Трущобы мумбаи. Самые большие трущобы мира — Дхарави, Мумбаи

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около. Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь. Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.




Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».



После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы. К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!


Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас! Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

О трущобах Индии ходит большое количество самых разнообразных легенд и непроверенных слухов. Внимание широкой общественности к индийским трущобам привлек популярный фильм – «Миллионер из трущоб», в котором рассказывалась история жизни молодого человека, выходца из бидонвилей Мумбаи . Интерес публики тут же подхватили туристические агентства, которые стали предлагать специальные экскурсионные туры по индийским трущобам. Что же такое настоящие трущобы Индии, кто в них живет и как?

Общее определение трущоб и почему жилые районы получают такой статус?

У трущоб есть научное определение: под категорию бидонвиля попадает жилой район с высоким показателем концентрации населения, постройки в котором характеризуются спонтанностью и отсутствием необходимой для проживания инфраструктуры. Чаще всего в трущобах проживают маргиналы и представители криминальных структур. Трущобы – явление, свойственное в основном странам с теплым климатом, так как холодные климатические условия делают невозможным существование человека в условиях бидонвиля.

Жилой массив попадает в категорию трущоб, если в нем отсутствуют следующие условия:

1. Нет доступа к чистой питьевой воде. Причем учитывается и общее количество воды на каждого жителя.
2. Рабочей канализации. Общественный туалет на несколько семей считается характеризующим признаком бидонвиля, так как, по мнению экспертов ООН, такой туалет недостаточно соответствует гигиеническим стандартам условий проживания человека.
3. Жилые комнаты не имеют достаточной площади. В одной комнате не должно жить более 3 человек.
4. Жилое пространство не должно совмещаться с рабочим помещением.
5. Жители района должны быть собственниками своего жилья.

Чаще всего трущобы возникают в городах, где уровень жизни большинства населения находится на планке ниже средней, а процесс урбанизации протекает слишком быстро.

Трущобы Мумбаи: особенности и секреты

Трущобы бывшего Бомбея уникальны даже по своему размещению - ведь они находятся вовсе не на отшибе города, а прямо прилегают к его центральным улицам. Разделения между центром и бидонвилями нет никакого: ни решеток, ни стен, ни ограждений иного типа. Внешний периметр трущоб - широкие улицы, зато внутри бидонвиля – настоящий лабиринт из узких улочек и переулков.

Трущобы Индии имеют свою градацию по религиозному признаку: они разделяются на мусульманскую и индуистскую часть, в каждой из них существуют свои традиции и обычаи. В трущобах есть дома, построенные из листов фанеры, железа и прочих подручных материалов, а есть территории, на которых население бидонвиля живет под обычными навесами из ткани.

В самом начале трущоб располагаются различные мастерские и цеха кустарного производства, чуть дальше находятся складские помещения, а вот жилые кварталы «прячутся» в самой глубине бидонвиля. Гиды часто запрещают туристам делать фотографии, однако само население трущоб может охотно позировать на камеру, правда у жителей лучше всего все же спрашивать разрешение на съемку. Конфликты по поводу фотосессий обычно возникают при обращении к женщинам-мусульманкам, поэтому путешественники должны быть осторожны и не проявлять бестактной навязчивости.

Индийские трущобы уникальны тем, что в жилых кварталах бидонвиля отсутствует грязь, мусор и прочие признаки антисанитарии – все внутренние дворики чисто выметены, залиты водой от пыли и имеют достаточно пространства для нужд населения. Во внутренних двориках жители трущоб обычно стирают, занимаются ремонтом транспорта, тут же весело играют дети.

В трущобах Мумбаи проживают отнюдь не бедняки – ведь снять квартиру в бидонвиле на год может не каждый – ее стоимость может составлять около 10 тысяч долларов в год. Такая цена обусловлена близким расположением трущоб к деловому центру Мумбаи. Вырваться из трущобы жителям сложно из-за слишком больших семей, в которых много женщин и детей.

Производство на территории трущоб

На территории индийских трущоб размещается и производство различных товаров и предметов быта. Условия труда в таких мастерских и цехах, размещенных прямо на улицах – жесточайшие. Особенно это касается мастерских по переработке пластика: старый пластик жители бидонвиля ищут на свалках, затем женщины и подростки рассортировывают собранный материал по цвету в отдельные коробки. Рассортированный пластик подвергается мойке и удалению грязи, наклеек и прочих ненужных в дальнейшем процессе элементов. Вся работа проходит прямиком на улицах, под открытым небом. Пластик мельчат вручную, а это довольно тяжелый физический труд и потом уже отправляют на расплавку в большой чан. Неподготовленный человек испытает существенный дискомфорт от запахов, царящих на этом производстве, не говоря уже об общем вреде здоровью от испарений.

Еще более жестокие условия в цехе по утилизации тары из-под различных масел. Запах химикатов буквально висит над улицей и вздохнуть свободно практически невозможно. Люди отмывают тару химикатами голыми руками, без средств защиты и удобных инструментов, а рабочий день в таком цехе в среднем составляет 10 часов.

Более легкие виды производства на территории трущоб это переработка картона, печать по ткани, гончарные мастерские и пекарни, цех по плетению корзин.

Несколько слов об условиях жилья и быта в трущобах Индии

Как уже говорилось выше, жилые районы индийских трущоб отличаются аккуратностью и чистотой. Внутренние дворы довольно просторные, а небольшие комнаты в домах часто имеют обстановку выше среднего класса. В некоторых районах трущоб есть электричество и вода, в некоторых жители обходятся без света и добывают воду самостоятельно. Внутри комнат обязательно есть место для омовения и место для приготовления пищи. Чаще всего в одной комнате живет несколько человек – минимум пять-шесть, но есть и исключения и в сторону увеличения и в сторону уменьшения количества жильцов.

Внутри жилых районов есть школы, причем организованные на достаточно приличном уровне, по европейской системе образования. Правда, располагаются учебные заведения прямиком на улицах трущобы.

Есть в трущобах и улицы магазинов. В лавочках продают продукты местного производства и пищу.

Трущобы Мумбая. Дхарави, видео:

Но сложно поверить и понять насколько сильны эти контрасты пока не побываешь здесь. В Мумбаи самые дорогие дома в мире легко могут соседствовать с помойкой. Чтобы увидеть как живет обыкновенный индиец, предлагаем отправиться в трущобы.

Трущобы это не какая-то особенность Мумбаи, они характерны для многих городов Индии. Мумбайские трущобы получили широкую известность благодаря фильму «Миллионер из трущоб» и книге «Шантарам», став при этом своеобразной визитной карточкой города.

В силу западного менталитета, нам казалось, что в трущобах должны жить аморальные личности, асоциальные элементы – бомжи, в общем. Но это заблуждение, которое очень сильно обижает гордых жителей трущоб, которые не готовы променять свое жилье ни на какое другое.

Одним из самых крупных районов с трущобами во всей Юго-Восточной Азии является мумбайский Дхарави (Dharavi) . Его площадь 2,17 кв. километра, а население около 3 млн. человек.

На самом деле, трущобы это западное изобретение, которое прижилось и ассимилировало в Индии. В процессе урбанизации и промышленной революции в развитых странах люди стали активно перебираться из деревень в города, зачастую с подачи государство (ярким примером такой политики в современно мире является ).

Новоявленных городских жителей расселяли по временным домам соответствующего уровня. Но мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Поэтому те «временные» прекрасно функционируют до сих пор.

Похожей участи не избежали и Мумбаи. Город рос, развивался и требовал все новых и новых вливаний рабочей силы, причем чем дешевле, тем лучше.

Количество городского населения быстро увеличивалось. Англичан это волновало крайне мало, дешевая рабочая сила есть, а где и как она живет – не их дело, до той поры пока она не попадается им на глаза и никак не влияет на плавное течение их размеренной аристократической жизни.

Поэтому пока центр Мумбаи застраивался в соответствии с градостроительными идеями лучших европейских архитекторов того времени, трущобы разрастались стихийно и хаотично, без плана и идеи, кто что хотел – тот то и строил.

Но так не могло продолжаться вечно. Все расставило по своим местам эпидемия бубонной чумы, которая почти в половину уменьшила население города. Болезнь не щадила никого, ни богатых, ни бедных.

Естественно, виновниками эпидемии были признаны жители трущоб. Отчасти это верно, ведь о соблюдении каких-то санитарно-гигиенических норм речи не шло. С другой стороны, европейскую знать тоже вряд ли можно считать чистюлями. Взять хотя бы , где вельможи справляли нужду в альковах и подтирались портьерами.

Тем не менее, английские наместники приняли решение локализовать поселения мумбайских рабочих и переселить их в какое-нибудь сильно отдаленное от центра, да и желательно и самого города тоже, место.

Таким местом и стал район трущоб Дхарави, который прекрасно существует и в наше время.

Мумбаи один из самых дорогих городов Индии, но трущобы дают шанс жить в нем самым бедным слоям населения. Посудите сами, здесь можно арендовать комнату за 3$ в месяц. Ну и что что она будет из говна и палок и размером с собачью конуру, зато есть крыша над головой и можно спокойно работать.

Трущобы – это город в городе. Здесь есть свои школы, больницы, своя власть. Тут есть даже проститутки на любой выбор. Хочешь девочку, девушку, парня, а можно найти и хиджру (так в Индии называются ).

А еще говорят, что Таиланд вместе с – гнездо разврата, да тайским катоям до индийских хиджру как до луны пешком (как-нибудь я расскажу о них по подробнее, а пока поверьте на слово).

Не вижу особого смысла жалеть жителей трущоб. Среднемесячный заработок здесь, если верить интернету и индусам, около 500$, а среднегодовой товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год.

Для большинства индийских городов трущобы являются обязательным атрибутом и смотрятся весьма гармонично. Мумбай является крупным и успешным мегаполисом, так что и размер трущоб в нем полностью соответствует размеру города. Многие туристы имеют стандартное заблуждение и считают что в индийских трущобах обязательно должны жить очень аморальные личности и прочие деструктивные граждане - это не так.

Совсем недавно, мумбайский район трущоб Дхарави считался самым большим районом трущоб во всей Юго-Восточной Азии. И действительно, район площадь которого равна 217 га., а население варьируется от 1 000 000 до 3 000 000 человек (из-за постоянной миграции, сложно там всех посчитать) долгое время занимал пальму первенства среди трущобных агломераций на планете Земля.

История мумбайских трущоб Дхарави

Трущобы в Мумбае, как и во всей Индии - это еще одно западное изобретение, которое отлично прижилось в Индии и обрело свою уникальную форму. Всем известный факт, заключается в том что с приходом промышленной революции в Европе и Америке, людские массы стали перебираться из деревень в города, дабы обрести вожделенное финансовое благополучие и не помереть с голоду. Появившиеся толпы бездомных искателей лучшей доли нужно было где-то селить, но так как большинство из них были откровенными пролетариями, то и апартаменты они себе искали пролетарские, таким образом, в каждом большом городе появились трущобно-пролетарские гетто, многие из которых прекрасно себя чувствуют и по сей день.

В Мумбае была похожая история. Современный Мумбай построен на нескольких островах (прямо как Санкт-Петербург), но в XVIII веке множество островов были еще сами по себе, да и жителей в Мумбае было намного меньше чем сейчас. Мумбай рос и требовал больше дешевой рабочей силы, уже к XIX веку население города перевалило отметку 500 000 человек, в то время в Лондоне жило всего 50 000 человек.

Вновь приехавшие крестьяне стали селиться где попало, а не только в рыбацкой деревне Коливадас на острове (на котором сейчас находятся трущобы Дхарави), вскоре рыбацкая деревня, как и сама рыбная ловля стала неактуальной и на ее месте начал расти (пока еще потихоньку) район трущоб Дхарави. Тогдашних владельцев Индии - англичан, особо не волновало что твориться в районе Дхарави (это было за пределами города), в то время как европейская часть Мумбая строилась по архитектурным планам и подобию европейских городов, трущобные районы Мумбая и окрестностей имели полную свободу действий.

К слову сказать, район трущоб Дхарави, был не единственным местом проживания мумбайской бедноты, беднота компактно проживала во многих районах города, но пришло время перемен, а вернее время эпидемии бубонной чумы, которая значительно снизила поголовье жителей города. Санитарные условия в местах компактного проживания мумбайской дешевой рабочей (а селились они всюду) силы вызывали сильное беспокойство у англичан, нужно было срочно локализовать стихийные поселения и как-то упорядочить этот процесс. Было принято решение переселить всех работяг в одно очень отдаленное место города, а именно в район трущоб Дхарави. Именно тогда, район трущоб Дхарави зажил полной жизнью и с каждым годом становился все краше. Так и появился район трущеб Дхарави, который прекрасно сохранился до сегодняшнего дня.

Правительство города имеет большой интерес на огромный кусок земли в самом дорогом городе Индии, на котором стоят лачуги и возможно совсем скоро у всех жителей трущоб Дхарави появятся все шансы быть выкинутыми на улицу, как это произошло с похожими трущобами в Дели. Конечно, правительство имеет красивые планы по переселению бедняков в комфортабельные апартаменты, но такой исход вызывает улыбку у всех, включая тех кто выдумал подобный план.

Жители мумбайских трущоб Дхарави

Будет неверным говорить, что трущобы Дхарави - это место жительства нелюдей и прочей непотребной публики, тут лучше подходит выражение «Трущобы Дхарави - это город в городе». И действительно, тут есть и вновь понаехавшие со всей необъятной Индии на заработки молодые мужчины, которые могут арендовать комнату размером в 10 м2 за 3 доллара США на месяц, в то время как Мумбай считается самым дорогим городом Индии. В трущобах Дхарави есть и настоящие большие индийские семьи, которые проживают на этой территории с самого начала строительства трущоб.

Трущобные жители Мумбая стараются жить полной жизнью и ни в чем не отставать от жителей другого Мумбая, тут есть свои школы (как государственные, так и частные), есть даже район для плотских утех, в котором за 2 доллара США можно поближе познакомиться с индийскими девушками, парнями, также есть выбор для самых продвинутых - это знакомство с хиджрой (так называемый третий пол, трансвеститы).

Экономика мумбайских трущоб Дхарави

Цивильные туристы удивляются, когда узнают какие суммы крутятся в трущобах Дхарави, на сегодняшний день товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год, а средний доход трущобного жителя равняется 500 долларам в месяц (тут нужно понимать, что человек работающий прислугой будет иметь месячный доход в 50 баксов, а владелец небольшого предприятия по переработке мусора 5 000 долларов и т.д.).

В трущобах шьют одежду, делают керамические лампы и горшки, пекут хлеб для городских кафе, на небольших полях выращивают всякие овощи, которые тоже пойдут на столы горожан. Есть вероятность, что футболка в которой вы сейчас сидите перед монитором, приобретенная в одном из супермаркетов вашего города произведена именно в этих трущобах.

Район трущоб Дхарави условно делиться на разные зоны, по месту проживания специалистов разных специальностей, кожевники, сортировщики мусора, торговцы и т.д. Мусульмане и индусы также имеют разный ареал в районе трущоб Дхарави.

Туристы и экскурсия в трущобы Дхарави

Благодаря известному фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали в трущобах Дхарави, туристы потянулись увидеть все своими глазами, окунуться в настоящую индийскую атмосферу, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги, увидеть все эти домики и т.д.

Многие туристы берут экскурсии и едут в трущобы Дхарави как в человеческий зоопарк (насколько это гуманно, пусть каждый решает сам). Заплатив приличную сумму, турист ждет некое сафари, где вместо диких животных люди, но приехав в трущобы Дхарави видит перед собой таких же людей. Тут действительно антисанитария, бедность, проблемы с питьевой водой и один туалет на тысячу комнат - такие условия жизни вряд ли можно назвать приятными, но местные жители остаются людьми.

На наш взгляд (привыкших к своей уютной ипотечной квартирке на втором этаже и стоянии в пробкам на кредитном форд фокусе), чудовищные условия жизни, не делают людей несчастными. В чумазых дворах бегают и веселятся неумытые дети, женщины в ярких сари сидят на крылечках и обсуждают свои домашние радости, а мужчины пьют масала-чай (а не водку) и играют в шахматы.

Вопреки всему, жители трущоб Дхарави не выглядят озлобленными, а напротив, они кажутся вежливыми и открытыми. Загляните к кому-нибудь в гости (вас с радостью пустят в дом) и сами посмотрите на быт жителей, как правило, внутри жилица, очень бедно, очень тесно, но вполне чисто.

Часть туристов, побывавших в районе мумбайских трущоб Дхарави, переосмысливает многое и в том числе свое отношение к комфорту и друг к другу. Ведь в перенаселенных трущобах Дхарави местные жители улыбаются друг другу при встрече, обходятся друг с другом вежливо и бережно. Ужасные бытовые условия отходят на второй план, а на первом месте - человеческие отношения, вместо бесконечного подсчета ден. знаков и прочей современной мишуры.

Но остаются и те туристы, которые искренне желают все спалить напалмом в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Нужна ли вам такая экскурсия - решайте сами.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен