Дж кук что открыл и когда. Кругосветные плавания Джеймса Кука

Кук (Cook), Джеймс – знаменитый английский мореплаватель (1728-1779). Сын фермера, он был отдан в обучение к торговцу, но, поссорившись с хозяином, начал свое мореходное поприще с 13-ти лет семилетней службой на одном угольном судне. С 1755 поступил в английский флот; в 1759 был уже офицером, в годы Семилетней войны принимал участие в осаде Квебека; в 1763-67 занимался съемкой и описью берегов Ньюфаундленда.

В 1768 Кук был отправлен в качестве начальника судна «Endeavour» к островам Таити для научных исследований, между прочим, для наблюдения прохождения планеты Венеры через диск солнца и вычисления расстояния солнца от земли. Исполнив эту задачу при помощи находившихся с ним астрономов и произведя описание островов, названных им островами Товарищества, Кук повернул на юг, исследовал и занес на карту берега Новой Зеландии, считавшейся тогда частью предполагавшегося южного материка, достиг восточного берега Австралии, сделал его съемку на протяжении около 2000 вёрст и объявил страну английской собственностью. Совершая одно открытие за другим, он прошел через Торресов пролив, доказав, что Австралия отделена от Новой Гвинеи, а затем через Батавию и мыс Доброй Надежды вернулся в Европу (1771).

Портрет Джеймса Кука. Художник Н. Дэнс, 1775-1776

Здесь ему была поручена новая экспедиция уже на двух суднах («Resolution» и «Adventure») для решения вопроса о существовании южного континента (Антарктиды). Джеймс Кук покинул Плимут в 1772 и через Капштадт направился к югу, но льдины вынудили его повернуть к Новой Зеландии. В следующем году он вновь поплыл к югу; буря разлучила его с другим вверенным ему судном. Кук достиг 71° 10" южной широты, когда ему пришлось прекратить дальнейшее плавание из-за льдов и повернуть на север. При этом им было открыто множество тихоокеанских островов от Маркизских на востоке до Новой Каледонии и Новых Гебрид на западе, после чего, обогнув Южную Америку, он открыл ещё несколько островов на юге Атлантического океана и вернулся в Англию (1774).

Третье путешествие Кука было совершено после назначения английским парламентом премии за открытие северного прохода из Атлантического океана в Тихий. Эту задачу принял на себя Кук в 1776 с двумя кораблями («Resolution» и «Discovery»). Он последовал через мыс Доброй Надежды, Новую Зеландию и Таити, а отсюда на север. Открыв тут в 1778 острова, названные Сандвичевыми (Гавайские острова), и плывя далее вдоль берега Северной Америки, Кук прошел через Берингов пролив, но на 74° 44" северной широты льды преградили ему дальнейший путь.

По возвращении на Гавайские острова Кук сперва вступил в дружеские переговоры с местными жителями, но 13 февраля 1779 г. одна английская шлюпка была задержана туземцами. На следующий день Кук отправился на берег, чтобы попытаться получить ее обратно. Туземцы всполошились; нечаянный выстрел одного англичанина убил их вождя. Тогда дикари напали на европейцев. В схватке были убиты 4 матроса и Кук. Не удалось даже забрать его останки, съеденные жителями. Только кости адмирала позже были найдены.

Три кругосветных путешествия Джеймса Кука. Первое обозначено красными стрелками, второе - зелёными, третье - синими

Три кругосветных путешествия Джеймса Кука открыли больше земель и выяснили строение и расположение океанов, морей, континентов и островов лучше, чем какие-либо иные экспедиции. Куку принадлежит место в истории географии, равное Колумбу и Магеллану . Описания всех его трех путешествий, полных глубокого научного интереса, издавались много раз не только на английском, но и на многих европейских языках, в том числе и на русском. Лондонское королевское общество, чьим членом Кук состоял с 1775, издало ряд его весьма ценных специальных трудов, тем более изумительных, что Кук не имел правильного научного образования.

26 августа 1768 г., в плавание по Тихому океану отправился капитан Джеймс Кук. Согласно официальным сообщениям, Кук должен был провести астрономические наблюдения, но у капитана было и другое задание - выяснить, существует ли южный материк.

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 г. в семье небогатого фермера. В 18 лет он неожиданно увлекся морскими странствиями и поступил юнгой на корабль, перевозивший уголь. Через девять лет он уже в совершенстве мог управлять такими посудинами. Но он предпочел оставить торговый флот и опять стал рядовым матросом на Королевском военноморском флоте. Через два года он уже был капитаном собственного корабля. В 1768-1779 гг. Джеймс Кук совершил три тихоокеанских путешествия. Он проплыл от антарктических вод до Северного Ледовитого океана. Кук совершил прорыв в исследовании южных морей, дав их первое систематическое и достоверное картографическое описание. Составленные им карты позволили сделать вывод, что там находится не единый массив суши, а отдельные земли.

Секретное задание

В XVIII в. европейцы почти ничего не знали о южной части Тихого океана. Со времен античности географы верили, что в южном полушарии находится большой материк, простирающийся от Южного полюса до тропиков. В 1768 г. капитан Королевского военно-морского флота Джеймс Кук получил задание возглавить научную экспедицию, отправляющуюся в Тихий океан для наблюдения за прохождением 3 июня 1769 г. Венеры между Землей и Солнцем. На самом деле английское правительство интересовал неизвестный южный материк, на котором предполагалось обнаружить богатые залежи полезных ископаемых.

Корабль «Индевор» не отличался ни красотой, ни быстроходностью, зато был очень прочным

Кук настоял на том, чтобы в плавание отправился большой прочный корабль-углевоз. На борту этого судна, которое называлось «Индевор», было достаточно места для команды из 94 человек, включавшей также натуралистов, астронома и других «джентльменов-исследователей», как в то время называли ученых. Во время плаваний ученые составили карты, на которые были нанесены открытые земли, зарисовали и описали новые виды растений, а также собрали ценные сведения о народах, населяющих острова Тихого океана.

Здоровье экипажа

Кук следил, чтобы во время плавания в рационе моряков были продукты, богатые витаминами, а корабли сверкали чистотой.

Джеймс Кук очень заботился о здоровье своего экипажа и следил за тем, чтобы среди взятых запасов продовольствия было огромное количество квашеной капусты и лука, а также апельсинов и лимонов, которые должны были стать заменой свежих овощей. В результате цинга - болезнь, связанная с недостатком витаминов, косившая моряков в долгих плаваниях, - почти не встречалась на судах Кука. Везде, где было можно, Кук приказывал своим людям собирать богатые витаминами дикие травы. Кроме того, Кук строго требовал от своих людей чистоплотности: каждый день он проверял, вымыты ли руки у моряков его экипажа и оставлял без ежедневной порции спиртного тех, кто забывал о гигиене.

В первой экспедиции капитана Джеймса Кука в южные воды принимал участие сэр Джозеф Бэнкс - ботаник, путешественник, покровитель науки и директор Королевского ботанического сада в Лондоне. Он проплыл с Куком по всему маршруту и исследовал местную флору, в том числе и хлебное дерево.

Новая Зеландия

Отправляясь в первое плавание, экспедиция должна была выяснить, не является ли открытая в 1642 г. голландцем Абелем Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 г. из порта Плимут, Кук пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку, вышел в Тихий океан и достиг острова Таити. 7 октября 1769 г. Кук подошел к Новой Зеландии. Совершив вокруг нее плавание, он определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком, и нанес на карту контуры их берегов.

Новый материк

Решив вернуться на родину через Индийский океан, Кук взял курс на Австралию и 19 апреля 1770 г. достиг ее восточного берега. Растительный мир этих мест был таким богатым, что залив, на берегу которого теперь стоит город Сидней, был назван Ботани-Бей (Ботаническая бухта). Сопровождавшие Кука ученые-натуралисты собрали сотни образцов незнакомых растений. Повернув на север, Кук держался близко к берегу, чтобы точно нанести его очертания на карту. Несмотря на предосторожности, судно все же налетело на риф. «Индевор» вытащили на берег, и в течение двух месяцев, пока его ремонтировали, Кук изучал чудесный мир Большого Барьерного рифа.

По островам

Кук с уважением относился к образу жизни коренного населения островов. Встреча с жителями Сандвичевых (Гавайских) островов.

Кук составил подробное географическое описание многих островов Тихого океана. Посетив Таити во время первого плавания, он открыл соседние с ним острова, назвав их в честь Королевского географического общества островами Общества, а также остров Тонга, жители которого приняли его очень дружелюбно. В следующих путешествиях он открыл острова Харви (ныне Кука), побывал на острове Пасхи, Маркизских островах и архипелаге Новые Гибриды и высадился на Сандвичевых (Гавайских) островах.

Смерть в раю

В феврале 1779 г. Кук сделал остановку на Гавайских островах. Они казались ему подобием рая. Островитяне оказали капитану и его спутникам очень теплый прием. Но в дальнейшем отношения испортились. Считается, что европейцы нарушили местное табу, а туземцы украли лодку, использовавшуюся для починки корабля. Ссора переросла в вооруженную стычку, и Кук погиб от удара кинжалом.

В Новой Зеландии Кук познакомился с народом маори. Поначалу европейцев встретили враждебно, но Куку удалось наладить с ними отношения

Джеймс Кук родился в 1728 году 27 октября в городке Мортон, находящимся в Йоркширском графстве. В 18 лет, работая в бакалейном магазине, он неожиданно увлёкся морскими путешествиями. Кук поступил юнгой на сухогруз, который перевозит уголь. А спустя 20 лет ему доверяют управление научной экспедицией в Тихом океане.

В 1770 году неповоротливый и тяжёлый корабль "Индевор" остановился в водах одной бухты. Среди членов команды Кука, которые отправились на поиски неизвестного южного материка, иначе говоря, Австралии, был и учёный - ботаник королевского общества Джозеф Бенкс. Который был такпоражён показавшейся ему картиной из растений, до того времени неизвестных науке, что смог уговорить Кука переименовать уже названный залив. С той поры он так и стал называться Ботаническим.

Нужно сказать, что экспедиция с таким числом на борту учёных в Тихий океан впервые отправлялась. Помимо Бенкса на борту корабля также находились натуралисты из Швеции Сперинг и Соландер, 2 художника, с помощниками - всего 11 человек. Помимо этого, сам Кук был отличным астрономом и картографом. Главным поводом для экспедиции и было как раз наблюдение с Таити за тем как проходит Венера между Землёй и Солнцем.

"Индевор" отплыл из Плимута в 1768 году. На следующий год в июне он достигает Таити, где состоялось наблюдение за планетами. Вроде бы, задача выполнена, но у Кука был секретный пакет, предписывающий ему плыть дальше на юг. Там команда экспедиции должна была заняться поисками неведомой до этого южной земли.

В поисках материка Джеймс Кук привёл "Индевор" к побережью Новой Зеландии, которую открыл Абелем Тасман ещё в 1642 году. Также как и в случае с исследователем из Голландии, реакция местного населения - маори была на редкость недружелюбной. Однако англичане были готовы к этому враждебному приёму, среди экспедиции все обошлось без потерь, но несколько островитян все-таки в ходе перепалки и были убиты. Кук решил тщательно исследовать побережье Новой Зеландии. В результате четырёх месячного исследования возле Северного острова и семи недельного около Южного появилась точная карта этого материка.

В 1770 году 1 апреля "Индевор" отошёл от Новой Зеландии и направился в Новую Голландию. Спустя месяц судно достигло бухты, которое вскоре получило название Ботани-бей. В корабельном журнале Кук дал определение этой земле как приятную на вид, довольно спокойную и разнообразную. "Индевор" простоял в гавани восемь дней. Джозеф Бенкс за это время сделал множества описаний новых видов растений, а также характера местных жителей, которых не смог отнести ни к неграм, ни к полинезийцам. Аборигены сначала враждебно отнеслись к путешественникам, но несколько выстрелов в воздух успокоили их. Затем никаких разногласий с коренными жителями не происходило.

В паре километрах от Ботани-бей Кук нашёл большой природный проход в огромнейшую гавань - порт Джексон. В докладе он охарактеризовал его как хорошее место для стоянки множества судов. Доклад не забыли, и через много лет тут был основан первый город - Сидней.

Затем четыре месяца у Кука ушли на то, чтобы подплыть к вверху Карпентарского залива, к местности, которая называется Новая Голландия. Путешественник составляет точную карту побережья будущей Австралии. Появляется десяток новых названий - бухты, гавани, мысы, заливы, получающие новые английские имена. Короли иминистры, лорды, провинции и города Британии - все они обретают австралийские аналоги.

Не очень удачно пройдя большой барьерный риф, корабль, в конце концов, доходит до северного края Австралии. Не один раз "Индевор" был на грани гибели, но опыт команды и капитана помогали не допускать серьёзных проблем. Только однажды удача от первооткрывателей отвернулась. 17 июня корабль наскочил на риф и чуть не утонул. Это событие произошло неподалёку от города Куктаун. Ремонт корабля проходил семь недель. И сегодня это место в память о прошедших событиях названо кейп Трибулейшен, что переводится как мыс несчастья. Он знаменит на весь мир своим лесом. Это единственное место на земле, где "рейн форест" уходит в океан. Тропический лес врастает своими корнями с рифы.

В ""1770 году 22 августа Джеймс Кук от имени Георга 3 провозглашает торжественно исследованную им землю собственностью Британии и называет её Новым Южным Уэльсом. Наверное, это название произошло потому, что местность здесь напомнила путешественнику берег Гламоргана в Южном Уэльсе. С гордым чувством долга Кук направил "Индевор" в Батавию, а потом и в Великобританию, где его ожидали всеобщее признание, аудиенция с королём и повышение звания. В 1771 году 13 июля корабль достигает Плимута.

Удивительно, но Кук не смог найти пресной воды в Новом Южном Уэльсе. Скорей всего, потому что исследователь не углублялся в материк. Однако это было поводом написать в докладе, который он сделал,вернувшись в Великобританию о том, что эта территория непригодна к жизни. Это был редкий случай, когда путешественник ошибся. Пресная вода была, но отыскать её уже выпало другому человеку. Этим занялся Артур Филип, капитан первого флота,который подошёл сюда с заключёнными через 18 лет.









кейп Трибулейшен (Cape Tribulation QLD, Australia)

Привет друзья. Сегодня в рубрике «интересные истории для детей» будем говорить о Джеймсе Куке! Чего это я вдруг его вспомнила? Дело в том, что как-то моей дочери в школе дали задание подготовить реферат о Джеймсе Куке, о том что он открыл и как он погиб. Знаете, это известное высказывание что «аборигены съели Кука»? Даже песня у Высоцкого есть такая)

Так вот нужно было рассказать какие были последние его дни на самом деле, и вообще каким он был человеком. В общем небольшую историю из жизни великого мореплавателя.

Вот я и подумала: а вдруг кому-нибудь тоже нужна такая информация? И решила разместить на блоге эту историю. На самом деле это довольно интересно, я, например, пока дело не коснулось реферата, даже не знала об этих фактах.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года. Биография капитана Кука, на самом деле довольно интересная. За свою жизнь он сделал немало географических открытий. Что открыл Джеймс Кук? Среди его открытий была Австралия, Новая Зеландия, острова Новой Каледонии и так далее. Более подробно и наглядно о том, какие земли открыл Кук можно посмотреть в видео внизу статьи.

В жизни капитана Кука, было всё: героизм, воодушевление, радость познания чего-то нового. Но это ещё не всё. Что еще? Об этом вы узнаете из рассказа о Джеймсе Куке. Попробуем вспомнить всю правду о славном капитане, о том как он погиб и правда ли что «аборигены съели Кука». Итак, поехали…

Гавайские острова по праву называют островами вечной весны. И вот, когда-то, в один прекрасный день, английские корабли под названиями «Резолюшн» и «Дискавери» бросили якорь около этих зеленых берегов. На островах было все тихо и спокойно, что обещало приятную стоянку. А происходило это все в1779 году.


Капитан Джеймс Кук был удивлен реакцией жителей острова на их прибытие. Дело в том, что гавайцы приветствовали корабли не просто радостно, а с настоящим восторгом. Что случилось? Местный верховный жрец поднялся на корабль с дипломатической, так сказать, миссией. Удивленный весельем гавайцев Капитан Кук спросил и жреца что выкрикивают эти веселые полуголые люди?

— О-Роно! — шумели жители острова, и старый верховный жрец, также, как и они важно кивает головой со словами: — О-Роно!

И как Вы думаете, что бы это значило? Дело в том, что туземцы приняли Кука за своего местного бога! За старинными гавайскими легендами, О-Роно — тот, кто в седую древность покинул свою родину, пообещав вернуться и принести родному народу счастья и богатство. Вот они и подумали, что это он появился, бог О-Роно, да еще и свою свиту привел за собой! Для них это был добрый знак, очень добрый знак!

Через время Джеймс Кук понял, что исполнять обязанности божественного О-Роно не так уж и приятно, как это может казаться на первый взгляд. Запасы еды на кораблях начали заканчиваться, и гавайцы начали таскать на корабли для своего бога свиней, тропические плоды, птиц. Ведь, по их мнению, О-Роно должен питаться как можно лучше. А то, что за капитаном все время, словно, но тень, ходит верховный жрец, выкрикивая какие-то непонятные слова, просто глупости.


Однако, туземцы оказались не на столько наивными, и потихоньку начали сомневаться в божестве прибывшего гостя. Ведь уже третьи сутки гостил О-Роно на острове, а желанные достатки что-то все никак не появлялись. Зато О-Роно собирал еду на свой корабль и, и местным жителям начало казаться, что он собирался повторить свой собственный подвиг, осуществленный им когда-то, а именно, опять убежать в далекие края, подарив островитянам лишь щедрые обещания.

Тогда местный царь пришел к Куку и прямо спросил его, долго ли О-Роно собирается пробыть на гостеприимном острове? Кук пообещал, что очень скоро его корабли отплывут. Рад хотя бы этому, царь пожелал божеству счастливого пути.

Перед самим отплытием Кук вспомнил, что ему нужны еще и дрова. Как Вы помните, на острове росло очень много деревьев, которые можно было использовать на дрова. Но времени на заготовку дров уже не было так как пора было поднимать якорь и двигаться в путь. Поэтому, чтобы не тратить время на деревья, Кук велел повытаскивать из земли сваи, которые ограждали храм О-Роно. А храм стоял в сотне ярдов от бухты. Гавайцы были уверены, что божественный О-Роно не стал бы ломать ограждение собственного храма, поэтому они были очень возмущены этим.

— К черту! — сказал Кук. — Дайте им два железных топора за те деревяшки!

«Дискавери» и «Резолюшн» вышли в море под молчаливыми и суровыми взглядами гавайцев.

И тут, судьба сыграла с Джеймсом Куком недобрую шутку: корабли попали в шторм и главная мачта «Резолюшн» была повреждена. А так как других островов поблизости не было, то Куку пришлось возвращаться на тот же остров, где он не так давно повел себя довольно плохо и не вежливо.

Сначала казалось, что за неделю, которая прошла, гавайцы совсем забыли об алчности О-Роно и готовы были опять помочь гостям, только теперь уже не как божественным созданиям, а просто как гостям. Однако поведение у местных жителей было какое-то странное.

И вдруг произошел досадный инцидент: один из островитян украл с палубы корабля клещи, прыгнул в море и поплыл. Матросы начали стрелять у него, но не попали. Им даже ловить его не пришлось, так как гавайцы сами словили воришку и привели его на суд к капитану Кука.

В этот процесс решил вмешаться боцман, который требовал немедленно расстрелять вора. Но расстрел за украденные клещи — это по любому закону было слишком суровым наказанием. Поэтому завязалась драка, но один из старших туземцев приказал прекратить насилие.

Джеймс Кук при этом очень сильно разозлился:
— Против этих дикарей надо принять более решительные меры!

На следующее утро капитану доложили, что с борта «Дискавери» исчезла шлюпка. Как оказался намного позже, пропажа случилась из-за того, что вахтенный заснул, а небрежно закрепленная шлюпка оторвалась и поплыла по течению. Но никакого расследования по поводу шлюпки Кук проводить не стал. Вместо этого капитан высадился на берег с отрядом вооруженных матросов и пошел прямо к местному царю. Кук очень настойчиво стал приглашать царя немного погостить у него на кораблях.

Царь понял, что здесь что-то не так, но, увидев хмурые лица английских матросов и оружие в их руках, вынужден был согласиться.
Заложника повели вдоль берега к бухте, где стояли «Резолюций» и «Дискавери». Вдруг прибежала жена царя и начала умолять Кука отпустить ее мужа. На звук этих громких воплей сбежалось много гавайцев.

— К черту! — повторил свою поговорку Кук, и эти слова, к сожалению, оказались последними в жизни славного капитана.

Кук рванул заложника за плечо, чтобы тот быстрее входил в лодку.

Вдруг в воздухе пролетел камень, капитан отшатнулся, обернулся и выстрелил. Однако, почему-то пугливые туземцы в этот раз не разбежались. Островитяне размахивали копьями, отгоняя чужестранцев к воде, к шлюпкам и пытаясь освободить своего царя. Вначале капитан думал отдать приказ и начать стрельбу. Но гавайцев было в несколько десятков раз больше, а носовые пушки кораблей даже не были заряжены…

Кук обернулся, чтобы дать команду садиться в шлюпки, и в эту минуту кто-то из наиболее смелых островитян ударил капитана палкой по голове.

Кук без сил упустил пистолет, сделал несколько шагов и упал, затем опять поднялся, протянул руку к «Дискавери» и «Резолюциям», которые качались на теплых волнах в каких-то трех сотней ярдов. Напуганные матросы замерли наблюдая за происходящим.

В этот момент блеснуло копье, и жизнь капитана Кука, божественного О-Роно, оборвалась. С победными возгласами гавайцы потянули тело капитана в глубь острова.

Вот так, в результате недоразумения, ссоры, удара копья, Англия потеряла своего лучшего мореплавателя. Что этот было? Трагедия? Стечение обстоятельств?

Достаточно вспомнить, как обращался Кук с туземным населением. Не очень учтиво, верно? Принять дары еще можно было, а вот выдирать из земли сваи, которые ограждали храм, и, тем более брать в заложники местного царя явно ненужно было.

Вообще практически все европейские мореплаватели вели себя на открытых ими землях как оккупанты на только что захваченной территории.

Почему так происходило? Потому что в те времена была ошибочная точка зрения, что все туземцы — это дикари, которых нужно подчинять себе, и учить как нужно правильно жить. А вот то, что те же гавайцы были носителями очень давней и загадочной культуры, отдельным народом, никто понимать не хотел. Да и сегодня, в наше время, очень часто представители так называемых цивилизованных народов ведут себя в далеких краях хуже дикарей, особенно если у них есть оружие.

После гибели капитана Кука командование над экспедицией взял на себя капитан Чарлз Клерк, который был первым заместителем Кука.

А то, что якобы «аборигены съели Кука» — просто легенда. Гавайцы никогда не имели привычки есть людей. Уже на следующий день командование экспедиции договорилось с гавайскими жрецами, и тело Джеймса Кука было поднято на борт «Резолюшн». И вскоре под гром пушечного салюта гроб с телом славного мореплавателя, за морским обычаем, был опущен в глубину бухты.

Вот такая она на самом деле правда о Капитане Куке и о последних днях его жизни. Надеюсь вам было интересно)

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого : у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход : водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку , а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу .

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике .

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе , зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные