Почему веркольские монахи перестали искать мощи отрока артемия. Свято-артемиев веркольский мужской монастырь

Еще в поезде мы решили, что у нас поменяется расписание поездки, так как 6 июля праздник Артемия Веркольского. Действительно нам говорят, сегодня едет в Верколу. Мы, по-прежнему с вещами, отправляемся на вокзал. В 18.20 наша группа уезжает из Архангельска поездом в Карпогоры, места в сидячем вагоне. Незадолго до прибытия в окно нам видно радугу, в 23:20 - прибываем на станцию Карпогоры. Сейчас белые ночи, но идет дождь, поэтому довольно темно, нас никто не встречает. Наконец находим какой-то автобус и набиваемся в него, мест мало, некоторые стоят, а вещи валяются проходе. Едем около 1,5 часов, дорога та еще – асфальт скоро кончается, начинаем прыгать на колдобинах. Уже совсем ночью доезжаем до поворота на Верколу – до нее 3 км. Однако наш водитель провозит нас по поселку и едет дальше. Вывозит нас на берег реки и говорит, что приехали, выходите. Кроме дождя и реки ничего нет, народ в недоумении. Наконец водитель осознав это снова загружает нас и везет назад в Верколу. Привозит к дому с освещенными окнами и теперь нас действительно ждут. Нас приглашают с дом и распределяют по комнатам. Нам достаются места на верхнем этаже – чердаке. Комната довольно большая, с тремя небольшими окнами (здесь на севере вообще окна маленькие – для тепла, причем они не открываются). Уже второй час, однако нас зовут на ужин. Выходим на улицу, в небольшом домике стоит стол с лавками, нас покормили и спать.
6 июля 2008г.
Веркола. Утром у нас завтрака нет, так как надо на праздничную службу в монастырь, кто-то возможно будет исповедоваться. Идет дождь, мы в плащах, под зонтами бредем по деревне, спускаемся к полю, теперь по нему плестись до берега. Вдруг среди поля останавливается белый джип, в нем священник спешит на праздник в монастырь, он подсаживает народ столько сколько влезает в его машину. Его зовут Артемий, он довозит нас до переправы. Спускаемся по скользкому мокрому берегу к самой реке Пинеге. Теперь ждем лодку, на всех паломников – одна лодка с глохнущим мотором, в нее максимум влезает 9 человек. Стоим на берегу уже совсем мокрые. Наконец и мы влезаем в лодку, она, наполненная людьми под завязку, опускается в воду, от борта лодки до воды расстояние шириной в ладонь. У нас мотор не глох и вот мы уже на другом берегу. Поднимаемся чуть в горку от берега и вот мы входим на территорию Свято-Артемиева Веркольского монастыря.

Свято-Артемиев Веркольский монастырь
Именно здесь за рекой Пинегой, возникает чувство - таким и должен быть северный монастырь. Говорят, что 6 июля, в день памяти Артемия, небо затягивает тучами, а к обедне бывает гроза, после которой небо очищается и выходит яркое солнце. Однако сегодня дождь так и не прекратился.

Дорога по Верколе...
2.

Переправа через Пинегу...
3.

4.

Заходим в храм Артемия Веркольского, уже идет служба, снимаем мокрые дождевики, оставляем зонтики и проходим поближе слушать службу. Сегодня в день празднования памяти Св. Артемия в церкви полно народу - паломники съехались из Суры, Карпогор, Санкт-Петербурга и Москвы, приехала даже группа паломников из Германии.
В монастыре празднуется 23 июня/6 июля в день преставления праведного Артемия Веркольского, 5 августа обретение мощей, 30 ноября – перенесение мощей и основание обители.
Святой праведный Артемий родился в Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей Космы и Аполлинарии. 23 июня (6 июля) 1544 года тринадцатилетний отрок и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома Артемий упал мертвый. Люди решили, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным, накрыв хворостом и окружив изгородью.

5.

6.

В 1577 г. Агафоник дьячок веркольской Никольской церкви, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, он заметил, что свет исходит от тела Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Дьячок увидел, что оно "совершенно цело и невредимо", тогда Агафоник поспешил рассказать о виденном односельчанам. В лес отправились священник с прихожанами и перенесли тело на паперть Никольской церкви в Верколе, где оно пролежало еще 6 лет. Затем тело перенесли в придел храма. В 1577 году свирепствовала повальная болезнь, вроде лихорадки, особенно от нее страдали дети. У веркольца Каллиника заболел сын, крестьянин молитвенно обратился к отроку Артемию. Приложившись к его мощам и снявши с гроба часть бересты (она служила вместо покрова), принес бересту домой. Отец положил на грудь сына кусочек бересты, и он исцелился. Крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, прекратилась и лихорадка.
В 1610 году указом новгородского митрополита мощи были освидетельствованы, была составлена служба. После этого тело отрока было перенесено из придела в храм св. Николая Чудотворца. Прежнюю гробницу переделали на иконные доски и на них писали образа отрока Артемия. Часто святого Артемия изображают Николаем Чудотворцем, так как отрок был прихожанином Никольской церкви, и впоследствии мощи его покоились также в Никольской церкви. В 1645 г. на месте обретения мощей св. прав. Артемия в Верколе был основан мужской монастырь.
Царь послал в Кевролу и Мезень воеводу Афанасия Пашкова. Проезжая Верколу, воевода не зашел поклониться чудотворным мощам. Вскоре у него заболел сын Иеремия, мальчик был уже почти при смерти, у него отнялись зрение и слух. Воевода, вспомнив об Артемии, дал обет съездить с сыном к святому. Тогда Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» (От Кевролы до Верколы примерно 50 верст). Выполнив обет, приложившись к мощам, Иеремия сразу излечился. Тогда Афанасий Пашков там, где были найдены мощи, построил деревянный храм во имя чудотворца Артемия. Воевода устроил келии, ограду и появилась монашеская пустынь. В 1647 году указом царя Алексея Михайловича мощи были перенесены в монастырь из сельского храма.

7.

8.

О ранней истории монастыря известно мало, видимо его опекали кеврольские воеводы. В Москве в Пятницкой церкви хранилась частица мощей Артемия и его икона, сделанная из части его гробницы, она почиталась чудотворной.
Храм Артемия Веркольского был заложен еще 23 сентября 1785г. и достроен только к 1806г., однако мощи были перенесены в один из приделов еще в 1791г. Именно это здание и сохранилось до наших дней, однако внутреннее убранство сгорело в 1842г., и конечно после закрытия монастыря в советское время все было разорено.
После реформ Екатерины II и пожара 1842 г. монастырь был в тяжелом положении. Обитель уже хотели закрыть, но вдруг по почте братия получила от графини Анны Орловой-Чесменской около 5 тыс. рублей и началось возрождение.
В 1867г. построена вместо ветхой новая часовня в Ежемени, где скончался отрок. В 1868г. освящена новая Казанская церковь с трапезной палатой, позже в 1907-1909 г. она строится каменной. В то же время строятся новые корпуса, ограда и колокольня. В 1876г. в колокольне освящен храм Иверской иконы Божьей Матери.

9.

Веркольский приход с причтом перенесен за реку Пинегу в село, и в 1869г. там построен деревянный храм Николы, а две деревянные церкви великомуч. Георгия и св. Николая Чудотворца, стоявшие у ограды монастыря, поступили за долги прихода в собственность монастыря. В 1883г. они разобраны и построен храм св. Николая Чудотворца, позднее освященный во имя великомуч. Георгия.
В 1865 г. в монастыре был введен общежительный устав, а в 1882 г. он стал управляться архимандритом. Это было время расцвета монастыря, продолжалось строительство, и росла численность братии. В 1890г. монастырь стал общежительным первоклассным. Дважды в год в памятные дни св. Артемия совершались крестные ходы. Говорят, за всю историю сюда, к отроку Артемию, не привезли ни одного ссыльного, а ведь в северные монастыри часто ссылали неугодных.

10.

В 1891 г. началось строительство на деньги благотворителей величественного двухэтажного Успенского собора. В 1897 г. Успенский собор освящал св. прав. Иоанн Кронштадтский – 14 июня – верхний храм в честь Успения Божьей Матери, а на следующий день освящен нижний храм Рождества Христова. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия, родным селом его является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы и он часто ходил сюда пешком. Он много жертвовал на возведения Успенского собора и украшение обители.
Сейчас Успенский собор пытались восстановить, но чтобы сделать это - нужны огромные деньги, которых нет. Когда-то снаружи, на стенах храма было 54 иконы. Росписи осыпались, всюду надписи, от иконостаса остался один остов. В соборе сохранились частично росписи – изображения Александра Невского, княгиня Ольги и князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и др. в 2001 г. впервые в престольный праздник собора братия отслужила в нем Божественную литургию.
Когда-то здесь в обители хранились три серебряных креста с частицами мощей многих угодников Божьих, но после революции святыня утрачена. Уже в конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь пришли красноармейцы. Часть братии еще раньше ушла в другие монастыри, а оставшихся расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Колокола были затоплены в реке, согласно преданию их везли на барке по реке, но в пункт назначения лодка так и не прибыла. Обследован был весь маршрут, но так ничего и не найдено.
С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Храмы стали разрушаться, а в конце 1930-х гг. были полностью разрушены стены, башни и колокольня монастыря, продолжалось разорение и в 1950-х годах.

Я решаю осмотреть саму территорию монастыря. По-прежнему льет дождь…
Подхожу по сколькой деревянной дорожке к храму Илии Пророка. Деревянный храм Илии Пророка восстановлен в 1993г., рядом с ним часовня святого отрока Артемия. В монастыре всегда была часовня отрока Артемия, но в советское время ее отдали под народный клуб деревни Летопала за 7 км от монастыря. В 2006г. на прежнем месте вновь возведена часовня.

11.

12.

13.

14.

У мощей праведного отрока Артемия Веркольского...

15.

16.

17.

18.

Отсюда хорошо видно берег Пинеги и дали Веркольские.
После службы нас зовут на концерт в Успенский собор, приехала певица, она поет чудесные песни на духовные стихи. Концерт проходит внутри храма, мы поднимаемся по лестнице, гуляет ветер, окна не остеклены и вот входим в огромное внутреннее помещение храма. Перед началом мы можем хорошо рассмотреть остатки росписей. Некоторые еще хорошо сохранились, а прямо перед нами пустые глазницы иконостаса, нет икон… Так печально смотреть на разоренный храм.

Разрушенный Успенский собор. Концерт в честь праздника....
19.

20.

21.

22.

23.

Снова ждем переправы...

24.

26.

Обратная дорога...
27.

28.

29.

30.

19 марта 1989г. зарегистрирована религиозная община Верколы с передачей ей церкви Артемия Веркольского. В 1990г. по ходатайству общины Верколы, созданной Людмилой Владимировной Крутиковой вдовой писателя Федора Абрамова, общине передана монастырская территория (кроме игуменского корпуса, где была школа). Вскоре был вновь открыт монастырь. Монахи сюда приезжают из разных мест России, но не все выдерживают здешние суровые условия.

Трудно идет восстановление, 23 декабря 1990г. освящен Никольский придел церкви Артемия Веркольского. Из часовни на Ежемени в храм перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. 5 августа 1991г. освящен храм Артемия Веркольского. Теперь на раке отрока Артемия стоит икона с частицей его мощей. Когда в декабре 1918 г. приехала в монастырь комиссия по вскрытию мощей, братия спрятала мощи от поругания. Сейчас надеются, что они находятся под спудом на территории монастыря, по преданию местные жители видели как отрок Артемий в белой рубашке сам ушел из монастыря. Монахи молятся, чтобы совершилось второе обретение мощей. Один из случаев молитвенной помощи произошел в деревне Кеврола, где некогда воевода Пашков давал свой обет. Деревню преследовали пожары, и тогда обратились жители в возрождающуюся обитель с просьбой о помощи, после молитв прекратились пожары.

Сейчас в храме находится несколько старинных иконПресвятой Богородицы Грузинской, апостолов Петра и Павла, апостолов Матфея и Иакова, пророка Осии. Есть здесь и мощевик с частицами мощей многих святых. Здесь же хранится частица власяницы Лонгина Коряжемского и частица мощей прп. Максима Грека.

Сегодня в престольный праздник должен быть крестный ход к часовне на Ежемени, но уже после окончания службы выяснятся, что его отменили из-за погоды. Часовня находится в 2–2,5 километрах от монастыря, поэтому служат там только по праздникам.
Моросит дождь, иногда он усиливается. На причале по-прежнему дежурит лодочник, дождавшись своей очереди, мы загружаемся в лодку и под дождем переправляемся через Пинегу. Но это только начало пути, нужно пересечь поле, а дорога – сплошь глина и лужи.

Приходим к дому совсем мокрые, но оказывается в доме уже затопили печку, можно обсушиться и попить чаю.
В эти суровые и одновременно прекрасные места влюбляешься навсегда. Хочется вернуться туда вновь. Здесь чувствуешь отрешенность и тишину, от которых веет покоем. Северная природа здесь сказочна и чудесна.

В двух километрах от монастыря, выше по течению, стоит деревня Ежемень в один дом (но дом этот жилой, и, похоже, хозяин там крепкий: рядом стоит трактор). Неподалёку, на поле, стоит деревянная часовня-храм: здесь были обретены нетленные мощи отрока Артемия. После праздничной литургии все пошли к этой часовне крестным ходом. Часовенка одноглавая, с алтарём и колокольней, выглядит как маленькая церковка. Построена она в 1876 году, на месте старой, и тогда же освящена как храм. Внутри у северной стены стоит огромный, на 5 с половиной метров, резной деревянный крест. По свидетельствам жителей, он приплыл по реке и остановился у этого места.

С.Веркола, Пинежский район Архангельской области (это неподалеку от Суры, родины Иоанна Крондштадского)


На правом берегу Пинеги находится село Веркола, а напротив него, на левом берегу-Артемиево-Веркольский монастырь. Основание обители было связано с чудесным обретением нетленных мощей Праведного Артемия, погибшего от молнии в 1532 г.; его же мощи были обретены в 1577 г. Митрополит новгородский Киприан установил в 1640 г. местное празднование дня кончины отрока Артемия 23 июня, а воевода Кеврольский и Мезенский основал здесь в 1645 г. монастырь его имени. Здесь были построены деревянные храм и келии. Вскоре они сгорели, и в 1649 г. сюда были перенесены из Верколы мощи Праведного Артемия.

Новый монастырь стал настоящей крестьянской обителью, удаленной от «суетного мира». В 1764 г., однако, монастырь был «оставлен за штатом», то есть стал заштатным монастырьком, не получавшим от казны каких-либо средств. Монашествующие были вынуждены жить от плодов своего труда, а также на средства пожертвователей.

После нового пожара (1782 г.) иноки с помощью правительства выстроили каменный храм, однако денежные дела настолько ухудшились, что в 1848 г. встал вопрос о закрытии обители... Однако на деньги А.А.Орловой-Чесменской, в монашестве Агнии, развернулось новое строительство, осуществленное игуменьями Ионой и Феодосием.

В 1890 г. Св.Синод ввел монастырь в разряд первоклассных. В 1909 г. в нем находилось уже шесть храмов, из них три каменных. Монашествующие построили водопровод, кирпичный завод и водяную мельницую. Немалую поддержку обители оказал пинежский уроженец Преподобный Иоанн Кронштадтский.

К началу XX в. монастырь стал одним из духовных центров Пинежья. С 1885 г. к Веркольской обители был приписан отшельнический Святоезерский Николаевский скит вблизи Беломорья. Наивысшим признанием влияния веркольских иноков на жизнь пинежан явилось введение сана викарного епископа Пинежского, резиденция которого расположилась в Артемиево-Веркольском монастыре.

В советское время обитель пережила общую трагическую судьбу российских монастырей. Еще до прихода на Пинегу интервентов и белых войск советскими властями было объявлено о закрытии монастыря, летом 1918 г. была проведена конфискация монастырского имущества и вскрыты мощи Праведного Артемия Веркольского. В последующие десятилетия монастырские строения были либо разрушены, либо использовались не по назначению.

Восстановление монастыря началось с образования 23 марта 1990 г. православной общины в деревне Верколе во главе со священником Иоанном(Василикивым). 21 февраля 1991 г. общине были переданы ветхие монастырские храмы и полуразрушенные постройки.

Св.Синод своим решением от 21 декабря 1991 г. открыл «Артемо-Веркольский мужской монастырь». Наместником обители был поставлен иеромонах Иоасаф, управляющий монастырем с 30 марта 1992 г по 14 декабря 1996 г. 1 января 1998 г. Св.Синод утвердил наместником обители игумена Врнаву (Пермякова), возглавившего братию в составе трех иеромонахов, иеродиакона, монашествующих и послушников. В 1990-х гг. был восстановлен братский корпус, установлены купола на Успенском соборе, отремонтированы кровли на зданиях, восстановлены куранты и крест на колокольне, отреставрированы храмы Пророка Ильи и Рождества Христова. В монастыре имеются водокачка, мастерские, гараж для автомобиля, баня, ферма.

Игумены Иоасаф и Варнава окормляли население окрестных деревень. Наиболее крупный приход был создан в селе Сура, где с помощью веркольских иноков был организован женский монастырь.

(текст из книги "Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера)

История

Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь название свое получил от лежащей в двух верстах от обители деревни Веркола (Пинежский район Архангельской области в современном административном делении), где в 1532 году родился святой праведный отрок Артемий (+1545) и где в приходском Никольском храме первоначально, с 1577 года, почивали его обретенные нетленными мощи. По молитвенному предстательству святого отрока пред Богом многие больные получали исцеление, в том числе и двенадцатилетний сын мезенского воеводы. В благодарность за чудесное избавление сына от смертельного недуга воевода Афанасий Пашков построил в 1635 году келии и ограду со Святыми Вратами, а также храм во имя святого великомученика Артемия - тезоименитого небесного покровителя праведного отрока.

В 1610 году мощи святого Артемия по указу Новгородского митрополита Макария были освидетельствованы, а 17 ноября 1649 года торжественно перенесены из приходской Никольской церкви селения Веркола в монашескую обитель, основать которую дозволил царь Алексей Михайлович (Романов). Он же прислал в новый монастырь Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священнические и алтарные облачения и четыре колокола. Эти события стали радостными не только для настоятеля иеромонаха Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы, но и для православных мирян всего северного поморья.

В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.

Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885гг.) и Виталии (1888-1900гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.

Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ - начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.

Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с

архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.

Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.

После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла, унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.

В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).

В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.

25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.

С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).

Современная жизнь

Добраться до Артемиево-Веркольского Монастыря можно следующим образом: 1) Поезд/самолет до Архангельска. 2) Поезд Архангельск - Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). 3) Такси/маршрутка Карпогоры - Веркола. 4) Через Пинегу на лодке и вы в обители. Если решите посетить монастырь - обязательно свяжитесь с нами, чтобы за вами прислали лодку.

Распорядок дня

Распорядок буднего дня:

5.00 - общий подъем (совершает будильщик, который с

колокольчиком обходит все келии).

5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.

6.00 – утренние молитвы, полуношница.

6.30 – утреня, 1-й час.

7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и

трудников).

8.00 – послушания.

8.30 – 3-й, 6-й часы.

9.00– Божественная Литургия.

13.00– обеденная трапеза.

14.00 – послушания

17.00 – 9-й час, вечерня.

18.00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие

трапезы, при чтении «Жития святых» или других

книг святых отцов).

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные

дни – без канонов), вечерние молитвы, чин прощения.

После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав.

отр. Артемию (в воскресные дни ему служится молебен

с акафистом).

23.00 – общий отход ко сну.

Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):

накануне вечером служится в 16.45 – 9-й час.

17.00 – всенощное бдение.

20.45 – вечерняя трапеза.

7.30 – общий подъем.

8.00 – утренние молитвы, воскресная полуношница

(по праздникам – молебен празднику).

9.00 – 3-й, 6-й часы.

9.30 – Божественная Литургия.

12.00 – праздничная трапеза.

"И там, в Верколе, на моем родном Пинежье, сейчас занесенный метелями,

февральскими снегами, где-то стоит самый скудный, быть может,

по веркольским масштабам, домишко, но зато на самом прекрасном месте

- это мой дом или, как говорят, дом писателя. И в этом доме, который занесен

напрочь снегами, - моя душа, мое сердце,"- Ф.А. Абрамов

Веркола — деревня в Пинежском районе Архангельской области. Название Веркола в переводе с финно-угорского означает «место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей». Название это вполне объяснимо, так как деревня, действительно, расположена на высоком месте (угоре). д. Веркола- родина советского писателя Федора Александровича Абрамова . Во многом благодаря ему Веркола хорошо известна в России. Читатели произведений Федора Александровича хорошо знакомы с его родным селом, писатель любил свою Родину и потому с особым трепетом рисовал нам веркольские пейзажи на страницах своих книг:

«Там, внизу, за огородами — голубые разливы лугов с чернеющими шапками зародов, за лугами серебрится Пинега, а за рекой, на том берегу, высоко-высоко на красной щелье громоздятся белые развалины монастыря».

Фотограф Сергей Олюкаев

« Бревенчатые дома, разделенные широкой улицей, тесно жмутся друг к другу. Только узкие проулки да огородцы с луком и небольшой грядкой картошки — и то не у каждого дома — отделяют одну постройку от другой. Иной год пожар уносил полдеревни; но все равно новые дома, словно ища поддержки друг у друга, опять кучились как прежде».

Село Пекашино, о котором мы читаем у Абрамова, несомненно, навеяно воспоминаниями писателя о родных местах: «Пекашино распознается по лиственнице — громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на отлогом скате горы. Кто знает, ветер занес сюда летучее семя или уцелела она от тех времен, когда тут шумел еще могучий бор и курились дымные избы староверов? Во всяком случае, по загуменью, на задворках еще и теперь попадаются пни. Полуистлевшие, источенные муравьями, они могли бы многое рассказать о прошлом деревни...»

В 1973 г. в беседе с сотрудниками газеты «Правда Севера» Ф.А. Абрамов сказал: «...словно незримой пуповиной привязан я к родной Пинеге... Я не могу жить, не могу писать, если не вздохну воздуха родного края, не пройду по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми. Вот поэтому снова еду я на родину». В этих словах — ключ к пониманию этого места в судьбе и творчестве писателя. И куда бы ни забрасывала его судьба, он вновь и вновь возвращался сюда, как к живому роднику, щедро дающему не только вдохновение, но жизненную силу. Здесь его родовой корень, увековеченный в названиях полей и тропинок, — Абрамовский косик, Абрамовская (или Палладьина) межа, Абрамовские печища... 1

Здесь, в Верколе, на своей Родине, Федор Александрович и был похоронен, здесь же создан музей, носящий его имя.

Историческая справка

Веркольский приход

О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно, но несомненно, что в 1577 г он уже существовал. Первые упоминания о Верколе связаны с именем святого Артемия Веркольского - отрока, погибшего от удара молнии, тело его было найдено нетленным спустя 33 года после погребения. На месте, где были обретены мощи прав. Артемия в 1868 сооружена часовня, в 1876 реконструирована в церковь, ныне Церковь Артемия Веркольского на Ежемени. Мощи Св. Артемия были перенесены и размещены на паперти Никольской церкви (первая ли эта церковь со времени открытия при-хода, кем и когда она была построена и освящена, неизвестно). После того как в 1639 г. сгорела веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была построена часовня.

На месте сгоревшей Никольской церкви в 1697 году была построена новая. В 1869 году игумен Веркольского монастыря о.Феодосий, который немало потрудился и для обустройства обители и для духовного просвещения крестьян близлежащих селений, построил в Верколе новую деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и два причтовых дома. Она была освящена 19 февраля 1869 г.

Дальнейшая судьба этой церкви схожа с судьбами многих других церквей на Пинежье. В 30-е годы она была закрыта, в ней разместился клуб, причем сцена находилась прямо в алтаре. Затем ее приспособили под склад. Окончательно церковь была разорена в 1968 году, когда ее по частям развезли по дальним сенокосным угодьям. А в 70-е годы на месте, где находился алтарь, был поставлен памятник веркольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Веркольский монастырь

Местные жители почитали мощи Св. Артемия, от которых многие получали исцеление. Поводом для основания в Верколе обители в честь Св.Артемия послужило чудесное исцеление сына кеврольского воеводы Афанасия Пашкова от мощей Святого. В благодарность за исцеление рядом с Никольской церковью кеврольский воевода построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. В это же время сюда были присланы двое монахов. В 1649 г. монастырь был утвержден указом царя Алексея Михайловича с вручением грамоты. С этого времени начинается история Веркольского монастыря.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины XVIII века монастырь был выведен за штат. В середине XIX века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

Но, к счастью, Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но и расцвел. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство. В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.

В годы своего наивысшего расцвета (конец XIX вв) обитель выглядела так:

"Каменная церковь внутри ограды теплая, состояла из трех храмов: Главный храм во имя Св. Праведного Артемия (где почивали его мощи) освящен в 1806 году 22 января, и два придельные храма находились в передней части храма, с северной стороны во имя Св. Великомученника Артемия и с южной во имя Свят. и Чудотворца Николая. Церковь эта соединялась с колокольней, на которой помещались башенные часы. Первый деревянный храм, с кельями и трапезной посторен внутри ограды и освящен 17 декабря 1868 года во имя Чудотворной Казанской иконы Божьей Матери.

Кроме названных храмов был еще предел во имя Божьей матери Иверской, находился во 2-м ярусе каменной колокольни, над святыми вратами, освящен 21-го авгута 1877 года.

Первая часовня за оградою монастыря существовала более двух столетий, в этой часовне лежали мощи Св. Правденого Артемияда до перенесения их в обитель в 1649 году… (В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году часовня была востановлена на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.)

Келий в монастыре для братии имеелось в двух деревянных и трех каменных корпусах..

В 1897 году был построен двухэтажный каменный собор с двумя приделами: в честь Успения Богородицы и в честь Рождества Христова. (на фото ) Верхний храм в честь Успения Божией Матери при необыкновенно большом стечении народа освещал архимандрит Виталий, нижний храм в честь Рождества Христова освещал Иоанн Кронштадтский. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. (До наших дней не удалось сохранить всё великолепие храма, он частично разрушен и требует немедленной реставрации)

Вокруг обители стояла каменная ограда с 6-ю башнями, в Юго-Восточной башне и Северо-западной устроены келии для жительства, в прочие приспособлены были для хранения провизии.

С западной стороны ограды каменная колокольня со святыми вратами, по сторонам которых восемь келий в 2-х этажах. В верхнем ярусе помещались 18 колоколов весом от 2-х до 258 пудов. Колокола, звонившие с высокой колокольни, в эпоху расцвета монастыря были слышны за 50 верст жителям Суры и окрестных деревень.

Все материалы, использованные в кирпичных постройках, были монастырские. При монастыре существовал кирпичный завод. На постройку стены вокруг монастыря и колокольни ушло 1 миллион 200 тысяч единиц кирпича. Для облегчения доставки воды с реки в 1879 году Игумен Феодосий соорудил водопровод из лиственницы, забирающий воду из болотистой местности в 700 метрах от обители. В конце века монастырь был одним из крупнейших на Севере. В1890 г. он стал именоваться первоклассным.

В начале XX века в Артемиево- Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия).

На фотографии начала XX века слева от стен монастыря видны две деревянные церкви, одна из церквей- Ильи Пророка (церковь построенна в 1697, обшита тесом, первоначально бывшая приходским Георгиевским храмом села Верколы. В 1869 передана монастырю, освящена как Ильинская. В 1883 переложена и частично перестроена.) Церковь сохранилась до наших дней.

К северо-востоку от Ильинской стояла Георгиевская церковь построена в 1720. Первоначально приходской Никольский храм села Верколы, переданный монастырю в 1869 и освященный как Георгиевский. В 1883 переложена и частично перестроена. Ныне утрачена.

Артемиево-Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд других построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада.

Момент разорения веркольской обители нашел отражение в статье Олега Ларина "ПОМНИТЕ, У АБРАМОВА...":

" Можно сказать, все пинежане от мала до велика знали историю Артемия Праведного. И те, кто верил в исцеляющую силу гробницы, и кто относился к этому чуду с кривой ухмылкой, — когда весть о разорении нетленных мощей разнеслась по Пинеге (было это в разгар Гражданской войны на Севере, в декабре 1918-го), люди словно оцепенели, словно им наплевали в душу. Война — дело жестокое, но и у нее есть свои пределы! Пропагандистский трюк с разоблачением “церковных штучек” не приблизил, как рассчитывали местные руководители, а, наоборот, отшатнул от новой власти большое число сочувствующих среди крестьян, вызвал волнения в партизанских отрядах. Вскрытие гробницы было произведено не по чьей-то прихоти, а “по линии Северодвинской губернской ЧК” и с незатейливым идеологическим прикрытием как “желание всех трудовых граждан Пинежского уезда”. Предварительно оповестили население Верколы и окрестных деревень, и народу собралось много. Поначалу в Артемьевскую церковь, где хранилась серебряная рака, заходить боялись, жались вдоль стен, толпились у двух открытых входов, которые охраняли вооруженные часовые. Местная община старообрядцев — более ста человек — и послушники монастыря забыли свои раздоры: получился летучий митинг. Но председатель уездного ЧК товарищ Щеголихин (кстати говоря, бывший приказчик пинежского лесопромышленника Кыркалова, бывший кронштадтский матрос, участник штурма Зимнего, родом из здешних мест) уже засучил рукава и насупил брови, давая понять, что приступает к делу необычайной важности.

Гробницу, обшитую листовым серебром с тончайшими узорами, поставили на середину церкви. Со всех сторон ее обступили крестьяне. Щеголихин снял верхнюю крышку, не спеша заглянул внутрь — все невольно подались к нему. Но там оказалось что-то вроде детского гробика, покрытого сверху клеенкой с изображением Артемия Праведного, а под клеенкой — слежавшийся ком ваты. Когда чекистский начальник разобрал эту вату, обнаружил маленький ящик из досок, окрашенный бордовой краской. Он был перевязан крест-накрест белым шнуром, концы которого скрепляли сургучи с печатями Веркольского монастыря.

Щеголихин помедлил немного, обвел глазами собравшихся, выдержал паузу, чтобы произвести впечатление перед последней операцией, — и резким движением открыл ящик, показал его содержимое толпе. Все отшатнулись: кто-то испуганно и суетливо крестился, кто-то вытянул руки с растопыренными пальцами, чтобы не смотреть, кто-то дурашливо хохотнул...

Как потом судачили бабы, в ящике лежали обломки кирпича, горелые гвозди, фунта два пепла с пожарища — и никаких признаков детских костей. Почему нетленные мощи отрока-чудотворца превратились в мусор, не мог объяснить ни один веркольский монах. Хотя, впрочем, никто их тогда не расспрашивал: настоятель Веркольской обители отец Павел с приближенными были взяты под стражу и вместе с содержимым бордового ящика, запечатанного сургучом Пинежского уездного исполкома, отправлены в Котлас, в следственную комиссию при политотделе 6-й армии. Кто из них остался в живых — неизвестно. А на Пинеге еще долго ходили слухи, что подлинная гробница святого Артемия была предусмотрительно спрятана от большевиков служителями Веркольского монастыря. А та, что распотрошил комиссар Щеголихин, якобы являлась подделкой, которую в целях борьбы с религией изготовили сами чекисты. Эту версию подтвердили мне в 80-е годы долгожительницы села Ефимья Федоровна Клевакина и Анна Васильевна Абрамова...."

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Службы начались в Артемиевском храме. В первую очередь восстановили предел во имя святителя Николая Чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В 1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу.

В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. В монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ В НАШИ ДНИ (http://verkola.ru/about/)

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). Постоянное число трудников около 20 - 30 человек. Кто-то живет здесь совсем немного, некоторые по несколько месяцев, есть и такие, которые находятся уже не по одному году. идет восстановление обители.

Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.

(Материал подготовила

Здесь нет ежедневных экскурсий и тысяч паломников. В Артемиево-Веркольском мужском монастыре – сорок насельников. Трудники и монахи. У каждого за спиной своя история. У каждого из нас – своя дорога к Богу.

Чаще, так уж получается, в обитель приводят «скорби». У кого-то за спиной три-четыре срока заключения, у другого – наркотики, потеря близких, отсутствие жилья, работы и невозможность обрести себя в светской жизни. Одни приходят в «Верколу» на сезон, кто-то живет здесь годами и принимает монашеский постриг.

Монастырь, основанный примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия, принимает всех. Эта история о людях, чей жизненный путь непрост, о тех, кто не понаслышке знает, что такое нужда, благодарность и вера.

Фотограф Алексей Сивков

Соседу моему по келье двадцать один. Родом он из Холмогор. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. Сначала ездил несколько раз в Сийский монастырь, потом пришел сюда. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с послушанием, которое выполняется ежедневно.
Виктор интересуется геополитикой и верит в “мировой заговор”. Сходили сегодня с Витькой на вечернюю службу. “Без идеи, – говорит он, – жизнь пуста. А здесь душа успокаивается, и искуса меньше”.

Утренняя закончилась поздно. Брат Виктор по благословению батюшки стал алтарником. Пришел после службы уставший, но радостный. Говорит, что многое нужно запоминать в процессе, учиться, что называется, “с листа”, пока Феликс не уехал.
Такое послушание накладывает на трудника большую ответственность и освобождает его от хозяйственных работ на время подготовки к службе и ее проведения.
По возвращении Витька, благо, что выходной день, завалился спать. Погода тому вполне способствовала. Еще с ночи шел дождь.

Ночью идем на берег. Поезд из Архангельска приходит поздно вечером. Добраться из Карпогор до Верколы в это время можно лишь на машине, преодолев еще километров пятьдесят по проселочной грунтовке. На берегу гостей встречает Андрей.
Отец Петр ласково называет его Хароном. Ассоциация, в общем-то, рабочая. Вот только конечный пункт назначения в этом случае иной. Приезжают люди издалека душу отогреть, помолиться… Андрей на лодке переправляет паломников через Пинегу в монастырь.

Работали на поле. Ближе к обеду – вышли на берег. Песок под берцами повизгивает. Пока добирались до воды, с неба порядочно покапало. Улыбнулось солнышко над Пинегой.

Доска, цемент, краска, продукты – все доставляется в монастырь на лодке.

Вечером братия собирается вокруг экрана. Импровизированный кинозал объединяет людей разных поколений. Кино показывают на михином телефоне. На днях Василий и Виктор смотрели “Римские каникулы” Уайлера, сегодня на вечерний киносеанс заглянул пастух Николай. Миша скачал “Мир Юрского периода”.
На новость о том, что умер Михай Волонтир, отреагировал только Василий. Юноши Будулая уже не знают. Светлая память.

На первом этаже Успенского собора Артемиево-Веркольского монастыря сейчас располагается склад. Собору еще предстоят реставрационные работы.
Второй этаж используется для праздничных служб. Иван рассказывает, что здание было возведено в 19-м веке. В строительстве его принимал живое участие , который родился неподалеку, в Суре.
В советские времена собор был разграблен. На уникальных фресках и по сей день остаются “автографы”.

Отец Петр. «В миру, – рассказывает он, – музыкант, джазовый барабанщик. Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам «на зону. Стал читать, думать…»

В обители уже восемь лет. Три года назад постригся в монахи. В монастыре звонарь на колокольне и банщик. Такие послушания.

Отец Николай убирается в храме перед праздничной службой. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

В гараже стоит крест, который Игорь – наемный работник – приготовил для могилы своих близких. Мы с Володей зашли погреться.

Утром ездили собирать клюкву. На болоте, кроме дятла, долбящего по засохшему стволу дерева, ни души.

Парни из Верколы кровлю меняют в гостевом корпусе. (Ударение в названии деревни ставится на первый слог. Несколько раз уже поправляли меня).

Мы с Володей параллельно разбираем старые печные трубы в чердачных помещениях и на крыше. Кладка начала девяностых прошлого века. Именно в те годы в монастырь снова пришли монахи. После почти семидесятилетнего перерыва.

Володя – балагур. Любит пошутить. Вспоминает, как работал «на северах». Получал большие деньги. Потом возвращался из командировок, гулял, «покупал жене шубу», угощал друзей…
По осени в лесу около монастыря собирает белые грибы, сушит на печке. Когда их количество достигает необходимого объема, отправляет посылку для семьи старшего сына, который живет в Петербурге.
После развода квартиру пришлось разменять. Дети выросли. Свою «однушку» в Новгороде он сдает.

На этой фотографии монах фотографирует Монаха. Духовник Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Венедикт снимает на телефон Монаха. Кота так зовут.

Отец Иннокентий совершает ежедневный Крестный ход вокруг монастыря.

Пять утра. По пути в трапезную.

Время близится к обеду. Валера разделывает красную рыбу.

Приезжали в монастырь паломницы. Дело в зиму идет. Закрутки делали. Женское присутствие вносит в мужской коллектив определенное оживление. Даже самые суровые аскеты начинают улыбаться. В усы.

Заготовка дров для трапезной.

За огородами, напротив Успенского Храма пасется конь Иртыш.

Пока едем на заготовку дров, отец Тимофей рассказывает, что в монастырь решил пойти, еще когда отбывал заключение. Решение было осознанным. Душа просила.

Мишка – из Мурманска. Первую неделю «ломало», отходил. Отпивался чагой – настоем на березовом грибе. Говорит, что давно хотел в монастырь, а сейчас… Сейчас вовремя поехал сюда с товарищем… Иначе бы сел. В четвертый раз.

Старое кровельное железо с крыши гостевого корпуса.

Дрова привезли.

Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В самом здании корпуса до середины девяностых находилась общеобразовательная веркольская школа.
Сейчас здесь селятся паломники, коих набирается на большие праздники, говорят, до четырехсот человек.

Вечером пошли с Сахой на Пинегу. Луна почти полная. Болтали о том-о сем, “за жисть”, что называется. Жизнь в это время в монастыре замирает. Туман. Абсолютная тишина. Иногда с того берега слышен одинокий лай деревенской собаки.
У Александра новое послушание уже неделю почти – пасет небольшое монастырское стадо коров. Травы с каждым днем все меньше. Приходится уводить буренок на дальние пастбища.
Сделал несколько кадров на длинных выдержках. Вернулись ближе к одиннадцати.

В часовне отрока Артемия Веркольского, которая была возведена на предполагаемом месте обретения мощей.

Возвращаясь из часовни, свернули с дороги. На обочине три заброшенных дома. К избам ведут свежие следы – трава примята. Охотники, может, заходили передохнуть или грибники.
Среди развалов Миша обнаружил книгу. Желтые от времени и влаги страницы, распухшая картонная обложка.
Подумал, что кто-то жил здесь, купил ее, привез или получил в подарок.

” Зима – помощница наша! – сказал Павел Степанович Меншикову, докладывая о размещении гарнизона на зимних квартирах. – Противнику предстоят, ваше сиятельство, заслуженные им муки. Они явились к нам, думая “Крымскую операцию” кончить… в два штурма. Теперь, ваше сиятельство, если еще не сбита британская спесь, то сбит их напор… Надежды на нашу армию поднимают дух обороняющих Севастополь!”

“Сказание о флотоводце”, написанное в середине прошлого века, решили все же оставить на месте. Михаил предпочитает “Маленького принца” экзюперишного. С иллюстрациями.

В одном из заброшенных домов близ часовни.

Вася (Великий) повествует о своих мирских похождениях за чашкой чая.

На болоте. Мох.

Серега выбирает губернатора.

Уборка храма.

Замена кровли на гостевом корпусе.

Утреннее.

Вечернее.

Миха потянул на разгрузке продуктов спину. Решил «отвисеться» на перекладине. Скоро почти год, как он в монастыре. Привез его сюда крестный. Подальше от «цивилизованной» столицы.
«Бывших наркоманов не бывает, – говорит Михаил, – а потому пока никуда не поеду».

Зашел «на огонек» уже почти перед сном. На фото: послушник Сергий, трудники – Александр и Сергей. Вечернее чаепитие в келье.

Отец Иннокентий и конюх Кирилл.

Виктор в ожидании ключей от храма.

На Воскресную службу из-за реки приезжают жители деревни. Настоятель фотографировать во время службы благословения не давал. Снимаю из-за двери.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве