Ульяновская область.История Ульяновской области

Симбирская губерния всегда была аграрным краем, и большинство людей жило в селах. Многие села сейчас, к сожалению, умирающие и составляют истинную, простую и не очень историю нашего края, которую стоит не только послушать, но и прочувствовать. Эти деревенские истории и есть, по сути, наш генетический код, который позволяет ощущать себя гражданином Великой Страны.

Село Коноплянка

54°04′27.2″N 46°27′45.1″E

Коноплянка сейчас - совсем небольшое село, находящееся практически на границах Инзенского и Карсунского районов. Но многие путешественники часто съезжают с трассы, чтобы внимательно рассмотреть древний храм корабельного типа, величаво возвышающийся над окрестностями. А история появления этой церкви, как и села, довольно занятная.

Началось всё совсем не здесь, а в нескольких десятках километров в 1647 году. В это время активно строилась Карсунская засечная черта (оборонительное сооружение, тянувшееся от Сурского острога и через Карсун до Синбирска). По военным надобностям был построен Тальский острог (крепость) с храмом В честь Архангела Михаила. Но место это на реке Тале оказалось очень неудобным: бедные, болотистые земли, море гнуса, вечное бездорожье. Кроме того, и посягать на эту крепость никто так и не собрался, и вскоре она полностью утратила свое и военное, и житейское значение, а поселенцы просто сбежали вниз по течению реки и образовали новое село - Коноплянка.

Так, уже в 1693 году в Тальском остроге людей не осталось, и жителям Коноплянки было разрешено «перенести» Архангельский храм на новое место. Нынешняя каменная церковь была построена уже в 1925 году взамен старой деревянной. Интересно, что до революции в ней хранился «древний колокол в 3 1/2 пуда с древней надписью, разобрать которую невозможно, иконы святых из Тальской церкви и книга "Чтение святых апостол", а также ружье, от коего ныне остался в целости один ствол». Была в храме и своя святыня - явленная на святом источнике икона великомученицы Параскевы Пятницы.

Сейчас церковь недействующая, и можно спокойно войти вовнутрь. Здесь еще местами остались росписи, да и стены по-прежнему крепкие.

Продолжаем свой путь по направлению к Инзе. Вскоре справа появляется крупнейшее село Инзенского района.

Село Труслейка

53°54′34.2″N 46°23′22.6″E

Село Труслейка, находящееся в семи километрах от районного центра г. Инза, основано 3 мая 1682 года 15 казаками для охраны границы русского государства. Труслейская слобода получила своё название из двух старомордовских слов: Турус - овраг и Лейка - ручеёк. Вскоре в Труслейской Слободе стали появляться деревянные дома, крытые соломой.

В те времена появилась и первая деревянная церковь, построенная «Андреем Петровым со товарищи». В 19-м веке эта церковь сгорела, и в 1879-1880 годах была построен новый деревянный храм. Церковь была возведена на средства прихожан, которых на тот момент в селе было более 2000 человек самого разного чина - от батраков и бедняков до купцов и помещиков. Церковь имела два престола: главный (холодный) - во имя Святителя и Чудотворца Николая и теплый - в честь воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При советской власти храм был закрыт, а в 1958 году разобран. Новое рождение храма состоялось уже в 2003 году, которы, по традиции села вновь был построен деревянным. Эта церковь получилась хоть и небольшая, но очень уютная.
Прославилось село и своим земляком - Флоресовым Михаилом Семеновичем, деятелем русской православной церкви, педагогом, духовником выдающегося мыслителя П.А. Флоренского. Флоресов М.С. окончил Симбирское духовное училище (1864), Симбирскую духовную семинарию (1870), Киевскую духовную академию (1874). В 1874-1887 годах служил в Симбирске, преподавал латинский язык и русскую словесность в духовной семинарии и Мариинской гимназии. В 1887 году в Симбирском Покровском мужском монастыре он был пострижен в монашество с наречением имени Антоний. В 1890 году был возведен в сан епископа, а в начале 20-го века при поддержке П.А. Флоренского возродил древний монастырь близ Симбирска - Симбирскую Соловецкую пустынь.

Село Пятино

54°06′46.3″N 46°08′44.3″E

Село Пятино привлекает внимание своим необычайно большим по сельским меркам храмом, который хорошо виден с дороги.

История, связанная с этим храмом, входит в десятку самых известных любовных историй мира. Произошло это благодаря роману Александра Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» и по фильму «Звезда пленительного счастья». Это история любви и верности молодого русского дворянина и француженки. Именно в этих местах бравый кавалергард Иван Александрович Анненков и модистка мадемуазель Жаннетт Полина Гебль нашли свою любовь, которая длилась 50 лет.

За участие в восстании на Сенатской площади Анненков лишен дворянского звания и сослан в Сибирь. Его возлюбленная француженка несколько лет добивалась разрешения проследовать за любимым. Только после личной встречи ее с императором такое разрешение было получено, и Полина Гебль уехала в добровольную ссылку в Сибирь наравне с другими женами декабристов. Там Иван и Полина поженились, вместе пережили ссылку, вместе вернулись и даже умерли они почти одновременно. Они захоронены в одной могиле в Н.Новгороде. Их любовь началась на Симбирской земле, а в память об этой любви у нас остался величественный храм Живоначальной Троицы, построенный Анной Ивановной Анненковой с молитвой о «непутевом» сыне-декабристе.

Существует легенда о том, что проект этого храма Анна Ивановна Анненкова, будучи реально баснословно богатой, перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал для Соборной площади города новый проект, опять-таки Троицкого храма. Получается, что самый старинный храм Ульяновска, строившийся в честь победы над Наполеоном, волею судеб оказался на краю губернии, но при этом остался не уничтоженным. Сейчас храм восстанавливается.

Впрочем, это лишь малая часть истории этого села.

И вновь дорога ведет нас вперед. Поворачиваем в Тияпино направо и мчимся вдоль Суры, рассматривая просторы, старицы рек, леса и поля.

Село Чумакино

54°09′49.8″N 46°19′40.1″E

Это село подарило нашей области одного из истинно верующих и несгибаемых людей - священника Святого Александра Николаевича Телемакова. Происходил он из духовного сословия, родился и вырос в благочестивой семье чиновника. В 1890 году окончил Симбирскую духовную семинарию и был определён псаломщиком к Симбирскому кафедральному собору. В 1893 году Александр стал священником, а с 1908 года начал служить с. Чумакино.

Отец Александр с женой Анной растили девятерых детей. Чтобы содержать большое семейство, священник занимался крестьянским трудом, отчего особенно понимал нужды и беды прихожан. Богатств семья не имела, но жила в достатке, и при советской власти они подверглись репрессиям. В 1925 году о. Александр был лишён избирательных прав, в 1928 году семью священника "раскулачили", лишив практически всего имущества и обрекая на голодное существование. Жертвой страшного голода 1932 года стала матушка Анна. В том же году о. Александр был арестован по сфабрикованному обвинению и осуждён к 5-летнему заключению в лагерь.

В 1934 году о. Александра досрочно освободили. Он вернулся в ставшее ему родным село, где продолжил неофициально исполнять православные обряды: крестить новорожденных детей, по-христиански погребать умерших. В начале 1936 года жители добились почти невозможного - открытия для богослужений старой Никольской церкви, но всего через год храм был закрыт опять. Однако проповедовать отец Александр не бросил и стал ходить по окрестным сёлам, неся луч Веры. Это так раздражало власти, что 24 декабря 1937 года священника вновь арестовали и отправили в Ульяновск - и всего через четыре дня приговорили к расстрелу. Отец Александр был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей могиле в районе моторного завода.

Теперь в селе Чумакино два храма: один в честь Николая Чудотворца, разрушенный, старинный, где проповедовал Священномученик, а второй - новый, в честь самого Александра Телемакова.

Священномученик иерей Александр Телемаков, пресвитер Чумакинский, причислен к лику общецерковных святых постановлением Священного Синода от 17 августа 2004 года согласно решению Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви 2000 года.

От Чумакина дорога одна - до самого крупного села этого района Посурья - Коржевки.

Село Коржевка

54°10′54.6″N 46°22′39.9″E

Места близ Коржевки были обитаемы людьми с глубокой древности, о чем свидетельствует множество археологических находок. Но первое упоминание села относится к XVII веку. В фонде «Патриарший приказ» сообщается о строительстве в 1682 году церкви архангела Михаила в слободе Коржевка. Село находится вдоль реки Суры и имело 3 пристани, что и определило торговое его предназначение. В тот момент именно Сура была активной транспортной артерией, а здесь было удобно организовать «торгово-сервисный центр». Прежде всего здесь организовали поставку кулей (это мешковина, ткущаяся из мочал и рогожи, совершенно необходимая для упаковки товара при перевозке).

Лучшими кулями считались коржевские. Отсюда они расходились по всей губернии и за ее пределы, к сурским и волжским пристаням, для отгрузки лучших сортов муки. Так что Коржевка считалась главным рынком кулей, рогож, циновок. Здесь их изготавливали в большом количестве. Торговали здесь и рыбой, добываемой в Суре и окрестных озерах в великом множестве. Особенно ценилась стерлядь, которая по вкусу отличалась в лучшую сторону от волжской и стоила в полтора раза дороже. Кроме этого, из дубов, растущих по окрестностям, делалась надёжная судовая оснастка. Поставляла Коржевка и бурлаков (наёмный рабочий, который тянул при помощи бечевы речное судно против течения). Причем именно здесь были образованы первые женские бурлачьи артели. В общем, Коржевка была одним из самых значимых торговых сел на Суре.

Интересно, что местные жители, чтоб подчеркнуть свою состоятельность, украшали наличники, своды и ворота своих домов удивительно тонкой и красочной резьбой. Эти дома до сих пор украшают древнее село, создавая волшебный эффект прикосновения к далекому прошлому.

Село Новосурск

54°13′57.5″N 46°26′55.1″E

Ранее село называлось Кунеево. Вероятнее всего, название произошло от русского слова «Куна». Этим словом назывался дорогой мех куницы, кстати, обильно водившейся в местных лесах, Дату основания села относят либо к концу XVI, либо к самому началу XVII века.

Уже в 1780 году здесь была образована замшевая фабрика, «принадлежащая московскому 1-й гильдии купцу и фабриканту Ивану Пивоварову, при ней рабочих людей 130 человек. Сработанные вещи отвозят на продажу в Москву, материалы покупают в селениях губернии сей». Впрочем, главным промыслом, которым было занято почти всё местное население, была рыбалка. Основной вылавливаемой рыбой в дореволюционное время был судак. Впрочем, желаемыми рыболовными трофеями были стерлядь и белорыбица. К промысловым рыбам относились и налим, щука, сом, лещ. Весной велся активный вылов карасей, которые попадали в Суру после разлива реки и затопления множества пойменных озер.

Жители села применяли особый вид вылова рыбы из многочисленных заливных озер. Они прокапывали канаву до Суры и спускали воду, перегородив место слива сетями. Оставшуюся рыбу собирали из грязи. На следующий год озеро при разливе вновь заполнялось водой и рыбой в половодье. Рыбный промысел давал довольно большие доходы, поскольку большинство рыбы реализовывалось в Нижнем Новгороде. Со старинных времен сохранилась детская дразнилка: «чакушки-лягушки», поскольку все кунеевцы очень хорошо плавали и всегда были на воде. В любви к рыбалке можно отметить всех местных жителей: еще в начале нашего века можно было легко встретить бабушку с удочкой на берегу Суры.

Сейчас село практически опустело. Из достопримечательностей здесь только полуразрушенный храм В честь Николая Чудотворца и избы, украшенные красивой деревянной резьбой. Однако наибольший интерес представляет пара домов, крыша которых выложена деревянными липовыми дощечками, поскольку и технология изготовления такого рода крыш утрачена.

Сквозь село по оставшейся с царских времен брусчатке мы поднимаемся на горку. Чуть поворачиваем налево и добираемся до края.

Белая гора

54°14′23.1″N 46°27′04.4″E

Любая дорога подразумевает окончание. Мы совершили проезд от реки Тала и вдоль Суры на десятки километров, узнавая все новые истории нашего края. И вот это место идеально подходит для того, чтобы отдохнуть и осмыслить увиденное. Внешне Белую гору почти не видать, но стоит добраться до края, и вы ощутите весь простор и красоту суровой реки Суры. Прямо под горой быстрые воды стремительно уносятся вдаль. А какие здесь виды!!! Закат радует яркими красками уходящего солнышка, а рассвет - нежными отсветами сквозь густой туман. Волшебно и величественно.

К началу строительства города в 1648 году Синбирская гора представляла малообжитое место с двумя маленькими (мордовской и татарской) деревушками. Под центральную его часть - кремль - был выбран "венец", вершина горы. Вместе с Богданом Хитрово прибыли сюда арзамасские, нижегородские и иные дворяне и боярские дети, татарские мурзы и другие служилые люди. Сам Хитрово, заложив город, отбыл в Москву на "другую государеву службу", а в Синбирск был назначен воеводою Иван Богданович Камынин, продолживший постройку города. Кроме Синбирска и Карсуна по черте были построены острожки - Сурский, Аргашский, Тальский, Сокольский, Малокарсунский, Карсунский, Уренский, Тагайский и Юшанский. Они представляли собой древо-земляные укрепления небольших размеров. В них размещался гарнизон в 10-50 стрельцов, которые служили, как бы мы сейчас сказали "вахтовым методом". Вокруг острожков образовывались пригороды, или посады. Каждый такой острожек со временем превращался в крупный по тем временам населенный пункт, от которого отпочковывались новые населенные пункты. 14 ноября 2000 г. в Ульяновске открылся музей - Симбирская засечная полоса Его главная достопримечательность - сторожевая башня со рвом, валом и тыном на нем Пограничную службу вдоль засечной черты и далеко впереди ее, в "диком поле", несла специальная охрана в виде разъездов, сторожевых застав и станиц. Вдоль черты, под ее защитой, стали основываться в первую очередь, поселения стрельцов и казаков (слободы Конно-Подгорная, Сельдинская, Тетюшская, Подлесная, и др.) Наиболее смелые селились южнее, осваивая "дикое поле" (Кадыковка, Абрамовка, Карлинское и др.) Новые населенные пункты получали наименование по-разному. Одни по наименованию мест, откуда прибыли переселенца (Карсун, Тамбы, Арская Слобода), другие - по названиям местных рек и урочищ (Ключищи, Белое Озеро, Сурский Острог), третьи по именам первых своих поселенцев (Богдашкинов, Матюшкино), четвертые - по именам и фамилиям бояр и помещиков (Аксаково, Софьино, Баратаевка), пятые по именам святых и христианских праздников, в честь которых в селе была освящена церковь (Никольское, Архангельское и др.), Селения, существовавшие до завоевания Казанского ханства, сохраняли свои - татарские, мордовские и чувашские - названия. Нередко к старому названию таких селений присоединялось новое, русское (Большая Кандала, Татарский Калмаюр, Руская Беденьга и др.), Синбирско-Карсунская черта обеспечила заселение всего Правобережного края. Затем наступила пора заняться колонизацией Левобережья. С этой целью в 1652-1656 гг. была построена Закамская черта, соединившая Волгу со средним течением Камы. На территории Симбирского Поволжья она начиналась городом- крепостью Белым Яром, затем шли отстрожки Ерыклинский, Тиинский, Новочеремшанский, далее черта продолжалась на северо-восток к Мензелинску.

Но даже засечные линии не всегда спасали оседлое население от набегов кочевников, Так, например, в 1682 году объединенные орды башкир и калмыков прорвались сквозь Закамскую черту и прошли огнем и мечем по левому берегу Волги до реки Майны и Утки, уничтожая все на своем пути. Перезимовав у озера Чердаклы, они беспрепятственно ушли в Приуральские степи, уводя пленных и увозя награбленное. Вот почему в 1669 году последовало указание правительства о превращении в своеобразный укрепленный район территории, прилегающей к рекам Майне и Утке, находящейся в тылу засечной линии. В связи с этим, были построены Майнский (Старомайнский) острог, довольно значительный - имевший в окружности 2200 сажен, с двенадцатью глухими и 6 проездными башнями, и небольшой Уткинский острог. Под защитой этих двух крепостей уже в к 90-м гг XVII века все земли по Утке и Майне были заселены. Колонизация Левобережья продвигалась все дальше на юг и юго-восток. Началось заселение по Большому и Малому Черемшану. А в конце XVII века населения здесь было уже столько, что появилась необходимость выделить особую Черемшанскую волость.

Ульяновск был основан в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича воеводой Богданом Матвеевичем Хитрово как крепость Синбирск (позже – Симбирск).
Осенью 1670 года Синбирск осаждало войско Степана Разина. Разин не завершил осаду и был ранен в бою. В 1672 году за оборону от Степана Разина Синбирску был пожалован первый герб.
В 1774 году в Синбирск доставили пленного Емельяна Пугачёва. Здесь проходил его первый допрос перед отправкой в Москву. В 1780 году Симбирск стал главным городом вновь учреждённого наместничества в составе 13 уездов. С 1796 Симбирск – губернский город.
Он превратился из города-крепости в провинциальный город с развитой инфраструктурой (театры, больницы, гимназии). Самая лучшая и богатая его часть была расположена на Венце, где находились соборы, частные особняки, губернские административные учреждения, учебные заведения, ремесленные мастерские, общественные сады и бульвары. Рядом располагалась оживленная торговая часть города с центром в гостином дворе. Основным занятием горожан было ремесло, сельское хозяйство и рыболовство.
В 1864 году, 12 августа, в Симбирске начался страшнейший пожар, который продолжался 9 дней. От города уцелела четверть. Карамзинская библиотека, Спасский монастырь, 12 церквей, почтамт, все лучшие частные строения сгорели.
В 1789 году в доме помещика Дурасова был открыт первый в городе и один из первых в России крепостных театров – Крепостной театр Дурасова. В подготовке актёров для него принимал участие замечательный мастер сцены П. А. Плавильщиков. Также открыта одна из первых библиотек в Поволжье – Карамзинская общественная библиотека, а в 1893 – Гончаровская библиотека.
В 1809 году в Симбирске была открыта первая мужская классическая гимназия, в 1864 – Мариинская женская гимназия, а к 1913 в городе было уже две мужских и три женских гимназии. В 1873 в Симбирске учреждён кадетский корпус. 7 сентября 1824 года в присутствии императора Александра I была произведена закладка Троицкого собора.
В разное время Симбирск был центром Симбирского уезда, Симбирской провинции, Симбирского наместничества, Симбирской губернии.
21 июля 1918 года Симбирск был захвачен русско-чешским отрядом белогвардейцев под командованием Каппеля. 12 сентября 1918 года снова взят Симбирской Железной дивизией под командованием Гая.
Наибольшую известность город получил как родина Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В связи с этим 9 мая 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск.
С 1928 года город входил в Средневолжскую область (край), с 1936 – в Куйбышевскую область. В 1930-е годы почти все храмы и церкви в Ульяновске были разрушены, уцелели протестантская кирха, Неопалимовская и Воскресенская церкви.
В годы Великой Отечественной войны в Ульяновске в эвакуации находилась Московская Патриархия. Кроме того, эвакуирован из Москвы ряд промышленных предприятий (в их числе автомобильный завод имени Сталина). В 1943 году Ульяновск стал центром вновь образованной Ульяновской области. В послевоенный советский период Ульяновск из города с выраженной сельскохозяйственной и ремесленной занятостью населения стал промышленным городом; в нём были сооружены предприятия машиностроения, в том числе оборонной и авиационной промышленности.
Начиная с 60-х годов ХХ века благодаря высоким темпам жилищного и промышленного строительства Ульяновск увеличился как по площади, так и по численности населения. На месте прежних сёл, прилегавших к городу, были построены современные жилые кварталы, образовавшие впоследствии Засвияжский, Заволжский и Железнодорожный районы. Старый город и прилегающая к нему северная часть образовали Ленинский район. В преддверии празднования 100-летнего юбилея со дня рождения В. И. Ленина, в 1969-1970-х годах, исторический центр города был застроен современными зданиями: появились Ленинский мемориал, гостиница «Венец», здание Ульяновского государственного педагогического университета, Дворец культуры профсоюзов, новый Железнодорожный вокзал, новый Речной вокзал, Центральный Аэропорт и др. В 1970 году город награждён орденом Ленина за выдающиеся трудовые достижения его жителей и прекрасную организацию подготовки к столетию со дня рождения Владимира Ленина. С тех пор Ульяновск становится важным туристическим центром СССР. Город, в отличие от некоторых других областных центров, не был закрытым, однако иностранным гостям от туристического маршрута отклоняться не разрешалось.
Исключая коренных ульяновцев, большая часть зрелого населения (старше 40 лет и младше 70) приехала в город в 70-е и 80-е годы ХХ века, либо по распределению вузов из самых разных уголков СССР на закрытые предприятия («Комета», «Марс», «Искра» и т.д.), либо на всесоюзную комсомольскую стройку, где всем гарантировали квартиры через месяц, полгода или год – Авиастрой (фактически, было развернуто строительство самой современной на то время авиастроительной производственной базы и сопутствующей социальной базы – полноценного жилого комплекса со всеми необходимыми объектами (магазины, больницы, детсады). Молодёжь, в большинстве своём, является коренными ульяновцами в первом поколении.
Туристический портал Ульяновской области: www.goulyanovsk.ru

Село Старая Грязнуха… Старинное поселение, в котором находился один из самых старинных храмов современного Старомайнского района – Николаевский, возведённый в 1712 году (конечно, впоследствии он не раз перестраивался). Оно относится к разряду сёл, об истории которых сохранилось до обидного мало сведений. Почему? Да потому, что и самого села нет уже 60 лет, а в новом селении Волжское (первые годы после переселения жители по старой памяти называли его Грязнухой), в которое переехали бывшие жители Старой Грязнухи и близлежащей деревни Новая Грязнуха, осталось только два старожила. Остальные или умерли, или разъехались.


Село Волжское – вымирающее, здесь сейчас живут преимущественно дачники, да и то в основном летом. Даже в капитальном труде старомайнского краеведа Ю.Н. Мордвинова ему посвящены всего лишь три листа текста. И это одно из немногих сёл, по которому так и не удалось найти хотя бы одной фотографии до 1955 г. Правда, зато в Национальном архиве Республики Татарстан я обнаружил уникальный документ – чертежи проекта Николаевского храма 1887 года! Но подробнее об этом позже.

Итак, село Волжское (до 1955 г. Старая Грязнуха) находится на берегу Куйбышевского водохранилища, в 8 км к северу от районного центра Старая Майна (по прямому водному пути, а по сухопутной дороге 42 км). Оно входит в состав муниципального образования «Жедяевское сельское поселение» (Ульяновская область). С 1861 по 1920 гг. относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии (с 1920 по 1943 гг. – к Мелекесскому и Старомайнскому районам Самарского (Средневолжского, Куйбышевского) края (области).

Расположение Волостниковки и Волжского на границе Ульяновской области и Республики Татарстан (если брать современные административно-территориальные понятия) и переход из состава одной территории в другую и обратно привели к тому, что документы по этим сёлам откладывались в разных региональных архивах. Другое дело, что документов до настоящего времени дошло очень мало. Так, в Государственном архиве Ульяновской области село отрывочно упоминается в документах преимущественно 1930 – 1954 гг. (4 дела). Клировые ведомости Николаевской церкви за 1815 – 1910 гг. хранятся в Национальном архиве Республики Татарстан.

Согласно уникальному документу, обнаруженному в Российском архиве древних актов, село Никольское (Грязнуха) появилось в 1670-е гг., а в 1716 г. в нём у 4 владельцев (среди них А.А. Головкин, видимо, родственник известного политика Г.И. Головкина, основателя с. Головкино (Урень) было 7 дворов и 84 крепостных. По данным Ю.Н. Мордвинова, его основали в 1674 г. выходцы из Нижегородского уезда.

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» мне удалось два раза побывать в Волжском – в марте и июле 2014 г. Большую помощь в поиске исторических сведений оказали местные жители, в частности Светлана Николаевна Чуваева и бывшие обитатели сёл Старая Грязнуха и Новая Грязнуха – Владимир Иванович Маслов (последний житель Новой Грязнухи, живущий в Волжском), Зоя Васильевна Калачёва и Анатолий Алексеевич Зубарев.

В современном селе есть пять улиц: Лесная, Отрадная, Прибрежная, Полевая и Юбилейная. История Волжского (Старой Грязнухи) в них не отражается никак. Печальна демографическая статистика села. В 1795 г. в нём было 65 дворов и 447 душ, в 1897 г. – 88 дворов и 408 жителей, в 1959 г. – 482 человека, и в 2014 г. – 28 дворов и 57 жителей, а также 26 дачных построек и в них 53 человека. Коренные обитатели Волжского – носители культурных традиций и исторической памяти о Старой и Новой Грязнухе, скоро исчезнут. Нужна ли будет дачникам история села?

Грязнухинские артефакты

Свидетельства о древней истории местности весьма отрывочны и противоречивы. Самые ранние из них относятся к концу XIX – началу XX в. В VI томе (Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье, 1901 г.) полного географического описания России указывалось: «Между сёлами Старой Грязнухой (500 ж. – жителей – Е. Б.) и Новой Грязнухой (400 ж. – жителей – Е.Б.) находилось древнее городище». Древности отмечались и в окрестностях близлежащих селений: Маклашеевки (татарское городище, где обнаружен клад арабских монет X – XI вв.), недалеко от Зеленовки нашли металлическое восточное зеркало, и т.д.

Перед затоплением села, в 1930-е и 1950-е гг. археологическая экспедиция под руководством А.В. Збруевой выявила и обследовала поселение «Старая Грязнуха» (находилось у южной околицы села), датируемое концом II – началом I тыс. до н.э. Интересно, что особенности найденной керамики позволили отнести этот памятник к числу одного из немногих объектов приказанской культуры позднего бронзового века в Ульяновском Поволжье. А орудия из кремня могли принадлежать и более раннему времени.

В официальном списке памятников археологии Старомайнского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) Комитета Ульяновской области по культурному наследию сейчас содержится 4 объекта в районе Волжского: 1) поселение «Грязнуха-1» (3-я четверть I тыс.); 2) поселение «Грязнуха-2» (3-я четверть I тыс.); 3) поселение «Грязнуха-3» (3-я четверть I тыс.); 4) поселение «Грязнуха-4» (3-я четверть I тыс.). Все эти одновременно существовавшие памятники располагаются на расстоянии от 600 м до 3 км от села и относятся к позднему именьковскому и раннему болгарскому времени, когда происходило слияние местного славянского и финско-угорского и пришлого тюркского населения.

Думаю, нельзя не упомянуть и о таком значительном памятнике, как так называемое Старомайнское (Грязнухинское) городище. Несмотря на название, оно находится ближе к современному селу Волжскому (около 2 км) – преемнику бывшей Старой Грязнухи, чем к Старой Майне. На городище работало несколько археологических экспедиций (1939, 1954, 1961), но самые масштабные раскопки производились экспедицией Самарского государственного университета под руководством Г.И. Матвеевой в 1984 – 1987, 1990 – 1991 и 2005 гг., причём в итоге было изучено более 2500 квадратных метров культурного слоя. Отмечу, что оно упоминается в «Памяти Макарию Кисловскому» 1659 г., статье С.М. Мельникова (1859), книге К.И. Невоструева (1871) и трудах других, более поздних исследователей.

Г.И. Матвеева рассказывала: «Четырнадцать веков назад на мысу, расположенном в 2 км к югу от деревни Грязнуха, стояла небольшая, надёжно защищённая крепость. Площадка мыса со всех сторон была обнесена высоким бревенчатым частоколом, а с северной стороны защищена четырьмя высокими валами и четырьмя глубокими рвами, которые хорошо заметны по сей день. Подобные крепости служили для укрытия в случае нападения врагов». Не так давно там был найден объёмный древнерусский медный крестик с шариками на концах предположительно XII-XIII вв. Также памятник интересен тем, что на его территории раскопано несколько длинных прямоугольных домов (длина до 12 м), которые пока не найдены ни на одном из известных именьковских поселений. Вероятно, они служили жилищами для больших патриархальных семей либо являлись общественными зданиями. Аналогии таких построек известны у германцев и западных славян.

После многих лет изучения стало ясно, что Старомайнское городище, расположенное напротив современной Старой Майны, являлось одним из важнейших городищ данного района, крупным племенным центром именьковского времени, а позже – болгарского. Вокруг него находились неукреплённые поселения, жители которых занимались земледелием, скотоводством и рыболовством.

До нашего времени в Старомайнском районе дошла легенда о нашествии иноземцев. Когда здесь жили древние племена, их земли решил завоевать хан Батый. Но сражение он проиграл, и многие воины из его войска попали в плен. За каждого бойца Батый предложил мешок золота или серебра, но победители потребовали барана за каждого пленника. Завоеватель рассердился на то, что его войско сравнивали со стадом баранов, и вновь напал на эту территорию, но так и не смог захватить её. Как знать, не связана ли средневековая крепость (Старомайнское городище) с этой легендой?

Почему Грязнуха, да ещё и старая?

Происхождение названия села не вызывает вопросов. Совершенно очевидно, что оно происходит от вязкой, топкой местности или реки. По мнению авторитетного историка В.Ф. Барашкова, Грязнухой часто назывались небольшие реки с вязкими берегами и грязной, мутной во время дождей водой, а по ним и некоторые селения. Кроме ныне затопленных Куйбышевским водохранилищем села Старая Грязнуха и деревни Новая Грязнуха Старомайнского района на территории современной Ульяновской области так в прошлом называли село Приморское (Мелекесский район) и село Луговое (Ульяновский район). По воспоминаниям старожилов, рядом с селом и церковью протекала речка Грязнушка, а в сторону Волги местность понижалась, поэтому была болотистой, сырой и топкой, особенно после дождей. Думаю, что грязь в этих местах фактически являлась синонимом плодородия.

Но почему Грязнуха – старая? На карте Спасского уезда Казанской губернии начала XX в. (и других дореволюционных) село обозначено как «Никольское Грязнуха». Первое название – по Николаевскому храму. Здесь надо напомнить, что рядом с селом находилась деревня Новая Грязнуха – по той же карте – «Выселок села Никольского». Если село известно как минимум с 1674 года, то деревня – примерно с начала XIX века. Ю.Н. Мордвинов писал: «Интересно, что Поливанову (один из владельцев села – Е.Б.) что-то не понравилось в селе, и он переселяет своих крестьян на другое место, образовав выселок, названный по селу Никольским (Новую Грязнуху), потому основное село Грязнуха с начала 19 века стало называться Старой Грязнухой…». Тем не менее, на картах эти новые названия стали отображаться уже после 1917 года.

Забытый храм: «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу»

Долгое время я не мог найти изображение Николаевской церкви, стоявшей на окраине села у реки Грязнушки. Кропотливые поиски в архивах, музеях и фотоальбомах бывших жителей села не приносили результата. Но во время работы в Национальном архиве РТ мне удалось обнаружить чертёжи проекта деревянного храма на каменном фундаменте 1887 года. Однако было известно, что в 1906 г. в селе построили новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца. Почему же проект деревянного храма, одобренный строительным отделением Казанского губернского правления, так и не состоялся? Этот вопрос частично прояснился во время поездки в Волжское в июле 2014 г., когда я разыскал там бывшего жителя Старой Грязнухи Анатолия Алексеевича Зубарева. Мне исключительно повезло, так как в 81 год он не только сохранил хорошую память, но и в молодости жил около церкви. Поэтому, посмотрев на распечатанную копию проекта, Анатолий Алексеевич сразу определил, что он совпадает с внешним обликом каменного храма.

По неизвестной нам причине, проект 1887 года переформатировали под каменный храм, сохранив при этом основные архитектурные черты сооружения. Неясно, построили всё-таки новую деревянную церковь (по архивным документам, в 1890 г. её перестраивали), или же просто подновили старую, а затем решили возводить кирпичную по старому проекту. А.А. Зубарев вспоминал, что церковь была сложена из красного кирпича, белёного, без штукатурки. Бывший житель соседней Новой Грязнухи В.И. Маслов рассказывал: «В Старогрязнухинском храме перед затоплением находился склад зерна, я туда заходил – она была пустая. Кирпич от церкви пошёл на фундаменты домов и силосные ямы в новом селе (Волжском – Е.Б.). Храм взорвали в 1953 или 1954 году. Вода стала прибывать осенью 1956 г. Когда я в 1958 г. приехал из армии, уже была вода». По сведениям З.А. Калачёвой, жившей в Старой Грязнухе, «на окраине селе была церковь – хорошая, три купола, возле неё находилось кладбище, а позади – речка. В церкви всё разорили ещё до затопления, икон уже не было. Нас сюда выселили (в Волжское – Е.Б.) в 1953 году, а церковь взорвали после нас. Говорят, что просверливали стены, куда закладывали взрывчатку. Из нашего села было видно Головкинскую церковь». За неимением других изображений и свидетельств пока остаётся довольствоваться тем, что есть.

Первую однопрестольную деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построили в 1712 году, через 38 лет после основания поселения выходцами из Нижегородского уезда. В 1750 и 1890 годах храм перестраивали и ремонтировали. В 1842 г. в его клир входили священник Александр Дмитриев Предтеченский и дьячок Павел Стефанов Лентовский, а в 1858 г. – священник Василий Яковлев Смелов и дьячок Иван Голосницкий.

В Национальном архиве Республики Татарстан хранится уникальный документ по истории Николаевской церкви – её главная опись, сделанная в 1899 году. Она интересна не только описанием существовавшей на этот момент деревянной церкви, покрытой железом и обшитой тёсом, длиной 19,2 м и шириной 6,4 м (с восемью окнами, двумя дверями, одной печью, без стенной живописи и т.д.), но и упоминанием строящейся новой каменной с железной крышей, длиной 32 м и шириной 21,4 м (по длине в 1,7 раза больше прежней, а по ширине – в 3,3 раза), с двадцатью окнами, четырьмя дверями, трехъярусной колокольней и двумя железными вызолоченными крестами. Деревянный храм был обнесён деревянной оградой на каменном фундаменте, а также имел 5 колоколов. Только на самом большом из них указывался вес (32 пуда 20 фунтов, или 533,2 кг) и содержались надписи следующего содержания: «завода Саратовских купцов, в городе Саратове братьев Гудковых, мастер Василий Кеменев, 1881 года» и «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу; благовестите день ото дня спасение Бога нашего; возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы Твоея». Кроме того, на колоколе сверху были изображены херувимы, в середине – Божья Матерь, святитель Архангел Михаил и святители бессребреники Косьма и Дамиан.

При описании алтаря храма отмечалось, что он покосился от давности, а шёлковый жёлтый антиминс (четырёхугольный платок – Е.Б.) на престоле был освящён в 1885 г. Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Казанским. Там же находилась икона Тихвинской Божией Матери, а на горнем месте – икона нерукотворного образа Спасителя и другие предметы культа. Всего в алтаре насчитывалось 17 икон. В предалтарном трёярусном икононостасе, украшенном вызолоченными карнизами и резьбой, имелось 15 икон, в том числе весьма древняя икона Пророков с 4 ликами и стёршимися надписями. В других местах висели 27 икон, причём некоторые отличались древностью и богатым оформлением. Также в описи упоминаются 9 лампад, 12 подсвечников, 1 паникадило, 2 аналогия, 9 напрестольных крестов, 17 различных богослужебных сосудов, 32 наименования дарохранительниц и сопутствующих предметов, 4 кадила и другая обрядовая утварь. В ризнице хранились 6 Евангелий, самое старое из которых отпечатали в 1694 году в Москве, а остальные – в период с 1875 по 1896 годы. Особый интерес вызывает опись книгохранилища, в которую входили: 1) одна Библия; 2) богослужебные книги: Праздничная минея 1767 г. и 3 писания святых отцов; 3) 14 книг духовного содержания; 4) периодические издания: журнал «Православный собеседник» за 12 лет (1863 – 1899 гг.), Церковные ведомости за 1889 – 1899 гг., Известия Казанской епархии за 1868 – 1899 гг. и т.д. Кроме того, в церкви находились метрические книги за 1782 – 1899 гг., духовные росписи за 1828 – 1899 гг., клировые ведомости за 1829 – 1899 гг. и другие документы. Жаль, что из всех перечисленных культурных ценностей до нас дошли лишь крохи…

Через 194 года после сооружения первого храма, в 1906 г. на средства прихожан построили новую однопрестольную каменную церковь, что говорит о неплохом благосостоянии сельчан в начале XX века. Должность священника исполнял Гаврила Александрович Троицкий.

Следующие документы по церковной истории Старой Грязнухи относятся к 1930 году. В апреле властями было решено снять с Николаевского храма 5 колоколов общим весом 1710,5 кг. В это время в нём числилось два служителя. Вскоре по постановлению Старомайнского райисполкома от 15 мая, по причине неуплаты страхового сбора в размере 544 рублей 82 копеек его закрыли. Однако верующие жители села активно боролись с произволом властей. 22 июня 1931 г. члены президиума районного исполкома слушали ходатайство Старогрязнухинского церковного совета о разрешении открыть церковь. В итоге они постановили возвратить её сельскому обществу верующих, предложив сельскому совету сдать здание и культовое имущество согласно имеющейся описи в аренду. Когда окончательно закрыли храм, установить не удалось, но в 1935 г. в Старомайнском районе действовали только две церкви – Александро-Невская в Старой Майне и Знаменская в Волостниковке.

Одно из последних упоминаний о Николаевском храме содержится в протоколе заседания Старомайнского исполкома за 11 февраля 1952 г., на котором обсуждался вопрос о передаче здания бывшей церкви в с. Старая Грязнуха районному пункту «Заготзерно»:

«Кирпичное здание бывшей церкви в селе Старая Грязнуха попадает в затопляемую зону, в связи со строительством Куйбышевской ГЭС и подлежит сносу.
Учитывая большую потребность в строительных материалах Старомайнского пункта Заготзерно, складские помещения которого переносятся из затопляемой зоны… на новую площадку, исполком районного Совета депутатов трудящихся решает:
1. Передать кирпичное здание бывшей церкви в селе Старая Грязнуха, подлежащее сносу… Старомайнскому пункту Заготзерно для разборки и использования кирпича и щебня, как строительного материала, при переносе складских помещений из затопляемой зоны на новую площадку.
2. Просить исполком ульяновского областного Совета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение
».

Но позднее, в августе 1953 г. районные власти решили с целью обеспечения Старомайнского участка треста «Ульяновсксельстрой» кирпичом для переноса и нового строительства зданий школ, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений передать ему бывшее церковное здание в с. Старая Грязнуха для разборки на кирпич.

Новая жизнь села?

В начале 1952 года жители Старой Грязнухи узнали о том, что их село попадает в зону затопления Куйбышевской ГЭС, и на его месте в 1957 г. будет плескаться рукотворное море.

В феврале 1952 г. Старомайнский райисполком постановил: «Села Старая Грязнуха (колхоз имени Калинина) и Новая Грязнуха (бригада колхоза имени Калинина)… переселить на новую площадку, как населенные пункты, в которых находятся бригады одного укрупненного колхоза имени Калинина». Но, судя по всему, сельчане отказались переселяться на новые земли около деревни Арчиловки, и решили поселиться в урочище «За порубом» – там, где сейчас находится Волжское. Причём мнение жителей Старой и Новой Грязнухи было единодушным, а постановление общего собрания от 21 декабря 1952 г. было утверждено райисполкомом, что в то время случалось редко. Впрочем, по архивным данным жители должны были переехать в посёлок Волжский (сначала новый хозяйственный центр назывался Старая Грязнуха), деревню Арчиловку и село Базарно-Мордовский Юрткуль. Председателем сельсовета в эти трудные годы был Владимир Иванович Авдеев.

По словам А.А. Зубарева, в Старой Грязнухе в начале 1950-х гг. был сельский совет, школа, два магазина, клуб и фельдшерский пункт. В архивных документах в селе указываются 15 каменных зданий (в Новой Грязнухе стояло семь каменных домов), в том числе здания сельсовета, клуба, кладовой и частные, а также начальная школа (деревянная, перенесли в 1953 г.), сельский совет, медпункт, родильный дом и магазин Волостниковского сельпо.

Зоя Александровна Калачёва вспоминала: «В Старой Грязнухе было несколько улиц, основная – улица Большая, ещё «Ктора» («Хутора»?), Зады. Село большое, в длину около 1,5 – 2 км, народу жило много – около 600 человек или больше. Сельсовет и правление колхоза располагались в отдельных каменных зданиях. Из села ходили на остров на Волге за ягодами (примерно за 2 км), шиповником, гоняли туда скотину. Рядом текла речка Грязнуха, было два озера – Большое и Грязнушка. Условия были хорошие, местность замечательная – рядом располагались луга, лес, ягоды. Не знали, что такое ветер (особенно в Новой Грязнухе), рыбы ловили много – работала специальная рыболовецкая бригада, много озер. Вот чем было знаменито село! В нём находились каменная мельница (паровая, построена до революции), масло били, две школы – на одном конце каменная, на другом – деревянная, для того, чтобы ребятишкам ходить было недалеко, ведь село длинное. Учились в них 4 класса, потом учились в Старой Майне. Было развито пчеловодство, рыболовство и обычное хозяйство – все держали много скотины. Переселили нас в голое поле, за лес, в так называемое «рыбацкое поле», отсюда до Новой Грязнухи – 4 км, до Старой – 6 км. Это было решение жителей села – поселиться в одном месте, поближе к затопленным селениям. Жили дружно, ни воровства, ничего такого не было, никто скотину не трогал». Ещё в начале 1990-х гг. в Волжском были школа, столовая, пекарня, клуб и производство (фермы), сейчас же не осталось ничего…

Как правило, кирпичные дома в зоне затопления сносились и разбирались на кирпич и щебёнку для сооружения новых построек в новых населённых пунктах, которые испытывали острейший дефицит практически всех строительных материалов. Деревянные здания переносились либо сжигались.

 
Статьи по теме:
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про