Сословно-представительной монархии. Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.)

Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы .

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки : к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата , а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки :

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России :

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного , в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

5.1. Сущность и характерные черты С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения)

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

7.1. Современный терроризм: истоки и характерные черты В общественном сознании сложилось достаточно устойчивое мнение, что терроризм так же стар, как мир. Однако это не вполне соответствует действительности, поскольку стар не терроризм, а насилие, вызывающее у людей

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

6.3. Экономические и политические основы конституционного строя В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества.

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты Римское право - право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.Право в объективном смысле - совокупность правовых норм, в субъективном смысле - право, принадлежащее субъекту

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

67. Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза? Наряду с признаками, указанными выше (две стадии процедуры, возможность участия генеральных адвокатов в делах, рассматриваемых Судом, и др.), необходимо отметить ряд других существенных аспектов,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

9. Черты монархии в Древнерусском государстве Древнерусское государство строилось на тех же принципах и по тому же образцу, что и все остальные европейские государства, имея отличительные черты - некоторые особенности, которое оно переняло у Византии. Одной из

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

ЕВРОСОЮЗ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей.1. ЕС обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в

Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.

Из книги Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ автора Морозов Андрей Николаевич

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права Общие понятияРассматривая некоторые общие понятия римского права, следует, по нашему мнению, поставить вопрос о возможности использования их современной интерпретации. В частности, можно ли говорить об

Из книги автора

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).Конституция РФ включает

Из книги автора

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их

Из книги автора

Глава 1. Правовая природа и характерные черты межгосударственной интеграции в Европейском Союзе и Таможенном

Из книги автора

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

Из книги автора

§ 5. Особенности и характерные черты имплементации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в Таможенном союзе Вопросы имплементации международных обязательств, т. е. реализации предписаний, установленных международно-правовыми актами,

Вопрос 30. Абсолютная и сословно-представительная монархия в России.

1. Признаки абсолютной монархии

2. Особенности абсолютизма в России

3. Идеология абсолютной монархии

1. Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;

*вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

* наличие профессионального бюрократического аппа­рата;

* создание сильной постоянной армии;

*отсутствие сословно-представительных органов и учреж­дений.

2. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности.

* абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

*социальной опорой российского абсолютизма были кре­постническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с го­родами.

Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось вмешательством государства во все сферы обществен­ной и частной жизни. Усиление роли государства также вы­разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

3. Идеология абсолютизма может быть определена как пат­риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», ко­торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи­тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро­вать все сферы общественной и частной жизни.

Особенности сословно-представительной монархии в России
Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации
Особенностью периода сословно-представительной монархии - сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана IV. Опричнина – особый период его правления – террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения, мешавшие монарху, либо распускались, либо уничтожались. Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства
Царь - сохранил функции высшего органа власти. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. Боярская дума формально сохранила своё прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделённый законодательными полномочиями и решающий вместе с царём все важные вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Боярская дума- была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава и остаётся органом боярской аристократии.
Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных представителей от дворян и городского населения. Земский собор в разные года выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избрать царя) и последний период до 1622 года характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны и.т.д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем Составом собора. В 1566 году многих из Земского собора, выступив против опричнины Иван IV казнил.
Приказы- целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский),но и по территории(казанского дворца). К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были административными и судебными органами (земский приказ), и не ограничивались какими-либо законодательными рамками
Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Для работы приказов характерен жёсткий бюрократический стиль: строгое подчинение и следование инструкциям и предпосылкам. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и.т.д. Ведение делопроизводства возглавлялось на дьяков. Техническую и концелярскую работу осуществляли подьячие. середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвлённая система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно - административным приказам. Также в этот период был Поместный приказ, Казачий приказ. Появились территориальные приказы, ведавшие территориями, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приках, Печатный приказ и пр.
Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1- 2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возглавлялось так же на целовальников, дьяков и подьячих

Судебник 1550 года- царский судебник, который был издан Иваном IV. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов, разбитый на статьи.
После принятия судебника право продолжало развиваться. Начали вводить приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.



ИТОГИ
Особенности сословно-представительной монархии в России:
1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате.Важнейшим из них было возникновение представительных органов. В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления – монархия.

План лекции

Общественное устройство.

Государственное устройство.

Источники и основные черты права.

В XVI - XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система, завершался процесс закрепощения крестьян. Происходил процесс укрепления государства, расширялась его территория; во второй половине XVI в. были к Руси присоединены Казанское и Астраханское княжества. В 1654 году Россия воссоединилась с Украиной. В XVII в. вся Сибирь входит в состав Российского государства. Уже в конце XVII в. Россия являлась крупнейшим в мире многонациональным государством.

Для экономического развития страны было характерно дальнейшее развитие ремесла, связанного с рынком, укрупнение ремесленного производства, развитие, мануфактур и заводов. Развитие экономики способствовало возникновению торговых связей, созданию единого всероссийского рынка.

Складывание сословно - представителъской монархии. Изменения в социально-экономической сфере определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI века начинает складываться сословно-представительная монархия. Особенностью развития монархии в России являлось привлечение царской властью для решения важных вопросов представителей не только господствующих сословий, но и" верхушки городского населения. Сословно-представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства. Он имел место во Франции, Испании, Германии. В России власть монарха ограничивалась Земским собором. Начало сословно-представительной монархии в России условно датируется созывом первого Земского собора 1550 года. Вокруг этой даты идет спор. Последний Земский собор состоялся в 1653 году. Земский собор включал в себя представителей новой феодальной знати (средние и мелкие феодалы, дворяне). В состав Земских соборов входила Боярская Дума.

Царская власть не могла осуществлять свои властные функции без поддержки Боярской Думы и Земского собора в целом, так как боярская знать имела сильные экономические и политические позиции. Но в силу постепенной консолидации всех групп господствующего класса феодалов в единое сословие с одинаковыми интересами и классовыми целями, повышалась роль всех групп феодалов. После Собора 1653 года продолжают созываться Совещания. Со второй половины XVII века сословие - представительная монархия стала перерождаться в абсолютную монархию. Основным фактором, способствующим этому, стало образование всероссийского рынка и дальнейший рост товарно-денежных отношений. Необходимо также отметить, что образование абсолютной монархии обусловлено также сложностями внешнеполитического положения страны.


Правовой статус представителей верхушки общества. Царю принадлежали как и раньше дворцовые и черносошные земли. Соборное уложение довольно четко определило различие данных форм собственности дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи, государственные - принадлежат тоже царю, но как главе государства. Верхушку господствующего класса составляла боярская аристократия. В этот период времени придворные чины означали не служебное положение, а принадлежность к определенному слою феодалов. Среди придворных чинов различались думные (высшие), московские, городовые. Все они составляли служилых людей по отечеству, привилегированное положение которых передавалось по наследству.

Первым думным и вообще придворным чином являлся чин боярина. В этот период боярство сказывалось, т.е. объявлялось только некоторым знатным боярским родам, представители же других родов могли, по общему правилу, получить чин боярина только за крупные заслуги и долговременную службу.

Вторым чином являлся чин окольничьего. Через окольничество добивались боярства люди менее родовитые.

Третьим думным чином были думные дворяне. Они вели свое начало от детей боярских.

Четвертый думный чин - думный дьяк. В думе сидели не только бояре, окольничии, думные дворяне и дьяки, но также и некоторые другие придворные чины.

К недумным чинам относились менее важные придворные чины. К московским придворным чинам относились дворяне, поместья которых при Иване IV были размещены в Московском уезде (избранная тысяча). На них возлагалась главным образом охрана государственных хором и палат. Чины городовые состояли из дворян, на которых возлагалась служба в городе. Другую группу служилых людей (по прибору - по призыву, а не по наследству) составляли дьяки, стрельцы, пушкеры, драгуны, воротники, рейторы, солдаты. Эти должностные лица занимали среднее положение между служилыми "по отечеству" и тяглыми людьми. Основная масса служилых людей определялась "верстанием", т.е. записью в полковые списки и назначением на жалование, денежное и поместное. Обычно верстали на службу сыновей дворян и детей боярских, по мере роста государства и необходимости увеличения служилых людей верстались иногда и казаки. Практика верстания в служилые люди показывает, что только дети служилых в XVII в. стали получать регламентацию. Указами 1639 и 1652 гг. запрещалось поступать на службу детям неслужилых людей. В 1657 и 1678 гг. уже было предписано зачислять в состав служилых людей только сыновей детей боярских.

Права служилых людей. Служилые люди обладали рядом прав преимуществ. Они были "белыми", т.е. освобожденными от платежа податей. Им принадлежали:

Право владеть вотчинами и поместьями;

Право (сделавшееся исключительным) поступать на государственную службу.

Право на усиленное охранение чести.

Ряд привилегий в уголовном праве.

Привилегии при взыскании по обязательствам.

Местничество. В связи с развитием этих привилегий особенное значение получил институт местничества. Установление права служебного старшинства производилось путем сложного разбирательства. Местнические споры вносили много осложнений при назначении на должность, особенно вредны они были при назначении на военные должности. Полная отмена местничества произошла в 1682 году.

Опричнина. Среди мероприятий середины XVI века направленных на ограничение старой феодальной знати необходимо назвать еще опричнину. По проблемам значения опричнины как; в отечественной, так зарубежной литературе существуют весьма разноречивые подходы. Авторы исходят из концепции о том, что опричнина не. была случайным явлением, кратковременным эпизодом, а наоборот необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой его власти. Авторы разделяет мысль Д.Н. Альшица о том, что появление опричнины не зависело от воли одной личности, поскольку опричнина явилась "конкретно-исторической формой объективного процесса". В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государственные на земские (обычные) и опричные (особые), включив в опричные - земли оппозиционной княжеской боярской аристократии. В результате раздачи конфискованные земли переходили к служилым людям. Опричнина превратила поместье в главную и господствующую форму феодального земледелия. Весьма существенные изменения происходили и с самими понятиями "вотчина", "поместье". Вотчинное землевладение становилось все более условным. В 1556 году было принято специальное "Уложение по службе", по которому определялись равные обязанности и для вотчинников, и для помещиков выставлять определенное число вооруженных людей (соответствующее размеру и качеству содержания земли). Указ 1551 года запретил продавать старинные вотчины в монастырь (на помин души) без ведома царя. А позднее было запрещено их обменивать, давать в приданное. Ограничивалось право и передачи этих вотчин по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола). Появляется новое понятие "жалованная" или "выслуженная" вотчина, т.е. данная непосредственно за службу или при условии службы. Права же поместных владельцев постепенно расширяются, и передача земли по наследству становится общим явлением. Служилые люди получили возможность покупки вотчины. Бояре, также как и дворяне наделялись поместной землей. Происходил процесс сближения вотчин и поместий, консолидация феодалов в единое сословие. Этот процесс довольно полно отражен в Соборном уложении 1649 года. Важнейшими формами земельного владения оставались церковное и монастырское.

Что касается правового положения духовенства, то Соборное уложение ограничивает рост церковной собственности, категорически запрещая светским феодалам завещать, продавать и закладывать родовую, выслуженную и выкупленную вотчину монастырям и духовенству. Таким образом, был нанесен серьезный удар по церковному землевладению.

Роль города, городское население. В XVI - XVII в.в. происходит дальнейший рост городов, развивается торговля, ремесла, кузнечное, медное, оружейное, пушечное дело. Расширяется число заводов, мастерских, растет численность городского населения, усиливается его дифференциация. Городское население носило в русском государстве название посадских людей. Они включали в себя следующие категории:

Гости - видные купцы. Это звание жаловалось им за службу и на условиях службы, служба по финансовому делу (таможенные и кабацкие сборы). Они освобождались от обычных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями и подлежали непосредственному суду самого царя.

Люди гостиной сотни.

Люди суконной сотни.

К сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие мелкими капиталами по сравнению с ее гостями. По мнению В.О. Ключевского, гостей и торговцев обеих высших сотен никогда не бывало много. Так, например, в 1649 году гостей было всего 18 человек, в гостиной сотне - 153, в суконной - 116. Посадские люди других городов и черных сотен делились на лучших, средних и молодших.

В это время наблюдается острая дифференциация и расслоение городского населения. Среди горожан выделяются верхушки оптовых торговцев-гостей и купцов первых сотен, стяжавшие огромные богатства. В 1649 году правительство предприняло ряд реальных мер по упорядочению тягловых отношений посадского населения. По Соборному уложению 1649 года было постановлено вернуть посадским отторгнутые "беломестцами" земли, дворы, лавки.

Городская знать обладала рядом привилегий. Ей было предоставлено право раскладки и сбора всего тягла с посадского населения. Она получила право участвовать в заседании Земского собора. Крупнейшие купцы-гости могли покупать по специальному царскому разрешению землю. Они получали звание думных дьяков и в исключительных случаях думных дворян. Таким образом, можно сделать вывод о том, что росло политическое значение городской знати. Все это ярко проявилось и в правовом отношении. Так, по Судебнику 1550 года по статье 26 за бесчестье гостя полагался штраф в 10 раз больший, чем за бесчестье "боярского доброго человека". Эта линия продолжена и закреплена в Соборном Уложении 1649 года.

Изменения в правовом положении крестьянства. Усиление крепостничества.. Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходил процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Естественно этому процессу способствовали и укрепления государственного аппарата и создание специальных органов по борьбе с беглыми крестьянами. Судебник 1550 года повторил статьи Судебника 1497 года о "Юрьевом дне", но при этом увеличил взимавшуюся с крестьян плату за выход. С 1581 года вводятся заповедные лета, которые отменили действие положения о "Юрьеве дне". С 1597 года начинает действовать указ об "урочных летах", по которому устанавливалась пятилетняя давность сыска беглых. В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. Соборное уложение 1649 года зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян и отменило "урочные лета". Беглых крестьян возвращали независимо от срока, который прошел после их ухода от владельца, вместе со всей семьей и всем имуществом. Статья I гл. XI Соборного Уложения дает полный перечень всех категорий крестьянского населения. В этот период времени произошло окончательное закрепление крестьян владельческих и чернотяглых. После издания Указа о заповедных летах, была произведена перепись. В Уложении 1649 года статьи 9 и 10 главы XI запрещали принимать с момента издания Уложения "беглых крестьян, бобылей и их детей и братию и племянников". Уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян (старожильцев и нестарожильцев) и членов их семей, при этом отменило так называемые "урочные годы".

Крепостное право на крестьян было окончательно санкционировано в законе. Помещики приобрели право неограниченной продажи, их мены, эксплуатации, право распоряжаться брачной судьбой крестьян. Уже по Указу 1623 года в случаях неплатежа помещиками и вотчинниками взысканий по искам разрешалось взыскивать их с холопов и крестьян.

Произошли изменения в положении чернотяглых крестьян. Их число уменьшилось в связи с раздачей волостных земель в поместья и вотчины. Для приема в тягловую общину требовалось заключение особых подрядных записей. К 1678 году была закончена переписка дворов, что послужило основанием для замены поместного обложения подворным.

Проанализируем положение холопов. В этот период времени существовало две категории холопов: полные и кабальные. Полные или обельные холопы были в безграничном распоряжении господина. Были и другие холопы: докладные, приданные, духовные, в зависимости от источника холопства.

Происходило уменьшение источников холопства. Остались только следующие источники холопства: рождение от родителей холопов и брак с холопами. Холопы не имели никаких личных и имущественных прав. Но фактически холопы стали приобретать некоторую степень права и дееспособности. Стали возможны гражданские сделки, заключенные с холопами их собственными господами. Осуществлялась тенденция превращения холопов в крепостных. Соборное уложение узаконило жестокие формы зависимости холопов от своих господ, устанавливая полное право собственности на холопов. К источникам холопства Уложение относит брак, рождение, работу по кабале на срок выше трех месяцев.

Централизация государства. Переходим к рассмотрению следующего вопроса. Происходит процесс образования централизованного государства. При Иване IV были уничтожены последние уделы. По мере превращения Русского государства в многонациональное, в вассальные отношения к нему ставились многие государства. Вассалами стали: сибирские ханы, черкесские князья, шахмалы (властители кумыков), калмыцкие тайши, ногайские мурзы. Вассальные отношения некоторых государств носили номинальный характер. В конце XVI века получила развитие тенденция к полному включению (инкорпорации) вассальных государств в русское царство. Во главе государства стоял царь. Изменение в 1547 году титула главы государства являлось важной политической реформой. В XVII в. все государственные дела вершились от имени царя.

Роль царской власти. В Соборное уложение была включена глава:

"О государственной чести, и как его государственное здоровье оберегать". В этой главе провозглашалось:

подтверждение роли царя в политической жизни страны;

принцип первородства и единонаследия.

Признание царя Земским собором считалось одним из условий признания законности царской власти. Одним из важнейших актов был венчание на царство. К церемонии венчания на царство в XVII веке бы присоединен еще особый обряд, так называемое миропомазание.

Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XV века сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать укреплению авторитета монаршей власти.

Царю принадлежали большие права в области законодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской Думой, Земскими Соборами.

Боярская Дума была постоянно действующим органом при царе, вместе с ним решала основные вопросы управления, внешней политики. Реальное значение Думы было неоднозначно. Так, например, в годы опричнины ее роль была невелика. Произошли изменения социального состава Думы в сторону усиления представительства дворянства. В нее не вошли также представители верхушки городского населения. При подготовке поступающих в Думу дел образовались специальные комиссии. При Думе был создан чиновничье -бюрократический аппарат.

Земские Соборы. Большую роль в управлении государством в изучаемый период играли Земские Соборы. Они представляли собой сословно-представительное учреждение, которое не было постоянно действующим, а собиралось по мере надобности. Лишь в первое десятилетие царствования Михаила Романова Земский Собор получил значение постоянного представительного учреждения. Укрепление царской власти проявилось в наступлении длительного перерыва в его деятельности. Земские Соборы состояли из трех основных частей: Боярской Думы, Собора высшего духовенства (Освященного собора) и. собрания представителей от людей всяких чинов, т.е. поместного дворянства и купечества. Вначале, например, при созыве Собора 1566 года, представительство организовывалось не по избранию, а по доверию к представителям "правительства". Право созыва Земского Собора принадлежало царю или заменяющей его власти, т.е. Боярской Думе, патриарху, временному правительству. Иногда инициатива созыва Собора происходила от самого Собора. Заседание Собора обычно начиналось торжественным открытием его, где прочитывалась самим царем или от имени царя его речь, в которой объяснялась причина созыва Собора и формулировались те вопросы, которые подлежали разрешению. После открытия Земский Собор приступал к обсуждению вопросов, для чего делился на составные части: Боярская Дума, Священный Собор, московских дворян, стрельцов. Городовые дворяне и посадские еще делились на "статьи". Каждая часть Собора решала вопрос отдельно и формулировала решение в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании. Обычно же эти решения являлись материалом, выводы из которого делали царь или Боярская Дума. Они (Соборы) созывались для решения наиболее важных вопросов: для избрания царей, для решения вопросов о войне и мире, для установления новых податей и налогов, для принятия особо важных законов. При обсуждении этих вопросов представители чинов обращались с петициями к правительству. Земские Соборы были органом влияния поместного дворянства и верхов купечества.

Особенности выборов в Земские Соборы. Организация выборов в Земские Соборы, нормы представительства от различных сословий, их численность и состав были неопределенными. Как правило, дворяне составляли большую часть собора. Для дворян столицы были особые привилегии, они посылали в Земский Собор по два человека от всех чинов и званий, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Так, например, из 192 выборных членов Земского Собора 1642 года, 44 были делегированы московскими дворянами. Число депутатов горожан в составе Земского Собора иногда достигало 20. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что фактически Земские Соборы в определенной степени ограничивали власть царя, но и всемерно ее укрепляли. Такова диалектика взаимодействия власти царя и Земского Собора.

Приказная система. Компетенция. Система приказов, как органов центрального управления, продолжала развиваться и укрепляться. Окончательное развитие приказной системы происходит во II половине XVI века. Они возникают по мере надобности. Некоторые из приказов дробятся на ряд отделов, которые, развиваясь постепенно, превращаются в самостоятельные приказы. Бесплановость в организации приказов привела к нечеткости в вопросах распределения компетенции между ними. В XVII веке количество приказов постоянно менялось, доходя до 50. Основной чертой приказной системы было сочетание административной и судебной функций.

Существовало следующее деление приказов: дворцово-вотчинные, военные, судебно-административные, областные (центрально-областные), ведавшие специальными отраслями управления.

Дворцово-финансовые приказы: ловчий, сокольничий (ведавший царской охотой), конюший, приказ большого дворца, приказ большой казны (ведавший прямыми налогами), приказ большого прихода (ведавший косвенными налогами, новая четверть (ведавшая питейными доходами).

Военные приказы: разряд (ведавший всем военным управлением, и назначением служилых людей на должность), стрелецкий, казачий, иноземный, оружейный, бронный, пушкарский.

Судебно-административная группа: поместный приказ (ведавший раздачей поместий и вотчин, и являвшийся судебным местом по земельным делам), холопий (ведавший закреплением и освобождением холопов, обвинением в разбое), земский приказ (суд и управление тягловым населением г. Москвы).

Областные приказы: центральные органы управления, ведавшие так называемыми четвертями или четями: Нижегородская (Нижний уезд, Новгород, Пермь, Псков), Устюжская, Косгромская, Галицкая, Владимирская.

К числу областных относятся 4 судных приказа: Московский, Володимирский, Дмитровский, Рязанский. А затем: Смоленский, Приказ Казанской избы, Сибирский, Малоросский.

Приказы, ведавшие специальными отраслями управления: посольский (иностранные дела, неслужилые иноземцы, почта), каменный приказ книгопечатного дела), аптекарский приказ, печатный, (удостоверяющий правительственные акты приложением к ним печати), монастырский приказ (организованный для суда над церковными властями), приказ золотого и серебряного дела.

Приказы создавались по мере надобности, часто без точного определения их компетенции, порядка их организации и деятельности. Все это приводило к волоките и дублированию, бюрократизму. В приказах существовали казнокрадство, взяточничество.

Известно, что изменения, происходившие в развитии государства, отразились на органах местного самоуправления. Основной административной единицей являлся уезд. Он отличался неравномерностью. Уезд делился на станы, а станы на волости. В пределах уезда организовывались судебные округа - губы; разряд -военный округ.

Губное самоуправление. В "1556 году отменили систему кормления и заменили системой губного и земского самоуправления. Губное самоуправление стало со временем создаваться в каждом уезде. Органом губного самоуправления была губная изба, состоявшая из губного старосты, целовальников, губного дьяка. В органах губного самоуправления сильно сказывалось влияние дворян-помещиков: губные старосты обязательно выбирались из дворян или детей боярских. Помощниками старосты (целовальниками) были и крестьяне. Губное самоуправление вводилось в тех уездах, где сильно развито помещичье землевладение, а районах, где было развито сильно торгово-ремесленное хозяйство, вводилось земское землевладение. Земские учреждения получили свое развитие позже губных. Они вводились в уездах, в группах волостей, в отдельных волостях. Компетенция земских учреждений распространялась на все отрасли управления и суда. В некоторых уездах земские одновременно действовали с губными.

Вводилось одновременно и воеводско-приказное управление (компетенция воевод росла). Посылка воевод в пограничные местности имела место еще в начале XVII века, введение воеводско-приказного управления означало дальнейшее развитие бюрократической системы. Воеводы назначались царем и Боярской Думой на год-два. В большие уезды посылалось несколько воевод, из которых один был главный, другие считались его товарищами. В качестве ближайших его помощников назначались дьяки или подьячие с "приписью". Канцелярия воеводы находилась в приказной избе, функции воевод, определяемые особыми инструкциями или наказами, были разнообразны. Воеводы заведовали полицией, военным делом, обладали правом суда, иногда им поручалось (в пограничных уездах) ведать даже сношениями с иностранными государствами. Вначале воеводы не вмешивались в губное самоуправление. Но с течением времени власть воевод усилилась, и их вмешательство в губное и земское самоуправление стало значительным. Воеводы подчинили себе губные учреждения и сделали губных старост и целовальников своими помощниками. Воеводы получали жалованье. Им запрещалось брать кормы с жителей. А также запрещалось заставлять жителей что-либо делать на себя. По Соборному Уложению воеводам было запрещено вступать в обязательные отношения с местными людьми. В конце XVII века в некоторых окраинах были созданы наиболее крупные военно-административные округа, так называемые разряды, которые сосредоточили все управление отраслью.

Фискальная политика. В изучаемый период продолжалась реформа системы финансов. Для определения размеров налогов было проведено правительством повсеместное описание земли. Были составлены писцовые книги, которые определили число окладных единиц (так называемых сох). В "соху" входило разное количество земли - в зависимости от ее качества. В XVII веке были введены дополнительные прямые и косвенные налоги: таможенный, соляной, кабацкий (или питейный), так называемая "пятина" - взимание одной пятой стоимости движимого имущества.

Таковы общие черты государственного и общественного устройства страны в данный период времени. Для изучаемого периода характерно весьма интенсивное развитие права, увеличение роли царского законодательства.

Источники права. Кодификация. Среди памятников права выделяются губные и земские уставные грамоты, в которых устанавливаются начала губного и земского самоуправления, таможенные грамоты. Кодификация в этот период началась с изданием Судебника 1550 года (Царского или Второго). В Судебнике 1550 г. был расширен круг регулируемых центральной властью вопросов, усилены черты розыскного процесса. Регламентация пронизывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Происходит усиление сословного принципа и расширяется круг субъектов преступления. Основным источником этого судебника явился не дошедший до нас Судебник Василия III. При кодификации был привлечен новый указной материал, а также губные и земские уставные грамоты. Судебник разбивался на 100 статей, расположенных по некоторой (довольно элементарной) системе. Весь законодательный материал Судебника может быть разбит на четыре части:

Первая содержит постановления, относящиеся к суду центральному;

вторая - к суду областному;

третья - к гражданскому праву и процессу;

Четвертая - заключает в себе дополнительные статьи.
Судебник представляет собой сборник судебного права, и. в целом, отразил интересы поместного дворянства и купечества.

Почти одновременно с Судебником был издан Стоглав (в 1551 г.), явившийся результатом законодательной деятельности церковного (стоглавого) собора. Стоглав - 100 глав (статей), содержит наряду с важными постановлениями о церкви ряд норм уголовного и гражданского права, обеспечивающих усиленную защиту интересов духовенства. При составлении Судебника предусматривалась необходимость пополнения его новым законодательным материалом, который мог явиться в виде отдельных указов и боярских приговоров. Поэтому статья 98 Судебника устанавливает порядок приписки к его установлениям "новых дел" - дополнительных указов. Эти приписки делались каждым приказом. Со временем составились так называемые Указные книги приказов. Среди них большое значение в истории права имеют Указные книги судных дел, Земского приказа, Разбойного приказа. В них с еще большей степенью защищались интересы поместного дворянства. Как Царский судебник, так и отдельные указы, изданные после него, регламентируют в значительной степени те отношения, которые характерны для процесса закрепощения крестьян.

Важнейшим памятником этого времени является Соборное Уложение 1649 года, кодекс, в немалой степени определявший правовую систему Российского государства многие годы. Для составления кодекса правительством была создана специальная комиссия под председательством князя Одоевского. Выработанный этой комиссией проект был представлен для рассмотрения Земскому Собору и обсуждался на совместных заседаниях комиссии с выборными членами Земского собора свыше 5 месяцев. Члены комиссии подавали царю челобитья с просьбой об издании новых законов по тем или иным вопросам. После того как закончилось обсуждение Проекта, он был утвержден в 1649 году Земским Собором. Кодифицированные законы получили название Соборного Уложения.

Источниками уложения были: судебники, указы и боярские приговоры, градские законы греческих царей, т.е. византийское право, литовский статус, новые статьи, как включенные самими составителями проекта, так и внесенные по настоянию выборных членов Собора - согласно их челобитной. Среди этих статей надо указать на глазу XI - "Суд о крестьянах", в которой отменялись "урочные лета" и в которой утверждалось полное право помещика на труд и личность крестьянина. Соборное уложение являлось кодексом, в котором получили развитие начала Русского права, выраженные в "Русской Правде"" и в судебниках. Соборное Уложение отвечало интересам дворянства. Оно явилось кодексом крепостничества. Необходимо отметить, что и с технико-правовой точки зрения Уложение, как кодекс было шагом вперед по сравнению с Судебником.

Дальнейшее развитие законодательства осуществлялось путем издания указов. Указы, отменяющие, дополняющие или изменяющие постановления Соборного Уложения, носили названия указных статей. Характеристика источников позволяет нам сделать вывод об интенсивном развитии права в изучаемый период. Обратимся к анализу отраслей права.

Особенности землепользования. Соборное Уложение подробно определило имеющиеся формы феодального землевладения. Специальная глава 16 обобщала все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. В Соборном Уложении устанавливалось, что владельцами поместий могут быть и бояре, и дворяне; поместье передавали сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца, получает его жена и дочери; поместье можно было дать дочери в качестве приданого, и, кроме того, разрешался обмен поместья на поместье и вотчину. Но помещики не получали права свободной продажи земли (только по царскому указу), не имели они права и заложить землю. Но при этом нельзя оставить без внимания, что в статье 3 главы Соборного Уложения допускался обмен большого поместья на меньшее и, тем самым, под прикрытием обмена продавать поместные владения. Вотчина в соответствии с Соборным Уложением еще предоставляла привилегированное землевладение. Вотчину можно было продать (с обязательной регистрацией в поместном приказе), заложить и передать по наследству. В Соборном Уложении содержится положение о праве родового выкупа - срок в течение 40 лет для выкупа проданной, вымененной, заложенной родовой вотчины. Был также определен круг родственников, которые имели право на выкуп. На выкупленные же вотчины право родового выкупа не распространялось. По закону продавать вотчины можно было только феодалам, жившим в том же уезде. Купленными вотчинами назывались земельные владения, приобретенные кем-либо у членов своего рода, владение ими так же влекло за собой обязанность службы. Отказ же от службы имел следствием отобрание вотчин у их владельцев и включение их в состав царского домена. Жалованными вотчинами назывались вотчины, которые были пожалованы царем. Их характеризовала большая ограниченность прав владельцами, они отбирались в случае, если не угодили царю, иногда это было ограниченно пожизненным владением. Поместья в конце XVII века становятся господствующим видом собственности. Владеть поместьями могли только служилые люди: бояре, дворяне, дети боярские, подьячие и т.д. Размер поместья зависел от качества земли. Поместья давались детям жилых людей по достижению ими 15-летнего возраста. Как правило, в состав поместий входили земли, населенные крестьянами, но кроме этого выделялись и пустующие земли, охотничьи и рыболовные угодья. Крестьяне при отводе земли помещикам, получали так называемую послушную грамоту, по которой им предписывалось повиноваться владельцу. Кроме этого помещикам отводились в городах дворы и огородные земли. Основной обязанностью помещиков являлось несение службы.

Наследование земли. Постепенно дворянство получило право наследования поместий. В первой четверти XVII века о наследовании поместий говорится уже в специальных указах. В 1611 году утвердился принцип, по которому поместья могли оставаться за вдовами и детьми. Из поместий отца выделялись наделы сыновьям сообразно их служебному положению, а дочерям и вдовам на прожиток. Остальная часть поместья передавалась боковым родственникам. В 1684 году был издан закон, по которому дети получали целиком все поместье отца. С конца XVI века было разрешено дарение поместий в пользу монастырей. Церковные владения признавались неотчуждаемыми.

Развивалось и залоговое право. Использовались такие формы залога как: заложенная земля передавалась залогодержателю, а также, когда кредитор получал право временного пользования заложенной землей, причем это пользование заменяло уплату налогов. В Соборном Уложении определялись права на чужую вещь, т.е. сервитуты: право оставить запруды на реке в пределах своего владения, право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах, на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах запрещалась постройка печей, поварен вплотную к соседним строениям, не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы. В Уложении было предусмотрено право проезжающих, а также прогонявших скот, останавливаться на лугах, которые прилегали к дороге.

Получило свое дальнейшее развитие и обязательственное право. Обязательства, вытекающие из договоров, обеспечиваются не личностью ответчика, а его имуществом. Причем ответственность была не индивидуальной, а коллективной: друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги же по обязательствам переходили по наследству. Большое внимание уделялось формам заключения договоров. Все большее значение приобретала письменная форма договора. А при оформлении купчих на землю или дворы требовалась регистрация документа в учреждении. Купчая (купчая крепость) - акт приобретения в собственность имущества. Был определен порядок признания договора недействительным, если он заключен в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Известны также договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества.

Эволюционировало и наследственное право. Различается наследование по закону и завещанию. Особое внимание уделялось порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и подписывалось завещателем, а в случае его неграмотности - свидетелями и подтверждалось церковными властями. Возможности завещания ограничивались сословными принципами: нельзя было завещать землю церквям и монастырям; родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. Дочери наследовали при отсутствии сыновей. Вдовы получали часть выслуженной вотчины "на прожиток", т.е. в пожизненное владение, в том случае если не оставалось поместий после смерти супруга. Поместья же переходили по наследству сыновьям. Вдова и дочери получали часть поместья на прожиток.

Семейное право. Законом признавался только брак, заключенный в церкви. Он заключался с согласия родителей. А для браков крепостных необходимо было согласие помещиков. Брачный возраст для мужнин установлен в 15 лет, а для женщин - 12 лет. В семье существовала отцовская власть, а также власть мужа над женой.

Преступления. Под преступлением понималось нарушение царской воли, закона. Субъектами преступлений признавались представители сословий. Преступления различались на умышленные и неосторожные. За случайные деяния наказание не устанавливалось. Но в законе не всегда различаются случайное, ненаказуемое действие и неосторожная форма вины. В Уложении говорится об институте необходимой обороны, но не были установлены пределы необходимой обороны (чрезмерности обороны и степени опасности).

Сокрытия, рецидив. В Соборном Уложении более подробно регламентировано соучастие, подстрекательство, пособничество, укрывательство. Рецидив наказывался более сурово. В Соборном Уложении виды преступлений изложены по определенной системе. В нем выделялось преступление против веры, затем государственные преступления (преступления против основ веры, царственной власти и лично против царя: оскорбление монарха, причинение вреда его здоровью). Ответственность устанавливалась даже за голый умысел и недоносительство. В законе много говорилось о таких преступлениях как измена, заговор, бунт. Дается характеристика преступлений против порядка управления, воинских преступлений, преступлений против судебной власти. Соборное Уложение регламентирует преступления против личности. К ним -относятся: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и делом. Среди имущественных преступлений выделялись: кража, грабеж, разбой. Выделялись преступления против нравственности: сводничество, нарушение семейных уставов. Необходимо отметить, что в Уложении составы преступлений формулировались более четко, чем ранее.

Наказания. В Уложении еще более усиливается устрашающий характер наказаний. Применялись: смертная казнь - простая и квалифицированная; телесные наказания - битье кнутом, батогами, клеймение, тюремное заключение, ссылка на окраину страны, каторжные работы; лишение чина, отставление от должности, церковное покаяние. Применение смертной казни и телесных наказаний осуществлялось публично. Для Соборного Уложения была характерна и множественность наказаний и различие наказаний в зависимости от социальной принадлежности.

В Соборном Уложении были предусмотрены две формы процесса и суд. Все большее распространение получил инквизиционный процесс. Он практически применялся по всем уголовным делам. Наиболее жестоким был процесс по делам, связанным с преступлениями против царя и государства. Соборное Уложение подробно говорит и об обвинительном состязательном процессе. Он осуществлялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел. Глава 10 Соборного Уложения говорит о системе свидетельских показаний. В качестве доказательств применялся так называемый "общий обыск" и "повальный обыск". Разница между этими двумя видами заключалась в том, что в "общий обыск" - опрос всего населения по фактам совершения преступления, а "повальный" - опрос относительно конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления. Таковы некоторые основные черты развития права.

Интересной, многогранной, трагической была история изучаемого периода. В России были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, сложилось и экономическое и политическое единство страны. Возникла сословно-представительная монархия. Необходимо отметить, что укрепление государственной власти привело к уменьшению значения сословно-представительных учреждений.

Формирование сословной (сословно-представительной) монархии. Земские соборы. Опричнина.

В середине XVI в. изменяется форма монархии, из раннефеодальной она становится

сословно-представительной. Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой главной фигурой становится глава государства - монарх. Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Ива-

ном Грозным опричнины. Новым высшим органом государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к государственному управлению дворянство и посадское население.

Земский собор состоял из двух палат:

1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;

2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военноадминистративным приказам. Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы.

Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах

создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники. Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Губными органами руководил Разбойный приказ. Земские органы создавались для сбора налогов, управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию – «съезжую избу». Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалование»

Опричнина 1565- 1572гг. Иван Грозный предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства был разделена на опричнину и земщину. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины, а прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В условиях опричнины сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно процессуальная практика.

Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами

Сословно-представительная монархия появляется в эпоху создания единых государств. Несравненно более масштабные задачи, с которыми сталкивается монарх при относительной слабости аппарата управления, находящегося в стадии становления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах. В Русском государстве высшими сословно-представительными органами стали Земские соборы. Власти отводили им преимущественно совещательную функцию. Но при этом они спешили заручиться поддержкой и согласием сословий в важнейших вопросах внутренней и внешней политики.

Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества. Крестьянства, не говоря уже о холопах, не было слышно на соборах. Зато власти прислушивались к голосу дворянства и посада, которые со временем стали посылать на соборы своих выборных.

Огромное значение имели органы местного самоуправления. Опираясь на их помощь, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок. По сути, эти органы были продолжением государственного аппарата. Вместе с тем они зависели от местных жителей и могли оказаться не столь послушными, как того хотели бы власти.

Реформы сильно продвинули страну по пути централизации. Но они вовсе не предопределили победу модели развития, за которую объективно ратовали члены Избранной рады. В середине 60-х гг. Иван Грозный своей властью круто изменил курс.

Реформы положительно сказались на стране. Россия заметно окрепла. Налицо было хозяйственное оживление, которое выразилось в росте ремесленного производства, внутренней и внешней торговли. Исследователи насчитывают в городах более 200 различных ремесленных специальностей.

Усилились миграционные потоки: переселенцы в поисках лучших мест спускались на юг, к Оке, на север и северо-восток - в Поморье и Прикамье. Народная колонизация переплетается с государственной: правительство в целях повышения обороноспособности поощряет заселение мест, через которые некогда двигались отряды степняков.

В колонизации участвует и церковь. В северные чащобы в поисках молитвенного уединения уходят подвижники, роют «земляные норы» и ставят кельи. С этих келий начинают свою историю пустыни и монастыри. Постепенно они разрастаются, обзаводятся монахами, послушниками и... деревнями. Скромная соха и неутомимый топор - вот что приумножает богатства страны, раздвигает территорию освоенного.

Укрепляется и расширяется поместное землевладение, по-прежнему устойчиво вотчинное. Оживленнее становилась городская жизнь. Возникали новые города и поселения городского типа. Опасность, исходящая от соседей, придавала русскому городу сильный военно-административный «оттенок». На юге и западе большую долю городского населения составлял мелкий служилый люд, стрельцы. Но города-крепости постепенно обрастали небольшими посадами, а жители, даже те, кто тянул государеву службу, занимались мелкой торговлей, ремеслом, промыслами. Доля посадского населения от общего населения страны очень незначительная - менее 3%. Но города уже экономически связывают страну.

Немалая заслуга в этом и торговли. Купечество - одна из самых динамичных социальных групп. И одновременно очень пестрая. Основная масса занималась мелкой торговлей. Традиционные объекты для крупных оптовых операций - зерно, рыба, пушнина, соль, воск. В погоне за прибылью такие купцы проявляли инициативу и изобретательность. Известно, что еще в XVI в. русские в поисках «мягкой рухляди» (пушнины) перевалили за Камень - Урал. Но напрасно правительство искало потаенные тропки: их держали от казны в строгом секрете.

Растет не только внутренняя, но и внешняя торговля со странами Востока и Запада. Последняя идет в основном через Литву и Ливонский орден. Однако русские торговые люди встречали жестокую конкуренцию. Их теснили соперники, которые лучше знали европейский рынок и к тому же пользовались покровительством местных властей. Литва, орден, Швеция - все стремились поставить под контроль прибалтийскую торговлю Московского государства. Это разорительное посредничество было не только унизительно, но и опасно политически, поскольку ставило правительство в зависимость от сопредельных стран.

Особенность этого периода– сочетание самого сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа, характерной для Ивана IV. Царь – сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума не могла ограничивать царя. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, «жалуются» новые земельные наделы «за службу» новой династии. Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д. Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве