Бартоломеу диаш - сообщение доклад. Бартоломеу диаш и мыс доброй надежды

Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) — португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. Можно сказать, что он видел Индию, но, как Моисей в обетованную землю, не вошел в нее. О жизни Бартоломео Диаша до начала его знаменитого плавания источники хранят молчание. Более того, до нас не дошли и подлинные сообщения о самом плавании. Ученые располагают только краткими упоминаниями в сочинениях хронистов.

Полное имя португальского мореплавателя — Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш. Установлено, что он происходил из рода Жуана Диаша, который первым обогнул мыс Бохадор, и Диниша Диаша, открывшего Зеленый Мыс.

Известно, что Диаш был фидалгу (дворянином), придворным короля Жуана II, одно время состоял управляющим королевскими складами в Лиссабоне, но также слыл опытным мореходом. В 1481 г. в составе экспедиции Диогу Азамбужа он плавал к берегам Африки. Видимо, именно поэтому король Жуан, продолжавший дело своего двоюродного деда Генриха Мореплавателя, назначил его командиром одной из двух флотилий, отправлявшихся для исследования берегов Африки и поисков морского пути в Индию.

Назначение состоялось в октябре 1486 г., но корабли вышли в море только в августе следующего года. Возможно, это было связано с тем, что король считал экспедицию особо важной и сложной, так как готовились к ней очень тщательно. В состав флотилии из трех кораблей входило специальное судно, груженное съестными припасами, водой, оружием и даже запасными корабельными снастями на случай ремонта. Главным кормчим был назначен Перу д"Аленкер, известнейший мореплаватель того времени, которому было позволено сидеть за одним столом с королем, когда придворные были вынуждены стоять. Истинными знатоками дела были и другие офицеры.

Наконец три каравеллы под началом Диаша вышли из Лиссабона и двинулись вдоль африканского побережья. На порту помимо команды находилось несколько негров, мужчин и женщин, которых предстояло высаживать на побережье Африки по пути следования флотилии. Бывшие рабы должны были рассказывать о богатстве и могуществе Португалии. Таким образом, португальцы надеялись наконец-то привлечь внимание «короля-священника Иоанна». Кроме 1ого, негры были одеты в европейские одежды и имели при себе образцы золота, серебра, пряностей и других товаров, которыми интересовались в Европе. Они должны были убелить туземцев вести торговлю с Португалией.

Вначале Диаш направился к устью Конго, а затем с большой осторожностью поплыл вдоль незнакомого африканского берега на юг. Первым из португальцев он начал ставить на открытых им берегах падраны — каменные кресты с надписями, сообщавшими о принадлежности территории португальской короне.

За тропиком Козерога флотилию штормом отнесло к югу. Тринадцать дней не видели мореходы земли и считали себя погибшими. После шторма плыли сначала на восток, потом, и поисках земли, на север. Наконец 3 февраля 1488 г. увидели берег с высокими горами. Вскоре счастливые моряки нашли удобную бухту и пристали к берегу, где увидели коров и чернокожих пастухов. Вначале негры, испугавшись странно одетых белых людей, разбежались, но потом стали бросать в моряков камнями. Диаш пригрозил им арбалетом, но туземцы, не зная, что это, продолжали вести себя агрессивно. Тогда Диаш пустил стрелу и убил одного из нападавших, ставшего первой жертвой агрессии белых в Южной Африке.

Бухта была названа Баиа-душ-Вакейруш — гаванью Пастухов (совр. Моссел). Она находилась за еще не открытым мысом Доброй Надежды более чем в 200 милях. Однако Диаш понял, что они обогнули Африку, только когда заметил, что берег тянется на восток. Он взял курс на восток и достиг залива Алгоа и небольшого острова. На нем поставили пад-ран. Диаш хотел продолжить путь, но экипаж, измученный Фудностями пути и страдавший от голода (грузовой корабль отстал), воспротивился этому. Уговоры и консультации с офицерами и вожаками матросов ни к чему не привели. Даже когда Диаш предложил команде сказать под присягой, как, но их мнению, следует действовать людям, несущим королевскую службу, ситуация не изменилась. Тогда командир составил документ, зафиксировавший общее решение, и предложил всем подписать его. Когда формальности были закончены, ему все же удалось добиться одолжения — плыть вперед еще два или три дня. Флотилия дошла до устья большой реки, которая была названа Риу-ди-Инфанти — в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег.

Отсюда экспедиция повернула назад. Проходя возле падрана, поставленного в бухте Алгоа, Диаш, как писал один из! хронистов, прощался с ним «с таким глубоким чувством печали, словно расставался с сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь, имея в виду одну-единственную цель, — и вот Господь не дал: ему достичь цели».

Но на обратном пути Диаша ждало еще одно открытие. Его взору открылся вид на величавый мыс и Столовую гору. Теперь он прошел мимо самой южной оконечности Африки и дал ей имя. Обычно рассказывают, что мореплаватель назвал его мысом Бурь, но в декабре 1488 г. король во время доклада Диаша о путешествии предложил именовать его мысом Доброй Надежды, так как был уверен в том, что морской путь в Индию найден. На самом деле это, видимо, не более чем легенда, возникшая на основании сообщения известного португальского историка XVI в. Барруша. Современники же свидетельствовали, что автором названия является сам Диаш.

Возле мыса Диаш сошел на берег, зафиксировал наблюдения в морской карте и журнале и поставил падран, сохранившийся до наших дней, назвав его Сан-Григориу.

Теперь было необходимо найти грузовое судно. Его удалось обнаружить, но из девяти человек команды на борту оставалось только трое, один из которых вскоре тоже скончался от болезни. Остальные погибли во время стычек с туземцами, которые позарились на вещи матросов.

Припасы разместили на двух судах, грузовое судно сожгли, как не подлежащее ремонту, а затем двинулись обратным курсом вдоль западного берега Африки. По пути мореходы подобрали потерпевшего крушение Дуарти Пашеку Пирейру и уцелевших матросов, на Золотом берегу забрали золото, скупленное у туземцев королевской факторией, и наконец в декабре 1488 г. бросили якорь в Риштеллу, западном пригороде Лиссабона.

Самое значительное португальское путешествие до плавания Васко да Гамы было завершено. Мореплаватель, помимо открытия пути вокруг Африки, увеличил протяженность изученного африканского берега на 1260 миль, осуществил самое продолжительное на то время из всех португальских путешествий. В море его корабли пробыли 16 месяцев и 17 дней. И все же, кроме благодарности потомков, он не получил никакой награды. Ему больше не поручали никаких экспедиций. Только разрешили наблюдать за строительством кораблей для экспедиции да Гамы, а потом сопровождать открывателя пути в Индию. Однако он шел с экспедицией только до крепости Жорж де-ла-Мина на Золотом берегу Африки. Наконец и качестве простого капитана Диаша отпустили вместе с Кабралом в Индию, и он принял участие в открытии Бразилии. По это путешествие стало для него последним. 23 мая 1500 г. капитан погиб вместе со своим кораблем во время сильного шторма недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды.

Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанес сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломео, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю мри дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

Http://www.seapeace.ru/seafarers/captains/269.html

(ок. 1450-1500)

Португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1487-88 впервые достиг юж. оконечности Африки и обогнул ее, указав тем самым путь Бартоломеу Диаш был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый мыс. Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков. Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа. В экспедиции д«Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб. Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду за будущие заслуги. Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги. В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое водоизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц. Не выяснено также, какие суда были у Диаша каравеллы или круглые корабли нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали круглые корабли от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции из-за округленных обводов корпуса.

Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор… Но Диаш решил следовать дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл тринадцать дней, постепенно уходя от берега. Диаш надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-нибудь кончиться этот бесконечный материк! Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что он покинул там навсегда сына. На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути. Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он один из лучших моряков Европы. Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем. В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш. Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке Сан-Пауло де Луанда.

Бартоломеу Диаш (рожд. 1450 г. - пропал без вести 29 мая 1500 г.) — известный португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1488 году был первым европейцем обогнувшим Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел к Индийскому океану. Был одним из первых португальцев, ступивших на бразильскую землю…

После смерти у португальских монархов на какое-то время пропал интерес к исследованиям. На протяжении ряда лет они занимались другими делами: в государстве происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Лишь в 1481 г., по восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье вновь увидало вереницы португальских кораблей и новую плеяду смелых моряков. Самый значительный из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш.

Что известно о мореплавателе

Бартоломеу Диаш происходил из дворянского рода и одно время работал на лиссабонских складах управляющим. Он был потомок Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. У всех путешественников был талант, помогавший им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученый и организатор, и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был в большей степени моряком. Многих из своих спутников он обучил искусству мореплавания. Нам мало известно о жизни Бартоломеу Диаша, даже дату его рождения не установить точно. Зато известно, что он был гений мореходного дела.

Первые путешествия

Впервые его имя упоминается в коротком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Так, мы узнаем, что он вел торговлю со странами, только что открытыми португальцами. 1481 год — он командовал одним из кораблей, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д’Асамбужа.

В экспедиции д’Асамбужа участвовал и безвестный в то время . Спустя 5 лет Диаш был на должности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне.

К берегам Африки

1487 год — он вновь отправился вдоль африканских берегов во главе экспедиции из двух кораблей. Они были малы (даже для тех времен), каждое водоизмещением примерно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия, им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был опытный гвинейский мореход Педру Аленкер. Неимеется доказательств того, что задачей экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятней всего, целью была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не ясно также, какие корабли были у Диаша - каравеллы или «круглые корабли» - нао. Как можно видеть из названия, португальцы XV столетия отличали «круглые корабли» от каравелл, в первую очередь, из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого цела и сейчас.

Диаш решил идти дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл в течении 13-ти дней, постепенно уходя от берега. Мореплаватель надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-то закончиться этот бесконечный материк!

Буря не стихала. Далеко на юге он оказался в зоне западных ветров. Здесь было холодно, кругом - лишь открытое море. Он решил выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 1488 год, 3 февраля — он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, как видно, был конец материка. Диаш свернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерявший надежду преодолеть трудности, которым, казалось, нет конца, потребовал, чтобы суда повернули назад. Диаш пытался уговаривать своих матросов, угрожать, соблазнять богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он приказал идти в обратный путь. Ему казалось, писал он, что «он покинул там навсегда сына».

Обратный путь

На обратном пути экспедиция обогнула острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о выпавших на их долю испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды - надежды на то, что, в конце концов, осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Моряки нечасто получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя монарх знал, что он - один из лучших моряков Европы.

Новая экспедиция, новый капитан

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Бартоломеу Диаша назначили руководителем постройки кораблей. Естественно, что начальником экспедиции должен был быть именно он. Однако кто сможет бороться с королевским решением? Главой экспедиции был назначен Васко да Гама.

Благодаря опыту и знаниям Бартоломеу корабли да Гамы были построены не так, как было принято ранее: у них была более умеренная кривизна и в меньшей степени тяжелая палубная часть, чем у других судов. И конечно, советы опытного капитана очень пригодились новому командиру. Бартоломеу Диаш был тогда единственный моряк, который когда-то огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, с какими трудностями придется встретиться у южного берега Африки. Вероятно, это он посоветовал да Гаме, идя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш второй раз отправился в экспедицию, он и сам повел бы судно этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему разрешалось сопровождать флот лишь до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

Открытие Бразилии. Пропавший без вести

После того, как Европа была ошеломлена от открытий Колумба, все пришло в движение. Каждому хотелось получить свой кусок Нового Света. И Васко да Гама возвратился с полными трюмами индийских товаров, чем полностью подтвердил все открытия Диаша. Про старого морехода вспомнили. После удачного возвращения Васко да Гамы, в Индию в 1500 году был снаряжен большой и мощный флот под командованием Педру Кабрала. Но Индия, была только официальным конечным пунктом. Веление монарха - исследовать океан западней Африки. Капитальная экспедиция, она требовала специалистов. Командовать одним из кораблей флота был приглашен Бартоломео Диаш.

Результатом исследований западных вод экспедицией Кабрала стало открытие Бразилии. После такого удачного начала, казалось, что все пойдет отлично и с Индией. Флот португальцев подошел к югу Африки в самое неподходящее время (конец весны в северном полушарии). Буря разметала суда по огромной территории. Корабль которым командовал Бартоломео Диаша последний раз видели близ «Мыса Доброй Надежды» 29 мая 1500 г. Когда буря стихла - флот недосчитался чуть ли не половины судов. Бесследно пропало и судно Диаша.

Его никто и никогда не видел мертвым. Официально он стал считаться «пропавшим без вести». Но некоторые моряки уверяют, что легендарным « » управляет не кто иной, как Бартоломео Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. 1571 год — губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан-Пауло де Луанда.

Значение открытий

Это был стремительный прорыв Португалии в исследовании Африки. Диаш не только смог открыть путь вокруг африканского континента, но так-же изучил его берег на 1260 миль. Это было самое продолжительное путешествие в те времена. Команда капитана Диаша была в море 16 месяцев и 17 дней. Им был найден путь в Индийский океан, открыт мыс Доброй Надежды.

Бартоломеу Диаш был известным мореплавателем португальского происхождения. Однако, много информации его ранних годах жизни не известно. Так, предполагается, что он родился приблизительно в 1450 г. в Португалии. Занимался в университете Лиссабона точными науками, познания из которых потом широко применял в своих плаваниях. Диаша можно назвать истинным гением мореходства.

Б. Диаш участвовал в торговле редкими товарами, такими как слоновая кость, пряности. Он постоянно плавал в открытые португальскими путешественниками страны

В 1481 г. Диаш плавал в экспедиции к Золотому Берегу, расположенному в современной Гвинеи. Через 6 лет он возглавил плавание по побережью африканского континента на 2 кораблях с целью разведки пределов этого континента. Во время этой экспедиции корабли попали в сильную бурю, и матросы сильно испугались. Диашу не удалось их уговорить продолжить путешествие дальше к берегам Индии, и они повернули обратно. Он дал название мысу, у которого они решили возвратиться домой – «мыс Бурь», а португальский монарх переименовал его в «мыс Доброй Надежды». Это было символом, который давал надежду на продолжение поисков пути в Индию, что и было достигнуто В. да Гама. По возвращении домой мореплаватель известил короля о возможности прохода в Индию морем вокруг Африки. Однако монарх был очень удивлен и раздосадован тем фактом, что сам Диаш не сумел доплыть до Индии. Чтобы не подвергать членов своей команды королевскому гневу, путешественник так и никогда не признавался в настоящих причинах неудачи экспедиции.

Диаш участвовал в подготовке плавания Васко да Гамы и дал ему много ценных советов по поводу строительства кораблей и сложностей африканских берегов. Мореплавателю не разрешили присоединиться к экспедиции да Гама, так как он был назначен главой португальской крепости в Гвинеи.

В 1500 г. Б.Диаш принял участие в экспедиции к берегам Индии, которой руководил капитан Кабрала. Судна достигли восточного края Южной Америки. Б.Диаш участвовал в открытии Бразилии. Потом они решили возвращаться к африканскому континенту, к мысу Доброй Надежды. Там они попали в сильный шторм, длившийся более двадцати дней, в котором потерпели крушение 4 корабля из 10, принимавших участие в экспедиции. На одном из погибших кораблей находился и великий мореплаватель Бартоломеу Диаш.

Вариант 2

Диаш, Диас ди Новаиш, Бартоломеу (1450-1500) - португальский мореплаватель, путешественник.

Жуан II, в 1481 г. ставший королем Португалии, активно продолжал колониальную политику страны. В 1487 г. он направил Бартоломеу Диаша на юг вдоль западно-африканского побережья. Пройдя последний падран (каменный столб), оставленный предшественником, Диогу Каном, суда Диаша попали в полосу штормов, из-за которых были вынуждены удалиться от берега.

Двигаясь дальше навстречу неизвестности, было решено увеличить на борту запасы продовольствия, воды и снаряжения. Стало ясно, что одним судном в долгом путешествии не обойтись, поэтому флотилия Диаша состояла из трех судов, в состав которых входил корабль, груженный провиантом, пресной водой, запчастями, оружием.

Каравеллы Диаша, по сравнению с современными судами, были миниатюрными, но, с малой осадкой и быстрым ходом, они были идеальны для прибрежного плавания.

В команде Диаша численностью около 60 человек, были негры-рабы. По пути их высаживали на берег. Для убеждения туземцев сотрудничать с Португалией при себе у негров были образцы драгоценных металлов и пряностей.

Южно-африканские туземцы кой-коины, известные как готтентоты, занимались скотоводством. Их первая встреча с мореплавателями у бухты Пастухов окончилась ссорой, в которой Диаш застрелил одного пастуха из арбалета.

Мыс Волта стал еще одним местом установки падрана. Здесь Диаш оставил одно грузовое судно и отправился дальше на юг. Эту гавань он назвал Ангра-душ-Волташ. По пути на юг путешественников настиг страшная буря, с которой они боролись в течение 13 дней.

Обогнув самую южную точку Африки и не замечая берега, они причалили к нему уже восточнее мыса. Вскоре, доплыв самого восточного пункта – устья реки Грейт-Фиш, измотанные спутники Диаша убедили его возвращаться. Отказ команды Диаша двигаться на восток от Грейт-Фиш не был воспринят как бунт. В те времена важные решения принимались на общем совете мореплавателей и капитаны редко их отменяли. Направляясь обратно, каравелла Диаша шла с попутным ветром и легко обогнула мыс Доброй надежды.

Проведя в море 16 месяцев, Бартоломеу Диаш закартографировал береговую линию длиной в 2030 км и установил 3 падрана. Из-за выпавших испытаний мореплаватель дал название южному мысу Африки – мыс Бурь, но, обещавшее открытие Индии место, было переименовано королем Жуаном II в мыс Доброй Надежды.

Мореплаватели доказали, что, обогнув Африку, можно попасть в Индийский океан, а отсюда – установить прямую торговлю с Индией и Молуккским архипелагом, где много пряностей.

Следующая экспедиция Диаша состоялась в 1497 г. В ней он помог Васко да Гаме добраться до островов Зеленого мыса.

Плавание 1500 г. для путешественника оказалось последним. Командующий судном в каравелле П.А.Кабрала (случайно открыл Бразилию, сбившись с курса), направляясь в Индию, Диаш погиб в буре у мыса Доброй надежды.

На основании отчета Диаша Васко да Гама разработал свой маршрут и через 10 лет совершил новую экспедицию в Индию.

7 класс. По истории

Творчеству Короленко удивлялись его коллеги. Да сам писатель был уверен в себе. До последних дней он верил в победу светлого будущего, убежденность в необходимости усилий отстаивания добра.

  • Какие животные впадают в спячку зимой?

    Зима – это очаровательная пора, вокруг волшебство, и много удивительных зимних праздников. Но в этот замечательный период, многие животные впадают в спячку. Почему?

  • Португальский мореплаватель Бартоломео Диаш принадлежит к числу первых европейских исследователей Мирового океана. Самое знаменитое его путешествие закончилось тем, что ему удалось обогнуть Африку.

    Ранние годы

    Ранняя биография Бартоломео Диаша практически неизвестна из-за его неясного происхождения. Он родился приблизительно в 1450 году. Будущему мореплавателю повезло получить образование в Лиссабонском университете. В главной португальской обители знаний Бартоломео Диаш изучал математику и астрономию. Эти науки были главными прикладными дисциплинами для моряков. Поэтому неудивительно, что молодой человек связал свою жизнь с путешествиями.

    Вторая половина XV века была прекрасным временем для того, чтобы стать мореплавателем. Бартоломео Диаш оказался в первом европейском поколении, которому было суждено начать открывать далекие страны. До этого в представлениях католиков мир ограничивался их континентом и еще двумя частями света - Африкой и Азией. В Позднем Средневековье произошел технологический скачок. Появились новые корабли и приборы, позволившие капитанам правильно держать курс.

    В молодости Бартоломео Диаш работал в порту. Первая его экспедиция произошла в 1481 году. В это время португальцы только начали исследовать западное побережье Африки. Бартоломео Диаш принял участие в строительстве важного форта Эльмины на территории современной Ганы. Эта крепость стала главной перевалочной базой для будущих португальских экспедиций.

    Первые путешествия

    Португальские власти внимательно следили за новостями от своих мореплавателей. Европейские короли были одержимы мыслью найти кратчайший путь в далекую Индию. В этой стране было множество дорогостоящих и уникальных товаров. Государство, которое контролировало торговлю с Индией, стало бы на порядок богаче своих соседей.

    Основная борьба в XV-XVI вв. в море развернулась между Португалией и Испанией. Их корабли соперничали на внутренних европейских рынках и теперь были готовы выйти за пределы Старого Света. Жуан II лично курировал проект исследования западного побережья Африки. Монарх хотел выяснить, насколько далеко простирается этот материк на юг и можно ли его обогнуть с помощью флота.

    В 1474 году за счет государства была организована экспедиция Диогу Кана. Это был опытный капитан, напарником и товарищем которого являлся Бартоломео Диаш. Кану удалось добраться до Анголы и открыть новый рубеж для своих преемников. Во время путешествия смелый исследователь погиб, а экспедиция вернулась в Лиссабон.

    Экспедиция в Индию

    Жуан II, несмотря на неудачу, сдаваться не хотел. Он собрал новый флот. На этот раз капитаном эскадры стал Бартоломео Диаш. Открытия, которые он мог сделать в случае успеха рискованного предприятия, перевернули бы представления европейцев об окружающем их мире. Диаш получил три корабля. Одним из них командовал брат мореплавателя Диогу.

    Всего в команде оказалось 60 человек. Это были самые опытные и искушенные моряки своего времени. Все они уже бывали в Африке, хорошо знали прибрежные воды и наиболее безопасный маршрут. Особенно выделялся Перу Алинкер - самый знаменитый штурман своей эпохи.

    На африканских берегах

    Диаш отплыл из родной страны летом 1487 года. Уже в декабре ему удалось преодолеть рубеж, не покорившийся прошлой экспедиции. Из-за начавшихся штормов кораблям пришлось на некоторое время уйти в открытое море. Весь январь судна плутали в Южной Атлантике. Волны становились все холоднее, и команде стало ясно, что она сбилась с курса. Было решено повернуть назад. Однако к этому времени течение отнесло два небольших корабля слишком далеко на восток.

    Наконец 3 февраля моряки вновь увидели африканскую землю за кормой. Из-за петляющего маршрута они проплыли мимо мыса Доброй Надежды - самой южной точки материка. Приблизившись к берегу, португальцы увидели горы и зеленые холмы. Яркая и живописная природа здешних мест вдохновила Диаша назвать бухту, в которую вошли его корабли, бухтой Пастухов. Европейцы действительно увидели коров и их хозяев - местных туземцев.

    На берегу жили готтентоты. Это племя впервые узнало о существовании белых людей. Экспедиция Бартоломео Диаша была тщательно организована - португальцы взяли с собой африканцев из Ганы (на случай, если понадобятся переводчики). Однако те не смогли найти общего языка с готтентотами. Туземцы настороженно отнеслись к чужакам и атаковали их. Одного из них из арбалета застрелил сам Бартоломео Диаш. Африка оказалась негостеприимной. Европейцам пришлось отчалить и попытаться найти более спокойное место для высадки.

    Возвращение домой

    Все путешествия Бартоломео Диаша отличались непредсказуемостью. Никто из моряков не знал, что их ждет на новом берегу. После конфликта с туземцами португальцы проплыли еще около сотни километров на восток. В районе современного города Порт-Элизабет офицеры начали требовать возвращения домой. С этим не согласился Бартоломео Диаш. Биография мореплавателя была полна таких опасностей. Он хотел продолжать путь на восток. Однако капитан все-таки уступил требованиям команды, опасаясь бунта. Кроме того, офицеры и моряки оказались перед угрозой вспышки эпидемии цинги на своих суднах. Европейцы старались пополнять запасы питьевой воды на берегу, однако в ту эпоху болезни могли одолеть экипаж на любом этапе плавания.

    На обратном пути корабли наконец-то оказались на берегу Европейцы впервые оказались в южной точке африканского континента. Тогда это место было названо мысом Бурь. Такой топоним подобрал Бартоломео Диаш. Что он открыл в том далеком 1488 году? Это был кратчайший морской путь в Индию. Сам Диаш так и не побывал в этой далекой и желанной стране, однако именно он стал главным предвестником этого португальского открытия.

    Важность открытия

    После 16 месяцев путешествия, в самом конце 1488 года, Диаш вернулся на родину. Его открытия стали государственной тайной. В Португалии боялись, что новости о новых землях разожгут интерес в Испании. По этой причине не осталось даже документальных свидетельств о встрече Диаша с Жуаном. Тем не менее нет сомнения, что он был вознагражден за свою смелость и профессионализм.

    Скудность документов, касавшихся экспедиции, стала причиной того, что историкам не удалось выяснить, какие корабли получил Диаш - каравеллы или другие модели. В то время даже у португальцев и испанцев было слишком мало опыта в исследовании океана. Многие путешествия организовывались во многом на свой страх и риск. Не исключением было и путешествие Диаша.

    Подготовка нового путешествия на восток

    Перед Португалией открылись невероятные доселе возможности. Однако корона долго тянула с организацией новой экспедиции. У Жуана начались проблемы с деньгами, и проекты поиска восточного пути на некоторое время оказались свернуты.

    Только в 1497 году монарх, наконец, отправил корабли в Индию. Однако главой той экспедиции был назначен Васко да Гама. Бартоломео Диаш, фото памятников которого есть в каждом учебнике географии, получил другое поручение. Бывший капитан стал руководить строительством кораблей для экспедиции своего товарища. Диаш как никто другой знал, с чем португальцам придется столкнуться в восточных морях. Корабли, созданные по его проекту, не подвели путешественников, отправившихся в Индию.

    Продолжение службы

    Когда экспедиция Васко да Гама была готова к отправке, Диаш был назначен комендантом крепости на Золотом берегу (современная Гвинея). Мореплаватель сопровождал путешественников в Индию до тех пор, пока не оказался в форте, в котором ему теперь было нужно служить.

    Догадки Диаша об Индии подтвердились через несколько лет. Васко да Гама, следуя указаниям своего старшего товарища, действительно добрался до легендарной страны. Скоро в Португалию потекли дорогие восточные товары, сделавшие это небольшое королевство одним из самых богатых европейских государств.

    Открытие Бразилии

    Последним путешествием Диаша оказалась экспедиция в Бразилию. Если португальцы искали Индию, следуя восточному курсу, то их главные конкуренты испанцы отправились на запад. Так в 1492 году Христофор Новости о новом неизведанном материке и островах на западе заинтриговали португальцев.

    Король профинансировал еще несколько экспедиций, чтобы опередить испанцев. В это время в европейской политике действовало правило, по которому только что открытая земля становилось собственностью той страны, которой принадлежали корабли, открывшие невиданный доселе берег.

    В 1500 году Бартоломео Диаш управлял судном в составе экспедиции, достигшей Бразилии. Корабли португальцев отправились южнее привычного испанского курса. Успех путешествия был впечатляющим. Был открыт берег, которому не было видно конца. Европейцы еще не понимали: путь это в Индию или совсем в другую часть света.

    Диашу не повезло уже на обратном пути: 29 мая 1500 года его корабль попал в страшную атлантическую бурю, которой так боялись европейские исследователи. Судно смелого и опытного капитана было потеряно. Он погиб в водах, которые обессмертили его имя.

     
    Статьи по теме:
    Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
    В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
    Что такое проектно-сметная документация
    Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
    Волошин Александр Стальевич
    Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
    Аншлюс австрии - презентация
    13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав