Эмоциональная составляющая общения. Эмоциональный компонент общительности

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или поседение волос.

Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

Эмоции и мышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.

Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог с собой поделать».

Ненормально продолжительные аффекты мы можем наблюдать у лиц с эпилептоидным складом характера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся от мелкой неприятности на несколько дней.

Эмоции выполняют функцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. На это указывал и Грот (1879-1880) в своих работах, а также и ряд современников. Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические аспекты кибернетики/Гл. ред. А.М. Кузин.М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 74-91

Умение человека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

От доброго человека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чем рассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека. Типичную холодность представил И.С. Тургенев в образе Базарова в романе « Отцы и дети».

Чувство удовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится не только усилить, но и повторить. При этом он действует неосознанно, импульсивно, т.е. его психологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствие продлить и сделать приятным, необходимо его сократить. « Всякое удовольствие усиливается от той страсти, которая может нас лишить его,- писал Сенека.- Наслаждаться всегда, значит, не наслаждаться вовсе. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой». Дружинин В.Е. Психология эмоций…- С.11

При некоторых формах невроза больной может испытывать и «чувство потери чувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне. Больные «слышат» голоса, звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого не существует.

Человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Преодоление чувства собственной неполноценности более гармонично протекает в молодом возрасте, когда организм и его нервная система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попытки перекомпенсирования более болезненны.

Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.

Алексеева Л.В. указывает на то, что влияние эмоций на человека гораздо значимее потребностей. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие.Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996.-С.29Человек легко отказывается от удовлетворения потребности, если это связано у него с отрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или вредно.

Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется!

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать и чувства родных ему людей - будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним - так начинается их .

Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился.

Ребенок должен чувстовать себя частью своей семьи.

Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Если родители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.

Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые слова и действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.

Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье - значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис. 5.1).

В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству. Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признаком социальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым. Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и не имеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.

Рис. 5.1. Эмоционально-личностное общение

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности является непосредственно-эмоциональное общение.

Вопрос. Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Ответ. Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет.

Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.

Вопрос. Охарактеризуйте элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ. Элементы эмоционального общения следующие:

  • происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;
  • произносятся ласковые слова;
  • поются колыбельные песни;
  • родители нежно прикасаются к младенцу.

Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.

Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка.

Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого, как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированию доброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чаще улыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все это не случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.

Ситуация. Малыш Дима лежал в кроватке и плакал. Короткое «уа», в котором слышалось неподдельное отчаяние, разносилось по квартире. Подошла мама, склонилась над ним: «Да что же это с ним стряслось? Кто обидел нашего Димулю? Сейчас маленький плакать перестанет…»

Ребенок и вправду стал затихать. Сквозь гримасу плача пробилось подобие улыбки, он радостно задвигал ручонками, глазки заблестели.

Что же Диме было надо?

Решение. Надо было просто с ним пообщаться, непосредственно и эмоционально.

Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.

Ситуация. Миша (2 месяца) легко увлекается каким-нибудь занятием, но столь же легко и забывает о нем. Потеряв игрушку, он горько плачет. Мама, предлагая ему новую, быстро приводит его в радостное состояние.

С чем связано такое ситуативное поведение Миши?

Решение. Такое ситуативное поведение детей объясняется тем, что между мотивами, побуждающими ребенка к действиям, еще не установлены какие-либо отношения. Все они равнозначны. И поэтому до 3 лет ребенок не может сознательно пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради другой, более значимой цели. Зато даже сильное огорчение легко развеять каким-нибудь пустяком (в данном случае - предложить новую игрушку).

Ситуация. Иногда ребенку неприятны прикосновения взрослого.

Как должен поступать взрослый в таких случаях?

Решение. Каждый ребенок по-своему воспринимает прикосновения взрослого. В некоторых случаях интуитивно у детей возникают после такого физического контакта неприятные ощущения. От взрослого зависит только то, что он может или укрепить подобное ощущение, или постараться по возможности его уменьшить.

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий.

Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:

  • улыбается;
  • вокализирует;
  • активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:

  • разговаривает с ним;
  • ищет ответные знаки на свое обращение;
  • удовлетворяет его потребности;
  • оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

Ситуация. Света (4 месяца) улыбается в ответ на улыбку матери, начинает активно двигаться, гулить, привлекая к себе внимание.

Как будет дочь реагировать, если мама оставит ее без внимания и уйдет по своим делам?

Решение. Света громко и обиженно заплачет. Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого - основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его.

Ситуация. Аня нередко хвалит своего ребенка: «Ты - хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится».

Надя же говорит своему ребенку другие слова: «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Ты хуже, чем мне хотелось бы».

Каким образом отношение Ани и Нади к своим детям повлияет на их психическое развитие?

Решение. У Ани ребенок получает позитивный настрой, мама проектирует его на хорошее отношение к самому себе, закладывает в нем умение без всякого сомнения положительно принимать самого себя («Я лучше всех»). У Нади же ребенок будет метаться в поисках собственного человеческого «Я» и мучительно сомневаться в самоценности («Я хуже всех», «Мне не за что себя уважать»).

Усвоение ребенком самооценки (позитивной или негативной) происходит на уровне его доминирующего состояния (оптимизма, активности или пассивности, апатии). Общая направленность личности «записывается» в бессознательную сферу психики ребенка.

У отзывчивых матерей дети вырастают более разговорчивыми и общительными.

Ситуация. Мама, стремясь не баловать своего малыша, не приучает его к излишнему вниманию: сухо и формально исполняет свои родительские обязанности, по часам кормит, перепеленывает, гуляет и т. д., не выражая при этом никаких радостных чувств.

Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?

Решение. Строгое, формальное воспитание пагубно для маленького ребенка. В его поведении закрепляются пассивность и привычка не ждать ответной реакции на проявление чувств. В раннем детстве закладывается основа личностного развития, поэтому необходимо уделять ребенку внимание и проявлять к нему доброжелательность. В связи с этим родителям следует заложить интерес ребенка к людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Ситуация. Бабушка слишком требовательна к своей дочери (маме ребенка) и считает, что та недостаточно хорошо заботится о малыше. В связи с этим бабушка постоянно критикует и ругает дочь.

Как это скажется на психическом развитии младенца?

Решение. Приход своей матери будет вызывать у молодой женщины чувства тревоги и вины, которые в усиленном виде будут передаваться малышу. Если же молодая мама передаст бабушке свои материнские функции, то ребенок будет напуган, у него появится чувство «брошенности».

Ситуация. Машу, молодую супругу, раздражает то, что ее муж Андрей пытается участвовать в уходе за малышом. Ее негативные чувства передаются ребенку, и тот начинает плакать. Маша винит во всем Андрея и прогоняет его: «Не видишь, он тебя боится!».

Как такая ситуация повлияет на психическое развитие ребенка?

Решение. Мать ограждает ребенка от отцовской заботы с каменным, строгим выражением лица. Ребенок видит, с какой настойчивостью его мать пресекает попытки вмешательства в его жизнь «чужого», пугается и начинает плакать, переживает в этот момент острую тревогу. При этом сначала малыш протестует, а потом демонстрирует

То, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от того, как строит с ним отношения мать.

Уже в годовалом возрасте ребенок чувствует, если в семье не все хорошо. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, любят ли друг друга его родители, каковы отношения его матери и отца с их родителями.

Постепенно ребенок узнает две вещи. Первая из них состоит в том, что существование его не всегда будет безоблачным. Вторая же заключается в том, что он нуждается в родителях.

Ребенок растет, и с ним растут его тревоги. Поначалу ребенок не осознает, что многие его тревоги связаны с родителями, но скоро выясняется, что это именно так.

Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны.

Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.

Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 5.2).

От 3 до 6-7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.

Рис. 5.2.

Период слияния матери с младенцем важен, но если он чрезмерно затягивается, то это тормозит развитие ребенка. Мать часто является причиной задержки развития ребенка, поскольку она может:

  • неосознанно задерживать его в состоянии младенчества;
  • охранять его от фрустрации;
  • сохранять его для себя и не делиться им даже с отцом.

Надо дать ребенку помочь быть самостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь увлекательна, если ребенок находится в контакте с отцом.

Если между родителями существуют любящие и сексуально удовлетворяющие отношения, то мать «освобождает место» в жизни ребенка и для отца, который в этом случае начинает играть более заметную роль в психическом мире младенца. Тем самым отец помогает ребенку выйти из его слияния с миром матери.

Мать дает жизнь, питает, защищает, а отец побуждает к развитию. Материнский «почерк» каждой женщины индивидуален: он зависит и от ее отношений с собственным отцом, и от того, как она воспринимала общение внутри родительской пары.

Мир человека не исчерпывается измерением «ребенок - мать». В него включаются еще и отец, братья и сестры, бабушка и дедушка - все они демонстрируют ребенку различные виды взаимоотношений.

Современные мамы отмечают, что «идеальной мамой» быть трудно, хотя к этому образу любой женщине нужно стремиться. А вот быть «хорошей мамой» - это более понятно. Даже при наличии хороших взаимоотношений и любви друг к другу возможны проблемы. Усталость, раздражение, взаимные обиды и разочарование - все это неотъемлемая часть материнства.

Различные женщины выделяют отдельные качества «идеальной мамы», которые, видимо, присущи им самим или которых, возможно, им недо ставало в детстве:

  • «Хорошая мама - это порядочный человек»;
  • «Взаимоотношения с детьми должны быть на равных»;
  • «Умение и желание быть вместе со своими детьми»;
  • «Чуткость, умение угадывать, когда ребенок в чем-то нуждается»;
  • «Способность не навязывать свое мнение, а помогать, когда ребенок нуждается в этом».

Ребенок должен принять свою маму, как и она его, безо всяких условий. В этом залог нормального психического развития ребенка и хорошего самочувствия мамы, появления у нее чувства выполненного долга.

Ситуация. Избирательное отношение ребенка распространяется не только на содержание его речи как таковой, но и на лиц, речи которых он подражает.

Одинаковое ли влияние оказывает на ребенка каждый, кто говорит с ним?

Решение. Нет, неодинаковое. К кому-то он остается равнодушным, к кому-то относится отрицательно. Ребенок быстро перенимает как запас слов, так и особенности речи у тех, кто ему по душе. Обычно это братья и сестры, которые оказываются более внимательными учителями, чем взрослые.

Ситуация. Бытует мнение: «Если ребенок лишен возможности поддерживать стабильные отношения со взрослым, ухаживающим за ним, то он не способен к крепкой привязанности».

Можно ли согласиться с этим утверждением?

Решение. Данное утверждение основывается на исследованиях ученых. У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцем, ни специфического чувства привязанности.

В 4-5 месяцев характерен избирательный характер общения детей со взрослыми. Родным и знакомым он радуется, незнакомец, напротив, может напугать ребенка.

Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2-3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам стала отдавать некоторое предпочтение знакомым лицам перед чужими.

После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

С чем может быть связана такая метаморфоза?

Решение. Это, безусловно, свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально-психологические связи с любящим их человеком.

Материнскую любовь искусственно воссоздать нельзя: либо она есть, либо ее нет (Э. Фромм).

Ситуация. По данным М. Родхолм, отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут после их появления на свет. Им предлагали подержать ребенка на руках, поговорить с ним, погладить головку, ручки и ножки новорожденного.

Как такая ситуация скажется на последующих контактах отца с ребенком?

Решение. Такие отцы становятся более активными, проявляют больше внимания к потребностям детей, испытывают больше положительных эмоций при контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах.

Вопрос. Как сказывается раннее общение с отцом на психическом и физическом развитии ребенка?

Ответ. Дети, чьи отцы ухаживали за ними с рождения, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.

В семьях, где это происходило, между супругами возникает единство целей и больше согласия в принятии решений по вопросам воспитания ребенка. Мужчины в таких семьях имеют большее влияние на своих детей, а те, в свою очередь, больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение.

Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние отношения.

Вопрос. Почему рождение так называемых «поздних детей» вызывает у мужчин более сильные и яркие эмоции?

Ответ. Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Основные трудности «незрелых» отцов в том, что они не умеют извлекать удовольствие и радость из общения с ребенком.

Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка.

Отец испытывает потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником.

Вопрос. Что происходит, если в семье доминирует мать?

Ответ. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства на последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем детстве он является своеобразным примером, моделью для подражания, а следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских черт у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании им своих собственных детей.

Вопрос. Зависит ли гипермаскулинность или агрессивность мальчишеского поведения от отцовского влияния в семье?

Ответ. Да, зависит. При излишней зависимости от матери, от ее феминизирующего влияния бунтует. В поиске своего мужского «Я» он проявляет агрессивность. Имеются данные о том, что подростки, привязанные к матери, испытывают затруднения в общении со сверстниками.

Функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку: условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь (О. Карабанова).

Ситуация. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру.

Значит ли это, что матери необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и постоянно находиться около него, только бы он не плакал?

Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс его психического развития, не даем ему возможности самому включаться в речевое действие по удовлетворению собственных потребностей. Пренебрегать нельзя только теми потребностями, которые связаны с охраной жизни и здоровья ребенка.

Ситуация. Молодая мама оправдывает то, что мало разговаривает с трехмесячной дочкой, такими словами: «Чего с ней говорить, она еще мала, не поймет моих слов». «Ты не права, - возразила ей соседка. - «Ты молчишь, и она не научится говорить».

Будет ли плохо говорить дочь из-за того, что мать молчалива? Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью. Существует два типа разговора, доставляющие удовольствие малышу.

  • Взрослый как бы говорит сам с собой, описывая все, что делает в тот или иной момент для ребенка (например: «Вот мама наливает в бутылочку молоко»).
  • Взрослый реагирует на то, что делает ребенок («Ты ударила по воде, смотри, водичка разлетается…»).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется - надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему, повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла: тебе нравится так сидеть»).

Можно играть со словами: ребенку нужно что-то сделать, если он услышит определенные слова («Полетели, полетели, на головку сели!»).

Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» - врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем - «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем - «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.

Ситуация. Молодая супружеская пара живет в однокомнатной квартире. У них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что невольно мама все время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним.

Вскоре семья переехала в трехкомнатную квартиру. У них появилась девочка. Ей отвели самую тихую комнату, подальше от кухни, где большую часть дня проводила мама.

Старший сын начал говорить членораздельно в 7-8 месяцев, а его сестра в десятимесячном возрасте еще только лепетала. Более того, в отличие от своего брата, который всегда светился улыбкой, девочка выросла тихой и молчаливой.

Что могло повлиять на различие в психическом развитии брата и сестры?

Дайте психологическое объяснение.

Решение. Безусловно, повлияла среда, в частности среда социальная, характер и частота общения с матерью. Для ребенка очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Здесь важно то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом. Это оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым, угрюмым человеком, будет всегда не в духе.

Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: у них отмечаются небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.

Назовите причины подобного явления.

Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

Решение. Причина данного явления в недостаточной речевой деятельности взрослых. Детям недостает впечатлений и эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга.

Родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, чтобы у него совершенствовалось понимание речи взрослых, и поощрять формирование собственной активной речи ребенка.

Ситуация. Родители Кати (1 год 5 месяцев) работают и одновременно учатся на вечернем отделении института. Так как на воспитание дочери времени не остается, они отвезли Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение отдельных слов.

Чем объяснить подобное явление?

В каком возрасте наблюдается сенситивность развития речи?

Решение. Сенситивность развития речи наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Поэтому развитие речи Кати быстро шло под влиянием речи бабушки. А она, видимо, говорила на местном наречии.

Ситуация. Японец Масура Ибука пишет, что он начал учить английский язык в средней школе, и его беспокоят ошибки в произношении и интонации английских слов. А вот его сосед начал учить английский язык рано, и он произносит английские слова очень правильно.

Дайте психологическое обоснование этого факта.

Решение. Это связано с сенситивным периодом усвоения языка.

Ситуация. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время - и на прогулке, и дома - постоянно что-то рассказывает своей дочери, напевает ей песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней разговариваешь, она все равно ничего не понимает!».

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то его запас слов будет пополняться быстрее, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Общение с младенцем

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным (рис. 5.4).

Рис. 5.4.

Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду

УДК 811.111

Н.Г. Виноградова, канд. филол. наук, доцент АГАО, г. Бийск, katipet 30@ yandex . ru ,

А.О. Афанасьева , выпускница факультета иностранных языков, г. Бийск, nancydrewcases @ mail . ru

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению эмоциональной составляющей, которая всегда имеет место в жизни людей и является неотделимым практическим компонентом каждой ситуации общения.

Ключевые слова: эмоции, эмоциогенные ситуации, функции эмоций, эмоциональное состояние.

Vinogradova N.G., Afanasieva M.O. EMOTIONAL COMPONENT OF COMMUNICATION

This article examines the emotional component that always takes place in men’s lives. It is considered to be an integral practical part in every communicative situation.

Keywords: emotions, emotiogene situations, functions of emotions, emotional condition.

Эмоции сопутствуют человеку в любой целенаправленной интеллектуальной деятельности, они выполняют целепобудительную функцию. Эмоции - это интегральные реакции организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной интенсивности (типа ярости, страха, радости) [Вилюнас,1976].

Эмоциональная составляющая всегда имеет место в жизни людей и является неотделимым практическим компонентом каждой ситуации общения [Барташова,2009].

Многосторонняя значимость эмоций в человеческой жизни и деятельности была подчеркнута многими учеными в течении развития психологии как науки. Р. Декарт доказывал, что «главное действие всех страстей людей» есть в том, что они регулируют человеческое тело и душу, заставляют хотеть жить [Декарт,1989].

Побуждение (активация) организма к действиям явилась характерной особенностью эмоций. Эмоции доставляют наибольшее возбуждение центральной нервной системе, ее подструктурам, которые влияют на общее состояние органов человека и организма в общем.

Экспрессивные движения, которые сопровождают эмоции, превращаются в тонко разграниченный язык , посредством которого человек (а также животные) могут взаимодействовать.

Общеизвестен и общепризнан факт о том, что эмоции могут оценивать значимость того, что происходит и могут сообщать об этом человеку, указывая, при этом, на необходимость, которая является актуальной для определенной ситуации. На основании этого, представляется возможным рассуждать о побуждающей, сигнальной и оценивающей функциях эмоционального компонента стереотипов общения между людьми.

Небезызвестно, что критические ситуации, особенно неожиданные, опасные ситуации, пробуждают эмоции, вынуждающие человека поступать неразумно и стереотипно. В опасных ситуациях «аварийными» способами решения ситуаций, которые человек усвоил в ходе эволюции, являются бегство, агрессия, оцепенение и др.

Специалисты относят такие состояния аффекта к особой группе эмоциональных процессов. Но, не исключительно аффекты, а так же и другие ситуативные эмоции (такие как, например, ревность, обида, возмущение, гордость и пр.) обладают способностью запускать механизм нежелательных и неразумных действий. В тех случаях, когда, даже в обычных биологических условиях , стереотипные поступки не оправдывают себя, то видна их бесполезность в межличностном общении. Например, существует давний стереотип, который заключается в том, чтобы быстро уходить от объекта, который порождает в человеке страх.

В данном случае, нам открывается дезорганизующая функция, принадлежащая эмоциям. Но, необходимо взять во внимание положение, которое высказывают многие авторы, о том, что эмоция сама по себе не имеет подобной функции, так как нарушение общения представляется не прямым, а побочным эффектом эмоционального проявления [Ладыженская,1998]. Такой негативный эффект можно объяснить тем, что эмоции играют важную роль в накоплении и приобретении значимости опыта индивида.

Функция накопления, которую А.Н. Леонтьев называл «следообразованием» [Леонтьев, 2007], говорит о том, что эмоции сохраняют в человеческом опыте своеобразные следы, закрепляющие воздействия, которые их породили. Особенно в экстремальных ситуациях данная функция проявляется исключительно ярко. Это дает нам основания для предположения , что функция накопления эмоций в ситуации семейного конфликта проявится, как в условиях экстремальной ситуации.

Необходимо обратить внимание, что эмоции в обычной ситуации актуализируют прошлый опыт и таким образом помогают предугадать события и найти решение в сложившейся ситуации. Но, в критических ситуациях эмоциональная память может вывести человека на неразумные действия. Вместе с этим эмоциональные переживания обеспечивают неадекватное понимание ситуации, которое запускается негативной эмоцией.

Нам представляется важным выделить несколько эмоциональных состояний человека , это такие состояния, как радость, интерес, страх, тревога, фрустрация, гнев, апатия, обида

Эмоция радости возникает у человека, когда он осознает свои возможности. Она включает в себя такие эмоциональные состояния, как возбуждение, интерес, активация, комфорт, удовлетворенность и имеет ассоциацию с удовольствием, с уверенностью в себе, с уверенностью в своих силах, со спокойствием. Состояние радости оказывает положительное влияние на личность.

Эмоциональное состояние интереса активируют перемены, воображение, мышление, новизна. Интерес объединен со стремлением к успеху, со способностью человека устанавливать социальные отношения.

Состояние тревоги выражается в опасении, лишении спокойствия и содержит в себе целый набор эмоциональных состояний ощущение надвигающейся опасности, страх, боязливое возбуждение. От личностных качеств конкретного человека и от ситуации зависит уровень и степень переживаний. Тревога активизирует личность, побуждает к наиболее целенаправленным действиям, а так же помогает заменить неадаптивные поведенческие реакции на адекватное поведение.

Страх является основной человеческой эмоцией, которая сообщает о надвигающейся опасности . Были выделены причины страха, такие как чувство отверженности, одиночества, ощущение провала, угроза самоуважению. В числе последствий страха можно назвать: нервное напряжение, заставляющее человека бежать, искать защиты; состояние неуверенности.

Очень важной человеческой эмоцией является гнев. Его возможно связать с депрессией, печалью, а так же с такими эмоциями, как страх и вина. Причинами могут являться: усталость, голод, боль, любое ощущение дискомфорта. Часто, человек не понимает настоящие причины гнева. Он чувствует только безнадежность и разочарование. Гнев подготавливает человека к действиям, то есть он выполняет мобилизующую и адаптивную функции.

Состояние фрустрации – это необычное эмоциональное состояние человека. Оно появляется при наличии какого – либо затруднения или препятствия на пути к цели. В некоторых случаях препятствия действительно непреодолимы, но в большинстве случаев они являются надуманными. Фрустрация связана с напряжением и представляет собой неприятное состояние, которое может вызвать агрессию или же побудить человека к переосмыслению жизни и жизненных целей.

Негативным эмоциональным состоянием, которое сопровождает страх, гнев и оказывает плохое влияние на человека является апатия. Она появляется в условиях длительного напряжения , когда человек чем – то не удовлетворен, разочарован, когда он не получает понимания от окружающих его людей, в конфликтных ситуациях, в состоянии одиночества или при каких - либо травмирующих ситуациях, которые носят повторяющийся характер.

Чувства обиды и вины являются двумя взаимодополняемыми эмоциональными состояниями. Очень часто, при общении возникающее у одного человека чувство вины перекрывается чувством обиды у другого человека. И, когда виноватый человек пытается получить у обиженного сведения о причинах обиды, обиженный человек активизирует возникшую обиду. В тех случаях, когда первая сторона не обладает способностью к переживанию вины, то обида является бесполезной. Обида представляет собой форму деструктивного общения, она появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства и человек чувствует унижение. Часто она включает в себя жалость к самому себе и мстительные намерения к обидчику. Обида всегда приносит конфликт и напряженность в общение [Горянина. 2002].

Все эмоциональные состояния характеризуются своими особыми чертами и причинами возникновения. И нам представлялось возможным выделить определенные ситуации, которые могли бы вызвать эмоции у человека. Однако французский психолог П. Фресс заявляет, что как таковой эмоциогенной ситуации не существует, так она имеет зависимость от соотношения между возможностями и мотивацией человека. Данную точку зрения поддерживают и другие психологи [Фресс, 1975].

Ситуация для человека означает не только совокупность определенных обстоятельств, но и так же отношение к ней человека и ее оценку. Эмоциогенность ситуации создает в первую очередь оценка, а не обстоятельства. Обстоятельства выступают исключительно как предпосылка для возникновения данной ситуации. Эмоциогенными ситуациями считаются такие ситуации, которые человек оценивает как значимые для него. Так, например, эмоциональности беременных женщин, что любая ситуация (хорошая, плохая, опасная или нейтральная и т.д.) носит субъективный характер. У беременных женщин эмоциональность становится эгоцентрической. У них уменьшается количество источников переживаний. Наиболее значимыми для беременных женщин в тот период становятся события, связанные с ней самой и с будущим ребенком. Любые другие события в обществе становятся малозначительными для них. При опросе беременных женщин не было замечено ни одной, которая бы эмоционально замечала явления, связанные на тот момент с государством , обществом или с экономикой.

Женщину, ожидающую в скором времени ребенка, радует именно сам ребенок, его активность внутри. Но в это же время, женщина может неадекватно отреагировать на критику в своей адрес, касательно ее внешнего вида.

Исходя из примера, приведенного выше, можно сделать вывод, что не все ситуации могут вызывать эмоциональную реакцию. И это подтверждает американский психолог Р. Лазарус, считающий, что эмоции появляются только тогда, когда формируется понимание о наличии опасности и отсутствия ее устранения.

Однако, немецкий психолог В. Вундт и русский психолог Н. Грот утверждают, что каждое событие порождает эмоциональную реакцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциогенные ситуации, по Лазарусу, это критические и экстремальные ситуации, а по Вундту и Гроту - все ситуации.



Вступление …………………………………………………………………...….2

1. Эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении ……………………………………………………………………. 3

1.1 Основные характеристики чувств и эмоций........................................... 4

1.2 Функции чувств и эмоций………………………………………….……. 6

1.3 Значение чувств и эмоций в системе межличностной коммуникации...

………………………………………………………………………...……. 9

2. Способы управления чувствами и эмоциями ……………………….…16

Выводы …………………………………………………..……………………...19

Список использованных источников …………..………………………...… 20

Практическая часть …………………………………………….………...….. 22

Вступление

«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. ..» - отмечает Ф. Энгельс.

Актуальность данной темы: заключается, в том, что собственно челове­ческие эмоции и чувства представляют собой специфические спо­собы реагирования людей на изменения, происходящие во внут­ренней или внешней среде, а также эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми. В результате чего предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тому или ином человеку.

Предметом курсовой работы: является определение места чувств и эмоций в структуре межличностного взаимодействия и взаимодействия людей.

Объектом данного исследования: выступает эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении.

Целью: является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

Задачи курсовой работы:

    как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека, его отношения с другими людьми;

    проявления чувства в межличностной коммуникации;

    функции чувств и эмоций в общении;

    значение чувств и эмоций в системе межличностной коммуникации;

    способы управления чувствами и эмоциями в межличностной коммуникации.

    Эмоционально – чувственное взаимодействие в межличностном общении

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Существуют следующие характеристики чувств и эмоций, рассмотренные ниже.

      Основные характеристики чувств и эмоций

Эмоции - особый класс психических процессов и состоя связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворен радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства - устойчивое эмоциональное отношение человека явлениям действительности, отражающее значение этих явлений связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии, процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

Определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

Знак (какое значение - положительное или отрицательное - имеет для субъекта событие, предмет, человек);

Предметность (направленность на что-то или кого-то, ад­ресность отношения);

Модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую сре­ду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, со­ответствующей его актуальным потребностям, а в межличност­ных отношениях - выбор партнеров, способы и средства взаимодей­ствия с ними.

Эмоции и чувства как действия обычно выделяют следующие формы, в которых проявляет­ся организующая функция эмоций:

выразительные движения, или реакции - следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается фи­зическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в це­лом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас;

эмоциональные действия - совершаются для того, разить или редуцировать эмоциональное состояние;

высказывания об испытываемых эмоциональных состоя­ниях - выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

нейтральное состояние - отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифферен­цированно, в зависимости от их значимости;

умеренный уровень эмоции - эмоция уже достаточно от­четлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реак­ции;

высокий уровень интенсивности - эмоция направляет дей­ствия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

Кроме перечисленных характеристик чувств и эмоций определяют их функции.

1.2 Основные функции чувств и эмоций

Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления-тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком прошлом у животных - предков человека,- указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды обратился к англичанам - соседям по столику в ресторане-с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Существует два вида эмоционального общения: положительное и отрицательное.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  • ПОДДАКИВАНИЕ

Например: «да, да, ты прав; а как же иначе».

  • КОМПЛИМЕНТЫ (двух видов)

1. «Минус-плюс» сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный.

Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что ты сегодня был внимательный, но ты очень способный». Но отрицательного в комплименте должно быть меньше, а положительного больше.

2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:

Чтобы он выглядел не искусственно, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.

Например, «Ты нравишься мне своим постоянством! Ты никогда не приходишь вовремя!» Т.е. по форме – это комплимент, а по содержанию – критика.

  • ОТВЕТ НА КОМПЛИМЕНТ

«Меня радуют твои успехи!», «Как хорошо, что ты у меня есть!»…

  • ДРУЖЕСКИЕ ЖЕСТЫ И МИМИКА

Например, хлопок по плечу, обнимание, подмигивание ребенку, поведение заговорщиков…

  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАСТУПНИЧЕСТВО

Например, когда в семье живет несколько поколений: «Чего вы к ребенку пристали? Он все делает правильно. Ты – умница, пусть родители вспомнят, как сами учились!»…

  • ПОХВАЛА (НЕ ЗА ВНЕШНОСТЬ)

«Воспитательница сказала, что ты сегодня сделал красивую поделку!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЖНОСТИ

«Как мы счастливы, что у нас растет такой сын!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ ЖАЛЕНИЯ (НЕ ЖАЛОСТИ)

«Ах ты, бедный!»…

  • УСПОКАИВАНИЕ

«Не волнуйся, дорогой!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ СОДРУЖЕСТВА

«Ничего, мы это преодолеем!»…

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕНИ ПАРТНЕРА В ОБЩЕНИИ

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.

«Сережа, ты меня удивляешь!», «Саша, мы гордимся тобой!»…

  • ВНУШЕНИЕ РЕБЕНКУ СОЗНАНИЯ ЕГО ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ

Необходимо это делать не наигранно и искренне.

Лучше всего обращаться с просьбой к человеку и к ребенку в том числе, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение в общении с взрослым человеком, т.к. человек почти всегда занят или хочет, чтоб так думали другие. С ребенком это может выглядеть так: «Прости, сынок! Но мы хотели бы тебя кое о чем спросить…»

Общение протекает благоприятно, и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или слишком много – возникает ощущение дискомфорта, неловкости, недосказанности.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ (УКОЛ)

«Укол» это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОЙ ХОЛОДНОСТИ.

«Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО БЕЗРАЗЛИЧИЯ К СВОЕМУ ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.

«Меня это не касается!», «Это твои проблемы!», «Сам натворил, сам разбирайся!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ.

«Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!»…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПРЕЗРЕНИЯ.

«Ты такой же дурак, как и твой отец!», «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!»…

  • НАСМЕШЛИВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Да что её слушать! Она нам напридумывает!», «Ну и бестолочь же ты!», «Это и дураку понятно!»…

  • ВЫСОКОМЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я зарабатываю, мне и решать!»…

  • ПРОЯВЛЕНИЕ ЕХИДСТВА.

«Ты еще короче платье надень!», «У тебя что, руки не туда пришиты?»…

  • ГРУБЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

«Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!»…

  • УНИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ, МИМИКИ, ПОЗЫ.

«У тебя не все дома!»…

  • СТРЕМЛЕНИЕ ОТМЕТИТЬ ПОСТУПКОМ НА ЗЛО, ПРИЧИНЯЕМОЕ В ОБЩЕНИИ.

Желание наказать, как правило, воспитатель много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учить своего ребенка защищаться от «уколов» и не допускать «уколов» по отношению к ребенку.


 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с