Высший судебный орган по проекту реформы сперанского. Реформы государственного управления сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) – российский политический и общественный деятель, автор многочисленных теоретических работ по юриспруденции и праву, законотворец и реформатор. Работал во времена правления Александра 1 и Николая 1, являлся членов Императорской Академии наук и был воспитателем наследника престола Александра Николаевича. С именем Сперанского связаны крупные преобразования в Российской Империи и идея первой конституции.

Краткая биография Сперанского

Сперанский родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего возраста обучился чтению и, вместе с дедом Василием, постоянно посещал церковь и читал священные книги.

В 1780 году поступает во Владимирскую семинарию, где очень скоро становится одним из лучших учеников благодаря своему уму и способностям к аналитическому мышлению. По окончании семинарии Сперанский продолжает свое образование и становится студентом в этой же семинарии, а затем и в Александро-Невской семинарии в Петербурге. После окончания последней Сперанский остается преподавать.

В 1795 году начинается общественная и политическая карьера Сперанского. Он поступает на пост секретаря князя Куракина. Сперанский быстро продвигался по службе и к 1801 году достигает чина действительного статского советника. В 1806 году он знакомится с Александром 1 и очень быстро входит в расположение у императора. Благодаря своему уму и отличной службе в 1810 году Сперанский становится государственным секретарем – вторым человеком после государя. Сперанский начинает активную политическую и реформаторскую деятельность.

В 1812-1816 годах Сперанский находится в опале из-за проведенных им реформ, которые затрагивали интересы слишком большого количества людей. Однако уже в 1819 году он становится генерал-губернатором Сибири, а в 1821 возвращается в Петербург.

После смерти Александра 1 и восшествия на престол Николая 1 Сперанский возвращает к себе доверие власти и получает должность воспитателя будущего царя Александра 2. Также в это время учреждается «Высшая школа правоведения», в которой Сперанский активно работал.

В 1839 году Сперанский умирает от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам. Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

  • Уравнивание всех сословий перед законом;
  • Сокращение расходов всех государственных ведомств;
  • Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;
  • Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;
  • Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;
  • Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

Итоги деятельности Сперанского

Несмотря на то, что не все задуманное было осуществлено, часть проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь.

Благодаря Сперанскому удалось добиться:

  • Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской Империи в глазах иностранных инвесторов, что позволило создать более мощную внешнюю торговлю;
  • Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала функционировать более эффективно за меньшее количество государственных средств;
  • Создать мощную инфраструктуру во внутренней экономике, которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться
  • Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было выпущено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича.

Кроме того, Сперанский был блестящим юристом и законотворцем и теоретические принципы управления, описанные им за период своей деятельности, легли в основу современного права.

У Александра и дома было полно дел. Негласный комитет распался, но у императора появился новый человек, который один стоил целого комитета, - Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839).

Он был сыном сельского священника, «поповичем», как презрительно называло его царское окружение. Первое место учебы - Владимирская семинария. Там он и получил свою фамилию - за выдающиеся способности. Фамилия отца была Третьяков, а записали нового ученика Сперанским как «подающего надежды», от латинского sperare - «уповать, надеяться».

В числе лучших выпускников Сперанский попал в главную семинарию при Александро-Невском монастыре в Петербурге, которую с успехом окончил. Ему было предложено место преподавателя в той же семинарии, курсы по математике, физике, красноречию и философии, но судьба подготовила ему более престижное место. Он стал домашним секретарем князя А.

Б. Куракина. У князя был гувернер - немец из Пруссии Брюкнер. Молодые люди подружились. Восприимчивый Сперанский проникся либеральным духом, стал поклонником Вольтера, Дидро и энциклопедистов.

Вступив на престол, Павел назначил Куракина генерал-прокурором.

В 1797 году Сперанский начал работать в канцелярии князя, где зарекомендовал себя самым лучшим образом. При Александре I его карьера быстро пошла вверх. Он перешел в Министерство внутренних дел в звании статс-секретаря. Его обязанностью было составлять различные отчеты и доклады по министерству. Писать он умел великолепно. Вот, например, чем он покорил князя Куракина. Прежде чем взять молодого человека в свои секретари, Куракин устроил ему экзамен, поручив написать десять деловых писем на одну и ту же тему разным лицам.

На это Сперанскому хватило одной ночи. Восторг князя был полный.

В 1806 году из-за болезни Кочубея, тогда министра иностранных дел, Сперанский попал с бумагами и докладом к государю. Это решило его судьбу. Характеризуя отношения царя и его гениального чиновника, можно даже употребить слово «подружились». Отправляясь в Витебск для смотра 1-й армии, Александр взял Сперанского с собой.

После этой поездки Сперанский был уволен из Министерства внутренних дел с оставлением звания статс-секретаря. В 1808 году Сперанский в свите императора присутствует на Эрфуртском свидании с Наполеоном.

Осенью 1808 года Александр поручил Сперанскому разработать проект новых государственных преобразований.

Царь проявил к этому огромное любопытство, иногда целыми вечерами они вдвоем обсуждали предстоящую работу, сравнивали различные системы европейского управления.

И какие идеи обсуждались? Надо, например, чтобы законодательное собрание не имело власти санкционировать свои собственные постановления, но его мнения, совершенно свободные, должны быть точным выражением народных желаний. Или… члены судебного сословия должны свободно выбираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охранение общественной безопасности будут лежать на правительстве.

В. О. Ключевский: «Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необычайно выправленный ум, способность бесконечно работать и отличное умение говорить и писать».

В 1807 году в России создается комитет по безопасности, в 1809-м появляются два указа - о придворных званиях и об экзаменах на чин, которые должны были повысить образовательный уровень чиновников. Чинами перестали жаловать, как раньше. Придворные чины камер-юнкера и камергера, прежде приравненные по Табели о рангах к высшим военным и штатским чинам, превратились в почетные звания.

Александр поручил Сперанскому руководство комиссии по составлению государственных законов, а также разработку плана государственного преобразования.

И работа эта была сделана. Сперанский был теоретик. Помните, у нас была при Хрущеве и дальше при Брежневе появилась «бумажная архитектура» - гениальные, не побоюсь употребить это слово, проекты наших лучших архитекторов, которые по недомыслию начальства не пошли в жизнь. Так же обстояло дело со Сперанским. Его труд назывался «Введение к уложению государственных законов».

Он создал на бумаге необычайно стройную систему управления государством. Три ряда учреждений - законодательные, судебные и исполнительные - пронизывали всю государственную систему от волости до Петербурга и носили земский, выборный характер.

Государственная дума - законодательная власть, Сенат - судебная, министерства - исполнительная. Три этих учреждения объединялись Государственным советом: тридцать пять членов во главе с императором. Совет - совещательное учреждение, он рассматривает законы до внесения их в Думу, а затем наблюдает за выполнением этих законов.

Осуществление планов Сперанского началось с образования Государственного совета (1 января 1810 года). Далее последовало преобразование министерств… а дальше все встало.

Этому было много причин. Советская историография отводит в этой остановке непомерно большую роль Аракчееву, еще одному любимцу царя, человеку верному, преданному, но косному. Аракчеев занимал пост военного министра, он готовился к войне с Наполеоном, а в свободное от работы время люто ненавидел Сперанского.

Вельможи также зело не любили преобразователя, считая его «безродным поповичем» и «выскочкой». Общественность подозревала его в страшных грехах: он ездил с царем в Эрфурт и наверняка продался узурпатору, недаром он в своих законодательных проектах использует «Кодекс Наполеона».

Кроме всего прочего, план Сперанского предусматривал освобождение крепостных крестьян (без земли), а уж это, простите, «не в какие ворота». Окружение Александра все в один голос кричали: «Рано! Будет Бунт!

Проект реформ Сперанского – кратко

Только второго Пугачева нам не хватало!» Рупором общественного мнения стал Карамзин, который в записке «О древней и новой России» (1811 год) утверждал, что нам нужны не реформы, а «патриархальная власть и добродетель». (Господи, как все похоже!

А ведь двести лет прошло! - Авт.) Власть должна быть, утверждал Карамзин, более «хранительной, чем творческой». России нужна не конституция, а пятьдесят дельных губернаторов.

Опять не могу утерпеть: где их взять, этих золотых «дельных губернаторов», это во-первых. Державин, честнейший человек, был губернатором в Тамбове. Боролся со взяточничеством и воровством, а за это местная элита вкупе с соседями чуть его со света не сжила, и Екатерина II отставила его от должности.

Правда, потом сделала его своим статс-секретарем. Она вообще считала Державина простаком и навязчивым занудой. Строга была к нему богоподобная Фелица. А во-вторых, при Сталине у нас была лучшая в мире Конституция - и что? Разве в этой Конституции были прописаны статьи про ГУЛАГ и рабство?

Право слово, на Россию не угодишь. Придумали лозунг, что народ всегда прав, а народ и по сей день Сталина славит, опять порки хочет.

Эх, знал бы Александр I, как пойдут дела в его отечестве через сто лет, он бы меньше корил себя и отчаивался. Чиновники ненавидели Сперанского как-то особенно люто, экзамены, вишь, на должность надо сдавать! Можно сказать, что от имени чиновников выступал Вигель. Вот некоторые цитаты: «Сие ненавистное имя в первый раз еще является в сих записках. Человек сей быстро возник из ничтожества»; «Он не любил дворянства, коего презрение испытал он к прежнему своему состоянию; он не любил религии, коей правила стесняли его действия и противились его обширным замыслам; он не любил монархического правления, которое заслонило ему путь на самую высоту; он не любил своего отечества, ибо почитал его недостаточно просвещенным и его недостойным».

При всем этом Вигель отдавал должное уму и таланту Сперанского: «Я разделял всеобщее к нему уважение; но и тогда близ него мне все казалось, что я слышу серный запах и в голубых очах его вижу синеватое пламя подземного мира».

Вокруг Сперанского при дворе закрутилась серьезная интрига. Подметные письма слали и самому преобразователи, и царю - лично. Главной пружиной интриги стал глава комиссии по финляндским делам барон Армфельт, он считал, что Сперанский слишком мало уделяет внимания его Финляндии.

Армфельт пользовался большим расположением царя и вынашивал большие планы относительно собственной карьеры. Армфельт был дружен с министром полиции Балашовым, который откровенно подозревал Сперанского в измене. Стая осведомителей работала на полицию, донося, что и где сказал Сперанский о существующем в России правопорядке. Все доносы ложились на стол царю. По рукам ходила рукопись, в которой доказывалось, что единственная задача Сперанского - разрушить основы государства в пользу Наполеона.

А Сперанский просто не мог остановить финансового расстройства в стране. Руки ему связывала континентальная блокада, и это была не его вина.

В конце концов, все это Александру надоело - все негодуют, даже Карамзин, патриот и умница, против преобразователя, а Россия на пороге войны. Состоялся двухчасовой разговор между царем и его гениальным чиновником, разговор был тяжелым. Рассказывали, что после него государь плакал. На следующий день царь сказал князю Головкину: «…у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».

Преобразователь не смог себя защитить, и Александр вынужден был сказать ему, что ввиду приближения неприятеля к границам России он не имеет возможности проверить все возведенные на Сперанского обвинения, поэтому тот должен уйти в отставку.

Но вообще-то во всем этом присутствует некая тайна.

Какая-то серьезная трещина расколола отношения Александра и преобразователя. Царь вовсе не всегда прислушивался к общественному мнению, пренебрег бы им он и на этот раз, но… там была обида.

И обиделся именно Александр, Сперанскому обижаться было не по чину, да и не до этого ему было, он был слишком предан своей науке. Отставка Сперанского громом прошла по стране. М. А. Дмитриев в своей книге «Главы и воспоминания моей жизни» пишет: «…падение Сперанского наделало в пансионе много шуму.

Всякий, съездивший домой, привозил разные известия. Большая же часть была такого мнения, что Сперанский изменил России и передался Наполеону». Но царь позднее защитил своего статс-секретаря (к делам тот вернулся в 1816 году). Известны слова Александра о Сперанском: «Он никогда не изменял России, он изменил лично мне».

17 марта 1812 года Сперанский был отставлен от всех должностей и сослан на жительство в Нижний Новгород. До войны оставалось два с половиной месяца.

Реформы Сперанского.

Александр I желал России либеральных реформ. С этой целью был создан «негласный комитет», а главным помощником императора стал Михаил Михайлович Сперанский.

М. М. Сперанский – сын сельского священника, ставший секретарем императора без протекции, обладал множеством талантов. Он много читал и знал иностранные языки.

По поручению императора Сперанский выработал проект реформ, призванных изменить систему управления в России.

Проект реформ Сперанского.

М. Сперанский предполагал следующие изменения:

  • ввести принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • ввести местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской
  • допустить к выборам всех собственников земли, в том числе государственных крестьян (45% от общего числа)

Выборность Госдумы впервые предполагалась как основанная на избирательном праве – многоступенчатом, неравном для дворян и крестьян, но широком.

Реформа М. Сперанского не наделяла Госдуму широкими полномочиями: все проекты обсуждались, одобренные думой, они вступали бы в силу только после царского на то разрешения.

Царь и правительство, как власть исполнительная, лишались права издавать законы по одному своему желанию.

Оценка реформ М. Сперанского.

Если бы проект государственной реформы России М. Сперанского был воплощен в действии, то сделал бы нашу страну конституционной монархией, а не абсолютной.

Чтобы стать либеральной, стране требовалось бы освободить крестьян от зависимости. Н М. Сперанский планировал изменять конституционное устройство государства, не освобождая 55% крестьянства от крепостного гнета.

Проект нового русского Гражданского уложения.

Этим проектом М. Сперанский занимался так же, как и первым: не беря во внимание реальную ситуацию в государстве.

Деятель составлял новые законы, основываясь на философских трудах Запада, на практике же многие эти принципы просто не работали.

Многие статьи этого проекта – калька Наполеоновского Кодекса, что вызвало возмущение в русском обществе.

М. Сперанский издал указ об изменении правил присвоения чинов, пытался бороться с дефицитом бюджета, который опустошали войны, участвовал в разработке таможенного тарифа в 1810 году.

Конец реформ.

Оппозиция реформатору и в верхах, и в низах продиктовала Александру I решение отстранить М. Сперанского от всех занимаемых должностей и сослать в Пермь.

Так в марте 1812 года его политическая деятельность прервалась.

В 1819 г. М. Сперанского назначили генерал-губернатором Сибири, а в 1821 г. он вернулся в Петербург, стал членом учреждённого Государственного совета.

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России».

Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов.

К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя.

Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления.

Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью.

Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к.

неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя.

Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти.

Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти .

Министерства – исполнительной . Государственная Дума – законодательной .

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой.

Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их.

Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М.

Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет.

На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса).

Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома.

Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.

Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров - комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г.

Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой.

Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти.

Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

Работа над планом государственных преобразований была завершена Сперанским к октябрю 1809 г., получив название «Введение к Уложению государственных законов»*. Основные положения и идеи плана были предварительно обсуждены в ходе многочисленных бесед Александра 1 со Сперанским.

В августе 1809 г. Сенат принял Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Главным принципом продвижения по служебной лестнице Указ устанавливал нс выслугу лет, а «действительные заслуги и отличные познания».

Причем право претендовать на получение чина коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й — 6-й классы) могли лишь чиновники, окончившие курс обучения в одном из российских университетов или выдержавшие экзамен по специальной программе.

Сперанскому принадлежала идея создания недалеко от Петербурга специального закрытого лицея для ограниченного числа дворянских детей знатных фамилий, где они получали бы самое лучшее образование, для дальнейшей службы в центральных учреждениях.

В 181 1 г. первые 30 воспитанников приступили к занятиям в Царскосельском лицее.

Цель преобразований общественно-политического строя России Сперанский видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Закон должен был определять основные принципы устройства и функционирования государственной власти.

Систему власти Сперанский в соответствии с принципом Ш. Монтескье предложил разделить на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривалось создание соответствующих органов. осуществляющих руководство ими. Вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой.

Законодательный ряд образовали думы — волостные, уездные, губернские и государственная, волостная дума должна была состоять из земельных собственников волости и из депутатов от казенных крестьян (но одному из 500 душ) и выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу, которая, в свою очередь, выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу, а губернская дума — губернское правление и депутатов в Государственную Думу.

Исполнительной властью являются правления — волостные, уездные и губернские, — избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть — министры — назначается государем.

Сенат по проекту Сперанского, воплощая собой «верховное судилище» империи, обладал правом вынесения окончательных приговоров.

Судьи были ответственны исключительно перед законом. Судебную власть, по предложению Сперанского, образуют волостные суды (третейские или мировые), затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию представляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором.

Представителям низших сословий предоставлялись лишь так называемые общие гражданские права: никто не может быть наказан без суда; никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого лица; всякий может приобретать собственность и располагать ею по закону; никто не обязан отправлять натуральных повинностей по произволу другого, но лишь по закону или на добровольном согласии.

Среднее сословие должно было иметь кроме общих гражданских прав (при наличии определенного имущественного ценза) и политические права.

И, наконец, дворянство наряду с общими гражданскими и политическими правами обладало специальными, так называемыми особенными гражданскими правами (права освобождения от очередной службы, владения населенными имениями). Сохранение определенных привилегий дворянства должно было, по мысли Сперанского, облегчить сам процесс перехода к гражданскому, правовому обществу.

Для объединения функций различных частей государственного управления Сперанский предложил создать специальный орган — Государственный совет.

Александр 1 в целом одобрил план Сперанского и предполагал печать его осуществление с 1810 г.

1 января 1810 г. был образован Государственный совет (который мог бы стать верхней палатой будущего российского парламента). В течение года должны были образоваться Государственная Дума (нижняя, выборная палата), а также окружные и губернские думы.

Реформы Сперанского.

Но этой второй части плана не суждено было осуществиться.

Вслед за созданием Госсовста было произведено преобразование министерств: вместо существовавших ранее 8 министерств должно было стать 1 1. По инициативе Сперанского в 181 1 г.

было разработано Общее положение о министерствах, определившее единообразие организаций и министерств, систему взаимоотношений структурных подразделений и министерств с другими учреждениями.

При разработке Общею учреждения министерств использовались нс только первый опыт деятельности министерств, созданных в 1802 г., но и образцы организации, делопроизводства и деятельности министерств Франции.

Подготовленный Сперанским и уже одобренный Александром проект преобразования Сената, предусматривавший отделение его судебной функции от административной с созданием двух Сенатов — правительствующего и судебного, — так и не был введен в действие.

В марте 1812 г.

император объявил Сперанскому, что ввиду приближения неприятеля к пределам государства невозможно проверить все обвинения, выдвинутые в его адрес. и Сперанский был сослан вначале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1819 г. Александр 1 назначил его генерал-губернатором Сибири, признав этим несправедливость выдвигавшихся ранее против него обвинений.

Сперанский был возвращен и Петербург и назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был членом Верховного уголовного суда над декабристами.

В 1826 г. Сперанский фактически возглавил 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под его руководством были подготовлены первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830) и Свод законов Российской империи в 15 томах (1832).

Успешное осуществление огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства будет названо биографами Сперанского его главной заслугой.

Кодификация законов позволила значительно упорядочить государственное управление, укрепив в нем начала законности.

После смерти Сперанского Модест Корф, его биограф, написал в своем дневнике: «Светило русской администрации угасло!»

Реформы Сперанского

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства.

Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812.

Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу.

В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов.

Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов».

Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства.

    Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.

  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета.

    Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.

  3. Социальные преобразования.

    Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».

  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти.

    В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу.

    Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.

  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет.

Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената».

В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную.

Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне.

Политическая деятельность Сперанского

Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы.

Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора.

В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь.

В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума.

Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина.

Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам.

За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией.

Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет».

Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

В 1805 г. процесс реформирования государственного управления был прерван в связи со вступлением России в серию войн с наполеоновской Францией (1805-1807), закончившихся для российского самодержавия вынужденным Тильзитским миром, который подорвал престиж императора в глазах дворянства. Стремясь восстановить свой авторитет дальновидного политика, Александр I принял решение продолжить реформы, направленные прежде всего на совершенствование государственного устройства.

Разработка новых законопроектов была поручена статс-секретарю, заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому, выходцу из семьи провинциального священника. Благодаря своему трудолюбию и выдающимся способностям Сперанский смог пробиться в высшие слои российской бюрократии и стать выдающимся государственным деятелем. В 1809 г. по поручению Александра I он разработал проект коренных государственных преобразований - «Введение к Уложению государственных законов». Целью предложенных М. М. Сперанским реформ являлась постепенная замена самодержавного правления конституционным и ликвидация крепостного права. В проекте реализовывались буржуазно-либеральные принципы государственного управления: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, народное представительство, выборное начало. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, судебным - Сенат, а исполнительным - Комитет министров. Законодательная инициатива оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суждения Думы должны были выражать «мнение народа».

За императором сохранялись широкие политические и административные полномочия, право помилования и г.д. Избирательные права следовало предоставить дворянам и людям среднего состояния (купцам, мещанам, государственным крестьянам), имевшим недвижимость. Вводились гражданские права: «никто не мог быть наказан без судебного приговора». Для предварительного рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений предполагалось создать Государственный совет, члены которого назначались императором.

Проект государственных реформ, составленный Сперанским, был признан императором «удовлетворительным и полезным». Однако консервативные круги увидели в этом плане посягательство на «священные основы» российской государственности и выступили против него. Полностью проект осуществить не удалось. Из предложений Сперанского были реализованы только те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы. В 1810 г. был создан Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Его главная задача определялась как приведение всей правовой системы страны к единообразию. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного совета, которой руководил государственный секретарь. Первым государственным секретарем стал М. М. Сперанский. С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу: число министров увеличилось до 12, четко определялись их структура, пределы власти и ответственности.

В 1809 г. был издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, обязаны были поступить на гражданскую или воинскую службу. Все чиновники должны были иметь соответствующее образование - знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику.

Противники М. М. Сперанского видели в его преобразованиях «преступления». Историк Н. М. Карамзин в адресованной Александру I «Записке о древней и новой России», которая стала своего рода манифестом всех консервативных сил, любые попытки ограничения «спасительной царской власти» называл злом.

Резкие выпады консерваторов в адрес Сперанского привели к его отставке в марте 1812 г. и отстранению от государственных дел на долгие годы. Сначала он был сослан в Пермь, потом жил в своем имении в Новгородской губернии. В 1816 г. его вернули на государственную службу, назначив гражданским губернатором Пензы, а в 1819 г. - генерал-губернатором Сибири. В Петербург М. М. Сперанскому позволено было вернуться только в 1821 г. Император назвал отставку талантливого чиновника «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

В последующие годы реформаторские устремления Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819-1820). В этом проекте предусматривались разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства, но все эти предложения остались на бумаге.

Более удачными оказались реформы в армии, проведенные в 1808- 1810 гг. военным министром А. А. Аракчеевым, который вошел в доверие к Александру I еще во время царствования Павла I, а затем стал другом императора. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. «Без лести предан» - такой девиз был на гербе графа А. А. Аракчеева.

Готовясь к неизбежному военному столкновению с Наполеоном, Аракчеев полностью реформировал артиллерию, стремился навести порядок в армейском хозяйстве, сделал вооруженные силы более мобильными. После войны 1812 г. влияние Аракчеева на Александра I усилилось. К 1815 г. Аракчеев сосредоточил в своих руках огромную власть: он руководил Госсоветом, Комитетом министров, Собственной Его Императорского Величества канцелярией.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований. Так, в 1816-1819 гг. была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Согласно «Положению об эстляндских крестьянах» и «Положению о лифляндских крестьянах» крепостное население получало личную свободу, но без земли, которая признавалась помещичьей собственностью. При этом крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью се выкупа у помещика. Составляя проект аграрной реформы, Аракчеев помнил указание царя «не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

1. Но Александр I видел, что действия «Негласного комитета» не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый че­ловек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юс­тиции Михаил Михайлович Сперанский - человек широко­го кругозора и выдающихся способностей.

2. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парла­менте - Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции - у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при импера­торе);

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е - дворянство, 2-е - «среднее состояние» (купцы, государ­ственные крестьяне), 3-е - «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

> во главе Думы - канцлер, назначаемый царем.

3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодер­жавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суж­дения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебно­го приговора».

4. Александр I в целом одобрил политическую реформу Спе­ранского, но решил проводить ее постепенно, начав с само­го простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, ко­торый рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанс­кий. В 1811 г. были изданы постановления о функциях ми­нистерств, о Сенате. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы.

5. В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к конти­нентальной блокаде, что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанско­му разработать проект оздоровления экономики.

6. В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических ре­форм. Он включал в себя:

> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями обли­гаций;

> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;

> резкое сокращение государственных расходов;

> введение специального налога на помещичьи и удельные имения;

> проведение внутреннего займа;

> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и состав­лял 50 копеек в год;

> введение нового таможенного тарифа;

> запрет на ввоз предметов роскоши.

7. Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоеди­нился историк Н. М. Карамзин - идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

8. Реформы Михаила Сперанского практически на столетие обо­гнали время их создания. Но проекты «светила русской бю­рократии» составили ту основу, на которой в 50-60-х годах ХIХ века разрабатывались либеральные реформы в России.

Краткая биография М.М. Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны. Его участи не позавидуешь, он был своим среди чужих. По образованию, способностям и чину принадлежал к самому привилегированному кругу, но близких друзей не имел. Даже те немногие люди в высшем свете, которые уважали и восхищались его способностями, сторонились его.

Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Его отец, простой неграмотный деревенский поп, определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. В 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. Каждый последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1799 коллежским советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником.

Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его карьеры. Сперанского позвал к себе в секретари Д.П. Трощинский, ближайший помощник царя. Карьера его была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года государственной службы Сперанский имел чин, равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

Вчерашний семинарист подобрался к самым вершинам государственной власти.

Деятельность М.М.Сперанского.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы в 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана.


Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ. Александр поручил ему руководство Комиссией составления законов, дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования.

Этой работой Михаил Михайлович занимался почти год. Он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал. В октябре 1809 года он представил царю свой план.

Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.

Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.

Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в конституционную.

Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя. Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций.

Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический гений Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника пол Франции. Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года.

Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Русские финансы находились в то время в довольно безотрадном состоянии. Периодические колебания, которым эта часть нашего управления подвергается с тех пор, как существует, возобновились в начале царствования Александра I

Император Александр не знал, кому вверить это министерство, и поручив его наконец, за отказом от других, Гурьеву, потребовал от Сперанского плана возможного преобразования. Сперанскому было поручено решение такой фундаментальной (откладывавшейся со времен Екатерины П) и остро стоявшей проблемы, как оздоровление государственных финансов. В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста 2 февраля 1810 года. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли. Наконец, в расходах в первый раз был какой-нибудь порядок. Благодаря этим мерам доходы в течение двух лет были удвоены. Несмотря на ропот общества на налоги, а министров - на контроль и отчетности, несмотря на мрачные предсказания со всех сторон, правительство освободилось от главных своих затруднений. Однако, все затеи потерпели неудачу из-за потребности в деньгах для антинаполеоновских походов.

В 1810 -1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» путей сообщения, государственного контроля и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки.

По проекту Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам. Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа

рабочегоё

Проект Сперанского встретил противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанский присутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседаниях созданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалось осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понять двойственности характера императора, напуганного явной оппозицией дворянства новым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием знати и придворных кругов.

В 1810 году вводится разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. А в 1811 году завершена реорганизация министерств.

Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих. Но винить в этом можно и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольство дворянства. А оно, это недовольство, уже при первых опытах Александра и Сперанского по государственному переустройству России грозно дало о себе знать. Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право. Недовольство высшего сословия было всеобщее.

Также деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, выступавшие против преобразования государственного строя России, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки. Некоторые открыто называли Сперанского врагом дворянства.

Растущая напряженность в отношениях с Францией сказалась на внутренней политике России. Дворянская оппозиция, недовольная реформой образования, сделала подготовленный Сперанским в 1812 году проект Гражданского кодекса Наполеона, поводом для решительного и успешного удара по реформаторским тенденциям, характерным для первого десятилетия правления Александра. В Эрфурте Сперанский сошелся с французскими законоведами Локре, Легра, Дюпон де Немуром и добился их назначения членами-корреспондентами законодательной комиссии Государственного совета. Намереваясь “резать по живому, кроить из целого куска” он мечтал о гражданской свободе, о равенстве перед законом, об отмене крепостничества. Его реформы, уложение законов и в особенности его восхищение Наполеоном вызвали яростное противодействие со стороны дворянства. Спустя несколько лет тяжелые испытания от неудач первых коалиций против Наполеона поставили вопрос о необходимости политической реформы. Теперь уже всеобщее недовольство, финансовый кризис, расшатанность государства настойчиво напоминали о непригодности старых форм правления. И от расплывчатых мечтаний о политической свободе приходилось перейти к составлению точного плана государственного преобразования. Эта потребность выдвинула на авансцену внутренней политики великого систематика - Сперанского.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что касается создания Государственной думы, то о ней в 1810 - 1811 гг. и речи не было.

Преобразовательная деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обстоятельствами. Во-первых, самое приближение к царю Сперанского вызывало против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга. Во-вторых, его французские симпатии вызывали недовольство во всем русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции, и сам император Александр чувствовал всю непрочность французского союза и предвидел неизбежность борьбы с Наполеоном в недалеком будущем. Всеобщее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством государственных финансов, которого финансовый план Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он справедливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или по его поручению).

Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В 1814 году он обратился к государю с письмом. В этом письме он просит позволения поселиться в своей маленькой новгородской деревне, Великополье. В 1816 году император назначил Сперанского сначала пензенским губернатором, а затем сибирским генерал-губернатором. В 1821 Сперанский был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим комиссии составления законов, получил земли в Пензенской губернии. Но, когда Сперанский вернулся в Петербург, его здесь ожидало новое разочарование. Он надеялся если не на прежнюю близость, то на примирение и полное признание своей невиновности. Ничего подобного не случилось. Времена переменились. Бывшему государственному секретарю не было места в этой системе, и вскоре он почувствовал это. Личные отношения его с государем никогда уже не принимали прежнего характера.

Государственные труды его были незначительны. Он принимал участие в заседаниях совета, был членом сибирского комитета и принялся опять за прежнюю работу над гражданским уложением; но все эти занятия оставались почти без результатов. На них отражался тот застой, который после 1815 года понемногу овладел общественной жизнью.

Кодификационная работа М.М. Сперанского.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в

состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 года он становится директором комиссии. Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса).

После Александра на престол вступил его брат Николай I, при котором снова началась деятельность Сперанского. Новый государь ценил его административную опытность, но сначала, не имел к нему большого доверия. 13 декабря 1825 Сперанский составил проект манифеста о вступлении на престол Николая I, после 14 декабря, назначенный императором Николаем I в члены Верховного суда над декабристами, Сперанский принял особое участие в составлении приговора над ними.

Новый государь обратил внимание на беспорядки в управлении и на злоупотребления чиновников, происходивших оттого, что не было точных законов. Со времени издания Уложения при Алексее Михайловиче не было сделано нового сборника законов. Тогда 31 января 1826 году по распоряжению Николая I было образовано Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое было призвано навести порядок в законодательстве империи, т.е. создать полный свод законов, начиная с Соборного уложения 1649 года и свод действующих законов. Фактически его возглавлял реабилитированный Сперанский - один из самых крупных государственных деятелей России.

Кодификационная работа проводилась следующим образом. Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры всех законов, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. В первое «Полное собрание законов» было помещено более 30000 различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания было то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».

Полное собрание законов состояло из 45 томов, куда вошло более 30000 законодательных актов с 1649 года по 3 декабря 1825 года. Печатание всех томов заняло почти два года и было окончено 1 апреля 1830 года. Тираж издания составил 6 тысяч экземпляров. Одновременно были подготовлены и вскоре же напечатаны шесть томов продолжения. К 1833 году было подготовлено 15 томов Свода законов. 17 января 1833 года состоялось общее собрание Государственного совета, которое признало Свод законов единственным основанием для решения всех дел и установило, что он вводится в действие с 1 января 1835 года. Таким образом, за очень короткое время Сперанским была проведена колоссальная работа по своду и систематизации законов. Однако никаких радикальных изменений в законодательстве России не произошло. Николай I решительно уклонялся от обновления и улучшения законов Российской империи, поэтому опубликованный “Свод законов” лишь констатировал традиционную самодержавную структуру власти и крепостнических отношений.

За работу над российским законодательством Сперанский был щедро осыпан милостями монарха. Его старость прошла во славе и почете. Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Сперанский скончался 2 февраля того же года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все начинания Александра 1 были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т.е. ухудшили положение дел. Одним из лучших законов первых лет был указ 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах; думали, что он подготовит постепенное мирное освобождение крестьян.

Причина безуспешности заключалась в их внутренней непоследовательности. Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя».

Даже поэтапный характер реформ и то, что они не посягали на главную привилегию дворянства, да и их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.

Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если бы весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны.

В Твери, вокруг великой княгини, женщины умной и образованной, сложился кружок людей недовольных либерализмом Александра и в особенности деятельностью Сперанского. Среди них был и Н.М. Карамзин, читавший здесь первые тома своей «Истории государства Российского». Карамзина представили государю, и он передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, выражение взглядов консервативного направления русской мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно хоть какими-то

способами ограничить самовластие в России, не ослабив царской власти, - он отвечал отрицательно. Спасение же автор видел в традициях и обычаях России, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие «естественного права».

Ничего нового в Записке Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном на основе исторических фактов и (что было для императора самым главным) человеком, не близким ко двору, не облеченным властью. С Карамзиным он простился холодно и даже не взял текст Записки с собой. Александр понимал, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского было невозможно далее оставлять без внимания. Александра вынуждали назначит официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и он так бы и поступил, если бы поверил наветам. Самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план, - все это послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами феодально-абсолютистской монархии. На деле царь единолично решал важнейшие вопросы. Традиции самодержавия продолжали действовать, царь оказывался первым, кто их активно поддерживал. Сработала система, человек системы в решающий момент сделал шаг назад, потому, что к ним были не готовы Россия, российское общество, втягивавшееся в новое общественное русло.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

Внутренняя политика Александра сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения – декабризма.

Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служила систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи - большое достижение юридической мысли.

М.М.Сперанский является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Полное осуществление проектов, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении помещичье-буржуазной монархии.

 
Статьи по теме:
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав
Приснился цветущий сад. Магия чисел. Современный универсальный сонник
Сны – это бездонная шкатулка с образами, которые каждую ночь оживают в нашем сознании. Иногда сновидения бывают всего лишь ответом на утомительный долгий день, который был наполнен размышлениями и разговорами.А некоторые из них могут быть глашатаями перем
Маршрут первой камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедицияБудучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался