Дополнительное образование в школе: программы и направления. Дополнительная образовательная программа работы кружка «Пресс-центр

В школе - это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей - это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа - официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

1. Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что онанаправлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. П огружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Занятия проводятся:

С подгруппой детей (12 - 15 человек);

1 раз в неделю (вторник);

В группе;

Длительность занятий 30 минут.

Формы занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия.

Методы и приемы: игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская ».

1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)

2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

Правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

Технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

Определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

О свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

О культуре некоторых стран (Япония, Китай);

Правила композиционного построения изображений.

Дети умеют:

Работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

Правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

Использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

Использовать схемы при изготовлении поделок;

Подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

Творчески подходить к выполнению задания;

Видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы :

1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Полную версию работы можно .

Дополнительная образовательная программа

работы кружка

«Пресс-центр»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10-17 лет

Срок реализации программы: один год обучения при нагрузке 1 час в неделю

Пункт реализации программы: МКОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района Ставропольского края

Год разработки программы: 2015

Введение.

Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.

В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.

Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Кружок «Пресс-центр» состоит из группы юных корреспондентов и Совета редколлегии общешкольной газеты «Пятнашка».

Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой редакцию общешкольной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (редактор, художник, корректор, наборщик и пр.). Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в районную газету «Рассвет» администрации Туркменского района Ставропольского края и публикуются на сайте пресс-центра МКОУ СОШ №3 «Школьный мир» (gribanova- ir.narod.ru). Сбор материала, юными корреспондентами происходит во время проведения различных школьных мероприятий, спортивных соревнований, экскурсий, походов и т.д.

Пояснительная записка

Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского пресс-центра.

Цель курса: расширение информационного пространства школы

Основными задачами курса являются:

организация детского объединения (пресс-центра) в образовательном учреждении, как необхо-димого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способно-стей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;

создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интере-сам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печа-ти;

систематическая подготовка и издание информационной газеты «Пятнашка».

Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.

Программа ориентирована на дополнительное образование детей 10-17 лет и рассчитана на один год обучения при нагрузке 1 час в неделю.

Программа нацелена на создание условий для формирования умения практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре, работы с компьютером, необходимыми программами

Принципы деятельности пресс-центра:

принцип демократического общения;

принцип объективного и корректного освещения информации;

принцип творческого подхода к оформлению номеров газеты;

принцип оперативности;

принцип независимости.

В процессе занятий по данной программе члены кружка получат следующие знания и умения.

Знания:

основные жанры прессы;

специфику создания заметок, статей разных жанров;

законы построения номера школьной газеты;

принципы организации рубрики в газете;

особенности речевой организации школьной газеты.

Умения:

логично излагать материал;

создавать различные по жанру заметки и статьи;

проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;

брать интервью и оформлять его;

уметь создавать циклы статей на определённую тематику;

правильно строить текст.

Методы обучения и воспитания:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)

Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).

Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)

Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Средства обучения и воспитания:

Материальные (плакаты, таблицы)

Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).

Виды деятельности обучающихся:

теоретические занятия

творческий практикум

работа с прессой

работа со справочной литературой

анкетирование

социологический опрос

экскурсии

встречи с журналистами

участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах

выпуск школьной газеты «Пятнашка»

Организационная структура пресс-центра
Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов.
К исключительным полномочиям собрания относятся:
- принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений,
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора,
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты и листовки работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»(gribanova- ir.narod.ru)

Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием.

Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру.

Тематические блоки занятий предполагают обучение членов пресс-центра по направлениям:

♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);

♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;

♦ отбор и редактирование материалов;

♦ фотокорреспонденция;

♦ изучение общественного мнения (социология).

Тематический план работы и основное содержание программы кружка

Тема занятия

Основное содержание

часы

теория

практика

Журналистика как вид деятельности и профессия

Профессия журналист.

Понятие о различных видах прессы. Первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Знакомство с детскими и молодежными изданиями.

Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.

Имидж журналиста

Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести членов школьного Пресс-центра.

Основные жанры журналистики , школьная пресса

Какой бывает школьная газета?

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Содержание школьной газеты. Источники информации. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты.

Что такое стенгазета?

Изготовление стенгазеты

Основные жанры журналистики.

Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждениесозданного материала.

Что такое интервью?

Правила подготовки и ведения ин-тервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью. Подготовка интервью.

Выпуск газеты «Пятнашка»

Подбор тем для школьной газеты. Обработка полученного материала и оформление.

Помощники журналиста.

Знакомство с техникой, помогающей журнали-сту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с ком-пьютером, принтером, ксероксом, фотоаппаратом.

Практика.

Практические навыки журналиста - навыки работы за компьютером (текстовый редактор MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePublisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)

Выпуск газеты «Пятнашка»

Подбор тем для школьной газеты.

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты.

Основные жанры журналистики

«Журналистский опрос»

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа».

«Секреты профессии»

Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.

«Что? Где? Когда?»

Методы сбора информации. Собственные на-блюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор ин-формации для журналистской публикации.

Создание журналистского текста.

Школьная пресса

Выпуск газеты «Пятнашка»

Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной газеты.

Искусство оформления

Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

Практика.

Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты.

«На охоту за новостями»

Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить текст.

Изучение общественного мнения/социология

Практика

Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

Выпуск газеты «Пятнашка»

Обработка результатов. Оформление полученных результатов для школьной газеты.

Фотокорреспонденция в школьной прессе

«Оформление газеты»

Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной газеты.

Практика

Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты.

Школьная пресса

Выпуск газеты «Пятнашка»

Обсуждение и сбор материалов для будущего номера школьной газеты.

Практика

Сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.

Итоги

Ожидаемый результат

уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репор-тажи, заметки);

освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;

познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;

быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналист-кой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж;

составлять фоторепортаж.

В конце обучения каждый воспитанник подготовит не ме-нее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве органи-затора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.

Перспективы развития

Участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра и его сайта.

Организация регулярного издания школьной газеты.

Систематическая работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»

Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.

Создание школьной летописи.

Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.

Распространение опыта среди школ района, области.

Участие в творческих конкурсах ЦОР и компьютерной графики.

    Календарно - тематический планкружка «Пресс-центр»

Тема занятия

Профессия журналист.

Практика.

Имидж журналиста

Какой бывает школьная газета?

Что такое стенгазета? (практика)

Основные жанры журналистики.

Что такое интервью?

Выпуск газеты «Пятнашка»

Практика

Помощники журналиста.

Практика.

Практика.

Выпуск газеты «Пятнашка»

Оформление и моделирование газеты

«Журналистский опрос»

«Секреты профессии»

«Что? Где? Когда?»

Выпуск газеты «Пятнашка»

Искусство оформления

Искусство оформления

Практика

Практика

Практика

«На охоту за новостями»

Практика

Практика

Практика (подготовка материала для газеты)

Практика (поиск и анализ анкет)

Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

Выпуск газеты «Пятнашка»

Практика

«Оформление газеты»

Выпуск газеты «Пятнашка»

Практика

Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год.

График выпуска общешкольной газеты «Пятнашка»

№ газеты

Тематический номер, посвящённый началу учебного года.

Сентябрь

Новости школы

Тематический номер, посвящённый Дню пожилого человека и Дню Учителя

Новости школы

Тематический номер, посвящённый Дню конституции, декаде филологии и искусства в школе

Новости школы

Тематический номер, посвящённый Новогодним праздникам

Новости школы

Тематический номер, посвящённый Дню защитника Отечества

Тематический номер, посвящённый Международному женскому дню

Новости школы

Номер, посвящённый концу учебного года и подготовке к экзаменам

Тематический номер, посвящённый дню Победы

Новости школы

Схема взаимосвязей пресс-центра

Сайт пресс-центра «Школьный мир»

и школьная газета «Пятнашка»

Родители, общественность поселкапоселка

Сельская библиотека

Управляющий совет МКОУ «Камбулатская СОШ»

Пресс-центр

Администрация, педагоги, специалисты школы

Пресс-центры школ района

Районная газета «Рассвет»

Источники информации

Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.

Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. - М.: Галерия, 2002.- 472 с.

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с.

Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. - М.

М. Мирошниченко. Азбука журналистики.

Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999

Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”

Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.

Ресурсы Интернета

СагманС. Microsoft Office 2000. - М.:ДМКПресс, 2002. - 672 с.:ил. (Серия “Самоучитель).

В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы в том, что она направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности.

Так же актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа кружка «Радуга» предназначена и разработана для детей начальной школы (1-4 классы) от 7 до 11 лет. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем художественных способностей.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической и декоративно-прикладной деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Накануне каждого праздника проходит выставка детских работ: новогодние открытки, карнавальные маски, рисунки. Выставка постоянно обновляется, что позволяет учащимся испытывать радость и чувство успеха от проделанной работы.

Программа рассчитана на 128 часов:

  • 1 год – 28 часов (1 час в неделю);
  • 2 год – 33 часа (1 час в неделю);
  • 3 год - 33 часа (1 час в неделю);
  • 4 год - 33 часа (1 час в неделю).

Продолжительность 1 занятия – 1 час.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными и декоративно-прикладными средствами.

Задачи:

  • Развивать воображения, фантазии, художественного вкуса;
  • расширять методов познания окружающей действительности;
  • формировать культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
  • воспитывать нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  • приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью через виды декоративно-прикладного искусства и дизайн, развивать важнейшие способности.
  • Помогать увидеть школьникам деятельность художника в доме, на улице, в общественных местах.
  • Учить работать индивидуально и в коллективе.

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Разделы

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение

  1. Знать технику безопасно-сти;
  2. Заинтересовать детей.

«Фантазируй и развивайся». Основная часть

  1. Уметь аккуратно, ровно вырезать ножницами;
  2. уметь правильно держать в руках кисточку, каран-даш, ножницы;
  3. уметь составлять простой орнамент из геометрических фигур;
  4. знать различные техники лепки (барильеф, плос-костная и объемная лепка);
  5. знать народные промыслы (матрешка);

Заключение

  1. уметь работать коллектив-но;
  2. развитие моторики паль-чиков;
  3. развитие воображения и фантазии ребенка.

Учебно-тематический план (1 год обучения)


Показаны публикации 1-10 из 65 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира , полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо вобрал в себя все лучшие качества спортивной игры : и простоту и зрелищность, и доступность,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»

Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности для...» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до...


Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины по мотивам народного искусства используя технику рельефной лепки; 2. Продолжать учить детей пользоваться стекой, удаляя лишнюю глину;...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В.Г.Белинский. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»


Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и...

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль 1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1.Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение ветки ели с шишками, прорисовывать контуры простым карандашом. Закрепить навык раскрашивания изображения полусухой жесткой кистью. Итог...

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве