивного опыта. Здесь вы записываете ваши сильные личные стороны идостоинства, вашиудачи(в чем вам сегодня повезло) иуспехи(то, чего вы добились, что у вас получилось). Полезна для людей, у которых бывают спады уверенности в себе, кто западает в негатив.

Достоинства писать каждый день новые, лучше - 10 новых достоинств каждый день. Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 5 моментов по каждому из пунктов.

· Сад мечты . В эту тетрадь вы можете записывать свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

· Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Благодарность жизни: записываете свои удачи, благодарите своиошибкиза те уроки, которые они вам дали. Благодарность себе: за то, что вы все это сделали и организовали.

· Лоцман успеха - эта тетрадь организует вас на успешные дела. В ней вы записываете своипроекты,проблемыпереводить взадачи, ошибкипереосмысливаете как уроки и новый опыт, фиксируете планы, делаете анализ и выводы, подводите итоги.

В вашей копилке позитивной энергии могут быть не только записи в тетради. Это может быть и Солнечный фотожурнал, и Мелодии счастья, и Запах очарования. Будьте творческими!

Подробнее о дневниках:

Тетрадь успехов

Тетрадь успехов (другое названия - "История Успехов") - копилка личногопозитивного опыта, способ повышенияуверенности в себе.

В Тетрадь успехов полезно записывать:

· ваши личныедостоинства- каждый день новые, Лучше - 10 новых достоинств каждый день.

· вашиуспехи: - то, чего вы добились, что у вас получилось,

· вашиудачи- в чем вам сегодня повезло.

Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 10 моментов по каждому из пунктов.

Сад мечты

Сад мечты : в эту тетрадь вы можете записывать (и рисовать, наклеивать вырезки как коллажи) свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеют себе все, что видитсямечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравятся, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл… Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат — да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице…

Дневник благодарности

Дневник благодарности - способ приучения себя к позитивному мировосприятию и вниманию к близким людям. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Дневник благодарности - одна из важных частейКопилки позитивной энергии

Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом.

Дневник благодарности складывается из трех благодарностей: благодарности людям, благодарности жизни, благодарности себе.

Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Отдельно - благодарности близким людям, даже за самые мелкие услуги.

Мировоззрение представляет собой субъективное миропонимание, личную идеологию, систему представлений, которую мы используем, чтобы разбираться в жизни. Когда мы вступаем на «путь», одна из основных идей, с которыми мы сталкиваемся – это идея о том, что все идеи ложны. Любое учение – это система взаимодействия идей. Ни одна идея на деле не отражает . Все это не более чем , игры разума, которые необходимы, как ступени на обусловленных этапах развития.

Развитие индивида неизбежно ограничивается мировоззрением, рамками представлений, создает иллюзию информированности, за пределами которой личность беспомощна, несостоятельна. Для расширения сферы своего развития, порой, просто необходимо разоблачать собственные убеждения, разрушать эти иллюзорные опоры эго, чтобы они не препятствовали переходу на последующие и самопознания.

Любые убеждения изначально иллюзорны и являются временной ментальной платформой, чтобы удерживаться на текущем этапе развития, и не скатываться ниже. Мировоззрение – это взаимодействие иллюзорных опор личности – наших осмыслений происходящего. Одна мысль отражает другую, порождая иллюзорную бесконечность ментальных отражений.

По мере развития личности ее вчерашние убеждения сталкиваются с пониманием текущего уровня. Между убеждениями разных уровней возникает трение, и вырабатываются новые связующие звенья мировоззрения. При этом разоблачаются старые взгляды, вскрывается их иллюзорная природа. В этом ключ к .

Личность ощущает страх и тотальную несостоятельность перед неизвестным, поэтому цепляется за собственные убеждения, как за спасительные опоры. Личности комфортно лишь в рамках собственного мировоззрения. Любые – это столкновение иллюзорных миров мировоззрений, каждый из которых пытается сохранить свои шаткие основания. Когда человек навязывает свое мнение, он таким образом пытается утвердиться в собственных убеждениях, на которых в настоящий момент жизни удерживается его мировоззрение. Самоутверждение – это попытка укрепиться прочнее на иллюзорных опорах текущего этапа развития. .

Если собеседник высказывает какую-то важную для себя идею, какой бы нелепой она ни казалась, можете быть уверены – в его уме существует целая система доказательств и обоснований своей точки зрения. Если человек склонен обращаться в бегство при столкновении с вашими убеждениями, догнать и причинить «добро» – это точно такое же утверждение собственных взглядов за чужой счет.

Даже если человек говорит очевидные глупости, нет особого смысла рушить его иллюзии. Когда нет готовности к мировоззрению нового порядка, разрушение иллюзорных опор, на которых держится личность, может привести к помешательству. Подобное случается редко – от истины нас спасают защитные механизмы психики. Основные среди них: искажение неудобной правды, забытье, привычные шаблонные действия, отрицание и др. Так, например, атеист, придерживающийся веры в отсутствие Бога и каких-либо чудес, будет искать всему «научное» объяснение, соответствующее его мировоззрению.

Духовное мировоззрение, также, – всего лишь набор утонченных иллюзий, на которые покупаются начинающие искатели. По мере душевного роста приходит понимание беспомощности всех идей. Концепции не могут выразить реальность. Лучшее, на что способна теория – заставить искателя обратить внимание на практические аспекты происходящего. Иногда, чтобы пресытиться словами, и обратить внимание на жизнь, требуются долгие годы. Мы слышим одно и то же: «быть здесь и сейчас, осознавать, созерцать момент между прошлым и будущим». И вдруг каким-то чудом начинаем пробовать осуществить на практике то, о чем говорят тексты и учителя.

Как правило, мощнейшими стимулами к развитию личности, являются неудовлетворенность текущим положением дел и столкновение с нешаблонными ситуациями. Эти факторы вытаскивают из привычной , и побуждают искать новый уровень равновесия с жизнью.

Когда человек сам перерастает свое мировоззрение, просыпается жажда знаний. Если открывается информационный канал, способный утолить эту жажду, человек впитывает знания, как «губка». Новое мировоззрение нарабатывается столь стремительно, что фильтры разума не всегда успевают срабатывать, и мировоззрение может принять идеи весьма сомнительного характера и содержания. Подобное случается сплошь и рядом – особенно на духовном пути.

Нешаблонные ситуации расширяют сознание, побуждают личность интегрироваться с новым уровнем понимания, и выражать в мыслях все более тонкие аспекты знания. Когда человек открыт к реальной жизни, он не отстаивает свои убеждения как окончательную истину, не цепляется за окаменевшие догматы, и не сбегает от страха перед неизвестным, а переживает интерес к новым сферам, расширяющим его сознание.

Убеждения имеют свою относительную ценность, но в устремлении к истине, упор необходимо делать на практике. Все мысли ложны, все учения – лишь способ общаться о том, что пребывает за пределами слов. Все это – сны разума. Мы изначально свободны от учений и догматов, но любое мировоззрение заслуживает уважительного отношения, хотя потому, что для кого-то является временным пристанищем души. Различные мировоззрения создают видимость порядка посреди безбрежного космического хаоса. Наверное, в каком-то смысле, и наш мир – это грань мировоззрения самого Творца.

Мировоззрение изучается различными науками: философией, историей, этнологией, теологией, педагогикой, психологией, социологией и т.д. В его изучении участвует многочисленная армия исследователей. Оно изучается в течение нескольких веков. Однако парадокс в том, что о нем ясного представления до сих пор нет. В его объяснении допускаются следующие ошибки.

1. Мировоззрение объясняется как совокупность знаний. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире», - писал доктор педагогических наук, профессор Т.А. Огородников .

2. «Мировоззрение – устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем мире», - говорится в словаре-справочнике по психологии . Данное определение не раскрывает суть вопроса. Мировоззрение, во-первых, не состоит только из взглядов и отношений. В его формировании участвуют и знания, убеждения, эмоции, идеалы и т.д. С другой стороны, мировоззрение нельзя считать простой механической суммой отдельных элементов, участвующих в его формировании. Мировоззрение – не знание, не взгляд, не убеждение, не отношение, не эмоция, а самостоятельное «суверенное» образование. В-третьих, мировоззрение нельзя считать «устойчивой системой взглядов и отношений». Оно способно меняться, развиваться, изменяться на 180 градусов. Многие атеисты превратились в верующие после перестройки в СССР.

3. Мировоззрение объясняется как «система упорядоченных и внутренне организованных убеждений личности» . «Мировоззрение – это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности», - говорится в «Психологическом энциклопедическом словаре» .

Однако убеждение и мировоззрение не тождественны. Между ними знак равенства ставить нельзя. Мировоззрение шире убеждения. Оно возникает не только на основе убеждений, нужны для этого еще знания, взгляды, эмоции и др. Если бы мировоззрение состояло из убеждений, то оно не подвергалось бы к изменениям, стало бы устойчивым, стабильным. Ведь убеждения – доказанные истины. Они сравнительно стабильны. А мировоззрение гибкое, мобильное, развивающее образование. Оно постоянно расширяется, углубляется, совершенствуется. Это объясняется тем, что в мировоззрении, кроме убеждений есть другие составляющие, которые по сравнению с ним являются более гибкими, меняющимися. Среди них, например, можно выделить гипотезы, интуитивные (недоказанные) знания.

4. Некоторые ученые «совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей» называют мировоззрением. . Идеал в состав мировоззрения не входит, а находится за его пределами, т.е. он определяется мировоззрением, вытекает из него, им обуславливается.


5. «В философской и педагогической литературе мировоззрение определяется как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношения к действительности отдельного человека, социальной группы, класса, общества» . Принципы в составе мировоззрения не находятся. Они, как и идеалы, определяются мировоззрением. А одни взгляды и убеждения для возникновения хорошего мировоззрения недостаточны.

6. Мировоззрение характеризуется как совокупность жизненных смыслов личности. «Совокупность жизненных смыслов личности составляет ее мировоззрение», - утверждается в книге «Философия» . Если считать, что «личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» , то приходишь к выводу о том, что мировоззрение не является отражением отношений личности, а скорее, наоборот, отношение, как было сказано выше, отражает мировоззрение. Мировоззрение определяет и идеалы, эмоции.

Таким образом, вышеназванные ошибки свидетельствуют об отсутствии ответа на вопрос: что такое мировоззрение? В результате поиска ответа на него, мы пришли к выводу о том, что мировоззрение – это целостное, обобщенное субъективное понимание и восприятие человеком действительности: природных и социальных явлений, процессов и т.д.

Для того чтобы понять мировоззрение, необходимо определить его структуру, т.е. ответить на вопрос: из чего оно состоит?

Говоря о структуре мировоззрения, мы должны вести речь о тех элементах, без которых мировоззрение не возникает. К ним относятся: знания, взгляды, убеждения. Знания играют важную, первичную роль в формировании и развитии мировоззрения. Как справедливо указывают Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова, «мировоззрение… питается всем содержанием знания» . Остальные структурные элементы мировоззрения: взгляды, убеждения образуются от знаний. Качество, тип мировоззрения зависят от кругозора, от уровня образованности человека. Знания как объективное понимание сущности предметов, явлений, процессов, лежат на основе научного мировоззрения. К сожалению, иногда люди за знания принимают ложь, мифы, которые порождают недостоверное, ненаучное мировоззрение. Сектантские, фашистские, расовые и др. мировоззрения как раз являются примером этого. Для возникновения научного мировоззрения нужны, разносторонние, обширные знания: биологические, философские, педагогические, астрономические, исторические, житейские и т.д. Этим объясняется деление содержания образования на общее, политехническое, специальное. Общее образование позволяет увидеть всеобщую связь природы, общества. Политехническое образование способствует познанию общих закономерностей производства, трудовой деятельности. Специальное образование осуществляется на основе двух предыдущих. Единство общеобразовательного, политехнического, специального способствует формированию мировоззрения. Если это условие нарушается, то мировоззрение человека, даже очень компетентного в своей области специалиста, будет иметь минусы. Этим, например, объясняется религиозность отдельных всемирно известных ученых: психологов, философов, медиков, биологов и т.д.

«Познавая, и зная, человек хочет, стремится, любит, сочувствует, ненавидит», - писал В. Сухомлинский . Здесь речь идет о движущих силах (желание, стремление), отношениях (любовь), эмоциях (сочувствует), чертах характера (ненавидит). Может появиться ошибочный вывод о том, что эти перечисленные входят в состав мировоззрения. Однако это не так. Движущие силы, отношения, эмоции, черты характера участвуют в формировании мировоззрения, но не входят в его состав. Они, наоборот, в большинстве случаях вызываются мировоззрением.

Как известно, усвоенные знания в голове обрабатываются и образуют взгляд - следующий строительный материал для мировоззрения. «Взгляды – это то, что принято, освоено, стало личным достоянием, определяющим отношение человека к действительности», - писала профессор Т.А. Ильина . Другой профессор Б.Т. Лихачев объясняет так: «Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях» . К сожалению, в этих определениях нет ответа на рассматриваемый вопрос. В них речь идет об обыкновенных пока еще не обработанных психикой знаниях. Ведь любое знание, даже житейское, обыденное, в какой-то степени вызывает отношение. Взгляд – это целостное, полноценное субъективное мнение о достаточно обширном, объемном объекте исследования, основанное на обобщении разрозненных взаимосвязанных знаний о нем. «Взгляды B.И. Ленина на литературу», «Взгляды Г. Чернышевского на семейное воспитание» - вот некоторые примеры из учебников.

Взгляды выполняют определенные функции в мировоззрении. Они, являясь целостными образованиями, позволяют ощущать внутреннюю и внешнюю связь определенного класса (группы, вида) предметов, явлений, процессов. Взгляды по разным аспектам окружающей действительности, соединяясь, создают «картину мира». Они вызывают у человека определенные отношения.

Следующим структурным элементом мировоззрения является убеждение. Оно в науке объясняется по-разному. Б.Т. Лихачев определяет его как «качественно более высокое состояние взглядов» . Т.А. Ильина отождествляет его с отношением. «Под убеждением, - она говорит, - принято понимать твердые, основанные на определенных принципах жизненные позиции человека» .

На наш взгляд, убеждения – убедительные знания, т.е. человек глубоко верит в их истинности. Однако убеждения не всегда бывают истинными, соответствующими действительности. Человек может быть носителем ошибочных убеждений, основанных на недостоверных знаниях. Например, некоторые люди до сих пор считают, что солнце вращается вокруг земли. Это их убеждение. Другие убеждены в обратном. Для них земля вращается вокруг солнца.

Убеждения сильно влияют на характер мировоззрения, на его типы и виды. Мы отметили, что убеждения - это знания, в истинности которых человек верит. Однако сама вера не входит в состав мировоззрения, хотя многие ученые, к сожалению, так не считают. Вера – свойство убеждения - одного из структурных элементов мировоззрения.

К сожалению, наука не знает, из чего состоит мировоззрение. В определении его структуры учеными допускаются ошибки. «Мировоззрение всегда включает в себя содержание определенных типов общественных идеалов», - пишут Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова . «Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность…», - пишет Б.Т. Лихачев . Некоторые ученые структурными элементами мировоззрения считают умения, навыки, отношения. «Рассмотренная структура мировоззрения личности позволяет определить его как систему предельно обобщенных научных знаний о действительности и месте человека в ней, умений этими знаниями пользоваться для познания и преобразования действительности, убежденности в истинности и эффективности знаний как инструмента деятельности, основных идеалов, принципов и готовности к реализации и защите убеждений и идеалов», - пишет И.Я. Лернер .

Однако идеалы, мышление, умения, навыки, отношения не являются составными элементами мировоззрения. Некоторые из них (идеалы, отношения) вызываются мировоззрением, некоторые (умения, навыки, мышление) не имеют прямого отношения к нему.

Какое мировоззрение мы должны формировать? К каким требованиям должно соответствовать мировоззрение?

Одним из основных требований является научность. Это означает, что оно должно основываться на достоверные знания, взгляды, убеждения. Только такое мировоззрение поможет человеку компетентно разбираться в природных, социальных проблемах, объективно оценивать жизненные ситуации, адекватно относиться ко всему. У такого человека будет иммунитет к отрицательным воздействиям.

Следующее требование к мировоззрению – его целостность. Между всеми его структурными элементами должна быть тесная, органическая связь. Внутри отдельных элементов также должно быть единство. «Мировоззрение - целостное психологическое образование», - писал Б.Т. Лихачев . Нарушение этого требования делает мировоззрение неполноценным, противоречивым. У такого человека, как правило, и поведение будет не идеальным.

Широта и глубина являются следующим требованием к мировоззрению. Высокий уровень образованности, универсальность знаний делает мировоззрение более действенным. Человек с таким мировоззрением легко находит ответы на жизненные вопросы. Проявляет творчество, сообразительность.

Еще одно требование к мировоззрению заключается в следующем: оно должно постоянно развиваться, обогащаться, совершенствоваться, обновляться, расширяться, углубляться. Только такой человек будет безболезненно адаптироваться в новые условия, всегда находиться на плаву, успешно решать повседневные задачи, профессиональные обязанности.

И, наконец, еще одно требование к мировоззрению – его практичность, действенность. «Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности», - писал В.В. Богословский .

Ученые мировоззрение делят на виды. По их мнению, бывают научное, житейское, философское, экономическое, правовое, религиозное , мифологическое, космоцентристкое, теоцентристское, антроцентристское, социоцентристское мировоззрения . Выделяют также общественные и индивидуальные виды. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире и мировоззрение индивидуальное, отражающее индивидуальный опыт формирования каждым человеком своего собственного представления о развитии мира, являющееся результатом целенаправленного воспитания и воздействия окружающей человека социальной, домашней и воспитательной среды», - писала Т.А. Ильина .

Однако эти последние виды мировоззрения соответствуют а) неусвоенному; б) усвоенному мировоззрениям. Общественное мировоззрение – это мировоззрение, выработанное человечеством, обществом. Оно тем или иным индивидуумом еще не усвоено. Формированием у него этого мировоззрения занимаются школа, педагоги, родители, средства массовой информации – все общество. Оно «находится» в книгах, в художественных произведениях, радио-телепередачах, в головах учителей т.д. Такое мировоззрение является содержанием педагогического процесса. После усвоения его воспитанником оно превращается в «индивидуальное мировоззрение».

На наш взгляд, мировоззрение достаточно делить на а) научное; б) мифологическое. Остальные вышеназванные учеными «виды» мировоззрения скорее всего являются учениями. Мировоззрение не бывает узконаправленным: биологическим, философским, правовым и т.д. Мировоззрение, как было сказано выше, более общее, объемное психическое образование, складывающееся из обобщенных знаний, взглядов, убеждений по разным областям действительности.

Мировоззрение имеет большое значение в формировании личности, в ее жизнедеятельности. Оно, по мнению Л.Н. Боголюбова, является «ядром структуры личности, ее духовного мира, ее сознания и деятельности. Все другие элементы структуры личности зависят от мировоззрения» .

Мировоззрение вызывает отношение. Отношения человека к труду, к людям, к обществу, к природе, к семье во многом определяется мировоззрением. Неадекватное отношение к чему-либо в основном обуславливается изъянами в мировоззрении человека.

Мировоззрение сильно влияет на формирование характера. Это влияние может происходить: а) непосредственно; б) опосредованно. Непосредственным путем, например, формируется такие черты характера, как образованность, целостность, гармоничность, убежденность, начитанность, решительность, настойчивость, ответственность, активность, любознательность, твердость и др.

Мировоззрение вызывает черты характера косвенно. Как правило, мировоззрение причастно в возникновении не только характера, но отношений, движущих сил, идеалов, веры, эмоций. А они в свою очередь способствуют формированию некоторых черт характера. Это как раз называется опосредованным влиянием мировоззрения на характер. Таким путем, например, могут формироваться трудолюбие, патриотизм, аккуратность, бережливость, осторожность, непримиримость, самокритичность, принципиальность, доброта, гуманность, эмоциональность, нежность, храбрость, самоотверженность, скромность и др.

К сожалению, в жизни часто наблюдается несоответствие мировоззрения и характера. То есть человек, имея достаточно полноценное мировоззрение, не действует согласно ему. Например, он знает, что нельзя нарушать законы, правила, инструкции, но нарушает. Как это объяснить? Во-первых, не все черты характера формируется мировоззрением. Некоторые из них возникают благодаря умениям, привычкам, отношениям, чертам характера. Во-вторых, нарушена пропорция структурных элементов мировоззрения. Например, человек обладает многими, даже лишними знаниями, однако доля убеждений незначительна. Недостаточность убеждений не обеспечивает человека нужными движущими силами, силой волей и т.д. В результате этого мировоззрение становится малодействующим.

Мировоззрение определяет поведение человека, вызывая отношения, движущие силы, идеалы, установки, потребности, черты характера, эмоции. Однако при этом надо учесть, что мировоззрение - не единственный фактор в этом деле. Поведение человека обуславливается и способностями, сознанием, внешними факторами, реальными ситуациями (принуждение, безвыходное положение) и т.д. Иногда действия и поступки могут осуществляться в серьезной схватке с мировоззрением. О стойкости мировоззрения свидетельствует поведение Героя Советского Союза М. Джалиля. Он в условиях смертельной опасности, не предавал своих товарищей, родину, не стал изменником. О силе внешних факторов над мировоззрением свидетельствует превращение некоторых представителей правоохранительных органов в преступники. Соблазн денег заставил их изменять своему мировоззрению.

Мировоззрение ускоряет развитие личности. Это объясняется тем, что полноценное мировоззрение делает человека сознательным, самостоятельным. Вызванные им отношения, идеалы, движущие силы помогают человеку стать ищущим, превращают его из объекта педагогического процесса в субъект. Широкий кругозор позволяет ему правильно и эффективно мыслить, анализировать, реально оценивать ситуации, факты, события. Мировоззрение «вооружает… научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, участвовать в его преобразовании» .

Все это свидетельствует о роли мировоззрения в развитии личности. Конечно, речь идет о научном мировоззрении. Мифическое мировоззрение не основывается на объективные законы общества и природы, поэтому не способствует развитию личности, а, наоборот, может вызвать отклонения, болезни.

Формирование научного мировоззрения означает обеспечение целостности и единства приобретенных знаний, взглядов, убеждений, позволяющих объективно понимать и оценить реальную действительность, соответственно относиться к ней. Поэтому, говоря о формировании мировоззрения, мы должны думать о формировании знаний, взглядов, убеждений, об обеспечении их единства, целостности, развития.

О формировании знаний достаточно подробно было сказано выше в специальном параграфе (глава VIII, § 2). Поэтому ограничимся несколькими мыслями по этому вопросу. Достоверность знаний является одним из важных условий формирования научного мировоззрения. Достоверность – существенный признак знания. Если оно не объективно отражает реальность, то не может называться знанием. Это будет ложью, иллюзией. К сожалению, некоторыми людьми, даже учеными, они воспринимаются как знания, на основе чего у них формируется ненаучное мировоззрение. «Знание» Гитлера о том, что немецкая раса – самая лучшая, привело к уничтожению 6 миллионов евреев, 20 миллионов советских граждан, бесчисленных других народов.

В связи с этим возникает необходимость приобретения, обогащения психики достоверными знаниями. Иногда одно знание может изменить мировоззрение. Новые открытия в науке, например, о происхождении человека, коренным образом изменило мировоззрение целого человечества.

Следующим условием формирования научного мировоззрения является перевод разрозненных знаний во взгляд. В составе мировоззрения взглядов много. Взгляд на историю, на животный мир, на литературу и т.д. Для формирования взглядов знания должны быть достаточными. В противном случае взгляды будут неполноценными. Например, не зная некоторых тенденций развития башкирской литературы, невозможно иметь о ней правильный взгляд. Это не позволит человеку компетентно рассуждать о ней. Взгляд – это целостное представление, индивидуальное мнение о каком-то достаточно обширном объекте изучения. Во взгляде содержится и отношение человека к этому объекту. Возникает вопрос: как добиться единства разрозненных знаний для того, чтобы формировался взгляд? И как определить достаточность для этого знаний?

В первую очередь необходимо конструировать содержание педагогического процесса на основе следующих общих принципов: целостности, индивидуализации, поэтапности, развития, саморегулируемости; компонентных принципов: универсальности, достаточности, бесконечности содержания, первичности отношения. Руководство этими принципами во время организации педагогического процесса позволяет: а) осуществлять межпредметную связь; б) добиться усвоения каждого знания, необходимого для взгляда; в) вызывать любопытство, интерес к знаниям; г) самостоятельно и постоянно пополнять знания и т.д. В результате у человека возникнут знания, достаточные для того или иного взгляда. Большое значение имеет регулярное проведение занятий, систематизирующих знаний: консультаций, коллоквиумов, зачетов, экзаменов, конкурсов, КВН, олимпиад и т.д.

Еще одним условием формирования мировоззрения является превращение знаний, взглядов в убеждения. «Знания превращаются в мировоззрение тогда, когда они приобретают характер убеждения – полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, взглядов, принципов, идеалов», - пишет Л.Н. Боголюбов . Для этого знания должны изучаться на основе неопровержимой аргументации. Тогда они имеют внушительную силу и воспринимаются как истина, в правильности, которых человек не сомневается. Так возникают убеждения. Догматическое обучение затрудняет превращение знаний, взглядов в убеждения.

Превращению знаний и взглядов в убеждения способствует умение самого воспитанника доказывать истинность знаний. Поэтому актуальным становится формирование у него основ научного исследования. Отдельные элементы теории и практики исследовательской работы могут усваиваться уже в начальных классах. Например, умея наблюдать, сравнивать, дети могут самостоятельно получать знания и на практике убеждаться в их истинности.

Немаловажную роль в превращении знаний в убеждения играют эмоции. Доказанные знания, как правило, вызывают положительные эмоции. Однако и ложь, иллюзии также сопровождаются такими эмоциями. Это объясняется тем, что человек и в этом случае верит в их истинность. Поэтому необходимо формировать у воспитанника привычку доказывать, даже те знания, которые не вызывают особых сомнений. Появлению такой привычки способствуют такие черты характера, как критичность, подозрительность и т.д.

Имеются некоторые трудности в деле превращения знаний в убеждения. Одной из них является деление педагогического процесса на обучение и воспитание, согласно которому изучение знаний и формирование черт характера рассматриваются как отдельные процессы. Это снижает качество мировоззрения.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с