Заключают эффективный контракт. Образец эффективного договора (эффективный контракт)

В последнее время все чаще звучат призывы о необходимости перехода на эффективный контракт. Несмотря на наличие многочисленных нормативных актов, регламентирующих процедуру его заключения, содержание контракта вызывает множество вопросов на практике.

Фото взято с сайта.

Сегодня в образовательных организациях проводится активная работа по введению эффективных контрактов. Такой контракт станет инструментом управления персоналом и качеством образования. Но так ли эффективен эффективный контракт?

Система образования с каждым годом совершенствуется: принимаются новые стандарты, разрабатывается новая нормативная база. Законодателем было введено и такое понятие, как «эффективный контракт».

Но многие работники образовательной сферы привыкли к определенным условиям и не понимают смысла введения таких новшеств. В основном это связано с отсутствием недостаточной информированности, в частности, касательно вопроса распределения стимулирующих выплат.

Так что же такое эффективный контракт?

На законодательном уровне термин «эффективный контракт» раскрывается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012–2018 годы.

Согласно Программе под эффективным контрактом подразумевается «трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки».

Внимание! Эффективный контракт не является новой формой трудового договора и содержит общие характеристики, определенные в ст. 57 ТК РФ .

Эффективные контракты могут заключаться с работниками организаций, финансируемых из государственного или местного бюджета (педагоги, врачи и др.). Внедрение такого контракта связано с целью установления прямой взаимосвязи между зарплатой работника и качеством оказываемых им услуг.

В чем суть эффективного контракта?

  1. Не изменяет условий трудового договора как формы реализации социально трудовых отношений.
  2. Срочность контракта определяется на усмотрение работодателя.
  3. Может быть обеспечен как финансово, так и путем иного материального стимулирования.
  4. Может быть заключен с конкретным лицом или с группой лиц (например, в рамках подготовки проекта).
  5. Не является стимулирующей выплатой для всех работников.

Многие положения до сих пор достаточно не проработаны законодателем.

«Эффективный контракт без проработки смысловых вопросов, связанных с содержанием и организацией образовательного процесса, фактически становится под вопросом».
Л.Н. Духанина, депутат ГД РФ.

Давайте разберемся, какими документами предусмотрен процесс введения эффективного контракта.

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р.
  3. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р.
  4. Приказ Минтруда РФ № 167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Показатели (критерии) эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления.

Алгоритм действий

Эффективный контракт с работником предполагает осуществление определенной организационной и административной работы руководителя организации.

Отметим два случая оформления эффективного контракта:

  1. С новыми сотрудниками при приеме работодатель заключает новый трудовой договор (расширенный, т.е. эффективный контракт).
  2. С работниками, которые раннее состояли в трудовых отношениях с работодателем. В данном случае необходимо заключить дополнительное соглашение к уже имеющемуся трудовому договору.

И трудовой договор, и дополнительное соглашение заключаются в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись.

Внимание! Во втором случае необходимо предупредить работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее, чем за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). Но при согласии работника соглашение к трудовому договору может быть заключено и ранее (ст. 72 ТК РФ).

Обязательно прописывается в эффективном контракте:

Должностные обязанности работника в полном объеме (по должности в соответствии со штатным расписанием, специальности с указанием квалификации, с указанием конкретного вида работы);
основные критерии оценки эффективности его работы (количественные и качественные);
порядок оплаты труда с привязкой к результатам (условия тарифной ставки, оклада, доплат, надбавок и т.п.); рекомендуется конкретизировать условия компенсационных и стимулирующих выплат (наименование, размер, факторы, обусловливающие получение выплаты, периодичность и др.);
меры социальной поддержки (условие об обязательном социальном страховании работника и др.);
сроки.

Основные этапы.

  1. Подготовительный. Нужно понимать, что сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Для начала вам нужно внести изменения в следующие локальные акты организации:
    в положение об оплате труда;
    в положение о порядке установления стимулирующих выплат, содержащих показатели и критерии оценки эффективности труда работников;
    в коллективный договор;
    в правила внутреннего трудового распорядка.

Важно обсудить такие изменения на собрании работников образовательной организации. Руководителю целесообразно создать комиссию по проведению работы, связанной с введением эффективного контракта.

Кроме того, необходимо разработать критерии и показатели эффективности, а также проанализировать трудовые договоры с работниками на их соответствие нормам об эффективном контракте. При необходимости в них нужно внести изменения.

Остановимся на критериях эффективности.

Без предварительной разработки таких критериев нельзя приступать к заключению эффективного контракта. Образовательная организация должна наметить ориентиры развития в соответствии с государственным заданием, а также убедиться, что она располагает ресурсами, необходимыми для осуществления качественного образования.
Руководителю необходимо установить критерии оценки качества труда работников, количество времени, которое педагог затрачивает на работу, а также определить уровень сложности работы пропорционально заработной плате.
Эффективность труда является определяющим фактором при назначении дополнительного вознаграждения, поэтому такими критериями могут являться стаж, хорошие показатели учеников на экзаменах и т.п.

Существуют рекомендации Минтруда России по разработке критериев эффективности. Согласно им при определении таких критериев должно учитываться:
соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;
соблюдение этических норм;
участие в методической работе и инновационной деятельности организации;
участие в конкурсах;
отсутствие жалоб на качество предоставляемых услуг;
и др.

Таким образом, если работник будет уверен в том, что за выполнение конкретной функции он получит определенную заработную плату, он будет стремиться качественнее выполнять свою работу.

2. Внедренческий. На данном этапе происходит оформление трудовых отношений путем заключения эффективного контракта. Как было отмечено ранее, заключается либо новый договор, либо дополнительное соглашение.

Прежде, чем заключать контракт, нужно понять его структуру.

Основные составляющие:
общие положения;
предмет договора;
права и обязанности работника и работодателя;
оплата труда;
время работы и отдыха;
социальное страхование;
ответственность сторон;
сроки.

Где можно ознакомиться с типовой формой контракта?

  1. Для педагогических работников: приложение № 3 Распоряжения Правительства от 26.11.2012 № 2190.
  2. Для руководителей образовательных организаций: форма в Постановлении Правительства от 12.04.2013 № 329.
  3. С уже заполненной формой под каждого работника вы можете ознакомиться на нашем сайте «Директория» .

Один из ключевых вопросов - оплата труда.

В эффективном контракте должны быть указаны выплаты и условия их назначения для конкретного работника.

Особое внимание необходимо уделить стимулирующим надбавкам, так как они устанавливают взаимозависимость заработной платы и качества услуг. Выплаты, как правило, зависят от достижения установленных значений. Поэтому в эффективный контракт должны включаться критерии эффективности труда и порядок начисления таких надбавок. Также необходимо издать приказ о стимулирующих выплатах с указанием конкретной суммы выплаты в соответствии с полученными работником баллами.

На практике наиболее проблемной является конкретизация выплат компенсационного и стимулирующего характера. Минтруд в своих рекомендациях раскрывает данные виды выплат и их характеристики.

С выплатами компенсационного характера все действительно прозрачно, а вот показатели стимулирующего характера вызывают вопросы. Кроме понятия «качество», все параметры явно не относятся к стимулирующим.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения.

Также один из основных вопросов - срок заключения.

В отношении срока применяются нормы трудового законодательства(ст. 58 ТК РФ) . Эффективный контракт по общему правилу должен заключаться на неопределенный срок, но не менее одного года.

Внимание! Имеются и исключения, предусмотренные трудовым законодательством(ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

3. И, наконец, третий этап - аналитический.

Здесь происходит мониторинг уровня заработной платы в соответствии с «дорожной картой». «Дорожные карты» разрабатываются субъектами РФ и муниципалитетами.
На данном этапе руководитель осуществляет адресную поддержку работников за высокие результаты.

Особенности и «подводные камни»

Для начала давайте разберемся, в чем принципиальное отличие эффективного контракта от трудового договора?

Основное отличие - конкретизация в эффективном контракте должностных обязанностей и разные виды выплат помимо оклада в отношении конкретного работника.

Основные изменения касаются и того, каким образом определять стимулирующие выплаты. Отличие заключается в степени детализации того, как прописаны стимулирующие выплаты.

Также принципиально новым является включение в эффективный контракт формулировки «критерии и показатели эффективности». Изменения показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников нельзя отнести к изменениям организационных или технологических условий труда. Поэтому детализация таких показателей должна быть разумной, и в контракт необходимо включать только выплаты, которые будут регулярными и стабильными в соответствии с указанными критериями.

Основные нюансы.

Несомненными плюсами для работников являются:
совершенствование оплаты труда;
формирование Фонда оплаты труда в организации;
самостоятельное формирование штатного расписания организации с учетом объема полученных средств;
введение стимулирующей части за достижение результата и повышение качества работы;
детальное понимание работником своей трудовой функции.

Но эффективный контракт, как и любое нововведение, имеет и некоторые недостатки:
неправильное определение показателей качества работы или критериев их оценки, которое может привести к неэффективности всей системы в целом;
дополнительные затраты времени на проработку критериев эффективности и системы оценки качества работ;
переход на НСОТ может привести к недостаточности средств Фонда оплаты труда, так как зачастую в нем не учитываются стимулирующие выплаты.

Какие проблемы могут возникнуть?

Во-первых, несвоевременная проработка критериев и показателей эффективности и поспешное заключение эффективного контракта могут привести к неправомерному выполнению работником его функций.
Также критерии эффективности, с которыми работника своевременно не ознакомили, могут послужить фактором лишения его дополнительных выплат.

Для определения эффективности работы сотрудника нужна система количественных показателей, которая будет учитывать конкретные виды работ и трудозатратность. Такая система должна иметь понятный алгоритм подсчета.

Эффективный контракт должен объединить действия профстандартов и системы оценки качества и поощрения работников

На наш взгляд, для того, чтобы эффективный контракт был эффективен, по данному параметру требуется изменение системы стимулирования.Необходимо упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующие работников к качественному выполнению трудовых обязанностей.

В рамках развития кадрового потенциала должны быть разработаны такие квалификационные требования к работникам, которые будут соответствовать современным требованиям к качеству образовательных услуг.

Заметим, что эффективный контракт не позволит повысить заработную плату работникам в полной мере без увеличения Фонда оплаты труда или сокращения численности штатов работников.
Эффективный контракт пока лишь инструмент управления персоналом, но не инструмент управления качеством.

Эффективный контракт не так уж и страшен!

Как любое преобразование он имеет определенные проблемы. К его внедрению нужно подойти спокойно и обдуманно. Если ваша организация активно адаптируется ко всем изменениям, не стоит тянуть и с внедрением эффективного контракта!

Реформы в сфере образования - тема для активных дискуссий. В числе популярных направлений деятельности законодателя, связанных с данной отраслью, - внедрение института заключения эффективных трудовых контрактов. Для образовательной сферы подобная инициатива достаточно необычна - главным образом в силу того, что предполагается оценка работы учителей школ, исходя из неких объективных критериев. Что такое эффективный контракт? Насколько сложным может быть его внедрение в российских школах?

Акцент на качестве обучения

Основные провозглашаемые цели российских законодателей, которые ввели в оборот такой термин, как "эффективный контракт в образовании", - повышение уровня доходов работников сферы образования, а также улучшение качества преподавания предметов в школах. При этом, как считают многие эксперты, власти решили сделать акцент именно на второй цели, так как доходы учителей в целом за последние несколько лет выросли. Точно так же как, в частности, улучшилась инфраструктура учреждений - вследствие роста бюджетного финансирования. Теперь на очереди, как, вероятно, считает законодатель, повышение эффективности обучения.

Суть эффективного контракта

Основная идея, с целью реализации которой появился эффективный контракт в образовании, - привязать экономические показатели (то есть зарплату учителя) к критериям качества выполняемой им работы. Речь идет о составлении трудового договора с соответствующей структурой и условиями, прозрачными и понятными каждому учителю.

Эволюция внедрения новой практики

Впервые идеи о том, что зарплату учителя имеет смысл поставить в зависимость от качества его работы, широкой публике стали известны в конце 2000-х. В 2012 году была начата реализация одного из первых этапов программы, основные принципы которой были сформированы в президентском Указе "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Сначала были разработаны целевые эффективности работы, прежде всего, сотрудников школ на руководящих должностях. На данном этапе в учреждениях образования прорабатывается структура эффективных контрактов соотносительно со спецификой выполнения трудовых функций всех специалистов. На третьей стадии реализации программы предполагается, что эффективный контракт педагога будет в массовом порядке внедряться в трудовую практику. Ориентировочный срок, к которому выполнение данной задачи должно быть завершено, - 2018 год. В некоторых регионах России школы и другие образовательной сферы начали разработку отражающих процесс перехода к новым стандартам "дорожных карт". В соответствии с ними система эффективного контракта в образовании будет внедряться.

Законодательный аспект

Термин "эффективный контракт", однако, до сих пор не фигурирует в российском законодательстве. Он встречается в СМИ, в некоторых ведомственных рекомендациях, но как такового закрепления на уровне федеральных правовых актов пока что не получил. Таким образом, как считают некоторые эксперты, смысл такого явления, как эффективный контракт в образовании, - в структурировании трудового договора (содержание которого, в свою очередь, регулируется соответствующим Кодексом) так, чтобы, исходя из его текста, было ясно, какова зависимость между зарплатой учителя и качеством преподавания.

Суть инициативы

Но если в законе не сказано, что такое эффективный контракт в образовании, то каковы его возможные признаки, исходя из сущности программной инициативы, о которой шла речь выше? Эксперты полагают, что отличительная специфика трудовых договоров в рамках новой системы может характеризоваться следующими признаками.

  • Во-первых, каждое учебное заведение должно иметь ориентиры в аспекте целевых показателей эффективности на уровне государственного задания (которое формулируется в корректной и понятной для конкретного учреждения форме) вышестоящим органом власти.
  • Во-вторых, форма эффективного контракта в образовании должна быть составлена в должной степени логично и структурированно. Так, чтобы каждый учитель видел, какие конкретно для его тематики деятельности критерии есть и каких стандартов ему следует придерживаться в образовательном процессе. Адаптированные к программе новые трудовые договоры должны в полной мере отражать обязанности сотрудника школы, критерии оценки и оплаты его труда.
  • В-третьих, в школах должны иметься ресурсы, необходимые для выполнения учителями работы требуемого качества. То есть, если речь идет об углубленном изучении географии, то учебные классы должны быть снабжены соответствующими картами или иметь доступ к соответствующего качества электронным ресурсам. Если необходимо изучать литературу на примере редких произведений, то таковые книги должны иметься в школьной библиотеке.

Ожидания

Чего, собственно говоря, ожидает законодатель, вводя эффективный трудовой контракт в образовании? По мнению некоторых экспертов, цели властей могут быть связаны не только с повышением эффективности оплаты труда, но также и с приданием особой привлекательности, прежде всего, для молодых специалистов. Которые хотят видеть перспективы в выборе той или иной сферы деятельности.

Эффективный трудовой контракт при грамотном его составлении и, что немаловажно, при доказанной практике его действенности может сыграть положительную роль в привлечении внимания со стороны перспективных специалистов.

Основные проблемы

Практический переход к системе корреляции между качеством образования и оплатой труда сотрудников школ может быть затруднен отсутствием стандартизации в подходах к оценке работы учителей. Критерии эффективного контракта в образовании в целом достаточно рамочные. Нормы оплаты труда, как считают многие эксперты, даже сейчас устанавливаются подчас не вполне объективно. Есть прецеденты, когда учителя при несопоставимом уровне профессиональной подготовки имеют одинаковую зарплату. Или очень разную при соизмеримой квалификации.

Критерии эффективного контракта в образовании - не единственный проблемный аспект внедрения новшеств. Дело в том, что далеко не все учителя сами желают перемен. Даже те, которые в силу необъективности оценок могут иметь зарплату ниже, чем могли бы. Дело здесь в том, что они считают, что профессия учителя - не из числа тех, что подлежат какому-то измерению в рациональных единицах или иных критериях в привязке к показателям. Очень многое, считают преподаватели школ, дается ученикам вне основного контекста уроков - такие вещи, как внимание, воспитание, разделение опыта в решении каких-то проблем. За это эффективный контракт в образовании отвечать не может.

Еще одна группа возможных проблем в ходе реализации новшеств - риски, связанные с чрезмерным бюрократизмом. Дело в том, что при реализации программы перевода учителей на эффективный контракт речь идет о распределении, прежде всего, бюджетного финансирования. Контролирующие структуры при Министерстве образования и муниципальных отраслевых структурах, вероятно, будут желать вести мониторинг эффективности освоения средств из казны. Это, скорее всего, будет сопровождаться необходимость составлять многочисленные отчетные документы - и делать это будут, вероятно, сами учителя. Скорее всего, в рабочее время. И вполне может получиться так, что учитель может быть в большей степени замотивирован составить красивый отчет, чем качественно подготовиться к уроку.

Методические ориентиры

Выше мы уже сказали, что стандартизованных (принятых на уровне федерального законодательства) критериев, которые должны содержаться в трудовых договорах, пока не выработано. Есть только рекомендуемые методические ориентиры. Перечислим некоторые из них.

1. Форма эффективного контракта в образовании должны быть составлена таким образом, чтобы показатели качества работы были в целом взаимно равновесны. То есть нежелательно в составлении соответствующих критериев делать уклон на какие-то конкретно. Потому как учитель, углубившись в работу, направленную на соответствие им, может упустить из виду выполнение других важных задач. Ключевые критерии эффективности должны быть проработаны, исходя из равной их значимости.

2. Показатели качества работы должны быть конкретизированы, а не звучать абстрактно. Это необязательно какие-то цифры - более того, слишком сильно увлекаться количественными характеристиками, как полагают некоторые эксперты, не всегда целесообразно. Не следует ставить показателем эффективности, к примеру, количество оценок "отлично" за четверть. Преподаватель может, если того пожелает, ставить их как угодно много. Однако критерии должны быть сформулированы так, чтобы по факту выполнения учителем такой-то работы она однозначно определялась как эффективная. Например, это может быть работа по обеспечению полного выполнения домашних заданий по литературе. Критерий эффективности - как вариант, отсутствие двоек за несделанную домашнюю работу в дневниках.

3. Проверяемость показателей качества. То есть они, а также соответствующие критерии должны быть такого свойства, чтобы руководство школы однозначно идентифицировало их достоверность. Например, не самый лучший показатель качества - проведение уроков в дружелюбной атмосфере, однако вполне допустимый - использование методов психофизической разгрузки по окончании занятий 3 раза в неделю.

В среде экспертов есть две точки зрения, отражающие отношение в расстановке акцентов при выработке критериев, о которых идет речь. В соответствии с первой - школа должна подходить к определению параметров качества как можно более локально, учитывая специфику возложенных задач на конкретное учебное заведение. Другая точка зрения предполагает, что чрезмерная локализация затруднит, прежде всего, взаимодействие с проверяющими органами, в результате чего тот самый риск бюрократии может только вырасти - ведомства будут уделять таким учебным заведениям больше внимания. Поэтому, возможно, имеет смысл руководствоваться стандартами, задаваемыми на уровне учредителей государственных и муниципальных школ.

Составление эффективного контракта

Попробуем изучить нюансы практического внедрения в документооборот школы такого элемента, как эффективный контракт в образовании. Образец заполнения должен соответствовать критериям Трудового кодекса, потому как нанимать сотрудников на постоянную работу можно при исключительном соответствии контрактов нормам ТК РФ. Следующий нюанс, который должен содержать эффективный контракт в образовании, образец заполнения которого будет внедряться в школе, - собственно, критерии. Каких-то строгих законодательных ориентиров, как мы уже сказали выше, здесь не предусмотрено. Однако мы можем взять за основу ряд методических рекомендаций на базе ведомственных писем Министерства образования.

Итак, внедрение эффективного контракта в образовании, образец которого мы сейчас изучаем, должно предусматривать показатели качества, а также критерии, по которым оценивается соответствие работы сотрудника школы заданным целям. С точки зрения документального оформления источники соответствующих параметров могут выглядеть как приложение к трудовому договору.

Возьмем вариант, при котором стоит задача определить эффективность работы руководящих специалистов, поскольку соответствующие к настоящему моменту разработаны не только в теории, они внедрены во многих российских школах на практике в рамках первого этапа реализации программы. Директора практически всех школ России знают, что такое эффективный контракт в образовании просто потому, что они уже подписали его. У них есть реальный опыт работы в рамках соответствия ключевым параметрам качества. В свою очередь, если нам нужно составить адаптированный для должности учителя эффективный контракт в образовании, образец такового будет содержать слишком много теоретических формулировок.

Критерии качества

В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.

Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:

Отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;

Нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;

Государственное или выполнено в полном объеме;

Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:

Процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);

Отсутствие жалоб на собраниях.

В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:

Функционирование сайта школы;

Публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;

Информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.

В-четвертых, показателем качества может быть привлечение молодых специалистов. Критерии здесь:

Процент молодых специалистов в штате школы;

Проработанный механизм стимулирования эффективной работы учителей, только что пришедших в учебное заведение;

Наличие внутренней программы наставничества.

Это очень условный пример эффективного контракта в образовании в части показателей качества и соответствующих им критериев. Отражает он, как мы уже сказали выше, специфику работы руководства школы. Но приблизительный ориентир главным образом в аспекте структуры соответствующего договора мы получили.

Требования к документу

Итак, если мы составляем эффективный контракт в образовании, образец заполнения данного документа должен будет соответствовать следующим основным требованиям.

1. Ключевые положения договора должны полностью отражать предписания Трудового Кодекса. Это - основная часть контракта.

2. Должны быть прописаны показатели качества и критерии, на основе которых ведется оценка соответствия работы сотрудника школы своим должностным обязанностям. Это должным образом оформленное приложение к трудовому договору.

В числе наиболее полезных для сотрудников российских школ источников права, которые могут помочь подробнее изучить эффективный контракт в образовании (что это такое, в чем заключается, что сдержит), можно указать письма Минобрнауки.

По мнению ряда экспертов, те стандарты, которые предполагается издать к моменту начала массового перевода специалистов школ на работу по новым критериям, могут быть применимы не только для средних учебных заведений, но и иного рода образовательных учреждений. Так, вполне могут быть внедрены эффективные контракты в дошкольном образовании, несмотря на то, что специфика детских садов, конечно же, делает работу их сотрудников достаточно несхожей с целями и задачами, которые стоят перед учителями.

Также, как отмечают некоторые эксперты, эффективность должна стать основой для предоставления образовательных услуг не только на уровне государственных и муниципальных школ, но также и в частных учебных заведениях. А также тех, которые в силу своего профиля относятся к учреждениям дополнительного образования. Для работы специалистов, занятых в таких учебных заведениях, также может потребоваться составление специализированных трудовых договоров. Эффективный контракт педагога дополнительного образования, вероятно, будет характеризоваться иными критериями, чем таковой для сотрудника средней школы.

Критика

Выше мы отметили, что не все учителя довольны инициативой законодателя, касающейся перевода работы на эффективную основу. С чем связаны подобные настроения? Одну из причин мы назвали - неготовность многих учителей делить работу на ту, что подлежит рациональной оценке, и ту, которая делается вне конкретных величин, однако, как предполагается, на пользу образовательному процессу.

Другая точка несогласия в данном вопросе - соразмерность задач, возложенных на преподавателей, и величины требуемых ресурсов в аспекте труда и времени. Многие учителя считают, что новые стандарты будут более требовательны с точки зрения трудовых вложений при фактически той же оплате работы. Это может оттолкнуть от рассмотрения перспектив работы в этой сфере молодых специалистов, которые могут найти более эффективный с точки зрения компенсаций способ реализации своих талантов.

Еще один момент, не устраивающий некоторых учителей, - непонятно, как в новой схеме будет учитываться опыт преподавателя. Как известно, эту величину измерить трудно. Более того, не всегда очевидно, как конкретно ресурс в виде опыта может себя проявлять, поскольку он во многих случаях - инструмент локального применения. Эффективные контракты, в свою очередь, требует постоянного воспроизводства методик, которые могут и не быть прямо связаны с уровнем опыта конкретного учителя.

Трудовой договор и эффективный контракт, это весьма схожие понятия. Оба они регулируют условия труда и особенности получения оплаты за работу. Кроме того, указанные понятия включают и социальные гарантии для сотрудников и предполагают установление других значимых обстоятельств.

Профессиональный договор и эффективный контракт предусмотрены существующими трудовым нормами. Поэтому, работодатели имеют право определять любую удобную для них форму взаимоотношений с персоналом. При этом эффективное соглашение имеет немало существенных особенностей. И для лучшего понимая вопроса, данные характерные черты следует более досконально проанализировать.

Что такое работа по трудовому договору в формате эффективного контракта?

Указанный формат предполагает подробное установление нескольких важных обстоятельств для работника. При этом основой существования правоотношений между работодателем и сотрудниками, является именно трудовой договор. Это основной документ, которым оформляется соглашение между сторонами.

Среди особенностей данного вида отношений, следует указать основные:

  • следует очень подробно оговорить основания назначения премий работникам. Необходимо не просто предусмотреть их возможность, а детально регламентировать их. Работники должны четко знать, каких результатов они должны добиться, чтобы получить премиальное вознаграждение;
  • нужно также подробно установить и закрепить в соглашении вредные факторы трудовой деятельности. Вместе с указанными факторами нужно описать и вопросы о переработке, ее компенсирования. Все, что выходит за пределы обычной деятельности лица, должно быть детально оговорено в соглашении;
  • наличие социальных гарантий предполагается ТК РФ. Но закон не содержит подробных норм, которые бы устанавливали социальные гарантии для всех категорий работников. Поэтому, эффективный контракт подразумевает указание социальных гарантий для той или иной должности.

Таким образом, данная форма отношений является конкретизацией обычного соглашения о работе между сотрудником и работодателем.

Отличие трудового договора от эффективного контракта

Эффективный контракт это трудовой договор с работником в котором конкретизированы все основные моменты оплаты выполненной работы и получения социальных гарантий.

Таким образом, указанные понятия никоим образом не противоречат друг другу. Дело в том, что соглашение представляет собой общую форму урегулирования правоотношений сторон. А указанный контракт делает его более подробным.

Поэтому, их заключают с работниками, в деятельности которых важны конкретные результаты или показатели работы. Например, их часто заключают с педагогическими сотрудниками, персоналом фабрик и подобных производственных предприятий. Это позволяет удобно и довольно просто оценивать результаты деятельности каждого.

Исходя от таких результатов, работодатель решает вопрос о премировании персонала. Кроме того, сотрудники получают возможность точно знать свои гарантии.


Доп соглашение к трудовому договору о переходе на эффективный контракт – зачем заключается

Дополнительное соглашение к трудовому договору при переходе на эффективный контракт заключается в любом случае. Это необходимо, поскольку оформлять новое основное соглашение нецелесообразно.

Соответственно, изменения следует закреплять именно дополнительным соглашением. Указанный распорядительный акт позволяет оформить новые условия зачисления средств и поощрения персонала наиболее удобным образом.

В дополнительном документе прописываются новые правила премирования, перечисляются и подробно описываются гарантии работникам и отражаются другие важные обстоятельства.

Примерная форма трудового договора эффективного контракта – образец

Заключать и разрабатывать положения о вознаграждении персонала, проводить переход на новые правила деятельности, поручается кадровой службе совместно с бухгалтерией.

Например компенсационные зачисления не просто провозглашаются. Они детально описываются. Устанавливается их название, основания зачисления и возможные размеры. Кроме того, обязательно расписывается, от чего зависит назначение того или иного размера компенсационных перечислений.

Помимо указанных условий, следует описать порядок предоставления оплачиваемых или неоплачиваемых отпусков. Нужно расписать обстоятельства, от которых зависит длительность отпуска и сроки его предоставления.

Указанный бланк представляет собой типовой бланк. Это официальный образец документа и его можно использовать всем организациям любой организационной и правовой формы.


Эффективный контракт в образовании - программная правительственная инициатива повышения заработной платы педработников соответственно качеству их труда. Эффективный контракт является дополнением к трудовому договору и подразумевает выработку критериев эффективности для каждого специалиста.

Департамент бюджетной политики зафиксировал, что число работников бюджетной сферы за последние пять лет сократилось на 8%, при этом наблюдается обратно пропорциональная зависимость: чем выше расходы на эту сферу, тем медленнее повышается качество образовательных услуг. Так, было инициировано появление эффективного контракта - дополнительного соглашения, заключаемого с педагогическими работниками.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» Вы можете узнать все подробности о том: - Как избежать распространенных ошибок при переходе на эффективный контракт (ВАЖНО) В журнал «Справочник заместителя директора школы» Вам дадут хорошие советы, о том: - Как изменить школьную программу с 2019 года с учетом новых ФГОС (рекомендации экспертов)

Новшество продиктовано:

  • общегосударственной политикой экономии;
  • желанием простимулировать самообразование, саморазвитие педработников и повышение их трудовой эффективности;
  • стремлением к оптимизации расходов в бюджетной сфере;
  • планомерным ростом оплаты труда педагогов.

Допсоглашение вызвано программной инициативной привязки заработной платы работников бюджетной сферы к качеству услуг, которые они оказывают.

Эффективный контракт в школе

Впервые о повышении оплаты труда бюджетников соответственно его эффективности и объему заговорили в начале 2000-х, но первые шаги в этом направлении были сделаны только в 2012 году. Государственная программа поэтапного совершенствования принципов расчета оплаты труда педагогических работников, внедренная в 2012, рассчитана на шесть-семь лет. Планировалось, что к 2018 году новый контракт будет повсеместно внедрен в образовательные учреждения среднего звена.

На данный момент контрактная инициатива получила смешанные отзывы и противоречивые реакции. Согласно одной версии, вдвое сократилось число учителей, которые довольны своей работой и ее оплатой, а благосостояние каждого 10 педагога не только не улучшилось, а даже ухудшилось. По другой, уровень благосостояния педработников все же вырос в связи с внедрением новой концепции и в 1,5 раза сократилось число учителей, которые желают сменить работу. Эксперты прогнозируют, что внедрение системы потребует 2-3% российского ВВП к 2020 году, что может стать большой проблемой для экономики страны.

Нормативная база вопроса включает ряд достаточно документов, в числе которых госпрограмма «Развитие образования» на 2013-2020 годы и план мероприятий. К несчастью, нередко администрация и учителя не имеют полного представления о порядке внедрения эффективного контракта в образование.

Общегосударственный курс на создание системы конкурентоспособных зарплат предусматривает переход на эффективный контракт сперва представителей школьной администрации и его педагогического коллектива, а после и учебно-воспитательного (библиотекарь, электроник, педагог дополнительного образования), и обслуживающего персонала (сторож, сантехник, электрик). Существует мнение, что программная инициатива была введена, чтобы сделать профессию педагога престижнее и тем самым привлечь в образовательные учреждения молодые кадры. Результативность новшества будет доказана только на практике и при правильном составлении документа.

Из вышесказанного следует, что эффективный контракт - разновидность трудового договора с работником образовательной сферы, регламентирующая:

  • условия оплаты труда;
  • должностные функции;
  • критерии проверки эффективности труда;
  • качество оказываемых педработником услуг;
  • меры соцподдержки.

Эффективный контракт в образовании: что это такое?

Контрактная инициатива заключается в том, что:

  1. Соглашение не отменяет действие трудового договора и не изменяет его условия в качестве формы осуществления трудовых отношений.
  2. Работодатель устанавливает сроки действия контрактного соглашения.
  3. Обеспечивается посредством материального стимулирования и финансово.
  4. Допсоглашение заключается группой лиц или конкретным работником.
  5. Не выступает в качестве стимулирующей выплаты для всех педработников.

Она требует проработки множества положений и смысловых вопросов касательно организации и содержания процесса образования.

От трудового договора эффективный контракт отличает конкретизация должностных обязанностей и выплат соответственно ним, а также детализация стимулирующих выплат. В контрактном соглашении появляется понятие «показатели и критерии эффективности», которые юристы не относят к изменениям технологических и организационных условий труда. Следовательно, в документе перечисляются выплаты, которые, согласно указанным критериям, будут носить стабильный и регулярный характер. Правительственная инициатива имеет свои положительные и негативные аспекты.

Все участники образовательного процесса должны понимать, что такое эффективный контракт в образовании. Программная инициатива предполагает, что:

  • Образовательные учреждения выберут ориентиры в отношении показателей эффективности реализации госзадания.
  • Будет составлена структурированная и логичная форма эффективного контракта, которая будет лишена двойственности трактовки, а каждый ее участник будет четко осознавать, какие стандарты перед ним поставлены. Обновленные трудовые соглашения будут адаптированы к программе, отражая функции работника, критерии их оценки и систему оплаты.
  • Особенно важны материальные и человеческие ресурсы, которые необходимы для достижения поставленных критериев качества труда. Если критерии предполагают углубленное изучение английского языка, в школе должны быть соответствующие книги, электронные ресурсы, таблицы, если речь идет о физвоспитании, спортивный зал должен быть оснащен необходимым инвентарем и оборудованием.

В образование требует подписания соглашения между работником и работодателем, которое проводят:

  • при приеме на работу заключается трудовой договор, соответствующий требованиям ТК РФ;
  • с педработниками, которые уже состоят в трудовых отношениях в данном ОУ, заключается соглашение, дополняющее трудовой договор (при этом не позднее, чем за два месяца, сотрудника предупреждают об изменении условий трудового договора).

По мере разработки критериев и показателей эффективности выполнения трудовых функций рекомендовано заключение допсоглашений, которые определят условия и размеры стимулирующих выплат. Этот процесс, согласно Программе, должен осуществляться в 2016-2018 годах - до конца текущего года. Допсоглашение заключается в письменной форме в двух экземплярах, чтобы после один из них хранился у работодателя, а второй - под роспись получал работник.

Образец эффективного контракта с педагогическими работниками 2018-2019

Согласно ст. 72 ТК РФ, правки в трудовой договор вносятся по обоюдному согласию сторон, если они не ухудшают условия труда и положение работника по сравнению с тем, что установлено соглашениями и коллективным договором.

Нормативный аспект введения эффективного контракта

Сложности внедрения новой политики оплаты услуг начинаются с того, что в российской законодательной базе до сих пор не фигурирует понятие «эффективный контракт», которое чаще используют представители СМИ или ведомственных структур. Однако определение программной инициативы дано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р.

Эксперты считают, что новый договор призван структурировать трудовые отношения, закрепив взаимосвязь между качеством преподавания и оплатой труда. Документ регулирует трудовые отношения между педработником и администрацией ОУ при условии, что в трудовых договорах учредитель утвердил показали контроля эффективности работы при наличии госзаказа, а работодатель, в свою очередь, утвердил:

  • систему педработников, чтобы оценивать качество и количество труда;
  • принципы оплаты труда с учетом сложности, качества и количества затраченного труда;
  • особенности нормирования труда педработников.

Юристы сходятся во мнениях, что контрактная программная инициатива соответствует ст. 57 ТК РФ, но не является новой правовой формой существующего ранее трудового договора. На законодательном уровне переход трудового договора на эффективный контракт в образовании упоминается в ст. 74 ТК РФ. Изменения возможны в одностороннем порядке по инициативе работодателя, если при этом не меняются трудовые функции работника, а только технологические или организационные условия труда. В этом случае работодатель должен обосновать неотвратимость внедрения изменений, указать их причины (допустима ссылка на Программу совершенствования оплаты труда).

Принципы новой госполитики отражаются в большей степени в корректировке системы оплаты. Важно понимать, что указанная выше статья Трудового кодекса подобный переход не регламентирует. Главная причина - положения Программы совершенствования оплаты труда, которая затрагивает систему оценки эффективности работы специалистов государственных учреждений.

Составление документа: разработка критериев эффективности

Текст договора об эффективном контракте не стандартизирован на федеральном уровне, отсюда у руководителей образовательных учреждений возникают сложности с составлением документа. Методисты рекомендуют:

  • Составлять документ так, чтобы различные критерии эффективного контракта в образовании были равновесны, в противном случае педработнику придется делать акцент лишь на один аспект деятельности, что соответствовать заявленным критериям, а важные задачи будут им упущены. Ключевые критерии должны выделяться соразмерно их значимости.
  • Нужно максимально конкретизировать показатели качества, чтобы они не выглядели абстрактными и не трактовались двусмысленно. При этом вовсе необязательно приравнивать эти показатели к цифрам и значениям (числу отличных оценок за четверть или количеству проведенных внеклассных мероприятий). Лучше, чтобы критерии были сформулированы таким образом, чтобы определялась эффективность работы (например, чтобы в классе не было двоек, чтобы выполнялись все домашние задания).
  • Показатели, которые могут быть проверены и оценены. Не стоит выносить в качестве критерия эффективности дружелюбность или открытость атмосферы урока, лучше заменить его на более предметный, например, применение методов психофизической разгрузки.

При разработке критериев нужно учитывать локальные параметры и задачи, которые поставлены перед конкретным учреждением, но не увлекаться локализацией, чтобы не затруднить работу проверяющих органов, вынужденных уделять такому ОУ повышенное внимание. Заключать допсоглашение без разработки критериев эффективности нельзя.

Руководитель ОУ оценивает, сколько времени педработник тратит на выполнение своих функций, насколько сложна его работа, а после устанавливает критерии времени и оценки качества труда. Фактором, определяющим размер вознаграждения, становится эффективность труда . Министерство труда выдвинуло рекомендации по разработке критериев. Во внимание следует принимать:

  • насколько педработник соблюдает трудовую дисциплину, следует нормам морали и этики;
  • участие специалиста в инновационной и методработе;
  • насколько активно он участвует в конкурсах профессионального мастерства;
  • наличие и отсутствие жалоб на качество педагогической деятельности.

Минобрнауки выдвинул руководителям ОУ ряд показателей качества касаемо образовательных учреждений.

Подобный перечень является ярким примером эффективного контракта в школе в контексте показателей качества и критериев соответствия ему, отражая специфику работы школьной администрации.

В документе следует отразить ряд положений

Трудовые функции педработника Эффективный контракт, в отличие от стандартного трудового договора, требует строго перечисления трудовых функций работника в теле документа, а не ссылки на типовую должностную инструкцию.
Критерии эффективности труда

Необходимо прописать:

  • насколько педагог мотивирован к работе;
  • в какой мере он владеет современными педагогическими технологиями;
  • как вовлечен в школьную жизнь;
  • насколько готов к систематической работе над повышением профессиональной квалификации, самообучению и саморазвитию;
  • наличие творческого потенциала и навыков рационально распределять силы и время.
Стимулирующие выплаты Важна прозрачность описания механизма начисления ставок. В этом разделе недопустимо двойственность понятий, чтобы работник и работодатель не могли трактовать их по-разному. должны быть такими, чтобы педработники получали заработные платы, соответствующие ставкам специалистов из других экономических областей.

Поскольку цель введения эффективного контракта в сферу образования - повышение заработной платы сотрудников соответственно результативности их труда, все категории работников, которые будут следовать новому общегосударственному курсу, будут получать баллы, из которых после будет сформирован показатель их эффективности.

Система оплаты труда согласно контрактной инициативе

Внедрение эффективного контракта в систему образования главным образом ставит целью повышение оплаты труда педагогических работников соразмерно качеству оказываемых ими услуг. Новая программная инициатива предполагает дифференциацию оплаты труда специалистам, выполняющим различную по временным и трудозатратам работу.

Ключевым фактором, стимулирующим рабочий процесс, является система расчета заработной платы, которая, согласно контрактной инициативе, предполагает выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Первые не вызывают сложности и являются достаточно прозрачными, тогда как вторые провоцируют немало вопросов. Размер заработной платы педработника по отношению к целевому значению может колебаться в большую или меньшую сторону, в зависимости от качества, количества, сложности работы и квалификации специалисты.

Определяя размеры и условия начисления выплат по контрактной инициативе стоит со ссылками на локальные нормативные акты и критерии оценки эффективности. Размер выплат устанавливают либо в баллах, процентах и иных единицах, либо предусматривают фиксированную сумму в рублях, что прописывается в договоре.

Эксперты предлагают формировать заработную плату педработника из пяти выплат:

  1. базовый оклад - гарантированная часть, которая должна составлять 70-80% целевого уровня;
  2. выплаты компенсационного характера за дополнительную работу и условия труда;
  3. специальные выплаты (например, за классное руководство);
  4. постоянные выплаты стимулирующего характера (за почетные звания или квалификацию);
  5. по результатам труда.

Структура заработной платы предполагает, что 30% будет платиться за качество труда, а 70% - за его количество. Пока свои коррективы вносит Фонд оплаты труда, ресурсы которого ограничены, потому если один педагог стал работать качественнее, чтобы повысить ему заработную плату, другому придется ее снизить, что не может не вызывать критику.

Эффективный контракт подразумевает указание типа и размера выплат, а также условия назначения их конкретному специалисту. Чтобы получить стимулирующие надбавки, педработнику следует достичь установленных значений эффективности. В связи с получением педработником определенного количества баллов, издается приказ о стимулирующих выплатах, в котором указывается назначенная ему сумма выплаты.

Переход на эффективный контракт в ОУ: последовательность действий

Работодателю важно действовать последовательно, чтобы соблюсти нормы действующего законодательства и рационально тратить время и силы. Порядок перехода на эффективный контракт в образовании:

  1. Формируется комиссия по организации внедрения новой политики. Членами комиссии становятся педработники и администрация.
  2. Анализируются показатели эффективности труда, которые были предложены и утверждены учредителем, а после внесены в муниципальное задание.
  3. Комиссия знакомится с принципами оценивания и мониторинга достижений показателей, которые были утверждены для организации учредителем.
  4. Чтобы сотрудники ОУ благосклонно восприняли нововведение, следует провести разъяснительную работу, ответить на все вопросы работников учреждения касательно .
  5. На официальном сайте ОУ создается раздел «Оценка эффективности деятельности учреждения», в котором фиксируется нормативная база документов касательно вопроса перехода.
  6. Действующие трудовые договора, заключенные с сотрудниками, должны быть проанализированы на предмет соответствия Приказу Минтруда РФ № 167н и ст. 57 ТК РФ.
  7. Показатели эффективности выполнения обязанностей работниками должны быть систематизированы, а на основании разработанных критериев необходимо изменить положения о стимулирующих выплатах и охране труда.
  8. Локальные акты, которые регулируют заработную плату совместно с профсоюзным комитетом пересматриваются и заново утверждаются. В них должны отражаться трудовые функции работников и уровень оплаты труда.
  9. По утвержденной форме составляется индивидуальное трудовое соглашение с каждым работником, в котором указываются критерии эффективности труда.
  10. Должностные инструкции меняются, о чем необходимо уведомить сотрудников. С педработниками заключаются допсоглашения.

Допсоглашение с руководителем образовательного учреждения

Как уже говорилось, новая политика затрагивает не только педработников, но и администрацию, и технический персонал ОУ. Первыми, кто освоил контрактную инициативу, стали директора школ. Они были пионерами в работе в рамках критериев качества, составленными для них Минобрнауки.

Примером для коллег и подчиненных должен быть директор школы. Эффективный контракт с руководителем образовательного учреждения заключается по новому образцу трудовых соглашений, как того предусматривают действующие законодательные нормы.

С руководителем, который уже состоит в трудовых отношениях с ОУ, заключается новый трудовой договор по типовой форме или допсоглашение к уже действующему документу. Аналогичное соглашение заключается с лицом, замещающим руководителя ОУ. Сотрудников, занимающих руководящие должности, вносят в общий штат, а договор с ними заключается от имени образовательного учреждения в лице представителя.

Текст документа формируется, исходя из обязанностей руководителя, который выполняет не только административные функции, но и при желании может иметь учебную нагрузку. К сожалению, до сих пор нет унитарных форм контракта для директора школы, а для перехода на новую политику следует дополнить трудовой договор еще одним соглашением, которое будет соответствовать Уставу ОУ и работника.

В дополнительном соглашении следует указать:

  1. Общие положения - информация о степени занятости работника на данной должности, объем рабочей и учебной нагрузки, инструментарий и материалы, которые специалист получил под свою ответственность для выполнения профессиональных обязанностей при вступлении в должность.
  2. Обязанности - согласно новому контракту для руководителя ОУ не предусмотрено изменение трудовых обязательств, но изменения в законодательстве, которые неизбежны в связи с переходом на контрактную систему, меняют ход административной и педагогической работы, появляются новые задачи, требующие времени на их решение. Управленец-руководитель должен демонстрировать глубокие знания в области трудового права, тесно сотрудничать с профсоюзом. В контексте этого трудовые функции директора могут меняться, что должно отражаться в допсоглашении.
  3. Права - традиционно остаются неизменными и соответствуют законодательству РФ.
  4. Принципы оплаты и начисления стимулирующих выплат. Этот раздел соглашения чаще формируют в виде таблицы, что позволяет избежать двойственности в понимании тех или иных значений.

Как и рядовые педработники, заработная плата директора, согласно контракту, складывается из базового оклада и дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера. Последние начисляются на соответствие критериям качества, к которым можно отнести:

  • контроль за соблюдением в школе правил охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм;
  • активное участие в деятельности по улучшению инфраструктуры и оснащенности ОУ;
  • работа по укреплению кадровой и материально-технической базы учреждения;
  • обеспечение бесперебойной работы школы;
  • отсутствие жалоб от подчиненных, учеников и родителей, нареканий в актах проверяющих органов;
  • своевременное и точное ведение внутренней документации;
  • самореализация и систематическое повышение квалификации.

Проблемы и критика внедрения эффективного контракта до конца 2018 года

В правительственных рекомендациях переход на контракт описывается просто - достаточно не «спать» на работе, а стремиться достичь определенных показателей, однако некоторые районные и городские школы за несколько лет так и не смогли построить подобную систему. Учителя во многом остаются консерваторами, потому внедрение новшеств они встречают по меньшей мере прохладно, а чаще резко негативно. Педагоги считают. что учительский труд невозможно измерять показателями успешности учеников или какими-либо рациональными единицами. От учителей школьники получают не только знания, которые могут быть оценены критериями контракта, но и воспитательное влияние, и внимание, которые не измеряются показателями.

Школы, которые в числе первых внедрили программную инициативу, столкнулись с тремя проблемами:

  1. ОУ выполняли рекомендации по формированию комиссии, разработке показателей эффективности, системы мониторинга, вели в коллективе активную разъяснительную политику, но не достигли успеха. Многочисленные категории и большое число баллов затрудняют их подсчет, что отнимает немало времени. Руководители ОУ сошлись в том, что даже для небольшой организации с 50-65 работниками подсчет занимает несколько рабочих дней.
  2. Подсчет баллов за участие в профессиональных конкурсах, проведение внеклассных мероприятий, поездок, за большое число победителей олимпиад и конкурсов для педработников был налажен и понятен учителям. Учебно-воспитательный и технический персонал не попадает под подобные критерии, что стало проблемой для подсчета баллов и внедрения контракта.
  3. Так называемое «кумовство» или несправедливо высокая оценка эффективности приближенных к руководителю ОУ сотрудников может снизить мотивацию тех педработников, которые трудились и старались больше. На данном этапе прозрачность эффективного контракта на местах остается условной и зависит от порядочности школьной администрации.

Многие педработники до сих пор не знают, что такое эффективный контракт в образовании, их смущает отсутствие стандартизации во внедрении этой инициативы и оценке учительского труда. Рамочные критерии эффективности, по мнению некоторых экспертов, не всегда объективно устанавливаются (например, зафиксированы прецеденты, когда специалисты с разным уровнем профессиональной подготовки имеют одинаковую заработную плату).

Некоторые учителя считают несоразмерными фактическую оплату труда и временные затраты, необходимые для выполнения задач согласно более требовательной контрактной инициативе. Следовательно, это не привлекает, а отталкивает молодые кадры, которые ищут более существенную компенсацию затраченных усилий и монетизацию собственных талантов.

  • Изменить систему стимулирующих выплат: упразднить постоянные, которые классифицируются как стимулирующие, но на деле не мотивируют работника.
  • Разработать квалификационные требования для развития кадров, которым должны будут соответствовать требованиям к современному образованию.

Вместе с тем остается загадкой, каким образом будет учтен преподавательский опыт, величину которого невозможно измерить. Программная инициатива строится на регулярном воспроизводстве методик, не связанных с опытом конкретного педагога. Если критерии эффективности были проработаны несвоевременно, а контракт заключен поспешно, педработник может выполнять свои функции неправомерно. Учителя могут лишить положенных ему дополнительных выплат, если его несвоевременно ознакомили с критериями эффективности.

Критики утверждают, что новая политика даст старательным работникам прибавку к зарплате в размере 3-4 тысяч рублей, что кардинальным образом не повлияет на благосостояние учителей или школьных библиотекарей. В контексте этого многие педработники вероятнее всего предпочтут больше зарабатывать за счет репетиторства, чтобы избавить себя от утомительной бюрократии подсчета баллов согласно эффективному контракту.

Чрезмерный бюрократизм процесса становится преградой для реализации новшества. Контрактная инициатива предполагает распределение бюджетных средств, потому на уровне Министерства образования планируется ведение мониторинга эффективности распределения средств, что повлечет за собой сложную и многоэтапную отчетность, вести которую нужно будет педагогам или администрации, таким образом, они будут в большей степени мотивированы на составление правильного отчета, чем на подготовку к уроку.

Ключевой сложностью перехода становится поиск финансирования на оплату труда по новому образцу. Дополнительная нагрузка, а именно так выглядит увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, вероятнее всего станет непосильной ношей для региональных и федерального бюджетов. Без сокращения штатов и увеличения Фонда оплаты труда невозможно существенное повышение заработных плат. В 2013 году из федерального бюджета уже было выделено дополнительных 28,1% средств на покрытие возросших заработных плат бюджетников, в 2014 - 30%, в 2015 - 17,3%, в 2016 - 12,4%, в 2017 - 10,5%.

Итоги введения контрактной инициативы

На данный момент эффективный контракт выступает не инструментом управления качеством, а инструментом управления персоналом. Аналитики оценивают не только статистические данные, но и интервью с работниками бюджетной сферы. На высшей школе контрактная инициатива сказалась негативно: штат работников был сокращен, нагрузка увеличилась, из-за чего пострадало качество услуг, хотя оклады оставшихся педагогов выросли. В средней школе аналогичные сложности: каждый второй педработник жалуется на повышение нагрузки, которая возникла из-за сокращения техперсонала и преподавательского состава.

Проблема совместительства по-прежнему осталась: разница между заработными платами учителей в рамках региона настолько значительная, что многие из них отдают предпочтение репетиторству или полной смене деятельности. Однако статистика нивелирует эти проблемы, поскольку средние показатели скрывают разницу: например, минимальная зарплата составляет 16 тыс. рублей, максимальная 48 тыс. рублей, а средняя - 32 тыс. Так, внедрение контракта спровоцировало массовое недовольство заработной платой среди учителей.

Вместе с тем директора школ заявляют, что для привлечения первоклассных специалистов и лучших выпускников вузов, заработную плату следует поднимать не на 20-50%, а минимум в 2-3 раза. В связи этим, каждый пятый учитель регулярно занимается репетиторством или подрабатывает на иной работе, каждый третий делает это нерегулярно. Выходит, что эффективный контракт, который должен был полностью сконцентрировать внимание учителя на подготовке к урокам, со своей задачей не справился.

Зачем нужен переход на эффективный контракт в культуре? Как ввести эффективный контракт в культуре? Что должен содержать образец эффективного контракта работника культуры?

Не так давно Правительство России разработало меры, позволяющие увеличитель производительность труда в сфере культуры. В частности, было рекомендовано переходить на эффективный контракт в культуре. Это позволит полностью изменить подход к начислению заработной платы – сделать ее дифференцированной, полностью зависящей от выполненных объемов и качественных показателей. Эффективный контракт в учреждениях культуры должен стимулировать работников выполнять свои обязанности лучше, стремиться поднять показатели качества, а также позволит руководству выявить ненужные должности, отсеять непрофессиональных работников.

Нормативная база при введении эффективного контракта в культуре

Эффективный контракт в культуре должен стимулировать работника предоставлять качественные услуги, тем самым, повышая уровень своих доходов. Совершенствование профессиональных навыков, выполнение установленных планов, стимуляция к новаторским решениям – все это будет учитываться в новой системе оплаты труда . Но помимо повышения заработной платы, эффективный контракт в культуре, образец заполнения которого Правительство России представило в своем распоряжении от 26.11.2012 № 2190-р – главный инструмент в реализации намеченных реформ:

  • Заинтересовать общество пользоваться качественными услугами сферы культуры – посещать театры, цирки, библиотеки, учреждения досугового типа, зоопарки. Развитие личности, повышение интереса в государственных и муниципальных услугах.
  • Вовлечь подрастающее поколение к массовым культурным мероприятиям. Организации культуры должны разрабатывать просветительские мероприятия для учреждений образования.
  • Повысить количество лауреатов различных конкурсов (международных) и фестивалей в сфере культуры.

Эффективный контракт в культуре предполагает разработку критериев оценки в зависимости о специфики организации. Именно эти «баллы» и сформируют уровень оклада каждого работника.

Переход на эффективный контракт в культуре

Эффективный контракт в учреждениях культуры подразумевает новый подход к трудовым отношениям. Основной документ должен конкретизировать:

  • Должностные обязанности – прописываются в новом соглашении, а не в должностной инструкции.
  • Условия оплаты труда – периодичность стимулирующих выплат, критерии оценки, показатель эффективности, размер вознаграждения в зависимости от поставленных и выполненных задач.

Эффективный контракт в культуре должен установить прямую связь между оплатой труда и эффективностью деятельности. К тому же документ позволит создать оптимальные условия труда – конкретизированы обязанности, а за достижения высоких показателей будут выплачиваться стимулирующие надбавки.

Эффективный контракт в учреждениях культуры – как осуществить переход?

Эффективный контракт в культуре внедряется с соблюдением определенных условий. Если речь идет об уже работающих специалистах, то необходимо:

  • За 2 месяца до внедрения нововведений вручить уведомление об изменениях в договоре, касающихся условий оплаты труда (ст. 72 ТК РФ).
  • Разработать соглашение к существующему договору – оговорить новые условия труда для каждого сотрудника.
  • Издать приказ. Он сообщит о переходе на эффективный контракт в культуре, что повлечет внедрение новой системы оценки труда.
  • Создать комиссию, разрабатывающую критерии оценки (показатели) эффективности работы персонала.
  • Внести изменения в локальные акты – должностные инструкции, правила трудового распорядка, коллективные договоры.
  • Указать конечный срок перехода на эффективный контракт в культуре.

Персонал отказывается подписать соглашение – работодатель предлагает вакантную должность (при ее наличии). Несогласие на работу в новых условиях может послужить основанием для увольнения сотрудника (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

При трудоустройстве нового сотрудника необходимо сразу заключать разработанную форму эффективного контракта.

Эффективный контракт в культуре – это не новый вид трудовых правоотношений. Это внесение необходимых изменений в договор, связанных с обязанностями работника и начислением заработной платы.

Образец эффективного контракта работника культуры

Новый тип соглашения разрабатывается для каждой конкретной организации с учетом вида деятельности и отраслевых особенностей. Образец заполнения эффективного контракта для всей сферы культуры должен содержать:

  • Трудовые обязанности каждого сотрудника.
  • Оценки (баллы) и показатели эффективности при выполнении профессиональных обязанностей.
  • Размеры начисляемых выплат (стимулирующих).
  • Условия получения «компенсаций» за качественное выполнение обязанностей.
  • Период выплат стимулирующих начислений – месяц, квартал, год.
  • Эффективный контракт в культуре может содержать сведения о необходимости повышения квалификации на конкретной должности. А также штрафные санкции за неисполнение условий соглашения на новых условиях.

Обратите внимание

Отметим, что образец эффективного контракта работника культуры должен разрабатываться на основании федеральных и региональных нормативных актов и других правовых документов, не ущемляя права работника. Предварительно стоит разработать критерии эффективности труда и утвердить их в установленном законом порядке.

Практика показывает, что персонал часто не готов принимать новые условия труда, опасаясь штрафных санкций и невозможности выполнить обязательства по договору. Для устранения возражений стоит провести разъяснительную работу. Такой подход позволит показать сотрудникам, что эффективный контракт в культуре – шанс повысить уровень своего дохода и вырасти как профессионал.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с